Июл 09 2011

Способы реализации принципа «Не быть открытым!» Не быть открытым благодаря соблюдению правильных поз

Category: ДневникЕвгений @ 22:38

Техническое совершенствование в методике практики айкидо Жерара сенсея, в перспективе, направленно на достижение способностей Основателя этого боевого искусства и на своем протяжении предполагает реализацию определенной последовательности промежуточных целей.

Одни из этих целей направлены на приобретение глубоких знаний о будо, вторые связаны с наработкой устойчивых двигательных навыков, другие решают ментальные задачи, создавая условия, способствующие личному переживанию чувств и феноменов, пережитых О-сенсеем.

Несмотря на специфичность промежуточных задач, Жерар сенсей, за редким исключением прибегает к использованию каких-то особых специальных средств для их реализации (если исключением можно считать упражнение «шинкон кишин но хо», масакацу бо-дзюцу и некоторые «старые» техники айкидо). Все они, как физические, так и ментальные, достигаются использованием одного-единственного средства – практикой техник Мастера Уесибы.

Организуют и создают столь многогранный результат применения одного и того же средства принципы их использования – методические условия изучения и повторения техник, придающие физической механической работе определенное внутреннее направление. Направление совершенствования!

По мнению Учителя, высказанному в книге «Айкидо: поиск верного движения» (Барнаул, 1999):

«… знание, понимание и применение главных принципов практики айкидо к любой базовой технике, позволят занимающемуся сделать свое тело, свой дух и сердце чувствительным к поиску айкидо …».

Начинается этот поиск с изучения форм базовых техник, в котором главными принципиальными требованиями, определяющими направление совершенствования, являются требования логики будо. Подчеркивая свое отношение к айкидо как к практике боевого искусства, Жерар сенсей, при представлении основных принципов изучения базовых техник айкидо, первым всегда называет принцип «Не быть открытым!».

Что значит «Не быть открытым!», он поясняет следующим образом:

«Во время выполнения техники нельзя предоставлять атакующему возможность противодействовать и получить какое-либо преимущество. Для того, кто проводит технику, это очевидная необходимость: какая была бы эффективность действия, дающего противнику возможность ударить или схватить во время этого действия!».

Ж. Блез, Айкидо: поиск верного движения, Барнаул, 1999.

Именно соблюдение требования «Не быть открытым!», участвуя в формировании ментального наполнения техник, делает айкидо средством разрешения боевых ситуаций и объединяет его со всеми другими видами традиционных японских боевых искусств, спортивных единоборств и боевых систем. Даже самые сложные движения людей в хакамах, захватывающие своей невероятной акробатической ловкостью, из претендующих называться техниками айкидо, в один миг превращаются в обычный спортивно-художественный номер, если принцип «Не быть открытым!» будет в них отсутствовать.

В составленной мной «Схеме уровней технического совершенствования в айкидо» первый уровень – уровень изучения базовых форм техник – расположен в рамках практики традиционных видов будо. Обусловлено это тем обстоятельством, что общая направленность принципиальных требований и механических параметров базовых форм техник айкидо по своему информационному содержанию (ментальному наполнению) все еще остается в рамках традиционных боевых искусств и подчиняется системе требований традиционного японского будо – логике утилитарного боевого искусства – уничтожить противника в бою и остаться при этом живым и невредимым.

Однако это совсем не означает, что выполнение техник на начальном уровне изучения айкидо должно преследовать цели выполнения техник традиционных боевых искусств, то есть вести к физическому уничтожению противника. Размещение начального уровня изучения айкидо в рамках традиционных видов боевых искусств, призвано указать на тот факт, что ведущим фактором, формирующим механическую структуру базовых форм техник айкидо и изучаемую на этом уровне, является логика действий человека в боевой ситуации.

Жерар сенсей в своих наставлениях постоянно напоминает о принадлежности айкидо к боевым искусствам и подчеркивает, что тренировка в соблюдении принципа «Не быть открытым!» способна наилучшим образом помочь в изучении механики базовых форм техник и наработке ее точности.

Например, при объяснении икке:

«… Но даже тогда, когда айкидо было более боевым направлением, тот, кто делал технику, начинал первым. Он бил сюда [в лицо], потом сюда [в ребра], потом толкал в локоть и бросал [врага]. Всю логику движений, по отношению к себе и партнеру, мы сохранили из старых техник. Положения, перемещения и жесты абсолютно не изменились …».

Ж. Блез, семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Примечательно, что, выделяя и объясняя конкретные практические способы реализации требования «Не быть открытым!», Жерар сенсей указывает на параметры, определяющие механическую структуру базовых форм техник айкидо. Тем самым Учитель предоставляет возможность не только целенаправленно упражняться в обеспечении собственной безопасности при выполнении техник, но и дает точки контроля, и практические рычаги для совершенствования механической формы техник.

Для меня это очевидный пример того, как ментальное наполнение техник участвует в формировании ее механической формы.

Способы как «Не быть открытым!» Жерар сенсей систематизирует исходя из влияния на возможность и форму выполнение техники: поз каждого из партнеров, их взаимного расположения, осуществления контроля, перемещения и выполнения атеми.

Разделение их на группы, конечно же, условно. Выполнено оно в методических целях для облегчения понимания и использования в практических занятиях. В действительности в техниках они проявляются в смешанных многокомпонентных сочетаниях. Конкретизация способов «Не быть открытым!», акцентируя внимание на определенные моменты взаимодействия с партнером, лучше помогает находить недостатки в форме выполнения техник и устранять их. Быстро и наглядно дает понимание того, что выполнение техники не удается или же она слаба не потому, что в ней мало силы, а потому, что в ней не соответствуют техническим требованиям поза кого-то из партнеров (или сразу обоих), либо их взаимное расположение (даже при соблюдении правильных поз), направление перемещения и т.д.

Представление практических способов «Не быть открытым!» Жерар сенсей обычно предваряет замечанием о том, что тренировка в применении этого принципа требует активного взаимного участия обоих партнеров. Поэтому он очерчивает две границы учебной ситуации базового уровня практики при выполнении техники: - тори не должен предоставлять атакующему возможность противодействовать или получить какое-либо преимущество; - уке обязан быть включен во взаимодействие, должен иметь намерение (желание) атаковать, но при этом ждет действий партнера, не сопротивляется и, при каждой появившейся возможности, указывает партнеру на открытые места.

Не быть открытым благодаря соблюдению правильных поз

Для понимания и практического применения способа «Не быть открытым благодаря соблюдению правильной позы!» необходимо уточнить, что поза, принимаемая человеческим телом, определяется положением его частей (головы, корпуса и конечностей) по отношению друг к другу, а техники рассматривать как последовательную смену поз партнеров.

Можно сказать, что, изучая форму техник айкидо, мы каждый раз учимся находить и, перемещаясь поддерживать, такое положение частей своего тела и тела партнера, которое соответствует принципу «Не быть открытым!».

Обычно изучение техник начинается с изучения стоек. Однако зачастую ученики, кто-то не понимая важности, кто-то в силу устоявшихся привычек, не сразу становятся способными переносить принципиальные требования, по поддержанию правильной стойки, в техники, где позы могут отличаться от тех формальных положений частей тела (стопы – так, колени – так, спина, руки и т.д.), которые они изучали вначале своих занятий.

Приступив к изучению непосредственно техник, новички обычно выполняют предлагаемые им движения в позах, к которым привыкли!

Подавая руку для захвата, или захватывая запястье, они очень часто «ломают спину в пояснице». Вместо подъема рук – поднимают локти и плечи. Перемещаясь – передвигают ноги, «забывая» перемещать корпус и руки. Неудивительно, что выполненные таким образом их действия не приводят к падению партнеров. Даже незначительное изменение позы одного из одного из партнеров, будь то тори или уке, выводящее форму техники за пределы соблюдения требований принципа «Не быть открытым!», способно предоставить уке возможность к противодействию и, как следствие, привести к невозможности завершения техники.

Неверная поза тори!

Можно привести множество примеров, демонстрирующих как нарушение технических требований к позе во время выполнения техники, вместо наращивания преимущества приводит к его потере.

Подъем локтя, изменяющий вертикальное положение предплечья на горизонтальное при выполнении икке – это реальная возможность для того, чтобы эту технику вместо тори завершил уке (фото 1).

Фото 1.

Поднятый локоть тори в кокью-наге, ура, создает условия для того, чтобы преимущество перешло к его партнеру и тот, перехватив инициативу, провел енкье (фото 2).

Фото 2.

Наклон корпуса вперед, вместо вертикального положения, на контроле после выполнения тенчи-наге, позволяет уже лежащему уке ударить тори в лицо, или без особых усилий перебросить его через себя (фото 3).

Фото 3.

Выполнение икке, ура одними руками, без участия бедер, приводящее к нарушению соотношения положения (направления) корпуса и бедер, позволяет уке, продолжив тянущее движение тори, легко столкнуть его в том же направлении (фото 4).

Фото 4.

«Отданная» партнеру рука при выполнении кокью-наге – смещенная из положения «перед собой» в положение «сзади» – легко позволит уке остановить технику (фото 5).

Фото 5.

Запрокинутые за голову руки и прогиб в спине – целый комплекс технических нарушений, которыми уке может воспользоваться в своих целях (фото 6).

Фото 6.

Выпрямление рук и наклон корпуса тори вперед в шихонаге дают возможность уке самому выполнить эту же технику или бросить партнера техникой кокью-наге (фото7).

Фото 7.

Согнутые руки тори в икке или тенчи-наге открывают его живот и ребра для возможного удара (фото 8, 9).

Фото 8.

Фото 9.

Неверная поза уке!

В связи с тем, что в создании техники айкидо участвуют как минимум двое, ее эффективность обеспечивается не только позой тори, но и позой уке.

Я уже приводил пример того, как всего лишь изменение положения кисти уке в технике никке, из «положения ладонь от себя» на «положение ладонь к себе», тут же лишает довольно болезненную технику никке силы и предоставляет уке возможность столкнуть партнера (фото 10).

Фото 10.

В этой же технике, «разрешение», со стороны тори, «забрать» – прижать уке локоть захваченной руки к своему корпусу – это возможность для него принять позу, позволяющую перейти к выполнению санкье (фото 11).

Фото 11.

Такой же, предоставляющей преимущество партнеру, окажется техника санкье, если в ней положение предплечья захваченной руки уке будет неверно сориентировано относительно общего положения его тела. Получив возможность опустить локоть, уке становится способным перевести преимущество в ситуации на свою сторону и затем усилить его выполнением ирими-наге, или того же санкье (фото 12).

Фото 12.

Даже кратковременное положение руки уке горизонтально вдоль тела, вместо перпендикулярного его корпусу, при выполнении контроля санкье в сувари ваза, позволяет ему, почти без усилий, поворотом кисти, опрокинуть своего партнера используя его же захват (фото 13).

Фото 13.

В создании условий взаимодействия, удовлетворяющих принципу «Не быть открытым!», как было отмечено выше, кроме поз партнеров участвует целый комплекс факторов. Тонкий и важный момент, на который хотелось бы обратить внимание уже на уровне изучения в техниках положений частей тела, состоит в том, чтобы тренировку в применении этого принципа не свести к лишь к освоению новых технических способов действий! Чтобы, изучая механику начального уровня подготовки, не позволить себе забыть о главных целях практики айкидо!

Безостановочное выполнение атак и контрприемов может выглядеть очень эффектно – мастера красиво и элегантно, не потеряв достоинства, выходят из, казалось бы, обреченных на проигрыш положений. Вместе с тем, опасность использования упражнений, включающих подобные вереницы приемов, состоит в том, что они способны, легко и незаметно для практикующих, увести направление их занятий от направления практики боевого искусства, созданного Мастером Морихеем Уесибой.

Дело в том, что такая тренировка, с одной стороны, переключая внимание учеников на соблюдение последовательности чередующихся друг за другом действий, помимо того, что не способствует концентрации на выполнении основной изучаемой техники, подталкивает их к увеличению числа разучиваемых приемов, которое может быть бесконечным. С другой, имеет свойство склонять людей, недавно приступивших к занятиям, к увеличению приложения физический силы при выполнении своих действий и процесс изучения техники подменять соревновательным выяснением отношений – банальной борьбой за победу в споре кто сильнее.

Разжигание духа соперничества вместе со стимулированием интереса к увеличению количества разучиваемых приемов не оставят времени для изучения глубины техник – важного условия, определяющего возможность для прочтения смысла послания, заложенного в айкидо, и к утере направления и методики практики боевого искусства, развивающих дыхательную силу.

Для задачи составления методики практики айкидо представляется интересным тот факт, что Хикитсучи-сенсей в своем додзе в Шингу запретил ученикам выполнять атэми. По словам Жерара сенсея, причиной этому послужила значительная трудность для учеников самостоятельно отказаться от совершения агрессивных действий в ответ на атеми, имеющая серьезное негативное влияние на дальнейшее продолжение практики айкидо. Ученики начинали заниматься только этим: один показал атеми другому; тот, забыв о выполнении заданной техники, хватал партнера за руку и, зачастую не зная что с ней делать, начинал ее попросту выкручивать с силой, превышающей необходимые рамки. В ответ на это, первый, продолжая сопротивляться, пытался найти еще варианты действий, чтобы ни в коем случае не остаться проигравшим!..

В упражнении, в котором тори и уке несколько раз меняются ролями, нет работы над устранением недостатков в соблюдении принципа «Не быть открытым!». Такое выполнение техник свидетельствует о том, что в каждой из них присутствуют ошибки, на которые не обращается внимания. Потому что если технику выполнить без недостатков, переход на контр технику не возможен! А ведь изучающих боевое искусство должно интересовать именно такое выполнение! Можно даже сказать, что подобные упражнения являются больше тренировкой для совершения ошибок, чем для их устранения!

В айкидо О-сенсея, ведя партнера, создают условия для выполнения техники, а не борются с ним, не надеются на оплошности с его стороны и не ждут его ошибок!

Для того чтобы процесс изучения и практики техник не превращался в борьбу, но, позволял упражняться в обеспечении безопасности и давал навыки боевого искусства, чтобы тренировка не закрепляла ошибки в форме выполнения техник отсутствием к ним внимания, а вела к устранению даже незначительных недостатков и открывала перспективу для ее углубленного изучения, каждый из партнеров должен с большим старанием и дисциплиной выполнять свои обязанности!

В связи с этим есть необходимость уточнить, что методически правильное применение в практике занятий принципа «Не быть открытым!», решающее целый комплекс учебных задач, требует, чтобы каждая выполняемая техника, каждый раз, после первой же допущенной ошибки, была остановлена и начата сначала!

Создание условий, не позволяющих партнеру противодействовать на всех этапах выполнения техники за счет поиска нужной позы, – достаточно простой, наглядный и в то же время очень действенный способ для внесения необходимых правок в движения и повышения эффективности техник. Он хорош тем, что показывает «куда надо смотреть!», наблюдая за действиями своего наставника! Воспользоваться им, как вы могли уже заметить, довольно просто: Если техника не получается, то есть, партнер не подчиняется вашим действиям и, даже наоборот, имеет возможность противодействовать, нужно посмотреть на себя со стороны для того, чтобы оценить правильность поддержания своей позы и позы партнера во время выполнения техники, и привести их в соответствие с тем, что показывает инструктор или учитель.

Осознание опасности и точное копирование позы учителя на всех стадиях выполнения техник способны помочь в преодолении многих проблем в освоении базовых форм движений. Накопление опыта в такой работе позволяет понять пунктуальность и жесткую требовательность учителей в соблюдении механической формы движений и с благодарностью принимать от них, казалось бы, несущественные замечания. Сейчас я уже по другому отношусь к тому, что на одном из семинаров, ученик Жерара сенсея – Ксавье Шевриер, «долго и нудно придирался» ко мне всего лишь из-за неверных положения головы и направления взгляда при выполнении техник. «Потому, что это небольшое изменение, дает грандиозный эффект!», – настаивал он.

«Обратите внимание, когда я говорю, что практика айкидо, это поиск состояния, в котором находился О-сенсей, и поэтому нехорошо, когда люди впадают в зависимость от техник, это не означает, что с техникой можно делать что угодно! Техника очень четко прописана! Она связана правилами логики и механики, где четко сказано, как надо перемещаться!».

Ж.Блез, мастер-класс, Новосибирск, октябрь 2005 года.

Очень важно помнить, что являясь базовым, принцип «Не быть открытым!» распространяет логику будо на все уровни технического совершенствования в айкидо. Даже на продвинутых уровнях практики внимательное наблюдение за позой учителя способно открыть много нового в изучении уже известных техник!


Comments (0)

Оставьте мнение: