Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_7fd28ccd9857d71840085b9459723d36, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php:1368) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php:1368) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368
Айкидо метод » Способы определения мировоззрения Основателя айкидо: Внутренние изменения – главное направление практики айкидо


Ноя 16 2013

Способы определения мировоззрения Основателя айкидо: Внутренние изменения – главное направление практики айкидо

Category: ДневникЕвгений @ 01:29

В предшествующих записях уже отмечалось, что практика айкидо, как практика любой другой формы Пути, преследует цели изменения своих адептов, достижение которых обеспечивается точным соблюдением принципов и методов изучаемого ими искусства. говорилось, что чтобы совершенствоваться в айкидо, мы должны менять себя, а не искусство.

Отмечалось и то, что это «изменение» имеет два принципиально разнонаправленных аспекта, взаимодействие между которыми и обеспечивает общее направление совершенствования в практике искусства Морихея Уесибы.

Один из них представляет собой процесс формирования, закрепления и наработки вариативности технических действий в рамках определённого мировоззренческого представления о технике. По смысловому содержанию его направление характеризуется плоскостным спиральным, и ещё можно сказать, количественным расширением (плоскостное развитие).

Второй аспект изменений состоит в процессе подъёма на новые мировоззренческие уровни, меняющие мировоззренческое представление и о техниках, и об изучаемом искусстве в целом. По своему смыслу этот аспект развития ведёт к обретению мировоззрения Основателя айкидо. В сопоставлении с первым аспектом его направление соответствует качественному изменению и перпендикулярно плоскостному техническому расширению.

Вместе с тем, анализируя текущие и перспективные методические задачи, имеющие место в практических занятиях айкидо, можно видеть, что практика в них обычно рассматривается лишь как метод овладения нюансами физических движений – внешними формами техник, по распространённому мнению составляющими главную особенность айкидо и определяющими его основное отличие от других боевых искусств.

На одном из интернет форумов айкидо мне приходилось наблюдать обсуждение вопроса следующего содержания:

«Мне на учебной практике дали задание провести тренировку по айкидо для спортсменов, занимающихся смешанными единоборствами. Прошу вашего совета, какие стойки, перемещения, техники из айкидо стоит им показать?».

Его задал студент-заочник 6 курса высшего учебного заведения (специалист!), между сдачами сессий, занимающийся преподаванием айкидо (практик!).

Ответы на вопрос, заняли несколько страниц, однако содержащиеся в них советы в своём большинстве дружно давали однотипные предложения:

«Покажите несколько простых техник: пару контролей и пару бросков. Например, иккё (омоте и ура), никкё от различных захватов. Из бросков можно взять ирими-наге и, может быть, кайтен-наге. Можно попробовать какие-то варианты кокью-наге»; «покажите побольше «прикладухи», и пусть им будет почаще больно»; «вот «рульная темка» – никкё в партере».

Конечно, интернет форумы не место для изучения айкидо. В обсуждениях на них настоящие специалисты не участвуют. Однако следует принимать во внимание, что те, кто участвует, вольно или невольно раскрывают то, что действительно изучается в реальных занятиях, и в определённой мере выражают методические позиции своих наставников. А, судя по постановке вопроса и единодушным ответам на него, самая распространённая среди них, причём в самых различных направлениях практики айкидо от классического «айкикая» до «реального», определяется тем, что на вопрос: «в чём отличие айкидо от спортивных единоборств?», отвечает: «особой формой стоек, передвижений, техник!».

И сама постановка вопроса, и характер советов, наглядно иллюстрируют, что находящиеся на этой позиции адепты айкидо видят секреты прикладной эффективности своего искусства лишь в особой механике его техник, относятся к своей практике как к средству изучения механической формы движений и ждут от неё лишь овладения нюансами этих движений.

Однако такое отношение к целям и методам практики отражает лишь признаки плоскостного направления технического совершенствования. Это направление ничем не отличается от направления совершенствования в спортивных единоборствах. Это тот аспект практики, по которому айкидо не выделяется, а объединяется в один вид деятельности со всеми другими видами спортивных единоборств и боевых искусств. По нему невозможно показать то, чем айкидо от них отличается. Основываясь только на нём, инструктор, как бы он ни старался, не покажет ничего принципиально нового тем, кто ещё не знает, что такое настоящее айкидо – оригинальное айкидо О-сенсея.

В такой методической позиции совершенно не просматривается направление практики к достижению целей, ориентированных на внутренние изменения человека и, на самом деле, являющихся главными целями будо Морихея Уесибы.

Практика айкидо, в первую очередь, требует от адепта внутренних изменений, связанных с изменением его мировоззренческих представлений, меняющих (уточняющих) и его представление о целях, методах практики и результатах техник изучаемого им искусства.

«Собирай Космос внутри себя …».

«Мало строить храмы и часовни. Утверждай себя как живой образ Будды. Каждый из нас должен стать богиней сострадания или победоносным Буддой».

«Пронизывающее сверкание клинков,

Выкованных теми, кто следует Пути,

Поражает злого врага,

Крадущегося глубоко внутри

Их душ и тел».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

«Именно эта внутренняя сила ки поражала в О-сенсее больше всего. Другие могут имитировать его форму, но у них нет таких внутренних качеств. Айкидо обладает неким качеством, которое невозможно увидеть. Это не просто форма». Юуити Накагути.

С.Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

Об этом же говорит и Жерар-сенсей, объясняя направление своей методики изучения айкидо.

«Я много советовал на физическом уровне, но мало-помалу вы поймете, что необходимо расслабить [необходимо изменять] то, что находится внутри.

Если вы тренируетесь в этом направлении [направлении О-сенсея], то вы внутренне меняетесь. Только это путь к совершенствованию.

Люди, которые делают только техники – икке, никке, ириминаге – думают, что они занимаются айкидо, но они не идут в истинном направлении, указанном Основателем айкидо».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Барнаул, 2007г.

В практике Пути, на уровне глубинных причин, повышение эффективности практической деятельности является следствием (вторичным процессом), происходящим в результате обретения нового качества мировоззрения. В выражении О-сенсея эффективность техник айкидо, это эхо, сопровождающее осознание и присоединение человека к Космическому Порядку.

«Когда ты склоняешься в поклоне перед Вселенной, она кланяется в ответ; когда ты называешь имя Бога, оно отзывается эхом внутри тебя».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

Только О-сенсей в исторической практике боевых искусств сказал о том, что чтобы получить другой, новый по качеству и эффективности результат от выполнения боевой техники, нужно менять не форму движений, а мировоззрение. Что, занимаясь практикой айкидо, нужно работать не над формой, а над расширением и детализацией своего видения Мира.

«Не увлекайся внешней формой ситуации. Искусство Мира не имеет формы – оно есть изучение Духа».

«В конце концов, ты должен будешь вообще забыть о технике».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

«О-сенсей говорил: «Забудьте о техниках. Вам не нужно их запоминать». Сингэнобу Окумура.

С.Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

Поэтому, чтобы кому-то дать представление об айкидо О-сенсея и его отличиях от других боевых искусств, нужно не просто показать какие-то физические жесты, с помощью которых можно воздействовать на нападающего человека и управлять им. Нужно показать, как изменение мировоззренческого отношения, напрмер, к нападению («движение к правильному восприятию процессов во Вселенной»), способно менять смысл, форму и результат внешне одного и того же действия, поднимая его эффективность на качественно новый уровень («превращать боевые техники в проводники чистоты, добра и красоты»).

«Истинный Воин учится правильно воспринимать процессы во Вселенной и превращать боевые техники в проводники чистоты, добра и красоты».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

Однако на это способен не далеко не каждый, даже из тех, кто тренируется в этом направлении практики, и уж тем более не смогут продемонстрировать те, кто о нём не знает. Именно поэтому, именно в связи с неспособностью показать айкидо О-сенсея, одно и единственное айкидо, о нём и существует множество самых различных, однако не соответствующие истине представлений.

«Нужно понять, что когда к вам приходит осознание вот этого понятия «притягивания», то пропадает понятие «противник» и это абсолютно меняет отношения, которые существуют между тем, кто нападает и тем, кто защищается.

Техника – вот только это: «ирими-атеми и все!» [выполнил ириминаге, очень коротко]. Всё остальное [предшествующая работа по изучению жестов], только подготовка к этому.

Но вот это атеми в технике, это не то атеми, которое для того, чтобы уничтожить человека. Это атеми, которое меняет настроение, состояние нападающего человека.

Вот это больно [показал «старый» вариант техники, с атеми и возможными переломами позвоночника]. Это делается для того, чтобы покалечить человека, но это не айкидо. Здесь я совершенно не старался притянуть партнера и это его совершенно не меняет».

«На самом деле техника меняет состояние (настроение) человека. Это значит, что если вы правильно делаете технику, вы меняете то, что происходит в его теле и голове. И если все это у вас прошло, то человек просто обездвижен и ничего не может против вас сделать.

Вы должны понимать для чего вы технику делаете и что должно произойти. Потому что, если меняется ваш образ действий – вы бьете партнёра, то и его образ действий сразу же меняется. [В той же самой ситуации он будет действовать по-другому, не так как нам бы хотелось.]

Возможно, это кому-то не так уж и важно, потому, что это происходит на татами – в искусственно созданной ситуации, – но, тем не менее, это работает, и О-сенсей говорил, что это правда. И вот эту правду можно найти и идти вперед, если вы будете учиться правильно [если будете иметь правильное направление своей практики].

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, 2004г.

*****

Comments (0)

Оставьте мнение:




Warning: Unknown(): open(/tmp/sess_7fd28ccd9857d71840085b9459723d36, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0