Дек 12 2013

Механизм изменения мировоззрения в практиках Пути: Заниматься с учителем

Category: ДневникЕвгений @ 19:23

Достаточно точное сравнительное определение учителю и ученику Пути, в соответствии с концепцией Пути раскрывающее их главные функциональные особенности в процессе осуществления практики, высказывает Ф. Дж. Ловрет.

«Сенсей не столько учитель, сколько проводник. Слово сенсей буквально переводится как «родившийся раньше». Это означает, что сенсей уже был там, куда ученики только пытаются добраться. И его задача как канте (главы додзё) проследить за тем, чтобы последователи продвигались в правильном направлении. Он только указывает правильный путь; само путешествие совершает дэси (ученик)».

Фредрик Дж. Ловрет. Путь и сила: секреты японской стратегии, «София», г. Киев, 2000г.

Ученик всегда сам, своими ногами, осуществляет движение по Пути духовного совершенствования. Без личных усилий ученика, без выполнения им физической работы, движение по этому Пути невозможно. Именно поэтому практики всех форм Пути во многом отождествляют не только с процессом обучения, но и с процессом самообучения.

Однако, применение термина «самообучение», которым мы обозначаем особый характер основной работы, осуществляемой учеником в практиках японских искусств, обеспечивающей движение по Пути духовного совершенствования и состоящего в приведении представления ученика о Мире в более точное соответствие с тем, что есть на самом деле, совсем не следует отождествлять с самостоятельным (автономным) формированием им нового мировоззренческого видения.

Как уже было отмечено, во-первых, так и не сумев увидеть главного, человек способен построить в своей голове множество интересных и красивых представлений об Окружающем Мире не соответствующих Действительности. Во-вторых, даже увидев несоответствия своего представления тому, что существует в Реальности, и, занимаясь самостоятельным формированием мировоззренческих установок, направленных на устранение этих несоответствий, можно потратить очень много времени на проверку их в практике и в итоге всё равно сбиться с верного направления – перейти от «вертикального» перемещения к «горизонтальному». Потому что, в-третьих, практика никогда не обманывает, но имеет не только разные направления, но и разные уровни, при всём старании ученика, недостижимые им без помощи того, кто уже находится на этом уровне.

Поэтому перечисляя факторы обеспечивающие движение адепта по Пути духовного совершенствования, следует помнить, что оно невозможно без сенсея, без проводника, прошедшего по этому Пути раньше и знающего то, что ученикам только предстоит пройти. Духовное совершенствование невозможно не только без сознательной самостоятельной работы ученика, без самообучения, но оно также немыслимо и без помощи учителя – без обучения.

Двойное условие «заниматься с учителем», т.е., первое, практиковать и, второе, руководствоваться в практике указаниями сенсея, является обязательным фактором, необходимым для преодоления и перечисленных выше проблем практики и всех других трудностей, возникающих перед адептом Пути духовного и физического совершенствования, практически непреодолимых им в одиночку.


Благодарность учителю

Глубокое понимание учеником роли учителя в осуществляемой им практике, имеет для него (для ученика) немаловажное значение. Оно позволяет ученику наиболее полно видеть и принимать направленную к нему со стороны учителя помощь. И чем больше мы будем этой помощи принимать, тем успешнее будет наше движение по Пути самосовершенствования.

При прочтении текстов самого Морихея Уесибы и его непосредственных учеников всегда привлекает внимание выражение ими, как может показаться, слишком чрезмерного чувства благодарности.

<strong«Чтобы практиковать Искусство Мира, ты должен: Быть вечно благодарным з>а дары, которые ты получил от Вселенной, от своей семьи, от Матери Природы и от близких тебе людей».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

«Я молюсь с семи лет, и каждый день благодарю О-сенсея; никогда в жизни я не прекращал это делать».

Хикитсучи Мичио Сенсей. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998.

Изучение же причин этой благодарности позволяет установить и более подробно рассмотреть значение роли учителя в движении по Пути самосовершенствования и ответить на вопросы: для чего он – учитель – нужен? Что он собственно делает в процессе изучении учеником японских искусств? И можно ли вообще обойтись без сенсея в практиках Пути и практике айкидо?

Изначально понимая, что благодарность возникает не на пустом месте и, воспринимая её как реакцию, иногда только эмоциональную, а иногда сопровождаемую и активными действиями, в ответ на благоприятное воздействие из вне, интересно обнаружить, что для мастеров Пути благодарность является не только следствием выражения признательности за предоставление какой-то помощи. Что для них благодарность, как определённое духовное состояние, представляет собой некий необходимый фактор, имеющий немаловажное значение для успешного продвижения в практикуемой ими деятельности.

Указывая на поверхностный уровень действия этого фактора, можно говорить о том, что благодарность к Основателю айкидо, если она выходит за рамки формального поклона портрету О-сенсея перед началом тренировки, заставляя ещё и ещё раз обращаться к изучению того, о чём говорил и чему учил этот человек, помогает обнаружить то, что мы не замечали в его объяснениях раньше, увидеть то, к чему относились как к незыблемому, в несколько ином свете, и в итоге помогает быстрее и глубже понимать философию и овладевать практикой его учения.

«Именно благодаря О-сенсею мы можем заниматься айкидо здесь, с вами, и я благодарю его за эту возможность.

Вам надо вспомнить обо всем том, что говорил О-сенсей, это самый короткий путь для постижения истинного айкидо».

Хикитсучи Мичио Сенсей. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998.

Рассматривая же глубинные причины выражения признательности (причины вхождения в определённое духовное состояние), можно обнаружить, что благодарность, как определённое духовное состояние, является обязательным начальным условием для запуска в действие механизмов, обеспечивающих течение процессов технического совершенствования в практиках Пути.

«Благодарить – это, значит, устанавливать связь с божественным, с природой.

Благодарить каждый день О-сенсея – это идти вперед на пути к айкидо».

Хикитсучи Мичио Сенсей. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998.

Интересно обнаружить и то, что Хикитсучи-сенсей рассматривает благодарность к своему учителю, как причину и средство, послужившее основанием не только для восприятия им новых духовных ощущений, но и для обретения новых практических способностей.

«– Ваши ощущения, когда на занятиях О-сенсей обращался лично к Вам?

– Это чувство благодарности. Мне казалось, я не заслуживаю к себе такого внимания. От любого касания учителя во мне происходили малопонятные метаморфозы. Иногда казалось, что силы мои стремительно растут, иногда, наоборот, я чувствовал, как они покидают меня.

Ощущение постоянного давления со стороны О-сенсея на протяжении всех тренировок, в конце концов, вылилось в умение контролировать свою внутреннюю энергию».

Интервью с Мишио Хикитсучи Сэнсэем, Париж, 1984.

Причём в высказываниях ученика О-сенсея, помимо представления возможностей механизма выражения благодарности, можно найти и описание сути возникающих при этом явлений, состоящих в установлении связи с тем объектом, с которым хотел бы взаимодействовать в информационном обмене («благодарить – это, значит, устанавливать связь»). А также и описание методических подробностей его включения и использования, заключающихся в необходимости проявления признательности к учителю в активном, искреннем и самостоятельном действии, отличающемся осознанностью от сопровождающего практику формального и поэтому ничего незначащего для неё ритуала.

«Я бы хотел, чтобы все инструкторы говорили с О-сенсеем перед кейко, а не просто вешали фотографию и кланялись ей, произнося «онегаишимасу» и «аригато гозаимасу». Важно чтобы люди выражали свою благодарность через действия. Это поможет им понять учение О-Сэнсэя. Одна лишь голая форма не сработает; человек должен показывать свою признательность искренне».

Интервью с Мишио Хикитсучи Сэнсэем, Париж, 1984.

Обобщая сказанное выше (в т.ч. о том, что повышение эффективности в практиках Пути определяется изменением мировоззренческого видения и отношения к Окружающему Миру; что для того чтобы поднять мировоззренческое видение человека на новый уровень, в его мировоззренческую систему необходимо внести новые для него мировоззренческие установки, соответствующие тому уровню, на который он хочет подняться, и которые человек не способен сформировать самостоятельно; что мировоззренческие установки более высокого уровня являются невидимыми (не воспринимаемыми и непонятными) для текущего уровня мировоззрения человека; что учитель Пути (сенсей) является проводником, указывающим духовные ориентиры практики; что благодарность к сенсею служит фактором, обусловливающим обретение учеником новых практических способностей и навыков, с одной стороны, зависимых от мировоззрения и, с другой, определяющих эффективность результата практической деятельности) и, принимая необходимость изменения мировоззрения человека для решения задачи совершенствования форм и результата осуществляемой им практической деятельности, мы можем более детально уточнить функциональное значение учителя в практиках Пути и внести дополнения в рассматриваемый в рамках данной записи механизм изменения мировоззренческого видения.

Во-первых, можно говорить о том, что сенсей, выполняет функцию проводника духовного Пути на основании того, что он является носителем более высокого, по отношению к ученику, мировоззренческого уровня. Носителем информации, определяющей его более высокую, по отношению к ученику эффективность действии, но не воспринимаемой текущим уровнем мировоззрения ученика.

Что благодарность к учителю, как действие вхождения в определённое духовное состояние, является средством, обеспечивающим соединение мировоззрения ученика с не воспринимаемыми, в его обычном состоянии, уровнями мировоззренческих представлений учителя. Способом установления связи ученика с новыми мировоззренческими (они же технические) уровнями. Возможность существования такой связи подтверждается переживанием состояния сознания, которое испытывал каждый ученик, и которое можно описать как: «Вижу, что что-то не так, слышу новую для себя информацию, но не понимаю, что именно не так, и не могу повторить».

Во-вторых, можно говорить, что учитель представляет собой обязательную составную часть механизма, меняющего представление о Мире адепта духовного Пути, без которого этот механизм не может функционировать, а благодарность – одно из условий, запускающих этот механизм в действие.

«Когда ты склоняешься в поклоне перед Вселенной, она кланяется в ответ; когда ты называешь имя Бога, оно отзывается эхом внутри тебя».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

*****

Comments (0)

Оставьте мнение: