Ноя 23 2011

Не быть открытым с помощью атеми

Category: ДневникЕвгений @ 14:45

Фредрик Дж. Ловрет, автор книги «Путь и сила: секреты японской стратегии», высказываясь об истории создания и развития айкидо, указывает на утрату в нем, некогда имевшихся прикладных возможностей.

Раскрывая в своей работе мировоззрение ортодоксального самурая, в числе причин ослабления айкидо, как боевого искусства, он называет отход его последователей от принципов практики воинского пути, состоящий в чрезмерном и необоснованном смягчении боевых техник.

«И хотя айкидо имеет историческую связь с учением об айки, оно настолько ослабело (как теория, так и практика), что стало слишком мало похоже на настоящее айкидо, представляющее собой набор физических упражнений, развивающих айки. То, что преподается в большинстве школ айкидо сегодня, – очень мягкая форма дзю-дзюцу, основанная на смягченных техниках дайто-рю, щедро разбавленная псевдо духовными учениями, делающими это искусство практически ни к чему не пригодным, кроме личного развлечения.

Причина такого состояния дел в том, что большинство людей помнит Уесибу мягким стариком, каким он был в восемьдесят лет, а не тигром, каким он был в пятьдесят. Они забывают его заявление о том, что «айкидо на 99 процентов состоит из ударов».

Фредрик Дж. Ловрет, Путь и сила: секреты японской стратегии, София, Киев 2000г.

Я знаю, что Фредрик Дж. Ловрет не единственный, кто высказывает подобное мнение. И все же, действительно ли то, что в айкидо исчезли удары?!

Мой ответ на этот вопрос далеко не однозначен. И вот почему.

Жерар сенсей почти во всех своих техниках использует атеми (фото 1, 2, 3).

Фото 1.

Фото 2.

Фото 3.

Как видно, удары в техниках Жерара сенсея присутствуют. Иное дело, что его атеми решают задачи, не те же самые, что удары в традиционных боевых искусствах, а потому и выполняются, и внешне выглядят не совсем так, как удары в карате или боксе.

Применение атеми в техниках айкидо основано на ряде качеств, которые они проявляют. Конечно, в первую очередь атеми, это средство обеспечения безопасности для того, кто выполняет технику, и на базовом уровне изучения айкидо предлагаются рассматриваться как практические способы реализации принципа «Не быть открытым!».

Все атеми в айкидо, заставляют уке переключить внимание с внешней задачи – атаковать, на внутреннюю – обеспечить собственную безопасность, и вызывая предсказуемые двигательные реакции партнреа, создают на некоторое время преимущественное положение тори. Однако это одно и то же качество может быть реализовано с различными нюансами и поэтому делает возможным использование атеми в различных ситуациях и с различными целями.

Так, отвлекая уке от действий партнера, атеми могут быть использованы для его фиксирования в определенной позиции, позволяющей тори «пройти» опасное положение в структуре технического приема. Например, выполнить вход, и занять позицию для продолжения выполнения техники (фото 4А, 5А, 6А).

Фото 4 А, В.

Фото 5 А, В.

Фото 6 А, В.

Не делая атеми, тори, в определенных положениях, становится открытым для атаки уке, что, конечно же, остановит выполнение этих техник еще на входе (фото 4В, 5В, 6В).

Атеми на входе могут не только «останавливать» партнера, но и, например, «связывать» его свободную руку, лишая уке возможности продолжить свою атаку. Причем, это «связывание» может происходить совсем без захвата (фото 7).

Фото 7.

Атеми могут быть использованы и в продолжение техники. В этом случае они не фиксируют, а заставляют уке перемещаться нужным для тори образом, помогая ему увеличить уже имеющееся преимущество перед партнером (фото 8, 9).

Фото 8.

Фото 9.

Если на фото 4, 5, 6, 7 атеми можно рассматривать как относительно самостоятельный элемент техники, как действие, направленное на решение конкретной задачи (остановить, отвлечь партнера; «связать» свободную руку), то на фото 8 и 9 атеми являются составной частью комплекса действий. В этих примерах атеми участвует в решении общей задачи: показывает направление ведения и вместе со всем телом тори ведет партнера. Отклонение тори от логики нанесения атеми сразу же открывает его для контратаки уке (фото 10 А, В).

Фото 10 А, В.

Можно сказать, что в первом случае (во входе) атеми помогают изменить первоначальное расположение партнеров и добиться некоторого преимущества для тори – фиксируют уке относительно территории, позволяя тори безопасно переместиться по этой территории. Во втором (в продолжении техники), атеми способствует сохранению преимущественного расположения тори – фиксируют уке (дистанцию и направление центра) в определенном положении относительно тори, позволяя ему вести уке (перемещаться вместе с уке, чтобы усилить свое преимущество).

Атеми могут быть использованы и на контроле, уже после завершения техники (фото 11, 12, 13).

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

В подобной ситуации угроза неминуемого повреждения, в сочетании с правильным расположением партнеров, не позволяет уке хоть как-то изменить свое положение.

Для того чтобы атеми выполняли в технике свои функции, они должны соответствовать определенным требованиям. Для того чтобы заставить изменить план действий уке, важно, чтобы атеми были по-настоящему опасны для партнера и поэтому должны быть: - точно направлены, иначе не обеспечат безопасности; - заметными для уке, иначе не вызовут нужной ответной реакции партнера; - и, по тем же причинам, выполняться из позиции для реального удара.

С такой точки зрения, возможность нанести реальный удар становиться методическим способом поиска необходимого расположения в технике, а по своей сути – способом поиска правильного выполнения техники.

Поэтому в освоении техник айкидо имеет место изучение ситуаций-положений, в которых атеми не выполняются (так же как и добивание совершенно отсутствуют в механической структуре движения), однако возможность нанести в них удар служит ориентиром верного расположения, необходимого для правильного выполнения техники (фото 14 А, В, С).

Фото 14.

Так, позиция, в которой существует возможность ударить партнера локтем в живот, показанная на фото 14А, является единственно правильным расположением во входе в техниках против атаки «уширо ката (или катате) реете тори», позволяющим не быть открытым для атаки уке и продолжить технику. При этом неважно выполняется вход перемещением назад (фото 15) или вперед (фото 16). Только лишь смещение с линии атаки не обеспечит безопасности тори (фото 14 В, С).

Фото 15.

Фото 16.

Кроме того, в атеми можно увидеть подсказку к правильному выполнению техники не только в отношении расположения партнеров, но и в отношении движения. Это возможно в связи с тем, что направление атеми совпадает с направлением перемещения тори и, тем самым, указывает позицию, в которую надо перемещаться для продолжения техники (фото 8, 9, 17, 18, 19).

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Очень часто я вижу как при выполнении техники икке, ура ученики еще до начала своих действий собираются тянуть уке на себя. Это видно по тому, как они накладывают свои руки на руку партнера (фото 20А). Однако если помнить, что в этой технике исторически изначально присутствовал удар в ребра уке, то это существенно меняет ее механическую структуру. Атеми, включенное в движение, сделает эту технику более правильной, так как дает возможность тори не быть открытым (фото 20В).

Фото 20 А, В.

Вот почему я говорю о том, что в методике практики айкидо Жерара сенсея удары не только присутствуют, но и играют важную роль в изучении техник. А если не закрываться от исторического факта, что «айкидо на 99 процентов состоит из ударов», то вместе эти обстоятельства указывают и предлагают действительно широкие возможности использования атеми в изучении технической стороны айкидо.

«Хикитсучи сенсей в Сошо. Захват муне тори. Расположение и атеми: нет открытых частей корпуса».

Ж. Блез, Айкидо: поиск верного движения, г. Барнаул,1999 г.

И все же атеми в айкидо отличается от ударов в карате. Атакующий удар, целью которого является выведение противника из строя, или как минимум нанесение ему повреждения, выполняется так, чтобы не быть замеченным. Не секрет, что один из важнейших принципов традиционных видов будо состоит в том, чтобы человек, которого атакуют, не заметил, как его бьют!

Быть незамеченным – важное условие, которое повышает вероятность успешного выполнения удара. И это понятно, так как своевременно замеченная атака может быть остановлена, перенаправлена в пустоту либо использована для выполнения контр действий.

В отличие от атакующего удара, атеми в айкидо заметно, видимо для уке, и вызывает в нем предсказуемые реакции, которые, становясь частью техники, ведут к наращиванию преимущества тори.

Вместе с тем, «заметность для уке» – не самое главное отличие атеми от атакующих ударов. Основатель айкидо удары, ведущие к травмам, заменил на действия, направленные на достижение совершенно других целей.

«В старых техниках здесь было атеми (в ребра второй рукой; пояснения к технике икке). О-сенсей оставил все передвижения – рука поднимается как атеми, но только без удара. Не надо никого бить!

В старых вариантах было так! Совсем по-другому: атеми, атеми, а потом ломающий бросок.

Если в старых техниках было что-то, что разрушает человека, то в техниках айкидо мы его не разрушаем, мы ему что-то даем. Сейчас мы делаем техники, которые учат притягивать.

Можно говорить, что айкидо, это только ирими и атеми! Но это не то атеми, которое для того, чтобы уничтожит человека. Это атеми, которое меняет настроение и состояние человека.

На самом деле атеми здесь нет, и не может быть. Здесь нет ничего против него. Это большая разница!»

Ж.Блез, семинар по айкидо, Санкт-Петербург, 2004г.

Как образец для подражания, и все же до сих пор с удивлением, воспринимаю стремление Жерара сенсея к постоянному изменению и совершенствованию в своей практике. Благодаря Учителю сейчас я уверен, что по-настоящему глубокое техническое совершенствование в айкидо, превращающее физическую работу в практику искусства, связано с изменением ментального состояния человека. Сколь бы мы не работали над техникой, ничего нового не может появиться в механической структуре ваших движений (так же как и не может исчезнуть лишнее), без изменения вашего отношения к этим движениям. Только начав по-другому думать о том, что мы делаем, можно изменить форму наших движений. Техническая чистота и стабильность выполнения техник не могут быть единственным признаком продвижения в практике этого боевого искусства.

Даже за время моих занятий под руководством Жерара сенсея я отмечаю изменение его отношения к ударам и способом их использования при выполнении техник. Я вижу, как другое отношение к атеми, меняет механическую структуру техник. Если обратить внимание, то формы техник, которые Жерар сенсей предлагал к выполнению в первые свои приезды в Сибирь, определенным образом отличаются от форм тех же самых техник, которые он делает сейчас.

«Раньше я делал вот таким образом (фото 22), так гораздо проще изучать вот эти положения (технику). Но если продолжать работать так, то мы продолжаем сохранять что-то против партнера», – объясняет Жерар сенсей причины внесения изменений в выполнение техники сувари ваза ката тори – икке (фото 23).

Фото 22.

Фото 23.

Об изменении отношения к атеми говорят также слова и выражения, которые он в настоящее время использует в своих объяснениях техник. «Здесь нужно поднимать партнера рукой. Это как атеми в лицо», – говорит Учитель.

Это «как атеми в лицо» многое меняет. Возможно, это трудно принять, но удары в техниках айкидо и есть, и нет одновременно! Как механические движения, пусть даже в сильно измененном виде, атеми присутствуют в структуре техник. Как действий, направленных на уничтожение партнера, их нет.

Внешнее изменение в атеми Жерара сенсея состоят в том, что он их выполняет не руками, а бедрами. То есть, при необходимости сдвинуть партнера, сенсей сдвигает его бедрами, при необходимости поднять – поднимает уровень бедер и т.д. В его движениях руки лишь передают перемещение бедер – перемещение центра (фото 24).

Фото 24.

В своей сути «движение от бедер» в техниках Жерара сенсея представляет собой реализацию способности «двигаться всем телом» (Базовые формы техник: Формирование тела), являющейся первоочередной учебной задачей базового уровня подготовки в его методике изучения айкидо, направленной на формирование тела будущего айкидоки и основанием для дальнейшего совершенствования в его практике.

В исполнении бедрами атеми представляет собой относительно стабильную позу тори, меняющую свое расположение относительно уке. Можно сказать, что с позиций принципов «движения всем телом» и «работы бедрами», атеми является выражением позы, человека, выполняющего технику, и совместно с расположением позволяет быть (либо не быть) открытым к атаке партнера.

Внимательное изучение атеми и особенно изучение «изменений в атеми» в техниках Жерара сенсея дает возможность обнаружить еще более труднообъяснимые явления.

Если движение выполняется бедрами и при определенном расположении партнеров, то, странным образом, удары бывают не нужны там, где без них, казалось бы, невозможно обойтись. Я замечаю, как некоторые прежние техники Жерар сенсей сейчас делает без атеми, но при этом он не открывается перед партнером (фото 25 А, В; 26 А, В).

Фото 25 А, В.

Фото 26 А, В.

«… Когда вы делаете технику таким образом, вам совершенно не нужен локоть, чтобы ударить партнера. Само ваше положение и вытянутая рука вас закрывают».

Ж.Блез, семинар по айкидо, Санкт-Петербург, 2004г.

Изучение атеми позволяет находить расположение, позволяющее не быть открытым. Однако совершенствование расположения и перемещения может привести к позиции, в которой атеми может не понадобиться.

(***** На вопрос «есть в айкидо удары или нет?» кто-то говорит – атеми есть, кто-то – нет! Я считаю, что атеми есть, но они видоизменены!

Айкидо боевое искусство. Даже в тех техниках, где атеми не видны визуально, они все равно присутствуют в них по внутреннему смыслу и логике действий. Именно поэтому считаю, что глубокое изучение его техник невозможно без изучения атеми.

Став невидимыми, атеми в айкидо не исчезают!


Comments (0)

Оставьте мнение: