Май 08 2012

Ведение: Эффективность без усилий

Category: ДневникЕвгений @ 11:30

Переход на новый позиционный уровень в технике боевых искусств, открывающий возможность для усиления воздействия на противника, осуществляется выполнением физических действий, требующих приложения физических усилий.

Изучение техник айкидо с точки зрения выяснения особенностей приложения силы, переводящей взаимодействие партнеров на следующий позиционный уровень, позволяет установить еще одну характеристику ведения, заимствованную из практики традиционных видов боевых искусств – способность «нанести повреждение» с приложением минимальных физических усилий.

Можно сказать, что легкость, с которой мастера айкидо (зачастую, будучи людьми, весьма преклонного возраста) отбрасывают превосходящих их по силе и весу партнеров, является визитной карточкой этого боевого искусства. Неудивительно, что начинающие ученики в числе преимуществ, подтолкнувших их к выбору айкидо, часто указывают на необязательность наличия специальной силовой подготовки для его практики и специфичную рациональность техник, позволяющую даже хрупким девушкам контролировать и бросать крупных мужчин.

Больше удивляет то, что люди, отметившие в качестве отличительной особенности техник айкидо независимость их эффективности от использования физической силы, также часто для исправления недостатков своих действий, имеющих место при выполнении этих техник, прибегают к банальному увеличению силового воздействия. Это видно из того, как они виснут на руке партнера, выполняя «икке», спиной поднимают в «кошинаге», толкают против опорной ноги в «ириминаге» и тянут против опоры в «енкье». Встав на путь поиска и изучения рационального, забывают, что их партнер не падает не потому, что на него слабо давят, толкают или тянут, а потому что давят не из той позиции и ведут не в ту сторону.

Силовое решение может быть эффективным лишь в случае выполнения техники против менее сильного и менее тяжелого партнера. Так, превосходство перед уке в силе может позволить тори в технике «коши-наге» перебросить партнера через поясницу или даже спину. Однако в таком способе выполнения тори, для удержания на себе уке, необходимо задействовать силу мышц разгибателей позвоночника, которой в случае с тяжелым партнером может не хватить (фото 1).

Фото 1.

Наименее «силозатратным», а значит более оптимальным и правильным будет выполнение броска через таз (фото 2). В этом случае всю нагрузку от веса уке примут на себя кости тори, и он (тори) в такой форме техники будет способен бросать партнеров, превышающих свои собственные вес и силу. Конечно при условии соблюдения всех остальных требований техники.

Фото 2.

Несмотря на то, что переход на новый позиционный уровень в технике осуществляется выполнением физических действий (перемещений, поворотов, наклонов и т.п.), все же их эффективность в первую очередь определяется не величиной силового воздействия, а характеристиками того позиционного уровня, с которого они выполняются – позами и взаимным расположением партнеров. И хотя зависимость между «эффективными действиями без усилий» и нюансами комбинаций поз и расположений партнеров достаточно очевидна, на практике со стороны ученика почти всегда необходимы определенные внутренние усилия, чтобы учитывать ее в выполнении техник. Очень уж часто приходится видеть, как, вместо изменения позиции, силовая борьба выбирается единственным вариантом действий для увеличения преимущества над партнером.

Поднять руку, захваченную двумя руками уке, стоя против него даже с равным по силе партнером если и не невозможно, то очень трудно (фото 3). В такой позиции уке способен легко противодействовать тори, противопоставляя ему весь вес своего тела.

Фото 3.

Ситуация существенным образом изменится если, вместо увеличения силы, тори повернется в направлении центра своего партнера. Теперь для того чтобы поднять руки партнера, ему нужно будет поднимать лишь руки партнера, а не всего его целиком. И для этого понадобится гораздо меньше усилий (фото 4).

Фото 4.

В качестве примера того, что партнер не падает не потому, что на него слабо «давят», а потому, что «давят» не в том направлении, может послужить ситуация, зачастую имеющая место в технике «тачи ваза, шомен учи – ириминаге». Бывает что, желая поскорее бросить партнера, тори толкает уке против его находящейся в упоре ноги (фото 5).

Фото 5.

Помня, что в этом месте выполнения техники партнер должен упасть (у инструктора то партнер падал), часто с удивлением и возмущением к неподдающемуся сопротивлению начинающие ученики продолжают настойчиво, но безуспешно, толкать уке в направлении предполагаемого ими места падения партнера. Обычно такое выполнение техники на этом и заканчивается. Как бы сильно ни толкал тори, его силы не хватит, чтобы преодолеть сопротивление выпрямленной ноги уке. Кроме того, при чрезмерном давлении, уке может просто отступить и провалить усилия тори.

Однако, изменив лишь направление своих усилий, направив их по отношению к сопротивляющемуся партнеру нейтрально вверх, тори становится способным заставить уке шагнуть вперед и, лишив упора, самым радикальным образом ослабить его позицию для продолжения ведения и завершения техники (фото 6).

Фото 6.

Подмену поиска нужного направления воздействия грубым увеличением силового давления демонстрирует тори, упрямо пытающийся в технике «сувари ваза екомен-учи – икке, ура» «тащить» партнера по его сильной линии, проходящей вдоль ближнего к нему бедра уке (фото 7).

Фото 7.

Вот уж действительно можно принять за волшебство ту непринужденность движения, с которой опытный ученик ведет партнера в этой технике. Однако эта легкость – следствие ведения уке прямо вперед, в направлении между его колен (фото 8). Никого же не удивляет, что циркуль (прибор для черчения правильной окружности), если его поставить и отпустить, никогда не падает в направлении точек опоры какой-либо из своих ножек, а только между ними. Чудес не бывает, если смотреть на технику не снизу вверх (т.е. с более низкого уровня практики на более высокий), а сверху вниз.

Фото 8.

Изучение способности техник айкидо «воздействовать на партнера с приложением минимальных физических усилий» может быть хорошим ориентиром в совершенствовании их механической структуры и овладении ведением. В ситуациях поиска или выбора оптимальных положений и направлений перемещений, она указывает, что предпочтение нужно отдавать тем из них, которые оказывают наиболее эффективное воздействие на партнера с привлечением наименьших физических усилий.

Много действительно ценной информации, посвященный рациональной стороне техник айкидо можно почерпнуть из показательных выступлений Морихиро Сайто, снятых на видео в 1986 и 1987 годах и опубликованных с участием изданий «Айки ньюс» и «Аikido Journal». Как ни странно, сегодня в публикациях можно встретить противоречивые отзывы об этом мастере айкидо, однако 23 летний стаж учи-деши Основателя айкидо и назначение смотрителем фамильного додзе Морихея Уесибы заставляют прислушаться к его словам: «Я думаю о том, что делал бы Основатель, находясь в той или иной ситуации, и поступаю в точности так же», и относиться к нему как к одному из серьезных источников сведений от Основателя айкидо. Вот некоторые выдержки из его объяснений.

«… В старые времена технику тайно-хенко, или движение разворота тела, выполняли так [после поворота захваченная рука находится в стороне от живота тори]. Но в то время, когда я поступил в додзе, уже применялась вот такая форма [руки тори после поворота располагаются перед его животом]. Основатель разработал эту позицию, так как она является более устойчивой. В старой позиции вы будете достаточно слабы перед противником. Но если переместить руки в новое положение и удерживать их перед своим центром, то вам легче использовать свою ки и вы становитесь сильным и устойчивым …».

«… Теперь вернемся к ситуации, когда соперник захватил вашу руку. Если вы прикладываете силу, пытаясь столкнуть или тянуть противника, чтобы освободить свою руку, вам не вырваться. Что же вам делать? А что делать, если противников двое и один из них наносит удар спереди, а другой сзади? Если вы попытаетесь вырвать захваченную руку, у вас ничего не получиться, и вы потерпите поражение. Основатель в этой ситуации выполнил бы поворот и посмотрел бы в том же самом направлении, что и противник, захвативший вашу руку …»

«… В те дни, когда я тренировался вместе с Основателем, я старался, но не мог выполнить этот технический прием так, как нужно [имеется ввиду техника «катате тори – шихонаге»]. Затем я понял, что я должен повернуться для того, чтобы встать сбоку от противника, так же как это делал Основатель школы. Я поворачиваюсь и смотрю в том же самом направлении, что и мой противник. Это легко и не требует применения силы. Основатель говорил нам, что необходимо повернуться и держать наши руки параллельно рукам противника. Это не требует никакой силы. Поэтому в технике шихонаге необходимо заходить сбоку. Это решит проблему» …»

«… Суметь найти верный угол и гармонизироваться с противником очень важно в айкидо. Человек, который сумеет научиться этому, сделает большие успехи в занятиях айкидо. Я хочу сказать, что нет никаких чудес. Техника айкидо настолько рациональна, что не требует применения силы …».

«Удерживать руки перед своим центром», «выполнить поворот и посмотреть в том же направлении, что и противник», «встать сбоку от противника», «повернуться и держать свои руки параллельно рукам противника», «суметь найти верный угол», «нет никаких чудес», «техника айкидо настолько рациональна, что не требуют применения силы», – для меня эти слова являются убедительным основанием для того, чтобы в поиске совершенной формы изучаемых нами движений, ориентировать свою практику айкидо в направление изучения рациональной, не требующей усилий борьбы, стороны техник.

Конечно же, занимаясь изучением методики преподавания Жерара сенсея, в добавление к уже сказанному, не могу не отметить некоторые принципиальные особенности его отношения к применению силы и значению сильной позиции в техниках айкидо.

В отличие от распространенного подхода в преподавании, в котором практика бу-до подменена изучением бу-дзюцу, Учитель настаивает на том, что айкидо не заканчивается овладением рациональной формы движений! Оно с него начинается!

Если в бу-дзюцу отказ от использования в техниках физической силы в конечном итоге преследует поиск тех их форм, которые открывают перед бойцом доступ к быстрой и легкой победе, то в методике Жерара сенсея поиск рациональных форм движений совсем не связан с совершением скорой расправы над противниками.

Устранение физического напряжения из тела и углубление состояния расслабления, возможное только в рациональной технике и в сильных позициях, он считает необходимым условием для достижения перспективных целей практики айкидо.

«На самом деле очень много времени уходит на то, чтобы понять, что мы можем изучать на этих движениях [изучать, практикуя формы техник айкидо]!.. … Однажды вы начнете понимать, что если в вас нет никакой силы, то у вас гораздо лучше все будет получаться. Если мы будем работать таким образом, то это поможет нам прийти к таким формам техник, которые О-сенсей делал уже в конце своей жизни. В них вообще не было никакой силы. Я надеюсь, что мы с вами когда-нибудь будем изучать это!».

Ж.Блез, мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2008г.

Благодаря Жерару сенсею я знаю, что изучение рационального, того что является главной целью практики бу-дзюцу, в практике айкидо служит ориентиром и основанием (очень важной, но только лишь подготовительной работой) для воспитания в адепте айкидо, ни много ни мало, нерациональных способностей О-сенсея.


Comments (0)

Оставьте мнение: