Май 06 2012

Ведение: Сильная позиция

Category: ДневникЕвгений @ 19:10

Ведение, как форма физического воздействия на партнера в техниках айкидо, реализуется теми же механическими факторами взаимодействия, что и основной базовый принцип всех видов боевых искусств – «Не быть открытым!», т.е. позами, взаимным расположением, направлением и таймингом перемещений.

Однако учебные задачи ведения, как нового уровня практики, требуют внесения в них определенных изменений, которые даже внешне отличают формы техник старших учеников от тех, что выполняют новички на базовом уровне обучения.

Вследствие существования явления «нормы принципа», невозможно установить точное количественное значение этих дополнений, превращающих базовую форму техники в ведение. Невозможно кому-то сказать, что изменив свое движение там и там на столько-то сантиметров, градусов, килограмм и метров в секунду, он гарантированно «доведет» своего партнера до завершения техники.

Вместе с тем, внимательное изучение различных позиционных уровней взаимодействия борцов позволяет определить общие принципиальные требования, отвечающие за реализацию в механической структуре техник функции ведения. Найти те особенности поз, расположений и перемещений в технике, работа над которыми, подняв тренировку на новый уровень практики, сделает техники средством ведения партнера. Общей характеристикой всех позиционных уровней всех видов боевых искусств и единоборств, которую без изменений не только можно, но и, по моему мнению, необходимо использовать в поиске ведения в техниках айкидо, является то, что и воина-врага в будо, и спортсмена-противника в единоборствах, и партнера-нападающего в айкидо ведут из позиций, из которой возможно нанести ему повреждение.

Это такие позиции партнеров относительно друг друга, в которых их позы, дистанция и углы расположения позволяют быстро, незаметно и сильно нанести удары в жизненно важные области тела человека, против которого применяют технику. Положения, в которых, возможно использование болевых точек для усиления болевого воздействия и анатомических рычагов скелета, увеличивающих эффективность приложения физической силы. Только благодаря таким позициям условия взаимодействия можно перевести на другой, новый уровень, где один из бойцов получит возможность еще более эффективно воздействовать на противника, а тот потеряет еще одну возможность для продолжения или возобновления своей атаки.

В айкидо не «ломают» партнера, но поиск положений в изучении техник айкидо, в которых это возможно, поможет ученику найти те самые особенности поз, расположений и направлений перемещений, необходимые для осуществления ведения партнера!

Разъясняя принцип ведения на технике «сувари ваза, шомен-учи – никке, ура», Жерар сенсей говорит:

«… Вы слишком торопитесь перейти к непосредственному контролю «никке». Слишком быстро хотите посмотреть – получится или не получится техника. А сначала нужно найти положение [еще на входе в технику], в котором можно воздействовать на партнера! Вот это очень хорошее для меня место, он меня задеть не может, а я могу! [показал, что той рукой, которой держит предплечье уке, может задеть его ребра, т.е. по сути, нанести удар.] Вот теперь можно учиться, как вести его дальше!..».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Считаю важным это уточнение, так как оно указывает на то, что техники айкидо, какими бы мягкими они ни воспринимались со стороны уке или наблюдателей, должны выполняться из сильных позиций. Сила позиции в айкидо служит верным ориентиром в поиске правильного выполнения техники.

Несмотря на то, что в вариантах техник «икке», «никке», «санкье», «енкье», практикуемых Жераром сенсеем, в отличие от аналогичных техник, используемых в других видах будо, ни причинение травмы, ни даже болевое воздействие не предполагается, однако правильное положение в них, например, рук тори (определяющее структуру его позы) будет то, которое соответствует утилитарной форме и смыслу боевых техник.

Так, в «икке» положение рук тори должно быть таким, из которого возможно наиболее эффективно воздействовать на локтевой сустав (фото 1).

Фото 1.

На практике же очень часто новички, выполняя «икке», не обхватывают руку партнера, или же пытаются контролировать ее, удерживая далеко (неважно выше или ниже) от локтевого сустава. В таких случаях уке, без особых усилий, способен вывести свой локоть из-под влияния тори и перейти к атакующим действиям (фото 2, 3, 4).

Фото 2.

Фото 3.

Фото 4.

В «санкье», чтобы получить преимущество перед партнером, «первичный» захват кисти уке необходимо осуществлять за пальцы (фото 5), а после перехвата второй рукой – удерживать руку уке ниже лучезапястного сустава (фото 5).

Фото 5.

Разучивая «санкье», ученики часто неспособны контролировать и вести уке только потому, что в самом начале техники захватывают вместо пальцев запястье, и тем самым «отдают» свою кисть партнеру (фото 6). А продолжая действия, при смене рук, захватывают предплечье, исключая из сферы своего воздействия лучезапястный сустав уке (фото 7), то есть, теряют возможность «сделать больно» партнеру в лучезапястном суставе.

Фото 6.

Фото 7.

Отличительной характеристикой положения рук тори в технике «енкье» является наложение ладони на предплечье уке таким образом, чтобы иметь возможность воздействовать на определенную болевую точку (место прослушивания пульса), «давя» на нее в направлении «от себя» (как если бы рубили бокеном или били бо, фото 8).

Фото 8.

Распространенная ошибка среди новичков при выполнении этой техники состоит в том, что захват предплечья уке осуществляется «ладонью к себе» (фото 9). Однако в таком положении они, либо не попадают на болевую точку, либо не имеют удобного положения, чтобы надавить на нее. К тому же начинающие часто не контролируют, либо неправильно удерживают запястье уке второй рукой, позволяя ему атаковать себя в локтем в лицо, в пах, или, опять «отдавая» свою кисть, предоставляют ему возможность провести технику «санкье».

Фото 9.

Приведенные выше примеры, не раскрывают какие-то особые секреты, с ними с первых занятий знакомят всех, приступивших к изучению айкидо. Однако просматриваемый в них механизм действия «сильного положения» может быть хорошим помощником в изучении многих других спорных, неизвестных или не уточненных инструктором моментов техник.

В том числе, можно понять, почему позицию, позволяющую одному человеку вести другого, определяют не только формально правильно выполненный захват, но и поза уке, и ее сочетание с правильным взаимным расположением обоих партнеров. Что проверкой правильности результатов сложения всех механических элементов взаимодействия в технике (то есть ответом на вопрос себе «правильно ли я делаю технику?»), является наличие потенциальной возможности нанести повреждение, «сделать больно».

Много раз приходилось быть свидетелем того, как выполняющие «икке, омоте» начинающие ученики «виснут» на руке вертикально стоящего партнера, пытаясь уронить его весом своего тела (фото 10). В таких случаях можно говорить о том, что они не видят силы позы партнера и слабости своего положения в этой позиции.

Фото 10.

Вместе с тем, наблюдая за выполнением икке Жераром сенсеем, я замечаю, что поза уке, дающая возможность вести его, состоит в том, чтобы он был наклонен вперед, а не в сторону (относительно своего центра), и рука, через которую его ведут, была расположена параллельно полу (фото 11).

Фото 11.

При этом тот, кто выполняет «икке», не должен первым, раньше своего партнера, опуститься на татами. Нарушая эти требования он, либо не имеет возможности воздействовать на локоть партнера, когда висит на его руке, как это показано на фото 10, либо утрачивает такую возможность в продолжение своих действий, когда прежде уке оказывается на татами (фото 12).

Фото 12.

Полагаясь на то, что «никке» довольно болезненная техника для уке, ее иногда выполняют, удерживая кисть уке на некотором расстоянии от своего корпуса (фото 13).

Фото 13.

Но все же более мощное воздействие, подключающее к действиям все тело тори и заставляющее подчиниться более физически сильного партнера, возможно в позиции, когда кисть уке прижата к груди тори (фото 14). И поэтому расположение партнеров во втором способе выполнения «никке», по моему мнению, является более правильным.

Фото 14.

Принцип «сильной позиции» может быть использован для уточнения деталей самых различных промежуточных положений партнеров в техниках. Например, для того чтобы определиться в ответе на вопрос, встречающийся в изучении техники «катате реете тори – кокью-наге». Смысл его состоит в следующем: «внутренняя» или «внешняя» нога тори должна находиться впереди после выполнения входа в технику? Принимая во внимание большую эффективность воздействия на партнера, я склонен считать верной позицию с впереди стоящей «внутренней» ногой (фото 15).

Фото 15.

Во втором варианте (фото 16), чтобы удерживать уке, тори вынужден прибегать к использованию физической силы рук. Однако даже применение силы, не делает его в этой позиции способным повлиять на желание уке выпрямиться и восстановить стабильное положение.

Фото 16.

Можно увидеть, что в этом случае уке противостоят лишь только руки тори. В первой же форме, тори не нужно напрягаться, так как его расположение относительно партнера позволяет ему контролировать уке весом всего своего тела, а не только руками.

Умение выполнять техники айкидо с «позиции силы» я считаю важной составляющей в овладении ведением партнера. Приобрести же чувственное понимание силы «мягких» техник невозможно не побывав в них с обеих сторон, и в качестве тори и в качестве уке. Именно поэтому считаю необходимым на стадии разучивания техник «делать немного больно», «принимать боль» и ощущать воздействие сильных позиций. Кроме того что развивает гибкость суставов, такая практика помогает находить механическую структуру движений, создающую основу для силы и эффективности техник айкидо. Однако, здесь же, стоит указать на то, что эта работа требует тонкого понимания и особой деликатности.

В интернете можно увидеть видеоролики, с такими названиями как «прикладные техники айкидо» или «нетрадиционные техники айкидо». Просматривая такие техники, я вижу как, прикрываясь «историческим способом» изучения, в практику айкидо переносят техники старинных и малоизвестных школ дзю-дзюцу, не имеющих отношения к искусству Морихея Уесибы.

Считаю, что применение «старых» техник в изучении техник айкидо требует особенного подхода. Мы должны отдавать себе отчет в том, чем мы занимаемся, используя в своих занятиях логику «старых» техник. Эта работа подобна нанесению линии наброска в рисунке, которая впоследствии будет стерта, изменена или уточнена. Однако, несмотря на то, что позднее будут изменены, эскизные линии, необходимы, чтобы зафиксировать чистом листе некий имеющийся замысел для создания условий его дальнейшего наилучшего воплощения (рисунок 1).

Рисунок 1.

Иногда останавливая занятия, Жерар сенсей показывает и говорит необычные вещи: «Настоящее ириминаге, это вот это!», и выполняет технику, не прикасаясь, или почти не прикасаясь, к партнеру. «Это то же самое, что мы сейчас с вами изучаем! Повторяя такую форму движения вы, возможно, сможете научиться делать эту технику, но скорее всего, нет! Для того чтобы научиться так делать, нужно тренироваться выполнять вот это!». И он опять обращается к объяснениям и демонстрации особенностей стоек, захватов, расположений и направлений движений, в которых очевидность воздействия на партнера не вызывает сомнений. Так, показав перспективы практики, Учитель дает разъяснения на уровне, доступном для восприятия учениками.

В этом я вижу определенный методический смысл, преследующий определенные учебные цели. Бросить партнера так, как это делает Учитель, сейчас я не могу! Научиться таким формам движений, бессмысленно копируя движения высокого уровня, не понимая в них связи между своими действиями и реакциями партнера, невозможно!

Но я могу увидеть и почувствовать разницу между положением, в котором способен нанести повреждение (или, другими словами, воздействовать на партнера) и в котором – нет. И это замечательное качество сильной позиции способно послужить фактором, объединяющим понятную контактную и более сложную и непонятную бесконтактную формы одной и той же техники.

«Есть такая форма техники, – говорит Жерар сенсей и показывает вариант шихонаге [вариант техники с ударами, против партнера, разрушающий партнера, фото 17]. – Но можно делать по-другому – притягивать атаку и вести партнера. Это так [демонстрация шихонаге без контакта, фото 18]. Однако и здесь логика действий остается все той же».

Фото 17.

Фото 18.

Хочу подчеркнуть: «форма техники меняется, но ее смысл остается прежним!». Изучение сильных сторон позиции через непосредственный контакт с партнером позволит со временем практики увидеть и использовать эту силу в формах движений, в которых нет прямого физического воздействия. Увидеть и почувствовать обратную связь в бесконтактном взаимодействии и, наполняя реальной силой нереальные движения, постепенно продвигаться к овладению странной (на первый взгляд), формой техники Учителя.

… Воспроизведение логики уничтожающих техник в формах движений, изучаемых в айкидо, можно сравнить с эскизными линиями в рисунке. Несмотря на то, что впоследствии, в ходе практики, эти «наброски форм» будут еще много раз изменяться, они необходимы как способ заполнения пустоты между уровнем реальных возможностей ученика и уровнем воплощенного замысла настоящих техник айкидо.


Comments (0)

Оставьте мнение: