Ноя 22 2013

Способы определения мировоззрения Основателя айкидо: Самому создать айкидо

Category: ДневникЕвгений @ 18:40

Как уже было сказано, техническое совершенствование в айкидо, как и во всех практиках Пути, содержит внешний (омоте) и внутренний (ура или оку) аспекты и оно невозможно без осуществления людьми, практикующими это искусство, как внешних, так и внутренних изменений.

«Окуден [скрытые, или «секретные», аспекты техник] присутствует в До по двум причинам: японская культура основывается на двойственности «публичного лица» и «скрытого лица»; Вселенная также состоит из видимого и невидимого начал ин-йо. Дуализм в японских искусствах часто обозначается понятиями омоте и ура. Омоте значит «перед, лицо» или «внешняя сторона, часть», ура означает «задняя часть» или «внутренняя часть». Омоте это то, что мы видим; ура, такая же важная часть, как и омоте, а возможно, и больше, это то, что незаметно с первого взгляда».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

При этом было отмечено, что в практике айкидо внутренние (духовные) изменения адепта, являются тем, что предшествует внешним изменениям и потому определяют главную цель и главное направление, всей выполняемой в процессе практики физической работы.

«Внешняя форма практики [омоте] – это далеко не единственная причина, подталкивающая людей к изучению той или иной формы Пути.

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

«Омоте» – это лицевая сторона, вещи, которые можно увидеть, а «оку» – это скрытое, вещи, которые совершенно не видны.

Бесчисленное множество инструкторов тренировалось в традиционных японских рю [школах боевых искусств], но лишь немногие дошли до уровня оку [до уровня понимания внутренней сути их искусства], поэтому большинство из них вообще не подозревают о его (оку) существовании. Думая, что они досконально изучили свое рю, эти инструктора иногда делают заявления, которые, мягко говоря, не совсем правильны. И даже будучи технически великолепными специалистами (нередко даже лучшими, чем их инструктора), они, тем не менее, не имеют ни малейшего представления о том, что представляет собой гокуи («суть») их рю. Еще хуже, если люди выносят суждение о стиле после того как овладели лишь сёдэном [начальным уровнем обучения].

Фредрик Дж. Ловрет. Путь и сила: секреты японской стратегии, «София», г. Киев, 2000г.

Поэтому следует говорить о том, воссоздание методики изучения айкидо, ведущей к овладению способностями О-сенсея, невозможно без понимания присутствия в оригинальном айкидо его внешней, видимой стороны и того, что составляет его внутреннюю, невидимую суть.

Вместе с тем, вследствие того, что внутренние изменения в практике айкидо являются наименее проявленными и заметными, увидеть эти изменения, услышать указания учителей, направляющих нас к внутренним изменениям, осознать их необходимость и на основании этого понять истинное направление айкидо О-сенсея, а затем соответствующим образом организовать и осуществлять свою практику, достаточно непросто.

«Я вижу, что вам трудно понять то, о чём я говорю, потому что вижу у всех вас привычку ждать «шомен» [ждать атаку] при выполнении техник. Я тут долго объяснял, почему я не хочу видеть «шомен», а вы продолжаете тренироваться так, как будто я ничего не говорил и не показывал.

На самом деле, это нормально! Когда к нам во Францию стал приезжать Хикитсучи-сенсей, нам понадобилось три года, чтобы понять то, над чем нужно в действительности работать при изучении техник айкидо.

Это непонимание происходит потому, что в ваших головах сидит идея о том, что вы должны защищаться. Но в айкидо мы не учимся защите. В айкидо мы учимся привлекать и вести. Даже сам Основатель айкидо говорил, что это противоречие находится в нашем мировоззрении. Мы думаем, что когда нас кто-то атакует, мы должны защищаться. При этом можно защищаться ответным ударом или убегая, но отношение и там и там будет одним и тем же. Этому учатся в традиционных боевых искусствах. Это искусство борьбы, в нём изучаются многочисленные, многочисленные ситуации нападения и в каждой из них вы учитесь действовать определенным образом. Но О-сенсей всегда говорил, что вместо того, чтобы защищаться, надо как бы сказать «Иди сюда!».

Нужно искать такие способы тренировки, которые бы помогали вам меняться внутренне, которые бы делали ваше тело более расслабленным, более стабильным, для того, чтобы вы могли быстрее двигаться. Это важно!».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, 2004г.

Увидеть ориентиры внутренних изменений – невидимых, но определяющих общее направление всей практики айкидо О-сенсея – действительно, не только очень непросто, но и очень важно. Чтобы быть эффективной (чтобы вести к эффективности техник Основателя айкидо), наша практика, кроме регулярности, должна иметь механизмы, которые бы придавали ей движение в сторону мировоззренческих изменений и удерживали бы это движение в направлении мировоззрения О-сенсея.

Пожалуй, единственным способом, позволяющим верно определять невидимые ориентиры оригинального айкидо и направлять нашу практику в русле духовных изменений, ведущих к обретению мировоззрения и эффективности боевых техник О-сенсея, является тот, который сконцентрирован на решение задачи, имеющей целью «повторение каждым учеником пути создания айкидо».

Как это ни странно, однако необходимость присутствия задачи «Повторить путь духовного роста, путь внутренних изменений Мастера Морихея Уесибы, чтобы снова, теперь уже самому, создать айкидо!» в практике каждого человека, ставшего на путь изучения искусства О-сенсея, обязательная и очевидная с точки зрения концепции Пути, сегодня требует и разъяснений, и привлечения дополнительного внимания.

*****

В наше время среди людей, изучающих айкидо, всё больше распространяется отношение к О-сенсею как к человеку, положившему начало новому виду боевого искусства, которое, по мере развития и культурной интеграции общества, не только можно, но и необходимо развивать. И поэтому, для того, чтобы айкидо соответствовало меняющимся условиям жизни, новым интересам и целям людей, его развивают сегодня в самых различных направлениях. Подчеркну, в направлениях, определяемых личным пониманием целей и задач практики искусства О-сенсея преподающими его сегодня инструкторами.

«В зависимости от того как айкидока подходит к изучению айкидо, ответ на вопрос «что такое айкидо?» у каждого будет разным. Говоря другими словами, сложно дать полное и окончательное определение айкидо, с которым согласился бы каждый. Определений может существовать столько, сколько занимающихся, потому что у каждого существует своя точка зрения на этот вопрос».

«С точки зрения современного человека, Морихей Уесиба, скорее, не средоточие айкидо, а в большей мере человек, который дал толчок его развитию. Именно так преподают айкидо во всём мире, и оно продолжает всё больше и больше набирать популярность».

«Благодаря своей всемирной популярности айкидо было подвержено другим культурным влияниям, развивалось и продолжает развиваться дальше в различных направлениях в соответствии с задачами его инструкторов».

Б. Рёдель. Айкидо: Основы. Принципы. Техники. Эксмо, Наше слово, Москва, 2012г.

К этому следует добавить, что Бодо Рёдель, является учеником сенсея Кристиана Тисье, который в предисловии к цитируемой выше книге отзывается о её авторе как о хорошем мастере и преподавателе, выражающим общую с ним позицию в изучении и преподавании айкидо. Мнение не нуждающегося в особом представлении Кристиана Тисье, известного и уважаемого в айкидо сенсея, за спиной которого находится многотысячная империя учеников из самых разных стран, имеет вес среди людей, занимающихся айкидо. И оно ясно даёт понять, что совсем немалое количество людей, по всему миру, считают возможным идти в изучении айкидо по своему направлению, и не считают нужным и обязательным в своей практике выяснение истинного предназначения создания айкидо, действительных целей его практики, обозначенных его основателем, и повторение способностей Мастера Морихея Уесибы.

Взгляд на развитие айкидо, как на «развитие его различных направлений в соответствии с задачами его инструкторов», противоречит основным положениям концепции Пути и поэтому совершенно несовместим с изучением оригинального айки-ДО О-сенсея.

Совершенствование и в концепции Пути, и в айкидо О-сенсея связано с изменением личности адепта, выражающемся в непрестанном изменении его мировоззрения. Именно с изменением мировоззрения человека, с расширением и детализацией видения Окружающего Мира, концепция Пути связывает раскрытие потенциальных возможностей человека и повышение эффективности его взаимодействия в этом Мире, являющихся в ней (в концепции) частными целями технического совершенствования и внешними показателями внутреннего личностного роста человека.

Технические способности О-сенсея, это следствие процесса его мировоззренческого роста и выражение его мировоззренческого уровня, достигнутого в результате переживания им определённого духовного опыта взаимодействия с Окружающим Миром. Опыта, полученного в ходе практики боевых искусств, имевшей определённую духовную направленность.

«Я практиковал боевые искусства многих регионов Японии, но дух мой не был удовлетворён». («Aikido», К. Уесиба, 1957, переиздано 1985).

«Это был человек [О-сенсей], который пережил определенный опыт и вот этот опыт привел его к созданию айкидо. И он дал нам вот эти движения – технику – чтобы мы сами пережили, смогли найти этот же опыт».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, 2004г.

Поэтому, чтобы прийти к способностям О-сенсея, необходимо пережить, тот же духовный опыт, который пережил и он, приобрести который можно лишь только в практике, точно повторяющей его духовный путь. Необходимо пройти тот путь, который привёл японца Морихея Уесибу к тому мировоззрению и тем возможностям, которыми он обладал и которые привёли его к созданию айкидо. Каждый, кто хочет прийти к способностям О-сенсея, должен пройти тот же путь духовного становления, должен снова, сам, создать его айкидо!

Не ориентируя свою практику в направлении выяснения и достижения мировоззренческого уровня О-сенсея, не погружая себя в обстоятельства, позволяющие пережить его практический опыт и приобрести его мировоззрение, т.е. не повторяя его духовный путь, и не воссоздавая айкидо, прийти к возможностям О-сенсея и так желаемой всеми айкидоками эффективности его техник, невозможно. И чтобы понять это, нужно знать и понимать положения, находящиеся и сохраняющиеся в образах концепции Пути.

*****

В концепции Пути условие повторения создания айкидо соответствует образу движения по дороге, уже кем-то проложенной и ведущей к определённой цели. И хотя, со времён зарождения концепции Пути, дороги сильно изменились, увидеть образ пути и разглядеть самые яркие из огромного множества его граней, ставших принципами концепции, может и современный человек, имеющий опыт передвижения по дороге и по бездорожью. Например, к источнику воды – символу и образу знания.

В принципе, источников с ведущими к ним дорогами может быть много, однако для того чтобы прийти к тому, который мы имеем в виду и обладающему водой определённого качества, нужно двигаться по определённой дороге. Можно, конечно, попытаться найти другой путь или пойти по бездорожью, но тогда не нужно удивляться тому, что достигнув источника, может оказаться, что это совсем не тот источник, из которого мы хотели напиться. Или, что преодолев все трудности бездорожья (не утонув в болоте, не сорвавшись в пропасть и не поддавшись соблазнительному виду ядовитых ягод), сошедшие с проложенного пути оказались у воды расцарапанными колючками и острыми камнями, покрытыми синяками и шишками, и потерявшими по дороге кого-то из своих попутчиков. Никто не мешает путнику пойти к той же цели другой дорогой. Он может добраться до того же источника на лошади, на автомобиле, сплавившись на плоту по реке или поднявшись на «канатке». Возможно, такой путь будет значительно легче и быстрее, но для этого понадобятся овладение соответствующими способами, средствами и навыками перемещений. А главное – обстоятельства, в которые попадут путешественники, достигшие формально одной цели, но пришедшие к ней по разным дорогам, будут совершенно разными. Впечатления и знания, полученные в результате движения пешком по лесной тропинке, сидя на плоту или верхом на лошади, и уж тем более в кондиционированном салоне автомобиля, будут разными. По-разному подействовав на путешественников, они сформируют в них опыт, отличающийся своими нюансами, заставляющий их в дальнейшем видеть, рассуждать и действовать в соответствии с этими нюансами, поступать так и не иначе.

Образ дороги, на основании которого когда-то была создана концепция Пути, через бесконечное множество составляющих его красок и оттенков, наилучшим образом хранит и раскрывает перед любым человеком, в наиболее удобной для него системе представлений, независимо от его национальной и культурной принадлежности, всё то бесконечное множество концептуальных принципов загадочной восточной философии, которое невозможно полностью ни озвучить, ни записать на бумаге. Можно сказать, что изучение айкидо О-сенсея, это, в какой-то мере, раскрытие адептом образа дороги и привнесение понимания его граней в методику своих тренировок.

«Дао [Путь] – таинственная основа тьмы вещей …

… Почему в древности ценили это Дао? Безгласные через него получали необходимое…». (Чжан 62).

«К тому, кто держит Великий Образ, приходит вся Поднебесная». (Чжан 35).

Лаоцзы. Дао де дзин. А. Лукьянов. Начало древнекитайской философии. г. Москва, Радикс, 1994г.

Видение образа дороги даёт ответы на самые важные и сложные вопросы, встающие перед учеником в изучении айкидо, ответ на которые определяет выбор направления, а значит и возможности, используемой им методики практики. И эти ответы можно обнаружить в ответах на очень простые вопросы, в том числе, связанные с совершением обычной прогулки к ключу, с чистой и свежей водой. Такими как:

Много ли шансов найти водный ключ, не имея представления и предварительно не выяснив о том, что это такое – вода?! Если не ставить цели похода к определённому источнику, есть ли смысл тратить время и усилия на поиск нужной дороги, не всегда гладкой и к тому же заросшей травой и густым кустарником, но точно ведущей к тому месту, куда мы хотим попасть?! Сократим ли мы путь к цели своего пути, двигаясь, всё время, прямо, не обходя буреломы и овраги, вместо того, чтобы последовать по вдруг свернувшей в сторону, более длинной, но хорошо натоптанной и видимой тропинке?! Зачем говорить, что мы идем к источнику, хвалить достоинство его воды, звать с собой других, если мы не идём, и с самого начала, не собирались к нему идти?!

Сопоставление образа дороги характером наших практических занятий позволяет понять то, что, если направленность наших тренировок в айкидо не соответствуют ему, то и изучаемые на тренировках техники никогда не будут соответствовать ни по форме, ни по внутреннему содержанию предназначению айкидо, не будут вести к его целям и возможностям, и их нельзя называть, и уж тем более считать, практикой искусства айкидо О-сенсея.

Сопоставление методики изучения айкидо, описываемой в учении О-сенсея (предполагающей следование определённому пути; точному соблюдению методических требований, определённых основателем искусства), с подходом, в котором направление практики, вместо образного представления Пути, исходит из терминологической неопределённости (у каждого занимающегося существует своя точка зрения на вопрос «что такое айкидо?») и в дальнейшем определяется задачами, основанными на личном мнении и предпочтениях инструктора (иду своим путём!), указывает на их принципиальную несовместимость.

В числе обоснований этой несовместимости, во-первых, следует указать на то, что в отличие от принципа следования по определённому Пути, находящемуся в основе изучения оригинального айкидо, по своему внутреннему содержанию состоящему в изменении мировоззрения, а по направленности ведущему к мировоззрению О-сенсея, либеральный, всё позволяющий подход основывается на широком спектре личных представлений. Во-вторых, необходимо жирно подчеркнуть, что непонимание и исключение из внимания этого отличия людьми, практикующими и, тем более, преподающими айкидо, чрезвычайно опасны для судьбы искусства, которое они изучают, и не только.

Скрытый подвох либерального, всё позволяющего подхода, делающий его, с одной стороны просто не состоятельным, от которого следует отказаться и забыть, а, с другой, опасным для айкидо О-сенсея, когда, не понимая или забывая об этой опасности, его продолжают применять, состоит в том, что в отличие от принципа следования по определённому пути, необходимому в изучении оригинального айкидо (по своему внутреннему содержанию состоящему в изменении мировоззрения, а по направленности ведущему к мировоззрению О-сенсея), он основывается на широком спектре личных и, как можно видеть, неизменных мировоззренческих представлений.

Провозглашая неизбежность развития айкидо вследствие необходимости приведения его в соответствие с меняющимися условиями жизни общества, последователи либерального подхода не замечают ни того, что современное развитие общества, несмотря на его внешние разносторонность и многообразие, уже в течение длительного времени происходит в плоскости одной и той же мировоззренческой концепции. И это в то время, как в соответствии с учением О-сенсея, развитие, техническое совершенствование в айкидо не только требует, но и просто невозможно, без мировоззренческих изменений человека. Ни того, что ссылки на необходимость развития айкидо под предлогом приспособления его к нуждам современного общества, не соответствуют основополагающим целям практики Пути, в связи с тем, что преобладающие тенденции развития современного общества преследует цели изменения Окружающего Мира внешним технократическим воздействием, а практика Пути направлена на внутренние изменения, на духовный личностный рост человека.

«Рю [метод практики, на основании которой создана конкретная школа] представляет собой попытку передать метод основателя своим потомкам. Его цель не научить, а изменить человека. И телом, и духом последователь загоняется в определенную жесткую модель. И именно по этой причине вся концепция рю так неприятна современным людям. Воспитанные на философии, подчеркивающей ценность личности, они не в состоянии подчиниться чему-то большему. А именно этого требует рю».

Фредрик Дж. Ловрет. Путь и сила: секреты японской стратегии, «София», г. Киев, 2000г.

Жесткость в соблюдении требований метода необходима для преобразующего воздействия на дух ученика и аргументирована зависимостью, давным-давно выявленной мастерами Пути и состоящей в том, что «либо метод меняет, взращивает дух; либо дух меняет, подгоняет под себя метод»

«Здесь, как и везде, ценность пропорциональна стоимости. Человек, который готов отдать рю все, и получает от него все. Остальные же, те, кто не способен полностью подчиниться, обречены на прозябание за боковой чертой. Они хотят получить товар, но не достаточно страстно, чтобы заплатить его стоимость».

Фредрик Дж. Ловрет. Путь и сила: секреты японской стратегии, «София», г. Киев, 2000г.

Остающаяся в умолчании (непроизносимая вслух) и потому не сразу и не всеми видимая часть либерального подхода в определении направления практики айкидо, делающая его опасной каверзой для учения О-сенсея, на деле проявляется в том, что в нём духовное развитие человека, ориентированное на непрестанное изменение (расширение и детализацию) мировоззренческого видения Мира, подменено на «развитие», а в действительности, на изменение самого искусства. На изменение основополагающих принципов, целей, методов и средств практики – всего того, что даёт последователям «рю» силу и эффективность его основателя, ради которых они это «рю» и изучают.

Находясь в рамках неизменного мировоззренческого представления, не имея задачи смены этого представления в ходе практики до уровня О-сенсея, инструкторы айкидо, выбирающие направление своих занятий на основании личных интересов и предпочтений, занимаются тем, что приспосабливают оригинальное учение айкидо под ограниченный уровень своего индивидуального мировоззрения и тем самым изменяют внутреннюю и внешнюю суть «всеохватывающего искусства».

Убирая из «мичи» его составную часть «до», они подменяют комплексное явление односторонним процессом «дзюцу», прекращая этим свое движение в сторону духовных изменений. Под прикрытием слова «развитие», они непосредственное движение по Пути духовного развития, перенаправляют и останавливают!

В своей совокупности, множа и распространяя неверное представление об айкидо (несогласованное и несоответствующее с мнением Основателя айкидо), эти люди занимаются тем, что дискредитируют концепцию Пути, возможности айкидо и имя Основателя. Останавливают развитие не только своё, но и тех, кто, не разбираясь в тонкостях практики традиционных искусств, следует за ними. Тренировки под портретом О-сенсея, совсем не гарантируют того, что вы изучаете айкидо!

*****

Для того чтобы не попасть под влияние либеральных течений, для того чтобы мы занимались изучением айкидо, а не его суррогатной версией, очень важно понимать значение принципа «традиционности» и причины сохранения методов практики, созданных основателями искусств в неизменном виде, формирующих собой основу Концепции Пути.

Благодаря принципу «традиционности» люди, приступившие к изучению японских искусств, способны преодолевать многие трудности их практики, связанные с временным незнанием и недопониманием других положений концепции Пути. Именно традиционность позволяет использовать учение и техники айкидо в неизменном виде (в не развитом по отношению к О-сенсею) на любом возможном, в том числе и современном, этапе развития общества.

Понимая социальную роль практик Пути, можно говорить, что традиция сохранения методов их изучения, это необходимое условие последовательного и полного развития человека и общества. Перенося понимание значение этой роли на практику айкидо, уместно сказать и то, что сохранение в неизменном виде метода практики будо, созданного О-сенсеем, способствует сохранению направления развития человеческого общества, данного Творцом и Вселенной, и самого человечества.

«Быть на Пути означает быть единым с волей Бога и следовать ей. Если мы хоть немного отклоняемся от нее, это уже не Путь».

«Без будо нация приходит в упадок, потому что будо – это жизнь, посвященная любовной защите, и источник познавательной деятельности».

М. Уесиба. Айкидо – истинное будо. Искусство мира, «София», Киев, 1999.

Людям, практикующим айкидо, следует понимать, что традиционные формы практики Пути сильны и бесценны своей неизменностью, и что от сохранения ими неизменными заложенные в них принципы и методы изучения и практики сегодня, зависит и сила, и востребованность айкидо в будущем.

«Современные До связаны не: только с тем, что происходит в японской культуре сегодня, но и со всем тем, что имело место на протяжении многих столетий развития страны.

… Несмотря на то, что некоторым японским искусствам удалось сохраниться на протяжении многих веков, сохраниться в виде искусства жизни, они являются очень хрупкими, и их дальнейшее развитие и существование целиком и полностью зависит от людей, их практикующих и им обучающих. Если эти люди, неважно японцы или нет, потеряют саму сущность своего искусства, корни, идущие из Японии, то их искусство может стать абсолютно неузнаваемым уже через одно-два поколения.

Очень характерным примером может послужить американизирование традиционной кухни других народов. Я люблю острую пищу и частенько посещаю тайские рестораны. И очень часто я бываю недоволен, когда обнаруживаю, что в данном месте подают «упрощенный» вариант традиционного блюда. Поговорив с владельцем ресторана, я узнаю, что они подают «адаптированную под американский вкус» пищу. Возможно, это и так, но иногда пища, которую они подают, является просто неузнаваемой или безвкусной. Я бы очень не хотел, чтобы подобное произошло и с практикой японских До.

… Надо ясно понимать, что различные формы До представляют собой что-то вроде «живых артефактов», и часть их ценности заключается именно в их, так сказать, античности. Поэтому многие ученики, как с Запада, так и с Востока, серьезно изучающие эти искусства, стараются из всех сил, пытаясь убедить своих соотечественников оставить эти искусства в их изначальном виде, изучать как они есть, а если не нравится, попытаться найти что-нибудь себе по душе – то, что подходит именно тебе, а не перекраивать [традиционные] культурные ценности под себя».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

Это чрезвычайно важно – знать и сохранять Закон Творца, чтобы не быть сбитым с толку законами, придуманными людьми, по чьёму-то недомыслию или умыслу, уводящему людей от естественного развития в русле Божественного Промысла, а значит и от реализации ими своего полного, заложенного Богом, потенциала возможностей.

Легко представить, что в результате изменения технологии сборки сложного, состоящего из множества деталей современного технического устройства, например, автомобиля или смартфона, даже если после этого они внешне будут выглядеть точно также как и их прототип, нельзя будет воспользоваться ими по их прямому назначению.

Направление практики айкидо О-сенсея, это аналогия технологии сборки не мене сложного устройства, а повторение пути создания айкидо, это технологическое условие (технологическая карта), обеспечивающее получение желаемого продукта в виде его, О-сенсея, уровня мировоззрения и эффективности его техник. Секрет айкидо в точном воспроизведении «технологии сборки» – в точном сохранении, передаче и воссоздании направления практики Основателя.

«Я должен в точности передать миру то, чему научился у О-сенсея. Говорить и делать лишь то, что говорил и делал Учитель. Я не имею права привносить свое личное мнение и таким образом искажать Путь О-сенсея.

Немногие хотят следовать учению полностью. В этом смысле моя практика отличается от остальных. Если такая традиция сохранится, ваза [техника] О-сенсея исчезнет вместе со мной. Этого не должно случиться. Вот что меня беспокоит. Вот почему я путешествую по миру и обучаю людей айкидо».

Интервью с Мишио Хикитсучи Сэнсэем, Париж, 1984.

Изучать айкидо в рамках концепции Пути, не делая при этом того, что «говорил и делал Учитель», а другими словами, «не следуя его направлению практики», или ещё по другому, «не ставя цели повторить его путь создания айкидо», ориентиром и признаком которой является «повторение способности воспроизведения эффективности техник айкидо Учителя», бессмысленно и непродуктивно!

*****

Конечно же, следует особым образом отметить, что обязательная в концепции Пути задача повторного, собственного создания айкидо совсем не предусматривает создание нового айкидо. Этого уже предостаточно! Повторяя путь О-сенсея, мы должны создать, а точнее воссоздать его айкидо – подняться на его уровень видения Мира и продемонстрировать его эффективность техник.

Наша практика будет иметь смысл, когда она будет создавать условия для повторения пути создания айкидо, ведущего к способностям О-сенсея. Точное следование направлению и условиям практики Основателя айкидо, это, если не единственный, то уж точно проверенный и наверняка лучший способ, чтобы это сделать. Технологическое условие (а в тренировке, это называется методической задачей) «создать айкидо О-сенсея» будет заставлять всёх его практикующих (и тех, кто преподает, занимаясь определением целей, задач и методов тренировки, и тех, кто занят их осуществлением), на каждом этапе их технического совершенствования, оглядываться на О-сенсея. Будет заставлять постоянно сравнивать себя с ним, изучать и сверяться с его наставлениями и направлять свои усилия к тем целям и задачам, пользоваться теми методами и средствами, о которых говорил и которыми пользовался Основатель айкидо. Поговорка о том, что «не стоит изобретать велосипед» подходит далеко не ко всем аспектам, требует особого приложения, к практике Пути. Иной раз без создания «своего велосипеда» не обойтись для того, чтобы иметь возможность продолжать следовать по этому Пути.

«Великий наставник [О-сенсей] постоянно напоминал своим ученикам: «Я всего лишь ваш проводник в этом долгом путешествии по миру айкидо. Слушайте внимательно мои наставления и рекомендации и затем идите по этому пути самостоятельно».

Дж. Стивенс. Морихей Уесиба. Непобедимый воин: Иллюстрированная биография основателя айкидо. г. Москва, Гранд, 2001г.

*****

Решая задачу повторения пути создания айкидо важно помнить, что путь О-сенсея, это, прежде всего духовный путь (мичи).

«Айкидо полностью сделано духом». («Aikido Shinzui», стр.31).

Ж. Блез. Речи и статьи Основателя по практике айкидо. г. Барнаул, 2000г.

А повторение духовного пути не связано с буквальным хронологическим воспроизведением событий из восьмидесяти шестилетней жизни Морихея Уесибы. Чтобы выйти на путь айкидо и практиковать оригинальное искусство О-сенсея, вовсе не нужно получать дипломы всех тех, более чем тридцати школ японского будо, которые он изучал, отправляться в опасное путешествие в Монголию, пить на спор солёную воду или никогда не надевать европейского костюма.

Вместе с тем, повторение духовного пути невозможно без переживания духовных прозрений, пережитых О-сенсеем.

Следуя духовному пути О-сенсея, понятие практики айкидо необходимо вывести за рамки изучения физических движений и расширить до понимания того, что практика айкидо, это средство духовных, в первую очередь, мировоззренческих изменений, без чего она лишается смысла и теряет свою истинную ценность. Решая задачу собственного воссоздания айкидо, несравнимо важнее увидеть образ пути айкидо и последовать его принципам. Куда более важно, в ходе своей практики раскрывать глубину этого духовного образа и затем последовательно переносить видение его черт, граней и красок на цели и характер своих занятий. (Вместе с тем можно заметить, что авторы последних изданий по айкидо, даже если и приводят биографию О-сенсея, не считают важным указать в ней случаи пережитых основателем айкидо духовных прозрений.)

Занимаясь повторением создания айкидо нужно понимать, что физиологическая жизнь человека и его духовный путь, это разные явления. Физическая жизнь, это замкнутый «горизонтальный» цикл. Человек приходит в этот Мир, а затем уходит из Него. Благодаря «вертикальному» духовному процессу, он имеет возможность уйти из него на уровне более высоком (чтобы затем на него же и вернуться), чем на том, на котором он в него пришёл при рождении. В отсутствие «вертикального» духовного процесса, движение в одной плоскости жизненного (для айкидо – технического) уровня, движение по одному и тому же замкнутому кругу, может быть бесконечным. Вертикальный процесс, разрывая этот круг, способен направить жизнь человека по спирали духовного развития. По бесконечной спирали духовных и, как следствие, физических возможностей. Ширина витков этой бесконечной спирали будут определяться интенсивностью духовных изменений.

«Единственное средство, которым можно уловить сердце айкидо («Aikido no Shinzui») – возможность производить колебания, которые повторяются (Masatsu renko sayo) [производить повторяющиеся циклы].

Чтобы быть ведомым в выходе АЙКИ бессознательно мы нуждаемся в этом тонком действии (Myoyoo). Если достигнуть проводника Aiki no myomyoo, можно получить свойство творения и дыхание поднимается прямо по спирали [поднимается по спирали развития] и из этого рождается действие последовательного соприкосновения; узел воды и огня [горизонтальный и вертикальный процессы] есть начало всех вещей Вселенной и если это действие вибрации [многократное повторение цикла] проявляется последовательно, можно получить Дух Айки». (газета шк. Айкикай, 10 ноября.1959).

[Сотворение, создание чего-то нового, осуществляется в результате выполнения повторяющихся горизонтальных циклов, с помощью вертикального процесса переходящих в движение по восходящей спирали развития. Многократное выполнение одних и тех же техник – горизонтальный цикл (вода); расширение и детализации мировоззрения – вертикальный процесс (огонь); выполнение одних и тех же техник на новом мировоззренческом уровне (узел воды и огня), сопровождающееся повышением их прикладной эффективности – движение по восходящей спирали духовного пути развития.

На духовном Пути новые техники, это не новые приёмы, а новое выполнение прежних техник. Выполнение всё тех же техник, с первого дня изучаемых нами техник, на новом мировоззренческом (он же и технический) уровне. В «До», в результате многократных повторений, ищут новый мировоззренческий смысл применения одной и той же техники (Дух Айки; дух создавший айкидо), реализация которого повышает и прикладную эффективность этой техники.]

Ж. Блез. Речи и статьи Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000.

Понимание взаимодействия и взаимовлияния «горизонтального» и «вертикального» Жизненных процессов даёт понимание того, почему следование духовным ориентирам учеником в период решении им задачи повторного создания айкидо позволяет ему не только не повторять жизненный путь и конкретные жизненные обстоятельства японца Морихея Уесибы, но и во многом сократить продолжительность этого периода. Сократить продолжительность времени подъёма на уровень возможностей О-сенсея.

Продолжительность повторения пути создания айкидо определяется совсем не физическими и интеллектуальными данными. Хотя и физические качества, и интеллект, и объём специальных знаний в определённой мере влияют на скорость технического совершенствования в практике айкидо, тем не менее, уровень требований к ним в изучении искусства Морихея Уесибы не выходит за рамки физических кондиций и умственных способностей обычного среднестатистического человека. Она определяется исходной мировоззренческой позицией ученика, приступившего к изучению айкидо (тем, насколько далеко мировоззрение ученика находится от мировоззрения О-сенсея) и, как уже было сказано выше, интенсивностью духовных изменений.

Если исходная мировоззренческая позиция человека, ставшего на духовный путь, воспитываемая семьёй, системой образования и культурой общества, является для ученика данностью, то интенсивность духовных изменений (вертикальная ширина шага спирали духовного развития) зависит от его следования в направлении духовных ориентиров, в какой бы конкретной позиции в текущий момент времени он ни находился. Пошёл за новым для себя духовным ориентиром учения О-сенсея и реализовал его требования в своих техниках – поднялся на новый технический уровень практики айкидо! Не пошёл – остался на прежнем уровне технических возможностей! И это воспринимаемое как движение, но, по сути, стояние (потому что в действительности движение осуществляется по замкнутому кругу одного и того же уровня, или если даже и по спирали, то всё равно – по горизонтальной спирали), на фоне безостановочного течения жизни, может продолжаться очень долго. Бесконечно долго!

Следование духовным ориентирам поможет во многом сократить продолжительность периода собственного создания айкидо О-сенсея тем, что не позволит тратить время на совершение усилий в ошибочных и тупиковых направлениях, отклоняющихся от достижения целей и эффективности оригинального искусства О-сенсея.

Сам О-сенсей говорил, что для прохождения духовного пути воссоздания айкидо достаточно и трёх месяцев. Но если не слушаться его советов (не придерживаться его духовных ориентиров, направленных на мировоззренческие изменения адепта), то этот срок может увеличиться до нескольких десятков лет.

«О-сенсей очень четко и определенно говорил, что истину айкидо можно постичь за очень короткое время. «Если вы поймете секрет, – говорил он, – то сможете делать то же, что делаю я, через три месяца». Теперь, когда есть люди, которые практикуют айкидо уже в течение тридцати, сорока и даже пятидесяти лет, стало очевидным, что О-сенсеем не становятся в зависимости от продолжительности занятий. Лично я потратил последние тридцать лет на поиски этого трехмесячного секрета». Роберт Надо.

С.Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

Вместе с моими товарищами по тренировке, нам приходиться замечать, что ученики, начавшие изучать айкидо намного позже нас, сегодня учатся – овладевают теми ступенями представлений и навыков, которые проходили в своё время и мы, – в несколько раз быстрее нас.

Но разве не в этом, в том чтобы научить чему-то быстрее, чем учился сам основатель, какого бы то ни было, метода действий, и состоит процесс преподавания и обучения?!

История технологии выплавки металлов, со времён бронзового века, насчитывает не одну тысячу лет. Однако сегодняшние металлурги проходят профессиональное обучение в течение пяти-семи лет и при этом разнообразие, качество и объемы выплавляемых ими металлов несопоставимы с теми, которые были у их древних коллег.

«У меня ушло до десяти лет, чтобы понять то, как О-сенсей делает ириминаге».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Москва, 2005г.

«Мне понадобилось пять лет, чтобы понят эту технику [тачи ваза, ката тори мен-учи – шихо-наге]».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, 2006г.

«Основатель айкидо делал много вариантов ириминаге. В течение 6-7 лет я не понимал, как он делает ай-ханми».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Барнаул, 2011г.

«Вам нужно применять то, что я вам говорил и показывал».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Барнаул, 2011г.

Ученику, воспользовавшемуся советом учителя, возможно, уже не понадобиться затрачивать на осознание изучаемого материала того же времени, что и его наставнику. Методики, технологии создаются годами и столетиями, коллективами и поколениями, чтобы ученики обучались использованию их в течение несколько лет и даже месяцев. В этом состоит цель, задача и суть обучения чему-либо один из принципов концепции Пути и одна из граней движения по уже проложенной кем-то дороге. Поэтому период повторного собственно создания айкидо, который должен иметь место в начале практики каждого человека, считающего себя последователем О-сенсея, это ускоренное прохождение и овладение тем, что Основатель создавал на протяжении всей своей жизни.

Обучение айкидо под руководством О-сенсея, а сегодня это изучение айкидо в направлении и на принципах О-сенсея, самым естественным образом влияет на продолжительность нашего обучения созданному им искусству. Точно так же, как следование инструкциям первопроходца влияет на продолжительность и безопасность прохождения по проложенному им пути. И чем более прилежными учениками мы будем, чем точнее и полнее мы будем следовать его направлению, тем короче будет срок нашего обучения, только преодолев который, можно задумываться и говорить о задачах развития айкидо!

*****

Comments (0)

Оставьте мнение: