Фев 19 2014

Механизм изменения мировоззрения в практиках Пути: Функции учителя и ученика в практике Пути: Увидеть невидимое

Category: ДневникЕвгений @ 11:03

Сила и эффективность техник айкидо являются выражением в физических действиях духовного послания, исходящего с того уровня мировоззренческого видения, которого достиг в своём духовном совершенствовании его основатель – Морихей Уесиба, и сформированного мировоззренческими установками, принадлежащими этому уровню.

Адепт айкидо не может повторить эффективность техник О-сенсея именно потому, что, либо не знает, о существовании этого внутреннего наполнения техник айкидо и не пытается его найти, либо не знает об истинном содержании его смысла, или же не умеет его выразить.

И это значит, что ученику, для передачи в своём выполнении техник айкидо этого, вполне определённого духовного послания, прежде всего, следует выяснить его смысл, а ёще раньше ему необходимо это послание увидеть. По сути, ученику необходимо увидеть «не воспринимаемый» им уровень мировоззренческого представления об Окружающей Действительности.

Поэтому, давая всё более глубокое представление о воспитании в практике айкидо и воспитательной функции учителя, о нём следует говорить как о процессе, создающим условия, позволяющие ученику увидеть прежде неизвестные ему и, к тому же, не воспринимаемые его текущим сознанием мировоззренческие уровни. И только человек, способный ввести в мировоззрение ученика мировоззренческие установки новых невидимых им мировоззренческих уровней, является настоящим воспитателем и настоящим учителем Пути.

Именно этим (направленностью на новые духовные уровни) воспитание отличается от обучения, представляющего собой процесс «научения» ученика более полному и детальному выражению своего текущего мировоззрения, а сенсей, умеющий воспитывать (т.е. находящийся сам и умеющий поднять ученика на новые духовные уровни) – от всего лишь обучающего инструктора. И, если «обучение» вполне доступно самостоятельному овладению, или же с помощью инструктора, не ставящего перед учеником задачи выхода на новые уровни сознания, то «воспитание», как подъём на новые уровни мировоззрения, совершенно невозможно без учителя, без помощи «из вне». Без помощи с тех уровней мировоззрения, на которые ученику необходимо подняться, преследуя цели своего технического совершенствования.

Принимая во внимание ещё одно определяющее условие практики Пути, заключающееся в том, что, несмотря на всемерную помощь учителя, участие ученика в процессе воспитания состоит в самостоятельном обнаружении им мировоззренческих установок, принадлежащих новым для него мировоззренческим уровням, и самостоятельном внесении их в систему своих мировоззренческих представлений, мы встаём перед необходимостью рассмотрения ещё одной важной проблемы и процесса воспитания, и технического прогресса. К вопросу о том, каким же образом в практиках Пути и айкидо решается вопрос обнаружения учениками новых, являющихся для них невидимыми, мировоззренческих уровней?

Воспитание – подъём на невидимый мировоззренческий уровень

В соответствии с наставлениями мастеров Пути, возможность нового, более глубокого, восприятия картины Окружающего Мира, раскрывающего естественный характер причин всего того непонятного и необыкновенного, о чём они говорят и демонстрируют, заключается в очищении.

«Не обладая чистотой разума и духа, ты не можешь постичь истинного Пути Меча. Ты улавливаешь связь, Саотомэ?».

М. Саотомэ. Айкидо и гармония в природе, София, г. Киев, 1998.

«Заниматься – это, значит, очищаться и идти вперед».

Хикитсучи Мичио Сенсей. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998.

Знакомство с высказываниями Морихея Уесибы, затрагивающими вопросы очищения в практике айкидо, позволяет обнаружить, что очищение, это не только специальные очистительные практики – «мисоги», такие как, например, стояние в мороз под водопадом. Можно говорить, что весь тот комплекс обязательных тренировок, на необходимость которого в практике айкидо указывает О-сенсей (тренировка тела; тренировка ума; тренировка духа), направлен на решение одной общей задачи, имеющей своей целью очищение всех функциональных духовных и физических структур образующих Человека, как единую целостную систему, и обеспечивающих осуществление им (Человеком) духовной, умственной и физической видов деятельности, своей совокупностью обеспечивающих создание одного общего материального результата, возникающего как проявление духовной реакции Человека на взаимодействие со Вселенной и имеющего определённую прикладную ценность. Или чуть иначе, – что вся практика айкидо представляет собой процесс, имеющей своей целью устранение искажающего влияния составных структур Человека (духа, ума и тела), последовательно участвующих в процессе материализации Истины Вселенной.

«Истинный Воин учится правильно воспринимать процессы во Вселенной и превращать боевые техники в проводники чистоты, добра и красоты».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

Техники айкидо (как и любой другой продукт человеческой деятельности, или, как и любое другое произведения искусства) в своей причинной первооснове являются физическим проявлением ответной реакции Человека на взаимодействие с объектами и явлениями Окружающей его Действительности. Реакции, возникающей на духовном уровне, и прошедшей определённые стадии материального воплощения.

Без тренировок, чистящих дух, ум и тело, боевые техники, выполняемые Человеком, не могут быть тем, что О-сенсей называет «проводниками чистоты, добра и красоты Вселенной», а, не будучи проводниками Истины Вселенной, они не могут быть и проводниками Абсолютной Силы Вселенной (проводниками Силы, рождаемой Вселенной). Не могут быть такими же сильными и эффективными, какими мы их видим в исполнении О-сенсея, являвшегося проводником этой Силы. Не могут быть техниками айкидо.

«Настоящее БУДО – это стремление направиться к центру Вселенной, соединиться с ней». («Takemusu Aiki», стр.192).

«Секрет сущности айкидо заставить гармонизироваться с движениями Вселенной и сгармонизироваться самому во Вселенной. Для того, кто приобрел этот секрет айкидо, Вселенная существует в его животе…». («Takemusu Aiki», стр.191).

Ж. Блез. Речи и статьи Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000.

Именно для того чтобы духовный Луч Истины Вселенной, материализуемый Человеком на физическом плане, передавал Гармонию, Красоту и Силу Вселенной, адепт Пути в своей практике должен работать над очищением всего своего комплекса тех структур, благодаря которым его духовные действия воплощаются на материальном плане в виде движений физического тела, в качествах создаваемых им продуктов и результатов деятельности. Он должен тренировать тело, ум и дух для того, чтобы, делая их способными легко и правильно воспринимать духовные уровни взаимодействия с объектами и явлениями Окружающего, также легко, свободно и точно выражать в своих умственных и физических действиях действия своего духа. А по сути, делать тело, ум и дух – делать себя – единым инструментом для передачи истинной глубины Любови и Гармонии Вселенной. Именно в этом заключается самая главная цель всех практик Пути (в т.ч. и айкидо) и ключ к необыкновенным способностям мастеров Пути.

«Всякая жизнь есть проявление Духа, проявление Любви. И Искусство Мира есть чистейшее выражение этого закона. Вселенская Любовь действует во многих формах; каждое её проявление должно иметь возможность свободно выражаться».

«Пусть твой ум всегда будет ярок и ясен, как безбрежное небо, великий океан и высочайший горный пик. Пусть твое тело всегда будет наполнено светом и теплом. Наполняй себя силой мудрости и просветления».

«Твой ум должен гармонировать с тем, как работает Вселенная; твое тело должно двигаться в такт движениям Вселенной; тело и ум должны быть связаны воедино с деятельностью Вселенной».

«Ум и тело Воина должны быть пронизаны просветленной мудростью и глубоким покоем».

«Силой постоянного упражнения Просветляй и тело, и душу».

«Цель тренировок – подтягивать ослабленное, укреплять тело и шлифовать дух».

«Воспитывай и очищай Дух воина…».

«Чтобы практиковать Искусство Мира, ты должен: Успокоить свой дух и вернуться к источнику. Очистить тело и дух, удалив всю злонамеренность, эгоизм и страсть».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

Именно процессы очищения связаны с приобретением адептом Пути способности «увидеть новые, недоступные нашему текущему восприятию, уровни практики изучаемого нами искусства», с возможностью «внести в наше сознание принадлежащие им мировоззренческие установки» и с дальнейшей перспективой «подняться в своём мастерстве на эти новые уровни технического совершенствования».

Увидеть невидимое

Как можно видеть, для того чтобы мировоззренческую установку нового уровня целенаправленно внести в своё мировоззрение и с её помощью определённым образом изменить способы своего мышления и действий, сначала эту установку нужно обнаружить. Действительные заслуги выдающихся мыслителей и изобретателей состоят не в том, что они придумали и создали то, чего не было раньше (мы уже отмечали, что человек не может придумать и создать чего-либо такого, чего ещё не существует в Природе), а в том, что, благодаря изменению качеств своей души и интеллекта (благодаря очищению духа и ума), смогли увидеть («открытие для себя») и дать понятное другим людям толкование не замечаемым ими, действующим Природным закономерностям («открытие для других»). Сумели практически использовать уже существующую в Природе информацию!

Поэтому решая задачу подъёма своего мировоззрения на более высокий мировоззренческий уровень, нужно учитывать, что наши восприятие и интеллект не способны создать ничего принципиально нового, они могут только отражать то, что уже есть, что уже существует. Рассматривая работу ума (интеллекта), конечно же в определённой мере, можно говорить о проявлении им функции изобретения (способности создания нового, того чего ещё не было). Однако следует отметить, что изобретения интеллекта являются результатом перестановки и изменения конфигурации уже имеющейся в нём информации и представляют собой, либо «плоскостные изобретения» – новшества, не выходящие за пределы существующего мировоззренческого уровня, либо изобретения, принадлежащие плоскостям, созданным фантазиями интеллекта, пусть порой и воспринимаемые, как чрезвычайно красивые и увлекательные, но всё же, будучи несоответствующими Действительности, в конечном итоге, всегда приводящими к поражениям и разочарованиям при опоре на них в столкновениях с Реальностью.

Говоря же о возможностях духа, следует подчеркнуть, что дух вообще не способен к изобретениям. Это не его функция. Дух не изобретает, дух – ощущает. Плохо или хорошо, но он только ощущает (воспринимает) и только то, что уже существует. И именно чистота духа позволяет воспринять и ввести в интеллект ту новую неизвестную интеллекту информацию, которая становится основанием для совершения им открытий и создания изобретений совершенно нового технического уровня и прикладных возможностей. Именно поэтому настоящие мастера Пути отличаются от других, в первую очередь, не столько механикой и разнообразием техник, сколько своим мировоззренческим уровнем восприятия процессов, происходящих в Окружающем нас Мире.

Разнообразие форм техник у мастеров, это всего лишь следствие ширины их мировоззренческого кругозора и глубины мировоззренческого видения. В древние времена, не углубляясь в технические (плоскостные) изобретения, а, занимаясь духовным очищением, люди достигали более высоких физических способностей, т.е. чувствовали и умели намного больше, чем их сегодняшние, более продвинутые в техническом отношении, потомки. В подтверждение этому есть множество примеров и, в том числе, заявление О-сенсея о том, что он не придумал ничего нового, создав айкидо, а, лишь только, в результате своих духовных поисков и духовного прозрения, воссоздал техники мудрых предков.

«14 декабря 1940 года, к двум часам ночи, после совершения ритуала очищения (MISOGUI), я внезапно почувствовал себя в странном состоянии. В этот момент я забыл все техники, которые я выучил. И я должен был заново воссоздать техники предков».

Ж. Блез. Речи и статьи Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000.

Восприятие и интеллект могут только более или менее точно отражать Окружающую Действительность, подобно тому, как точно или не точно отражают предметы ровное и чистое или же кривое и грязное зеркала. Именно чистота разума открывает Человеку возможность к восприятию из вне информации новых духовных уровней, способной изменить и его мировоззрение, и физические способности. И именно поэтому задача, формулируемая как «очищение ума» адепта (а в действительности «очищения разума», как объединения духа и ума), является одной из главных методических задач всех практик Пути.

*****

Исходя из того, что обучение и воспитание в практиках Пути, это двусторонние процессы, неосуществимые без активного участия самих адептов Пути, то, для уточнения задачи «очищения духа и ума», о ней следует говорить, как о задаче запуска и осуществления учениками процесса «самоочищения». Как о задаче, которая состоит не в том, чтобы научиться создавать новые сведения, а в том, чтобы воспитать в себе способность воспринимать и различать новые сведения в уже существующем их общем потоке на духовном уровне (задача воспитания духа), и затем, уже на интеллектуальном плане, приводить эти чувственные сведения в форму, воспринимаемую и своим интеллектом, а далее и в информацию, воспринимаемую и понятную другим людям (задача воспитания ума – давать словесные определения точно соответствующие духовным явлениям, составляющим духовную – т.е. первичную и наиболее соответствующую действительности – Картину Мира).

Анализируя способы решения «задачи очищения», используемые в современной практике айкидо, можно отметить, что наиболее отрабатываемыми из них являются те, которые связаны с «очищением тела».

Безусловно, это чрезвычайно важные задачи практики искусства Морихея Уесибы, по внешним признакам, составляющие всё её содержание.

«… согласитесь – бессмысленно класть хорошую пищу на выщербленную тарелку… Человек со слабым телом будет работать плохо, даже если у него хороший ум. Поэтому необходимо тренировать тело, чтобы оно было здоровым и сильным и могло противостоять трудностям».

К. Тохей. Книга Ки: координирование ума и тела в повседневной жизни. Сборник «Айкидо – искусство мира», «София», Киев, 1999.

Однако, это всё же узко технические задачи – задачи, направленные на изучение механической структуры техник, повышающие межмышечную и внутримышечную согласованность движений, и обеспечивающие развитие и доведение физических качеств ученика (сила, быстрота, координация, гибкость) до уровня, позволяющего соответствовать требованиям, предъявляемым к механической структуре техник. Куда и какой ногой шагать, как и насколько поднимать руки, каким образом поворачиваться, чтобы наиболее эффективно воздействовать на партнёра и не быть открытым к его противодействию.

Эти методические задачи практики наиболее доступны для понимания и именно поэтому их решению современные преподаватели и ученики отдают большую часть своего внимания и тренировочного времени.

Задачи, в формулировке О-сенсея, преследующие цели «очищения ума», уже гораздо реже можно заметить среди учебных вопросов, изучаемых сегодня в практике айкидо. Здесь речь идёт не столько о прикладном развитии интеллектуальных способностей, связанных с верным прочтением условий боевой ситуации и выбором наиболее адекватных ей способов действий, сколько о задачах, в выражениях мастеров айкидо называемых «тренировкой ума», «успокоением ума» или «расширением ума», «расширением сознания». Расширения до размеров «безбрежного неба», «великого океана», по своей сути, являющихся обозначением Космоса и Вселенной.

«Пусть твой ум всегда будет ярок и ясен, как безбрежное небо, великий океан и высочайший горный пик».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

Эти цели и задачи тренировки, несмотря на то, что в практиках Пути они обладают более высоким приоритетом по отношению к первым (в большей мере определяют эффективность выполнения техник), сегодня мало интересуют людей, называющих себя последователями О-сенсея.

Основной причиной такого перекоса в изучении айкидо, когда искусство объединения духа, ума и тела подменяется только лишь тренировкой тела, служит то, что эти, настоящие цели практики айкидо, находясь вне уровня восприятия Действительности нынешних айкидок и не входя в их узкий круг представлений о Жизни, являются для них незнакомыми и непонятными. Они их не видят, не понимают и, к тому же, при отсутствии внутренней дисциплины адепта Пути («Если я решил стать последователем О-сенсея, то должен соблюдать все требования принципов его искусства, даже если я их ещё не понимаю»), даже услышав о таких задачах практики, не считают их чем-то необходимым и важным в занятиях боевым искусством.

Узкий кругозор и неглубокие знания не позволяют им видеть взаимосвязанность и взаимозависимость явлений Окружающего Мира и использовать это свойство Мироздания для объединения – для установления связи – через уже известное, с пока ещё неизвестным и недоступным.

«Каждый из нас прекрасно сознает разницу между состоянием разделенных ума и тела и состоянием, когда они согласованы. И эта разница огромна. Но если это так, то почему так мало людей упражняются в их объединении? Потому что, независимо от того насколько важным или волнующим кажется им объединение ума и тела, оно находится за пределами их привычных возможностей… Ум не имеет ни цвета, ни формы, ни границ. Тело же вещественно и конечно. Объединение столь различных вещей кажется невозможным, во всяком случае, в повседневной жизни. Заботы и проблемы, которые окружают нас со всех сторон, закрывают от нас эту цель. “На это способен Будда или Иисус, — говорит средний человек, — но не я!”».

К. Тохей. Книга Ки: координирование ума и тела в повседневной жизни. Сборник «Айкидо – искусство мира», «София», Киев, 1999.

«Простое и очень эффективное упражнение, которое вы должны постоянно практиковать, заключается в понимании своего окружения. Остановитесь на мгновение и посмотрите вокруг. Как много из того, что вы видите, вы понимаете? У вас в комнате, безусловно, есть электрическая розетка. Понимаете ли вы на самом деле, как она работает? Знаете ли вы, что такое кулоны, вольты или амперы? Если нет, выясните. Как была напечатана эта книга и почему количество страниц любого издания кратно восьми? Какая разница между АМ и FМ радио? Постоянно ищите маленькие интеллектуальные проблемы подобные этим, а затем разрешайте их.

… для достижения ментальной гибкости необходимо думать о разных вещах. И хороший способ начать – прочитать энциклопедию».

Фредрик Дж. Ловрет. Путь и сила: секреты японской стратегии. «София», Киев, 2000г.

«Когда О-сенсей был жив, многие из его учеников занимались живописью, музыкой. Однако после того, как он ушел, почему-то большинство из изучающих айкидо перестали этим заниматься. Айкидо последних поколений учеников лишено красоты».

Н. Ватанабе. Семинар по айкидо, Москва, сентябрь 2012г.

«Но ведь мы же занимаемся изучением боевого искусства! А для овладения навыками ведения боя необходимо развивать быстроту реакций, силу, оттачивать технику движений! Причём здесь кулоны, вольты, FМ радио, живопись и музыка?! Какой смысл для наших занятий может иметь чтение энциклопедии?! Какое отношение к практике айкидо имеют религиозные наставники?!».

Такие и подобные им вопросы, чаще других можно услышать от нынешних последователей О-сенсея после их ознакомления с вот такими нелогичными советами по организации практики айкидо. Вместе с тем, задав их и обратив внимание на их парадоксальность, они обычно совсем не пытаются на них ответить. Однако если бы они поискали причины этих странных указаний мастеров Пути, то смогли бы узнать, что, во-первых, в основе эффективности техник айкидо находятся Закономерности Космического Масштаба, те, которые являются общими для всего Мироздания.

Что, во-вторых, расширение и углубление знаний о наиболее общих законах Вселенной позволяют понять причины и сущность всех составляющих Её вещей и явлений, и, в том числе, объяснить и повторить необыкновенные способности Иисуса, Будды и О-сенсея. То есть понять то, что к пониманию каких-то конкретных явлений, например такого, как эффективность боевых техник, можно прийти через вещи, напрямую не связанные с изучением боевых искусств и овладением боевыми навыками.

«Существует старая история, которую часто рассказывают в додзё… Однажды, много лет тому назад, одного мастера чайной церемонии вызвал на поединок бродячий фехтовальщик. Мастер чайной церемонии ничего не знал о мечах, поэтому он пошел за советом к своему другу, мастеру меча. Мастер меча выслушал его и сказал, что из-за своего социального положения мастер чайной церемонии не может отказаться от дуэли, на которой наверняка погибнет. Однако мастер меча предложил дать мастеру чайной церемонии некоторые базовые наставления, если тот приготовит ему в последний раз чай. Мастер чайной церемонии согласился и начал свое дело. Чайная церемония – ритуал величайшей красоты, требующий глубокой концентрации. Как только мастер погрузился в этот ритуал, то забыл обо всех своих проблемах. Его тело стало расслабленным, а сознание спокойным, как глубокий водоем. Его друг, внимательно наблюдавший за ним, неожиданно выкрикнул: «Есть! Действуй так, как действуешь сейчас. В практике нет никакой необходимости. Когда начнешь поединок, просто подними меч над головой и представь, что готовишь чай. Когда он будет атаковать, закрой глаза и мощно руби вниз. Вы оба будете мертвы, но это будет прекрасно». На следующее утро мастер чайной церемонии сделал все так, как ему было сказано. Придя в назначенное место, он освободил свое сознание от всех мыслей о выживании и спокойно начал подвязывать рукава. Затем он взял свой меч и спокойно устремил взгляд вдаль. Бродячий фехтовальщик, увидев его, немедленно извинился и отказался от дуэли».

Фредрик Дж. Ловрет. Путь и сила: секреты японской стратегии. «София», г. Киев, 2000г.).

А также понять и то, что, в-третьих, процессы, связанные с расширением и углублением знаний, всегда сопровождаются освобождением от какой-то части имеющихся в человеке представлений, вносивших искажения в его общую систему мировоззренческого видения и не позволявших ему воспринимать Окружающий Мир в Его истинном свете, избавление от которых делает взаимодействие человека с этим Миром более гармоничным и эффективным, и которые, по своей сути, являются теми самыми процессами очищения, о необходимости которых в практике айкидо говорит О-сенсей. Что «познание», «расширение кругозора», «очищение» и «приведение своих действий в соответствие с духовными и материальными закономерностями Вселенной», это задачи практики Пути одного порядка. По сути, это одна и та же задача, решение которой направлено на воспитание в адепте способности «видеть действительную Картину Мира» и использовать это чистое видение для наиболее рационального достижения прикладных целей в, каком бы то ни было, виде его деятельности, будь то изготовление меча или воспитание своих души и тела.

«В железной руде много шлаков, ослабляющих ее свойства; плавкой, ковкой и закалкой железо превращают в сталь, и затем придают ей форму острого, как бритва, меча. Человеческие существа развиваются в той же последовательности».

«Пронизывающее сверкание клинков,

Выкованных теми, кто следует Пути,

Поражает злого врага,

Крадущегося глубоко внутри

Их душ и тел».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

Познание любой новой информации, расширяющей наше представление об Окружающем Мире, и приведение её в единую систему общих принципов, уточняющую это представление, являются теми самыми способами очищения духа и ума, сопоставимыми с освобождением нашего мировоззренческого видения от искажающих его шлаков и загрязнений, позволяющими увидеть новые уровни мировоззренческого восприятия и подняться на новые ступени физических возможностей.

Вся та странная информация, которую учителя Пути дают своим ученикам, это способы показать новые уровни мировоззрения – мировоззрение другой неизвестной ученикам логики, и какой бы шокирующей, из-за того что не соответствует нашим сегодняшним представлениям, она ни была, от неё нельзя отказываться! Известно высказывание: «Жизнь – это поиск, переработка и усвоение информации!». Информация, а если быть точнее, то информация о неизвестных нам уровнях восприятия Окружающего Мира и сведения, раскрывающие содержание этих уровней, – это самое ценное, что мы можем получить от Учителя для нашего продвижения по Пути Жизни!

Если мы чего-то не знаем, не понимаем или не можем сделать, как например, заставить упасть партнёра и не позволить ему подняться, не прикасаясь к нему, или удерживать одной рукой палку, которую толкают несколько человек, это ещё не значит, что такого не существует и быть не может. Будет более правильным считать, что мы не можем воспринять обращенную к нам информацию, именно потому, что она идёт с пока ещё недоступного нам мировоззренческого уровня. Задача ученика состоит в том, чтобы принять, понять и научиться применять в своей практике ту информацию, которую ему в различных формах предоставляет учитель.

Очень часто можно слышать том, что то, что показывали О-сенсей, Хикитсучи-сенсей, и то, что показывает Жерар-сенсей, было и является постановками, что такого не может быть. Также часто можно наблюдать и то, как те, кто так говорит, занимаются тем, что создают свои техники и методы тренировки, исходя из своего (как можно видеть, совсем невысокого) уровня восприятия Действительности, совсем не пытаясь подняться на уровень восприятия того, кого они критикуют, чтобы, прежде чем придумывать что-то новое, попытаться порассуждать и попробовать действовать с позиции их логики и их возможностей.

Однако если мы не будем работать над усвоением передаваемой учителем информации, то совершенно очевидно, что мы будем отклоняться от того направления практики, которое нам указывает учитель, и закрывать себе возможность развития способностей, демонстрируемых учителем. А применимо к практике айкидо – мы будем теми, кто занимается вырождением искусства, созданного О-сенсеем.

Способы увидеть невидимое

Увидеть самому новую ступеньку в представлении о Мире, находящуюся за пределами наших текущих возможностей, достаточно непросто. По мнению Хикитсучи-сенсея, единственный способ сделать это, заключается в том, чтобы «заниматься с учителем», с человеком, обладающим более высоким практическим знанием и способным поставить перед учеником такие задачи и показать такие способы их решения, о которых тот даже не может предполагать.

«Айкидо – это самопознание, идущее через духовные практики и в результате переходящее в практики физические. Существует лишь один путь постичь все в комплексе – заниматься с учителем».

Интервью с Мишио Хикитсучи Сэнсэем, Париж, 1984.

Будда, Иисус и О-сенсей – которые учили «не как все» – это, в первую очередь духовные учителя, те, кто дают нам информацию о Мире с более высокого, чем есть у нас, духовного уровня. Эта информация невидима для нас, но она есть. Именно она сможет изменить наше мировоззрение. Именно она указывает нам нужное направление духовного развития – единственно верное направление практик Пути. И, конечно же, нужны духовные усилия, чтобы эту духовную информацию увидеть. Нам необходимо очищать от шлаков свои восприятие и интеллект, чтобы они, став способными разглядеть и «поразить врага, крадущегося внутри наших душ и тел», т.е. став способными отделять истинную Картину Мира от придуманной ими, могли воспринимать и работать с очищенной от искажений информацией.

Творчество в искусстве заключается в различных подходах и способах выражения того, что существует, а не в придумывании и описании воображаемого несуществующего мира. Задача ученика Пути состоит не в том, чтобы придумать то, что не существует, а в том, чтобы увидеть то, о чём ему говорит и демонстрирует учитель-сенсей, имеющий более точное, чем ученик, представление об Окружающей Действительности, и доказывающий чистоту своего видения эффективностью техник.

Суметь увидеть признаки новых мировоззренческих уровней в действиях и объяснениях учителя, это только первый этап в продвижении по спирали духовного совершенствования. Только сумев увидеть новый уровень практики, ученик Пути обретает возможность можно подняться на него и воплотить его качества на физическом плане, в своём выполнении техник. Давая образную картинку процессу восхождения по спирали технического роста, можно говорить о том, что в отличие от построения пирамиды, опираясь на которую, мы поднимаемся и совершенствуемся в физическом аспекте практики, продвижение в его духовном плане можно сравнить с забрасыванием верёвки с крюком на более высокий для себя мировоззренческий уровень, по которой мы на этот уровень можем, подтягиваясь, забраться. Только зацепившись крюком своего внимания за характеристики новых мировоззренческих уровней, мы можем подняться на них и в отношении физического выполнения техник.

Всё ещё продолжая уточнять функции наставника и ученика Пути языком образов, можно сказать, что обязанности учителя заключаются в том, чтобы суметь в своих демонстрациях техник и их объяснениях показать и помочь увидеть воспитуемому тот «выступ» нового для него уровня практики, за который может зацепиться его внимания. Разглядеть же этот выступ, забросить на него крюк и подняться вверх по верёвке возникающих в голове вопросов, ученик уже должен сам. Это функциональная задача адепта Пути, которую за него никто не сделает.

«Углублять и расширять знания о всей Вселенной (а не только в какой-то одной деятельности или области знаний)» и «заниматься с учителем», это и есть те способы, в фразеологии мастеров Пути, называемые «способами очищения ума и духа», а в современной, более понятной нам, интерпретации – «методами воспитания мировоззрения», которые позволяют ученикам узнать о существовании неизвестных им мировоззренческих уровней и увидеть их признаки. Те самые способы «увидеть невидимое» – духовные ориентиры, следуя за которыми, они могут подняться на новые ступени мастерства и на физическом плане.

Вместе с тем, нельзя не согласиться, что формулировки «расширять кругозор и углублять знания о Вселенной» и «практиковать с учителем», являются слишком общими рекомендациями, в большей мере указывающими на общие цели и условия воспитания, к которым необходимо стремиться и в которых должен находиться адепт Пути, чем на то, каким образом эти «невидимые ступени практики» можно обнаружить. Поэтому, сейчас хотелось бы обратить внимание на один из более конкретных способов обнаружения и выхода на новые уровни изучения айкидо О-сенсея.

*****

Сложность задачи самовоспитания, как уже не раз отмечалось, заключается в объективной неспособности ученика воспринять мировоззренческие параметры, принадлежащие высокому и неосознаваемому им уровню.

«Сидение начиналось в 6 часов вечера. С 7 до 8 мастер читал лекцию. Хорошо сложенный физически, мастер смотрел на нас своими большими глазами и говорил: «Вы не сможете этого понять». Он был прав. Я так и не понял ни одной из его лекций».

К. Тохей. Книга Ки. Сборник Айкидо искусство мира,«София», Киев, 1999.

«Многие из присутствовавших думали, что демонстрации О-сенсея были подстроены. Они не могли понять, как пожилой человек со сгорбленными плечами, который выглядел так, будто едва держится на ногах, может побеждать сильных молодых людей». Юуити Накагути.

С. Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

Однако следует подчеркнуть, что именно это качество, так необходимой ученику информации, может стать признаком, позволяющим её увидеть. Именно «непонятность» и неспособность повторить действия учителя, являются признаками «вертикального» направления нашей практики, ведущего к повышению эффективности выполнения техник. Именно на обнаружение таких «непонятностей», а затем на выяснение их смысла и на воспитание способности реализации этого смысла в своих действиях, должны быть направлены усилия ученика, осознанно участвующего в воспитательном процессе.

Применяя такое понимание процесса самовоспитания к практике айкидо, нужно говорить о том, что наша практики будет практикой настоящего айкидо только тогда, когда она будет направлена на выяснение смысла странных и непонятных высказываний О-сенсея и на повторение его удивительных способностей, проявленных в необыкновенной эффективности техник айкидо.

«В то время мы не могли понять [многое из того, о чём говорил О-сенсей]; мы были слишком молоды. Но это было обязанностью ученика понимать, что он хотел сказать, когда он выражался подобным образом». Нобуёси Тамура.

С. Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

К сожалению и к большой опасности для айкидо, представленный здесь подход к формированию направленности и содержанию методики практики искусства, созданного Морихеем Уесибой, является скорее исключением, чем правилом в его современном преподавании.

На это указывают и сожаления мастеров Пути,

«Как это ни печально, но очень часто наиболее популярные формы Пути, практикуемые за пределами азиатского региона, становятся слишком поверхностными формами учения, а иногда и просто карикатурными копиями своих реальных прототипов».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

… и ранее упоминаемое официальное заявление руководителя широкой в России сети клубов айкидо.

«То, что показывает О-сенсей, я не понимаю и мне это не интересно в данный момент. Я не занимаюсь тем айкидо, которое показывает О-сенсей. Я не понимаю это и не вижу смысла это повторять. Мы делаем то, что нам показывают его последователи… Я делаю то айкидо, которое интересно мне, … которое интересно моим ученикам».

И это – «делаю то, что хочу» и то, «чего хотят некомпетентные люди» – было сказано после замечания о том, что именно в их клубах учат настоящему айкидо.

Поэтому, помня о словах О-сенсея: «Я иду по Пути, и мне кажется, что за мной следуют, но когда я оглядываюсь, меня удивляет, что я никого не вижу», – хотелось бы ещё раз подчеркнуть идею о том, что направление практики настоящего айкидо формируют воспитательные задачи – задачи выхода на новые уровни мировоззрения. Что ориентирами воспитательного процесса и действительными ориентирами практики настоящего айкидо – теми самыми особенностями, способными привлечь внимание айкидок к новым уровням практики изучаемого ими искусства, – являются непонятные объяснения и неповторимые техники О-сенсея. И если мы хотим изучать айкидо О-сенсея, т.е. если мы хотим овладеть эффективностью техник Основателя айкидо, то наша практика должна не избегать, а наоборот, должна быть направлена на выяснение смысла, скрытого в странных наставлениях О-сенсея, идущих к нам с высоких мировоззренческих уровней, и на овладение способностью наполнять этим смыслом свои техники.

*****

Резюме: Регулярная физическая практика не имеет смысла без духовных усилий

Специалисты по изучению творчества Михаила Булгакова, утверждают, что целый роман «Мастер и Маргарита», над которым автор трудился не один год, а затем неоднократно возвращался к его доработке, был написан для произнесения лишь одной фразы:

«… Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил».

М. Булгаков. Мастер и Маргарита. Москва, Современник, 1986.

Вот и нам, для выражения и донесения смысла одной из идей в отношении осуществления непосредственной практики айкидо О-сенсея, пришлось высказаться на нескольких страницах, несмотря на то, что её формулировку можно уместить в несколько строк. Оправдывает нас то, что это очень важная идея. А состоит она в том, что никакая практика техник айкидо на татами, сколь бы внешне регулярной, объёмной и напряжённой она ни была, не будет иметь успеха без приложения учениками внутренних – духовных – усилий, направленных на изменение своего восприятия Окружающего Мира и преобразование своих мировоззренческих убеждений. Без чего все секреты эффективности искусства Морихея Уесибы так останутся для его последователей тайной за семью печатями.

Вместе с тем, в заключение рассмотрения темы о значении регулярности практических занятий в овладении искусством Морихея Уесибы, хотелось бы предложить ещё один, средний вариант изложения – тезисное описание общего процесса практики айкидо О-сенсея, преследующего цели совершенствования формы и повышения прикладной эффективности техник, и участия в этом процессе механизма изменения мировоззрения.

  • Практические занятия в айкидо О-сенсея имеют смысл (способны решать задачи, стоящие перед практикой Пути), когда они направлены на осуществление внутренних изменений в человеке, изучающем айкидо, на изменение их представления об Окружающем Мире, когда эти изменения имеют вертикальный вектор, поднимающий сознание адептов, практикующих айкидо, на новые мировоззренческие уровни. Когда практические занятия содержат духовную работу, развивающую сознание человека и ведущую его к «победе над самим собой». К изменению себя, к достижению внешнего совершенствования в результате собственных внутренних изменений.
  • Методическим средством, способным это сделать (произвести внутренние изменения), является воспитательная работа, состоящая в целенаправленном внесении в мировоззрение адепта мировоззренческих установок, принадлежащих новым, неизвестным ему, мировоззренческим уровням. В практике айкидо – мировоззренческих параметров, соответствующих мировоззрению, бывшему у Основателя айкидо, на основании которых айкидо и было создано.
  • Новые уровни мировоззрения (новые уровни практики) и соответствующие им мировоззренческие установки неизвестны ученикам потому, что по объективным причинам не воспринимаются их сознанием и являются невидимыми для них.
  • Условием для запуска воспитательного процесса (механизма изменения мировоззрения), является работа, направленная на «очищение духа и ума» ученика, делающая его сознание восприимчивым к мировоззренческим установкам, принадлежащим мировоззренческим уровням, находящимся за пределами его текущего мировоззренческого видения.
  • Признаком нового мировоззренческого уровня (признаком, позволяющим полагать о существовании нового мировоззренческого представления), являющегося одновременно и мировоззренческой установкой, которую необходимо внести в систему мировоззренческого представления ученика для его подъёма на новый уровень мировоззренческого видения и на новую ступень прикладной эффективности техник, является её «непонятность» – отсутствие образа (внутреннего представления) о каком-либо процессе, дающего понимание связи между причинами его возникновения и результатами.
  • Одним из практических способов решения задачи по очищению духа и ума для восприятия невидимых ими процессов и явлений, может стать работа, заключающаяся в выполнении следующей последовательности действий:

• выявлять и фиксировать всё непонятное нам в техниках и объяснениях учителя (являющееся признаками новых мировоззренческих уровней; «Вижу, что что-то не так, но не пойму, что не так!»), а для этого на техники Учителя надо смотреть и надо быть знакомым с его объяснениями принципов созданного им искусства;

• помещать непонятные моменты из техник и указаний учителя в качестве мировоззренческих установок в свою систему мировоззренческих представлений;

• осуществлять регулярную практику в направлении, заданном уже понятными наставлениями и указаниями учителя, основанном на принципе «Делай как я!» (т.е. делать так, как это делает учитель);

• благодаря такой практике, находить объяснение воспринимаемым странными и непонятными действиям и требованиям учителя по организации практики («Понял, почему он так действует и говорит, но не могу повторить!»);

(О том, что такое имеет место в изучении айкидо, в подтверждение собственным переживаниям, я нахожу в словах Жерара-сенсея, о том, что он регулярно переживает такие периоды в своей практике, упоминая о них, как о состоянии, в котором он бывает очень раздражён и недоволен собой именно тем, что «всё понимаю, а сделать не могу!», и называя их этапами, всегда предшествующими подъёму на новый уровень практики).

• продолжая регулярную практику, постепенно становиться способным воплощать своё новое мировоззренческое представление в своём новом отношении ко всему окружающему, в т.ч. и к своему партнёру, и в новых, более совершенных, формах своих техник, обеспечивающих получение результата, обладающего новой, более высокой, прикладной эффективностью.

«Жизнь – это рост. Если мы перестаем расти, технически и духовно, можно считать нас мертвыми».

«С древнейших времен

Усердная учеба и доблесть

Всегда были двумя опорами на Пути.

Силой постоянного упражнения

Просветляй и тело, и душу».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

*****

Comments (0)

Оставьте мнение: