Июн 14 2011

Практические способы углубления расслабления: непрерывность занятий и направление практики

Category: ДневникЕвгений @ 00:24

Изучение любого вида традиционного японского боевого искусства начинается с изучения физических форм жестов и перемещений, составляющих механическую основу его техник. И конечно такую работу, направленную на освоение действий базового уровня, самого простого из того, что придется изучать в дальнейшем, уже принято считать практикой искусства.

Что касается айкидо, то в записях на страницах этого сайта я уже неоднократно высказывал услышанную от Жерара сенсея, мало распространенную идею о том, что полноценная практика и настоящее изучение айкидо начинается с изучения ментальной составляющей его техник. Уже после того, как физические движения – техники – в определенной степени уже усвоены и становятся инструментом для поиска определенного психофизического состояния. Того самого, в котором Основатель айкидо демонстрировал свои необыкновенные способности. Только такое направление практики создает условия, для внесения изменений в техники, отличающие их от боевых приемов, известных в других боевых искусствах задолго до создания айкидо.

Чтобы самого начала изучение боевых техник под портретом О-сенсея, рассматривалось как практика айкидо, считаю важным помнить об этом формирующем воздействии целей практики боевого искусства на механическую структуру его технического арсенала и уже на базовом уровне, при разучивании и наработке технических действий, создавать в учениках представление об основных идеях, составляющих ментальное состояние О-сенсея, и создавать в тренировке условия, открывающие возможности для поиска и достижения этого состояния.

В этой связи нужно отметить, что методические приемы, ведущие в процессе практических занятий к углублению психофизического расслабления, представленные при рассмотрении начального – базового уровня схемы «Структуры технического совершенствования в айкидо», являются теми самыми условиями, с которых начинается работа по изучению ментального наполнения техник айкидо.

«Нужно, чтобы вы поняли, что невозможно, чтобы вы сразу сделали всю технику потому, что в ней смешаны жесты и состояния тела! В принципе, жесты должны сделать ваше тело более мягким. Чем более вы станете расслабленным, тем больше сможете вести своего партнера! Больше сможете концентрироваться и менять концентрацию! Лучше почувствуете то, что от этого будет происходить!»

Ж.Блез, мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2006г.

Ментальное состояние имеет широкий ряд характеризующих его параметров, в различных сочетаниях образующих бесконечно большое количество вариантов частных проявлений. Вместе с тем, объединяющее – не имеющее ничего против партнера – сознание, проявляемое расслабленным состоянием тела и более мягким выполнением техник, может послужить обобщающим ориентиром для начала поиска и достижения состояния О-сенсея.

На основании того, что совершенствование в айкидо, после освоения базовых форм техник, главным образом связано с углублением психофизического состояния расслабления, рассмотрение методических способов, содействующих расслаблению тела и успокоению ума, направляющих практику занятий к развитию способностей Основателя айкидо, начатое в предшествующих записях, при рассмотрении базового уровня, обязательно будет продолжено при рассмотрении и других уровней технического совершенствования.

Однако во избежание разочарований от отсутствия скорых результатов, уже с первых уроков люди, изъявившие желание изучать айкидо, должны быть поставлены в известность о том, что, и индивидуальный, и интегративный эффекты от применения методов психофизического расслабления, могут быть проявлены только лишь через определенное время, в результате регулярных тренировок.

Физиологическое обоснование процесса накопления тренировочного эффекта от регулярных и систематических занятий уже было представлено в записи «Процесс технического совершенствования: Непрерывность обучения». Сейчас же я хочу обратить внимание на то, что рост физической тренированности и укрепление психологической уверенности, которые можно приобрести в регулярных занятиях, являются важными, не секретными, но далеко не самыми главными ценностями непрерывной практики.

Наверняка многие изучающие айкидо люди сталкивались с мнением о том, что обрести полное понимание смысла, заложенного в предназначение айкидо его Основателем и повторить невероятные способности, демонстрируемые им в техниках айкидо принципиально невозможно. Для этого пришлось бы в точности повторить жизненный путь Мастера Морихея Уесибы – родиться в позапрошлом веке в Японии, изучить все боевые искусства, которые он практиковал, быть таким же, как и он, синтоистом и приверженцем Омоте Ке. Для современного человека, живущего далеко и от Страны восходящего солнца, и от существовавших в ней принципов образования и воспитания, действительно невозможно. Эта непреодолимая ситуация, позволяет сторонникам подобной точки зрения оставаться приблизительными во многих вопросах, касающихся практики айкидо. Однако уже сегодня можно заметить, как накопление допускаемых неточностей приводит к утере целей изучения айкидо, к изменению средств и методов практики будо, оставленных нам О-сенсеем.

Вопреки приведенному выше распространенному суждению я придерживаюсь идеи о том, что «пройти жизненный путь Основателя айкидо» и «достигнуть состояния, в котором он выполнял свои неповторимые техники», совсем не одно и то же! Прожить второй раз жизнь О-сенсея по известным причинам уже ни кому не удастся, однако же, пережить состояние, наполняющее техники будо его смыслом и силой, вполне возможно для тех, кто этого захочет!

В этом нет ничего удивительного, если помнить о том, что японские искусства и практики Пути, к которым принадлежит и айкидо, зародились, существуют спустя не одну сотню веков и востребованы по всему миру во времена супертехнологий, именно благодаря способности быть средством передачи состояния внутреннего мира человека.

Феномен, обеспечивающий возникновение подлинной ценности любого произведения искусства, состоит в участии внутреннего мира его творца, того самого ментального состояния, о котором здесь идет речь, в непосредственном процессе сотворения, и проявляется во включении, бессрочном хранении и возможности передачи этого состояния в сотворенном произведении искусства. «Мы тренируемся, чтобы понять то послание, которое О-сенсей для нас оставил!» – говорит Учитель.

Техники О-сенсея, являясь техниками искусства и практики Пути, были созданы для выражения необыкновенных переживаний человека, ведущего долгий духовный поиск. Раскрыть их полный смысл, а значит и стать способным проявить их силу и эффективность, можно только в результате изучения состояния, в котором они были созданы. В методике изучения айкидо Жерара сенсея задача «пережить состояние Основателя айкидо» является одной из основных целей всей практики.

Изучение ментальной составляющей техник айкидо – непростая задача. Об этом можно судить хотя бы по тому, что не все ее видят в числе методических задач практики, а из тех, кто видит, не все понимают ее важность и необходимость. Однако без ориентирования физической работы по изучению механического аспекта техник на проникновение в смысл духовного послания, заложенного в техники айкидо его Основателем, самые напряженные, систематические и постоянные тренировки, с точки зрения изучения искусства и практики Пути, не имеют ни какого смысла. На хорошем авто можно уехать далеко, но, как может оказаться, совсем не в ту сторону!

«В айкидо нет ни одного движения, которое бы делалось ради движения! Айкидо создано, чтобы кого-то притягивать и вести, а не для того чтобы бросать, ломать. Если у вас есть вот это все в голове, значит, вы всегда будете правильно идти в направлении поиска, а дальше у вас все будет получаться в силу вашего опыта.

Главное не ошибиться в направлении. Если человек забудет, что айкидо – это развитие силы притягивания, то айкидо на этом закончится. Конечно, можно хорошо делать технику, но это не будет айкидо.

После того, как вы придете к пониманию, что айкидо – это тренировка силы притягивания, вы начинаете осознавать, что ваша практика, ваше привычное выполнение техник, требует изменений! Благодаря этому вы сможете учиться больше и больше.

Но если вы забудете об этом направление поиска, вам уже не понадобится меняться, не понадобится О-сенсей со своим учением. Можно накачивать мышцы, поднимать гантели – это сработает, но только в другую сторону, тогда уж лучше заниматься борьбой.

Я думаю, что О-сенсей, говоря о том, что айкидо это развитие силы притягивания, дал нам направление поиска! Но проблема в чем? Я вижу мало учителей, которые объясняют своим ученикам, как идти по этому пути. Хикитсучи сенсей дал для этого основы. Потом я видел, что сенсеи, учителя высокого уровня, делали также, но они этому никогда не учили, и очень часто они говорят противоположные вещи тому, что делают.

Я что хочу сказать, что если вы идете в этом направлении поиска – поиска состояния Основателя айкидо, то вы будете все делать правильно в силу своего опыта! Постепенно, с накоплением опыта, вы станете понимать, как делать икке, ириминаге, котегаеши».

Ж.Блез, мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2006г.

Несмотря на многие сложности, изучать состояние О-сенсея и работать над ментальным наполнением техник айкидо и необходимо, и возможно. Для этого у нас есть специальные инструменты и инструкции по их использованию.

Специальные инструменты – это техники Мастера Уесибы – строго регламентированные логикой будо физические действия, являющиеся одновременно и средством воздействия на тело и ум человека, и средством контроля, отражающим уровень проникновения в смысл духовного послания, содержащегося в айкидо.

Инструкции – это многочисленные наставления О-сенсея по организации и ведению практики – высказанные им в стихах и статьях, дошедшие до нас в записях его лекций и выступлений.

Немаловажно и то, что с течением времени не исчезает преемственность учителей, несущих ответственность за сохранение неизменными предназначения, главных целей и принципов практики айкидо, способных указать ведущую к ним доступную нашему пониманию цепь ориентиров, видимую нам с того места, где мы находимся, но исчезающую в бесконечной перспективе Пути.

Однако если при возникновении необходимости уточнения механической части техник айкидо мы всегда имеем возможность воспользоваться видеозаписями с демонстрациями О-сенсея, то обращение к его указаниям для изучения ментальной составляющей техник скорее послужит причиной быть сбитым с толку, чем получить разъяснения. Несмотря на то, что все они почти не затрагивают механики и направлены на описание ментальной части техник, в прямом буквальном переносе их невозможно использовать как методические пособия в тренировочных занятиях! К сожалению это нередко приводит к тому, что от их применения в практике айкидо отказываются совсем!

Однажды на одном из семинаров Жерар сенсей зачитал (ученикам Жерара сенсея несказанно повезло, Учитель разговаривает и читает на японском языке, к тому же у него есть японские друзья, при необходимости, оказывающие ему помощь в переводах) слова О-сенсея (к сожалению, не знаю из какого источника):

«… то, что я здесь объясняю, даже очень эрудированный человек будет в затруднении понять, потому что это очень расплывчато, как же я, Уесиба, могу этому следовать? Каждый день я тренируюсь над тем, как очистить свое тело от вещей и вижу, как оно пронизывается светом…».

Еще раньше, в книге «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Paris, 1994, Жерар сенсей поделился своим способом изучения текстов О-сенсея и использования их в практике занятий:

«Чтение этих трудов, даже для японца, очень трудно. В самом деле, создатель айкидо использовал специфичный словарь, истоки которого надо искать в древнем учении Синто. Некоторые слова и выражения он создал сам, чтобы наиболее точно выразить свои мысли, описать свои чувства. И даже обычная фраза, часто встречаемая в обиходе, в его выражении приобретает особый смысл, так как понятия, описываемые учителем Морихеем Уесиба, не принадлежат обыденному миру. Очень часто О-сенсей говорил по интуиции и обращался к интуиции своего собеседника.

Мой опыт неоднократно показал, что объяснения создателя айкидо, смысл которых непонятен при первом чтении, со временем, с проведением тренировок, становились понятными и воспринимаемыми. Но это восприятие было возможным только, если фразеология учителя была соблюдена.

Так бессознательно удерживаемые в памяти одно слово или одна фраза, однажды в процессе тренировки, вдруг обретают конкретный смысл, наполняются конкретным содержанием. В этот момент вы поймете, что объяснения достигли своей цели. Если после этого перечитать тексты, то могут быть прояснены и другие его слова и фразы.

Именно таким образом, по моему мнению, нужно подходить к пониманию слов О-сенсея, а не стараться это делать как с «научной» книгой, удовлетворяющей разум и мышление».

Только практика занятий может раскрыть смысл объяснений Основателя айкидо! Интеллектуально, только лишь читая тексты, вести поиск состояния О-сенсея, понять ментальное наполнение техник айкидо и уж тем более развить в себе способности Мастера Пути, невозможно.

Сегодня, вследствие роста популярности айкидо и благодаря интернету, слова Морихея Уесибы, выражающие его мировоззрение, и философские идеи, находящиеся в основе практики айкидо, подвергаются широкому обсуждению. При этом можно наблюдать как почитатели айкидо, среди которых есть инструкторы, обучающие других, делясь своим пониманием наставлений О-сенсея, высказывают суждения, часто противоречащие другим мнениям, а затем стойко и непримиримо отстаивают их перед теми, кто с ними не согласен. Порой люди, изучающие искусство объединения, бывают не в состоянии найти точки соприкосновения в обсуждении вопросов его практики и, защищая свое воззрение, опускаются до оскорблений тех, кто с ними не согласен!

Для обоснования своей, несхожей с другими точки зрения, некоторые из них, указывают на неточности в литературных источниках, которыми пользуются большинство айкидок в России, закравшиеся в них в результате двойных – с японского на английский или французский и только затем на русский язык – переводов оригинальных японских текстов.

Уточнение значения явлений и понятий, изучаемых и используемых в практике айкидо, несомненно, способствует раскрытию его секретов, однако обвинения в «корявых» переводах известных издательств, а дело доходит и до этого, лишают возможности людей, не знающих японского языка, либо не имеющих оригиналов текстов, использовать в своих занятиях прямые наставления О-сенсея или других японских мастеров айкидо.

Кроме того, участие в погоне за точными переводами заставляет быть зависимым от людей, дающих наиболее точные переводы. Австралийский мастер айкидо Ральф Петмэн в книге «Психологическое айкидо» (Сампо, Москва, 2001) высказывает мысль, которая мне ближе. Она состоит в том, что учителя, какой бы силой убеждения они не обладали, ставящие нас в зависимость от себя, ограничивающие нашу свободу, вряд ли станут приобщать нас к великим духовным знаниям.

У начинающих занятия учеников, обратившихся к текстам О-сенсея и встретившихся с перечисленными выше обстоятельствами, естественным образом может возникнуть целый ряд вопросов: Как быть если соблюдение направления в практике айкидо очень важно, японского языка я не знаю, а описание его в переводах текстов О-сенсея не вызывает ясных ассоциаций? Какому переводу верить, опубликованному известным издательством или найденному на интернет-форуме? Где найти еще более лучший перевод, чтобы понять смысл так и не ставших понятными высказываний О-сенсея и как их использовать в своей практике?

По моему мнению, попадание в зависимость проблемы «более точного перевода» влечет к отклонению от работы над изменением своего ментального состояния и от поиска состояния О-сенсея. Происходит это потому что, понять смысл непонятных высказываний О-сенсея, прибегая к помощи более точного их перевода, невозможно! Его слова непонятны совсем не потому, что неправильно или неточно переведены! Его слова отражают иное его ментальное состояние! Понять их можно лишь войдя в это состояние!

«… бессознательно удерживаемые в памяти одно слово или одна фраза, однажды в процессе тренировки, вдруг обретают конкретный смысл… »

Меняется не слово! В результате тренировок, в результате воздействия техники, а еще точнее, в результате воздействия ментальной составляющей техники айкидо на человека, практикующего эти техники, меняется его ментальное состояние, вследствие чего он становится способным понимать заключенный в слова О-сенсея смысл!

Погоня за точностью перевода очень часто имеет тенденцию к «единственно верному прочтению» текстов Основателя айкидо, что выстраивается еще в одно обстоятельство, негативно влияющее на поиск его ментального состояния.

Соглашаясь или не соглашаясь с «новыми» переводами, я замечаю, как уклон к интеллектуально-лингвистическому изучению айкидо жестко и однозначно фиксирует в них смысловое значение глубочайших мыслей и идей космического масштаба! Выразить его можно следующими словами: Вот это высказывание О-сенсея нужно понимать так! Только так!

В методике практики айкидо Жерара сенсея изучение техник представляет собой многоуровневый процесс. Характеризуется он тем, что одни и те же техники имеют несколько уровней выполнения (не путать с вариантами и чистотой выполнения техники), градация которых определяется не количеством и механической сложностью разученных технических приемов, а объемом передаваемой в технике информации о ментальном состоянии, в котором О-сенсей выполнял свои необыкновенные техники. Другими словами, технический уровень мастера выше, чем у начинающего ученика (его техника эффективней) потому, что в его технике, в ментальной ее части, больше состояния О-сенсея!

За новыми уровнями понимания, т.е. новыми уровнями ментального состояния, находятся новые, ранее недоступные для восприятия и осознания явления, описание которых, совершенно естественно, требует привлечение новых образов и слов, отсутствующих на предшествующем уровне личного представлении, а также в том или ином переводе.

Многоуровневость ментального состояния в практике айкидо разрешает говорить о возможности многих уровней прочтения высказываний О-сенсея. Это значит, что последовательное повышение уровня практики, напрямую связанное с изменением ментального состояния, каждый раз позволяет увидеть новую смысловую глубину выражений О-сенсея. А это, в свою очередь, служит причиной того, что люди, находящиеся на различных уровнях практики, одни и те же высказывания Мастера будут описывать другими словами, вкладывая в них (в высказывания) другой – новый смысл! Продвижение в изучении айкидо всегда сопровождается нахождением нового смысла в уже знакомых фразах учителей.

Проявление этой закономерности можно заметить, например, в изменении у приступивших к изучению айкидо представления о предназначении, принципах и целях практики этого боевого искусства. Да, айкидо – это болевые заломы рук. Да айкидо – это использование силы атаки нападающего. Но айкидо – это и ведение партнера, а еще и притягивание в котором нет ни заломов, ни бросков, ни атак и защит, ни объединения с нападающим!

Интересная особенность многоуровневого смысла явлений, изучаемых в айкидо, состоит в том, что понятия, образы и логика объяснений, используемые на более высоком ментальном уровне общения, могут быть непонятны и даже неприемлемы для нижестоящих уровней практики. Двухлетнему ребенку, сующему грифельный карандаш в электрическую розетку, говорят о ней, как о некоторой штуке, в которой сидит «бабайка», делающий «ваву». Школьник начальных классов знает, что электророзетка, это устройство для подключения компьютера к электрическому току. Старшеклассник, рассказывая о ней же, может употребить в своих объяснениях и «разность потенциалов», и «движение заряженных частиц». И все это, как ни странно, будет правильным! Однако, услышав о разности потенциалов, ребенок не перестанет ковырять в розетке!

Спор об одном и том же явлении с различных уровней его осознания не имеет смысла. В качестве яркой иллюстрации этого утверждения мне обычно приходит на память история с Жераром сенсеем, ранее уже рассказанная мной, та, в которой Учитель – мастер с сорокалетним стажем, не счел возможным объяснить журналисту – человеку, не имеющему опыта практики Пути, о том, что такое айкидо! Все правы на своем уровне. И все противоречия исчезают лишь тогда, когда точка зрения на айкидо приближается к точке зрения О-сенсея.

Большинство своих указаний и рекомендаций Основатель направлял на описание высшего уровня технического совершенствования, того, на котором находился он сам. Чтобы они «не мешали» в изучении айкидо, чтобы их понять и воспользоваться ими нужно до них дорасти!

Так стоит ли непримиримо настаивать на только одном, как может оказаться условно правильном, варианте перевода слов О-сенсея (среди которых немало стихов, за которыми стоят яркие и многогранные образы вызывающие свои личные, ассоциации необязательно по форме схожими с ассоциациями других людей), пусть даже очень авторитетного специалиста-переводчика?!

Лучше уж, спустя время, с улыбкой вспоминать о своих «детских» заблуждениях, чем со стыдом и извинениями, за не имеющие прочных оснований, громкие публичные обличения в непонимании истинного искусства людей, находящихся на более высоком, чем вы уровне практики.

«Не корявое», но статичное отношение – только так и не иначе! – к смыслу объяснений Основателя (направленных на описание ментального состояния), коварно тем, что не позволит прогрессировать в изучении айкидо! Помню как Жерар сенсей, подписывая для меня одну из своих книг, сказал, что пусть она будет подтверждением тому, что все изменяется! Ничего нет странного во фразе мастера «сегодня я думаю так!». Ей он оставляет за собой право на дальнейшее совершенствование!

Несомненно, практика айкидо является единственным средством, позволяющим понять мысли и чувства, которые О-сенсей выразил в своих объяснениях. Однако явление многоуровневости техник делает практические занятия ключом к осознанию идей, высказанных Основателем, с существенной оговоркой. Только непрекращающаяся практика, последовательно меняя ментальное состояние, делает возможным находить в них (в идеях) все новый и новый смысл и постепенно приближать его к уровню понимания О-сенсея.

Интеллектуальное осознание слов О-сенсея не является самоцелью в изучении айкидо. Айкидо это, прежде всего, практическая деятельность, через выполнение своих физических действий открывающая путь в мир духовного состояния, и предназначенная для выражения этого состояния в выполнении собственных физических действий. В этом процессе взаимодействия материальных и духовных явлений возможность нахождения нового смысла в наставлениях Основателя айкидо имеет важное значение. Раскрытие образов и конкретизация понятий, которыми пользовался О-сенсей, необходимы для включения в тренировочный процесс работы, направленной на изучение ментальной составляющей техник айкидо и достижение состояния его Основателя, без которой невозможно совершенствование в практике этого искусства.

Несмотря на то, что практика техник айкидо является проявлением физических кондиций тела, настоящее совершенствование в айкидо, как в практике Пути, не заключается в развитии физических качеств и закреплении определенных двигательных рефлексов.

Тело, ограничено многими условиями в своих возможностях. Гены, не всегда в лучшую сторону индивидуализирующие наши способности для применения в каком-то определенном виде деятельности, размер тела, его вес, и, может быть самое главное – возраст, рано или поздно независимо от наших желаний и стараний, могут стать теми непреодолимыми лимитирующими факторами, останавливающими совершенствование в практике искусства, если ставка в ней делается лишь на внешнюю – физическую сторону.

В отличие от физического тела, сознание не имеет ограничений в развитии. Подлинная ценность постоянной практики Пути состоит в неограниченных возможностях изменения ментального состояния, проявляющегося в постоянном совершенствовании мастерства в практикуемом искусстве, независимо от физических ограничений тела. В айкидо «сильнее» не тот, кто моложе, быстрее и сильнее, а тот, кто в силу своего опыта и способностей может воспроизвести в своих действиях – в технике – ментальное состояние, более близкое к состоянию О-сенсея.

Практика айкидо начинается с работы по изменению ментального состояния и продолжается до достижения состояния О-сенсея. Принимая тезис о том, что состояние Основателя айкидо является отражением безграничной глубины Гармонии Вселенной, мы открываем для себя в изучении айкидо бесконечную перспективу для совершенствования!

Время от времени начинаешь думать о том, что понял для себя все тонкости премудростей айкидо. И вот в такие моменты Учитель вдруг показывает неожиданно новые и непостижимые вещи, заставляющие думать о себе намного скромнее. При этом он говорит, что, несмотря на долгую практику айкидо он, конечно, научился быть расслабленным и благодаря этому быстро двигаться. Однако все же не так быстро, как это делает О-сенсей! Слишком еще все жестко!


Comments (0)

Оставьте мнение: