Дек 17 2012

Воспоминания об О-сенсее: Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой

Category: БиблиотекаЕвгений @ 19:23

Сьюзан Перри

Воспоминания об О-сенсее: Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой

(Материалы с Айкипортала http://www.aikiportal.com.ua/books/196-remembering-o-sensei.html)

О-Сэнсэй совершенствовал как свое тело, так и сознание. Он начинал свой день с молитвы и кэйко, а завершал его чтением книг из своей обширной и разнообразной библиотеки.

«Секрет Айкидо не в движении ваших ног, а в движении вашего сознания. Я не учу вас боевым техникам. Я учу вас ненасилию». МОРИХЭЙ УЭСИБА

Предисловие

Эта подборка личных воспоминаний о Морихэе Уэсибе, основателе Айкидо, появилась благодаря исключительным усилиям Сьюзан Перри, редактора журнала Aikido Today Magazine. Эта книга вызвала у меня большой интерес с самого начала проекта, и я с нетерпением ожидал ее выхода в свет. Надеюсь, что благодаря ей многие смогут познакомиться с Айкидо, а у тех, кто уже его практикуют, возникнет желание изучать это искусство более основательно. Я убежден, что эта книга поможет глубоко и правильно понять дух Айкидо, которому учил основатель. И я искренне верю, что она окажет позитивное влияние на всех, занимающихся Айкидо во всем мире.
МОРИТЭРУ УЭСИБА, Айкидо Досю, Токио, Январь 2002
Благодарность Мне было очень приятно, когда издательство Shambhala Publications обратилось ко мне с предложением выпустить подборку воспоминаний об О-Сэнсэе. Я испытываю чувство гордости за то, что смогла представить эту книгу, а также благодарность за то, что на протяжении последних тринадцати лет мне удалось взять интервью у стольких выдающихся учителей. Я глубоко признательна моему редактору Бэт Фрэнкл за то, что она предложила мне этот проект, и за то, что во время работы над ним искренне поддерживала меня. Очень многие люди тем или иным образом участвовали в этом проекте: они вдохновляли меня, помогали с переводом и набором текста, оказывали содействие в поездках в Японию, организовывали там интервью с мастерами, предоставляли фотографии О-Сэнсэя и помогали выполнять мою работу в Aikido Today Magazine, пока я была занята работой над этим проектом. Вот эти люди: Джеймс Бредфорд, Тим Детмер, Дэвид Дурдинс, Ники Габани, Лорин Херр, Кэвин Карр, Ниа Кэйи, Филипп Ма, Брент Магнуссон, Сесилия Муноз, Суми Наконо, Нейл Сигал и Джон Шлейз. Очень высоко я ценю поддержку и помощь, оказанную мне настоящим Досю, Моритэру Уэсибой, и его персоналом в Айкикай Хомбу Додзё. Также я очень благодарна всем людям, чьи интервью я включила в эту книгу. А еще я хочу поблагодарить за помощь следующих учителей: Кадзуаки Танахаси, Мэри Хэйни, Мотомити Анно, Джона Стивенса и Митио Хикицути. И в закличение, я благодарю своего мужа, Рональда Дж. Рубина, чье глубокое понимание и исполненное любви уважение к таинству жизни постоянно вдохновляют и ободряют меня, и придают мне сил в нашем совместном пути.

Введение

Морихэй Уэсиба (1883-1969), которого люди, практикующие Айкидо, называют О-Сэнсэй, был одним из самых прославленных мастеров боевых искусств мира. Его дар заключался в том, что он соединил эффективные боевые техники с глубокой духовностью. Будучи мастером многих боевых искусств, он проявил в будо (воинском пути) глубокий философский элемент. Влияние, которое он оказал как на философов и мыслителей, так и на мастеров боевых искусств очень большое…

О-Сэнсэй много путешествовал по Японии и совершенствовал свое искусство, общаясь с другими мистиками и провидцами, а также успешно преодолевая различные физические испытания. Его репутация как человека будо росла. У него появилось множество учеников. Из них многие стали его ути дэси (учениками, живущими при мастере). Система ути дэси была обычным японским способом обучения – в некоторой степени похожим на западную модель обучения ученика какому-либо ремеслу. Ученики жили под одной крышей со своим учителем, и, следовательно, оказывались вовлеченными во многие аспекты его повседневной жизни. Айкидо – это искусство, которое передается на духовном уровне. И хотя О-Сэнсэй был религиозным человеком (как это будет показано в некоторых историях этой книги), я не хочу сказать, что то, что О-Сэнсэй передал своим ученикам, было религией. Скорее он стремился помочь людям проникнуться глубоким уважением к жизни и духом исполненной любви защиты всего живого. Ути дэси полагалось заботиться о потребностях О-Сэнсэя двадцать четыре часа в сутки. И что бы ему ни понадобилось – попрактиковать техники посреди ночи, поехать в другой город преподавать, радушно встретить гостя или заняться сельским хозяйством – ути дэси должны были быть готовы ему в этом помочь. И таким образом они могли видеть, как принципы Айкидо распространяются на все грани жизни. Для своих учеников О-Сэнсэй был моделью Айкидо.

Философские трактаты и абстрактные философствования редко вдохновляют людей действовать, однако живые примеры благородства и безупречности могут вселить надежду и побудить к действию. Люди ставят себе целью то, что им кажется возможным и правильным. Если кто-то ведет добродетельную жизнь, то другие могут увидеть, что такая жизнь возможна. Мать Тереза и Ганди являют собой примеры скромной и бескорыстной жизни, а истории Иисуса, Будды и Магомета на протяжении веков помогали людям так строить свои жизни, чтобы они могли понять, как сделать их лучше. В этом смысле О-Сэнсэй также вдохновляет многих людей.

Многие ученики О-Сэнсэя взяли на себя сложную задачу распространения философии Айкидо. И работая в этом направлении, они познакомили с ней широкую международную общественность. Теперь ученики О-Сэнсэя являются лидерами Айкидо во всем мире. Но они стареют. Их личные воспоминания об О-Сэнсэе передавались их ученикам, чтобы они черпали в них свое вдохновение. В том, что уже стало устной историей, наше представление о видении О-Сэнсэем Айкидо строится на воспоминаниях тех, кто его окружал. Уроки О-Сэнсэя не всегда были одинаковыми для всех. Напротив, он строил занятия в соответствии с интересами и возможностями своих учеников. Соответственно его ближайшие ученики, равно как и ученики, тренировавшиеся у него менее регулярно, ушли с разными представлениями об искусстве и разными историями о своем учителе.

В этой книге я собрала вместе многие из этих историй. Они позволят читателям увидеть, как О-Сэнсэй взаимодействовал с миром, как он вел себя за пределами татами, когда был с друзьями и семьей, каким он был учителем и публичным оратором, как он справлялся с ответственностью, что вызывало у него гнев, и что для него было важно. По мере того как вы будете читать эти многочисленные истории, у вас будет складываться портрет О-Сэнсэя, который даст более реалистическое понимание его видения и его искусства. Айкидо – это трансформирующее искусство. Рассмотрение боевых техник Айкидо через более широкую призму жизни О-Сэнсэя раскрывает принципы искусства и то, как они применяются к повседневной жизни. Применение этих принципов как раз и демонстрировал О-Сэнсэй своим ближайшим ученикам.

Одной из вещей, привлекавших их внимание, было то, что О-Сэнсэй в одно и то же время был как сострадательным и добрым учителем, так и могучим и свирепым воином. Именно это сочетание противоречивых качеств делало О-Сэнсэя притягательной и вдохновляющей личностью. Еще одна вещь, которую они осознали, заключалась в том, что усваивать более глубокие уроки Айкидо означает трансформировать себя в личность, обладающую большей и более сильной способностью жить правильно. О-Сэнсэй явил своим ученикам модель личности, прожившей жизнь, исполненную мужества, чуткости и добродетели. И если мы сейчас располагаем такой моделью, то это только благодаря тем историям, которые я здесь собрала. Эта книга разделена на четыре главы. Глава под названием Первые встречи рассказывает о впечатлениях учеников от первой встречи с О-Сэнсэем. Поскольку О-Сэнсэй никогда не отделял физическую тренировку от тренировки духовной, то глава «Тренировка» сосредотачивает внимание главным образом на уроках, которые ученики получали на татами. Глава «Повседневная жизнь» раскрывает привычки О-Сэнсэя, его симпатии и антипатии, а также подход к повседневной жизни. Последняя глава, «Искусство мира», дает больше представление о духовном видении О-Сэнсэя.

Я надеюсь, что вам будет также приятно читать эти истории, как мне было приятно их собирать, и я также надеюсь, что те, кто практикуют Айкидо, позволят этим историям повлиять на свои тренировки. Я приглашаю тех, кто располагает историями об О-Сэнсэе, не вошедшими в этот сборник, присылать их мне. Я буду счастлива сделать еще одну подборку.
Сьюзан Перри Клермонт,
Калифорния, Декабрь 2001

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ О-СЭНСЭЕ

ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ

Уставший от долгого путешествия и готовящийся к предстоящей трудной работе юноша искал свободное место в переполненном людьми поезде. Устроившись рядом с приземистым стариком, он прислонился к стенке раскачивавшегося из стороны в сторону вагона. «Я вас случайно не знаю?» – спросил старик, сидевший рядом с ним. Вздохнув, молодой человек бросил взгляд на покрытое морщинами лицо своего соседа. « Не думаю.» «Все же, я уверен, что знаю вас,» – сказал старик. «Как вас зовут?» Молодой человек выпрямился и развернулся к своему попутчику. Свирепо посмотрев на старика, он с гордостью заявил: «Я Кэнсиро Аббэ, чемпион Японии по Дзюдо.» В ответ на это старик улыбнулся. «Ну, да. Я знал, что видел вас раньше.»«Пожалуйста, вы не могли бы теперь помолчать?» – спросил молодой человек, снова устраиваясь на своем месте. «Я еду на соревнования и мне необходимо немного отдохнуть.» « Конечно», – сказал старик. Однако он и не думал прекращать разговор. Напротив, он продолжал непрерывно что-то говорить до тех пор, пока Аббэ снова не сел на своем месте и не повернулся лицом к старику. « Помолчи, старик», – сказал он, – мне надо поспать. «Если я всего лишь старик, а ты такой великий чемпион по Дзюдо, то, вероятно, ты сможешь сломать мне палец. Я замолчу, если ты сможешь сломать мне мизинец,» сказал старик. С мыслью о том, что он, наконец, сможет отделаться от назойливого старика, юноша критически осмотрел протянутый ему палец. Уставший и несколько рассерженный, он схватил палец и скрутил его, чтобы сломать. Но сухого хрустящего звука, которого он ожидал, не последовало. Вместо этого он оказался в воздухе, а затем со всего маху грохнулся на пол вагона. Удар был настолько сильный, что вышиб весь воздух у него из легких. Но что было еще хуже, он был полностью обездвижен. Через мгновение старик отпустил его. « Кто вы?» – спросил Аббэ в изумлении. «Я Морихэй Уэсиба, основатель Айкидо», – ответил старик. Аббэ, по-прежнему сидя на полу вагона, поклонился старику и попросил разрешения прийти к нему в додзё (место для тренировок) тренироваться. Он был принят в ученики и оставался с Уэсибой на протяжении десяти лет. Кэнсиро Аббэ

Адмирал Исаму Такэсита преподавал дзю-дзюцу и серьезно интересовался боевыми искусствами. В движениях О-Сэнсэя Адмирал Такэсита увидел движения линкора. Поэтому О-Сэнсэй произвел на него очень сильное впечатление. Адмирал Такэсита рассказал об О-Сэнсэе основателю Дзюдо, Кано Сэнсэю. После этого он попросил О-Сэнсэя провести тренировку в военно-морской академии и пригласил Кано Сэнсэя посмотреть на занятие. Когда Кано Сэнсэй увидел О-Сэнсэя, то сказал: «Это очень хорошо. Не могли бы вы обучить моих учеников?» Минору Мотидзуки

Когда я впервые увидел О-Сэнсэя, я сразу же почувствовал, что это необыкновенный человек. И хотя он был небольшого роста и носил бороду, его отличали благородные манеры. В частности выражение его лица было исполнено чувства собственного достоинства и торжественности. Он выглядел как человек, достигший наивысшего уровня духовности. Гудзи Юкитака Ямамото

Однажды мой приятель сказал мне: «В Сингу появился невероятно сильный старик. Пойдем вместе поглядим на него.» Додзё был новым; О-Сэнсэй приехал туда впервые. Он тренировался там с несколькими своими дэси (учениками), которых привез с собой. Одним из дэсибыла женщина. И вот когда я, наблюдая за тренировкой, пристально смотрел на эту женщину, О-Сэнсэй подошел ко мне и сказал: «Надевай кэйкоги (трениро