Фев 14 2013

Ведение: Кто и кого ведет в айкидо?!

Category: ДневникЕвгений @ 16:39

Применение принципа объединения в техниках боевых искусств преследует цель повышения эффективности действий выполняющего технику, и основано на привлечении на свою сторону (на присоединении к своим возможностям) качеств того объекта, с которым осуществляется объединение.

В связи с этим уровень эффективности техник боевых искусств, основанных на принципе объединения, во многом определяется потенциалом объекта объединения, выбор которого изначально произведён ещё основателями этих боевых искусств при их создании, и на раскрытие и овладение которым направлен процесс практики.

Объектом объединения в техниках айкидо является Вселенная. Именно объектом объединения и определяемым им эффективностью техник, оригинальное айкидо Морихея Уесибы отличается от всех других боевых искусств. Именно на раскрытие в адепте способностей к проявлению в своих техниках потенциала Вселенной направлена практика айкидо. Собственно в этом и состоит смысл понятия объединения (или гармонизации) со Вселенной.

Однако достижение цели объединения со Вселенной весьма не просто. Даже те, кто стремятся к такому объединению, очень часто заблуждаясь, в действительности объединяются с объектом, который они лишь принимают за Вселенную, но который Ей не является, о чём можно судить по их неспособности продемонстрировать отличительные особенности техник айкидо от техник других боевых искусств и их реально возможную эффективность.

Неудачные попытки объединения со Вселенной, говорят о том что О-сенсей в своих техниках опирался на Космические закономерности, неизвестные большинству изучающих сегодня айкидо. О том, что он воспринимал иерархию Вселенских процессов на несколько ином уровне, недоступном для других людей. Образно можно говорить о том, что Морихей Уесиба, благодаря своему восприятию, видел другую Вселенную, существующую на основании действия других закономерностей, не ту, что видят люди, практикующие айкидо сегодня.

Следовательно, чтобы проявлять в своих техниках эффективность действий О-сенсея, необходимо увидеть ту картину Вселенной, которую видел он. Необходимо увидеть его Вселенную! А для этого нужно воспользоваться той функциональной системой восприятия Окружающего Мира, которой пользовался он, и иметь уровень восприятия не ниже его уровня возможностей.

Очевидно, что овладение полным потенциалом эффективности, заложенным в техники айкидо, невозможно без достижения цели развития восприятия, соответствующего уровню чувствительности О-сенсея, и должно быть одной из обязательных методических задач практических занятий.

Существует ли возможность выхода на уровень восприятия Окружающего Мира, соответствующего чувствительности О-сенсея и позволяющего видеть Вселенную в объёме, красках и деталях его представления? И если существуют, то в чём состоят условия обретения такой чувствительности?

Я думаю, что возможно, а для этого необходимо изучать путь, пройденный Мастером будо Морихеем Уесибой, в результате которого было создано айкидо, и те наставления в отношении организации практики занятий, которые он нам оставил, и, несмотря на всю сложность понимания, считать их главными ориентирами в изучении айкидо.

Действительно, выражения, которые использовал О-сенсей для описания своего опыта переживания объединения со Вселенной, такие как «проникновение в скрытый мир», «объединение с Ки Вселенной», «быть стоящим на мосту, плавающем в Небе (или, соединяющем Небо и Землю» и даже более адаптированное для современных людей – «путь гармонизации энергии», это слишком абстрактные понятия, чтобы с их помощью находить и безошибочно придерживаться направления практики, ведущего к способностям Основателя айкидо.

Однако, как говорит Жерар-сенсей: «… важно знать эти указания О-сенсея потому, что как всегда они являются строгим и ценным путеводителем в исследовании изучаемой нами дисциплины …» и важно помнить, что «… они смогут реально проявить свое направляющее действие, когда тренировка будет сконцентрирована на создании условий для их конкретизации …».

Опираясь на полувековой опыт практики и глубокое изучение документальных материалов, Жерар-сенсей, как мастер боевых искусств, философ и исследователь, использует и дает ученикам комплексный подход для составления представления о явлениях, стоящих за образами в наставлениях Морихея Уесибы.

Как мастер и преподаватель боевого искусства, он предлагает конкретные способы действий для обретения понимания их смысла.

«С помощью техник, созданных Учителем Морихеем Уесибой, мы имеем в нашем распоряжении средство, чтобы прийти к стадии эксперимента и даже к стадии понимания …».

Техники, созданные Учителем Морихеем Уесибой, по его мнению, являются начальным средством, создающим тот комплекс ощущений, пережив который, О-сенсей охарактеризовал как реальную картину Вселенной, как «сокровенное знание», предоставляющее возможность «воспарять во все концы Вселенной», «прикасаться к планетам и звёздам», «выдыхать и собирать Космос внутри себя», «видеть тайны сотворения Мира» и «эхом вторить всему, что существует во Вселенной». Техники О-сенсея, это тот объём внешней информации, без которого невозможно получение представления о его Вселенной. Другие техники – похожие на них по внешней форме техники традиционных боевых искусств – таким объемом информации не обладают.

«Стою я между Небом и Землёй,

Посредством ки со всем соединённый.

Мой ум на то настроен, чтобы эхом

Вторить всему, что существует во Вселенной».

К. Уесиба. Дух айкидо. София, Киев, 2000г.

Как философ и исследователь духовной стороны учения Морихея Уесибы, Жерар-сенсей указывает на обязательные методические требования к практике айкидо, принимая во внимание которые, и работая над применением которых в своих физических тренировках, мы можем последовательно продвигаться к восприятию Вселенной на уровне О-сенсея.

Так, раскрывая тонкое, но существенное отличие между процессами создания учения айкидо Основателем, выполнения техник айкидо опытным мастером и изучения техник учениками, он указывает на одно интересное обстоятельство, ведущее к пониманию того механизма восприятия, которым пользовался О-сенсей.

«… У нас есть переводы практически всех книг и высказываний О-сенсея… Что касается Основателя айкидо, то для него все техники – это вибрации, которые переходят в волны, а волны делают техники.

Это он сказал, что «Путь, где вибрация всего тела становиться откликом вибраций Вселенной, есть верное айкидо». («Aikido Magazine», № 32).

«Мы же [в обучении и изучении] идем в обратном направлении, мы учим форму техники, мы открываем волну этой техники. И тогда наше тело начинает расслабляться и становится чувствительным к внешним вибрациям».

Ж. Блез, семинар айкидо, Барнаул, 2008 г.

Для О-сенсея процесс создания техник, это процесс воплощения вибраций Вселенной в физических действиях: вибрации Космоса создают волну в форме физических движений; волна, через содержащийся в ней ритм, порождает резонансные явления, обеспечивающие эффективное воздействие на партнёра, которому тот не способен сопротивляться, и проявляющееся в обязательно успешном выполнении техники.

Для тех же кто, изучая айкидо, стремиться к воспроизведению в своих техниках силы Основателя, это совершенно противоположный по направлению процесс. Мы сначала изучаем механическую структуру техник и учимся воспринимать психологическое намерение партнёра к атаке. Затем, благодаря многочисленному повторению физических жестов, учимся находить в них ритм действий и создавать ими механическую резонансную волну. Результатом такой тренировки, ориентированной на последовательное развитие чувствительности, сначала к физическим и ментальным условиям боевой ситуации, а затем и ко всё более тонким обстоятельствам взаимодействия с партнером, и надо заметить весьма продолжительной по времени, становится появление способности к восприятию духовных вибраций Вселенной. Того уровня восприятия, который в техниках мастеров айкидо является основанием для того, чтобы использовать эти вибрации в формировании механической резонансной волны физических движений, что в метафорической форме выражается как «проявление в их техниках силы Вселенной».

В процессе практики айкидо, мы изучаем физическую форму техник и развиваем физическую, ментальную и духовную чувствительность, чтобы сделать себя способными к восприятию вибраций Вселенной и научиться следовать им в своих действиях.

Несмотря на то, что комментарии Жерара-сенсея, вместо того чтобы снимать проблемы практики, ставят новые вопросы, я считаю, что они очерчивают тот общий круг методических положений и задач тренировки, который, будучи включённым в его методику преподавания, делает её законченной целостной системой. Системой преподавания, не просто обучающей приёмам самообороны, но и, вместе с этим, системой обучения, ведущей к обретению чувственного восприятия, накоплению чувственного опыта и овладению практическими способностями Основателя айкидо.

Хочу обратить внимание в них на те моменты, которые дают возможность продолжить освещение различных сторон принципа «объединения со Вселенной!», ведущее к пониманию практических способов такого объединения, которыми пользовался О-сенсей, раскрывающее новые характеристики способности ведения партнёра в техниках айкидо и оказывающее методическое влияние на организацию практической стороны занятий в наше время.

Техники айкидо, это не только отношения между партнерами, Ведение, это не только ведение атакующего, не только управляющее воздействие на атакующего. Ведение, это еще и способность быть ведомым, быть способным воспринимать управляющее воздействие свыше. И первое без второго, как объясняет Основатель айкидо, невозможно. Чтобы вести, нужно стать ведомым!

«… [для выполнения техник айкидо] особенно важно умение вести людей и быть ведомым Вселенной. С одной стороны ведут [атакующего], с другой, гармонизируют [со Вселенной]. («Aikido Shinzui», стр.98)

Ж.Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

«Путь, где вибрация всего тела становиться откликом вибраций Вселенной, есть верное айкидо». («Айкидо Магазин», № 32).

Ж.Блез. Айкидо: речи и статьи Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Чтобы вести (чтобы воздействовать на партнера), нужно быть ведомым Гармонией, а чтобы быть ведомым Гармонией, нужно быть способным воспринимать вибрации Гармонии и отличать их от других вибраций. Отличать, чтобы не объединиться с чем-нибудь другим, негармоничным – с нехорошей кампанией в жизни, с пустословом инструктором в своих занятиях, с разрушительной агрессией атакующего при выполнении техник.

Ранее уже говорилось о том, что совершенствование в айкидо определяется способностью к получению информации посредством сверхчувственного (интуитивного) восприятия и всю последовательность изучения айкидо можно рассматривать как последовательность развития чувствительности – от уровня чувствительности к положению своего тела, к расположению партнера и ритму взаимодействия, до восприятия намерений партнера и вибраций Вселенной. И это тот путь, который прошёл и о котором говорит сам О-сенсей.

«Я лично достиг сокровенного знания через тренировки тела в будо … Я уловил сущность Вселенной через будо …». («Журнал Айкидо», №18, стр. 14).

«Что касается меня, я изучил к настоящему моменту без малого около 30 школ БУДО. Например, Таи-Джутсу Ягю-рю, Шино-рю, Кито-рю, Дайто-рю, Шинкаге-рю … Но айкидо не синтез этих школ. Айкидо полностью сделано духом». («Aikido Shinzui», стр.31)

Ж.Блез. Айкидо: речи и статьи Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Разве «тренировки тела в будо», это не развитие физической и ментальной чувствительности к атакующему, о которых говорилось выше? И разве «айкидо полностью сделано духом», это не «отклик духовных вибраций Вселенной» в техниках О-сенсея?

Выяснение способа восприятия, которым пользовался О-сенсей, позволяющего ему иметь верное представление об Окружающем Мире и быть эффективным в этом Мире, невозможно без изучения особенностей и деталей пути, приведшего к созданию айкидо.

По сути айкидо было создано, как результат и как метод развития духовного восприятия Окружающего Мира. Поэтому, занимаясь практикой айкидо, мы должны пройти в несколько сокращённом виде путь духовного развития Мастера будо – Морихея Уесибы, подобно тому, как человеческий эмбрион, в течение нескольких месяцев своего развития, повторяет многомиллионную историю появления человека, как биологического вида.

Люди, считающие себя последователями О-сенсея, отчасти должны повторить этот путь. Должны заново открыть для себя Законы Вселенной, открытые в свое время Морихеем Уесибой, и заново создать своё айкидо. Без воспроизведения в своей личной практике некоторых аспектов пути, создавшего айкидо, направленных на развитие тонкой чувствительности, невозможно прийти к тому же уровню восприятия Вселенной, а значит невозможно прийти и к тому же уровню способностей. И надо заметить, что чем больше мы будем принимать во внимание указания О-сенсея, чем больше будем использовать их в своих занятиях, тем короче будет участок повторения его пути.

О том, что создание айкидо является следствием получения информации об Окружающем Мире посредством использования тонкого чувственного восприятия, того, что сама практика айкидо служит методом развития духовного восприятия и того, что уровень духовного восприятия определяет успех занятий, я нахожу в сохранившихся документальных биографических описаниях событий, когда-то произошедших с О-сенсем.

Известны рассказы о неординарных чувственных переживаниях Морихея Уесибы, которые он не раз испытывал в течение жизни. В том числе о предвидении направления полёта пуль, во время экспедиции в Монголию в 1924 году; о видении золотого тумана весной 1925 года, когда, по его словам, он впервые осознал духовный источник боевого искусства, которое впоследствии было названо айкидо; о пребывании в необыкновенном состоянии 14 декабря 1940 года, в котором он «забыл все техники, которые выучил, и должен был заново воссоздать техники предков». Ниже представлен один из них:

«И вот весной, если не ошибаюсь, 1925 года, прогуливаясь в саду в одиночестве, я вдруг почувствовал, что вся Вселенная задрожала. Какой-то золотой туман поднялся от земли, окутал меня и превратил мое тело в золотое. И сразу же мои ум и тело стали легкими. Я стал понимать щебет птиц и познал разум Бога, Творца этой прекрасной Вселенной.

В этот момент я получил просветление и понял: источник будо – это божественная Любовь, защищающая все живое. Слезы радости сплошным потоком текли по моим щекам.

С тех пор я чувствую, что вся Земля – мой дом, а солнце, луна и звезды – мое личное достояние. Я освободился от всех желаний – не только от желания положения, славы и богатства, от желания быть сильным.

Я понял: «Будо заключается не в том, что силой мышц свалить противника с ног, и не в том, чтобы силой оружия разрушить весь мир. Истинное будо – в том, чтобы принять Дух Вселенной, хранить мир во всем Мире, правильно созидать, защищать и взращивать все сущее в Природе». Я понял: «Тренироваться в будо – значит принимать любовь Бога, которая должным образом производит, защищает и взращивает все Вещи в Природе, и впитывать и использовать эту любовь своим сознанием и телом».

К. Уесиба. Айкидо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997.

Несмотря на мистическую форму подачи информации, очевидно, что этот текст представляет описание опыта объединения Мастера будо со Вселенной, послужившего причиной для изменения его представления об истинном боевом искусстве и основанием для создания айкидо. В своем содержании он даёт яркое образное описание объединённого состояния и указывает на канал, через которое это объединение произошло – составную часть общего организма техник айкидо, без которого айкидо не существует!

Каждый раз перед высказыванием новой идеи и описанием нюансов своего нового понимания О-сенсей говорит: «Я почувствовал»! И вот это «почувствовал» и есть, то наиважнейшее обстоятельство, благодаря которому и мы сегодня можем постигать Мудрость Вселенной с помощью практики боевого искусства.

Хочу подчеркнуть, что именно мистическая форма подачи информации указывает на то, что это чувствование пришло не от физических органов чувств (зрения, слуха, обоняния и т.д.) и не от интеллекта, оперирующего полученными от них данными и наделяющего каждый чувственный образ конкретным лексическим понятием, а через совершенно другой канал восприятия. Уверен, что другой человек, находись он в тот момент рядом с Морихеем Уесибой, не «почувствовал» бы дрожи земли, не увидел бы золотого тумана, не услышал бы громогласного голоса с небес. Все то, что узнал в том состоянии О-сенсей, пришло к нему изнутри, благодаря вспышке духовного сверхчувствования.

И именно внесение этой духовной информации в структуру традиционных боевых техник, которыми он уже он владел, изменив эту структуру где-то явно, где-то неявно, создало внешне похожие, но совершенно другие по характеру, техники айкидо.

«В этот момент я забыл все техники, которые я выучил, и я должен был заново воссоздать техники предков». («Aikido Shinzui», стр.23).

Ж.Блез. Айкидо: речи и статьи Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

В этой связи хочу обратить внимание на обстоятельство, которому не придается нужного значения, но который оказывает свое влияние на то, чтобы философские принципы учения Морихея Уесибы были искажены и даже выведены из практики айкидо. А его учение, из «учения духа», непередаваемо урезано и превращено в ещё одну, среди многих других, систему самообороны, причём даже не всеми серьёзно воспринимаемую.

Сам Морихей Уесиба никогда не вел записей, в т.ч. и записей своих сверхчувственных переживаний. И я думаю, что в том виде, в котором рассказы от О-сенсея подаются на бумаге, стараниями рассказчиков, переводчиков и литературных редакторов, его описание интуитивного чувствования, противоположного физиологическим чувствам и их интеллектуальному анализу, во многих местах закрывается словами «узнал», «понял», «осознал», «увидел», выражающими суть понятий, принадлежащих к области физической чувствительности и интеллекта.

Я вижу как вольно и невольно, одними, вследствие существенной разницы в уровне чувствования и понимания, другими – для красного словца, неверно указывается на способ получения информации, вынесенной из состояний, пережитых О-сенсеем. По сути, указывается на неверный источник создания айкидо, неверно ориентирующий нас в определении методических целей его практики.

Тонкий момент, но в зависимости от представления об источнике создания айкидо, как о чем-то, что «почувствовал то, что дано свыше» или как о том, к чему «пришел путем умозаключений, догадался сам» – поворотный пункт, определившись относительно которого, мы либо продолжаем изучать айкидо Основателя, либо сходим с этого пути.

Потому что, практикуя айкидо, нужно развивать в себе либо одно, либо другое. Либо интуитивное чувствование духовных процессов и для этого изучать техники, созданные О-сенсеем и так, как этому учил О-сенсей (например, практиковать техники, от атак сзади, – не забегая). Либо физическую силу и быстроту реакций, и разучивать бесконечное количество техник на все случаи жизни с присвоением каждой индивидуального номера, и путаться в огромном количестве бирок с их номерами, каждый раз когда придёт время взять нужную. А это значит, что в зависимости от способа восприятия Окружающего Мира, которым мы пользуемся для организации и осуществления в Нём своих действий – интеллектуальный или сверхчувственный – мы выбираем методы тренировки, которые либо способны и ведут к достижению целей практики оригинального айкидо Морихея Уесибы, либо нет.

Казалось бы, какая разница, «почувствовал» или «понял», «ощутил» или «сообразил»?! Однако непонимание этого отличия, не дает видеть, в чем состоит заслуга Морихея Уесибы, как основателя нового боевого искусства, но позволяет определять айкидо как набор лучших боевых техник, и говорить, что между техниками с аналогичными названиями в айкидо и в дзю-дзюцу нет отличий. Дает право и возможности находить обоснования для нарушения главных требований методики практики, установленных Основателем. Например, чтобы направлять запросы в Айкикай о разрешении организации соревнований по айкидо. Вместо сосредоточения учебного процесса на изучении форм проявления и глубин принципа объединения, позволяет искренне принимать за развитие дробление искусства на многочисленные стили. Смело и «с деловитостью чертей в аду» улучшать и развивать то, чего сами не смогли достигнуть. При этом «развитие айкидо» наивно видеть в отказе от использования в тренировках анахронизмов в виде «шомен» и «ёкомен», а за совершенствование принимать включение в свои занятия «убойных» техник из других единоборств.

В действительности слова «почувствовал» или «понял», стоящие за более общим понятием «узнал», указывают на два различных канала получения новой информации, на два канала формирования знания. Настолько разных по механизмам восприятия и передачи информации, и настолько отличающихся по качеству формируемых ими знаний, что позволяющих говорить о них, как о двух различных информационных источниках (рисунок 1).

Рисунок 1.

Первый из них – духовный канал (духовная функциональная система восприятия), в котором информация от объективно существующего объекта воспринимается духовным восприятием и передается, т.е. формируется в неосознанное знание, через подсознательные уровни психики. Второй канал, это канал физических органов чувств и интеллектуальной обработки, в котором объективная информация воспринимается через физические органы чувств и, подвергаясь интеллектуальной обработке, формируется в осознанное знание.

Исключение возможности сверхчувственного восприятия и ставка лишь на интеллектуальный способ получения знания неизбежно приводит к заключениям о том, что суть айкидо можно узнать всего лишь прочитав книгу или в ответах на вопросы опытному сенсею. Что повысить эффективность технику айкидо, можно усилив её ударами и болевыми воздействиями, подсмотренными в техниках других боевых искусств. Именно такие интеллектуальные ходы и умственные прозрения являются основанием и для появления новых направлений айкидо, создаваемых простым сложением самых разных техник, и напоминающих собой автомобиль, собранный из оказавшихся под рукой запчастей, которым пользовались мелкие прохиндеи и жулики в «Золотом телёнке» Ильфа и Петрова, или животное, от сходства с которым этому автомобилю было дано собственное имя, с коровьей головой, рогами буйвола, с телом и хвостом лошади. Именно интеллектуальный канал создания нового знания является причиной для бесконечных споров о том, чей стиль лучше и какое выполнение той или иной техники айкидо нужно считать правильным, сравнивая при этом (что совершенно некорректно) формы одного и того же приёма, принадлежащие к разным уровням выполнения.

Самый веский довод, доставаемый последним, в таких столкновениях (этаким «Брианом», которому не смели возражать даже мудрецы в пикейных жилетах, из того же «Золотого телёнка») и развязывающим руки тем, кто не признаёт духовный канал получения информации, чтобы делать все что угодно со средствами и методами практики оригинального айкидо, состоит в том, что О-сенсея уже нет. Выспросить его оценку чьим-то там рассуждениям – не у кого. То, как он что-то там понимал (заметьте, опять – «понимал!») сейчас уже достоверно узнать невозможно. Ах да, есть ещё один, предпоследний аргумент: мы не японцы, а двойные и тройные переводы высказываний О-сенсея, совершенно нельзя рассматривать, как достоверные источники информации, – лишающий возможности всех не японцев и людей, не знакомых с японской культурой и не знающих японского языка, понять сущность айкидо. Аргумент, объявляющий искреннее и глубокое увлечение миллионов людей бесплодным занятием.

Мой учитель француз, а не японец, к сожалению, я не знаю ни японского, ни французского языков, однако я считаю, что и у меня, и всех остальных, заинтересованных изучением айкидо и прилагающих для этого определённые усилия, есть основания, чтобы понять то, о чём говорил и чему учил О-сенсей. Чтобы понять, что айкидо представляет собой отражение сверхчувственного видения Гармонии Вселенной, и что развитие духовного восприятия (доступное каждому человеку усердной практикой айкидо, с целью которого оно и было создано), способно вывести на уровень восприятия и способностей О-сенсея.

«Каждый может стать свободным, способным очищать и создавать себя заново, когда явится Гармонизирующий Меч, связующий небеса, землю и человечество».

М. Уесиба. Будо: учение основателя айкидо. Феникс, Ростов-на-Дону, 1999г.

Объяснение основаниям своего суждения о том, что не рациональное познание, а развитие духовного восприятия является способом обретения информации, создавшей айкидо, и своей уверенности в необходимости и возможности повторения пути духовного совершенствования Основателя айкидо, выводящего на его уровень духовной чувствительности, можно начать с того, что об этом говорят объяснения самого О-сенсея, и я считаю неправильным не прислушиваться к наставлениям и указаниям основателя искусства, которое мы изучаем.

А продолжить тем, что идее о не способности интеллекта, каким бы великим он ни был, отразить всё бесконечное многообразие Космических явлений и сложность взаимосвязей между ними, слишком много лет, чтобы считать её новой и неизвестной. О том, что на это способно духовное восприятие, говорил и выражал в своём искусстве не только О-сенсей. О возможности познания и объединения со Вселенной давным-давно, уже не одно столетие, говорят и демонстрируют все другие практики Пути. Основатель айкидо лишь показал как к такому объединению и диалогу можно прийти, изучая боевые искусства.

Те аргументы, непреодолимые для тех, кто не хочет принимать во внимание и изучать наставления О-сенсея, и используемые, как можно видеть, для прикрытия своего непонимания и отказа от целей, средств и методов практики Основателя айкидо, это доводы рационального мышления.

Да, в голову Основателя айкидо не залезть. Так же как и не залезть в головы художников возрождения. Языков, на которых они говорили, можно не знать (да и не словами они говорили), но пережить чувства, заложенные в созданные ими произведения, пережить состояния, в которых они их творили и которые хотели выразить, а, значит, и узнать их мысли, можно спустя столетия.

Цель существования восточных практик Пути и искусств (и не только японских), сопутствующих всей истории человечества, и направленных на яркое и точное выражение внутреннего мира человека, является веским доводом, указывающим на существование и возможность использования в жизни, и таких её проявлениях, как практика айкидо, иррационального способа познания.

В свое время, для меня стало откровением, когда я узнал из книги Х.И. Дейви «Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте», являющегося мастером многих японских искусств, о том, что ещё в недалёком прошлом в Японии человек, не способный переживать какие-либо, известные другим людям чувства, считался некультурным. И эта особенность, подтверждается присутствием в японском языке огромного количества понятий, обозначающих те или иные чувства и их оттенки, для передачи глубины содержания которых на другом языке требуется не по одной странице текста. Кстати, именно эта книга позволила мне осознать, что, чтобы понять что такое айкидо, перед тем как искать его специфические отличия от других боевых искусств, прежде всего нужно установить то общее, что объединяет айкидо с другими японскими искусствами и восточными практиками Пути и в т.ч. обязательно с не воинскими искусствами, такими как каллиграфия, икебана и др.

Интеллект и рациональная логика, безусловно, необходимы в процессе познания, но они вторичны в своём проявлении и в своих возможностях по отношению к чувственному восприятию. На это указывает и тот факт, что свои первые неординарные состояния Морихей Уесиба переживал в тридцатых годах прошлого столетия, а законченное учение айкидо (как система обучения) появилось лишь к его пятидесятым годам. Для того чтобы перевести, подчёркиваю, в несколько мгновений пережитые духовным восприятием ощущения в определённую систему и преобразовать соответствующим образом традиционные техники в новые техники нового искусства, интеллекту понадобилось несопоставимо большее количество времени – не одно десятилетие. Здесь то и вспоминаются смущающие слова О-сенсея о том, что в его искусстве «долготы времени и вопроса быстроты не существует», явно указывающие на духовный канал получения им информации создавшей айкидо.

Ограниченность интеллекта видна и в ограниченных возможностях его (интеллекта) языка. Как уже говорилось, объема и качеств тех понятий, которыми пользуется рациональное мышление, никогда не бывает достаточно, чтобы описать палитру чувств, переживаемых человеком при соприкосновении с Космической Гармонией. Полученная Мастером будо информация пришла к нему не от интеллекта, поэтому ее невозможно было точно выразить языком – средством коммуникации интеллекта. Именно поэтому её невозможно было описать, не прибегая к метафорическим образам – «дрожи Вселенной» и «золотому туману».

Думаю, что каждый человек сможет найти в своем личном жизненном опыте случаи, когда его, казалось бы, незыблемая точка зрения, основанная на интеллекте многократно менялась под воздействием логических доказательств, возникавших от восприятия новых жизненных обстоятельств. В самом начале своих занятий я всем рассказывал, что айкидо, это болевые заломы и выведение из равновесия; потом, что это использование силы атаки нападающего, сегодня же я думаю совсем иначе. Сначала думал, что «никкё» выполняется как-то так, но впоследствии, под влиянием появляющихся логических и доказанных в практике доводов, не раз начинал думать по-другому. Мнение же, основанное на личном чувственном опыте, никакими интеллектуальными доводами не переубедить, даже если мы какое-то время не можем ему найти логического объяснения. Думаю, есть немало людей, согласных с фразой, которую я встретил в книге историка Льва Прозорова: «Я ничего не могу доказать, но я вижу – и это гораздо важнее», говорил патер Браун в «Сломанной шпаге».

Странная, однако, все же больше закономерная, идентичность чувственных ощущений в описаниях людей, переживших просветление, независимо ни от их вида практической деятельности, ни от отличий в передаваемых словесных формах и образах, всегда указывает на один и тот же «объект» соприкосновения – Гармонию Мироздания. Убедительные своей логикой споры о правильном и неправильном айкидо никогда не закончатся, и это понятно. В них одна интеллектуальная проекция айкидо, представляющего собой один частный образ целостной Вселенной – этакий скриншот (фиксированное изображение) – пытается доказать, без сомнений справедливыми для неё аргументами то, что действительно не соответствует другой интеллектуальной проекции – другому скриншоту (другой застывшей картинке). Споры невозможны, когда спорящие стороны смотрят на один и тот же объект, и имеют одну и ту же точку воззрение на этот объект. В таком случае все замечаемые ими и выносимые на обсуждение отличия будут не противоречить, а дополнять друг друга. Не вызывать споры, разделяющие одно айкидо на множество стилей, а служить составлению общего целостного представления об изучаемом объекте.

Для Основателя техники айкидо были «откликом вибраций Вселенной». Суть процесса выполнения техник им – это воплощение человеком уже существующей его связи с Гармонией Космоса. Настоящие последователи его искусства в своей личной практике образно повторяют путь Основателя – путь обретения и воплощения в своих действиях связи со Вселенной.

Сложность задачи приобретения опыта чувственного контакта со Вселенной накладывает большую ответственность на человека, захотевшего изучать айкидо, и обязывает его доверять сенсею – тому, кто прошёл этим Путем раньше. В айкидо нет, и не может быть демократии в том проявлении, в котором её привыкли воспринимать. В демократии мнение единицы приводится к мнению большинства. В айкидо всё происходит совершенно наоборот. В айкидо, мнение не ведающего большинства приводится к мнению ведающей единицы. Демократия здесь заключается в свободе выбора – согласиться с мнением учителя и точно следовать ему, относясь к его объяснениям как ориентирам, подтверждающим верное направление следования, либо не согласиться и идти по пути своего выбора. Но будет ли этот выбор практикой айкидо?! Если мы хотим добиться повторения в демонстрации своих техник способностей человека, создавшего айкидо мы должны идти тем же Путем, что и он. Получить их другим способом, не развивая сверхчувствительность и интуицию, а только лишь пополняя свой набор механических жестов, просто невозможно!

Вместе с тем, отсутствие опыта чувственного контакта со Вселенной накладывает еще более огромную ответственность на человека, преподающего айкидо. На того, кто, подбирая средства и методику практики, передает и закрепляет свое представление об айкидо другим людям, пока ещё не имея практического чувственного опыта объединения со Вселенной.

Никак не могу найти встречаемую мной фразу О-сенсея о том, что ирими-наге он создавал двадцать (или даже тридцать лет) и предлагал своим последователям использовать в своей практике эту, отличающуюся от «старых техник» форму. В этой форме нет понятной рациональному мышлению логики – «сломать и бросить», и, конечно же поэтому, она сложна в исполнении. Я думаю, что именно по этой причине – из-за отсутствия недостатка логических причин для падения партнера, изучение этой формы ирими-наге, отражающей новый уровень восприятия действительности, являющегося «невидимой» для интеллекта, не часто встретишь в тренировочных занятиях.

В то же время можно обнаружить уже немалое количество техник, которых О-сенсей никогда не преподавал, причем в формах и принципах, противоречащих принципам его учения. Нигде на видео не видел, чтобы О-сенсей обучал или показывал бы «каеши ваза» (многократные переходы с одной техники, когда она не получилась, на другую), что сегодня выдают за вершину мастерства в айкидо. Внутреннее наполнение техник О-енсея делало их настолько эффективными, что не допускало возникновения в них открытых мест, позволявших нападающему перестроить свою атаку, и поэтому О-сенсею не требовалось прибегать к дополнительным мерам воздействия на партнёра в виде использования ещё одной техники.

Айкидо – это ведение! Ведение двустороннее! Ведение, основанное на чувственном восприятии. Чтобы быть способным кого-то вести за собой, нужно быть ведомым – инструктором, учителем, О-сенсеем, Вселенной! Чтобы изучать ведение в айкидо, нужно иметь представление об истоках создания этого искусства и в своей практике доверять его Основателю. Исключая задачи развития интуитивного восприятия из тренировки, мы перестаем изучать, практиковать и, что более важно, перестаем хранить учение О-сенсея.

Создание айкидо не связано с изобретением чего-то нового. Создание айкидо это перенос увиденных во Вселенной вечных духовных истин на техники боевых искусств, результатом которого стало появление нового боевого искусства. Интеллектуальные изобретения в области механики техник не дадут ничего нового к тому, что уже существует во Вселенной и что является отражением Космической Гармонии. Потратив время и силы на изобретение нового стиля, все равно придется вернуться к советам О-сенсея. Ничто так не разрушает айкидо, как создание его новых направлений. Сам О-сенсей о себе говорил, что не придумал ничего нового, а лишь воссоздал то, что уже знали наши просветленные предки. Увидеть целостным один и тот же объект изучения, и такой сложный как Вселенная, можно только сверхчувственным интуитивным восприятием. Только перед этим стеклышки, через которые мы смотрим на Мир, запылившиеся, самомнением, демократией, толерантностью и плюрализмом, нужно протереть.

Не став на точку зрения О-сенсея невозможно узнать сущность айкидо. Это хорошо понимал его ученик Мичио Хикитсучи-сенсей, считавший самой важной своей обязанностью сохранение пути О-сенсея в неизменном виде (т.е. сохранение в неизменном виде целей, средств и методов практики айкидо).

«В мире можно найти много учителей, но я единственный, кто получил духовное образование О-сенсея».

А. Морель. Представление. Париж, 1998г.

«Да я чувствую эту обязанность [обязанность сохранить айкидо О-сенсея], но она не тяжела. Я просто должен в точности передать миру то, чему научился у О-Сэнсэя. Говорить и делать лишь то, что говорил и делал Учитель. Я не имею права привносить свое личное мнение и таким образом искажать Путь О-сенсея.

Немногие хотят следовать учению полностью. В этом смысле моя практика отличается от остальных. Если такая традиция сохранится, ваза О-Сэнсэя исчезнет вместе со мной. Этого не должно случиться. Наблюдая ситуацию в мире, я понимаю, что должен сделать для этого все, что в моих силах. В противном случае айкидо О-сенсея исчезнет. Вот что меня беспокоит.

Интервью с Мишио Хикитсучи Сэнсэем, Париж, 1984.

В противном случае от айкидо останутся бессмысленные осколки, ничего не значащие и не работающие детали. И мы никогда не получим от наших занятий того, что хотим получить – силу и эффективность техник Морихея Уесибы.

Часто разрушители айкидо приводят следующие слова Морихея Уесибы: «Вбирай почтенные традиции в наше новое искусство и одевай их в свежие одежды; на фундаменте классических стилей строй новые, лучшие формы». Однако стоит заметить, что в оправдание своего вольного обращения с техниками и методами практики О-сенсея, «новаторы» видят лишь «свежие одежды» и «новые формы» и совершенно не соотносят их к более важному обозначенному Основателем айкидо условию – «лучшие формы».

Никто не будет спорить о том, что эффективность техник айкидо определяется точным выполнением большого комплекса условий, и что несоблюдение хотя бы одного из которого, способно развалить всю технику. Это обстоятельство имеет такое же значение и в составлении представления об айкидо, как о целостном и многогранном учении.

Я это говорю к тому, что люди, акцентирующие внимание только на одной из многих сторон, общего смысла заложенного в высказываниях О-сенсея, прежде чем бросаться цитатами, должны подумать о соответствии видимого ими смысла, остающемуся в умолчании общему смыслу всего высказывания, и общему смыслу всего учения айкидо. Я говорю о том, что всё вносимое «новое и лучшее» в айкидо, должно быть, как минимум, не хуже того, что там уже есть! О том, что для этого необходимо ознакомиться с его полным содержанием (хотя бы для того чтобы «не изобретать велосипед») и о том, что не стоит забывать, что тот, свой личный, уровень эффективности, который кто-то пытается улучшить возникшими в его голове нововведениями, это ещё не уровень эффективности Основателя айкидо. Далеко не то уровень, который они в состоянии улучшить! Составить представление о котором, можно по воспоминаниям очевидцев, людей, непосредственно знавших и прямо общавшихся с О-сенсеем, например, из книги С. Перри «Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой».

Может показаться, однако я совсем не призываю всех, кто изучает айкидо, идти за Жераром-сенсеем. Я призываю всех, кто хочет изучать айкидо, идти за Основателем! Однако методика практики моего Учителя может быть интересной всем тем, кто свои творчество и интеллект направляют на поиски айкидо О-сенсея, на выявление, использование и глубокое исследование тех особенностей его средств и методов практики, которыми он практиковал сам, которые он внёс в практику созданного им искусства. Опыт и знания Жерара-сенсея могут быть полезны тем, кто заинтересован в обретении духовного восприятия уровня О-сенсея.

В качестве одного из таких методических и практических средств развития духовной чувствительности, присутствующих в преподавании Жерара-сенсея, могу указать на специальные учебные задачи и упражнения, направленные на углубление расслабления при выполнении техник, и тем способствующие повышению эффективности ведения рартнёра. . На обретение такого глубокого расслабления, которое он характеризует как состояние, в котором «забывают, не осознают самого себя».

«Когда стараются соблюдать и углублять учение Основателя айкидо, тренировка взамен помогает открыть, что единственное решение не быть сознающим партнёра [способ, технический приём, чтобы не объединяться с партнёром, а искать гармонию с Вселенной] – это забыть его и, когда тело хочет двигаться, позволить ему действовать. Благодаря этому роду обучения быстро приближаются к ситуации непринуждённости. Оставить (тело), в смысле забыть, чтобы войти в соединение с ритмом снаружи и, благодаря этой связи, позволить телу двигаться.

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000.

«Забыть себя», это значит быть настолько расслабленным, чтобы, остановить свои внутренние ощущения, эмоции и желания, и, будучи не отвлечённым на них, стать способным почувствовать вибрации Вселенной и двигаться вместе с ними.

Расслабление тела и ума, это способ почувствовать больше «информации из вне», обычно заглушаемой «информацией идущей от себя», от интеллекта, который, только дай ему волю, не будет молчать и мгновения. Поэтому, чем глубже расслабление и ума и тела, тем больше мы чувствуем и точнее распознаем значение вибрации Вселенной и тем точнее можем соответствовать им в своих действиях.

О расслаблении уже говорилось при рассмотрении вопросов изучения базового уровня техник. Однако новый уровень понимания задач, имеющих место на новых уровнях практики айкидо, связанных с использованием и развитием духовного восприятия, решение которых, как оказывается, невозможно без обретения способности к глубокому расслаблению при выполнении техник, заставляет со временем занятий во многом пересмотреть свое первоначальное отношение к ним.

С новым пониманием, более осознанно, подходить и к решению методической задачи, направленной на углубление расслабления, и к выполнению специальных упражнений, которые в этих целях использовал в своей ежедневной практике О-сенсей.

На вопрос «Как проводил свои занятия О-Сэнсэй?», Хикитсучи-сенсей отвечал:

«Другим [отличительным] аспектом послевоенного айкидо было то, что О-Сэнсэй придавал большое значение практике шинджи (специальные упражнения), с целью духовного очищения перед началом каждого занятия.

Сначала мы делали «мисоги», «фурутома», «торифунэ», «отаки», «омусуби» и «окороби» (ступени шинджи). Затем мы очищали пространство додзе и приступали к выполнению ваза. Здесь для О-Сэнсэя не существовало шаблонов. Никаких повторений! Каждый раз все no-новому. На наших глазах происходил камигото – божественный труд». Интервью с Мишио Хикитсучи Сэнсэем, Париж, 1984.

«Специальные упражнения для духовного очищения» (для остановки потока информации, идущей от ума и тела), о которых говорит Хикитсучи-сенсей, в методике преподавания Жерара-сенсея, как и в практике Основателя айкидо, эти упражнения объединены в единый комплекс, называемый «шинкон кишин но хоо», и занимают особое место. Учитель выполняет «шинкон кишин но хоо» перед каждой тренировкой, даже если их бывает по нескольку в день.

Техника «шинкон кишин но хоо», в переводе с японского означает «метод успокоения ума и тела» и представляет собой комплекс несложных физических упражнений, с использованием концентрации на конкретных зрительных образах и звуках, направленных на изменение психического состояния, приводящего к открытию спонтанных реакций тела, на события, происходящие в окружающей обстановке.

Оказывая расслабляющее действие, «шинкон кишин но хоо» даёт практическое представление того ментального и физического состояния, которое необходимо иметь при выполнении всех техник айкидо, а вместе с ним и понимание этой необходимости. Это упражнение для создания условий, ведущих к конкретизации тех самых абстрактных и непригодных к применению указаний О-сенсея, о которых упоминалось в самом начале этой записи.

«Говорят же, что айкидо – это способ объединения с Ки. Однако если вы будете делать только икке, никке, котегаеши, какая речь может идти о Ки?!

Понятно, отработка этих техник поможет вам укрепить тело, но тогда чем ваши занятия будут отличаться от любой другой физической активности?!

«Шинкон кишин но хоо», это такое упражнение, которое очень просто сделать и которое, тем не менее, очень много дает, поэтому его можно и нужно делать! Конечно – это не единственная техника, для этого есть китайские техники цигун, в которых занимаются такими же энергетическими вещами. Однако, что касается айкидо, тот, кто его создал – мастер Морихей Уесиба, перед каждой тренировкой делал это упражнение.

Я не очень люблю использовать слово «Ки», потому, что на самом деле мало кто знает, что это такое. Я говорю, что если вы начнете заниматься этим упражнением, то со временем, можете почувствовать что-то горячее, что распространяется по всему вашему телу вот в этой части (в груди).

И с этим ощущением надо начинать тренировку. Обычно, когда вот эти вещи начинают работать, начинается настоящее айкидо».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

К сожалению, за внешнюю странность и отставленный тренировочный эффект, а в первую очередь из-за непонимания значения этого упражнения, сегодня во многих школах айкидо оно исключено из занятий, что можно объяснить только несовпадением отношения к целям и методам занятий, со стороны инструкторов этих школ, с тем целями и методами, к которым стремился и которые использовал в своей практике Основатель айкидо.

Несомненно, чтобы видеть ту картину Вселенной, которую видел О-сенсей, и проявлять в своих техниках силу этой Вселенной, необходимо воспользоваться той функциональной системой восприятия Окружающего Мира, которой пользовался он, и иметь уровень восприятия не ниже его уровня возможностей.

Однако способность увидеть новую картину Мира бывает совсем недостаточной для того, чтобы гармонично выстраивать отношения с существующими в Нём процессами и пользоваться их мощью. Для этого необходимо иметь определённую систему оценки информации, получаемой через восприятие. Мировоззренческую систему оценки нового знания, позволяющую его правильно понимать и верно интерпретировать.

Чтобы увидеть ту картину Вселенной, которую видел О-сенсей, кроме определённого способа и уровня восприятия, необходимо ещё иметь и его систему ценностей – мировоззрение человека, создавшего айкидо.


Comments (1)

Один ответ на запись “Ведение: Кто и кого ведет в айкидо?!”

  1. Странник говорит:

    Всем доброго времени суток. Я бы не стал брать ответственность истинного понимания Айкидо О Сенсея. Что он хотел сказать, то он и сказал, не больше не меньше. А здесь высказывается лишь частный взгляд на Айкидо. Этот взгляд мне во многом нравится и совпадаем с моим представлением. Не нравится только категоричность, с которым он высказывается. Не согласен, что надо слепо копировать техники О Сенсея. Мало того, это не возможно, так как его техники были на таком уровне, на котором он отказался от четких форм. к тому же нет двух одинаковых ситуаций. И техники должны меняться и подстраиваться под условия, под комплекцию, атаку и намерения, под характер человека и т.д. И нет ничего вернее убить живое, развивающееся искусство, как остановить его рост и развитие. Это как с движение, оно есть пока оно движется. Предвижу раздраженные отклики. Прошу прощения. Всем удачи.

Оставьте мнение: