Ноя 10 2014

Принципы сборки и настройки инструмента практики Пути. Множественность функций техник Пути

Category: ДневникЕвгений @ 13:17

Ранее было отмечено, что практики искусств состоят в использовании специфического инструмента – техник, представляющих собой особые специально созданные формы и алгоритмы физических действий, обеспечивающих достижение специфических прикладных целей этих искусств и определяющих отличия различных видов искусств друг от друга.

Однако, в отличие от привычных приобретаемых в магазине и готовых к применению инструментов, особенность техник искусств состоит ещё и в том, что для непосредственного прикладного применения их сначала нужно самостоятельно собрать, настроить и научиться правильно, т.е. эффективно и безопасно для себя, использовать. И надо заметить, что всё это строго регламентированная и вместе с тем очень непростая работа. Впрочем, подробные инструкции по сборке и пользованию инструмента искусства к нему прилагаются. Это и демонстрации техник мастерами искусства, и передаваемые ими на словах принципы изучения и практики этих техник. И чем точнее соблюдаются эти инструкции, тем больше вероятность получения прикладного результата, обещанного конструкторами инструмента.

Сборка и использование инструмента вразрез с требованиями инструкций, не только не гарантирует получение результата, обещанного его разработчиком, но и может стать небезопасным для того, кто этот инструмент использует. Не удивительно, что сборка инструмента по инструкциям, предназначенным для сборки других инструментов, может привести к появлению, по мнению неопытного сборщика, «лишних» деталей. Что попытки заставить действовать неработающий инструмент, присоединяя к нему запчасти от других, пусть и хорошо работающих инструментов (по русской поговорке, соответствующие надеванию седла на корову), не имеют смысла. И даже если вдруг эти старания и оживят инструмент, то не следует пенять на конструктора инструмента, когда изменённые вид и суть оригинального изделия, будут выдавать потребителю результат по своим прикладным качествам весьма далёкий от ожидаемого и сопровождаться производственными травмами.

Являясь средством и инструментом практического искусства, техники, это и то, что нужно регулярно практиковать и то, с чем нужно правильно работать для получения результата, удовлетворяющего поставленным прикладным целям. Сборка, настройка и освоение технических средств, требует учитывать целый ряд обстоятельств, влияющих и на качество сборки, и на качество создаваемого ими прикладного результата.

*****

Множественность функций техник Пути

Так, следует принимать во внимание, что результат, какой бы то ни было, практической деятельности, осуществляемой в условиях огромного комплекса обстоятельств и требований, имеющих место в реальной Жизни, всегда многогранен.

Искусно составленная из живых цветов композиция отличается не только тем, что вызывает эстетические чувства в смотрящем на неё человеке, но и тем, что способна простоять, не увядая достаточно большое время. Кухонная посуда характеризуется не только тем, что изготавливается из безопасного для здоровья материала, но и тем, что не имеет запаха, выдерживает помещение в огонь, не растрескиваться от перепада температур, не ломается при использовании, не растворяться при мытье или контакте с пищей. Практичность боевого меча, помимо остроты лезвия, обеспечивается одновременным сочетанием качеств твёрдости и гибкости клинка, отсутствием вибраций полотна при выполнении ударов, способностью не застревать в разрезаемых материалах. Техники боевых искусств решают не только задачу эффективного воздействия на противника, но и одновременно защищают от внешнего воздействия того, кто её выполняет. Практический итог, получаемый в результат выполнения техник айкидо настолько многосторонен и многослоен, что если новичку перечислить все те требования, которые необходимо соблюсти для правильного выполнения какого-то конкретного технического приёма, то он, нередко, впадает в ступор, становясь неспособным даже сдвинуться с места.

Обстоятельства изучения техник Пути осложняются ещё и тем, что практический прикладной результат их выполнения не является единственным целевым аспектом их применения. На примере айкидо О-сенсея можно обнаружить, что количество выполняемых его техниками функций далеко выходит за рамки осуществления задач механического воздействия на партнёра.

Характеризуя методику преподавания айкидо сенсея Жерара Блеза, мы отмечаем, что его ученики, с некоторого периода практики, ставятся перед условием состоящим в том, что изучение техник, как овладение способами получения прикладного результата, перестаёт быть главной целью занятий, и техники, которые они изучают, становятся средством, используемым для достижения других, как оказывается, не менее важных целей практики.

«Техники чрезвычайно важны в изучении айкидо, и мы должны быть очень точными в их выполнении. Однако техники, это не самое главное из того, что мы должны изучать в практике айкидо О-сенсея!», – не перестаёт повторять Жерар-сенсей на своих семинарских занятиях.

В силу сложившихся и поддерживаемых в современном обществе стереотипов мышления, сегодня многим людям, пришедшим обучаться айкидо, ещё не знакомым с принципами концепции Пути и настроенным на изучение способов борьбы и достижения победы над противником, установка на то, что овладение атакующими и защитными действиями, является не главным в их практике, становится неожиданным откровением, которое им бывает трудно принять и учитывать в организации своего тренировочного процесса. Однако о том, что айкидо, это нечто большее, чем овладение техническими способами подавления и уничтожения противника, что техники, будучи единственным средством практики для достижения множества своих целей реализуют множество функций, можно обнаружить, обратившись, как к многочисленным наставлениям самого Основателя айкидо, так и к объяснениям верных продолжателей его учения.

«Ты находишься здесь с единственной целью – осознать свою внутреннюю божественность и проявить свою исконную просветленность».

«Айкидо – это лекарство для больного мира».

«Сущность Искусства Мира – в очищении себя от зломыслия, в гармонизации со своим окружением».

«Всякая жизнь есть проявление духа, проявление любви. И Искусство Мира есть чистейшее выражение этого закона».

«Ежедневные упражнения в Искусстве Мира позволят твоей внутренней божественности сиять все ярче и ярче».

«В Искусстве Мира нет состязаний. Истинный Воин непобедим, поскольку он ни с кем не сражается».

«Искусство Мира можно выразить в таких словах: Истинная победа – это победа над самим собой».

М. Уесиба. Искусство Мира, из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997.

«Будо О-Сенсея было очень новым и отличалось отсутствием связи с традиционными представлениями о боевых искусствах. Это новшество выражалось в его новом состоянии души».

«Сущность айкидо – это, значит, доставлять радость и счастье своему партнеру».

«Айкидо – это, значит, убрать из своего сердца идею борьбы с кем-либо, даже значит выбросить мысль о противоборстве».

«Противника не существует, вы идете к другому человеку, не имея дурных намерений».

«Айкидо создали для очистки тела, а технику – чтобы показать другому человеку, что нападать – это плохо и что это неестественно».

«Именно духовная сторона существенна для меня, техника для меня второстепенна. Тот, кто занимается только чтобы обрести технику, ничего не понимает в айкидо».

Хикитсучи Мичио сенсей. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998.

«У вас есть идея о том, как О-сенсей описывал айкидо, как он о нём говорил?! Я выберу те его слова, которые более-менее понятны, хотя даже перевести их будет непросто. Здесь он говорит, в том числе и о котодама, о звуках.

Он говорит о том, что

«… Есть три начала Ки – это поток, мягкость и сила. Это треугольник – икумусуби, это круг – тарумусуби, и это квадрат – таматсу ни мисуби. Это и есть такемусу айкидо. Такемусу означает тренировку силы притягивания и это то, что мы изучаем в своей практике …

… Айкидо – это работа с пятью звуками: «а», «о», «у», «э», «и»! Это происходит на основании тесной связи между началами: небом, огнем, водой и землей. И начало всех этих звуков – звук «су» …

… То, что я здесь объясняю [об айкидо], даже очень эрудированный человек будет в затруднении понять, потому что это очень расплывчато. Как же я, Уесиба, могу этому следовать? Каждый день я тренируюсь над тем, как очистить свое тело от вещей и вижу, как оно пронизывается светом…», – потом есть и другие объяснения.

Вот что значило айкидо для того, кто его создал. Когда вы тренируетесь над техниками нужно идти в этом направлении, а не в том, где мы будем выворачивать запястья. То, как выворачивать руки, человечеству известно уже давно. Я хочу, чтобы вы именно это сохранили в своем сердце».

Ж.Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004 года.

Как можно видеть, в приведённых здесь указаниях по применению техник айкидо, нет ничего о способах механического подавления партнёра. Учителя айкидо не только не говорят о способах физического воздействия на людей, но и, раскрывая главные особенности и отличия своего искусства, вообще не акцентируют внимания на механическом аспекте техник.

Видение свойства «множественности функций техник Пути», позволяют сделать, по нашему мнению, чрезвычайно важный для организации практики айкидо вывод о том, что качество конкретного выполнения техники зависит не только от качества решения задач, которые тот или иной адепт Искусства Пути ставит перед собой, но и от того насколько количество решаемых им задач соответствует всему грандиозному комплексу целей, стоящих перед практикой Пути, перед самой Жизнью.

«Искусство Мира чрезвычайно широко, оно отражает грандиозное устройство скрытых и проявленных Миров. Твой ум и тело должны гармонировать с тем, как работает Вселенная».

М. Уесиба. Искусство Мира, из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997.

«Не будет преувеличением сказать, что, практикуя один из Путей, можно прийти к пониманию искусства самой Жизни. И все же … Бытует мнение, что способность швырять противника или умело управляться с кистью каким-то волшебным образом сама по себе приведет к озарению. Простое механическое действие никуда не приведет».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

Изучение только механической прикладной функции техник айкидо ни к чему не приведёт. Тем, кто хочет изучать айкидо О-сенсея и овладевать продемонстрированной им эффективностью, следует принимать во внимание, что, техники его искусства были созданы не только для того, чтобы учиться тому, как бороться и побеждать своих противников, но и выполняют ещё какие-то функции – «очищают и наполняют тело Светом», «дают познание Законов Жизни и понимание Истинной Победы» и даже «лечат Мир».

Что полную силу техник айкидо можно проявить только одновременно воплощая все функции, заложенные в них основателем искусства и, что для выяснения полного перечня этих функций, следует изучать и практиковать оригинальные, нетрансформированные техники О-сенсея, а не обрезанные и исковерканные их «перепевки» в исполнении персонажа анекдота «не выговаривающего половину алфавита соседа Сени».

«О-сенсей очень строго подходил к основам и говорил, что если хотя бы одна мелочь выполняется неверно, то вся техника не сработает».

М. Сайто. Форум боевых искусств Японии, 1986 г.

Нет возражений, что и техники в исполнении многих мастеров и учителей айкидо несут смысл близкий к тому, который заложен в техники Основателя айкидо, однако чтобы быть уверенным в этом, необходимо предварительно их сравнить с функциональным смыслом техник О-сенсея, а для этого этот смысл надо узнать. Следуя Пути, нужно равняться не только на того, кто идет перед тобой, но и, в соответствии с известным строевым правилом – «равняться на грудь четвертого, стоящего в строю человека», а ещё лучше равняться на Основателя искусства. Полную функцию несут нетрансформированные техники учителя Морихея Уесибы! Поэтому изучать и практиковать, для своего продвижения в айкидо, надо именно их!

Однако, если техники Пути, а значит и техники айкидо, для успешного достижения своей главной прикладной цели, должны решить не одну практическую задачу, то есть, должны выполнить не одну функцию, то в таком случае правомерны такие вопросы, как: а какие вообще функции могут и должны быть у техник Пути и в том числе у техник айкидо? Как узнать обо всех функциях техник? В каких отношениях между собой эти функции находятся? Каким образом они реализовываются?

Поэтому ниже мы предлагаем несколько отступить от рассмотрения принципов сборки и настройки инструмента практик Пути и прежде посмотреть на то, какие функции эти инструменты, и в том числе техники айкидо О-сенсея, выполняют.

*****

Comments (0)

Оставьте мнение: