Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_bb1fee9477012705172971926d39e419, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php:1368) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php:1368) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368
Айкидо метод » Способы определения мировоззрения Основателя айкидо: Механизм изменения мировоззрения в практиках Пути


Дек 05 2013

Способы определения мировоззрения Основателя айкидо: Механизм изменения мировоззрения в практиках Пути

Category: ДневникЕвгений @ 12:58

Определяя перед собой задачу повторного создания айкидо О-сенсея, необходимо помнить, что занятия айкидо, это, прежде всего, духовная практика, однако практика, состоящая из двух аспектов – физического и духовного.

Общие статус и название духовной практики она имеет потому, что её духовная составляющая является «направлениеобразующей», а «направление» служит определяющей характеристикой образа пути, находящегося в основе изучения любого японского искусства, представляющего собой одну из форм практики Пути.

Поэтому повторное самостоятельное создание айкидо возможно лишь в сочетании физического и духовного аспектов практики, в соединении практики будо с духовным поиском.

При этом в организации учебного процесса следует учитывать, что механизмы роста духа и совершенствования физического навыка (механизмы, обеспечивающие «вертикальное» и «горизонтальное» перемещение) имеют существенные отличия, без понимания и правильного использования которых, задача повторения духовного пути О-сенсея и воссоздания его айкидо не может быть успешно решена.

Принято считать, что со временем занятий процесс последовательного и всё более глубокого изучения механического аспекта техник, каждого настойчивого и старательного адепта айкидо, самым естественным образом, непременно выведет на вершину технического мастерства. Представление о техническом росте обычно сводится к решению следующей цепочки учебных задач: разучить общую механическую структуру техник; затем изучить и наработать их нюансы; после этого научиться применять техники от различных атак, против различных и даже нескольких партнёров.

И действительно, для совершенствования в механике движений мы сначала изучаем наиболее простые элементы движений, а затем, опираясь на них, изучаем всё более глубокие и тонкие моменты и тем самым постепенно продвигаемся к способности выполнять техник во всё более усложняющихся обстоятельствах, приближающихся к условиям ситуаций реального нападения.

Образно о совершенствовании в физическом аспекте практики можно сказать, что мы поднимаемся на новый уровень выполнения техник в результате постепенного ежедневного накопления практического опыта, соответствующего подкладыванию себе под ноги газетного листа. Толщина одного бумажного листа почти ничего не значит, но через какое-то время (через месяц или год) мы обнаруживаем, что поднялись на заметно новый уровень выполнения изучаемых движений. Однако ждать от такого характера тренировки изменений в мировоззренческом видении, способных приблизить нас к эффективности техник О-сенсея, не стоит.

Ожидание того, что изучение механики движений, пусть даже самое глубокое и доскональное, приведёт к овладению настоящей эффективностью техник айкидо, указывает на то, что люди, изучающие айкидо, либо неправильно видят путь к способностям О-сенсея, либо вообще не задумываются над целью и методом их достижения. По сути, они уровни технического совершенствования отождествляют с наработкой вариативности и достижением стабильно успешного выполнения той или иной техники, в действительности, соответствующих одному и тому же мировоззренческому уровню. Даже приступая к изучению новых для себя техник, они в своих тренировках способны лишь привести уровень их механического выполнения в соответствие с уровнем своего неизменного мировоззренческого видения. Эти новые техники не становятся у таких людей сильнее тех техник, которые они знали до этого.

Практика, т.е. логика, форма и результат физических действий, это всегда выражение текущего мировоззренческого уровня. Выразить в действиях то, чего нет в мировоззрении, человек не может. Практика, это процесс демонстрации имеющегося мировоззрения и демонстрация искренности. Чтобы человек ни говорил о своём видении Мира, если он не может воплотить в действиях то, о чём он говорит, это значит то, что он не видит, что он неискренен. Работая над изучением механики техник, мы работаем над способностью точно и глубоко выразить имеющийся уровень мировоззрения, но при этом совершенно не меняем его. Поэтому ждать, что просто практика, пусть даже каких-то особых, физических действий приведёт к вершине мастерства – это не понимать Путь О-сенсея.

«Чтобы узнать движения айкидо, – сказал О-сенсей, – тренировочный процесс – это только первый шаг. Без конструктивных [созидательных, неразрушающих] действий эти знания лишены смысла. Если книгу Мусаси прочтет преступник, его мозг по-своему интерпретирует «Книгу пяти колец» и его знания станут разрушительными. Подобным образом, читатель с извращенным умом превратит в опасные и разрушительные те знания, которые несут работы Конфуция. Не обладая чистотой разума и духа, ты не можешь постичь истинного Пути Меча. Ты улавливаешь связь, Саотомэ?».

М. Саотомэ. Айкидо и гармония в природе, София, г. Киев, 1998.

В силу иерархической однонаправленности процесса осуществления практической деятельности (процесса получения практического результата, с заранее запланированными качествами), человек через выполнение движений не может повлиять на состояние своего мировоззрения. Практика, понимаемая лишь как выполнение физических движений, не может изменить мировоззрение! Практика Пути, это всегда больше, чем совершенствование физических действий! Чтобы изменить мировоззрение – духовный аспект, нужны усилия (действия), исходящие с более высоких иерархических уровней общего процесса практической деятельности.

«Нельзя [невозможно] видеть или касаться Божественного нашими грубыми органами чувств. Божественное внутри тебя, а не где-либо еще. Присоединись к Божественному, и ты сможешь воспринимать присутствие богов повсюду, только не пытайся их хватать или цепляться за них».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

Нужны усилия со стороны объекта (процесса), проявляющего духовные способности, называемого человеческой душой.

«Техника и сердце едины; если сердце не готово, оно не может вместить технику. Кто хочет выучить техники должен сначала заняться сердцем». Каллиграфия Хикитсучи Мичио сенсея.

Ж. Блез. Речи и статьи Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000.

«Айкидо – это самопознание, идущее через духовные практики (шуджио) и в результате переходящее в практики физические (кейко)».

Интервью с Мишио Хикитсучи Сэнсэем, Париж, 1984.

Для того чтобы практика айкидо вела людей к обретению способностей и эффективности техник Основателя айкидо, если не прежде, то параллельно с изучением механики жестов, необходимо заниматься изменением своего мировоззрения, тем о чём мастера айкидо говорят: «заниматься сердцем», «заниматься очищением разума и духа». А это значит, что вместе с тренировкой точного выражения своего мировоззренческого представления, необходимо вносить в него новые взгляды на привычные вещи.

Механизм изменения мировоззрения в практиках Пути

Изменить своё привычное видение Мира и отношение к нему, например, сделать их такими, какими они были у Основателя айкидо, не так уж и просто. Для организации практики айкидо, способной решать такую задачу, нужно иметь представление о составе и особенностях течения естественных процессов, образующих собой механизм обретения человеком нового уровня видения Окружающего Мира.

1). Необходимо помнить, что одна часть этого механизма (система мировоззренческих представлений), образована нематериальными структурами, находящимися на духовном плане (в области «разума и духа») и осуществляющими функции по определению целей деятельности и выбору средств и способов их достижения. Вторую его часть образуют физические структуры (анатомические и физиологические системы организма), обеспечивающие продолжение течения на материальном плане процессов, берущих начало в сфере духа, и образующих собой физический аспект практической деятельности (форму и результат физических действий).

Функции механизма изменения мировоззрения заключаются в том, чтобы найти новую мировоззренческую установку, внести её в систему мировоззренческих представлений, тем самым внести изменения в цели, методы и средства их достижения, и затем, через реализацию этих изменений на физическом уровне, получить изменения и в результате практической деятельности.

Отклоняясь на раскрытие особенностей значения духовного и физического аспектов в общем процессе практики какой-либо формы Пути, можно сказать, что физическая практика необходима для того, чтобы идентифицировать качество духовного состояния; для того, чтобы устанавливать связь между изменениями, вносимыми в мировоззренческую модель, с конкретными качествами результата, получаемого в итоге практической деятельности. Для того, чтобы увидеть невидимое – состояние духа; чтобы зарегистрировать изменения духовного состояния.

Используя знание о зависимости между духовным и физическим аспектами практики и поочерёдно помещая в мировоззренческую систему различные мировоззренческие установки, а затем «обкатывая» их на практике и сравнивая результаты проведённых экспериментов, мы имеем возможность выявлять те из них, которые будут обеспечивать наибольшую практическую эффективность физических действий.

При этом, если процесс безотносительного изменения мировоззрения (лишь бы изменить) состоит во внесении в мировоззренческую модель каких-либо новых (неважно каких) параметров, то методика целенаправленного воспитания (и самовоспитания) мировоззрения в практиках Пути состоит во внесении в мировоззренческую модель уже известных характеристик, тех, которые обеспечат получение заранее известного и планируемого результата практической деятельности.

2). Необходимо принимать во внимание и то, что особый характер зависимости между «шуджио» и «кейко», определяет и особый способ внесения новых мировоззренческих установок в уже действующую систему мировоззрения. Как уже было отмечено выше, изменить представление человека об Окружающей Действительности, используя только лишь физический аспект практики, невозможно, так как в искусстве духа именно «духовные практики (практики «очищения разума и духа») переходят в практики физические», а не наоборот. Поэтому, уточняя функциональные особенности механизма изменения мировоззрения (а значит и положения методики воспитания мировоззрения), следует подчеркнуть, что процесс внесения новых параметров в имеющуюся картину Мира осуществляется именно через «дух и разум» (на духовном уровне, через действие духовных структур).

3). Далее следует отметить, что, прежде выполнения операции помещения какой-либо новой мировоззренческой установки в мировоззренческую систему, её (новую установку) нужно где-то взять – создать или позаимствовать. Поэтому процессы выявления и загрузки в мировоззренческую модель человека новых мировоззренческих параметров, также требует уточнения.

Изучение состояния решения этого вопроса позволяет установить, что человек, автономно, внутри себя, опираясь на свой текущий уровень мировоззрения, не способен произвести никакой новой мировоззренческой установки, которая бы смогла изменить его представление об Окружающем Мире и предоставила бы ему возможность подъёма на новый уровень взаимодействия с объёктами этого Мира, на новую ступень физических возможностей.

Оказывается, что не только через физический аспект практики, но и, опираясь на духовные структуры («дух и разум»), человек не способен создать ничего нового – ничего того, что выходило бы за пределы его мировоззрения. Характеризуя творческий аспект практической деятельности, нужно иметь в виду, что человек всегда является не творцом, а сотворцом. Его творческая деятельность состоит из двух процессов – духовного восприятия и интеллектуальной переработки полученной информации.

Интеллект, занимаясь обработкой полученной информации, как и его технический аналог – компьютер, создаёт новое за счёт нового структурирования уже имеющейся в нём информации. Он ничего не придумывает. Как и компьютер без загрузки в него новых программ и данных для них, интеллект не может создать ничего принципиально нового, выходящего за пределы формирующего его уровня мировоззрения.

Духовные структуры (те, из них, которые ранее были названы «душой») вместе с физическими органами чувств материального тела образуют общую для Человека систему восприятия. Как и физические органы чувств, душа не способна создавать ничего нового по своему функциональному предназначению. Душа – орган восприятия информации духовного уровня, она не создаёт (не умеет создавать), она только чувствует. И, если органы чувств физиологического тела человека воспринимают всегда одну и ту же по своему содержанию информацию (следят за тем чтобы условия, в которых находится физическое тело не вышло за пределы приемлемых для него рамок условий физического существования), то именно способности души определяют для человека возможность получения по-настоящему новой для него информации, являющейся основанием для его развития, обеспечивающего повышение эффективности его существования в Космическом масштабе.

Заслуги мыслителей и изобретателей состоят не в том, что они придумали и создали то, чего не было раньше, а в том, что они смогли увидеть (открытие для себя) и дать понятное другим людям толкование не замечаемым ими действующим Природным закономерностям (открытие для других), сумели практически использовать уже существующую в Природе информацию.

Как бы это ни было обидным для людей, однако они ничего не создали самостоятельно и лучше из того, что уже есть, ни на уровне идеи, ни на уровне их овеществления. Всё когда-либо придуманное и созданное человеком уже имеет аналоги в Природе и создано из того, что имеется в Природе. Поэтому, составляя представление о механизме изменения мировоззрения, необходимо учитывать, что создание мировоззренческой установки, способной изменить наше видение Окружающего Мира, возможно только лишь с участием информации из вне.

4). В связи с тем, что процесс получения человеком информации из вне проходит стадии восприятия и интеллектуальной обработки, качество его личной информации (информации, создаваемой интеллектом для его личного пользования) определяется индивидуальными особенностями восприятия и интеллекта каждого человека. Не секрет, что разные люди по-разному видят, по-разному интерпретируют и по-разному относятся к одним и тем же событиям. На основании имеющихся фактов, в голове можно построить множество интересных и красивых представлений об Окружающем Мире, однако нередко самые красивые и захватывающие из них оказываются домыслами, не имеющими места в реальной Картине Жизни.

«Хотя имелось много философов и монахов, которые говорили истину, мало есть людей, которые прислушиваются к ним. Более того, эти люди становятся в оппозицию философам и проповедникам, они борются военной силой и побеждают». («Журнал Айкидо», №18, стр.14).

Ж.Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

В изучении, каких бы то ни было форм Пути, мы не можем обойтись без практических занятий ещё и потому, что практика, кроме всего прочего, является единственным средством проверки создаваемой в нашем сознании личной информации на соответствие её Окружающей Действительности. Только практика является средством решения задачи по очищению восприятия от мусора и интеллекта от шлаков, вносящих искажения в представление о Мире и не позволяющих действовать в Нём наиболее эффективно.

«Но почему? [Почему философы и религиозные люди, провозглашая доброе и справедливое, оказываются побеждёнными теми, кто находится к ним в оппозиции?!]. Потому что до настоящего времени философы и религиозные люди выражаются только словами и пренебрегают практикой.

Согласно японской пословице «сказать легко, сделать трудно». Вы не должны ограничиваться теорией, вы должны практиковать айкидо.

Я лично достигал сокровенного сознания через тренировки тела в будо». («Журнал Айкидо», №18, стр.14).

Ж.Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

Занимаясь сбором и анализом информации для формирования нового мировоззренческого видения, нужно помнить, что только практика может нас защитить от внесения в своё мировоззрение искусственных, иллюзорных установок, не имеющих отношения к Реальной Действительности.

5). Формирование новой мировоззренческой установки, внесение которой в мировоззренческую систему человека способно изменить его представление о Мире, требует не только получения информации «из вне», но и того, чтобы эта информация содержала сведения, идущие с более высокого, для его текущего мировоззрения, уровня. С того мировоззренческого уровня, на который он хочет подняться. А это значит, что задача изменения мировоззрения требует восприятия, обработки и использования человеком сведений, невидимых, не воспринимаемых его текущим уровнем сознания.

Обязательное условие для изменения мировоззрения, состоящее в получении информации из вне и к тому же более высокого уровня видения, ставит вопрос о способах обнаружения такой, невидимой для нас, информации и внесения её в нашу действующую систему мировоззренческих представлений.

По мнению Хикитсучи-сенсея, единственный способ увидеть и забраться на новую ступеньку в представлении о Мире заключается в том, чтобы «заниматься с учителем», с человеком, обладающим более высоким практическим знанием и способным поставить перед учеником такие задачи и способы их решения, о существовании которых тот даже не может догадываться и подозревать.

«Айкидо – это самопознание, идущее через духовные практики (шуджио) и в результате переходящее в практики физические (кейко). Существует лишь один путь постичь всё в комплексе – заниматься с учителем».

Интервью с Мишио Хикитсучи Сэнсэем, Париж, 1984.

«Практиковать с учителем», это ключевое условие, обеспечивающее запуск механизма изменения мировоззрения адепта практики Пути и всех остальных звеньев процесса его технического совершенствования. Для успешного продвижения в изучении айкидо, чрезвычайно важно понимать статусы и роли учителя и ученика в процессе изучения практического искусства, или другими словами, в процессе изменения мировоззрения ученика. Кроме того, сегодня чрезвычайно важно определиться в том, кого считать своими учителями в практике айкидо, и для этого предлагается ещё раз вернуться к рассмотрению места, роли и значения учителя и ученика Пути под, несколько отличающимся от привычного, углом зрения.

*****

Comments (0)

Оставьте мнение:




Warning: Unknown(): open(/tmp/sess_bb1fee9477012705172971926d39e419, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0