Ноя 11 2014

Функции техник айкидо О-сенсея

Category: ДневникЕвгений @ 13:43

Функция техник айкидо, которая наиболее очевидна, которая перешла в общий перечень функций айкидо из техник традиционных боевых искусств, наделяя айкидо статусом боевого искусства, и которая, в большинстве случаев, служит основным мотивом к началу занятий айкидо – это, конечно же, та, которая направлена на получение прикладного практического результата. Функция, несущая сугубо утилитарное значение и состоящая в способности обеспечить безопасность человека в ситуации боевого взаимодействия, в ситуации угрожающей его здоровью и жизни.

Эту функцию можно сформулировать как задачу: нейтрализовать атакующие действия нападающего – либо, уклоняясь от его атак, занимать положение, в котором атаки не будут достигать своих целей, либо, воздействуя на самого нападающего, остановить его атаки, приведя его в положение или состояние, в которых он не может действовать, или же уничтожить самого атакующего.

«Искусство Мира непобедимо …».

«Настоящее Искусство Мира – в том, чтобы не жертвовать ни одним своим воином для разгрома врага.

Побеждай врагов, всегда занимая безопасную и неуязвимую позицию; тогда никто не пострадает».

М. Уесиба. Искусство Мира, из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997.

«На физическом уровне это означает, что во время осуществления техники нельзя предоставлять атакующему возможность быстро дать отпор и получить какое-либо преимущество. Для осуществляющего технику это очевидная необходимость: какая была бы эффективность действия, дающая противнику возможность ударить или схватить во время этого действия».

Ж.Блез. Айкидо: поиск верного движения, Барнаул, 1999г.

Вместе с тем, изучая наставления мастеров Пути, раскрывающие его концептуальные положения, можно увидеть, что техники Пути, помимо этой прикладной функции, способны выполнять множество других функциональных задач.

Так, техники решают задачи тренировки тела адепта Пути.

«Над собой и над поставленными перед тобой задачами работай с Искусством Мира. У каждого есть … тело, которое можно некоторым способом тренировать …».

«Цель тренировок – подтягивать ослабленное, …, укреплять тело».

М. Уесиба. Искусство Мира, из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997.

«Человеческое тело подобно огромной миске, которую надо постоянно чистить, полировать. Чем больше мы её чистим, тем больше она блестит; именно этот бриллиант, этот свет позволяет мне легко и ловко увернуться от атаки».

Хикитсучи Мичио сенсей. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998.

В числе которых, не только и не столько развитие физической силы тела человека, сколько развитие координации его движений, выражающейся в способности «двигаться всем телом», в свою очередь, позволяющей находить ритм и использовать резонансные явления, благодаря которым увеличиваются и скорость, и мощь выполняемых действий.

«Техники айкидо – это упражнения, благодаря которым мы учимся тому, как правильно и точно использовать своё тело. Как использовать тело целиком, как двигаться единым целым без какой-либо предварительной подготовки.

… Здесь [выполняя техники, жесты] можно изучать много вещей, например, … как находить ритм …, и как можно создавать волну».

Ж.Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2005г.

Изучение техник боевых искусств даёт ученику знания из области анатомии и физиологии человека, без которых невозможно осуществление эффективного физического воздействия на своего оппонента.

«В данной технике положение ваших рук при фиксации противника таково: плотно обхватите запястье мизинцем и безымянным пальцем, а суставом в основании в основании согнутого указательного пальца сильно надавите на пульс противника (это называется «фиксация номер четыре»)».

М. Уесиба. Будо.Учение Основателя айкидо. Феникс, Ростов-на-дону, 1999г.

Несмотря на то, что техники айкидо в своём прикладном значении предназначены для физического воздействия на оппонента, в том числе и болевого, методически правильное построение тренировочного процесса, обязательно предполагает оздоровление людей, практикующих айкидо.

«Почти каждое японское будо родилось из той или иной системы физической культуры и лишь в последствии стало искусством самозащиты, а затем и собственно будо.

Любая система физической культуры оказывает на человека профилактическое и терапевтическое воздействие. Если мы двигаемся правильно, если наши движения [при выполнении техник] согласуются с Универсальной Природой, то наше тело меньше подвержено болезням. Многие воины отличались выдающимся долголетием. Этим они, безусловно, обязаны свое физической подготовке, приобретённой в ходе тренировок будо».

К. Уесиба. Айки –до. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997.

Помимо того, что техники айкидо являются эффективными способами физического воздействия на атакующего человека, они ещё являются средством психологического влияния, т.е. посредством физических действий способны менять психологическое состояние желающего нападать.

«Пронизывающее сверкание клинков,

Выкованных теми, кто следует Пути,

Поражает злого врага,

Крадущегося глубоко внутри

Их душ и тел».

«… Захватывай сознание своих противников

И рассеивай их».

М. Уесиба. Искусство Мира, из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997.

«В классическую манеру поведения в боевой ситуации (которая выражается в осуществлении противодействия тому, кто имеет намерение атаковать или уже атакует) Основатель айкидо вносит тотальное изменение. Своим действием (например, поднимая сваю руку в лицо партнёра) выполняющий технику айкидо на атаку «шомен», устанавливает связь с решением нападающего «убить человека» и указывает ему насколько оно роковое. Он пытается предохранить человека, мешая ему реализовать действие, которое противоречит правилам Вселенной.

В самом деле, атака «шомен» – это попытка убить. Иметь намерение делать «шомен» – это значит иметь намерение убить другого. Владеющий мечом хорошо это понимает. И, если человек, которого имеют намерение убить, сумеет установить в этот момент связь с этим «намерением», то это непременно нарушит его намерение убить.

… Целью техник айкидо является не защита, а попытка помешать партнёру реализовать присутствующее в нём намерение, совершенно изменяя его состояние агрессивного духа, как нас к тому призывает О-сенсей».

Ж.Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

Помня о том, что все движения тела являются следствием действия сознания, совершенствование техники физических движений не может происходить без улучшения работы сознания, можно говорить и о том, что в числе задач техник Пути, состоят функции развития ума (интеллекта; в том числе, например, «успокоение ума», «положительное использование ума») и объединения действий ума и тела.

«Одной из самых основных и значимых концепций Пути является концепция о координации тела и сознания. Хотя в повседневной жизни мало кому из нас может потребоваться умение правильно обращаться с кистью для каллиграфии, японским мечом или принадлежностями для чайной церемонии, сам процесс обучения подобным вещам может значительно улучшить наше физическое и умственное состояние. Более того, подобного рода умения приходят только в случае, если вам удается объединить тело и сознание».

«Те же, кто посвятил достаточно времени практике своего искусства, прекрасно знают, что сознание рисует на холсте, выражая себя через движения, и именно оно режет зачастую даже сильнее, чем самый острый меч. Другими словами, ни меч, ни кисть не могут сделать ни единственного движения, если только сознание не сделает его первым».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

«Китайский классик Сайконтан сравнил человечество с нищим, который просит подаяние у ворот, забыв о бесконечной силе, которой наделил его космос. Мы и сейчас поступаем так — и в общественной, и в личной жизни. Великие люди всех времен никогда не пренебрегали предоставленной им силой. Будда и многие другие, имена которых не столь известны, умели объединить ум и тело для того, чтобы реализовать свою истинную природу и свою силу. Но средний человек считает таких людей не от мира сего. Ему кажется, что кто-то прикоснулся к ним волшебной палочкой, и он не может понять, что сила Будды, христианского святого или даже великого бизнесмена или политического деятеля заложена в каждом из нас. Вместо того чтобы дать увянуть этому потенциалу, мы должны с благодарностью принять его. Нам необходимо приложить усилия к тому, чтобы он проявился, и помочь то же самое сделать другим.

Если же вы хотите усилить свою КИ, физическую энергию и жизнеспособность и преуспеть во всех своих начинаниях, вы должны приложить усилия к тому, чтобы стать одним целым с КИ Вселенной. Когда вы расширите свою КИ, – в ваше тело вольются свежие ее запасы. Вот почему вам так необходимо положительно использовать свой ум и расширять свою КИ.

Для того чтобы стать единым с КИ Вселенной, необходимо согласовывать свои ум и тело. Объединение ума и тела – фундамент здания, корни, которые питают дерево. Высокий раскидистый дуб без прочной корневой системы – фантазия. Современная цивилизация терпит непрерывные провалы в своем стремлении вырастить цветы раньше, чем разовьются их корни. Мы наследуем в своих индивидуальных усилиях этот порочный подход. Итак, – если вы хотите оставаться бодрым и энергичным, прежде всего вы должны попытаться объединить свой ум и тело».

К. Тохей. Книга Ки: координирование ума и тела в повседневной жизни. Сборник «Айкидо – искусство мира», «София», Киев, 1999.

Знакомясь с объяснениями Морихея Уесибы, нельзя не заметить того, что к приоритетным задачам созданного им боевого искусства, а значит и к приоритетным функциям техник айкидо, которыми эти задачи решаются, он относит и ту, которая направлена на познание Космических Законов, определяющих Гармонию Вселенной.

«Вся Вселенная и мы появились благодаря совершенному процессу объединения и гармонизации».

«Воин всегда борется за Гармонию».

«Сущность Искусства Мира – в гармонизации со своим окружением».

«Каждый Мастер, во все времена и во всех странах, слышал зов и достигал Гармонии с Небом и Землей».

М. Уесиба. Искусство Мира, из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997.

Учитывая же, мнение О-сенсея о том, что в основании Гармонии Космоса находятся Духовные Законы, следует обратить внимание и на то, что перед техниками айкидо их Основатель ставит задачи взращивания и воспитания духовных структур Человека, обеспечивающих ему возможность воспринимать явления Духовного, невидимого для обычного зрения, Мира, и приводить себя, в первую очередь, в гармонию с Законами Духа. В Гармонию, являющуюся действительным источником наибольшей эффективности действий в проявленном Физическом Мире.

«Всякая Жизнь есть проявление Духа. И Искусство Мира есть чистейшее выражение этого закона».

«Искусство Мира не имеет формы – оно есть изучение Духа».

«Чтобы практиковать Искусство Мира, ты должен: Успокоить свой дух».

«Цель тренировок – … шлифовать дух».

«Воспитывай и очищай Дух воина …».

«Побеждай своих противников духовно …».

«Твой дух есть твой истинный щит».

М. Уесиба. Искусство Мира, из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997.

«Предки использовали в качестве защиты столбы и деревья, но это – ошибка. Нам не следует полагаться на что-либо постороннее, защищая себя. Наш дух – наш настоящий щит».

«Цель воина – овладеть боевыми техниками, оживляющими и явный, и скрытый миры. Непрерывно тренируйтесь в явном мире, тренируйтесь в царстве скрытого, пока вы не сможете свободно пребывать одновременно в обеих сферах».

М. Уесиба. Будо.Учение Основателя айкидо. Феникс, Ростов-на-дону, 1999г.

«Я уже объяснял, что партнёр должен иметь намерение сделать «шомен» и только намерение. Это может показаться искусственным. Однако нужно принять это и упражняться, таким образом, потому что по моему опыту, это единственный метод, который позволяет каждому практикующему на своем уровне, начинать изучать технику соблюдая указания создателя айкидо.

«Если вы правильно практикуете техники, то перед действием противника (АЙТЕ) это именно вы обнаружите его неудовлетворение и это именно тогда вы начнёте техники…» («Сердце Айкидо», стр.98)».

Ж.Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

Ещё одно значение техник Пути, которое нельзя не назвать, заключается в сохранении того или иного метода практики, а по сути, собственно в сохранении самого Пути.

«Рю – это стиль ведения сражения, передающийся из поколения в поколение. Для глаза эксперта последователи определенного рю моментально узнаваемы по малейшим нюансам в стойках и техниках. Но рю – гораздо больше, чем просто стиль, это полная методология передачи сохранения системы. … Рю – это и метод обучения, и метод сохранения искусства».

Фредрик Дж. Ловрет. Путь и сила: секреты японской стратегии. «София», г. Киев, 2000г.

Не претендуя на полный список функций техник айкидо, мы хотим ещё раз обратить внимание на то, что занимаясь функциональной сборкой и настройкой инструмента практики искусства Морихея Уесибы, следует помнить, о том, что, во-первых, полную силу техники айкидо способны проявить только при одновременном воплощении в них всех функций, заложенных в них основателем искусства. А, во-вторых, о том, что для выяснения полного перечня этих функций, следует изучать и практиковать те техники, которые практиковал и преподавал О-сенсей.

*****

Comments (0)

Оставьте мнение: