Мар 05 2013

Ведение: Изменение мировоззрения. Шаги навстречу Вселенной

Category: ДневникЕвгений @ 16:16

Каждый раз углублённое изучение философских и методических положений учения айкидо в изложении Морихея Уесибы, направленное на выяснение причин необыкновенной эффективности его техник и формирование методики тренировки, ведущей к повторению этой эффективности, влечёт за собой вывод о том, что специфичность учения и техник айкидо, в конечном итоге, определяются не особенностью механической формы его приёмов, а особым мировоззрением О-сенсея.

То есть к заключению о том, что эффективность техник Основателя айкидо и методика овладения ею зависят от совокупности его мировоззренческих принципов, взглядов, убеждений, которые определяли его отношение к Окружающему Миру и к самому себе. По сути, от совокупности нематериальных явлений, представляющей собой духовную цель ведения в айкидо.

Убедительное подтверждение этому я нахожу, как в исключении из практики современных школ айкидо методических задач, направленных на реализацию принципа «объединения со Вселенной», являющегося важнейшим мировоззренческим положением учения айкидо, открывающим путь к источнику силы его техник, так и в неспособности реализации этого принципа нынешними айкидоками на том уровне, на котором объединение со Вселенной осуществлял О-сенсей, определяемом людьми, знавшими и принимавшими техники от О-сенсея, как абсолютная степень эффективности.

Только несовместимостью мировоззренческих позиций нынешних айкидок с мировоззрением О-сенсея я объясняю их неспособность видеть и с той же эффективностью использовать в выполняемых ими действиях те закономерности Вселенских процессов, которые видел и использовал О-сенсей. Только несовпадением мировоззрений можно объяснить невидимость процессов, действующих во Вселенной, к присоединению к которым призывал О-сенсей и которые он сделал основой своих техник и главными методическими принципами практики своего искусства. За что, как известно, «невидящими» он нередко объявлялся, и объявляется сейчас, выжившим из ума стариком.

Ранее, как следствие из вывода, связывающего эффективность техник айкидо с мировоззрением его основателя, уже указывалось на необходимость детального и глубокого изучения мировоззрения О-сенсея. При этом, упоминая о существовании противоположных взглядов на решение этого вопроса, было высказано твёрдое мнение о возможности прямого обращения к собственным мировоззренческим убеждениям О-сенсея, несмотря на существование языковых, культурных, временных и других барьеров, и о возможности создании методики тренировки, основанной на этих убеждениях и ведущей к проявлению когда-то демонстрируемых им способностей.

Тогда же были названы некоторые из условий, содействующих воспроизведению мировоззренческой позиции О-сенсея. Такие как, признание существования духовной цели ведения в айкидо; использование, наряду с системой физических органов чувств, духовной системы восприятия Окружающего Мира, которой пользовался он в построении взаимодействия с объектами этого Мира; необходимость иметь уровень физического и духовного восприятия не ниже уровня возможностей Основателя айкидо.

Следующим шагом, после признания духовной цели ведения в айкидо и зависимости эффективности техник айкидо от мировоззренческой позиции О-сенсея, без осуществления которого невозможно говорить о выяснении всего объема условий, определяющих эффективность выполнения техник айкидо, должно стать выявление как можно более полного перечня отличительных признаков, характеризующих мировоззрение Морихея Уесибы, одновременно характеризующих духовную цель ведения в его искусстве, позволяющих не спутать её с другими целями. Однако, прежде чем перейти к выяснению мировоззрения человека создавшего айкидо, необходимо, во-первых, более подробно рассмотреть место и роль мировоззрения в общем процессе технического совершенствования в практике айкидо. То есть то, каким образом уровень мировоззренческого восприятия картины Окружающего Мира и суть происходящих в нём процессов, влияет на достижение потенциально возможной эффективности техник.

Во-вторых, обобщить круг условий, способствующих составлению более точного представления о мировоззрении О-сенсея. Или другими словами, обозначить перечень методических требований, соблюдение которых в нашей сегодняшней практике айкидо, будет вести наше мировоззрение к мировоззрению О-сенсея, позволяющему нам «видеть Вселенную его глазами», и, на основании этого, находить и использовать те параметры духовной цели ведения, которые видел и использовал он. Ориентируясь на которые и мы сможем следовать к его уровню эффективности.

Почему мировоззрение?!

Почему мировоззрение, а не что-то другое, определяет специфичность форм и эффективность техник айкидо?! Почему в своих тренировках мы не сможем обойти изучение мировоззрения О-сенсея?!

Да потому, что вся практика айкидо, это процесс изменения мировоззрения, а этапы тренировки в этой практике, это шаги на новые уровни восприятия и понимания Окружающего Мира, шаги на новые уровни мировоззрения!

Однако чтобы понять это, предлагаю несколько отступить назад и, вспомнив особенности, отличающие друг от друга процесс спонтанного выполнения техник Основателем айкидо (воплощение в форме техник вибраций Вселенной) и процесс разучивания техник учениками (следование к овладению способностями О-сенсея), на которые указывает Жерар-сенсей, обратить внимание на причины неспособности начинающего адепта айкидо воспроизвести алгоритм создания физической формы техник, которым пользовался Морихей Уесиба.

О-сенсей делал техники на основании того, как он видел и чувствовал Вселенную, в своих техниках он выражал Гармонию Вселенских процессов. Представляя основополагающие положения учения Морихея Уесибы, не только Жерар-сенсей, но и другие известные мастера айкидо, к наиболее важным из них относят задачу объединения со Вселенной, которую можно считать лексическим выражением главной духовной цели практики айкидо Основателя.

«Миссия айкидо – в достижении гармонии со Вселенной. Задача её достижения должна полностью занимать ваш ум и сердце». (Из лекций, прочитанных Основателем айкидо).

М. Саотомэ. «Принципы айкидо», Папирус, Санкт-Петербург, 1996г.

В практическом аспекте «объединение со Вселенной» следует понимать как построение механической формы техник в соответствии с закономерностями, называемыми в эзотерике духовными или божественными законами, а в науке – предельно общими, т.е. проявляющими свое действие во всех явлениях и процессах, существующих во Вселенной, независимо от их масштаба и формы.

«Полагайтесь на крайний смысл [из того что вы слышите и чувствуете в объяснениях учителей], а не на относительный смысл».

Хикитсучи Мичио сенсей. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998.

Духовные законы имеют иерархическую структуру взаимоотношений, происходящую из взаимовложенности (производности одних из других) всех образующих Вселенную процессов, проявляющуюся в их разноуровневости и разграниченности сфер их влияния. В одних условиях одни законы действуют, в других – нет; но в тех и других условиях действуют иные, общие для них, закономерности, находящиеся на более высокой по отношению к ним иерархической ступени.

«Выйди за пределы сферы жизни и смерти, и тогда ты сможешь пройти через все кризисы спокойно и безопасно».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.

Поэтому о сути практики айкидо можно говорить как о деятельности, направленной на развитие способности к восприятию высших уровней иерархии духовных законов, позволяющей использовать эти законы для повышения эффективности действий в предельно обобщённых обстоятельствах выбора, таких как боевая ситуация, в которой решаются самые важные для человека вопросы – вопросы жизни и смерти.

«Воин всегда борется за Гармонию, а ставки в этой борьбе – жизнь и смерть».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.

В таком случае совершенствование в айкидо, ориентированное на достижение предельно наивысшей эффективности техник, это последовательное развитие чувствительности, позволяющей воспринимать и воспроизводить в своих действиях все более тонкие, или другими словами, наиболее общие закономерности Вселенной, выражаемой в объяснениях Основателя айкидо, как состояние объединения со Вселенной.

Тонкая чувствительность духовного видения является необходимым условием в практике айкидо, так как дает возможность за внешней картиной Окружающего Мира, «рисуемой» качествами, создаваемыми вторичными процессами, и несоответствующей реальному положению вещей в этом Мире, «видеть» первичные процессы и воспроизводить в сознании человека образ Вселенной, наиболее полно отражающий Действительную Реальность.

«Существует два типа Ки: обычная Ки и истинная Ки. Обычная Ки – грубая и тяжелая [вторичная]; истинная Ки – легкая и подвижная [первичная]. Чтобы достигать успеха, ты должен освободиться от обычной Ки и пропитать свои органы истинной Ки. Это – основа мощной техники».

«Если ты не установишь связь с истинной пустотой [тем уровнем духовной иерархии, где действует предельно ограниченное количество, первичных процессов; где нет отвлекающих и водящих в заблуждение проявлений вторичных процессов (рисунок 1)], то никогда не постигнешь Искусство Мира».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.

Рисунок 1. Взаимовложенные процессы.

Тонкая чувствительность, преодолевая иллюзорность обычного восприятия внешней картины (создаваемого информацией, получаемой от физических органов чувств), и давая возможность воспринимать вещи такими, какими они есть в своей глубинной сути, и действовать на первопричинном уровне организации всех существующих процессов, позволяет быть наиболее адекватным и условиям внешней ситуации. Быть наиболее эффективным в выполнении техник.

«В нашей технике мы полностью входим в атаку противника, совершенно растворяемся в ней и решительно ею управляем.

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.

Входить и полностью растворяться в атаке, это значит взаимодействовать не со вторичными процессами, не с обстоятельствами атаки и не с партнёром, а действовать на уровне первопричинных закономерностей, создающих все остальные условия и обстоятельства, что по смыслу очень точно соответствует выражению О-сенсея «слиться с центром Вселенной». Действовать с позиции вторичных закономерностей, это значит быть управляемым и ведомым тем, «кто понимает больше» и действует на основании более первичных закономерностей, в их общей иерархии.

Настоящее будо – это стремление направиться к центру Вселенной, соединиться с ней». («Takemusu Aiki», стр.192).

Ж.Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

Формирование физических действий в соответствии с предельно общими духовными процессами (образующими иерархию взаимовложенных процессов, создающих собой Вселенную) и управляющими ими закономерностями на основании интеллектуального знания о них, невозможно. Разговаривать и обсуждать – можно, воплотить в технике – нет. Все изучающие айкидо знакомы с высказываниями О-сенсея, искренне и подробно разъясняющими суть созданного им боевого искусства. Однако ещё никто не смог повторить способности, демонстрируемые им, в их полном объеме.

Для этого нужно иметь не абстрактный, а практический опыт тонкого восприятия. Без решения в практике занятий задачи развития тонких уровней чувствительности, позволяющих воспринимать вершину иерархии духовных закономерностей (Центр Вселенной), вся эта практика не имеет того смысла, который вкладывал в неё О-сенсей, и не должна называться изучением айкидо.

Все интеллектуальные рассуждения на тему о нюансах объединения со Вселенной, возможны только после приобретения соответствующего личного чувственного опыта.

Принимая во внимание, что причину своей необыкновенной эффективности техник О-сенсей объяснял объединением со Вселенной, а в своих объяснениях о сути айкидо делился переживанием состояния объединения со Вселенной и описывал главные законы Её существования с уровня своего восприятия, то и воспринять и понять объективный смысл информации, передаваемой им в том, что он показывал и в том, что говорил, невозможно не обладая его уровнем тонкой чувствительности.

Воспринимая информацию, излагаемую О-сенсеем, со своего более низкого уровня, мы всегда будем иметь пробелы в её первоначальном смысле, что и подтверждается невозможностью выполнять его техники с его же эффективностью.

Причины неспособности начинающего адепта айкидо повторить технику с тем же эффектом, как и О-сенсей, объясняются в первую очередь не тем, что он технически делает что-то не так или неспособен физически выполнить какие-то движения. А тем, что он что-то не видит и не слышит из того, что делает и о чём говорит О-сенсей, и только поэтому не делает этого сам. И это значит, что методическая задача развития тонкого восприятия до уровня чувствительности О-сенсея является одним из важнейших условий в изучении айкидо, и что очень важно, к тому же, может служить замечательным ориентиром в занятиях для его последователей.

Обобщая представленный выше ход рассуждений по вопросу о духовной цели ведения в айкидо, можно говорить о том, что эта цель состоит в следовании в направлении развития тонкой чувствительности, позволяющей воспринимать неискажённую картину Окружающей Действительности и наиболее адекватно выстраивать в ней свои действия. В выражении Основателя айкидо, это и есть следование к объединению со Вселенной.

Подтверждением такого заключения являются многочисленные, вышедшие из личного опыта практики будо О-сенсея, его непрестанные наставления о необходимости очищения чувствительности, как физической, так и тонкой, избавляющего от иллюзорного восприятия и неверного представления и о ближайшем окружении, и о Вселенной в целом.

«Единственное лекарство от материализма – это очищение шести органов чувств (глаз, ушей, носа, языка, тела и ума). Если чувства перекрываются, твое восприятие задыхается. И чем больше оно задыхается, тем больше искажаются чувства. Так нарушается порядок в мире, а это – величайшее зло из всех. Очищай свое сердце, освобождай шесть чувств, чтобы они могли работать беспрепятственно, и твои тело и душа воспылаю».

«Ежедневные упражнения в Искусстве Мира позволят твоей внутренней божественности сиять все ярче и ярче… Искусство Мира всеобъемлюще и всеочищающе».

«Сущность Искусства Мира – в очищении себя от зломыслия, в гармонизации со своим окружением и в устранении со своего пути всех препятствий и барьеров».

«Воспитывай и очищай

Дух воина,

Совершая служение в этом мире.

Освещай Путь

Своим внутренним светом».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.

«Путь «Айки» указан Ангелом Очищения».

М. Уесиба. Будо: учение основателя айкидо. Феникс, Ростов-на-Дону, 1999г.

Восприятие состоит в способности к различению, в способности установить отличие одного (процесса, вещи, качества) от другого, позволяющей отделять одни вещи и процессы от других, и различать отдельные детали одного и того же процесса или вещи.

Одни и те же явления воздействуют на нас одинаково, и воспринимать мы их должны были бы одинаково, одинаково видя их объективные отличия и тождества. Однако, как показывает жизнь, это далеко не так. Всё тот же пример, с существованием различных направлений айкидо, противопоставляющих себя друг другу на основании вынесения различного, часто противоречивого, смысла из одного и того же учения, наглядно свидетельствует об этом.

Поэтому, для определения способов очищения восприятия, так необходимого в практике айкидо, следует знать и учитывать причины различного «прочтения» разными людьми одного и того же воздействия, идущего от одних и тех же объективных явлений (знать причины различной интерпретации одной и той же информации).

Обращает на себя внимание то, что, говоря о «развитии человеческих существ», повышение возможностей восприятия О-сенсей никогда не связывает с понятием «развития», но всегда прибегает к использованию понятию «очищение». И это обстоятельство имеет немаловажное значение в понимании механизма составления целостного представления об Окружающем нас Мире. Физиологически величина порога физической чувствительности человека по своей естественной природе почти не подлежит изменению, его уровень невозможно значимо изменить под действием тренировок. Это значит, что заложенный в человека природой пороговый уровень физической чувствительности (соответствующий минимальной величине раздражителя, который могут воспринимать физические органы чувств) невозможно тренировать и развивать. По точному выражению О-сенсея, восприятие можно лишь очищать.

Однако всё не так просто, существует нюанс. Нужно иметь в виду, что в этом случае, употребляя понятие «восприятия», О-сенсей говорит не о системах восприятия (физической и духовной), а об общем процессе восприятия картины Окружающего Мира и воспроизведении в сознании человека её образа, о процессе, происходящем с участием мировоззрения. О процессе, в котором мировоззрение формирует автоматизмы суждений и действий, часто не соответствующих (или не полностью соответствующих) Реальной Действительности. Поэтому в процессе очищения изменению подлежит не воспринимающий механизм (работу которого, как было сказано, невозможно сколь-нибудь значимо улучшить). Очищению подлежит мировоззрение, с которым восприятие неразрывно связано и без которого нельзя рассматривать общую функцию создания в представлении человека образа Окружающего Мира.

Природа человека такова, что воспринимаемая им информация «сгружается» не в пустое место, а в его очень индивидуальное, весьма определённое, мировоззрение – индивидуальную систему психических стереотипов, которая по-своему перечитывает, интерпретирует и оценивает значение содержания всей поступающей информации, переводя его в смысл понятный этому конкретному человеку (хорошо-плохо, красиво-некрасиво, большое-маленькое, правильно-неправильно и т.п.). Поэтому физиологи и говорят, что «мы видим не глазами, а мозгами», подчеркивая, что смысл информации, которой оперирует человек в своём сознании, не в полной мере соответствует смыслу её объективно существующего аналога. Точность соответствия субъективной информации объективной, зависит от того, что внесёт или отнимет из первичной объективной информации мировоззрение в результат своего пересказа.

Существует яркое художественное изображение этого эффекта. Его описал Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите», изображая сцену разговора Понтия Пилата с Иешуа.

«… ходит [за мной] один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил …».

М.Булгаков. Мастер и Маргарита. Современник, Москва, 1986г.

Мировоззрение, по сути своего понятия (как совокупность принципов, взглядов, убеждений, которые определяют отношение человека к Окружающему Миру и к самому себе), выполняет функцию составления в сознании человека целостного представления об Окружающей Действительности на основании разноплановой информации об этой Действительности, получаемой по отличающимся друг от друга системам и каналам органов чувств.

Можно говорить о том, что мировоззрение, образуемое присущими ему индивидуальными стереотипами, создает свой индивидуальный операционный язык, который это мировоззрение использует для обработки поступающей в него разноплановой по форме и по содержанию информации, и составления в представлении человека целостной и объемной картины отражающей эту Действительность. Например, мировоззрение позволяет рассматривать яблоко не как что-то, круглое и зелёное, или как что-то сочное и сладкое, но, как что-то сочное сладкое зелёное, твердое, полезное и необходимое в питании одновременно, объединяя все ощущения цвета, вкуса, объёма, веса, и др., полученные от восприятия реального объекта «яблоко», в единый комплекс.

Этот собственный операционный язык мировоззрения является сугубо индивидуальным для каждого человека, так как формируется на основании только присущих этому конкретному мировоззрению стереотипов, и по этой же причине «иностранным» языком, по отношению к первичной форме передачи объективной информации, т.е. по отношению к тому языку, на котором «разговаривают», «обращаются» к человеку все объекты Окружающей Действительности.

Мировоззрение, выполняя функцию «переводчика», занимается тем, что устанавливает смысл первичной информации и воспроизводит этот смысл в своих понятиях, для своего внутреннего пользования. При этом, «чистота» перевода, т.е. точность воссоздания в сознании человека картины Окружающего Мира, а значит и адекватность действий человека в этом Мире, будет зависеть от способности мировоззрения точно и без искажений воспроизводить в информации, создаваемой для внутреннего пользования, смысл первичной объективно существующей информации. А эта способность к передаче точного смысла первичной информации определяется содержанием мировоззрения – количеством и качеством психических стереотипов, входящих в мировоззрение.

Говоря о «Пустоте», «пустоте сознания», о необходимости «чистого сознании начинающего», мастера Пути говорят о содержании мировоззрения, и призывают к тому его качеству, в котором отсутствуют стереотипы, вносящие искажения в формируемую в человеческом представлении картину Окружающего Мира и отличающие её от картины Реальной Действительности.

«Отбрось ограничивающие мысли и вернись к истинной пустоте. Стой среди Великой Пустоты. Это и есть секрет Пути Воина».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.

«К О-сенсею приходили многие из тех, кто занимался самыми разными стилями будзюцу и будо, желая присоединиться к его учению. Им он говорил: «У вас должен быть сёсин, ум начинающего, ум, представляющий собой чистый лист бумаги, на котором можно увидеть движущиеся образы секретов айкидо. Вы должны добиться пустоты. В уме, который заполнен мнениями и предвзятыми суждениями, нет места для истин Вселенной. Если чаша всегда наполнена, вода в ней застаивается и становится затхлой. Чтобы заполнить чашу свежей водой, ее нужно сначала опорожнить. Если в ваших ушах всегда звучит ваш собственный голос, вы не можете услышать богатых божественных гармоний».

М.Саотомэ. Айкидо и гармония в природе, София, г. Киев, 1998.

Кто-то, глядя на лес – легкие планеты, видит в нём лишь стройматериал и считает в уме, сколько табуреток из него можно сделать, а для кого-то первое впечатления от вида известного и знаменитого художественного полотна заключается в мысли: «Это на сколько же рублей, он на неё краски потратил?!».

Очищать восприятие, чтобы увидеть пустоту (то «место», где нет отвлекающего и вводящего в заблуждение проявления вторичных процессов), это значит очищать мировоззрение. Очищать от факторов, которые в процессе интерпретации объективных сведений, создают в этом мировоззрении новую информацию, содействующую формированию иллюзорного, несоответствующего реальной действительности, представления об Окружающем Мире.

Очистить мировоззрение и стать пустым, это значит отказаться от услуг «внутреннего переводчика» и воспринимать информацию о Мире, разговаривая с Миром на Его, а не на своем языке, и иметь возможность воспринимать идущую от Него информацию в абсолютно чистом, наиболее полном виде, без каких-либо искажений.

Возможно ли такое – разговаривать с объектами Окружающего Мира на их языке, без каких-либо потерь и искажений информационного смысла? Существуют описания случая, произошедшего в 1925 году с 42-летним Морихеем Уесибой и ставшему, по его же мнению, основополагающим в создании айкидо.

«Я почувствовал себя парализованным очень приятным чувством. Я внезапно почувствовал, что Вселенная дрожала … В то же время мой дух и тело стали легкими. Я был способен понять щебетанье птиц, и я отчетливо созерцал дух Бога, создателя этой Вселенной.

Ж. Блез. Айкидо: поиск верного движения. Барнаул, 1999г.

«Он [О-сенсей] слышал пение птиц, и их язык был его языком. Глядя в небо, он ощущал оглушающее движение галактик, и это движение находило отклик в его теле».

М. Саотомэ. Айкидо и гармония в природе. София, Киев, 1998г.

Как это ни странно, однако судя по опыту О-сенсея, ведение прямого диалога с явлениями и объектами этого Мира, лишённого эффекта испорченного телефона и являющегося основой конструктивного взаимодействия с ними, вполне возможно.

По-новому воспринять один и тот же Окружающий Мир, увидеть новую картину всё той же Вселенной, открывающую возможность к новым способам взаимодействия, человек способен только отказавшись от прежних мировоззренческих автоматизмов (боевые искусства и боевые техники – инструмент для убийства), только на основании изменения своего отношения к этому Миру, на основании изменения своего мировоззрения.

Увидеть новую картину Мира невозможно без изменения мировоззрения, но и действительно новая информация каждый раз должна вести к изменению мировоззрения.

Не меняя под действием новой, ранее неизвестной информации своего воззрения на Мир, рассуждая и действуя автоматически на основании неизменного мировоззрения, мы не сможем взглянуть на Мир глазами О-сенсея и увидеть в Окружающем нас Мире ничего из того, что видел он, и что могло бы стать для нас основанием для усовершенствования своего выполнения техник. Только несовпадением мировоззренческих позиций объясняются причины неспособности начинающего адепта айкидо воспроизвести алгоритм создания физической формы техник, которым пользовался Морихей Уесиба.

Следствием восприятия новой информации из окружающего Мира должно быть обязательное изменение – перенастройка автоматизмов наших суждений в отношении оценки и способов взаимодействия с объектами этого Мира, без которого наши способы реагирования, оставаясь прежними, не будут соответствовать новым условиям взаимодействия, т.е. будут оставаться неадекватными и неэффективными.

Разучивание формы техники только первый этап в общем процессе технического совершенствования в айкидо. «Выучить механическую форму техник айкидо довольно непросто, – говорит Жерар-сенсей, – Однако это самое простое чему мы должны научиться в практике искусства Морихея Уесибы».

Техническое совершенствование в практике айкидо, после разучивания формы движений, невозможно без изменения мировоззрения. В ходе нашего изучения айкидо нам необходимо менять содержание стереотипов, определяющих мировоззрение, в этом и состоит одна из главных целей практики айкидо, без изменения мировоззрения нельзя ни понять учение айкидо, ни совершенствоваться в техническом аспекте.

Принимая во внимание замечания учителей и объяснения самого Основателя айкидо о том, что его техники, это воплощение вибраций Вселенной, воплощение его видения картины Вселенной, и, учитывая, что составление точного образа этой картины было невозможно без участия его особого мировоззрения, можно говорить о том, что именно мировоззрение, а не что-то другое в конечном итоге определяет алгоритм создания физической формы и эффективность техник айкидо. И именно поэтому в своей сегодняшней практике мы не можем обойти изучение мировоззрения О-сенсея и мы не можем не работать над изменением своего видения Мира. На одной из своих книг, Жерар-сесней оставил мне надпись «Пусть это будет символом того, что всё течёт и изменяется».

О практике оригинального айкидо О-сенсеся следует говорить как о процессе постоянного, последовательного и целенаправленного изменения мировоззрения. Как о процессе приведение своего мировоззрения в соответствие с мировоззрением О-сенсея с помощью его особых методов и средств практики боевого искусства.

Практика айкидо, это не просто изменение мировоззрения, это целенаправленное изменение мировоззрения. Поэтому считаю важным обратить внимание на некоторые особенности процесса изменения мировоззрения в практике айкидо, имеющие непосредственное отношение к вопросам формирования её методики, и на признаки, подтверждающие приближение мировоззрения начинающего ученика к мировоззрению О-сенсея.

Настоящее изучение айкидо начинается с того момента, как установлена её духовная цель и, для совершенствования формы техник, используются духовные наставления Основателя айкидо. Это некий рубеж, состоящий в достижении уровня обучения, дающего осознание общего направления практики своих занятий, после которого это направление уже никогда не меняется.

Установка на постоянное изменение мировоззрения вовсе не означает того, что для продвижения в освоении айкидо нужно постоянно менять свою точку зрения на Вещи и Явления Окружающего Мира, бросаясь в своих суждениях от одной крайности к другой. Напротив, как уже было сказано выше, направление практики айкидо всегда является и всегда остаётся одним и тем же.

«Люди забыли о том, что все вещи происходят из одного источника. Возвратись к этому источнику …».

Оттачивая свою технику:

Используй Одно, чтобы победить Многих!

Такова дисциплина Воина.

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.

«Айкидо создано, чтобы кого-то вести, а не для того чтобы кого-то бросать, ломать. Не для того чтобы делать технику просто саму по себе, а именно для того, чтобы учится притягивать партнёра и вести его.

Конечно, можно хорошо делать технику, но это не будет айкидо. Если человек забудет, что айкидо – это развитие силы притягивания, то айкидо на этом закончится. Если вы забудете это направление поиска, вам уже не понадобится меняться.

Главное не ошибиться в направлении. Я хочу сказать, что если у вас есть вот это всё в голове, если вы идете в этом направлении поиска, то вы будете всё делать правильней и правильней в меру накопления своего практического опыта».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, 2006г.

Если, с течением времени, вы все ещё не установили для себя главные черты и особенности айкидо, характеризующие его суть и обуславливающие силу его техник, и продолжаете метаться в своих занятиях от цели к цели, от метода к методу, от одной техники другой – ко всё более привлекательным, лучшим и эффективным, то это говорит о том, что вы всё ещё не определились в выборе направления практики. Потому что, если бы вы поняли, что нашли главное, то уже никогда от него не отказались, а если отказались, то это не было главным, действительно важным.

Поэтому дальнейшее изменение мировоззрения, создавая основания для расширения взгляда картину Окружающего Мира и углубления её детализации, имеет целью лишь корректировку направления и уточнение уже используемых средств и методов практики.

Движение к верному мировоззрению совершенно не связано с тем, чтобы отказываться и разрушать всё то, что было в нём раньше, и создать что-то абсолютно новое. Изменение мировоззрение в изучении айкидо на более высоких уровнях практики связано с расширением способности к выявлению новых, дополнительных признаков, уточняющих прежнее направление движения и углубляющих детализацию своего представления о всё тех же целях, методах и средствах тренировки, о которых говорит Основатель айкидо. Для того чтобы мы не спутали главные цели и смысл практики айкидо О-сенсея с другими, а методы и средства могли наиболее оптимально использовать для достижения целей его искусства.

Такое изменение мировоззрения, подобно увеличению числа пикселей в одной и той же электронной фотографии, не меняя содержания того, что на ней изображено, повышает чёткость картинки и тем самым расширяет объем передаваемой в ней информации. Благодаря углублению детализации, связывающей в единый смысл набор цветных пятен (возможно поначалу представляющийся совершенно бессмысленным), повышение пиксилизации дает возможность более полно и точно передать через фотографию информацию об оригинале, с которого она была сделана.

«Мы всегда делаем икке. Но суть не в том, чтобы знать больше техник, а в том, чтобы через одну и ту же технику передать больше информации. Информации о том, как лучше притянуть и вести партнёра».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, 2006г.

Понятно, что передать информацию можно только в том случае, если ты в состоянии её увидеть и завладеть ею. Изменение же мировоззрения (по выражению О-сенсея – очищение), ведущее к выяснению всё новых аспектов духовной цели и их детализации (т.е. ведущее к овладению новой информацией), может быть действительно бесконечным!

«Мудрость и законы Бога неизмеримы и бесконечно глубоки. Я сам еще ученик на этом пути». (Из лекций, прочитанных Основателем айкидо).

М. Саотомэ. «Принципы айкидо», Папирус, Санкт-Петербург, 1996г.

Бог, как Источник Творения, – один, поэтому направление практики всегда одно и то же. Законы же Сотворения бесконечно глубоки, поэтому и детализация этих законов, а значит и необходимость изменения мировоззрения, и возможности совершенствования техник айкидо на основании процессов расширения, очищения и детализации мировоззрения – бесконечны.

Не различение этих нюансов, имеющих место в процессе изменения мировоззрения, закладывает проблемы в методики практики и преподавания айкидо уже на стадии их формирования, рано или поздно находящие выход для своего негативного проявления.

Инструкторы, которые не понимают этой особенности обоюдного расширения и очищения одной и той же мировоззренческой позиции, мечутся в выборе своих убеждений и этими метаниями «взрывают» мозги своим ученикам, делают их заложниками своей мировоззренческой неопределённости.

Не прилагать силу, но при этом пол тренировки выполнять отжимания и «качать» пресс. Оружие нужно, оружие не нужно. Укеми, сальто и кульбиты на три четверти тренировки, не оставляющие время для изучения техник. На тренировке в зале делаем так, чтобы не причинить вреда партнёру; на улице, в реальной ситуации должны действовать с точностью до наоборот. В одной технике действовать вот так и обязательно не так, так как это открывает вас для противодействия партнёра; на следующей тренировке в другой технике всё меняется местами и обязательным для выполнения становиться то, что вчера ни в коем случае нельзя было делать, и именно потому, что это позволяет не быть открытым.

Неудивительно, что подобные обстоятельства, сопровождающие тренировки, заставляют думающих людей (самых перспективных учеников) сомневаться во всём, что они делают. Вызывают подозрения в существовании связи между деятельностью, которую они пришли изучать, и реальной жизнью. Подозрения в том, осознает ли их инструктор к чему он в действительности идёт, в возможности достижения результата, который им пообещали и который они ждут от своих занятий. Неудивительно, что многие из них именно по этой причине разочаровываются в айкидо и, оставаясь с дурным мнением о нём, прекращают тренировки.

Те же, кто остался, в условиях отсутствия в основании методики преподавания устойчивых мировоззренческих убеждений инструктора, всегда остаются полностью зависимыми от своего учителя. Методика, неспособная собрать в единую систему и объяснить с одной точки зрения причины и задачи применения в ней тех или иных средств и методов тренировки (антисистема), воспитывает учеников, боящихся инициативности, неспособных к самостоятельным решительным действиям.

Имея опыт того, что всё, чтобы они ни сделали, вследствие оценки то с одной, то с другой точки зрения, может быть интерпретировано как неправильное, они боятся иметь и выражать свое собственное мнение в отношении, казалось бы, много раз «пережёванных» вопросов и ситуаций. Однако подобный взгляд учеников на свои занятия айкидо, это лишь отражение взгляда их инструктора: «Вот напишет сенсей обещанную книгу, тогда-то мы уж и попрём!» Но, что может сказать учитель к тому, что он уже сказал и что, по сути, всё ещё остается не реализованным на практике?!

А как же, не имея инициативности, происходящей и опирающейся на систему мировоззренческих убеждений, заниматься искусством – самовыражением и саморазвитием. Но ведь известно, по мнению О-сенсея, одна из главных целей изучения айкидо состоит в том, чтобы каждому занимающемуся найти свою индивидуальную миссию в Жизни и реализовать данный Творцом потенциал.

«Айкидо не конечная цель. Практикуя айкидо, находят собственную миссию». («Aikido Shinzui»). Ж.Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

«Свободный от слабости,

Просто не обращай внимания

На яростные атаки

Своих врагов:

Иди и действуй!»

«Действуй решительно, Выкладывайся полностью!»

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999.

Помимо сказанного, стоит отметить ещё и то, что отсутствие понимания закономерностей становления и развития мировоззрения в практике айкидо, ведёт к приобретению учениками мнения, что они сами ни на что не способны, ни правильно выполнить, ни правильно оценить, и готовит их к тому, чтобы они смогли «проглотить» и согласиться со всем, что им ни предложат. Предложений же (в связи с тем, что, в отличие от системы, имеющей определенный вектор движения, бессистемность непредсказуема и позволяет себе идти в любом направлении), может быть огромное количество в виде новых техник, методик и даже новых стилей айкидо. Однако надо иметь в виду, предложений, не имеющих ничего общего с оригинальным айкидо О-сенсея.

Очевидно, что для решения задачи, направленной на приближение личного мировоззрения начинающего ученика в соответствие с мировоззрением О-сенсея, желательно иметь средства контроля, указывающих на включение процессов расширения и очищения своего собственного мировоззрения и подтверждающих приближение к этому соответствию.

Что можно считать достоверными признаками приближения своего мировоззрения к мировоззрению Основателя айкидо?!

Выше уже говорилось о том, что получение новой информация должно вести к изменению мировоззрения. Эта перенастройка мировоззрения необходима, так как без неё никакая действительно новая информация из Окружающего Мира не может быть принята нашим сознанием и послужить основой для повышения уже имеющегося уровня понимания и расширения возможностей наших действий.

Признаком действительно качественно новой информации, указывающей на необходимость изменения мировоззрения, является невозможность наложить её на уже существующее мировоззрение, проявляющаяся в непонимании этой информации и невозможности её практического применения. Например, в непонимании и невозможность применения в тренировке туманных и противоречивых для нас высказываний О-сенсея об айкидо, объясняющих суть созданного им искусства и методику его практики.

Учение О-сенсея непонятно нам потому, что содержит в себе большой объем новой для нас информации. Информации, выходящей за рамки нашего практического опыта и несовместимой с существующей в нашем мировоззрении системой оценки сведений, поступающих из Окружающего Мира.

Учение О-сенсея, как новая информация, сгружаемая в несоответствующее ему мировоззрение, никогда не будет понято. Не будет понято с тем смыслом, который в него вкладывал О-сенсей. Поиск алгоритма создания физической формы техник, которым пользовался Морихей Уесиба, с другой (с не его) точки зрения на картину Вселенной, на объединение со Вселенной, не имеет смысла и не приведёт к результатам, заслуживающим доверие.

Только изменив свою точку зрения на Мир, и приведя своё мировоззрение в соответствие с мировоззрением О-сенсея, мы сможем понять смысл, заключённый в его объяснения об айкидо и наиболее адекватно пользоваться ими для расширения своих возможностей, проявляющихся в повышении эффективности выполнения нами одних и тех же техник. Т.е., для выполнения всё тех же практикуемых нами техник на совершенно ином техническом уровне.

Однако как только это происходит, как только наш взгляд на Мир и отношение к нему, даже незначительно, сдвигается к мировоззренческим убеждениям О-сенсея, во многих из его высказываний вдруг открывается, ранее не замечаемый, второй смысловой ряд.

«Мой опыт неоднократно показал, что объяснения Основателя айкидо, смысл которых непонятен при первом чтении, со временем практики, становились понятными и воспринимаемыми.

Однажды, слово или фраза О-сенсея, бессознательно удерживаемые в памяти, вдруг обретают конкретный смысл. В этот момент вы понимаете, что объяснения достигли своей цели. И если после этого перечитать его тексты, то и другие его слова или фразы могут быть прояснены».

Ж.Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

Поэтому понимание смысла первоначально непонятных, лишенных практического значения высказываний О-сенсея, по моему мнению, является первым достоверным, пусть и носящим субъективный характер, признаком изменения мировоззрения, признаком, подтверждающим приближение нашего частного мировоззрения к мировоззрению Основателя айкидо.

Для тех же, кто имеет склонность к спекуляциям на субъективном понимании наставлений Морихея Уесибы и требовать к себе незаслуженно повышенного внимания, т.е. выдавать себя за обременённого знанием правильного толкования учения О-сенсея, существует и другой, признак, способный раскрыть их несостоятельность, объективно подтверждающий приближение к мировоззрению О-сенсея: понимающий истинную суть учения, способен воспроизвести и уровень эффективности техник основателя этого учения.

Во всяком случае, приближение к уровню эффективности О-сенсея, пусть сначала не большое, но реальное повышение эффективности выполнения одной и той же техники (когда техника начинает получаться; получаться на партнёрах, на которых раньше не получалась; когда партнёр действительно становиться не способен нам противостоять), будет ещё одним, теперь уже объективным признаком, подтверждающим приведение нашего взгляда на Мир в соответствие с мировоззрением О-сенсея.

Соблюдения условия «выполнения одной и той же техники» необходимо для повторения время от времени одной и той же тестовой ситуации. Для того чтобы быть уверенным в том, что повышение нашего технического мастерства, основано на новом понимании и новом отношении к Миру, а не за счёт применения новой, объективно более эффективной для конкретной ситуации, или неожиданной для партнёра техники.

В философии, имеющей своей главной задачей быть практически полезной в решении вопроса «об управлении обстоятельствами с целью предсказуемости последствий» (по моему мнению, постановкой основного вопроса, заслуживающей серьёзного внимания со стороны практики боевых искусств, решающих задачу предсказуемого ведения), существует описание способа настройки мировоззрения, символически называемого мозаичным.

Отличительной особенностью мозаичного мировоззрения является создание в психике человека, с помощью цветных стекол – фактов, целостного образа Окружающего Мира достаточно широко и детально передающего картину Действительной Реальности. Создавать собственную точную информационную модель Мира, которая позволяет не угадывать, а точно предсказывать развитие событий, что является основой для осуществления не мнимого, а реального управления, с абсолютной устойчивостью ведущего к получению желаемого результата.

Способ настройки мозаичного мировоззрения, позволяющий поддерживать её в работоспособном состоянии, состоит в том, чтобы, при получении действительно новой информации, рассыпать имеющуюся в нашем представлении мозаику картины Мира и собрать её заново, с учётом появившихся в нашем распоряжении новых стёкол-фактов, увеличивающих объем и повышающих четкость имевшегося до этого образа.

При такой настройке мировоззрения, в том случае если наше текущее представление о Мире и о характере взаимосвязи явлений в Нём стратегически верное, то во вновь собираемой картине всегда найдется место для новой информации, принятие которой обязательно расширит и детализирует наше прежнее видение Мира, но никогда не изменит его кардинальным образом. Например, как если бы одно стекло в мозаичной картине, было заменено несколькими стёклами того же цвета, но различных тонов, насыщая прежнюю, картину новыми красками и деталями.

В практике айкидо выполнение такой настройки мировоззрения проявляется в следующем алгоритме действий. Если в ходе практики я вдруг увидел, осознал новое для себя принципиальное положение практики, заставившее несколько по-иному выполнить какой-то элемент движения в какой-то конкретной технике. Если техника, которая раньше не получалась, стала получаться или стала получаться лучше, чем было прежде, то это является основанием для того, чтобы попытаться найти место этому принципу и физическому действию в других изучаемых техниках. Наверняка, в большей или меньшей мере этот принцип и механический жест имеют проявление во всех остальных техниках айкидо, причём даже внешне совсем непохожих.

Если же новая, объективно достоверная, информация не находит места в нашем прежнем представлении и требует изменения всей картины Мира, значит это представление о Мире не было верным, и поэтому есть необходимость уже не корректировать, а полностью изменять свое видение, а возможно и всю информационную модель.

Наверняка у людей, прозанимавшихся несколько лет, есть на памяти не один пример того, как и ученики, и даже инструкторы, имеющие даны, вдруг резко поменяв своё отношение к айкидо, уходили в другие стили, в другие боевые искусства или совсем оставляли свои занятия, часто после этого нелестно отзываясь об айкидо. Впрочем, как есть и примеры возвращения людей, пропустивших тренировки в течение длительного времени. Я думаю, что причиной таких мировоззренческих метаний является, либо опора в своих действиях на несовершенную информационную модель Мира, либо отсутствие её систематической и правильной перенастройки.

Практика айкидо, это один из способов настройки мировоззрения, с использованием в качестве камертона мировоззрения, человека подтвердившего высокую степень близости своего представления о Мире реальному положению вещей своей эффективностью действий в этом Мире. Своей эффективностью управления течением событий, выражающейся высокой степенью предвидения результата предпринимаемых действий.

Практикующие айкидо, это те, кто желает привести эффективность своего управления жизненными обстоятельствами в соответствие с эффективностью О-сенсея и приводят свою информационную модель Мира в соответствие с его моделью. Свое мировоззрение в соответствии с его мировоззрением.

Для этого существует множество координат, относящихся к самым различным координатным системам – планам восприятия, помогающим увидеть то, что видеть, как принято считать, невозможно в принципе. На уровне образного представления мировоззрение О-сенсея соответствует состоянию объединения со Вселенной, на понятийном уровне – в лексике, оно представлено в его объяснениях об айкидо и указаниях по организации практики, на физическом плане – в форме и эффективности его техник. Если все эти характеристики мировоззрения одновременно присутствуют в той технике, которую мы выполняем, и в своём качественном значении совпадают с тем, что в них было у О-сенсея, то это будет техникой айкидо с присущей ей эффективностью.

Изучая айкидо, мы учимся входить в эти координатные системы, определяющие наше видение Мира и находить в них позиции, соответствующие мировоззрению О-сенсея. И чем больше таких систем мы учитываем в своей практике (включаем в свою информационную модель Мира), чем точнее определяем и помещаем себя в точки, соответствующие мировоззрению О-сенсея, тем больше мы приближаемся к представлению о Вселенной, имевшегося у Основателя айкидо.

К сказанному можно иметь самое разное отношение, однако следует принимать во внимание, что всё это нисколько не противоречит научным представлениям. Вместе с тем, только с такой позиции можно системно, не противореча самому себе в ответах на разные вопросы, ответить на те, из них, которые сегодня существуют в практике айкидо и не находят удовлетворительного объяснения. Например, на такие как:

Почему нет однозначного понимания одного и того же целостного учения, и почему его интерпретации ведут к возникновению направлению и стилей айкидо, противопоставляющих себя друг другу? От чего зависит эффективность техник айкидо и почему никто до сих пор не может повторить в техниках эффективности Основателя айкидо? Чем же всё-таки техники айкидо отличаются от таких же по своим названиям и внешней форме техник других боевых искусств и почему айкидо Морихея Уесибы нельзя отождествлять с дайто-рю Сокаку Такеды? И, что, пожалуй, наиболее важно для каждого изучающего айкидо, такой взгляд дает понимание того, на что следует ориентироваться в выборе подходов к формированию методики практики айкидо, ведущей к овладению такими же способностями, как и у его основателя.

Если отвечать коротко, то можно сказать, что все особенности и отличия айкидо находятся в мировоззрении человека создавшего его. Чтобы понимать то, чему учил и показывал Основатель айкидо, чтобы повторить в техниках его эффективность и быть способным ответить на все остальные вопросы, возникающие в практике его искусства, нужно, как минимум, иметь и выражать его мировоззрение.

Комментируя техники на фотографиях в записи «Куда ведёт ведении», я сказал, что не вижу в них техник айкидо именно потому, что они не соответствуют и не выражают мировоззрение О-сенсея. То, что на них можно увидеть, так это отсутствие в действиях людей мировоззрения Основателя айкидо. Они не соответствуют ни образному, ни лексическому представлению мировоззрения О-сенсея, в них нет и эффективности его техник. Только недостатком силы и неспособностью контролировать ситуацию, так как это делал О-сенсей, так как я вижу в техниках Жерара-сенсея, можно объяснить видимые на этих фотографиях издевательства над партнёром.

Если завершение техники представляет собой конечную цель ведения и на духовном уровне соответствует объединению со Вселенной (а значит и с целями Вселенной), то неужели добивание партнёра, и всё то, что ему предшествовало, является целью и смыслом существования той Вселенной, которую видел и о которой говорил Морихей Уесиба?!

Следует заметить, что настройка мировоззрения проходит через стадии, сопровождающиеся дискомфортом внутреннего состояния, преодоление которых требует проявления немалых внутренних усилий, и которые люди стараются избегать, отмахиваясь от новой информации или стараясь её просто не замечать. В тренировке это может проявляться в неспособности, не то чтобы лучше, но даже с прежней эффективностью, выполнить уже известную технику, соблюдая требование, содержащееся в новой информации.

Знакомясь с техниками боевых искусств, люди обычно уже имеют представление о них, как о способах рационального силоприложения, позволяющих, часто за счёт причинения боли, воздействовать на других людей, заставляя их определённым образом действовать, и затем, продолжая управлять этими действиями, например как в айкидо, выводить из равновесия и бросать их. После нескольких повторений многие могут повторить такой, изначально известный и понятный им алгоритм действий.

Однако все из них, начинают теряться, когда им предлагается сделать то же самое, но уже следуя новому условию: выполнить ту же технику – продемонстрировать ту же способность ведения и управления партнёром, но будучи расслабленным, не применяя физической силы, не причиняя боли и, вообще, не имея ничего против партнёра. Действительно, кому-то легче будет не заметить это требование или объявить установившего его сумасшедшим, чем, отказавшись от работающей техники, удариться в заведомую авантюру. Уж лучше усилить её, технику, дополнительными ударами по болевым точкам и выкручиванием суставов, объявив всё это новой, более совершенной формой. Но разве эти действия будут являться выражением изменения и перенастройки мировоззрения?! Разве можно это считать движением к мировоззрению О-сенсея?!

Если мы хотим, меняя своё отношение к Миру, подниматься на новые уровни возможностей, то систематическое преодоление таких дискомфортных периодов (кстати, так же заставляющих многих отказаться от айкидо) – неизбежно и необходимо.

Поддерживая своих учеников, Жерар-сенсей говорит, что ему, за время практики айкидо, не раз приходилось переживать подобные состояния, в которых особенно досадным является то, что «ты всё понимаешь и точно представляешь, как нужно правильно выполнять технику, но она всё равно не получается… Порой это приводило меня в ярость… Однако, со временем я стал замечать, что такое бывает именно тогда, когда ты стоишь на пороге серьёзных изменений, перед выходом на новый уровень осознания и возможностей».

Если вспомнить историю от Митцуги Саотомэ, в которой О-сенсей в метафорической форме сравнивал процесс получения нового знания (и нового мировоззрения), с обменом дорогого золотого слитка на несравненно более ценный бриллиант («Если я дам тебе золото и ты схватишь его со всей силой, на какую способен, боясь его потерять, ты не сможешь взять бриллиант, который я тебе предложу затем».), то дискомфорт, связанный с перестройкой мировоззрения, это неизбежный и короткий период между тем, как золото отдал, а бриллиант ещё не взял в руки.

Представляя «додзё» не только как место, но и как средство постижения Пути (т.е. как место, где могут быть решены специфичные задачи, в другом месте не решаемые) Ф. Дж. Ловрет говорит:

«Обычно ученик спортивной школы интересуется только изменением своего тела. У него нет никакого желания изменить свою личность. В спортивной школе обучают техникам, то же самое делают и в додзё. Но в додзё техники рассматриваются только лишь как средство обучения. Техниками необходимо овладеть, но это только начало, а не окончание учебы. Цель спортивной школы в том, чтобы научить человека чему-то новому; цель додзе трансформировать самого человека в нечто новое».

Ф. Дж. Ловрет. Путь и сила: секреты японской стратегии. София, г. Киев, 2000г.

Изменить себя, изменить свое мировоззрение для того, чтобы увидеть реальную картину Вселенной – это самая главная и самая трудная работа в практике айкидо, без которой айкидо не существует.

«Искусство Мира можно выразить в таких словах: Истинная победа – это победа над самим собой; пусть этот день наступит поскорее!».

«Айкидо – это не исправление других, а исправление своего собственного ума. Такова миссия айкидо, и она должна стать твоей миссией».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), Айкидо – истинное будо. «София», Киев, 1999.


Comments (0)

Оставьте мнение: