Янв 08 2013

Ведение: Чувствительность к намерению

Category: ДневникЕвгений @ 18:41

Целенаправленное воспитание духа Человека и осознанное привлечение к выполнению физических жестов его новых качеств, является и основной отличительной особенностью практики айкидо Жерара-сенсея, и главными учебными задачами его метода преподавания.

Вместе с тем, все те, кто имеет представление о присутствии таких задач в практике айкидо и личный опыт их решения, хорошо знает о том, что связанные с ними цели развития новых уровней восприятия – духовной чувствительности, не так уж и легки в достижении. Так же как и то, что создание и формирование структуры функционального аппарата, имеющего нефизическую природу и действующего на основании во многом неизвестных нам закономерностей, требует применения особых подходов, совсем не простых для использования в тренировочном процессе, и, что немаловажно, ведущих к обещанному результату лишь при соблюдении определённых правил.

Одним из условий, создающих возможность для развития практикой айкидо заложенной в нас тонкой чувствительности и позволяющих учиться использовать эту способность в выполнении физических действий, является соблюдение принципиального требования Основателя айкидо, состоящего в том, чтобы «Не смотреть на партнера!», а лучшими упражнениями для этого – техники от атак со спины.

Облегчая задачу учиться не смотреть на партнёра, именно прилежное изучение техник от атак сзади, способно раскрыть перед учеником всю глубину благотворности влияния принципа «Не смотреть!», и сделать его чувствительным к тем тонким закономерностям взаимодействия партнёров, на которые необходимо опираться и при выполнении всех других техник айкидо, в т.ч. и от атак спереди.


В одной из своих книг Жерар-сенсей обращает внимание на то, что Основатель айкидо оставил своим последователям точно выраженные разъяснения о важности изучения атак со спины:

«Цель атаки сзади – сделать чувствительным дух и заставить его функционировать». (Практика будо, 1931).

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000.

Там же он приводит и свои объяснения необходимости такой тренировки. Во-первых, начинает он с того, что подчеркивает важность иметь представление об этих указаниях Основателя айкидо, так как «они всегда являются строгим и ценным путеводителем в исследовании [созданной им] дисциплины».

Во-вторых, разъясняет, каким образом атака сзади облегчает применение принципа «Не смотреть на партнёра!»:

«Когда партнёр позади нас, мы, в самом деле, не можем его видеть. Поэтому в этом положении не нужно делать усилие, чтобы не смотреть, что во многом облегчает выполнение основной задачи тренировки – поиск состояния, необходимого для выполнения техник айкидо. Это противоположно ситуациям в атаках спереди, где обычно нужно делать усилие, чтобы не смотреть на уке».

В-третьих, он конкретизирует представление о «механизме», который необходимо включать в действие для успешного выполнения такого задания, и благодаря этому указывает на то, что нужно тренировать и развивать в занятиях айкидо:

«Это положение обязывает нас иметь веру в спонтанные реакции нашего тела, потому что никакая подготовка для выполнения техники невозможна: партнёр позади и невозможно знать, когда он пойдёт атаковать. Тренировка в таких ситуациях учит нас доверять телу».

К тому же, он дает понять, что сложность выполнения техник от атак сзади «лучше других упражнений будет указывать нам на «плюсы» и «минусы» наших действий», помогая закреплять в них нужное и устранять недостатки.

Всё сказанное выше позволяет обнаружить и говорить о ещё одной характеристике способности ведения партнера (способности целенаправленно, рационально и эффективно воздействовать на партнера): ведение – кроме всего прочего, это спонтанный процесс, основанный на тонком восприятии, для совершенствования которого необходимо развивать интуитивную чувствительность и спонтанные реакции нашего тела.

Вот уж действительно, закрываем глаза для того, чтобы отключить интеллект с его аппаратом восприятия (физическими органами чувств) и включить, привлечь к решению проблемы другой инструмент взаимодействия – дух и интуицию. Поэтому, как уже было отмечено, обстоятельства, в которые помещается ученик, выполняя техники от атак со спины (т.е. соблюдать условие «не смотреть на партнёра), не просто важно, а очень важно, воспроизводить и в техниках при атаках спереди. Это необходимо для создания условия постоянного вовлечения в процесс тренировки функциональных структур тонкого восприятия – главного инструмента в управлении действиями в техниках айкидо – как и всё живое откликающихся на повышение функциональной нагрузки развитием строения и ростом тренированности.

Обращает на себя внимание то, что в представлении наилучших условий для развития интуитивных действий, Жерар-сенсей уточняет обязанности обоих партнёров при выполнении техник и настаивает на их точном выполнении. Для того чтобы применение принципа «Не смотреть!» давало результат, чтобы создать условия для включения в управление действиями интуиции, уке (тому кто атакует) необходимо создать то, что должна почувствовать интуиция, то с чем она должна взаимодействовать.

«Однажды, практикуя с О-Сэнсэем техники дзё, я подумал: «А что произойдет, если я прямо сейчас ударю его по голове дзё?» И именно в этот момент, О-Сэнсэй посмотрел на меня очень суровым взглядом.

В другой раз, когда О-Сэнсэй был очень болен, и ути дэси помогали ему снимать хакама, я стоял у О-Сэнсэя за спиной, и мне в голову пришла мысль: «А что будет, если я ударю его прямо сейчас?» О-Сэнсэй немедленно повернулся ко мне и посмотрел на меня тем же самым очень суровым взглядом.

Другой ути дэси попытался устроить на О-Сэнсэя засаду в аллее, по которой тот проходил каждый день в определенное время. Вооружившись дзё, ученик спрятался за стеной. В обычное время он услышал шаги О-Сэнсэя, но затем О-Сэнсэй неожиданно остановился и повернул назад. Ученик отказался от своих планов. Никто не помнил, чтобы О-Сэнсэй когда-либо изменял заведенный им же самим порядок. Нобуёси Тамура.

С. Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

Этот комплекс невидимых зрением, но воспринимаемых духом условий, создаваемых партнёром, Жерар-сенсей называет намерением.

Интересно, что при рассмотрении и использовании в тренировке явления намерения, одновременно можно более подробно осветить немаловажный вопрос о создании в тренировке учебных условий. Я имею в виду во многом искусственные, несоответствующие реальным обстоятельствам ситуации, однако наиболее оптимально способствующие появлению и взращиванию в ученике того уровня качеств, который позволит ему эффективно действовать уже в сложности реальных обстоятельств.

Не секрет, что очень часто применяемая в практике айкидо атака «шомен» подвергается критике, как архаичная, маловероятная для встречи в реальных обстоятельствах. Однако Жерар-сенсей называет «шомен» базой для изучения того, как изменить свое обычное поведение в условиях атаки, для того чтобы научиться не противодействовать и не бороться с партнёром, а рационально управлять им, вести его.

Жерар-сенсей говорит, что, создав айкидо, О-сенсей в обычную, классическую в боевых искусствах, манеру поведения – ждать и противодействовать нападающему, внёс тотальное изменение: прежде чем человек атакует, ему определенным образом указывают на его намерение атаковать, устанавливают связь с этим намерением, для того чтобы разрушить это намерение, помешать его осуществить.

«… целью является не защита, – говорит Жерар-сенсей, – а попытка помешать партнёру реализовать его намерение, совершенно изменяя его состояние агрессивного духа, как призывает нас к этому О-сенсей …»

Такой способ осуществления взаимодействия с нападающим требует присутствия в нем этого самого намерения атаковать – духовного компонента атаки, предшествующего её проявлению на физическом плане, в физических действиях. Именно присутствие духовного составляющего атаки помогает тому, кто выполняет технику, включить в действие духовный инструмент обнаружения невидимого зрению намерения – интуитивное, чувственное восприятие.

Указания, отправляющие нас к изучению нефизического взаимодействия партнёров в техниках айкидо, можно видеть в объяснениях и других учителей, получавших знания непосредственно от Основателя айкидо.

«Сэнсэй Уэсиба сначала воздействовал на ум противника, а потом вёл и бросал его тело, так что тот не мог оказать сопротивления. Мы пытаемся сразу перемещать тело, не используя сначала ума. Вот почему нам не удается одолеть друг друга».

К. Тохей. Книга Ки: Координирование ума и тела в повседневной жизни. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997.

«В случае ирими-тэнкан, можно думать о двух его значениях. Существует ирими-тэнкан – видимое глазом движение, но второе его значение – что-то очень духовное и неосязаемое. В последнем случае ирими отражает вход в чувства партнера, вход в его сознание».

С. Ямагучи. Айки – это кокю и ирими–тэнкан. (Лекция на татами, октябрь 2009 г., http://aikidoki.org/2009/10/21/ayki-eto-kokyu-i-irimi–tenkan/#more-86).

Поэтому присутствие в партнере намерения атаковать становиться обязательным требованием для включения интуитивных способностей, а одним из лучших тренажёров для воспитания тонкого чувственного восприятия, как поясняет Жерар-сенсей, является та самая архаичная атака «шомен».

Конечно это не простая работа, поэтому Учитель очень много внимания уделяет описанию учебных условий взаимодействия, в т.ч. и физических механических, легко воспроизводимых в действиях, но, вместе с тем, позволяющих выйти на уровень чувственного взаимодействия.

«Если для создателя Айкидо время между намерением и действием протекает достаточно долго, то для нас, особенно сначала, нет различия между намерением и действием. Поэтому, для успешных занятий необходимо, чтобы партнёр имел намерение атаковать и только намерение».

«Партнёр сосредотачивается, как можно сильнее на своём намерении «рубить» другого. Чтобы этого достигнуть, могут быть использованы различные средства: концентрация на своём животе (в области центра); концентрация на ребре ладони; возможны упражнения зрительной визуализации (представить себе результат воздействия). Каждому можно искать и использовать свои способы сосредоточения внимания на намерении, но эта концентрация есть ключевая точка.

Затем ваш партнёр, тот на ком проводится техника, должен обязательно концентрировать свои усилия на реализации своего намерения атаковать. В рамках практики айкидо, это значит нанести атеми исполнителю техники каждый раз, когда возникает такая возможность. (Нанести атеми не означает обязательно ударить с силой или даже нанести удар; простое зрительное представление удара может быть более эффективным, чем сам удар).

… Я решил осветить все эти вопросы потому, что такой тип тренировки в основном труден для понимания и восприятия в самом начале изучения айкидо. Обычно среди новичков всегда присутствуют очень сильные реакции; возникает ненужное напряжение между практикующими. Проявляется тенденция захотеть доказать другому, неважно каким образом, что его техника неправильная.

Тренировка строится так, что каждый в ней поочерёдно будет испытывать трудности, при изучении техник в этих условиях. Необходимо тренироваться строго их соблюдая, чтобы открыть для себя благодеяния этой манеры практиковать.

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000.

На моем сегодняшнем уровне практики я очень чётко осознаю, что невозможно правильно, т.е. быстро и без применения физической силы, выполнить технику, если партнёр «не собирается» атаковать, а в ответ на мои действия, либо сидит (стоит), как каменное изваяние, либо вообще отступает, отказываясь от атаки.

Однако нужно понимать, что ситуации, когда тори не имеет и не выражает желание атаковать, это пример другой крайности среди возможных вариантов взаимодействия партнёров при изучении техник айкидо в тренировочном зале!, из числа тех, которые не создают условия, способные чему-то учить, и которая также не соответствует тому, о чём говорил О-сенсей.

«Никогда не убегай от вызова, но не пытайся неестественным образом подавить или подчинить своего противника … Никогда не преследуй противника».

М. Уесиба. Искусство Мира, из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997.

Нет смысла что-то делать – нет условий изучать айкидо, искусство духа – с тем, у кого нет намерения атаковать.

Соблюдение приведенных выше замечаний Жерара-сенсея по организации тренировки может послужить основанием для понимания сути важнейшей задачи практики айкидо и способом для её осуществления, которые можно увидеть и во впечатлениях Хикитсучи-сенсея, высказанных на вопрос об изменении стиля обучения О-сенсея после войны.

«Практики, несомненно, стали другими. Мы воспринимали ки партеров, для того, чтобы увидеть их с головы до пят. Но самое главное, мы должны были научиться поглощать разум партнера.

Тренировки были гораздо более сложными. Мы не ждали, когда партнер начнет атаку. Где они ударят? Как они будут двигаться? Необходимы были тренировки, чтобы развить в себе способности все это чувствовать».

Интервью с Мишио Хикитсучи Сэнсэем, Париж, 1984.

И в многочисленных указаниях самого Основателя.

«В айки-до мы овладеваем умом противника до того, как сойдемся с ним в поединке».

М. Уесиба. Айкидо – истинное будо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997.

«Захватывай сознание своих противников. И рассеивай их!».

М. Уесиба. Искусство Мира, из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997.

«Вам также нужно научиться проникать в мысли противника и вести его по пути, указанному вам Небом и Землей».

М. Уесиба. Будо. Учение основателя айкидо, Феникс, Ростов-на-Дону, 1999.

Принимая во внимание, что основанием и началом к воздействию на партнёра в техниках айкидо является интуитивное восприятие его намерения к действиям, характеристику способности ведения, высказанную в этой записи выше, можно несколько уточнить данную выше характеристику ведению. Ведение, кроме прочего, это интуитивное обнаружение намерения к действию и использование этого намерения для управления следующими за ним действиями. Ведение – спонтанный процесс, состоит в прочтении намерений партнера и действиях, построенных на интуитивных реакциях нашего тела.

Для развития навыков использования намерения в своих действиях, Жерар-сенсей предъявляет следующее требование к технической (механической) стороне выполнения приемов, начинающихся с захватов: предлагаем руку для захвата в одном положении, но разрешаем осуществить захват в другом (фото 1).

Фото 1.

Без намерения, без желания уке захватить руку (конечно же, для того, чтобы продолжить атаку, а не просто подержаться за партнера) выполнение этих техник невозможно. (Точнее: невозможно на начальных этапах практики).

Именно намерение партнёра осуществить захват, выражаемое в его физических действиях, позволяет без приложения большой физической силы изменять механические условия взаимодействия с ним (позу и расположение партнёра). И именно интуитивная оценка ситуации, и её изменения, создаваемая соблюдением условия «не смотреть на партнёра», позволяет быть точным в своих действиях тому, кто выполняет технику.

Несмотря на внешнюю простоту этих техник в них присутствует много сложных обстоятельств, способных помешать их выполнению.

Если тори, предлагая руку для захвата, будет слишком медлителен в своих действиях и уке успеет осуществить захват (осуществит намерение), то в таком случае продолжить технику ему не удастся, так как уже в следующее мгновение последует продолжение атаки – атеми или контр техника (фото 2).

Фото 2.

Однако если тори поспешит, одёрнет руку и (или) повернется слишком быстро (разрушит намерение, т.е. даст понять о его неосуществимости), то, создав условие для возникновения нового, неконтролируемого и потому осуществимого, намерения, он, также как и в первом случае, станет открыт для противодействия партнёра (фото 3).

Фото 3.

Возможность выполнения этих техник состоит в том, чтобы двигаться и не быстро, и не медленно, действуя так, чтобы поддерживать существование намерения атаки в партнёре и привлекать его к реализации задуманных действий. Действовать нужно так, чтобы у партнера оставалось ощущение, что, еще немного, и он выполнит захват – осуществит свое намерение.

«Истинное будо заключается в том, чтобы выработать привлекательность, которая позволяет втянуть всего противника в себя».

М. Уесиба. Айкидо – истинное будо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997.

Вместе с тем, действовать в соответствии с движениями партнёра – «на грани фола», создавая иллюзию захвата и не борясь с ним, вести его в нужное для продолжения техники положение, можно только полагаясь на интуитивное восприятие событий.

Следует обратить внимание на несколько иное отношение к захватам в методике изучения практике, преследующей развитие качеств, стоящих над физическими способностями.

В противоположность устоявшемуся бытующему мнению, в методике преподавания Жерара-сенсея «захваты», это не примитивные атаки, нужные лишь для использования на начальных этапах обучения. Да, техники от захватов более просты, но, как можно видеть, никак не примитивны. В методике Жерара-сенсея они же используются как инструмент совершенствования и на высоких уровнях практики. На начальных этапах обучения их использование преобладает над другими более быстрыми атаками и более предпочтительно только по тому, что оно более эффективно решает учебные задачи. Давая дополнительное время на организацию и корректировку своих действий, техники с захватами позволяют снизить нагрузку на способности ученика к интуитивному восприятию до уровня, на котором он способен её воспринимать и использовать в своих действиях.

Вместе с тем, стать средством для обращения к интуиции, средством для обучения ведению на основании интуитивного восприятия, «захваты» могут только при правильном применении. Не дать осуществить полноценный захват, позволяющий уке перейти к следующим действиям – одно из условий такого применения.

Бывая же на семинарах других мастеров, просматривая демонстрационные ролики и учебные видеофильмы, я слишком часто вижу обратный порядок действий – сначала уке выполняет захват и только после этого тори начинает что-то делать.

Однако, такая манера практики приводит к «сильным реакциям и ненужному напряжению между практикующими» и создает тенденцию к «возникновению желания что-то доказать друг другу и неважно каким образом», о которых говорит Жерар-сенсей. Особенно нелепо выглядят такие попытки, когда уке, вкладывая в захват слишком большое физическое усилие, не замечает, что тем самым создаёт в своём теле открытые места, которые можно атаковать свободной рукой, ногами, головой…

Крепкий захват может помочь в поиске правильных положений и направлений перемещений, но айкидо это не только ловкость рук. Бороться в захвате, т.е. применять физическую силу для продолжения техники, это значит не знать о предназначении техник айкидо (в т.ч. техник от захватов), как об инструменте развития духовных качеств – интуитивного восприятия и спонтанных действий. Это значит игнорировать указание Основателя айкидо, который говорил:

«Не начинают [выполнение техники] будучи схваченным партнёром. Ведя партнёра «его вдыхают». Важно вести его корректно». («Aikido Magazine», №40, 1988, стр.11)

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000.

Поэтому, если при выполнении техники что-то не получилось, и партнёр успел крепко схватить, нужно просто начать упражнение сначала. И если понадобиться, сделать это еще и еще раз, прилагая усилия быть более корректным в своих действиях.

Выше, при рассмотрении учебных возможностей техник от атак сзади, эти техники были названы одним из лучших средств, чтобы «сделать чувствительным дух и заставить его функционировать». Техники от атак сзади, возможно без исключения, изучаются во всех школах айкидо. И на примере особенностей их выполнения можно увидеть, как поверхностное отношение к наставлениям Основателя айкидо и вольное внесение изменений в его техники, нарушают правила их выполнения и лишают их способности к осуществлению основной, с точки зрения айкидо, функции – функции воспитания тонкой чувствительности и использования её в своих действиях.

Эти изменения только условно позволяют называть их атаками со спины. «Условно» потому что, несмотря на название, начинаются они в большинстве случаев спереди! По существу, атакующий в них захватывает тори из позиции «лицо в лицо» (фото 4) и только затем забегает ему за спину!

Фото 4.

Однако в таком способе тренировки нагрузка на духовное восприятие намерений партнёра и условия для вовлечения интуиции в процесс ведения партнёра сведены к минимуму. Помню, как однажды преподавая технику «ханми хан тачи ваза, уширо, рёте ката тори – иккё, Жерар-сенсей объяснял, что «для того, кто делает технику так [после забегания], это проще, потому, что в таком случае выполнение всей работы будет на атакующем». Знающим основной принцип тренировки «Что не работает, то не развивается!», очевидно, что такая манера выполнения техник «уширо» наглядно показывает, что те, кто её практикует, не совсем понимают учение Основателя айкидо и не пользуются его методикой изучения.

Свой настоящий учебный потенциал техники от атак со спины раскрывают при полном соблюдении условия «Не смотреть на партнера!» (фото 5).

Фото 5.

«При атаке сзади облегчается изучение принципа не смотреть, но взамен возникает много трудностей … Ваше старание разрешить эти проблемы приведет на дорогу «айки».

В самом деле, можно тренироваться в постоянном ощущении партнёра, всегда оставаться настороже, чтобы быть способным реагировать на его атаку. Но тогда не исполняются указания Учителя Морихея Уесибы, берут другую дорогу, путь, где всякое человеческое существо есть потенциальный враг.

Но, когда стараются соблюдать и углублять учение Основателя айкидо, тренировка взамен помогает открыть, что единственное решение не быть сознающим партнёра, забыть его и, когда тело хочет двигаться, позволить ему действовать. Благодаря такому роду обучения быстро приближаются к ситуации непринуждённости. Оставить (тело), в смысле забыть, чтобы войти в соединение с ритмом снаружи и, благодаря этой связи, позволить телу двигаться.

Нужно объединить наше КИ и КИ Вселенной указывает О-сенсей. Но это соединение возможно только в состоянии «забытия» нашей личности, нашего тела.

Атака сзади, по тем трудностям, которые представляет, может быть хорошим учением, чтобы начать ставить все эти вопросы и стараться их разрешить.

На этой стадии поисков основательно обнаруживается искренность и пунктуальность партнёра в его действиях. Отсюда важность указаний О-сенсея о не совершении ошибок со стороны того, кто атакует».

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000.

Айкидо – учение Духа! Практика айкидо начинается с вовлечения в физические занятия духа!

«Чтобы воистину реализовать Искусство Мира, ты должен быть способен свободно играть в проявленных, скрытых и божественных сферах».

М. Уесиба. Искусство Мира, из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997.

Не нагружая, не закаляя и не испытывая дух, его невозможно воспитать! Использование принципа «Не смотреть!» и изучение техник от атак со спины, хороший способ для насыщения тренировки такими испытаниями!


Comments (1)

Один ответ на запись “Ведение: Чувствительность к намерению”

  1. Сергей. Черновцы. Украина говорит:

    Отличная серия статей! Очень жаль, что у нас нет такого учителя.

Оставьте мнение: