Ноя 02 2011

Не быть открытым благодаря расположению

Category: ДневникЕвгений @ 00:20

Считаю, что осознанное углубленное изучение техник айкидо подразумевает составление каждым учеником в уме, а быть может и на бумаге, своего личного их описания. Некоего списка характеристик ситуации и требований к действиям, которые ученик стремиться воспроизвести в тренировке с партнером на татами. Во всяком случае, я поступаю именно таким образом.

Собирается информация в такое описание разучиваемых техник постепенно, из того, что ученик стал способен увидеть в демонстрациях своих учителей, в просмотрах видеозаписей, смог услышать и понять из комментариев к техникам. Со временем практики такой внутренний список требований к техникам становится все шире и шире, а сами техники, вследствие этого, все точней и эффективней.

По-сути, выполнение техник более опытным учеником, отличается тем, что он контролирует в них большее количество параметров своих действий. И это объяснимо, ведь его личное описание каждой конкретной техники содержит большее количество пунктов. Обнаруживая связь между полнотой своего представления о технике и качеством ее выполнения, стремящиеся к техническому совершенствованию ученики, начинают чувствовать важность и все с большим интересом искать применение не очевидным и, порою даже нелогичным для других, указаниям наставников, которые раньше либо не замечали, либо не придавали нужного значения. Все ответственней и бережней относиться даже, казалось бы, к незначительным замечаниям, относящимся к способам построения взаимодействия в боевой ситуации.

Взаимное расположение – характеристика техники

Для соблюдения главного принципиального требования к действиям в боевой ситуации «Не быть открытым!», состоящего в том, чтобы «во время выполнения техники не предоставлять атакующему возможность противодействовать и получить какое-либо преимущество!», Жерар сенсей в преподавании техник использует такую их характеристику, как расположение тори и уке относительно друг друга. Проводя занятия, Учитель всегда обращает внимание на то, что освоение техник начинается с изучения в них расположений партнеров:

«Начинать изучение техник надо с простого! Первоначально необходимо изучать, как двигаться, как располагаться возле партнера! Это то, как вы используете свое тело, и об этом не нужно забывать!»

«… важно учиться правильно располагать себя относительно уке, иначе вы открыты, и он вас ударит …»,

«… правильное расположение поможет вам сделать технику; с помощью расположения тела, можно изучать технику…»

«… айкидо, в каком-то смысле – это поиск правильного расположения …».

Логика, определяющая зависимость между взаимным расположением партнеров и эффективностью действий того, кто выполняет технику, проста и понятна. Нетрудно заметить, что человек, находящийся позади вас на дистанции удара, имеет большую возможность успешно атаковать, чем, если бы он стоял перед вами на расстоянии нескольких шагов.

Наверняка каждый приступивший к изучению айкидо ученик однажды совершает для себя пусть очень небольшое, но свое личное открытие, приводящее его к пониманию того, что выполнение действий, составляющих технический прием – болевые воздействия, толчки, рывки, наклоны, приседания, являются недостаточными условиями для успешного выполнения техники.

Так, скручивание в запястье руки партнера при выполнении техники санкье, не убережет его от продолжения атаки уке рукой, ногой или локтем, если он позволит тому повернуться к себе лицом или спиной (фото 1). В этой ситуации взаимное расположение партнеров, или другими словами их позиция по отношению друг к другу, не исключает для уке возможность атаковать тори, несмотря на причиняемое ему болевое воздействие.

Фото 1.

К появлению открытых мест и контратаке приведет выполнение техники котегаеши, в котором, вследствие чрезмерного поворота, тори разворачивает уке к себе лицом, предоставляя ему возможность ударить себя в голову или корпус (фото 2). Наверняка, изучая эту технику, многие замечали, что увеличение быстроты и силы воздействия на уке в такой манере выполнения пропорционально увеличивают скорость и силу контратаки уке. И даже если ваши действия заканчивались броском, и вы и ваш партнер понимали, что, даже падая, нападающий был способен нанести вам тяжелую травму, лишающую смысла все ваши старания.

Фото 2.

Однако и недостаточный разворот тори точно также может послужить появлению в технике слабых мест. Например, в технике шихонаге тори открывает ребра для удара, если после поворота он будет находиться перед партнером (фото 3).

Фото 3.

Впрочем, техника шихонаге может быть остановлена еще раньше, если действия тори на входе в технику приводят к сокращению дистанции между ним и уке (фото 4).

Фото 4.

Более наглядное представление о значении дистанции во взаимодействии между тори и уке дает применение оружия. Превращая более-менее абстрактную опасность учебной атаки в осязаемый формат, оружие в руках партнера практически мгновенно дает понимание смысла оптимальной дистанции, автоматически заставляя увеличить расстояние между вами на длину этого оружия (фото 5).

Фото 5.

Приведенные на фотографиях ситуации – это некоторые примеры того, как неправильное расположение тори во время выполнения техник, может негативно влиять на общую эффективность его действий. В то же время, снимки дают понять, что всего лишь соблюдение некоторых параметров взаимодействия – тех, которые определяют позицию партнеров по отношению друг к другу – будет достаточным для того, чтобы не допустить в техниках слабых (открытых) мест и лишить уке возможности для оказания противодействия.

Параметры расположения

Обобщая замечания Жерара сенсея, высказываемые им в отношении нарушений расположения в техниках, и рекомендации по их исправлению, я вижу, что к физическим параметрам взаимодействия, определяющим позицию партнеров, он относит дистанцию между тори и уке и направление их центров.

Практическое значение для изучения базовых форм техник, которое Учитель вкладывает в понятие «расположение партнеров», состоит в том, что правильно выстроенные в технике расстояние между партнерами и сочетание направлений их центров, предоставляют возможность находиться в безопасности и воздействовать на партнера, уменьшая его способности к противодействию, с минимальным применением физической силы.

Замечу, что вопросы о способах воздействия тори на уке в техниках айкидо выходят за рамки темы «Не быть открытым!» и в большей мере относятся к «ведению» и «притягиванию» и более подробно будут рассмотрены позже. Вместе с тем в контексте использования взаимного расположения партнеров в изучении техник важно указать некоторые нюансы. Несмотря на то, что тори, выполняя техники айкидо, не атакует партнера (не имеет цели нанести повреждение), однако возможность нанести повреждение, либо способность ограничить возможности нападающего к противодействию, является еще одним, после обеспечения безопасности, очень важным критерием оценки правильности его расположения относительно уке.

По-сути, это требование, составляя с критерием обеспечения безопасности единую пару, определяет противоположную границу нормы одного принципа. Заботясь о безопасности, тори может «отпрыгнуть» от атакующего партнера на расстояние нескольких метров, на котором тот физически не сможет «достать» своего оппонента. Однако на такой дистанции и какую-либо технику выполнить невозможно, так как в таком случае тори не способен реально воздействовать на уке, а уке не ограничен в выборе своих действий и волен поступать так, как посчитает нужным, например, приблизиться к тори и возобновить атаку.

Именно это требование боевой логики к техникам айкидо – возможность нанести повреждение, либо способность ограничить возможности нападающего к противодействию – связывает их механическую структуру с техниками традиционных боевых искусств и открывает способы использования старых техник дзю-дзюцу и айки-будо в изучении механики техник айкидо. Жерар сенсей иногда в занятиях предлагает работу по изучению «старых» техник айкидо и при этом говорит, что:

«… Всю логику движений относительно себя и относительно него мы сохранили из старых техник! Жесты абсолютно не изменились!..»Ж.Блез, семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004 года. 

«… Вчера мы изучали «старые» техники. В принципе вы можете их забыть и делать те, которые мы делали сегодня утром. Но если вы будете много тренироваться, то вот эти техники – «старые!» – к вам вернутся! И в этот момент вы сможете их использовать!..»Ж.Блез, мастер-класс, г. Новосибирск, октябрь 2005 года. 

Исходя из логической задачи действий в боевой ситуации можно сказать, что правильная техника айкидо – это собственно последовательная смена расположения относительно партнера, направленная на обеспечение безопасности тори и на увеличение степени его ограничивающего воздействия на партнера, в конечном итоге, полностью лишающая уке возможности к сопротивлению.

Подобное развитие условий взаимодействия партнеров является обязательным атрибутом всех техник айкидо. Проследить за изменениями в безопасности и способностях каждого из партнеров воздействовать друг на друга, возможно на любой технике, например, тенчи наге, шомен-учи (фото 6).

Фото 6.

Перед выполнением тенчи-наге партнеры находятся в равных условиях. Начиная технику, контролируя атакующую руку уке и смещаясь «в сторону и назад», тори занимает расположение, в котором приобретает некоторое преимущество перед своим партнером. Уйдя с направления центра уке, и сохранив направление своего центра на партнера, он принимает позицию не только более безопасную по отношению к первоначальному положению, но и позволяющую ему более радикально воздействовать на уке. Например, атаковать локоть уке. Продолжая перемещаться, тори занимает расположение, в котором, не утратив безопасности, имеет возможность нанести повреждения уже не конечности, а более жизненно важным частям и органам тела уке – корпусу и голове. Завершается техника в позиции, в которой уке абсолютно лишен возможности оказывать сопротивление партнеру. В ней тори способен ударить уке в голову или блокировать его способность двигаться, применив очень болезненное воздействие на запястье захваченной руки.

Заключенный в «расположение» потенциал безопасности и эффективного воздействия на оппонента, является основанием для того, чтобы расстояние между партнерами и направление их центров рассматривать как составные элементы общей механической структуры техник айкидо и относиться к ним как к техническим характеристикам взаимодействия в боевой ситуации, обязательным для изучения при освоении техник.

Действительно, многое для своего технического совершенствования можно почерпнуть из изучения нюансов положений. Не будет преувеличением сказать, что на базовом уровне подготовки эта работа является основным методом постижения секретов техник айкидо.

Варианты расположения

Интересно, что, формируя структуру техники, позволяющую не быть открытым, дистанция между партнерами и комбинации направлений их центров оказывают взаимное влияние друг на друга. Стоять рядом с нападающим партнером потенциально опасно! Однако ситуация существенно меняется если стоять также рядом с уке, но уже у него за спиной! В этом положении направление центров партнеров, компенсируя действие дистанции, создает безопасные условия для тори и ограничивает возможности уке.

Опираясь на логику действий в боевой ситуации, преследующую задачи обеспечения безопасности и возможности воздействия на оппонента, все количество возможных расположений партнеров, составляемое комбинациями дистанции и направлений их центров, на практике можно свести к нескольким типичным вариантам, рассматриваемым при изучении техник айкидо.

Позитивные варианты позиций состоят в том, что, независимо от величины дистанции между партнерами, направление центра уке дает гарантию безопасности для тори (тори находится вне сектора танден уке), а направление центра тори дает ему возможность воздействовать на уке (танден тори направлен на уке, рисунок 1 а,b).

Рисунок 1.

Негативные варианты расположений – это те, в которых направление центра уке и дистанция между партнерами позволяет ему атаковать тори (центр уке направлен на тори; тори открыт для атаки уке), независимо от того позволяет ли направление центра тори влиять на действия уке (центр тори направлен на уке, либо мимо него, рисунок 2 а,b).

 

Рисунок 2.

Нейтральная позиция – это расположение, в котором большая дистанция между партнерами, независимо от направлений их центров, не позволяет уке успешно атаковать, но и не дает возможности тори воздействовать на уке (рисунок 3 a,b,c,d).

 

Рисунок 3.

Обобщая признаки наиболее оптимальной позиции человека, выполняющего технику айкидо, можно сказать, что это такое его положение, которое позволяет ему находиться в относительной безопасности и активно воздействовать на партнера, за счет расположения вне сектора направления нижнего центра атакующего и удержания его в секторе направления своего центра.

Ирими и тенкан

Выполнение действий, составляющих технику айкидо (особенно это проявляется на базовом уровне практики), преследует две основные, следующие друг за другом, цели. Айкидока сначала из потенциально опасного положения перемещается в то, в котором он не может быть сразу же атакован и обретает возможность более эффективно воздействовать на партнера, а затем последовательно выполняет действия, в конечном итоге ведущие его партнера к положению, в котором, как уже отмечалось выше, тот не может оказывать противодействие.

Последовательная смена задач «создания» и «удержания» расположения, необходимого для выполнения техники, позволяет рассматривать ее общую структуру, как состоящую из двух частей. Та часть техники, которая решает задачу занять положение, необходимое для продолжения техники, и представляет собой перемещение тори – является входом (ирими). Вторая часть техники (продолжение после входа), состоит из воздействия на партнера, представляет собой перемещение тори вместе с уке, и является ведением (тенкан).

В действительности, с позиций принципов айкидо, появление открытых мест и неподчинение партнеров действиям начинающих учеников, обычно происходит не потому, что они недостаточно быстро двигаются или применяют мало силы. Несомненно, скорость передвижения во входе в технику имеет значение для успешного ее завершения. Вместе с тем, даже очень быстро двигаясь в расположение, которое является принципиально неверным, тори не будет в состоянии уберечь себя от контратаки. Не уберегут его от возможных повреждений и попытки увеличения силы воздействия на партнера и только потому, что она применяется из неверной позиции и (или) в неверном направлении, ведущему к потере безопасности и утрате способности контролировать действия партнера. Другими словами, техника слаба и партнер не падает не потому, что его слабо толкают, а потому, что толкают не «из той» позиции и не в «ту» сторону!

Сбои в технике на этапе входа, как правило, происходят из-за перемещения в неверное положение относительно партнера. На этапе ведения они имеют место из-за утери требуемого техникой расположения партнеров.

Так, тори становится открытым для удара уке в живот в технике ирими-наге, именно вследствие его перемещения (входа) в неправильную позицию (фото 7).

 

Фото 7.

Утеря (несоблюдение) требуемого расположения партнеров в ходе выполнения ведения наглядно видна в технике «ханми хан тачи ваза, катате тори – шихонаге», когда уке, находящийся за спиной у тори, повернут к нему животом и имеет возможность ударить партнера в затылок (фото 8).

 

Фото 8.

Именно поэтому первоначальный поиск эффективности техники необходимо начинать с изучения расположений. С изучения позиции входа – определенного места возле партнера, и направления его ведения.

Коррекция расположения

Для исправления ситуации в которой партнер не подчиняется нашим действиям (не только не падает несмотря на все предпринимаемые усилия, но еще и норовит столкнуть вас или ударить), т.е. для поиска оптимального расположения и поддержания его в течение всего выполнения техники, используются действия, корректирующие параметры позиции: перемещения (свои и партнера) – для изменения, или сохранения, дистанции с партнером, повороты – изменяющие направление центра, человека выполняющего технику, и действия, меняющие, либо не позволяющие изменить, направление центра атакующего. На практике это можно использовать следующим образом.

Корректировка расположения с помощью перемещений Для того чтобы предотвратить возможность контратаки в ребра на входе в технике «екомен-учи – шихонаге», представленной на фото 4, тори необходимо не допустить сокращения дистанции с уке. Выполняя вход важно не только повернуться (чем обычно ограничиваются начинающие ученики), но и переместиться, обеспечивая сохранение безопасной дистанции с уке (фото 9).

 

Фото 9.

Для того чтобы не быть открытым к противодействию уке в продолжение этой техники, тори, теперь наоборот, необходимо подойти к партнеру (или подвести его к себе) как можно ближе (фото 10).

Фото 10.

Безопасность при сокращении дистанции с партнером, например при выполнении входа в технике ириминаге, обеспечивается не бездумной отвагой тори (не должна быть результатом быстроты действий и силы давления на партнера, фото 7), а все тем же правильным местом расположения, в которое он себя перемещает (фото 11). Двигаясь во входе навстречу партнеру, тори необходимо сместиться с его линии атаки, чтобы не допустить появления открытого места.

 

Фото 11.

Корректировка расположения с помощью изменения направления центра тори

Как уже было отмечено, открытость в технике на фото 2, является следствием чрезмерного поворота тори. Это неверное направление центра тори разворачивает уке к нему лицом и в тоже время подставляет его бок для удара. Для внесения поправки в эту ситуации тори необходимо соблюсти следующее условие: выполняя бросок, ему нужно поворачиваться не быстрее чем перемещается уке – не выпускать уке из сектора своего танден. Безопасным выполнением котегаеши будет то, в котором уке на всем продолжении опрокидывания будет удержан перед центром тори (фото 12).

Фото 12.

В ситуации, рассматриваемой на фото 3, тори, напротив, нужно сделать дополнительный поворот по ходу выполняемого движения в сторону партнера, для того чтобы его танден стал направлен на центр уке. выйти из сектора танден уке. Надо отметить, что совершив дополнительный поворот, тори не только направит на уке вектор своего центра, но и выйдет из сектора центра уке. В этом положении тори будет не только закрыт для удара партнера, но и получит возможность опрокинуть уке с приложением минимального усилия (фото 13).

Фото 13.

Корректировка расположения с помощью изменения направления центра уке

Занять или создать, а затем сохранять нужное в технике расположение, в котором центр уке направлен мимо тори, возможно не только перемещением, (т.е. выходом тори из сектора танден уке), но и поворачивая танден уке с помощью применяемых к нему определенных воздействий. (По-сути эти воздействия представляют собой особенности техник айкидо.) Так, чтобы исправить недостатки в исполнении техники санкъе, рассматриваемые в примере на фото 1, тори необходимо в своих действиях акцент с болевого воздействия на запястье уке перенести на изменение направления центра уке. Или говоря иначе, воздействуя на партнера через захват запястья, отвернуть от себя направление его центра (фото 14).

Фото 14.

Отвернуть от себя центр партнера – это способ не быть открытым и не получить удар в затылок (фото 8) даже тогда, когда уке находится за спиной у тори (фото 15).

Фото 15.

В качестве примера действий тори, не позволяющих уке изменить ни дистанцию с партнером, ни сочетание направлений их центров (т.е. действий, способствующих сохранению требуемого техникой расположения партнеров), может послужить обязательный захват ворота партнера в технике ириминаге. Именно игнорирование этим, казалось бы, незначительным требованием приводит либо к разрыву дистанции, а значит и потере возможности активно воздействовать на партнера (фото 16).

Фото 16.

Либо к тому, что при продолжении выполнения ириминаге уке оказывается вне сектора танден тори и становится способным повернуть вектор своего центра на тори. А это уже не что иное, как восстановление условий для нанесения им ударов и выполнения захватов (фото 17).

Фото 17.

В ириминаге важно крепко захватить ворот уке, а не просто положить руку ему на шею. Надежный захват ворота уке поможет «не потерять уке» во время его ведения и вывести его из равновесия не допустив появления открытых мест (фото 18).

Фото 18

Расположение и позы

Стоит обратить внимание на то, что в структуре техник боевых искусств расположение тори и уке, по отношению к их позам, является следующим (более высоким) уровнем по степени воздействия на партнера. С практической точки зрения это значит, что расположение партнеров, кроме технических требований своего уровня содержит в себе и характеристики их поз. Поэтому, изучая потенциальные возможности позиции, необходимо учитывать, что они основываются на поддержании правильной позы (и своей, и партнера) в течение всего выполнения техники.

Это условие имеет следующее методическое значение: тори во время выполнения техники будет иметь «открытые места» и значит, его техника будет неэффективной, если в ней не были соблюдены необходимые требования в отношении поддержания правильных поз партнеров, даже, несмотря на то, что позиционное расположение тори и уке было технически верным.

Для того чтобы целенаправленно вести поиск оптимальной позиции в технике, т.е. быть уверенным в том, что открытые места в ней были результатом ошибок расположения (а не по другим причинам), необходимо соблюдать все технические требования к позам партнеров. Приняв неправильную позу и (или) поставив в неправильную позу своего партнера, вы напрасно будете перемещаться в поисках «закрытой» позиции, не почувствуете силы и не отложите в памяти своего тела ощущений правильного расположения.

В случаях, когда техника не желает перед вами раскрываться, методически более правильным, будет – сначала вспомнить и поправить свою позу и (или) позу партнера, и лишь только затем «подвигать» себя по отношению к партнеру, и (или) партнера, по отношению к себе. Действия в обратном порядке будут безрезультатны!

Расположение и позы партнеров совместно участвуют в формировании структуры техники. Эту зависимость можно выразить следующими словами: Правильная техника – это правильная поза, расположенная в нужном месте!!!

(*****

Приступая к подготовке этой записи, я считал, что имею достаточно целостное представление по теме, и был уверен в том, что изложение имеющегося у меня материала не займет много времени. Однако случилось так, что очередное обращение к высказываниям Учителя, относящимся к поиску правильного расположения, просмотры демонстрируемых им техник, работа над формулировкой обобщений, подбор примеров для коллажей и их составление заставили обратить внимание на некоторые причинно-следственные связи в методике тренировки, определяющие далекую перспективу практики айкидо. Все это потребовало дополнительного времени на пересмотр некоторых моих представлений.

Безусловно, взаимное расположение оппонентов является базовым фактором в обеспечении безопасности человека, выполняющего технику любого боевого искусства, без которого не будут «работать» все остальные. Перемещения, атеми, контроль, быстрота, сила и тайминг проваляться в пустоту или же сыграют злую шутку, всего лишь из-за неточной позиции или направления перемещения, ведущего к ошибочному расположению партнеров!

И все же значение взаимного расположения партнеров в техниках айкидо не ограничивается лишь только задачами обеспечения безопасности!

Каждый раз, характеризуя главные цели практики айкидо, Жерар сенсей напоминает о том, что настоящее айкидо начинается лишь тогда, когда техники боевого искусства выходят за рамки физических движений. Понять, что это значит, достаточно трудно, причем и не только людям, впервые присутствующим на его тренировках. Но каждый раз Учитель поясняет, что средством к овладению техниками, кажущимся в его исполнении, кому-то мистическими, а кому-то наигранными, являются простые физические действия, выполненные из четко установленных положений.

«… Если у вас получится правильное положение тела, то вы почувствуете энергетические вещи, которые начнут происходить не только в теле того, кто делает, но и в теле партнера…»

Ж.Блез, семинар по айкидо, Санкт-Петербург, 2004г.

Сенсей показывает, что путь в мир необъяснимых тонких энергий лежит через физические действия и в форме расположения партнеров дает нам доступное и простое средство, открывающее возможности выхода практики наших занятий за пределы телесных границ. Подчиненные трезвой и объяснимой логике – занять и сохранять определенное расположение – они могут быть повторены любым человеком.

Соблюдение принципа не быть открытым – обеспечение собственной безопасности, исходящей из расположения, является залогом для раскрытия в будущем новых возможностей техник айкидо, основанием для выхода на новые уровни практики!

… Составляя свое личное описание техник, важно не забывать включать в число их характеристик взаимное расположение партнеров и продолжать изучать тонкости и возможности расположения на всех последующих уровнях тренировки! Потому что …

«… Механические аспекты, это аспекты углов! Найти тот угол, на котором у вас не будет открытия, это сделать очень просто. А затем все и начинается!..», – говорит Жерар сенсей.

Ж.Блез, мастер-класс, Новосибирск, сентябрь 2008 года.


Comments (0)

Оставьте мнение: