Май 12 2011

Жерар Блез: Шочикубай но кен, масакацу бо-дзюцу и кагура май

Category: БиблиотекаЕвгений @ 17:30

Жерар Блез

Шочикубай но кен, масакацу бо-дзюцу и кагура май

(айкидо в Сибири, №3, октябрь 2003, перевод Колышкиной Анны)

Известно, что основатель айкидо Морихей Уесиба изучил множество школ боевых искусств. Менее известен факт – то, что он также разработал систему техник с оружием, которые были для него неотделимы от занятий айкидо.

Хикитсучи Мичио сенсей рассказывает:

«Однажды в августе 1957 года, в час ночи Мастер Морихей Уесиба попросил меня подняться, чтобы пойти в додзе потренироваться и позаниматься с кен (Sho Chiku Bai No Ken). У О-сенсея был очень красивый бокен, который ему подарил доктор Окава Симей, а у меня был бокен из кизилового дерева. О-сенсей попросил меня атаковать его, когда я захочу, как захочу, просто, когда я почувствую удобный момент для атаки. Итак, я стал его атаковать, но во время выполнения этих атак я вдруг почувствовал, что бокен О-сенсея сломался. Мы остановились, и действительно, бокен О-сенсея был сломан, причем отсутствовала довольно большая его часть. Я принялся искать отколовшийся кусок по всему додзе, а О-сенсей спросил меня: «Что ты ещешь? Уж не это ли?» И с этими словами от вытащил отколовшуюся часть бокена из своего кейкоги (одежда для тренировки). Я был потрясен, так как пребывал в убеждении, что отколовшийся кусок закатился куда-нибудь, я спрашивал себя как он мог попасть в кейкоги О-сенсея? (Уходя в сторону от моего повествования, надо сказать, что этот кусок бокена лежит сейчас в доме семьи Уесиба в Тонабе). Именно в этот день О-сенсей раскрыл мне «секрет» айкидо-кен (Sho Chiku Bai No Ken) и передал мне макимоно (свидетельство, свиток) по работе с палкой (бо) в айкидо (Masakatsu Bo Jjutzu)».

Sho Chiku Bai No Ken

По словам Арикавы сенсея (в настоящее время 9 дана айкидо, Айкикай) айкикен, состоящий из 18 движений, стал Sho Chiku Bai No Ken (меч из сосны, бамбука и японской сливы) в 1942 году.

Почему именно такое название? По словам Хикитсучи сенсея оно символизирует добродетели, которыми должен обладать каждый человек, занимающийся айкидо.

Sho: сосна. Японцы говорят, что с какой стороны ни посмотреть на сосновую иголку, увидишь одну и ту же сторону, одну и ту же поверхность. Сосна символизирует чистоту характера и полноту постоянства. Перед лицом противника, каким бы он ни был, наше состояние не должно меняться.

Chiku: бамбук. Он символизирует гибкость и силу, силу и энергию, которую ничто не может остановить, какова бы ни была ситуация. Такой энергией должны обладать и мы в продвижении по нашему пути, чтобы очиститься, очистить свою душу и помыслы когда мы занимаемся.

Bai: японская слива. Она символизирует мягкость, а своим сладковато-горьким вкусом дает понятие о вечности и счастье. На занятиях мы должны приносить счастье своему партнеру.

В техническом плане, Sho Chiku Bai No Ken очень просто: оно содержит три базовые формы, движения бедер и ног, которые располагаются по треугольнику. Однако движения должны производиться только в тот момент, когда человек, стоящий напротив вас, решает атаковать. Именно в этом заключается вся сложность, присущая данной дисциплине.

Как говорит Хикитсучи сенсей, учение Sho Chiku Bai No Ken преподавалось только в устной форме, и лишь атакуя О-сенсея, можно было познать его практически. В объяснениях своим ученикам Хикитсучи сенсей поступает так же.

Masakatsu Bo Jutsu

(техника бо с сердцем справедливости)

Итак, в августе 1957 года Хикитсучи сенсей получает из рук Основателя айкидо макимоно по работе с палкой (бо) в айкидо: Bo-jutsu Okui Soden, подтверждающее способность Хикитсучи сенсея преподавать учение Основателя айкидо о работе с бо.

Bo-jutsu: техника работы с палкой.

Masakatsu: уверенность победы над чем-то, что является неправильным, с сердцем, исполненным справедливости (Masakatsu, Agatsu, Katsu, Hayabi – три слова, придуманные О-сенсеем).

Okui Soden

Okui: из глубины души, самое глубокое, квинтэссенция, суть. Soden: So: взаимная. Den: передача. Okui Soden: передача из поколения в поколение. Таким образом, диплом, полученный Хикитсучи сенсеем, можно перевести следующими словами: передача из поколения в поколение сути работы с палкой, с сердцем наполненным справедливостью.

Занятия Bo-jutsu Основателя айкидо

Перед тем как приступить к занятиям, необходимо определиться с длинной палки Masakatsu. Длинна эта не регламентирована и зависит от роста ее владельца: в оптимальном варианте длинна вертикально поставленной на пол палки должна доходить до кончика его носа. На занятиях иногда трудно подобрать палку нужной длинны, поэтому чаще используется палка длинной 160 сантиметров.

В общеизвестном варианте школа бо Основателя айкидо, если только термин школа здесь уместен, состоит из 32 техник, которые входят в состав нескольких ката. По словам Хикитсучи сенесея порядок их не регламентирован; его устанавливает тот, кто отвечает за передачу знаний в каждой конкретной школе.

Возможность изменить длину палки, возможность изменить порядок техник – все это отнюдь не упрощает изучения Masakatsu Bo Jutsu. Но здесь добавляется еще одна трудность: изучать ката следует без партнера. Хикитсучи сенсей особенно настаивает на этом моменте: работать нужно поодиночке. Действительно, во времена Мастера Морихея Уесибы работы в парах не было. О-сенсей занимался с партнером только для того, чтобы объяснить какое-нибудь движение или перемещение, а также в рамках показательных выступлений. Но в такие моменты он использовал только две-три техники, которые мог делать только он.

В конце этой главы я объясню, почему так важно заниматься без партнера. Но вот в чем же заключается интерес этой работы? Во многом.

Искусство палки Masakatsu создано самим Основателем айкидо. Повторяя ката можно очень быстро констатировать, что все осуществляемые в них перемещения присутствуют в любой технике, выполняемой без оружия. Например, при атаке екомен (удар в висок), ноги перемещаются таким же образом, что и при выполнении этой же самой атаки без оружия. Продвижение вперед, удар палкой вперед учит технике, называемой ирими-наге, и т.д.

В этом искусстве работы с палкой, положение ступней ног, например при перемещениях или ударах, не должно меняться когда вы шагаете. Действительно в айкидо нет оборонительной позиции: стоять следует естественно, как при обычном дружеском разговоре. Но как только тело начинает двигаться, положение ступней изменяется, и именно это положение объясняется и изучается в школе бо Мастера Морихея Уесибы. Не менее важным является угол, на котором располагаются бедра по отношению к палке, который следует соблюдать: этот угол остается неизменным делаете ли вы укол, удар или движетесь вперед… Этот угол также остается неизменным при выполнении любой техники без оружия. Таким образом его можно изучить с помощью работы с палкой, осознать его всем телом, а затем применить – уже спонтанно – при работе без оружия.

Занимаясь под руководством компетентного преподавателя, можно обнаружить и изучить ритмы, включенные в выполнение каждого ката. Впрочем, ритмы эти варьируют в зависимости от ката и, со временем, конечно, станет возможным обнаружить, что те же ритмы также существуют и в техниках без оружия.

Однако почему же следует тренироваться без партнера?

На самом деле этот вопрос поднимает всю сложность понимания айкидо Основателя.

Что же в действительности говорил О-сенсей?

«Истинное Будо – это тренировка притягивающей силы (In Ryoku No Tenren), для того, чтобы притянуть всего партнера полностью. Вот почему мне достаточно просто стоять вот таким образом. Я составляю единое целое со Вселенной. Если я стою так, партнер притягивается». Takemusu Aiki, стр.190.

О-сенсей просит нас, в свою очередь, изучать это на занятиях, через движения, которые он передал нам, напрямую, или теперь уже для большинства из нас, посредством своих учеников, а также применяя следующие принципы: не смотреть на партнера, начинать первым и не быть открытым для атак или реакций партнера. Между тем, в рамках любого ката, если вы тренируетесь с партнером, вы смотрите на партнера, вы ждете его атаки, чтобы начать реагировать. Так занимаются в традиционных школах боевых искусств, где учат, как действовать в ответ на ту или иную атаку. Но в этом случае больше не идет речь о том, чтобы притянуть партнера. То есть здесь отсутствует поиск айкидо Основателя, поиск состояния гармонии со Вселенной.

«Путь, на котором вибрация всего тела отзывается на вибрацию Вселенной, есть истинное айкидо. Благодаря этой тонкой связи между вибрацией всего тела и вибрацией Вселенной, крепнут возвышенные функции Ки, которая порождает Любовь как Воинское искусство и Воинское искусство как Любовь. И это называется Takemusu Aiki». (Aikido Magaziene № 32).

Или еще, как говорил Мастер Морихей Уесиба в 1941 году :

«Начиная с 16 года эры Шова (1941), тренировка техники тела (Tai jutsu) закончилась. Теперь я вышел на этап Kannagara (спонтанное действие в согласии с природой)». («Aikido Shugyo» Мастера Годзо Сиоды).

Это поиск состояния, подобного тому, в котором находился Основатель, должен бы стать целью каждого айкидоки, желающего постичь айкидо Мастера Морихея Уесибы. Правда, конечно, это все кажется столь иррационально, что очень соблазнительно остановиться на совершенствовании техники, как конечной цели. По словам Хикитсучи сенсея, сам Основатель затруднялся построить тренировки таким образом, чтобы они вели его учеников в направлении его айкидо. Безусловно, именно поэтому, к концу своей жизни, он и хотел развить практику Kagura Mai.

Kagura Mai (храмовый танец)

Госпожа Онода Уда, художник и скульптор, видевшая Kagura Mai Мастера Морихея Уесибы незадолго до его смерти, рассказывает:

«Kagura Mai начиналось с Ameno Uki Hashi Tashite (стоять на небесном мосту), при этом произносилось 75 звуков Kotodama. О-сенсей танцевал, держа в руках бо, и выражал движениями тела вибрации Kotodama, как-будто это была техника сотворенная Вселенной. Его лицо было божественным. Это действительно было искусством».

(Kotodama: поверие, что звук или слово делают возможным обращение нашего мира с Миром Духовным, так как Дух материализуется в этих словах и звуках).

Для господина Симудзу Ютаки, специалиста по японской и китайской культуре, одного из немногих людей, внимательно изучавших объяснения Мастера Морихея Уесибы о его искусстве, в Kagura Mai все – слова, телодвижения, сознание – абстрактно, потому, что это освобождение от всех форм, построенных человеческим существом. С этим освобождением от форм, «стена» между внешним и внутренним исчезает и становится возможным обмен собственной энергией с энергией Вселенной.

Это объяснение Takemusu Aiki, где вибрация всего тела отзывается на вибрации Вселенной. К сожалению Осенсей ушел слишком рано для того, чтобы эту часть своего искусства. Таким образом, и в Aikiken, состоящем из 18 движений Sho Chiku Bai No Ken, и в работе с палкой Masakatsu Bo Jutsu, и в Kagura Mai, О-сенсей все больше и больше отдалялся от формы, чтобы позволить Ки вести его, или, точнее, позволять Ки действовать чтобы, по его собственному выражению, душа использовала форму (В айкидо нет формы, все заключается в изучении души). В этом кроется вся масштабность айкидо и эти несколько комментариев с очевидностью показывают тонкость использования оружия в поиске айкидо.


Comments (1)

Один ответ на запись “Жерар Блез: Шочикубай но кен, масакацу бо-дзюцу и кагура май”

  1. Helga говорит:

    Замечательная статья. Только, видимо, или скопировано некорректно, или набрана не аккуратно. Местами слова потеряны в предложениях, получается некоторая вырванность из контекста.

Оставьте мнение: