Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_e17b237aa3d4c3ffb8e5667ba0f0b20e, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php:1368) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php:1368) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368
Айкидо метод » Куда ведёт ведение


Фев 02 2013

Куда ведёт ведение

Category: ДневникЕвгений @ 17:20

Процесс ведения, представляющий собой содержательную сторону технических приёмов айкидо и состоящий в целенаправленном воздействии на партнёра, имеет широкий ряд характеристик, качество которых, определяя тот или иной уровень эффективности ведения, в итоге определяет эффективность выполняемых техник.

Ранее, в числе признаков ведения, уже рассматривалась такая его неотъемлемая характеристика, как «цель ведения» (если есть ведение, то к чему-то же оно ведёт!), создаваемая и описываемая логикой создания техник всех боевых искусств. Было указано и на некоторые физические аспекты цели ведения – условия, создающие «эффект ведения», позволяющие контролировать ведомого в процессе ведения. В т.ч. на взаимное расположение партнёров, в котором один из них (тот, кто атаковал) лишён возможности оказывать противодействие другому (тому кто, применил технику), и на совместное следование к этому расположению и того, кто ведёт, и того, кого ведут.

Как наиважнейшее обстоятельство, было отмечено и то, что конечная цель применения каждой конкретной техники оказывает формирующее воздействие на все детали и особенности её механической структуры (позы партнёров, их взаимное расположение, направления перемещений, величина силоприложения).

Однако, собственная интегративная оценка айкидо, как учения духа, со стороны человека создавшего айкидо, и следование его наставлениям, указывающим на организационное и управляющее участие духа в осуществлении всех физических действий, делает не только интересным, но и требует выяснения характеристик духовной цели ведения в техниках айкидо. Выяснения закономерностей и механизмов влияния этой цели на создание эффективной формы технических приёмов.

Задача развития тонкой чувствительности, позволяющей воспринимать и использовать в выполнении техник намерение партнёра к атаке, обозначенная в предшествующей записи, конечно же, раздвигает границы практики айкидо за рамки овладения механической формой движений. Вместе с тем, общая последовательность целей обучения, которую Жерар-сенсей устанавливает в своей методике преподавания, ориентированной на достижение способностей Морихея Уесибы, показывает, что воспитание способности к восприятию намерений партнёра не является единственной целью духовного развития в практике айкидо.

Разобраться в том, каковы следующие возможные уровни проявления духовного управления в техниках айкидо, наделяющего их силой О-сенсея, мне помогает неординарный исследовательский и преподавательский талант сенсея Жерара Блеза, направляющего интерес своих учеников на изучение тех положений учения Основателя айкидо, которые другие преподаватели либо не замечают, либо не считают важными, или же, не находя им приемлемых объяснений и способов применения, оставляют без внимания в своей практике.


Несмотря на то, что формулировки переводов слова «айкидо» часто отличаются друг от друга, обычно его смысл истолковывается одинаково, как «путь гармонизации энергии», а иногда чуть шире и, по моему мнению, более точно, – как «метод гармоничного объединения с энергией Вселенной».

Однако, желая оставаться и дальше точным в установлении метода практики оригинального айкидо, не могу не обратить внимания на парадоксальность ситуации, сложившейся в практическом воплощении этого принципиального положения учения Морихея Уесибы. Я имею в виду настолько широко распространенную, что имеющую право называться тотальной, подмену в объекте гармонизации, ведущую к существенным искажениям в целях и методе практики. Подмену того, с чем должно происходить гармоничное объединение человека, выполняющего технику айкидо.

Даже те, кто поддерживает тезис о том, что «техники айкидо являются выражением гармонизации со Вселенной», очень часто совсем не осознают того, что конкретно стоит за этими словами, демонстрируя свое непонимание неспособностью выразить идею такого объединения в практическом выполнении техник. И по форме, и по характеру действий их техники (а значит и их методы тренировки), не говоря уже о техниках тех, кто этот тезис не принимает изначально, мало чем отличаются от техник других боевых искусств, существовавших и до появления айкидо.

Один и тот же характер этих техник, с приёмами других боевых искусств (в связи с чем, их только условно следует считать техниками айкидо), наглядно показывает, что объединение и гармонизация и, в тех и других, в действительности осуществляется с одним и тем же явлением.

Установить это явление несложно, стоит лишь обратиться к чуть более глубоким разъяснениям общепринятого определения айкидо. Самое распространённое из них, известное даже людям, имеющим лишь поверхностное представление об айкидо, состоит в том, что «в этом боевом искусстве, силу нападающего используют против него самого».

Всеобщее следование очень узкому суждению о том, что легкость, с которой мастера айкидо отбрасывают от себя физически более сильных нападающих, основана на использовании и перенаправлении силы их атаки, совершенно односторонне и некорректно представляющему оригинальное айкидо Морихея Уесибы, но ставшему его визитной карточкой, служит самым ярким подтверждением тому, что в действительности за «гармонизацию в техниках айкидо» принимается именно объединение с партнёром.

Следствием такой интерпретации сути айкидо стало то, что в сознании людей Вселенная, с которой предлагает объединяться О-сенсей, сначала становиться тождественной человеку, а затем и вовсе подменяется человеком. В большинстве методик преподавания айкидо, атакующий человек сегодня действительно является объектом гармонизации, несмотря на то, что именно стремление к объединению с нападающим, является причиной, не позволяющей ни выразить в техниках принцип гармонизации со Вселенной, ни продемонстрировать отличительные особенности и реально возможную эффективность техник оригинального айкидо.

Этот стереотип приобрёл такую силу и стал настолько прочным, что теперь уже не приходится удивляться, встречая неприятие и раздражение его носителей, в отношении идей, не вмещающихся в рамки их понимания. Например, тому, что опубликованные в разных изданиях высказывания Основателя айкидо, несовпадающие с их представлениями, объявляются, если на «фэнтези под Уесибу», то архаичными, навсегда отставшими от реалий жизни условностями. Или тому, что в качестве способа разрешения всегда возникающих в процессе практики айкидо методических вопросов, предлагается обращаться не к источнику знания – основателю искусства, что признается в принципе невозможным, а к «ориентирам и эталонам, нарытым в ютюбе», серьёзно расцениваемых как современные (т.е., безусловно, более передовые) результаты процесса исторического развития айкидо.

Однако иронизируя и насмехаясь над редкими призывами к сохранению целей и методов практики О-сенсея, указывающих на идею объединения со Вселенной, как на единственно возможный способ реализации этих целей, «новаторы айкидо» не замечают того, что в действительности отмахиваются от идей, высказанных человеком, создавшим айкидо, и, на самом деле, не только не занимаются изучением айкидо, но и профанируют его.

Судя по воспоминаниям свидетелей, Морихей Уесиба никогда не навязывал никому своего мнения.

«Он [О-сенсей] никогда ни к чему не принуждал других. Он понимал, что разные люди мыслят по-разному. Он никогда никому не приказывал». Митио Хикицути.

«Многие ученики ездили в другие места, чтобы практиковать Дзэн или учиться каким-нибудь другим кэйко [другим практикам]. О-Сэнсэю это не нравилось. Но он никогда ничего не говорил об этом открыто. О-Сэнсэй всегда говорил: «Я даю вам все. Почему люди всегда ищут что-нибудь еще?». Мицуги Саотомэ.

С. Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

Вот только разумно ли злоупотреблять таким доверием и можно ли называть занятия, не соответствующие идеям и принципам учения Морихея Уесибы, практикой айкидо?!

Притом, что я слежу за всеми изданиями по айкидо в России и, насколько мне удается, за публикациями и обсуждениями в интернете, только лишь от Жерара-сенсея мне приходится знать о существовании другой, как я теперь понимаю, являющейся стержневой в учении Мастера Уесибы, идеи. Идеи, способной если не шокировать, то удивить многих изучающих айкидо, в том числе и из тех, кто принимает трактовку «айкидо», как объединение со Вселенной, но не может выразить её в своих действиях. Состоит она в том, что «в айкидо не объединяются с нападающим».

И, несмотря на то, что эта точка зрения противоположна распространенному представлению, она не только не противоречит присутствию рационального в техниках айкидо (использованию силы атаки), но и, что очень важно, при этом не отождествляет Вселенную с атакующим.

В своих объяснениях Жерар-сенсей представляет, и убедительные для меня причины утери истинного смысла, стоящего за понятием «гармонизации в айкидо», и приводит веские основания для своего, несовпадающего с мнением большинства, убеждения.

Принцип «Объединения со Вселенной» он относит к наиболее важным моментам учения Основателя айкидо и призывает относиться к нему как к «важному условию, которое, согласно наставлениям самого учителя Морихея Уесибы, нужно неукоснительно соблюдать и прилагать к практике занятий, чтобы раскрыть для себя настоящую сферу айкидо». Как к условию, раскрывающему секреты победы над любыми атаками, любого противника.

«Настоящее БУДО – это стремление направиться к центру Вселенной, соединиться с ней».

«Тренировка помогает иметь дух, позволяющий слиться с центром Вселенной».

«Секрет сущности айкидо – заставить гармонизироваться с движениями Вселенной и сгармонизироваться самому со Вселенной.»

То, что враг пытается меня атаковать, меня, который есть Вселенная, показывает, что он сейчас нарушит гармонию Вселенной…

[Однако] если кто-то хочет меня [который есть Вселенная], атаковать, он ранится с таким напряжение, с каким хотел меня атаковать». («Takemusu Aiki»).

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000.

Однако, прежде чем привести эти цитаты высказываний Основателя айкидо, Жерар-сенсей подчеркивает необходимость рассматривать их как «обращение, в первую очередь, направленное к духу», а не как пояснения к осуществлению механического взаимодействия физических тел, и очень логично показывает, как оставление без внимания этого условия приводит к подмене объектов объединения, о которой было сказано выше.

«Условие гармоничного объединения с Вселенной, это очень абстрактное понятие, естественным образом вызывающее в человеке стремление к его конкретизации: например к поиску гармонии с партнёром».

В доказательство ошибочности такого вывода он приводит слова Хикитсучи-сенсея, своего учителя и человека, получившего учение айкидо из первых рук.

«Искать гармонию с партнёром – это главная ошибка. Айкидо следует принципу гармонизации с Ки. Но это не гармонизация с Ки партнера. Когда думают о гармонизации с Ки партнера, ошибаются и тренировка превращается в игру.

Нужно отыскать связь с Ки Вселенной, с Ки Природы, с Ки Бога и с самого начала нужно брать Ки партнёра». («Журнал Айкидо», №40, 1988, стр.11 и далее).

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000.

Почему же в практике айкидо так важно акцентировать внимание на точном установлении объекта гармонизации?!

Хочу заметить, что Мичио Хикитсучи не единственный ученик, который вынес из учения Основателя айкидо понимание невозможности объединения с нападающим и зависимости эффективности, и техник айкидо, и методов обучения, от объединения с Законами Вселенной. Как я обнаружил несколько позже, ту же идею выражает другой ученик О-сенсея Коичи Тохей.

«Айкидо – это, по сути, путь к тому, чтобы стать единым с Ки Вселенной. Если вы рассматриваете эту технику как средство слиться с Ки других людей, значит, вы неправильно понимаете саму суть айкидо, и его методы становятся для вас неэффективными».

К. Тохей. Книга Ки: Координирование ума и тела в повседневной жизни. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997.

Его объяснение вполне определённо дает понять, причины невозможности объединения с партнёром при выполнении техник айкидо. Первая из них в том, что объединение с нападающим противоречит сути искусства Морихея Уесибы. Вторая, в том, что применение принципа объединения с нападающим к техникам и методике обучения О-сенсея, делает их неэффективными.

Ценность этих разъяснений признанными мастерами айкидо признаков духовной цели ведения в айкидо, заключается в указании на то, как неверный выбор (или неосознанная подмена) объекта объединения влечёт за собой сначала существеннейшие отличия в содержании и качестве взаимодействия с партнёром, а затем и к совершенно другим конечным результатам.

В чём это проявляется?

Объединение с партнёром противоречит всем основным признакам ведения. В первую очередь ведение – это когда ведёшь ты, но ни в коем случае не наоборот. В присоединении к действиям партнёра нет ведения! Точнее ведение есть, вот только ведёт в нём уже не тот, кто выполняет технику; в таком случае не он ведёт, а его ведут. Искать и ждать момента для объединения – значит самому быть ведомым.

Ведение применительно к боевой технике – это следование к определённой цели, состоящее, пусть не в мгновенном, пусть в постепенном, но всё же наращивании преимущества перед партнёром, приобретаемом за счёт последовательного и целенаправленного решения определённого ряда задач. Отдавать приоритеты достижению целей партнёра, отказываясь от своих целей, это значит быть вторым. Реагировать на действия партнёра, это значит быть ведомым. Предоставлять ему возможность навязывать себе порядок осуществления действий, не имея возможности их контролировать, это значит не управлять, а самому быть управляемым. В этом нет ведения!

«В нашей технике мы полностью входим в атаку противника, совершенно растворяемся в ней и решительно ею управляем».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.

Поэтому, следуя за партнёром и подчиняясь его действиями, стоит ли удивляться неэффективности своей техники в виде получения непредвиденного результата. Стоит лишь заметить, неэффективности совсем не техники айкидо, потому, как было отмечено выше – техника, построенная на объединении с нападающим, техника, в которой нет ведения и управления партнёром, противоречит сути айкидо.

Вариант развития ситуации, в котором сначала присоединяются к действиям атаки, а затем перенаправляют её к другой цели, также не соответствует ни принципу ведения, ни другим принципиальным положениям учения айкидо, на основании существования большой вероятности завершения его явлением, известным в теории управления под названием «эффект обезьяньей лапы». Состоит он в том, что, наряду с ожидаемым положительным результатом, предпринятые действия неотвратимо влекут за собой сопутствующие последствия, ущерб от которых превосходит положительный результат и обесценивает его.

Соблюдая логику объединения с партнёром, для того чтобы остановить, например, хама или хулигана, первоначально следует присоединиться к их оскорблениям, и только после этого, показав неблаговидность совершаемых ими поступков, переубедить больше так не делать. А если обстоятельства, в которых вы оказались, затрагивают вопросы жизни и смерти?.. А если вы столкнулись с грабителем или педофилом?.. Что, и с ними объединяться?!

Даже если ты в целом успешно выполнил технику, но выполнил не так как хотел, «предоставив злу лазейку» и получив непредвиденные последствия в приложение к планируемому результату, то в этом также нет ведения.

«Кристально чистый,

Острый и яркий,

Священный меч

Не оставляет

Злу ни малейшей лазейки».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.

Ведение будет проявляться в присоединении партнера к своим действиям, ведущим к задуманному, заранее спланированному и известному результату. Если же по итогам выполнения действий получен не планируемый результат, то, какое же в этом ведение?! Настоящее ведение, это когда ведёшь ты, ведёшь по своему усмотрению, и, несмотря на обстоятельства, ведёшь к тому, что ты хочешь получить!

«Свободный от слабости,

Просто не обращай внимания

На яростные атаки

Своих врагов:

Иди и действуй!».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.

В чем суть объединения, ради которой его используют в боевых техниках и каким образом она определяет эффективность выполнения техник?

Действия, направленные на объединение, преследуют цель приобретения качеств того, с чем происходит объединение. Задачи, возлагаемые на техники боевых искусств, предполагают их успешное применение против физически более сильных нападающих, а выполнение техник часто связанно с перемещениями тела противника. Поэтому объединение с атакующим, имеющее место в боевых техниках, объясняется, причём вполне обоснованно, привлечением на свою сторону (возможностью сделать «своими») преимущественных качеств того, кто атакует, для использования, и этих качеств, и энергии его атаки в качестве источника силы для выполнения действий, обращённых уже против самого атакующего.

Однако отказываясь от объединения с партнёром со ссылкой на неэффективность таких техник, учителя айкидо, предлагают ему другую альтернативу – подключение к потенциалу Вселенной.

«Так как [в айкидо] вы одерживаете победу надо всем в соответствии с миссией Неба, то вы обладаете Абсолютной Силой».

Интервью с О-Сенсеем Морихэем Уэсиба и Киссомару Уэсиба. К. Уэсиба «Айкидо» (Токио: Ковадо, 1957, с. 198-219).

Особенность объединения со Вселенной, кроме присоединения к потенциалу с очевидно колоссальной разницей в энергетической мощи – к Абсолютной Силе, открывающей возможность для выхода на новый, совершенно иной, уровень взаимодействия с партнёром, состоит ещё и в том, что исключает возможность получения в результатах своих действий эффекта обезьяньей лапы.

«Настоящее Искусство Мира – в том, чтобы не жертвовать ни одним своим воином для разгрома врага».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.

Существует формула: каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру непонимания на того, кто понимает больше в общем ходе вещей, которая объясняет причины и позволяет избегать появления эффекта обезьяньей лапы.

Объединяясь с партнёром, т.е. отказываясь от ведения и действуя, пусть даже короткое время, по его усмотрению, мы, вместе с его сильными сторонами, присоединяем к себе и имеющиеся в нём отрицательные качества. Мы становимся им – атакующим, и действуем в направлении осуществления его разрушительных целей. Именно в этом находиться причина последствий, о которых мы не можем предполагать заранее, становящихся для нас неожиданными и проявляющими свое негативное действие не только на уровне выполнения техник, в виде неудачного их выполнения, но и на методологическом уровне – в формировании ограниченных в своих возможностях методик преподавания.

Как можно видеть по замечаниям, высказанным О-сенсеем, подмена объектов гармонизации ведет к появлению систем обучения, в которых условия практики существенно ограничивают возможный уровень совершенствования учеников тем, что закрывают им доступ к глубокому смыслу созданного им искусства и вследствие этого препятствуют развитию их техник.

«Если ваша мысль всегда остаётся в вашем теле, это не меняет ничего, но если вы сможете выполнить объединение со Вселенной это развивает вас и вашу технику.

Если вы делаете так, ваша сконцентрированная мысль станет божественной силой; и в этот момент всё станет ясным. И если ваша мысль тела завяжется с КИ Вселенной, ваше тело сгармонизируется со Вселенной, то вы сможете найти себя в центре Вселенной, где состояние жизни и смерти больше не существует. В этом тайный и глубокий смысл будо». («Aikido Shinzui», стр.104).

Ж.Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

Что стоит за понятием «объединения со Вселенной»?

Принцип объединения со Вселенной, о котором говорит Основатель айкидо, это духовный принцип. Правило организации взаимодействия в технике на духовном уровне. На физическом уровне объединиться со Вселенной, например, стать размером со Вселенную и жонглировать звёздами, конечно же, невозможно. Однако достижение такого объединения возможно на духовном плане, в результате приведения своих физических действий в соответствие с Законами существования Вселенной,

«Не пытайся отрицать или сопротивляться космическому порядку вещей…

Стань пустым и предоставь действовать Божественному».

«Овладевай божественными приемами Искусства Мира, и ни один враг не посмеет бросить тебе вызов».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.

в эзотерике называемых духовными, а в науке – предельно общими, т.е. проявляющими свое действие во всех явлениях и процессах, существующих во Вселенной (а не только в тех, о которых люди знают через свои физические органы чувств и созданные ими технические устройства).

«Искусство Мира действует повсюду – от безбрежных пространств космоса до мельчайших растений и животных».

«Искусство Мира чрезвычайно широко, оно отражает грандиозное устройство скрытых и проявленных миров».

«Выйди за пределы сферы жизни и смерти, и тогда ты сможешь пройти через все кризисы спокойно и безопасно».

«Чтобы воистину реализовать Искусство Мира, ты должен быть способен свободно играть в проявленных, скрытых и божественных сферах».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.

Люди, занимаясь искусством, цель практики которого состоит в овладении навыками проявления в техниках, а затем и во всех остальных своих действиях и поступках принципа гармонизации со Вселенной, но при этом подменяя эту цель на объединение с каким-либо другим объектом, независимо от того понимают они это или нет, они отождествляют Вселенную с этим объектом, наделяя Её качествами этого объекта.

Объединение в техниках с партнёром ведёт к тому, в практике таких занятий, называемых по недомыслию айкидо, вместо присущей оригинальному айкидо функции «направления человека к обретению качеств Вселенной», Вселенную наделяют качествами человека. При этом качествами не самого лучшего человека – человека разрушителя, противостоящего другим объектам Вселенной, а значит и самой Вселенной.

Вселенная О-сенсея другая! Он не отождествляет Вселенную с человеком и в выполнении своих техник опирается на другие принципы и закономерности взаимодействия объектов Окружающего Мира. На те принципы, которые люди, строящие свои техники на объединении с партнёром, оставляют без внимания.

«… функция Любви формирует Вселенную и строит страны.

Действительно эта функция Любви [присущая Вселенной] защищает Вселенную и все существа. Она заключается в великом принципе и в великом пути, которые позволяют Вселенной и всем существам развиваться и жить. Айкидо, это не что иное, как только действие Любви». («Aikido Magazine», №6, 1985, стр.26).

Ж.Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

«Состояние воина – это не что иное, как сила, поддерживающая всякую жизнь».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.

Ранее уже отмечалось, что ведение партнера, невозможно без совместного и одновременно личного следования того, кто выполняет технику, к общей конечной цели. Партнёра невозможно одного отправить к этой цели, сам он к ней не пойдет, его необходимо привести к ней. В этом и состоит смысл ведения. В физическом аспекте это выражается совместным следованием к определённому общему взаимному расположению. В духовном аспекте, ведение состоит в следовании того, кто выполняет технику, к психическому состоянию объединения со Вселенной, внешне, по результатам действий, выражаемом в подчинении своих действий Принципам и Целям существования Вселенной.

Настаивать на гармонизации с действиями нападающего, видя лишь внешнюю картинку взаимодействия в технике, не понимая глубины содержания ситуации, это значит присоединяться к разрушающим действиям, сначала направленными против тебя, затем, после смены ролей, направленными против нападающего. Однако и в первом, и во втором случае, это значит действовать против «функции Вселенной, защищающей и поддерживающей всякую жизнь».

Даже если, не понимая общего хода вещей, мы видим в техниках айкидо объединённые движения партнёров, то на духовном уровне никакого присоединения, ни на каком этапе выполнения техники, к нападающему нет.

Выбирая в качестве объекта объединения Вселенную, становясь «пустым» (т.е. отказываясь от реализации, и целей атакующего, и своих личных целей), и, предоставляя действовать Божественному (подчиняя свои действия объективно существующим силам, не имеющим отрицательных качеств и обладающих неисчерпаемым потенциалом), человек исключает основания для возникновения в своих действиях явлений, разрушающих что-либо во Вселенной и обесценивающих полученный им результат.

Поэтому выбор объекта объединения (партнёр или Вселенная) – это концептуальный выбор уровня эффективности боевых техник! И именно объектом объединения, оригинальное айкидо Морихея Уесибы отличается от всех других боевых искусств.

Ни разу не видя в техниках Жерара-сенсея добиваний, бывая его уке и зная на своем опыте, что самые болезненные приёмы, подразумевающие воздействия на болевые точки, скручивания и выворачивания суставов, возможно выполнить совершенно безболезненно, при этом, не теряя контроля над партнёром, вести его к положению, в котором он не способен противодействовать, в техниках, на фотографиях ниже, я не вижу техник айкидо. Я не вижу в них объединения со Вселенной.

Фото 1.

То, что на них можно увидеть, так это неуверенность и страх за себя, желания возвыситься и получить удовольствие от причинения боли и унижения. Те самые признаки, говорящие о присутствии в этих техниках эффекта «обезьяньей лапы», перешедшие в них вследствие не осознаваемого (бездумного) переноса свойств уничтожающих техник традиционных боевых искусств, в которых объект объединения совсем не Вселенная. Эти фотографии ярко демонстрируют признаки слабости духовной слабости людей, заставляющей прибегать к действиям, обесценивающим результат их выполнение, так как они направлены против Вселенной, против той Вселенной, о которой говорил О-сенсей, и поэтому не позволяющие считать изображённые на них техники техниками айкидо.

Вселенная О-сенсея другая! Выяснение Её характеристик, становящихся главными принципами практики учения Морихея Уесибы, – обязательный методический вопрос в изучении айкидо и особая тема исследования. Поэтому сейчас есть смысл лишь обратить внимание на то, что «его Вселенная» имеет свои и очень существенные отличия и на некоторые особенности процесса выявления Её свойств и качеств.

То, что Вселенная О-сенсея «другая», что его представление о Ней, отличается от представления других людей, в т.ч. и основателей других боевых искусств, а его техники основаны на принципиально других закономерностях, открывающих доступ к принципиально новым уровням возможностей, можно видеть как в том, что никто до сих пор не повторил его способностей, так и в его высказываниях об айкидо.

С одной стороны, судя по отзывам людей, знавших О-сенсея, мало кто, способен повторить его техники с той же эффективностью, с которой демонстрировал их он,

«Некоторые создали свои собственные техники, хотя они до сих пор не могут сделать то, чему учил О-сенсей. Он мог остановить человека одним пальцем. Немногие могут хотя бы приблизиться к этому».

Интервью с Мишио Хикитсучи Сэнсэем, Париж, 1984.

«Другие могут имитировать его [О-сенсея] форму, но у них нет таких внутренних качеств». Юуити Накагути.

С. Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

с другой, отличающаяся мировоззренческая позиция О-сенсея обнаруживается и в его объяснениях, например, в отношении решения в его искусстве проблемы быстроты реагирования на атаку.

«Если враг меня атакует с очень быстрой техникой, я не побеждён, так как моя техника более быстрая, чем его техника. Это не вопрос быстроты. Результат боя уже решен.

Момент, когда он хочет меня атаковать [меня, который есть Вселенная], уже потерян в этом действии, потому что долготы времени и вопроса быстроты не существует.

«В айкидо нет ни пространства, ни времени, есть только Вселенная и это называется кацу хаяби». («Takemusu Aiki», стр.13).

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000.

«Техники Искусства Мира ни быстры, ни медленны, они ни внутри, ни снаружи. Они по ту сторону времени и пространства».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.

Анализируя технику, выполняемую по принципу объединения с атакующим, можно замечать, что «присоединение» к атаке, безусловно, способно повысить рациональность движений защищающегося тем, что, перенося на его сторону действие инерционных факторов, даёт ему возможность минимизировать свои физические усилия. Это тот способ взаимодействия, который имеет место в техниках дзю-дзюцу и айки-дзюцу. Однако это и тот способ, возможность применения которого (а по сути – эффективность техники) продолжает зависеть от других условий физического взаимодействия – от времени и пространства.

Это способ, делающий успешность выполнения техники зависимой от скорости реагирования и быстроты действий того, кто выполняет технику, разрешение конфликта в котором по-прежнему осуществляется с точки зрения вопроса о том «кто сильнее?», ведущего к продолжению борьбы и противостояния. Выполнение техники на уровне объединения с нападающим, это всего лишь перенос решения задачи из плоскости силы в плоскость быстроты, от силовой борьбы к борьбе в скорости.

В решении задачи по присоединению к атаке, всегда остается вероятность не успеть сделать что-то вовремя, а это значит, что сильным и техничным будет тот, кто быстрее. Тот, кто имеет преимущество в физических качествах. А это значит, что для успешного выполнения техник и продолжения своего технического совершенствования необходимо тренировать и развивать быстроту реагирования и скоростные качества.

Но как, в таком случае, быть людям, практикующим айкидо в сорок, пятьдесят, шестьдесят лет?! Как быть тем, у кого лимит развития быстроты в силу возраста давно исчерпан и не только не растет, но и падает?! Как им соответствовать в тренировке своим молодым партнёрам, и, на основании чего, продолжать свое личное совершенствование?! Или такая перспектива для них уже навсегда закрыта?!

Однако как же все эти следствия, происходящие из представления об объединении с партнёром, противоречат концепции бесконечного совершенствования в практике Пути, к которой принадлежит айкидо, и отличаются от тех взглядов, которых придерживался О-сенсей, и от того, чему он учил и что демонстрировал в семидесяти- и восьмидесятилетнем возрасте.

«О-сенсей ненавидел отжимания, потому что они задействуют мышцы, но ребята все равно их делали. Если О-сенсей видел, что они отжимаются, то заставлял всех сесть и читал очередную лекцию». Генри Коно.

«Он [О-сенсей] без всяких усилий бросал своих ути дэси, которые все были молодыми, сильными, закаленными ежедневными тренировками, и находились в расцвете своей физической формы. Не проявляя ни малейших признаков боли или дискомфорта, он смеялся над нашими решительными попытками атаковать или удержать его. На демонстрациях он выставлял перед собой свой деревянный меч и предлагал пяти из нас толкать его сбоку изо всех сил. И мы ни на дюйм не могли сдвинуть ни его, ни бокен. Легче было бы сдвинуть стену. Мицуги Саотомэ.

С. Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

Объяснения, подобные тому, что изучение айкидо направлено на объединение со Вселенной, в которой «нет ни пространства, ни времени» и поэтому «в айкидо долготы времени и вопроса быстроты не существует», мягко говоря, трудны для понимания, но именно они в практике искусства Морихея Уесибы должны быть ориентирами, на пути к открытию в себе потенциала новых возможностей, способных наделить наши действия эффективностью, присущей техникам оригинального айкидо.

Кстати, следует сказать, что Морихей Уесиба, будучи далёким от методов исследования, используемых в официальной науке (утверждавший, что он «достиг сокровенного сознания через тренировки тела в будо»), своими высказываниями и практическими действиями выражал миропонимание, соответствующее в наше время самому передовому научному представлению, указывающему на противоречия, существующие сегодня в общепринятых взглядах по фундаментальным вопросам существования Вселенной, Человека и свободному от них.

Эта новое мировоззренческое представление изложено в «Достаточно общей теории управления Концепции общественной безопасности», и в нём, в качестве предельно обобщающих категорий, применяемых для описания Вселенной, используется три понятия: материя, мера, информация, – в числе которых, как можно видеть, нет понятий времени и пространства, на основании того, что они являются производными процессами и явлениями.

Высказывания О-сенсея, указывающие на то, что корни эффективности его техник находятся в использовании им в своих действиях несколько иных закономерностей, имеющих место во Вселенной, но которые другие люди не принимают во внимание, дают объяснения, не только почему такой же эффективности не могут повторить те, кто выполняет свои техники основываясь на принципе объединения с партнёром, но также и почему этой эффективности не могут добиться и те, кто всё же пытается строить техники на гармонии с Космическими процессами.

Первые, уже понятно, почему никогда не смогут повторить. Потому, что в своих действиях опираются на закономерности, в общей последовательности их иерархии, являющиеся вторичными, по отношению к тем принципам, которые учитывал О-сенсей, и поэтому регулирующие производные процессы, неспособные влиять на процессы, течение которых контролировал О-сенсей.

Тот, кто имеет крышу над головой и кровать, может защитить себя от неудобств и опасностей, приходящих с ежесуточной ночной темнотой или кратковременным ненастьем. Чтобы остаться живым и невредимым в продолжение более длительного периода времени, чем несколько суток, например, в течение года, ему необходимо знать и учитывать более длительные процессы, связанные со сменой времён года, чтобы своевременно заготовить на зиму необходимое количество дров и съестных припасов. Однако ещё более защищённым будет тот, кто поддерживает прочность плотины, оберегающей его дом, от весеннего разлива реки, обычно небольшого, но раз в десять лет поднимающегося на уровень нескольких метров и смывающего всё в округе.

Неудачные попытки решения задачи гармонизации со Вселенной вторых, объясняются тем, что их объединение осуществляется с объектом, который они принимают за Вселенную, но который таковой не является.

Они не знают достоверных характеристик и признаков Вселенной. Признаков того уровня причинных процессов действующих во Вселенной, который был известен О-сенсею, и тех процессов, на основании которых он создавал свои техники.

Надо помнить – духовных процессов, личное знакомство с которыми и осознанное использование в своих действиях возможно только на основании их духовного восприятия. О них можно знать и со слов, но такое опосредованное, интеллектуальное знание позволяет лишь абстрактно рассуждать о них, не избавляя от постоянных сомнений в их реальном существовании, и «рубя по хвостам» реагировать (не всегда успешно) на их физические, т.е. вторичные, проявления, в форме ударов, оставляющих материальные следы, в виде синяков.

Не зная признаков того уровня процессов, на котором О-сенсей воспринимал Вселенную, рассуждающие об объединении со Вселенной имеют недостоверное о ней представление и, по сути, объединяются со своими неподкрепленными опытом чувствования домыслами и иллюзиями, что и выражается в иллюзорной силе их техник.

Задача, ориентирующая практику айкидо на воспроизведение в техниках эффективности О-сенсея, источник которой, с его же слов, находится в объединении со Вселенной и происходящими в ней духовными процессами, требует выяснения точных качеств и свойств этой Вселенной и составляющих Её духовных (первопричинных) процессов. Объединиться со Вселенной, о которой говорит О-сенсей, невозможно не увидев Её его глазами. Не обладая его мировоззрением, это сделать невозможно.

Только с помощью его мировоззрения можно рассмотреть портрет Вселенной (того, что всегда находится у всех перед глазами, как говориться: бери – не хочу) в той детальности, в которой видел Её он. Детальности, позволяющей ему видеть и использовать закономерности, ставшие принципами практики его учения, не воспринимаемые с точки зрения существующего сегодня в обществе мировоззрения.

Люди, стоящие на другом мировоззрении, воспринимают Вселенную не такой, какая она есть в действительности. Они не понимают, что применяют в своих техниках способы действий, а в практике занятий – методы тренировки, основанные на принципах, которые изначально не соответствуют и неспособны к достижению истинных целей искусства Морихея Уесибы.

Отсюда и их причины неполучения удовлетворения от занятий, и необоснованные претензии к эффективности техник, и стремление к усовершенствованию айкидо, состоящее в изменении техник О-сенсея и поисках новых, более эффективных приёмов. Бесконечные и, вместе с тем, бесперспективные тем, что задействуя сколь угодно большое количество физической и творческой энергии, но оставаясь в рамках их прежнего мировоззрения, несовпадающего с мировоззрением О-сенсея, эти стремления неспособны когда-нибудь привести к желаемому результату – к эффективности техник Мастера Уесибы.

Представляя одну из граней ответа на вопрос, поставленный во вступлении к этой записи, можно сказать, что духовная цель ведения в айкидо, выражаемая как объединение со Вселенной, это следование к мировоззрению Морихея Уесибы. К мировоззрению человека, пережившего опыт объединение со Вселенной, вдохновленного этим переживанием на создание айкидо и подтвердившего реальную возможность такого объединения своей непревзойденной эффективностью техник.

Возможно ли узнать, каким было мировоззрении Основателя айкидо и какими качествами обладает его Вселенная?

Я думаю, что возможно, и для этого существует не один путь исследований. Например, на основании изучения портрета Вселенной, составленного О-сенсеем (Судя, опять же по эффективности его техник, являющегося не самым плохим Её изображением).

Однако занимаясь такой работой, направленной, прежде всего, на выяснение свойств и качеств настоящей Вселенной, следует учитывать некоторую особенность процесса изучения таких объектов, как «мировоззрение» и «Вселенная».

«Путь чрезвычайно широк. С древних времен и поныне даже величайшие мудрецы не были способны охватить всю истину; объяснения и учения мастеров и святых выражают лишь часть целого. Никто не может говорить о таких вещах во всей их полноте».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.

«Невозможность охватить истину» указывает на необходимость быть готовым к тому, что в результате этой работы наше представление о Вселенной и о мировоззрении О-сенсея, как достаточно точном и глубоком отражении этой Вселенной, будет постоянно меняться, и в результате свершения новых открытий на этом пути, и в результате изменения нашего собственного мировоззрения.

«Мудрость и законы Бога неизмеримы и бесконечно глубоки. Я сам еще ученик на этом пути». (Из лекций, прочитанных Основателем айкидо).

М. Саотомэ. «Принципы айкидо», Папирус, Санкт-Петербург, 1996г.

Не все способны идти по этому пути, инерция мировоззрения чрезвычайно тяжела, но именно такая работа лежит в основе бесконечного, неограниченного физическими рамками, совершенствования.

«Просветлённые никогда не перестают работать над собой. Достижения таких мастеров невозможно описать словами».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.


Comments (0)

Оставьте мнение:




Warning: Unknown(): open(/tmp/sess_e17b237aa3d4c3ffb8e5667ba0f0b20e, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0