Дек 04 2012

Ведение: Чтобы вести – не смотреть!

Category: ДневникЕвгений @ 11:19

Итак, чтобы суметь увидеть и воспользоваться логикой, ведущей к пониманию идей, заложенных Основателем в практику айкидо, и наполнению необыкновенной силой О-сенсея уже своей личной техники, необходимо в процессе тренировок создать в себе специальный функциональный аппарат, позволяющий подняться на его уровень духовного восприятия Окружающего нас Мира.

Для решения этой задачи О-сенсей оставил вполне определённые методические указания по организации практики айкидо. Они замечательны тем, что помимо требований, обращенных к духу ученика, являющихся абстрактными для осознания интеллектом новичка и потому невоспроизводимыми в выполняемых им действиях, одновременно содержат ещё и описание технической стороны взаимодействия партнёров, смысловое значение которого понятно каждому человеку. Благодаря такому их свойству, эти наставления О-сенсея могут быть применимы каждым учеником с самого начала своих занятий.

Следуя этим указаниям, вместе с изучением механики жестов, каждый ученик способен осуществлять работу по формированию и развитию в себе того самого функционального аппарата, позволяющего, по выражению Жерара-сенсея, «сделать свое тело, свой дух, свое сердце чувствительным к поиску искусства Морихея Уесибы».

Именно дисциплинированное и неукоснительное соблюдение этих указаний в повседневной практике ведет учеников в направлении приобретения опыта, постепенно раскрывающего все загадки айкидо. Даже если их значение не всегда очевидно и, несмотря на то, что порой, их требования идут в разрез с уже имеющимися представлениями о поведении в боевой ситуации.

«Если мы хотим вести партнера, нужно «НЕ СМОТРЕТЬ!», – говорит Жерар-сенсей. В его методике практики айкидо принцип «Не смотреть!» является вторым основным требованием (после «Не быть открытым!») к выполнению всех базовых техник. Одним из тех необходимых условий тренировки, которые позволяют подняться над закономерностями механического взаимодействия тел партнёров и проникнуть в духовный мир айкидо, в мир энергетических отношений.

Однако выяснение роли и значения принципа «Не смотреть!» в освоении техник айкидо, следует начать с рассмотрения наиболее доступной для понимания и воспроизведения в собственных действиях – физической стороны взаимодействия партнёров. Прежде всего, необходимо разобраться: на что не надо смотреть и почему?!

Благодаря тому, что однажды одно из объяснений требования «Не смотреть!» было высказано О-сенсеем в окружении не только его учи деши, но и большого количества публики, каждый из современных исследователей айкидо может с ним ознакомиться и убедиться в том, насколько оно метафорично. Вот эти слова:

«Не нужно смотреть в глаза партнёру,

Потому что они возьмут наш дух.

Не нужно смотреть на меч партнёра,

Потому что он возьмёт нашу КИ.

Не нужно смотреть на вашего партнёра,

Но нужно забирать (вдыхать) [притягивать, привлекать] КИ вашего партнёра.

Настоящее БУ, это тренировка развития силы дыхания и силы притяжения (инруоку но тенрен) [до такого уровня], чтобы суметь вдохнуть, притянуть партнёра полностью». («Takemusu Aiki», стр.190).

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000.

Фото 1.

Фото 2.

Фото 3.

То, что требования «не смотреть в глаза партнеру», «не смотреть на его меч», несмотря на простоту даже видимого смысла фраз, обычно вызывает затруднения в понимании, легко обнаруживается по неспособности их выполнить. Не так-то это просто не смотреть в сторону человека, зная о том, что он хочет вас ударить! Того, кому это предлагают сделать впервые, сразу же одолевает множество вопросов, например: А, как в таком случае я узнаю, как и какой рукой, он будет атаковать, чтобы приготовиться парировать удар? Как я смогу увернуться от меча, если не буду взглядом следить за траекторией его движения? Какой смысл в изучении техник от нападений сзади, если я не вижу партнёра и не знаю, когда он начнёт свою атаку?

Для того чтобы начать пользоваться смыслом, заключенным в наставление «Не смотреть!», нужно учитывать, что его интеллектуальное осознание и вынесение по нему правильного суждения возможно лишь после приобретения практического чувственного опыта, который можно получить только побывав в конкретной ситуации взаимодействия и своими чувствами пережив нюансы её обстоятельств.

Поэтому приступать к его пониманию необходимо не интеллектуальным способом, ища в голове ответы на череду вспыхивающих вопросов, а чувственным, практическим – изучать позы, углы расположений и направления перемещений, т.е. то, что видно и возможно немедленно и достаточно просто откорректировать.

Закономерности изучения искусства Морихея Уесибы таковы, что только сам личный опыт, вынесенный из ситуаций, возникающих в процессе выполнения техник при соблюдении и несоблюдении принципа «Не смотреть!», способен раскрыть необходимость следования ему и станет основанием для понимания его действительного значения.

На примере изучения принципа «Не смотреть!», можно говорить о том, что процесс практики айкидо и задачи учеников состоят в последовательном выяснении значения всех других указаний О-сенсея и превращении их в принципы своих действий, являющихся инструментом изучения глубин его техник, единственно верным средством совершенствования в практике айкидо.

Объяснение действия принципа «Не смотреть!» Жерар-сенсей дает в наглядной демонстрации того, как буквальное соблюдение требования «не смотреть» способно существенным образом влиять на боевую эффективность выполняемых действий и быть средством, формирующим правильную механическую структуру техник. И наоборот, как «смотреть», нарушая позы, углы расположений, направления перемещений, открывает того, кто делает технику, для контр действий партнера и, создавая вредные привычки в действиях на атаку, ведет к выхолащиванию из техник их утилитарного, изначально боевого предназначения, дающему справедливое основание очень часто называть айкидо танцами.

Учитель уточняет, на что и почему не надо смотреть:

Не надо смотреть на руку партнера, которой он каким-либо образом действует: проводит захват или наносит удар оружием или без него.

В противном случае направление взгляда того, кто делает технику, ограничивает его возможности в перемещениях и заставляет занимать положение, в котором он остаётся на линии и дистанции поражения, и при несвоевременном или слабом блокировании удара, несомненно, будет поражен (фото 4). К тому же, при таком расположении и чрезмерном усилии блокирования он еще и открывает свой корпус для продолжения партнером атаки второй рукой (фото 5).

Фото 4, 5, 6.

Подчинение принципу «Не смотреть!», увеличивая степень свободы действий человека, выполняющего технику, позволяет ему найти такое расположение относительно партнёра, в котором завершение атаки не причиняет ему ущерба, а удар второй рукой становится невозможен (фото 6).

Не надо смотреть на свою руку, когда она действует; не надо смотреть на ту точку, к которой мы применяем воздействие.

Противоположная манера действий опять будет сковывать движения и ограничивать возможность перемещения выполняющего технику в узких рамках направления на точку, на которую он смотрит (фото 7), позволяя партнеру успешно противодействовать (фото 8).

Фото 7, 8, 9.

Точное расположение – это расположение, в котором атеми не возможно, и это именно то расположение, в котором не смотрят на место воздействия (фото 9).

На примере требования О-сенсея «Не смотреть!» не могу не обратить внимания на то, как за скупой лаконичностью формулировки может скрываться удивительная ширина действия универсального принципа, которую в своих объяснениях раскрывает Жерар-сенсей и предлагает использовать для нахождения правильной механической структуры любой техники айкидо в ежедневной самостоятельной практике. Универсальность, способную убедительную основательность многих серьёзных рассуждений в спорах о миллиметрах перемещений и градусах поворотов при выполнении той или иной техники, зачастую уводящих от изучения искусства Морихея Уесибы, превратить в детскую наивность всегда находящимся под рукой простым ответом – делать так, чтобы не смотреть!

Принципы, участвующие в создании техник айкидо имеют много уровней проявления. Даже приступая к изучению более конкретных форм его проявления, таких как не смотреть на атакующую руку, или место контакта с партнёром, наверняка можно столкнуться с определёнными трудностями в преодолении стереотипов поведения. Однако тренировка становится ещё более сложной, когда в соответствии с указаниями Основателя айкидо, Жерар-сенсей настаивает на полном соблюдении принципа «Не смотреть!», которое состоит в том, чтобы вообще не смотреть на партнёра.

Вместе с тем, практический эксперимент позволяет достаточно быстро рассмотреть и оценить возможности, создаваемые в техниках соблюдением этого условия, и снять идущие от ума (а по сути, от недостатка опыта!) непонимание и недоверие к той манере действий, которая стоит за странным требованием не смотреть на партнёра.

Простым и наглядным примером, демонстрирующим как взгляд на партнёра «крадёт» амплитуду движения и, искажая её форму, тем самым открывает тори для атаки уке и в итоге не позволяет ему завершить задуманные действия, может стать техника «катате тори – кокью-наге, омоте» (фото 10). Глядя на партнера, физически невозможно выполнить необходимый для выполнения этой техники поворот на 180 градусов (фото 11).

Фото 10, 11.

Ситуаций, провоцирующих «смотреть» во время выполнения техники может быть большое количество. Осознанное подчинение принципу «Не смотреть!» может послужить замечательным средством для прояснения многих проблемных вопросов в механической структуре изучаемых техник и устранения из неё недостатков (фото 12, 13, 14, 15, 16).

Фото 12, 13, 14, 15.

Исследовав в своей практике ситуации, представленные выше в качестве лишь некоторых примеров, можно на своём опыте обнаружить, что принцип «Не смотреть!» способен стать важным инструментом для «прорисовки» в своих действиях тонких нюансов механической структуры движений.

Инструментом для превращения этюдного уровня выполнения техники в прописанное тонкой кистью, завершённое и достигающее своей цели действие, детали которого, самым существенным образом влияют на обеспечение безопасности того, кто выполняет технику, и создают условия для увеличения потенциала воздействия на того, к кому эта техника применяется.

Если же учитывать, что безопасность выполняющего технику в сочетании с наращиванием его возможности ограничивать противодействие партнёра, являются основными характеристиками способности ведения партнёра – необходимого условия для успешного выполнения техник айкидо – то это является показателем того, что между принципом «Не смотреть!» и повышением эффективности воздействия на партнёра, существует определённая зависимость.

Оказывается, что обязательное включение в практику айкидо странного требования О-сенсея «Не смотреть на партнера!» имеет под собой и объективное основание, и логичное объяснение. Оказывается, что тренируя манеру действий, при которой не смотрят на партнёра, мы тем самым развиваем в себе способность к более эффективному и менее энергозатратному воздействию на партнёра.

Совсем не чья-то надуманность, а объективная закономерность находится в основании одного из главных методических положений преподавания айкидо Жерара-сенсея, содержание которой заключено в короткой, но очень ёмкой фразе: «Не смотрим, чтобы вести! Чтобы вести, не смотрим!».

Людям, поставившим перед собой цель овладевать подлинным искусством Морихея Уесибы, безусловно, необходимо в число задач своей практики включать исследование возможностей принципа «Не смотреть!» в поиске верной структуры движений и осваивать обусловленные этим принципом формы выполнения техник.

Возможно, им будет интересно знать, что рассмотренное в этой записи прямое влияние требования «Не смотреть!» на механику взаимодействия партнёров в техниках айкидо, это только часть его настоящего обучающего потенциала.

Однако важно знать и то, что освоение его на этом, самом начальном уровне – на уровне воспитания привычки не смотреть на партнёра – уже формирует ту определённую манеру выполнения техник, которая, по мнению Жерар-сенсея, необходима для того, чтобы подняться на уровень духовного восприятия Морихея Уесибы и проникнуть в истинную сферу айкидо.


Comments (3)

3 ответов на запись “Ведение: Чтобы вести – не смотреть!”

  1. Странник говорит:

    Опять же, все зависит от методы преподавания. Наш сенсей Сейки (7 дан, из Хомбу додзё) наставляет смотреть на партнера. По начало было очень трудно переучится. Весь фокус состоит в том, что взгляд является непосредственно продолжением нашего центра, и при воздействии на партнёра взгляд, как и центр должен быть направлен на партнера. Характер взгляда – это не обычное разглядывание, а расширенный. обхватывающий взгляд. Это, конечно, не относится к различным тэнканам, когда направление центральной линии не направленно на партнера. На мой субъективный взгляд, такой подход придает техникам дополнительную мощь. Присутствовал на занятиях у ребят Ки Айкидо. У них взгляд направляется на нижнюю часть лица (мимический треугольник), что помогает определить настрой партнера, начало его атаки. Спасибо за хороший, интересный сайт.

    • Евгений говорит:

      Занимаясь работой над своим сайтом, я не навязываю никому своего мнения, не пытаюсь с кем-либо спорить и уж тем более переубеждать. Я пытаюсь зафиксировать и формализовать информацию о методике преподавания айкидо Жерара Блеза. Вместе с тем, желая качественно выполнять эту работу, я конечно же искренне заинтересован, и в положительных отзывах, и в критических замечаниях в отношении рассматриваемых здесь идей.

      И, чем больше я этим занимаюсь, тем больше вижу её целостность и законченность. Методика преподавания моего учителя не только не противоречит современным научные представлениям из биологии и философии, положениям, лежащим в основе всех других восточных практик, но и полностью соответствует тем объяснениям и требованиям, которые высказал в отношении организации практики айкидо его основатель – Морихей Уесиба.

      В статье я привёл слова О-сенсея о том, что не нужно смотреть и о том, куда и почему не нужно смотреть, изучая его искусство. «Не смотреть на партнёра!» – это метод изучения и практики Основателя айкидо. Метод, направленный на достижение тех способностей, которые он демонстрировал в своих техниках и ради овладения которыми, собственно, изучают его искусство.

      Мне интересно и я изучаю то, чему учил Основатель айкидо. Вы же говорите о методах преподавания, которые не только не соответствуют, но и, как можно видеть, противоположны тому, как учил О-сенсей.

      Поэтому я и обращаю внимание на то (и Вы это подтверждаете), что во многих местах, заявляя об обучении айкидо, преподают что-то совершенно другое, ориентированное на совершенно другие цели и ведущее к другим результатам. Ну и что, что шихан?! Ну и что, что Хомбу додзё?! Именно поэтому я придерживаюсь мнения о том, что люди, в своём изучении боевых искусств, могут использовать свои, непохожие на другие методы практики, только не правильно, в таком случае, называть эти занятия практикой айкидо.

      По Вашим высказываниям, я замечаю, что Вы воспринимаете ограничения, возникающие в необходимости следования чётким и однозначным указаниям О-сенсея, как ограничение своей свободы «в поиске своего Пути», в развитии своих индивидуальных качеств и своих возможностей.

      Я же, причисляя к основным характеристикам Пути – цели, методы и средства, вижу в этих необходимых ограничениях (а указания О-сенсея, это действительно ограничения – делать так, а не по другому, не так как я хочу и не так как мне удобно) способ придания конкретного и единственно верного, но и, как можно видеть, не имеющего завершения, направления своим занятиям.

      Это способ перевести направление своих занятий из бесцельного блуждания по горизонтальной плоскости, в вертикальную. От основания – к вершине пирамиды. Имея в виду, что, по горизонтальному основанию этой пирамиды, расположены техники, количество которых может быть сколь угодно большим, а по вертикали – уровни выполнения одной и той же техники, вершиной которой, является уровень выполнения О-сенсея. Можно использовать время тренировок на то, чтобы бесконечно расширять основание, такой пирамиды, но, по моему представлению, это будет в ущерб подъему наверх.

  2. Сергей говорит:

    Полтора месяца назад был на семинаре Бенедетти. Он тоже учит «не смотреть». Не делать вид, что партнёра вообще нет перед вами ,но и не заострять на нём внимание и, тем более, не смотреть на него. Особенно акцентировал на этом внимание не аттестации начиная с 3-го дана.

Оставьте мнение: