Ноя 11 2013

Способы определения мировоззрения Основателя айкидо: Регулярность и интенсивность практики

Category: ДневникЕвгений @ 15:26

Движемся, пока практикуем! Чем больше практики, чем больше практического опыта, тем больше понимания и доверия к принципам, изучаемого нами искусства, тем ближе мы приближаемся к мировоззрению его основателя, к его способностям и эффективности действий. Поэтому неудивительно, что вопрос регулярности в практиках Пути имеет огромное значение и что разъяснению этого значения уделяется так много внимания.

Обращаясь к изучению наставлений Основателя айкидо и мнений признанных мастеров Пути, можно составить более точное представление об аспектах регулярности практических занятий, скрывающихся за слишком ёмкими и многозначительными словами «упорная практика», и получить конкретные ответы на такие вопросы как: «сколько нужно тренироваться?», «как часто?», «как долго?», «как интенсивно?». А также можно узнать о многих других важных условиях тренировочной нагрузки, позволивших им, мастерам, прийти к тем удивляющим и интересующим нас способностям, придерживаясь которых в своей практике и мы сможем выйти на тот же уровень миропонимания и эффективности.

«Прогресс приходит к тому, кто тренируется и тренируется».

«Каждый день твори себя заново …».

«Ежедневные упражнения в Искусстве Мира позволят твоей внутренней божественности сиять все ярче и ярче».

«День за днем тренируй свое сердце …».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

«Но вы не думайте, что все так просто! Я работаю над этим каждый день, почему это работает, почему это не работает».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, 2004г.

Как можно видеть, два и три занятия в неделю, совершенно не соответствует интенсивности нагрузки, которая смогла бы вывести нас на уровень возможностей наших учителей, и уж тем более не соответствуют тому уровню способностей, на котором можно говорить о продолжении развития их искусства. Не имеют смысла в практиках Пути и занятия, пусть даже и очень интенсивные, но периодические, повторяющиеся время от времени, и уж тем более имевшие место в прошлом.

«Просветленные никогда не перестают работать над собой».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

«Я хотел бы, чтобы вы выбрали этот путь, потому что тренировка необходима всю жизнь».

Хикитсучи Мичио Сенсей. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998.

«Самое главное – регулярность занятий. Иного пути овладеть тем или иным искусством боя не существует. День за днем, месяц за месяцем, год за годом – тот же зал, те же люди, те же упражнения. Бывают моменты, когда хочется все бросить. Такие минуты посещают всех без исключения, но мы так же хорошо знаем, что однообразие это кажущееся и жизни не мыслим без него».

Г. Фунакоси. Каратэ-до – путь моей жизни. София, г. Киев, 2000г.

Будучи критерием, составляющим общий объём нагрузки и определяющим время достижения и качество результата выполняемой работы, интенсивность (количество работы в единицу времени) является одним из главных инструментов управления тренировочным процессом не только в практиках японских искусств, но и, в более известной своей теорией, спортивной тренировке. Это часто становиться основанием для переноса методик подачи нагрузок из спорта в практику боевых искусств.

Однако понимая, что действие одного и того же фактора (в нашем случае – интенсивности занятий) на одинаковые объекты, находящиеся в одинаковых условиях (люди), вызывает в этих объектах один и тот же ответный эффект, нужно учитывать и то, что применение в практиках Пути одной и той же методики подачи нагрузки, что и в спорте, неизбежно ведёт к получению одного и того же тренировочного эффекта (результата занятий) и становиться причиной отождествления того, что имеет свою особую специфику целей и методов тренировки. А если говорить прямо и точно – перенос методов спортивной тренировки в практику Пути уводит эту практику от её истинных целей, а затем к отказу от использования и, как следствие, к утере способов достижения этих целей!

Поэтому хотелось бы обратить внимание на то, что изучение японских искусств направлено на реализацию других, нежели в спорте, целей, и интенсивность нагрузки в них имеет свои специфические особенности, отличающие её от метода подачи нагрузок, готовящей людей к участию в соревнованиях и характеризуемой цикличностью, суть которой состоит в том, что после периода интенсивной нагрузки, необходимой для запуска адаптационных процессов, наступает период отдыха, обеспечивающий спортсмену восстановление работоспособности и выход на пик спортивной формы, и даже периоды переключения на совершенно другой вид деятельности. И тогда теннисисты идут в бассейн, а борцы играют в футбол.

Спорт развивает тело. В спорте соревнуются физические качества и цикличный метод тренировки, обеспечивающий наиболее интенсивное повышение максимального уровня проявления физических качеств и обусловленный цикличным характером закономерностей естественных адаптационных механизмов организма человека, лучше всего решает эту задачу.

Конечно, можно говорить о том, что победа в спорте невозможна без проявления воли и интеллекта, и что занятия спортом требуют наличия и развивают волю и интеллект. Однако при внимательном рассмотрении можно видеть, что задачи развития и воли, и интеллекта в спорте стоят после задач развития физических способностей, не говоря уже о нравственных качествах спортсменов, и в большей мере являются побочным продуктом, возникающим в процессе тренировки, и обслуживающим процессы оптимизации физиологии тела. Если дух и задействуется в спорте, то только для того, чтобы служить телу! По этому поводу можно много спорить, но, как только в силу возрастных изменений, уровень физических качеств спортсмена, останавливается в своём развитии (и, уж тем более, начинает снижается) спортсмены оставляют свою соревновательную карьеру (а часто и вообще занятия физической деятельностью), несмотря на остающееся наличие твёрдой воли и высокого интеллекта.

Имея во многом общий физический характер осуществляемой деятельности и необходимость проявления определённого уровня физической подготовки, совершенствование в практиках Пути, в отличие от достижений в спортивной тренировке, меньше всего основывается на развитии физических качеств, как известно, имеющих не только непостоянное проявление в период жизненного расцвета человека, но и к тому же угасающих по достижению им определённого, и надо заметить, совсем не старческого, возраста.

Уровень мастерства в практиках Пути не зависит от степени развития физических качеств. Пропуском к вершинам достижений в практике будо являются независящие от возраста тела дух, воля и нравственность человека. Поэтому практиками боевых искусств на самом серьезном уровне способны заниматься и показывать высокую эффективность могут люди самых различных возрастов, далеко уходящих за их жизненные пики проявления физических качеств.

«Когда О-сенсей приблизился к восьмидесятипятилетнему возрасту, болезнь и время начали брать свое. Он стал худым, и шаг его замедлился. Ему необходима была помощь, чтобы подняться по лестнице, и с каждым движением тела он испытывал сильную боль. Но, несмотря на это, даже во время болезни он продолжал преподавать айкидо. В тот момент, когда он выходил на татами, он превращался из стареющего человека, переносящего последние страдания, в человека, которого не мог победить никто, даже сама смерть. Его глаза сверкали, а тело вибрировала от наполнявшей его силы. Он без всяких усилий бросал своих учи дэси, которые все были молодыми, сильными, закаленными ежедневными тренировками и находились в расцвете своей физической формы. Не проявляя ни малейших признаков боли или дискомфорта, он смеялся над нашими решительными попытками атаковать или удержать его. На демонстрациях он выставлял перед собой свой деревянный меч и предлагал пяти из нас толкать его сбоку изо всех сил. И мы ни на дюйм не могли сдвинуть ни его, ни боккэн. Легче было бы сдвинуть стену». Мицуги Саотомэ.

С. Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

Цели развития духа в практиках Пути стоят на первом месте. В отличие от спорта, в практиках Пути физические качества обслуживают процессы роста и совершенствования духа. В практиках Пути тело служит духу! Поэтому и методика подачи нагрузки в изучении японских искусств существенно отличается от характера интенсивности в спортивной тренировке.

Запрет О-сенсея на проведение соревнований в айкидо и участие айкидок в других состязаниях имеет не только нравственный аспект, не только потому, что это плохо по отношению к человеку, против которого выполняется боевая техника потому, что может привести к тяжёлым травмам. Подготовка к соревнованиям (к победе в силе и ловкости), внося изменения в цели практики (развивать физическую силу вместо силы духа), неизбежно повлечёт за собой и изменение методики занятий, без чего они (по самому факту изменения целей и методов практики, являющихся главными характеристиками Пути) сразу же перестают быть занятиями айкидо –занятиями, ведущими к обретению способностей и эффективности О-сенсея. Запрет на соревнования нужен и как условие для сохранения Пути, и как условие защиты самого адепта от воздействия, сбивающего его с верного Пути.

«Если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их – это приводит к твоему ослаблению и поражению».

«Соревнование в выполнении приемов, выявление победителя и побежденного – не истинное будо. Истинное будо не знает поражения».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), Айкидо – истинное будо. «София», Киев, 1999.

Характеризуя особенности подачи нагрузки в практиках Пути, мастера отдают предпочтение не высокой и прерывистой интенсивности занятий, а их постоянной, внедрённой в повседневный образ жизни, регулярности.

«Тренируйся без лишней спешки, ибо требуется как минимум десять лет, чтобы овладеть азами и перейти к первой ступени. Ты должен продолжать тренироваться ежедневно вместе с друзьями и учениками, чтобы продвигаться в Искусстве Мира».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

И надо сказать, что умеренные и ежедневные тренировки являются гораздо более тяжёлым испытанием, чем периоды высокой, но короткой интенсивности, и вместе с тем намного более продуктивными с точки зрения достижения главных целей практики Пути.

«Те, кто легко утверждает, что ежедневные упражнения в течение всей жизни это не так сложно, возможно, никогда по-настоящему не практиковали До, и этим, возможно, и объясняется достаточно большое количество людей, бросающих практику Пути. Начать изучать японское искусство это одно, а упорно тренироваться с сенсеем другое. Еще сложнее продолжать тренироваться. Каждый день. До конца жизни.

Обсуждая этот феномен с другими учителями различных форм До, мы пришли к выводу что умеренная ежедневная практика на протяжении всей жизни является более трудным испытанием, чем суровый специальный тренинг шугуйо, предпринимаемый несколько раз в жизни. И конечно же, умеренный ежедневный тренинг в течение всей жизни намного более продуктивен и полезен, чем разовые ударные нагрузки.

Жесткий тренинг раз в месяц или год – это не так уж и трудно, да и не так важно, как простая искренняя регулярная практика своего искусства».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

Пики физических возможностей, достигнутые в результате интенсивной работы, невозможной продолжаться долго, также быстро и проходят. В практике Пути ценность представляет то, что ты можешь сделать здесь и сейчас. Умеренные регулярные занятия в течение долгого времени, вводя в подсознание действия, необходимые для практики искусства, позволяют воспользоваться ими легко и быстро, незаметно для себя при этом, не забыв все их нюансы, именно сейчас и в самых различных обстоятельствах.

Как регулярность занятий превращает информацию теоретического уровня в практический опыт (в такое знание, которым человек может воспользоваться в любое время, так как точно знает, что нужно делать, как делать и к чему приведут его действии), так и перерывы в практике превращают способность «сделать что-то здесь и сейчас и получить определённый результат» в теоретическое знание, тем и отличающееся от практического опыта, что человек и вроде бы знает, что нужно делать, и раньше это успешно делал, но, несмотря на это, тот же самый, нужный ему результат, получить не может.

«Тот факт, что вы изучали Путь в прошлом, даже если вы это делали очень упорно, мало что значит для настоящего момента».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

«Я начал тренироваться будо в девять лет, и с тех пор никогда не прекращал».

Хикитсучи Мичио Сенсей. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998.

На Пути изучения японских искусств каждый следующий шаг осуществляется на основании предшествующего практического опыта. Перерывы в практике, неизбежно забирая какую-то часть способности «сделать здесь и сейчас» и отнимая время на её восстановление, каждый раз останавливают движение по этому Пути. Поэтому для адептов Пути, осознавших этот закон, перерывы в практических занятиях возможны только по самым веским причинам.

«Каждое утро сенсей Кобара Рансеки, мой учитель каллиграфии и глава изучаемой мною рю, вставал в пять часов и после молитвы начинал заниматься. Когда ему было семьдесят, сенсей Кобара однажды заболел и в течение определенного времени не мог проводить формальные занятия шодо в классе. Но я видел, что он все равно продолжал практиковать, и поэтому я оставался с ним на протяжении всей его болезни, видя, что он занимается своим искусством, даже несмотря на угрозу своей жизни. Однажды он сказал мне, что у него едва хватало сил поднять стакан воды, но «кисть не такая тяжелая, как стакан, поэтому я все же позанимаюсь». И он на самом деле занимался практически каждый день».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

Ранее уже говорилось, что реализация задачи по обретению практического опыта, позволяющего здесь и сейчас быть адекватным реалиям Жизни, под силу только практике. Сейчас же можно добавить, что, чем регулярнее практика, тем быстрее будет происходить процесс накопления опыта, составляющего суть движения по Пути и необходимого для осуществления этого движения на самых разных его этапах.

И в период начала тренировок. Между условной точкой, когда ничего не понимаешь, ничего не получается и возникают сомнения в себе и в изучаемом искусстве, и тем моментом, когда что-то начинает получаться и появляется настоящий, не восторженный, а уже профессиональный, интерес исследователя, который будет удерживать в занятиях и помогать преодолевать все их трудности. Этот этап невозможно обойти, его нужно просто пережить и чем регулярнее практика, причём в паре с теми, кто «может больше», тем он будет короче.

«На семинаре есть замечательная возможность позаниматься над техникой, потому, что здесь много людей, которые вас не знают.

Белым поясам не нужно сбиваться в отдельную кучку. Нужно распределяться по всему татами и пользоваться возможностью поработать с черными поясами.

Но сидеть и ждать пока вас пригласит черный пояс, тоже не надо, подходите и приглашайте их сами. Тренировка с черными поясам позволит вам пережить какой-то внутренний опыт и расти вам обоим».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, 2004г.

И на продвинутых уровнях изучения, когда регулярность практики становится ещё более важной и ещё более необходимой, чем на начальном этапе, и особенно для тех, кто организовывает и проводит занятия, для того чтобы быть интересным для своих учеников и иметь реальное основание быть для них ведущим.

«Сначала вы должны тренироваться для самих себя, чтобы у вас появился опыт переживаний. Ученики поймут, что у вас есть такой опыт, если он есть, и будут вас слушать.

Но если у вас такого опыта нет, то они вам не поверят …».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, 2006г.

Только регулярная практика является тем универсальным инструментом, способным решать все текущие задачи тренировки, имеющие место в изучении практического искусства Мастера Морихея Уесибы, независимо от того на каком бы участке этого Пути мы ни находились, и вести к его перспективным целям.

«Поэтому просто направляйся к свету и теплу, учись у богов и посредством упорной практики Искусства Мира становись единым с Божественным».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

*****

Comments (0)

Оставьте мнение: