Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_4a8f9d7e8e6c52102bd84db5adc737a4, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php:1368) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php:1368) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368
Айкидо метод » К мировоззрению Основателя айкидо: Практиковать техники О-сенсея


Ноя 07 2014

К мировоззрению Основателя айкидо: Практиковать техники О-сенсея

Category: ДневникЕвгений @ 12:31

Исследуя методику практики айкидо Жерара-сенсея можно видеть, что он рассматривает айкидо, одновременно, как результат обретения конкретным человеком особого восприятия и связанного с ним особого представления об Окружающем Мире, как способ выражения этого мировоззренческого представления, характеризуемого особыми возможностями в осуществлении физического взаимодействия с объектами и явлениями Внешнего Мира, и как метод целенаправленного воспитания таких же мировоззрения и физических способностей в других людях.

Говоря более конкретно – как способ выражения и метод воспитания мировоззрения, бывшего у основателя айкидо, японца Морихея Уесибы, и проявлявшегося на материальном уровне в особой прикладной эффективности техник созданного им боевого искусства.

«Этот исключительный человек [О-сенсей] создал искусство, … которое соответствовало всем его чувствам и феноменам, приобретённым во время практики будо и духовных опытов».

Ж.Блез. Айкидо: поиск верного движения. Барнаул, 1999.

«Для меня абсолютно ясно, что тот, кто создал айкидо, имел мировоззрение абсолютно другое, чем оно есть у нас. Он создал эту дисциплину, чтобы и мы смогли прийти к этому видению Мира. Это то, чем я занимаюсь, что я ищу. Это моя цель».

Д. Гербич. Мастер айкидо Жерар Блез. «Black belt», выпук 3, 2007г.

Изучать и практиковать айкидо, т.е. целенаправленно продвигаться к овладению способностями Основателя айкидо, это значит, изучая и постоянно совершенствуя своё выполнение техник айкидо, выяснять и учиться наиболее полно выражать в своих действиях мировоззрение Основателя айкидо. Это значит – видеть в техниках, созданных Мастером Уесибой, не только способы нейтрализации атакующих действий противника, но ещё и способ передачи мировоззренческой информации с того уровня мировоззренческого видения, который О-сенсей достиг в своём духовном развитии на Пути практики боевых искусств, а также и форму передачи сведений о признаках и характеристиках этого уровня мировоззренческого представления.

Изучать айкидо, это значит относиться к философским принципам и техническим приёмам айкидо, как к посланию из Духовного Мира в Физический Мир. Как к посланию, в котором в нюансах механических форм техник записана, хранится и передаётся информация о нюансах мировоззрения, открывшегося Основателю айкидо и определявшего ту особую эффективность его техник, ради овладения которой и другие люди начинают и затем настойчиво продолжают практику айкидо.

Вот уж действительно, стоит только сожалеть о судьбе искусства, изучение которого сводится к овладению, пусть необычной и интересной, но всего лишь механикой физических действий.

«Печально, но не все истинные формы До, в основном, конечно, на Западе, но в наши дни все чаще и в самой Японии, изучаются как Путь. Зачастую практикующие относятся к занятиям как к обычной программе физических упражнений, не пытаясь вникнуть в суть изучаемого предмета, ограничиваются лишь поверхностным его изучением».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

Подобно тому, как записанные на бумаге в форме букв, слов и фраз чернильные знаки содержат и передают посвящённым в них некий смысл, так и техники айкидо, являясь языком общения исследователя, мастера и учителя будо, в особенностях своей механической формы несут информацию о мировоззрении человека их создавшего, изучая, расшифровывая и овладевая которой на практическом уровне, и мы можем подойти к уровню боевой эффективности О-сенсея.

Вместе с этим, следует принимать во внимание и то, что, как и перестановка, или замена букв в слове, а слов во фразе, неизбежно влечёт за собой изменение значения и отдельных носителей информации и искажение содержащегося в них общего смысла (причем, вплоть до противоположного, как это можно видеть в общеизвестном примере манипуляции смыслом всего лишь положением «запятой» в приговоре «Нельзя казнить помиловать!»), так и изменения в практикуемых техниках в результате замещения или включения в их состав приёмов из традиционных боевых искусств, а также малейшие перестановки и замены в исходной механической структуре технических приёмов, созданных О-сенсеем (что обычно благовидно объясняется целями повышения их недостаточной прикладной эффективности), с такой же неизбежностью способны привести и к искажениям, и подменам первоначально заложенного в них духовного смысла, являющихся настоящей причиной неспособности «улучшателей» айкидо, несмотря на все их старания, воспроизвести эффективность действий Основателя изучаемого ими искусства. Настоящей причиной их следования в совершенно бесперспективном направлении поиска эффективности техник айкидо.

«Некоторые создали свои собственные техники, хотя они до сих пор не могут сделать то, чему учил О-сенсей. Он мог остановить человека одним пальцем. Немногие могут хотя бы приблизиться к этому. Немногие хотят следовать учению полностью».

Интервью с Мишио Хикитсучи сенсеем (10 дан айкидо), Париж, 1984.

И если достижение цели улучшения техник О-сенсея в ходе вольных манипуляций с их физической формой, как показывает время, всё ещё продолжает оставаться под вопросом, то достаточно очевидно, что корни проблемы достижения потенциально возможной прикладной эффективности оригинального айкидо, находятся именно в отклонении от решения задачи выяснения мировоззрения его Основателя. В отклонении, возникающим в результате изучения техник, вследствие подмены первоначально заложенного в них мировоззренческого смысла, перестающих быть техниками О-сенсея и техниками айкидо.

Оказывается все сложные по своей форме и содержанию объяснения неуспехам в поисках эффективности айкидо продемонстрированной О-сенсеем и зафиксированной на плёнках кинохроник, по своему смыслу чрезвычайно просты. Оказывается, что люди, изучающие айкидо, не могут повторить способности О-сенсея и раскрыть настоящие возможности айкидо только потому, что айкидо они не изучают.

Сегодня в практике айкидо присутствует не просто большое, а огромное количество техник, которые появились в ней уже после О-сенсея. Это техники, которые О-сенсей никогда не делал и никогда им не учил. Многие из них внешне очень похожи на то, что делал О-сенсей, а порой выглядят даже намного эффектней (не нужно путать с эффективностью).

«Ямада-сенсей сказал, однажды, что во времена О-сенсея техник было меньше, мы добавили многое от себя».

Ж.Блез. Мастер-класс по айкидо, г.Новосибирск, октябрь 2005г.

Однако искать действительную эффективность айкидо по ним, в условиях свободного доступа к видеозаписям демонстраций О-сенсея, это всё равно, что вместо изучения первоначального источника информации, свободного от каких бы то ни было сокращений и искажений, пользоваться пересказом из вторых и третьих уст.

Какими бы, точными они ни были, все пересказы осуществляются не без вмешательства мировоззрения пересказчика, а это значит что, изучая техники, которые были привнесены в практику айкидо после О-сенсея, мы будем изучать мировоззрение пересказчика, а не то, которое было у Основателя айкидо. И поэтому, в таком случае, уже не нужно удивляться и тому, что мы никогда не придём к прикладной эффективности техник, которую демонстрировал мастер и учитель «искусства духа» Морихей Уесиба.

Казалось бы, должно быть вполне понятным, что практикуя неоригинальные (трансформированные) техники О-сенсея, достичь такую же, как и у него, прикладную эффективность в наших действиях, невозможно. Что, в связи с этим, к использованию в своей практике этих, ставших сегодня многочисленными «усовершенствований», часто не только не соответствующих мировоззренческим убеждениям О-сенсея, но и совершенно им противоположным, следует относиться очень и очень осторожно.

«Одна из печально-комичных вещей, связанных с будзюцу и будо на Западе, – это феномен молодых людей, создающих новые рю [новые методы практики и школы] только потому, что они были недостаточно хороши (или недостаточно терпеливы), чтобы достичь какого-либо статуса в уже существующей школе. От них часто можно услышать такую громкую фразу: «Я беру самые лучшие техники из всех стилей и объединяю их в одно искусство». Печально во всем этом то, что молодые люди никогда не видели этих лучших техник [не увидели и не знают о существовании высоких уровней техник]. Они [высшие уровни выполнения техник] скрыты и раскрываются последователям рю только после многих лет тренировок.

На самом деле эти молодые люди берут разминочные упражнения уровня сёдэн нескольких рю, обычно без всякого контекста, и перетасовывают их, получая новую систему. А поскольку они не понимают роли стратегии как объединяющей силы рю, то их новые стили безжизненны. Эти очень странные деревья похожи на палки, к которым приклеили самые разнообразные листья. Эти листья очень скоро завянут и опадут. То же самое произойдет и с рю, созданным подобным образом».

Фредрик Дж. Ловрет. Путь и сила: секреты японской стратегии. «София», г. Киев, 2000г.

Однако это, одно из основополагающих положений Концепции Пути, состоящее в том, что технические способы действий той или иной ветви общего До, в первую очередь, служат средством выяснения мировоззрения её основателя, и потому, для того, чтобы узнать ширину и нюансы мировоззрения О-сенсея, определяющие настоящую эффективность техник айкидо, требующее «читать» именно его техники, нуждается сегодня в дополнительном освещении и разъяснениях.

*****

Comments (0)

Оставьте мнение:




Warning: Unknown(): open(/tmp/sess_4a8f9d7e8e6c52102bd84db5adc737a4, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0