Май 03 2011

Практические способы углубления расслабления: Запрет на использование оружия в парной работе

Category: ДневникЕвгений @ 09:48

В методической литературе довольно широко распространено мнение, согласно которому «айкидо раскрывает свои тайны только через оружие». Основываясь на том, что движения в айкидо чаще всего имитируют движения фехтовальщика с мечом или копьем, тренировки с оружием очень часто рассматриваются как «лучший инструмент для обучения техникам айкидо, в т.ч. и безоружным».

Айкидо и меч в наше время стали дополняющими друг друга понятиями. Портфолио каждого уважающего себя айкидоки содержит несколько фотографий с боккеном или даже катаной.

Действительно, многое меняется, когда перед вами, вместо безоружного партнера, оказывается человек с мечом в руках. Многократно возросшая опасность мгновенно очищает сознание от имеющихся иллюзий. Совершенно иной уровень ответственности за возможные ошибки заставляет неукоснительно соблюдать точность движений и предоставляет возможность проявиться сильным чертам характера. Эффективность обучающего воздействия техник с оружием настолько велика, что вполне обоснованно дает повод существованию суждения, в котором «отсутствие в обучении работы с мечом означает обеднение стиля и резкое ограничение перспектив совершенствования техники».

Именно поэтому не могу не отметить иное отношение к использованию оружия в методике изучения айкидо Жерара сенсея.

Для того чтобы обратить внимание на неоднозначность влияния оружия на техническое совершенствование в айкидо, заставляющую задуматься о выборе методов его использования, начать можно, пожалуй, вот с такой истории от Имамуры Тацунори сенсея, рассказанной им в статье «Что является целью айкидо?»:

«… 43 года назад, весной 1965 года, кажется это был день моего поступления в ученики Хомбу Додзё, перед началом тренировки я увидел боккен, висевший на стене. Мне захотелось взять его в руки, но в тот момент, когда я только прикоснулся к нему, из дальнего угла додзё на меня, подобно грому, обрушился чей-то голос, который сурово и на весь зал сделал мне замечание: «Ты что делаешь?» Сначала я даже не понял, что произошло, кто на кого и за что накричал, я даже в лицо еще никого из учителей не знал. Через некоторое время я понял, чей это голос, потому что накричавший на меня человек после небольшой паузы добавил: «Белый пояс не должен даже прикасаться к боккену или дзё. Боккен и дзё – для тех, кто уже освоил базовую технику айкидо». Слова эти относились ко мне, но я понял, что они звучали для всех присутствующих в додзё. Это был Основатель …»

Несмотря на то, что ссылка на авторитет О-сенсея уже не требует для его последователей дополнительных доказательств, явное противоречие распространенному в боевых искусствах отношению к упражнениям с оружием, вызывает интерес к тому, чтобы разобраться в причинах вспышки гнева Основателя айкидо.

О необходимости ограниченного использования техник с оружием в изучении айкидо базового уровня я слышал от Жерара сенсея уже давно, задолго до того, как узнал об этой истории. Она лишь послужила подтверждением его наставлениям. Однако объяснения на этот счет стали для меня понятными и убедительными не сразу, а после осознанного смещения приоритетов в основных целях практики и в базовых условиях изучения айкидо к принципиальным положениям, найденным Учителем в результате пятидесятилетнего стажа занятий и глубокого изучения текстов Основателя айкидо. Суть их, в контексте рассматриваемой темы, можно выразить следующим образом: - техники айкидо содержат ментальную составляющую, которая формирует механическую структуру движений и служит источником их силы и эффективности; - задачи технического совершенствования в айкидо делают необходимым изучение ментального содержания техник, определяют направление практики как поиск состояния О-сенсея и связывают его с тренировкой силы притягивания; - величина проявления силы притягивания определяется глубиной состояния сознания, которое характеризуется как качество «не иметь ничего против партнера» и выражается уровнем физического расслабления тела.

Отмечу, что именно это свойство сознания – «не иметь ничего против партнера» – наполняет техники айкидо силой их Основателя и делает непохожими на подобные техники других боевых искусств.

То, что техническое совершенствование в айкидо невозможно без изучения ментального наполнения техник, что неправильное ментальное отношение легко способно увести тренировки с пути практики айкидо и то, что представляет собой состояние сознания, «не имеющее ничего против партнера», можно найти в очень коротком объяснении Жерара сенсея на вопрос одного из участников семинара, представителя другого направления практики, впервые принявшего участие в его занятиях.

«Многие присутствующие на тренировке оперируют терминами «уход с линии атаки», «дисбаланс», «бросок». Прошу учителя объяснить технику, используя эти термины». «А это не айкидо! – было ответом. – Потому что, когда вы говорите таким образом, это значит, что вы думаете об атаке. В айкидо нет ни атаки, ни защиты, просто тело двигается и все!».

Из ответа видно, что «не иметь ничего против партнера» означает не думать об атаке и защите. Отсутствие мыслей об атаке и защите, это характеристика сознания, которое не делит явления окружающей действительности на противостоящие друг другу противоположности – хорошие и плохие, а воспринимает их как возможность для партнерского взаимодействия. Для такого сознания атака, это не что-то ужасное и опасное, а необходимость, без которой невозможно продемонстрировать красоту и эффективность техники айкидо, непременное условие для создания учебной ситуации, в равной степени обучающей и того, кто принимает атаку, и того, кто атакует.

Вместе с тем по характеру вопроса очевидно, как противоположное ментальное состояние задавшего его человека делит двух объединенных техникой людей на того кто несет опасность и того, кто защищаясь уходит с линии атаки, на того кто лишает другого баланса, на победителя и того, кто должен быть уничтожен мощным броском.

В числе главных аргументов за использование оружия в занятиях боевых искусств, в т.ч. и в айкидо, стоит тот факт, что перенос понятного смысла действий с оружием (Здесь блокируем укол! Затем поднимаем меч для удара! Далее режем!) раскрывает и уточняет менее понятную логику движений безоружных техник. С этим не поспоришь!

Однако нетрудно заметить, и что является более важным, как упражнения с оружием буквально заставляют того, кто его держит, думать об атаке и защите! Не важно, собираетесь вы атаковать мечом или только защищаться, логика применения оружия, в любом случае, делит целостную ситуацию взаимодействия на два противостоящих объекта – на «я» и того, кто противостоит этому «я».

Оружие, вместе с механическими особенностями движений (поднять-опустить), переносит в выполняемые действия логику его применения (защититься-разрубить), формируя и углубляя состояние сознания, в котором все совершаемые действия будут направлены против партнера. Техники, выполненные в таком состоянии сознания, останутся завуалированными способами использования инструмента разрушения, и не будут являться объединяющими техниками айкидо, даже если внешне будут очень на них походить. Практика таких техник, разрушающих партнера и свое сознание, не связана с тренировкой силы притягивания и не способствует поиску состояния О-сенсея. «В этих техниках своя логика. Она мне нравится, но она другая. Она учит другому. Это не айкидо!» – разъясняет Учитель.

В случае, когда оружие находится в руках партнера, исходящая от него повышенная опасность, в сочетании со сложностью техник против атак с оружием, обычно значительно превышающие уровень подготовки учеников, мало способствуют ментальному и физическому их расслаблению и также мешают поиску состояния «не иметь ничего против партнера», одной из главных целей, определяющей общее направление практики айкидо.

Поэтому Учитель настаивает на том, что тренировка с оружием в парах, это высокий уровень тренировки. Применение ее на базовом уровне подготовки превращает занятия в игру, не связанную с изучением боевого искусства. Даже в упрощенных условиях учебной ситуации мало кто сможет выполнить технику против меча, в том числе ученики высоких данов. В предшествующих записях я уже рассказывал, чем закончились попытки выполнить на Жераре сенсее техники против меча теми, кто незадолго до этого превосходно демонстрировал их на своих ассистентах в показательных выступлениях.

Существует очень тонкий нюанс – Жерар сенсей иногда показывает техники с боккеном и бо и в них демонстрирует притягивание. Неопытного человека, такое обстоятельство легко может вести в заблуждение в отношении к оружию, уводящее с пути практики айкидо. Я же понимаю, что приобрел он эту способность (притягивание с оружием) не в тренировках с боккеном.

«… Многие говорят, что айкидо пришло из техник с оружием, я в это не верю! Представьте, что кто-нибудь вот так рубит вас мечом, а вы подставляете руку! Только подумайте об этом!..»

Ж. Блез, учебный семинар по айкидо, Санкт-Петербург, 2004г.

Скорее наоборот, это результат обратного процесса, в котором в ментальную часть техники с оружием внесено состояние сознания из техник айкидо.

«… Однажды я вам расскажу, как работать с мечом! Но если вы сейчас учитесь делать никке и руки у вас остаются мягкими, то вы уже учитесь держать меч!..»

Ж. Блез, мастер-класс по айкидо, Новосибирск, 2006г.

Обратите внимание, сначала мягкие руки, и только затем бокен! Сначала правильное состояние сознание и только после этого оружие!

На вопрос корреспондента журнала «BLACK BELT» «какое место в айкидо занимает работа с оружием?», Жерар сенсей отвечал:

«Практически нет этого места. Когда я начал заниматься айкидо 43 года назад, мы не занимались с оружием, в то время Основатель был еще жив. Потом неожиданно мы начали много этим заниматься, и все более объяснялось тем, что айкидо произошло от работы с оружием. Но уточнения никакого не было, никто не мог конкретно сказать, что именно пришло в айкидо из работы с оружием. То ли манера передвижений, то ли атаки, то ли форма ударов, точно сложно сказать. Есть учителя, которые, для того чтобы доказать, что айкидо происходит из работы с оружием, стали изменять технику. Они говорили, раз меч идет вот так, значит мы должны вот так двигаться. После смерти О-сенсея большое количество учителей айкидо начали много работать с оружием, но при жизни Основателя этого не было. Я думаю, что если бы работа с оружием была настолько важна, О-сенсей очень четко все это объяснил, а он этого не делал. И сейчас учителя, взяв в руки оружие, делает все по-разному. Именно поэтому я предпочитаю говорить, что нет особой связи. Иначе люди в определенный момент начинают думать об оружии, забывая, что говорил Основатель айкидо». 

«Мастер айкидо Ж.Блез», «BLACK BELT», №3, 2007г, стр.62-65.

В столь эмоциональном возмущении старого мастера в рассказе Имамуры сенсея, я вижу не просто дисциплинарный нагоняй новичку, не соблюдающему установленного порядка. Грозная форма наставления, исходит из важности затрагиваемой темы и служит залогом тому, чтобы люди, недавно приступившие к изучению айкидо, несведущие в характере воздействия оружия на психику неискушенного человека, не брали его в руки до тех пор, пока им не станут понятны главные цели практики и базовые условия изучения айкидо.

Непонимание этих целей и механизма действия техник, способно сыграть злую шутку в выборе методов практики и увести с пути, на который указывал О-сенсей. Кто-кто, а человек, создавший айкидо, знал, что выбор решения в вопросе, об использовании оружия на начальном этапе изучения айкидо, имеет значение – либо боккен, либо айкидо!

Смысл, содержащийся в этой истории, делает ее уроком, обращенным не только к ученикам, находившимся в то время рядом с О-сенсем, но и ко всем будущим его последователям.


Comments (0)

Оставьте мнение: