Ноя 01 2012

Способы расшифровки послания Основателя айкидо: чувственный опыт

Category: ДневникЕвгений @ 15:29

Естественно, что приступившие к изучению айкидо и стремящиеся к постижению тонкостей этого боевого искусства люди хотели бы использовать в своих занятиях наставления его Основателя – Мастера Морихея Уесибы.

Нет никаких проблем, чтобы попробовать сделать это. Сохранились и общедоступны видеофильмы с демонстрациями техник О-сенсеем, каждый пожелавший может найти тексты с его высказываниями, раскрывающими суть и методические основы практики созданного им будо.

Однако наверняка все те, кто не удовлетворился объяснениями техник из уст своих инструкторов-учителей и предпринял попытки найти указания из первых рук, сталкиваются с тем, что очень часто перенести указания О-сенсея в практические занятия на татами не представляется возможным. Образы, которые использовал этот человек – непонятны, действия – не логичны, объяснения – не содержат так ожидаемое описание деталей движений, а цели практики – разочаровывают своей наивностью.

Я уже приводил примеры высказываний О-сенсея передающих его понимание айкидо, приведу еще некоторые. Вот один из образов, которым он пользовался для передачи ощущений, переживаемых им при выполнении техник айкидо:

«На этом пути нужно стоять на мосту, плавающем между Небом и Землей. Если не находиться на этом мосту айкидо не выходит. Если находятся на этом мосту (только при этом условии) что-то «выходит» и это называется «ТАКЕМУСУ АЙКИ». (Aiki Shinzui,p.23).

Ж. Блез. Речи и статьи Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000.

Вот пример логики, которой он объясняет причины своей непобедимости:

«Даже если враг меня атакует с очень быстрой техникой, я не побеждён, так как моя техника более быстрая, чем его техника».

На резонно возникающий вопрос «почему?!», он отвечает:

«… Это не вопрос быстроты. Результат боя уже решен.

… потому, что он [враг] сейчас нарушит гармонию Вселенной …

… потому, что [в айкидо] долготы времени и вопроса быстроты не существует …

… в айкидо нет ни пространства, ни времени, есть только Вселенная …». («Takemusu Aiki», стр.13)

Ж. Блез. Речи и статьи Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000.

Так Морихей Уесиба описывает выполнение одного из контролей, суть которого не так-то легко понять не будь в его заключении дополнительной подсказки:

«Тори: Сделайте большой поворот и правой рукой нанесите противнику удар по запястью, захватите запястье и управляйте им. Скользните внутрь и переместите запястье противника к своей груди, одновременно захватывая его предплечье своей левой рукой. Сильно поверните и управляйте им. Шагните назад, потяните его к земле и обеими руками зафиксируйте его правую руку. Это называется «фиксация номер два».

М.Уесиба. Будо. Учение Основателя айкидо. Феникс, Ростов-на-Дону, 1999.

А так О-сенсей определяет цели практики своего боевого искусства:

«Отныне не нужно, чтобы айкидо было БУДО разрушения. Необходимо создать БУДО, которое построит новую эпоху, основанную на духе гармонии и единения. Нужно создать рай на Земле, водружая идею одной большой семьи с Великим Духом Любви, который реализует Гармонию Мира, Вселенной». («Aikido Magazine», №7,1985,стр.34)

Ж. Блез. Речи и статьи Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000.

«Стоять на мосту, плавающем между Небом и Землей»,

«долготы времени и вопроса быстроты не существует»,

«переместите запястье противника к своей груди и управляйте им»,

«гармония Вселенной»,

«идея одной большой семьи»,

«рай на Земле» …

И всё это высказано применительно к боевому искусству. Есть от чего развести руками!..

Жерар-сенсей провел огромную работу по сбору и изучению высказываний О-сенсея, объясняющих идеи создания и освещающих различные стороны практики айкидо. Для преодоления трудностей в их понимании и применения в непосредственных занятиях он предлагает принимать во внимание ряд определенных условий.

Первое, по его мнению, состоит в том, что к осмыслению слов Основателя нельзя подходить как «к чтению научных книг, направленных на удовлетворение ума и мышления». Смысл послания Мастера Уесибы, воплощенного в созданном им искусстве, может быть раскрыт и углублен лишь в процессе практики этого искусства, в результате приобретения и углубления определенного чувственного опыта.

Что нужно понимать под словами «чувственный опыт»?

«Чувственный опыт», это один из способов получения информации об окружающем мире. Пожалуй, в течение каждого занятия Жерар-сенсей повторяет для нас слова, не только указывающие на существование чувственного знания, но и позволяющие если не понять, то, во всяком случае, побуждающие задуматься об особенностях и месте чувственного способа получения информации в изучении айкидо:

«… наше тело понимает [смысл действий, то, как нужно правильно двигаться] раньше, чем голова [раньше, чем сознание]»;

«тело очень чувствительная вещь, оно все чувствует»;

«человек, у которого более восприимчивое тело, лучше учится»;

«вы тренируетесь, и ваше тело мало-помалу само вас учит»;

«когда я правильно сделал технику, я это чувствую своим телом»;

«потом ваше тело однажды скажет: «Да! Я могу это сделать!»» …

Составление представления о чувственном способе получения информации, ведущего к пониманию его особенностей и возможностей, лучше всего дает его сравнение с особенностями другого, противоположного ему, интеллектуального способа получения знания, и выяснение различий в качестве информации, получаемой в результате их использования. Конечно же, проводя такое сравнение, необходимо принимать во внимание, что ни один из них по отношению к другому не является ни плохим, ни хорошим. Они – разные.

Главной характеристикой интеллектуального способа получения информации является его опосредованность. Получаемая им информация, это сведения, создаваемые и воспринимаемые посредством интеллекта. Это информация, прошедшая через интеллект, и в связи с этим претерпевшая интеллектуальную обработку независимо от того получили ли мы её от другого человека (от другого интеллекта) или создали её сами (своим интеллектом).

Интеллектуальная информация, это переработанная интеллектом, приведенная в определённый формат, изначально объективно существующая информация. Некая форма первичной, объективно существующей информации. Благодаря интеллекту она обобщена, систематизирована и приведена в наиболее воспринимаемую сознанием форму, удобную для хранения и передачи другим людям, например, в слова.

Интеллектуальное форматирование информации выполняет ряд важных функций. Оно дает возможность использования знаний других людей без их прямого участия, накапливать, хранить и передавать знания многих поколений. Отформатированную определенным образом информацию с помощью компьютера и интернета в считанные мгновения можно разослать одновременно в самые разные концы света. Помогая быстро и безопасно получать сведения самого различного характера, она является замечательным средством в обучении и коммуникации, особенно в получении опыта, приобретение которого связано с опасностью для жизни. Например, для того чтобы узнать о том, что существует Антарктида, или убедиться что Земля круглая, нет необходимости пускаться в дорогое и рискованное для жизни путешествие на южный полюс или космическую орбиту. Перевод информации в воспринимаемый интеллектом формат – незаменимый способ для получения сведений о вещах и явлениях, не воспринимаемых человеческими органами чувств: электронах, микробах, ультразвуке или обратной стороне Луны. Отделенная от своего создателя интеллектуальная информация делает возможным дистанционное и самостоятельное обучение без непосредственного присутствия и даже участия учителя в учебном процессе, когда для того чтобы освоить новый информационный материал, достаточно получить словесную инструкцию или прочитать определённый текст.

Однако вместе с тем необходимо понимать и учитывать, что подвергнутая интеллектуальному форматированию информация является вторичной по отношению к первоначально поступающей в обработку информации и поэтому всегда отличается от реально существующих явлений и происходящих событий. Это как бы сведения из вторых рук, пересказанная интеллектом версия реальных событий. В таком способе создания и передачи информации всегда имеет место искажение представления первоначальной, объективно существующей действительности, которое может проявляться в неполном объеме сведений, подмене фактов, изменении приоритетов и даже добавлении того, чего нет в действительности. Так, одна и та же история, например, о таком чрезвычайном происшествии, требующем точного установления реальных событий, как об автомобильной аварии, может быть по-разному рассказана её участниками, свидетелями, официальным лицом, составлявшим протокол, и корреспондентом вечерних новостей.

Вместе с тем современная жизнь все больше и больше приучает нас получать знания интеллектуальным путем. Попадая в новые для себя жизненные обстоятельства, мы очень часто считаем его более доступным и быстрым, рационализирующим и удешевляющим нашу жизнь, и поэтому всё чаще пользуемся им в своих, ставших привычными, повседневных условиях. Действительно, дешевле прочитать инструкцию по пользованию дорогим и потенциально опасным бытовым прибором, чем затем тратиться на его ремонт или свое лечение. Однако привыкая «верить на слово», ограничиваясь чтением инструкции, прослушиванием лекции, прохождением учебных курсов и столкнувшись с действительностью, попадая, то в смешное, то в униженное положение, мы очень часто разочаровываемся в полученном таким образом знании. Разрекламированные диеты лично у нас не снимают ни сантиметров, ни граммов. Передовые системы воспитания не способны положительно влиять на наших детей. «Радикальный черный цвет» в действительности оказывается зеленым, а просмотры боевиков и учебного видео по боевым искусствам не помогают в противостоянии уличным хулиганам.

Оказывается, полученное интеллектуальным путём знание не всегда приводит к ожидаемым нами результатам. Мы очень часто забываем, что не можем в полной мере воспользоваться чужим знанием, до тех пор, пока оно, знание, не станет нашим личным практическим опытом. Мы выпускаем из виду, что предупреждения подобные «Не трогай, обожжешься!», перестают быть пустым звуком и становятся надежным информационным источником, только после того, как мы сами действительно на чём-то обожжёмся.

Забыв о том, что в основании становления всех самых сложных условных рефлексов, в том числе образующих механизм получения интеллектуального знания, находится чувственный опыт переживания ощущения от действия конкретного естественного физического раздражителя, получая вещи в готовом к употреблению виде, мы ограничиваем себя в возможностях получения объективной, из первых рук, информации об окружающем нас мире. Тем самым мы не только позволяем обманывать себя, но и очень часто вводим себя в заблуждение сами. Например, посмотрев на выполнение мастерами техник айкидо своими глазами, мы начинаем думать, что знаем, как их надо делать.

На самом деле это далеко не так. Используя в познании окружающего мира только интеллектуальный способ получения информации, мы узнаем лишь поверхностную картинку явлений. Благодаря телевизору, интернету и компьютерным спецэффектам, нас мало чем можно по-настоящему удивить. Для потребителя, сидящего в комфортных условиях перед плазменным экраном с ведром попкорна в руках, и взрыв уже не взрыв, трюк – не трюк, и чудо – не чудо! Сегодня не выходя из дома, мы можем увидеть картины самых великих художников, можем услышать произведения любого из известных композиторов. Однако даже благодаря интернету побывав онлайн-свидетелями создания художественного произведения, изготовления японского меча, проявления необыкновенных способностей индийскими йогами, китайскими мастерами ушу, рекордсменами книги Гиннеса или выполнения техник айкидо, мы всё равно остаёмся в неведении того, как всё это делается. Привыкая получать продукт потребления в готовом виде, мы остаемся далёкими от понимания настоящей цены усилий, затраченных на их создание. Подтверждается это утверждение тем, что будь оно иначе, каждый из нас мог бы как минимум создать что-либо подобное или, без особых усилий, повторить. Поэтому можно говорить о том, что живя в интеллектуальном мире, мы мало что знаем в действительности.

Вполне очевидно, что опосредованная специфика получения интеллектуального знания, его вторичность по отношению к объективной реальности, становится причиной, позволяющей всегда потребовать дополнительное подтверждение его подлинности, и является основанием для критики и оспаривания. Даже когда, ссылаясь на авторитетный источник, мы говорим, что информация не требует подтверждения, сама ссылка на источник является для нас подтверждением достоверности этой информации.

В отличие от интеллектуального знания, знания, полученные в результате практического чувственного опыта, воспринимаются нами напрямую без участия сознания. Чувственная информация не проходит никакого форматирования, вследствие этого не подвергается искажениям и не нуждается в дополнительном подтверждении. На чувственном уровне взаимодействия с действительностью себя невозможно обмануть.

Вместе с тем, чувственный способ получения информации имеет ряд других особенностей, которые можно увидеть в специфике традиционных методик восточных практик, объясняющих причину этой специфичности и помогающих, особенно на первых этапах, соблюдать некоторые не совсем непонятные и несколько непривычные требования в изучении айкидо.

Чувственную информацию невозможно уместить на какой-либо носитель, будь то слова, схемы или видеозаписи. Для всего этого потребуется её обработка, ведущая к искажениям. Чувственную информацию невозможно оторвать от непосредственного источника, записать и передать кому-то как какую-то вещь. В полном объеме и без искажения чувственную информацию можно лишь почувствовать самому. В отличие от интеллектуальной информации чувственное знание невозможно получить без соприкосновения с прямым носителем (источником) информации. Именно по этой причине мастера восточных практик имеют основание утверждать, что глубину японских искусств, а значит в том числе и айкидо, невозможно понять по книгам и видеофильмам, не прибегая к практическим занятиям.

Чтобы понять объяснения О-сенсея об айкидо и использовать их в качестве руководства в изучении его искусства, необходимо своими чувствами соприкоснуться с предметом его описания. А для этого необходимо практиковать и техники, и философию его учения. Только лишь читая книги об айкидо и смотря видеозаписи, сидя в кабинете, или же изучая и отрабатывая не те формы техник, которым он учил, и, не попробовав воплотить в них принципы его философии, невозможно почувствовать и понять того, о чём он говорил и чему учил в действительности. Это подобно тому, как нельзя по красочной картинке определить вкус неизвестного нам экзотического фрукта.

«Нужно стараться с помощью техник понять то, о чём хотел сказать Основатель. Но для понимания этого нужно чтобы ваше тело это прожило.

Я начинаю понимать, о чём в действительности говорил О-сенсей. Я понимаю это телом, не головой. Потому что то, что он говорил невозможно понять головой. Понять это должно тело, и это всё оно всё оно должно пережить.

Поэтому, чтобы прийти к пониманию высказываний О-сенсея, нам нужны жесты – техники. Благодаря этим жестам наше тело может пережить определенный опыт. Только так можно прийти к пониманию того, что говорил этот человек».

Ж. Блез, семинар по айкидо, Санкт-Петербург, июнь 2004 г.

То, что чувствовал О-сенсей по представленным выше причинам невозможно точно и понятно каждому описать словами, потому что наш интеллект не способен без искажений ни передать, ни принять информацию. Только лишь логикой интеллектуальных рассуждений понять указания О-сенсея даже и не нужно пытаться, все равно ничего не «поймётся»! Узнать, что такое техники айкидо, и научиться их выполнять так, чтобы они приводили к ожидаемому результату, можно лишь получая знания об этих техниках чувственным путем, лишь только в результате практических занятий.

Понимание особенностей чувственного способа получения информации позволяет увидеть необходимость выполнения некоторых важных функций, как в обязанностях учителя (инструктора) боевого искусства, организующего процесс обучения, так и ученика, пожелавшего к такому обучению приобщиться, необходимых для осуществления полноценной практики.

О-сенсея уже нет в живых, всё меньше становиться учителей, непосредственно учившихся у него. Всё больше нарастает степень опосредованности в передаче знаний и опыта Основателя айкидо. Всё больше возникает оснований сомневаться в точности представления искусства Морихея Уесибы его современными преподавателями и идти своим путём в изучении айкидо, продолжая на каждом стыке поколений терять сокровенные знания, искажать первоначальный истинный смысл оригинального учения, лишая будущее возможности знать и практиковать оригинальное айкидо О-сенсея.

Как можно замечать, такая тенденция в практике айкидо становится всё более популярной. Однако необходимо учитывать, что такое развитие событий имеет место при условии, когда в практике занятий интеллектуальный способ получения и передачи информации (вторичной информации) является главным по отношению к чувственному опыту (первичной информации), и оно становится невозможным при правильном соблюдении приоритетов в способах получения знаний.

Очень точное представление о месте и возможностях чувственного способа получения информации в практике Пути, дающее понимание механизма, обеспечивающего сохранение знания при передаче его от поколения к поколению на протяжении многих веков, несут слова Морихиро Сайто-сенсея, учи-деши Основателя айкидо, высказанные им на одном из форумов боевых искусств Японии в 1987 году:

«Раньше учителя не объясняли технику во всех подробностях. Они объясняли на словах только малую часть. Понять остальное было задачей тренировочного процесса».

Помимо того, что они однозначно указывают на чувственный способ познания, как основной в получении информации в практике айкидо, заключённый в них смысл дает понять и то, что настоящим учителем боевого искусства является, не тот, кто много и правильно рассказывает о нём, о его философии и техниках, и даже не тот, кто также правильно выполняет техники. Отличия между тем, что я чувствую и тем, что я говорю о том, что чувствую – достаточно велики. Поэтому настоящий учитель, это тот, кто в своих занятиях способен создать условия для приобретения учениками наиболее полного комплекса чувственных ощущений, позволяющих накапливать знание, необходимое для последовательного продвижения в изучении их искусства.

Вместо того, чтобы заставлять учеником долго себя слушать и много смотреть, прерывая попытки учеников всё новыми и новыми, но непонятными и ненужными им в этот момент объяснениями, настоящий учитель айкидо без слов, условиями тренировочного задания помещает учеников в такие обстоятельства, в которых они не могут обойти ситуацию получения чувственного опыта, нужного для углубления их практики.

Условия его задания таковы, что без получения нужного знания ученики остаются не в состоянии выполнить предлагаемую им для решения задачу – то или иное движение, технику. Собственно само решение учебной задачи в таком обучении говорит о приобретении нужного опыта. В результате такой работы и учитель, и его ученик точно знают: выполнено задание (приобретено ли необходимое знание) или нет. На чувственном уровне взаимодействия с действительностью себя невозможно обмануть.

В отношении ученика особенность способа прямого получения информации, заключается в том, что он не может взять в готовом для его личного употребления виде практический опыт и чувственные знания своего учителя «из его головы»; он может их приобрести только лишь в результате следования указаниям учителя в практике занятий. Как уже было сказано выше, в результате точного выполнения определенных учебных заданий – техник.

В повседневной тренировочной практике эта особенность выливается в существование важного методического положения, обязывающего ученика усердно и точно подходить к выполнению тренировочных заданий, соблюдая все предъявляемые учителем пусть не всегда понимаемые и порой очень непростые условия. И, несмотря на то, что разные учителя айкидо преподают одни и те же техники, здесь стоит заметить, что чем опытнее учитель, тем шире его перечень требований, предъявляемых к правильной технике, тем сложнее ученику ему угодить. Но, надо сказать, что и уровень обучения в таком случае гораздо выше.

Задача по созданию тренировочных заданий, наилучшим образом способствующих приобретению чувственного опыта, необходимого для успешного продвижения в изучении айкидо, неизбежно подводит к очень важным методическим вопросам практики, направленным на выяснение рамок необходимых чувственных ощущений: К переживанию каких чувственных ощущений, должны вести идеальные тренировочные условия в практике айкидо? И, что представляют собой идеальные тренировочные задания, позволяющие приобрести этот чувственный опыт?

Самые естественные ответы на них состоят в том, что наиболее полный опыт, который мы можем приобрести совершенствуя условия, создаваемые тренировочными заданиями, это опыт О-сенсея. В своей сути это тот самый опыт, который когда-то пережил, практикуя боевые техники, Основатель айкидо и о котором он рассказывал в своих объяснениях. Наилучшими же условиями для достижения этих целей будут те, которые ведут к приобретению чувственных ощущений, пережитых О-сенсеем – его техники и его философские требования к этим техникам.

Объясняя своё видение на создание айкидо, Жерар-сенсей говорит:

«Это был человек [О-сенсей], который пережил определенный опыт, и вот этот опыт привел его к созданию айкидо.

Он дал нам вот эти движения – технику – чтобы мы сами смогли пережить, смогли найти этот опыт».

Ж. Блез, семинар по айкидо, Санкт-Петербург, июнь 2004 г.

Следует подчеркнуть, что при такой направленности изучения айкидо, когда учебные задания, формирующие всю практику занятий айкидо, служат созданию условий для приобретения опыта О-сенсея, отношение к проблеме развития айкидо, как вида боевого искусства, переходит в плоскость, совершенно отличающуюся от современной. Той, в которой совершенствование отождествляется с изменением техник (исключением из практики одних техник под предлогом устаревших, включением других, признаваемых более эффективными, и изменением форм третьих, повышающим их прикладную направленность) и приспособлением под сиюминутные личные интересы философских принципов этого целостного и законченного учения Пути и Жизни.

В методике практике Жерара-сенсея о развитии айкидо можно говорить лишь как о поиске методов, более быстро и эффективно ведущих к переживанию полноты чувственного опыта Основателя айкидо, и ни в какой, даже самой малейшей, степени не подвергающих изменению форм его техник и их философского наполнения.

Интересно, важно и замечательно, что такой подход к формированию методики практики айкидо, ориентируемый на поиск и приобретение каждым учеником чувственных переживаний, когда-то создавших айкидо, самым естественным образом защищает информационное содержание оригинального учения О-сенсея от внесения и накопления в нём субъективных представлений.

Это его свойство несет в себе возможность в процессе практики восстанавливать первозданную чистоту истинного знания об айкидо О-сенсея в каждом ученике. И таким образом, позволяет от человека к человеку, из поколения в поколение передавать чувственный опыт, т.е. то, что, как было замечено выше, передать принципиально невозможно, предоставляя возможность понимать и пользоваться мудростью Мастера Морихея Уесибы спустя сколь угодное время.

Итак, практические занятия единственный путь к тому, чтобы обрести необходимый чувственный опыт, дающий наиболее полное представление об окружающей нас действительности, только пережив который мы становимся способными понять и принять то непонятное и необычное, что говорил об айкидо его основатель и использовать эти знания в своей личной практике.

Приобретение чувственного опыта настолько широкий вопрос и важная сторона практики искусства Морихея Уесибы, что продолжение выяснения тонкостей методики изучения айкидо потребует ещё не раз вернуться к её рассмотрению.


Comments (5)

5 ответов на запись “Способы расшифровки послания Основателя айкидо: чувственный опыт”

  1. Странник говорит:

    Очень толково сделан анализ различия между аналитическим и чувственным опытом. Не согласен с мнением, что нужно незыблемо хранить формы и смысл Айкидо, которые для нас завещал О сенсей. Айкидо очень живая субстанция, которая развивается и изменяется в зависимости от обстановки, времени, людей, его практикующих. Остановка этого процесса ведет к умиранию процесса, чего мы допустить не можем. Еще хотел бы обратить внимание на обожествление создателя Айкидо. Он в первую очередь был человеком, достигшим больших высот. Но не как не предельных возможностей человека. И обращаясь к его опыту, надо не слепо копировать его техники и другие достижения, а с помощью их искать свой путь. Всем удачи в поиске пути.

    • Евгений говорит:

      Спасибо за оценку выполненной работы!

      «Еще хотел бы обратить внимание на обожествление создателя Айкидо». – Значит я занимаюсь айкидо, чтобы стать богом.

      «И обращаясь к его опыту, надо не слепо копировать его техники и другие достижения, а с помощью их искать свой путь». – Морихей Уесиба в результате практики боевых искусств и духовных исканий приобрел неординарные способности, как Вы точно отметили – «достиг больших высот». Не секрет, что к тем же высотам ведут практики других японских искусств, в т.ч. и стрельба из лука, и каллиграфия, и чайная церемония. Свой Путь он назвал айкидо. Если Вы идёте пусть даже к тому же результату, но другой дорогой, другим способом, не стоит называть свои занятия практикой айкидо. Ещё не известно куда Ваш путь Вас заведет!

      Айкидо очень живая субстанция, которая развивается и изменяется в зависимости от обстановки, времени, людей, его практикующих. – Если всё-всё об айкидо О-сенсея записать на бумагу, положить на полку и после этого перестать его практиковать, вот тогда оно точно умрёт! И знание как-будто бы есть, а повторить никто не может! Айкидо живое искусство не потому, что растёт и изменяется, а потому что умрёт, если его не практиковать! Как, например, умирают языки, после того как на них перестают разговаривать.

      Я думаю, что айкидо, как вид искусства и как Путь, который прошел Морихей Уесиба, живо, пока его практикуют в том виде в котором оно было создано, пока по нему ещё кто-то идет! А иначе это другой и весьма сомнительный путь!

      Другое искусство, но искусство ли?..

  2. Странник говорит:

    Спасибо за корректный и развернутый ответ. Считаю, что остановка в движении, в данном случае в развитии Айкидо, ведет, как и все живое к медленному загниванию и отмиранию. А разнообразие стилей и подходов к Айкидо говорит о его живости и актуальности на данный момент. Всем удачи!

    • Евгений говорит:

      Основываясь на своем личном опыте, я пришёл к выводу о том, что чтобы понять «что такое айкидо?» сначала нужно понять «что такое японские искусства вообще?». И раскрывая для себя значения айкидо специально сравниваю его с внешне очень непохожим на него искусством, например, каллиграфией.

      Практикующие каллиграфию берут работу мастера, основоположника школы, выполненную им ещё лет пятьсот назад, и копируют её, делая по нескольку тысяч повторений.

      При этом, несмотря на то, что сегодня существуют авторучки, всевозможные фломастеры и маркеры, они пользуются, как и их предшественники, всё теми же, что и пятьсот лет назад, бумагой, кистями и чернилами, которые нужно сначала долго готовить, которые в отличие от современных ручек оставляют кляксы не только на бумаге, но и везде где только можно представить – на руках, одежде, мебели, других людях.

      Японские искусства изучают для того, чтобы изменить себя, а не искусство! И только при таком к ним отношении они способны выполнять свое предназначение – менять личность, а не её внешний антураж. Именно поэтому японцы прилагают так много усилий, чтобы сохранить свои традиционные искусства в неизменном виде.

      Именно поэтому всех приходящих изучать боевые искусства, и руководителей, и подчиненных, и учёных, и рабочих, и бизнес-вумен, и домохозяек обезличивают переодевая в одинаковую одежду и заставляют выполнять одни и те же движения. Чтобы внешне все одинаковые и в одинаковых условиях они смогли показать свои отличия демонстрируя личные внутренние качества.

      Неизменность условий практики японских искусств, это точка отсчета для контроля за изменением качеств личности. Сделать технику по-другому, не так, как все, можно только имея «за душой» что-то своё, отличное от других. Чтобы сделать технику не так, как ты её делал вчера, нужно стать другим человеком, по отношению к себе вчерашнему.

      Сделать наоборот, менять искусство вместо своего личного совершенствования конечно проще. Конечно проще вместо того, чтобы повторить способности Основателя айкидо, перекрасить доги, пришить новый и яркий шеврон на рукав и так и не сумев узнать источник силы всё тех же – его техник, заниматься придумыванием новых техник или, так и не поняв, и не освоив принципы его учения, Странствовать по другим боевым искусствам, коллекционируя самые эффективные приёмы.

      Только не надо то, что вы придумываете называть айкидо. Зарвавшихся и опьянённых своими фантазиями жизнь со временем всегда ставит на положенное им место, а виноватыми в их домыслах, заблуждениях и разочарованиях почему-то оказываются айкидо и О-сенсей. Нечестно и некрасиво по отношению к человеку создавшему айкидо приписывать его оригинальному искусству то, чего в нем нет и профанировать его своими фантазиями.

      Тому кто понимает, что такое айкидо и какие процессы оно собой отражает, некогда и незачем заниматься его Странным дизайном. Ему всегда хватает работы над собой, изучая принципы и техники Морихея Уесибы.

  3. Странник говорит:

    Очень хорошо и правильно сказано, только немного однобоко. Полностью согласен с постановкой вопроса на начальном этапе обучения, когда изучаются формы, и посредством их многократного повторения изменяется содержание, их наполнение и в следствии этого изменяется личность занимающегося. Но многие забывают, что Айкидо это прежде всего не формальные движение, а та наполненность, которая помогает найти новое осмысление процессов, происходящих вокруг. Про неизменность форм или техник, я думаю, что здесь много лукавства. Сам основатель еще в рассвет своих сил отказался от четких форм. Если не предвзято проанализировать официальные техники от Айкикая с 50-х годов, они сильно видоизменились. Да что там, посмотрите сенсеев от Айкикай, которые преподают по миру. У них не только техники, но и подходы во многом разные. Одни отрицают ки, другие делают упор на это, по разному относятся к работе в сувари ваза, к работе с дыханием, да и формы приемов у всех разные. Или они тоже изменники? Не хотел не кого обидеть. Всем новых интересных открытий в Новом году.

Оставьте мнение: