Дек 22 2011

Не быть открытым благодаря контролю

Category: ДневникЕвгений @ 09:27

Наблюдая за тем, как начинающие ученики выполняют техники айкидо, можно увидеть, что главной целью своих действий они считают завершающий технику бросок. Нельзя не заметить, как мало новички заботятся о правильности выполнения действий, предшествующих броску.

Однако не стоит забывать, что, несмотря на искусственность, учебные условия практики айкидо являются прототипом боевых ситуаций, которые характеризуется тем, что взаимодействие в них происходит не с пассивным человеком, а с противником, имеющим целью при малейшей возможности, в кратчайший срок причинить своему врагу травму, увечье и даже смерть.

Без постоянного контроля обстоятельств взаимодействия, со стороны выполняющего технику, и без владения им способами, позволяющими блокировать возможные попытки партнера противодействовать и атаковать, успешное завершение техник обычно невозможно. Это становится очевидным, когда в паре с новичком занимается более опытный партнер.

В своем преподавании айкидо Жерар сенсей делится практическими способами, направленными на ограничение возможности партнера к противодействию и сопротивлению, как на этапах, предшествующих броску, так и непосредственно во время броска и после него.

Сопровождение и блокировка руки партнера защищает тори от возможного удара уке на этапе входа в технике «катате тори – ирими-наге» (фото 1).

Фото 1.

Захват ворота партнера в этой же технике, с одной стороны, лишает его возможности выйти из-под влияния тори, с другой – не дает ему повернуться к тори лицом для продолжения своей атаки, и на этапе ведения, и при выполнении броска (фото 2).

Фото 2.

Упор-захват шеи уке в технике каитен-наге, лишит его возможности приблизиться к тори на расстояние удара (фото 3).

Фото 3.

Удержание предплечья уке в технике «санкье» в направлении его головы, не позволить партнеру опустить локоть и уже самому перейти к выполнению этого же технического приема (фото 4).

Фото 4.

Сохранение положения кисти уке тыльной стороной к себе в технике «никке», предоставляет тори возможность последовательно шаг за шагом переводить партнера в положение, в котором он не сможет сопротивляться. Изменение этого, обязательного для никке, положения кисти уке не позволить тори противостоять сопротивлению уке (фото 5).

Фото 5.

Захват локтя партнера в технике «катате тори – кокью-наге», обеспечивает защиту тори от контратак уке почти на всем продолжении техники, начиная с входа и заканчивая броском (фото 6).

Фото 6.

Правильное расположение относительно партнера помешает уке продолжить свои атакующие действия после броска (фото 7).

Фото 7.

Действия, подобные приведенным выше, Жерар сенсей относит к способам не быть открытым с помощью контроля.

Хочу заметить, несмотря на то, что тема этой записи посвящена рассмотрению практической стороны методики преподавания айкидо моего Учителя, я не ставил себе задачей перечислить все способы контроля, которые он использует в практикуемых им техниках.

Количество факторов, характеризующих взаимодействия партнеров в техниках айкидо настолько велико и каждый из них настолько важен, что перечисление контролирующих «фишек» превратилось бы лишь в еще одно описание техник с моего сегодняшнего уровня практики, которое требовалось бы систематически дополнять и обновлять. К тому же описание техник своей школы, способное заинтересовать лишь ограниченный круг лиц, я не ставлю целью ведения этого сайта.

Преследуя цели зафиксировать и раскрыть особенности методики изучения и практики айкидо своего Учителя для организации самостоятельных занятий, более важным считаю, через указания Жерара сенсея к изучению способов «не быть открытым с помощью контроля» (конечно не без приведения поясняющих примеров), обратить внимание на принципиальные положения его методики практики айкидо. На те требования к содержанию учебного процесса, присутствие которых обязательно уже на базовом уровне практики, но истинный смысл которых раскрывается перед учениками и может быть правильно ими оценен лишь с продолжением занятий. На методические условия тренировки, по своей сути превращающие занятия обезличенным видом боевого искусства в практику айкидо, в практику Пути.

Думаю, что изучая различные источники по теории и практике айкидо, не только я обнаруживал несоответствие между тем, что в них среди многочисленного количества техник айкидо, формально выделяют особую группу контролей – катаме ваза (а в ней техники: икке – первый контроль, никке – второй контроль и т.д.), и в то же время высказывается требование о необходимости осуществления постоянного контроля партнера при выполнении любой, какой бы то ни было, техники.

Я вижу, что отношение Жерара сенсея к контролю несколько иное, чем, как только к способам болевого удержания (катаме ваза) – причинению болевого воздействия партнеру в положении, когда он и без того наиболее беспомощен, к которым обычно сводят техники контроля.

Сенсей постоянно напоминает, что необходимость отслеживать и влиять на большое количество факторов взаимодействия, а с ней и серьезность последствий, вытекающая из возможных ошибок в боевой ситуации, заставляют шире смотреть на содержание контроля. Защита и управление партнером причинением боли говорят либо о низком уровне квалификации человека, изучающего айкидо, либо вообще о неверном направлении его практики.

В содержание термина «контроль» я вкладываю способность осознанно присутствовать в ситуации взаимодействия на всем ее продолжении, знание возможных вариантов развития обстановки, позволяющих заранее предвидеть действия партнера, и владение техническими способами блокировки его противодействия и сопротивления. По-настоящему контролировать ситуацию, это иметь возможность управлять ею для того, чтобы не допускать возникновения негативных моментов для того кто выполняет технику.

Как видно, в этом далеко не малом комплексе задач, способы болевых удержаний, используемые в завершении техник, не единственны и находятся не на первом месте в последовательности выполнения действий в боевой ситуации.

Практика способов не быть открытым с помощью контроля со временем занятий подводит к осмысленному пониманию идеи о том, что техники айкидо в течение столетий создавались и изучаются именно как чрезвычайно рациональные способы действий в экстремальных условиях боевой ситуации. Осознанию того, что контроль не ограничивается набором каких-то особых техник или особых способов действий, добавленных к техникам, а является функцией техник.

Или другими словами, возможность управления партнером заложена в механическую структуру техник айкидо изначально. Каждое действие (движение), составляющее технику, кроме прочего, направлено на достижение одной из ее утилитарных целей – обеспечение безопасности.

Эти наблюдения и обобщения интересны тем, что могут быть применимы для выработки методических рекомендаций в решении задач технического совершенствования.

С учетом утверждения о том, что цель действий всегда выступает фактором, формирующим эти действия, можно говорить о том, что функция контроля самым непосредственным образом участвует в формировании техники, в т.ч. определяет ее механическую структуру.

(По сути, безопасности служат все те технические характеристики техники (позы партнеров, дистанция между ними, направление их центров и т.д.), о которых говорилось в предшествующих записях и те, которые будут рассмотрены позднее).

А поскольку контроль создает техники, то углубленное изучение контроля способствует изучению важных нюансов механики движений. Осознанно внося функции контроля в каждый элемент своих действий и углубляя его уровень, мы можем улучшать каждую конкретную технику. Постоянно работая над повышением степени контроля, мы растем технически, так как правильной и более совершенной (с точки зрения эффективности механической формы техник) будет та ее форма, которая обеспечивает более надежный контроль действий партнера.

Одним из ярких и интересных примеров того, как задачи контроля действий партнера определяют и даже меняют форму движений, и потому являются основанием для использования способов контроля в изучении и совершенствовании формы техник, может послужить техника «катате ре те тори – ирими-наге, ура».

Обычно, в базовом варианте выполнения, непосредственно бросок в технике «ирими-наге» выполняется с осуществлением контроля ворота партнера (фото 8). Это условие (захват ворота) не позволяет уке повернуться навстречу тори для продолжения атаки и не дает ему уйти вперед для восстановления равных условий взаимодействия.

Фото 8.

Однако особенность расположения партнеров в «ирими-наге» против атаки «катате ре те тори» делает необходимым контролировать «ближний» локоть уке уже с начала входа и на всем дальнейшем продолжении техники, в том числе и на броске (фото 9). Переход к «стандартному» контролю ворота партнера перед броском в этом варианте выполнения откроет тори для атеми.

Фото 9.

Несмотря на то, что, как уже было сказано выше, реализация способов блокировки действий партнера находится не на первом месте в последовательности развития событий в боевой ситуации, в учебной обстановке овладение средствами управления начинается именно с изучения физических действий. Физические параметры доступны для восприятия каждого, их можно видеть и ими легче научиться управлять. Да и других средств обучения в практике Пути просто не существует.

Жерар сенсей на страницах книги «Айкидо: поиск верного движения» (Барнаул, 1999г.) на примере различных техник, в том числе «екомен-учи – санкье» (фото 10, 11, 12), демонстрирует конкретные способы блокировки действий партнера и то, как игнорирование ими, или нарушение их формы, приводит к срыву выполнения техник.

«В момент, когда партнер собирается ударить, шагните вперед в сторону, чтобы иметь возможность контролировать запястье атакующего, одновременно нанося ему атеми (фото 10).

Фото 10.

Не двигаясь с места, а лишь немного поворачивая бедра, вы захватываете его руку той рукой, которой наносили атеми, и волнообразным движением поднимаете партнера на носки (фото 11).

Фото 11.

Поднимая партнера вверх, разворачиваете его, направляете вниз и контролируете (фото 12).

Фото 12.

С точки зрения принципа «не быть открытым», во время выполнения этой техники, – обращает внимание Учитель, – может возникнуть много ошибок.

Если во время входа, вашей рукой (контролирующей бьющую руку партнера), будет оказано слишком большое давление вниз, вследствие чего рука партнера опуститься ниже уровня его плеч, то атакующий получает возможность продолжить свою атаку и ударить вас в ребра и по животу (фото 13).

Фото 13.

Если на входе вы не верно расположены – находитесь перед партнером – и не контролируете его корпус, то он может нанести атеми ногой (фото 14).

Фото 14.

Если при ведении партнера, вы не повернетесь бедрами, то ваш корпус будет открыт для удара (фото 15).

Фото 15.

Это же нарушение несет опасность при перемене хвата руки партнера (фото 16).

Фото 16.

Поднимая партнера, необходимо обязательно поставить его на носки, иначе возможно атеми ногой (фото 17).

Фото 17.

Расположение партнеров в продолжение техники должно выполняться под углом. Неправильное сочетание направлений центров партнеров – возможность для атеми в лицо (фото 18).

Фото 18.

Необходимо контролировать положение предплечья захваченной руки уке, надо чтобы его локоть всегда находился в правильном направлении. Неверное направление предплечья дает возможность партнеру изменить ситуацию – опустить локоть, повернуться к тори и уже самому перейти к выполнению этого же технического приема (фото 19).

Фото 19.

Продолжая технику, собираясь развернуть партнера, нужно контролировать правильный угол взаимного расположения, иначе возможно атеми кулаком в лицо или локтем в затылок (фото 20)». Когда угол правильный, нет никакой возможности атеми ни кулаками, ни ногами (фото 21).

Фото 21, 22.

Опасность изучаемых в айкидо ситуаций обязывает не только предпринимать действия, направленные на контроль партнера, но и, для наделения их эффективностью, требует соблюдения точности форм. Формальный контроль обычно бывает бесполезен.

Чтобы не допустить удар локтем в живот в технике «катате тори – кокью-наге», мало ухватить за руку партнера, важно чтобы захват выполнялся снизу, выше локтя уке, а не сверху и не за предплечье (фото 22).

Фото 22.

Не допустить удар на этапе входа в технике «катате тори – ирими-наге» возможно, если тори контролирует атакующую руку уке снаружи, а не сверху (фото 23).

Фото 23.

Контроль атакующей руки партнера на этапе ведения в этой же технике будет действенным в том случае, если тори поддерживает ее снизу, а не сверху; важно чтобы при этом большой палец руки тори направлен вперед, а не на себя (фото 24).

Фото 24.

Контроль ворота партнера в этой же технике становиться более эффективным, когда локоть руки тори опущен вниз и дополнительно контролирует позвоночник уке. В таком положении тори не только не дает уке повернуться для продолжения атаки или уйти вперед для восстановления условий взаимодействия, но и защищает себя от возможного удара уке локтем в голову или корпус (фото 25).

Фото 25.

Правильной формой контроля партнера во входе в технику против атаки «моро те тори» будет та, в которой пальцы захваченной руки тори направлены на его осевую линию. Желание отвернуть уке от себя и смещение направления руки «разгружает» одну из ног уке для атеми (фото 26).

Фото 26.

Контроль за расположением партнеров после завершения техники будет верным тогда, когда не позволяет уке продолжать действие. Неверная поза тори по завершению техники открывает его для удара в лицо (фото 27).

Фото 27.

Контролировать партнера техникой айкидо, означает присутствовать в ситуации ровно настолько, насколько это позволяет требование «ничего не иметь против партнера». Для осуществления контроля бьющей руки в атаке екомен-учи совсем не нужно ее хватать. Уже одно желание воздействовать на партнера (схватить, надавить, отвернуть), пусть даже для защиты, приводит руку тори в положение, делающее его уязвимым для проведения на нем техник «никке» или «котегаеши» (фото 28).

Фото 28.

Чрезмерное давление на руку уке на входе в технике «шомен-учи – санкье», активно сдвигающее ее с линии атаки, поможет чувствительному партнеру развернуться в направлении давления и ударить тори в голову локтем второй руки (фото 29).

Фото 29.

Чем глубже в своей практике айкидо мы изучаем способы и возможности контроля, тем более верными и точными становятся наши движения. И, как можно заметить, не только движения!

В приведенных примерах хорошо видно, что для успешного завершения техники, только лишь контроля уке бывает недостаточно. Ученики, имеющие более продолжительный стаж практики, хорошо знают о том, что контроль партнера является отражением контроля своих собственных действий, порой гораздо более сложного в реализации.

Участвуя в семинарах и стажировках, мне приходилось бывать в ситуациях, когда старшие ученики Жерара сенсея указывали мне на недостатки в техниках, и, для устранения ошибок, показывали правильные формы. Как будто ничего странного или необычного в этом нет – обычный учебный процесс. Вместе с тем пикантность таких ситуаций состояла в том, что о недостатках и о правильной форме выполнений тех или иных элементов техник, на которые мне указывали, я знал, нередко делился информацией о них со своими товарищами по тренировкам и считал, что сам я двигаюсь в рамках требований техник. Как я сейчас понимаю, именно недостаточный уровень контроля за своими движениями позволял недостаткам закрадываться в мои действия.

Если же помнить, что техники вместе с физической формой включают в себя еще и ментальное наполнение, а значит и о том, что эффективность техник вместе с контролем физических параметров взаимодействия определяется способностью поддерживать определенное ментальное состояние, то сложность задачи по осуществлению контроля в техниках айкидо вырастает многократно.

Как ни странно, но именно опасность и сложность боевой ситуации вместе с необходимостью контролировать и управлять ею, становятся теми условиями, ради которых изучают боевые искусства и практикуют Путь.

О-сенсей, мастера айкидо, Жерар сенсей демонстрируют способность воздействовать на партнера с минимальным физическим контактом, а иногда и совсем без контакта (фото 30).

Фото 30.

То, что показывают учителя, это тоже контроль. Но это контроль другого уровня с другими средствами управления.

В рамках практики айкидо ученик ставится в условия, когда малейшие нарушения в форме выполняемых движений немедленно проявляются в атеми, контр техниках, в потере контроля над ситуацией и, в принципе, в потере жизни. Опасность и сложность, присутствующие в боевой ситуации и обычно не имеющие место в обыденной жизни современного человека, являются теми условиями, которые волей-неволей заставляют быть восприимчивым к обстоятельствам, определяющим возможность его существования.

Начиная изучение айкидо с изучения способов физического контроля опасности (тех самых способов не быть открытым с помощью контроля), адепты айкидо учатся быть чувствительным сначала к физическим параметрам взаимодействия – позам, расположению, направлению перемещений и т.д.

Однако тренировка, направленная на повышение физической чувствительности, в действительности имеет целью воспитания в ученике чувствительности совершенно иного – ментального уровня – чувствительности намерений партнера и открытию им способов взаимодействия с партнером на этом уровне.

В показах мастеров айкидо, о которых упоминалось выше, нет никакой мистики. Глядя на шедевры мастеров, ученики могут увидеть перспективы своих занятий.

«Когда вы достигнете успехов в освоении будзюцу, вы научитесь чувствовать недостатки противника и использовать их; то есть вы должны уметь замечать бреши в позиции своего противника – эти самые недостатки – и применять технику там. Восприятие слабости противника таким образом – это и есть будо.

Цель воина – согласно высочайшему предназначению овладеть боевыми техниками, оживляющими и явный, и скрытый миры. Непрерывно тренируйтесь в явном мире, тренируйтесь в царстве скрытого, пока вы не сможете свободно пребывать одновременно в обеих сферах».

М.Уесиба. Будо: учение Основателя айкидо. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999г.

Вот как передает идеи Основателя айкидо его ученик Мичио Хикитсучи сенсей.

«Практики, несомненно, стали другими. Мы больше не атаковали. Мы воспринимали ки партеров, для того, чтобы увидеть их с головы до пят. Но самое главное, мы должны были научиться поглощать разум партнера. Тренировки стали гораздо более сложными. Мы не ждали, когда партнер начнет атаку. Где он ударит? Как он будет двигаться? Необходимы были тренировки, развивающие способности все это чувствовать».

Интервью с Мишио Хикитсучи сэнсэем, Париж, 1984г.

Объяснения удивительным способностям мастеров айкидо, позволяющим им «поглощать разум партнера», действовать в «скрытом мире» и «пребывать одновременно в обеих сферах» (т.е. контролировать партнеров на уровне невидимых намерений и вызывать их физические действия, не прикасаясь), я нахожу в их высокой степени чувствительности к условиям взаимодействия. Именно способность к ментальному восприятию позволяет мастерам айкидо эффективно управлять своими партнерами, применяя незначительные физические усилия. Защита и управление партнером причинением боли говорят либо о низком уровне квалификации человека, изучающего айкидо, либо вообще о неверном направлении его практики.

В числе же средств воспитания такой чувствительности именно опасность и сложность считаю необходимым и незаменимым компонентом.

Раскрывая задачи изучения техник от атак со спины, наверное, самых опасных и самых сложных среди всех остальных, я думаю, что О-сенсей указывает на одну из общих целей практики всех техник айкидо.

«При отработке техник защиты от тыловых атак учатся готовить разум и тело к отражению нападений со всех сторон, начиная с нападений сзади, а также к тому, чтобы свободно работать с противником».

М. Уесиба. Будо. Феникс, Ростов-на-Дону, 1999г.

Эти слова обращают наше внимание на то, что техники айкидо создаются не только действиями тела, но и участием в них разума.

В этой связи хотелось бы отметить, что сознание, как форма проявления разума, самым непосредственным образом участвующее в воплощении любого вида человеческой деятельности, как известно, имеет чрезмерную и неуправляемую склонность отвлекаться не только на посторонние внешние явления, но и собственные мысли, и вносить нежелательные результаты в эту деятельность.

Подтверждением этому служат и примеры неудачного выполнения техники айкидо, когда ученик, не следя за соблюдением ее формы, либо не замечая ошибочности своих действий, открывает для своего партнера возможности для контр действий. И (как можно очень легко убедиться попробовав самому), необъяснимая сложность упражнения – в спокойной обстановке и удобной позе сосчитать свои спокойные равномерные вдохи (или выдохи). Хотя бы, до десяти! Уверен, что без специальной подготовки мысли о завтраке, уроках, экзаменах, работе, обещаниях родителям и встречах с друзьями собьют ваш счет уже в первой половине задания.

Опасность – испытанное средство, способное заставить суетливое и трудно управляемое по своей природе сознание постоянно присутствовать в ситуации и исключить из его фокуса все лишнее и неважное. Помогая сознанию концентрироваться только лишь на условиях, определяющих исход взаимодействия в боевой ситуации, опасность в практике айкидо является необходимым условием повышения физической и ментальной чувствительности разума и основанием для последовательного продвижения по пути развития силы О-сенсея.

Иногда можно видеть, как будучи в роли уке, ученики «отказываются» от атаки, от «продолжения» атаки, и тем самым останавливают обучение. Своей пассивностью они лишают партнера возможности развития тонкой чувствительности опасности. Безнаказанностью за нарушения формы и принципов взаимодействия, они подталкивают его к наработке ошибочной техники и ложного стереотипа действий.

По этой причине Жерар сенсей в своем преподавании айкидо настаивает на строгой дисциплине в изучении техник со стороны обоих партнеров: один должен точно выполнять технику, не допуская ни малейшей возможности партнеру контратаковать или противодействовать, но для этого другой обязан указывать ему на опасность там, где это возможно. (Тем, кто регулярно практикует с опытным партнером, хорошо известно, что сорвать выполнение техники возможно в любой ее части!) Создавать опасность, указывать на открытые места, это необходимое условие обучения в практике айкидо.

Способность воспитания тонкого восприятия явлений Окружающей Действительности не является прерогативой айкидо, все японские искусства живы и востребованы на протяжении веков благодаря этому качеству. В том числе и потому, что без этого их глубокое освоение невозможно. В широком спектре японских искусств, для развития сверх восприятия в человеке, используются свои определенные условия практической деятельности. В отношении боевых искусств и в т.ч. айкидо, таким условием является обладающее незаменимыми свойствами опасность.

Изучение способов контроля опасности и соблюдение условий для их освоения, которые здесь были рассмотрены, это первые, достаточно простые в выполнении, но очень важные шаги в направлении развития повышенной чувствительности, открывающей возможности для совершенствования в айкидо.

Однако, еще более подогревающим интерес к способам не быть открытым с помощью контроля, может послужить то обстоятельство, что, по мнению Жерара сенсея, способность к восприятию намерений партнера – высокий, но не последний уровень чувствительности, необходимый для проявления в техниках айкидо силы О-сенсея.

Но это уже «другая история» !..


Comments (2)

2 ответов на запись “Не быть открытым благодаря контролю”

  1. Helga говорит:

    Хм. Простите. Я что-то не припомню, чтобы сенсей Жерар Блез давал разрешение на публикацию отрывков из этой его книги. Очень смахивает на плагиат и нарушение авторских прав!

  2. Ахат говорит:

    Ольга,

    Авторским правом (ст. 1274 ГК РФ) установлены случаи, когда допускается свободное использование произведений, т.е. без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора. К формам использования произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях относятся: цитирование в оригинале и переводе в научных, полемических, критических или информационных целях (см. полный текст здесь http://bit.ly/zReSEu)

Оставьте мнение: