Дек 10 2014

Практиковать техники О-сенсея: Матрицы будо

Category: ДневникЕвгений @ 10:02

Каким бы отвлечённым и скучным ни казалось наше представление образа матрицы, её свойств и видов, однако оно имеет прямое отношение к организации функциональной сборки и настройки техник айкидо, а значит, и к решению задачи воссоздания методики практики оригинального айкидо, ведущей к овладению способностями его Основателя.

Это связано с тем, что каждый вид человеческой деятельности, как общественной, так и индивидуальной, являясь отражением одной общей матрицы (Матрицы Предопределения), сам, в своей исходной основе, является матрицей и обладает теми же, присущими матрице, свойствами.

И наука, и общественный образовательный стандарт, и индивидуальное образование, а вместе с ними боевые практики и их техники представляют собой матричные пирамиды, являющиеся отображением какой-то части общей Матрицы Предопределения, а процессы их развития и освоения аналогичны в своих принципах. И поэтому процесс функциональной сборки и настройки техник Пути айкидо аналогичен решению задачи заполнения функциональной пирамиды и подчинён тем же закономерностям, которые были описаны при рассмотрении Матрицы Предопределения и процесса развития образовательного стандарта.

Так же как и матрица Предопределения, пирамидами являются и образовательные стандарты в различных областях практической человеческой деятельности. Такими же пирамидами по своему функциональному содержанию, структуре и возможностям являются и практики Пути и, в том числе, практики боевых искусств и айкидо, освоение которых, в общих чертах, так же соответствует задаче построения и заполнения матрицы функциональной пирамиды с частично известными основанием и вершиной.

Как одновременно известна и неизвестна и вызывает споры среди учёных цель человеческой жизни, так же известна и неизвестна маленькому человеку, идущему впервые в школу, цель его образования. Да, он может сказать, повторяя за своими родителями, что идёт учиться читать и писать, изучать математику, физику, химию, физиологию, идёт учиться, чтобы в будущем стать специалистом и трудиться в какой-то области деятельности. Однако, помня свой жизненный опыт, мы знаем, что он понятия не имеет о том, что собой представляет физика или химия, что ему предстоит узнать, изучая их, и о том, в чём действительно состоит занятие той или иной профессиональной деятельностью. Точно также как и первоклассник, мы приступая к практике айкидо, только в общих чертах имеем представление о том, чем нам в действительности придётся заниматься, даже если мы перед этим прочитали несколько книг по айкидо и просмотрели видеоролики с показательными выступлениями мастеров айкидо. И имеющая место большая текучка в айкидо во многом является следствием и подтверждением того, что цели практики айкидо, а говоря другими словами – функции айкидо, неизвестны людям и не совпадают с тем, что они рассчитывали от неё получить.

Как и правильные образовательные стандарты, так и правильные практики Пути основываются на Естественных Закономерностях и учат только тому, что есть в Действительности, т.е. всегда накладываются на Матрицу Предопределения, оставляя при этом незаполненными какие-то Её части. Что соответствует, с одной стороны, созданию в практике Пути инструмента по своим функциональным качествам способному, в свою очередь, создавать «продукты», очень точно отражающие и вписывающиеся в широкий и многогранный спектр обстоятельств Окружающей Действительности, которые принято относить к уровню произведений высокого искусства. С другой, – возможности для бесконечного творческого роста и совершенствования.

Как совершенствование образовательного стандарта, или становление и развитие каких-либо видов Пути представляют собой процесс выяснения содержания Матрицы Предопределения, состоящий в постоянном последовательном заполнении пустот своих пирамид и перемещении их вершин к вершине Общей Матрицы, так и личное освоение того или иного вида Пути является процессом построения своей личной функциональной пирамиды в матрице пирамиды конкретного вида Пути и состоит в постепенном практическом освоении всего иерархического множества его функциональных возможностей.

В образном представлении течения личной практики, это соответствует определению функционального содержания пирамиды изучаемого Пути (выяснению иерархически высших целей Пути и функций его техник, продекларированных и продемонстрированных основателем этого Пути) и соединению с этой вершиной и вершины пирамиды своей личной практики (осознаваемые цели своей личной практики), и её основания (практических функциональных способностей). И со стороны выглядит, как процесс постоянного смещения вершины (как процесс роста) своей пирамиды в матрице функциональной пирамиды практикуемого Пути.

При неверном посыле вершина такой пирамиды (будь то наука, образование, искусство или боевая практика), первоначально формируемая умозрительно или интуитивно, на основании мировоззренческого восприятия Окружающего Мира, в результате неверного интеллектуального анализа или в силу недостаточного практического опыта, может быть вынесена за рамки настоящей матрицы Пути и в итоге создавать инструменты практики, соответствующие искусственным матрицам и работающие только в определённых искусственных условиях, но мало применимые в естественных обстоятельствах Окружающей Действительности. Известно, что не все спортсмены-чемпионы побеждают в уличных драках, а свежеиспечённых выпускников высших учебных заведений, подготовленных по самым новейшим методикам обучения, нельзя считать полноценными специалистами в избранной ими профессии. В лексике О-сенсея образ искусственных матриц обозначаются понятием «ложного будо», перспективы создания которых, или попадание в которые, он оценивает как «плачевные».

«Плачевно впасть в ложное будо, не зная настоящего «бу» японца…

Однако с наших дней люди, которые говорят или практикуют бу в основном не знают истинного японского бу. Они впадают в ложное будо, не первоначальное, и это в самом деле плачевно». («газета шк. Айкикай», 10 ноября 1960).

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000.

Ранее мы отмечали, что новый вид искусства определяется выполнением какой-то новой функции, невыполняемой до этого в его других видах, и обеспечивающей создание продукта, обладающего новыми качествами, а также обращали внимание и на то, что функциональное содержание айкидо О-сенсея и прикладная эффективность его техник отличаются от целей и задач, достигаемых в традиционных видах будо.

Пользуясь образом матричной пирамиды, можно говорить о том, что, благодаря выходу на новый уровень мировоззренческого видения, О-сенсей, в рамках Матрицы Предопределения, создал новую пирамиду будо, вершина которой находится над вершинами функциональных пирамид традиционных боевых практик. И такой взгляд на мир будо многое в нём объясняет.

Странное учение О-сенсея

Нельзя не заметить, что учение О-сенсея выходит за рамки принятого, и в обществе, и в боевых искусствах мировоззренческого представления. Что при выполнении своих техник он опирался на закономерности и правила, которые если не неизвестны, то уж точно непонятны большинству людей, как в его время, так и сегодня. Так, например, в разрез с общепринятыми представлениями о боевых искусствах как системах подавления и уничтожения врага, он заявлял, что в его будо нет врага и потому нет и борьбы, нет боя, нет желания добиться победы над противником, что его айкидо, являясь Искусством Мира, а не Войны, служит не разрушению, а созиданию.

«… С наших дней люди, которые говорят или практикуют бу, в основном не знают истинного японского бу, они впадают в ложное будо, не первоначальное и это, в самом деле, плачевно. … В оригинальном будо нет борьбы, как в спорте. … Желание боя, это огромная ошибка». («газета шк. Айкикай». 10 ноября 1960).

«В айкидо О-сенсея нет врагов. Если вы думаете, что в будо есть противники, враги и что будо сделает вас более сильным, чем они, это совершенно ложно. В настоящем будо нет ни противников, ни врагов». («Takemusu Aiki», стр.192).

Ж.Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

«Сейчас нам нужны техники согласия, а не техники спора. Сейчас требуется Искусство Мира, а не Искусство Войны».

«Искусство Мира – это непротивление. Сдерживать агрессию без причинения вреда – это и есть Искусство Мира.

«Искусство Мира непобедимо, потому что оно ни с чем не борется. В Искусстве Мира нет состязаний. Истинный Воин непобедим, поскольку он ни с кем не сражается».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

«Противника не существует, вы не идете к другому человеку с дурным намерением».

Хикитсучи Мичио сенсей. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998.

Не соответствует действительности и распространенное мнение о том, что специфика айкидо заключается в том, что оно является неагрессивным боевым искусством, техники которого построены только на защитных действиях. По словам Мичио Хикитсучи сенсея, одним из существеннейших изменений, внесённых О-сенсеем в техники айкидо после войны, стало то, что в них «исчезла» защита.

«Айкидо, это не атака и не защита. Это притягивание [привлечение] партнера».

Хикитсучи Мичио сенсей. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998.

Среди методических правил выполнения техник, в большинстве современных направлений айкидо возведённых в ранг основного принципа, однако, как оказывается, противоречащих тому, чему действительно учил Морихей Уесиба, можно назвать установку на объединение с действиями атакующего. А вместе с тем, давая разъяснения по вопросу гармонизации с партнёром, и Мичио Хикитсучи сенсей, и Жерар Блез сенсей, говорят о стремлении к такому объединению, как о главной ошибке тренировки в айкидо О-сенсея.

«Но сгармонизироваться со Вселенной это абстрактное понятие. И будет естественным стремление идти к конкретному понятию: например искать гармонию с партнёром. Это главная ошибка объясняет Хикитсучи Мишио сенсей:

«Айкидо вписывается гармонично с ки. Но это не гармонизироваться с ки партнёра (АИТЕ). Когда думают сгармонизироваться с ки партнёра, ошибаются и тренировка превращается в игру. Нужно отыскать связь с КИ Вселенной, с КИ Природы, с КИ Бога и с самого начала нужно брать ки партнёра». («Журнал Айкидо», №40, 1988, стр.11 и далее)».

Ж.Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

Ещё одним, уж совсем странным обстоятельством, указывающим на то, что мировоззрение О-сенсея и принципы его учения, выходят за рамки стереотипов, принятых как в традиционных боевых искусствах, так и в современной науке, может послужить его странное утверждение о том, что в созданном им искусстве вопроса долготы времени и быстроты реакции не существует.

«Если враг меня атакует с очень быстрой техникой, я не побеждён, так как моя техника более быстрая, чем его техника. Это не вопрос быстроты. Результат боя уже решен. То, что враг пытается меня атаковать, меня, который есть Вселенная, показывает, что он сейчас нарушит гармонию Вселенной. Однако момент, когда он хочет меня атаковать, уже потерян в этом действии, потому что долготы времени и вопроса быстроты не существует». (Гои сенсей. «Takemusu Aiki», стр.130).

«В айкидо нет ни пространства, ни времени, есть только Вселенная и это называется катсу хаяби». («Takemusu Aiki», стр.13).

Ж.Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

Объясняя эти противоречия, мы хотим сказать, что в результате своих духовных поисков, осуществляемых в практике боевых искусств и закончившихся созданием айкидо, О-сенсей построил новую функциональную матрицу, более высокую и ёмкую, чем функциональные пирамиды традиционных боевых искусств. Точнее, в рамках общей для всех видов будо матрицы, Основатель айкидо поднялся на новый уровень, неизвестный существовавшим до этого традиционным видам боевых искусств, и, вследствие подъёма на иерархически новый уровень, он заполнил прежнюю матрицу будо новым информационным содержанием. Непонятность его указаний по выполнению техник и организации практики айкидо, а также неспособность повторить продемонстрированную им эффективность техник айкидо, являются наглядным и ярким тому подтверждением.

Именно новое мировоззренческое представление и отношение О-сенсея стало направлять в систему каналов матрицы будо, общей для всех видов боевых искусств, качественно новую и информацию. Эта иерархически высшее знание, соединяясь с уже имеющейся в нижних уровнях матрицы информацией, существенно изменило функциональное содержание традиционных боевых техник, созданных многовековой историей боевых искусств задолго до появления айкидо, дополнив его новыми функциями. Функциями, которых в техниках традиционных боевых искусств нет, и которые, с одной стороны, незначительно, порой почти неуловимо*, изменили физическую форму техник, однако с другой, – заметно и существенно изменили прикладной результат их выполнения.

*«… Всю логику движений относительно себя и относительно него мы сохранили из старых техник! Жесты абсолютно не изменились!».

Ж.Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Именно поэтому мы говорим о том, что О-сенсей, создав новое искусство, не создал новых техник (не существовавших до него механических форм технических приёмов). Что, создавая айкидо, он техники традиционных боевых искусств наполнил новым функциональным содержанием, благодаря которому и стал получать другой прикладной результат, который невозможно получить способами, используемыми в традиционном будо, и позволяющий заслуженно относить айкидо к новому виду боевого искусства. Именно поэтому мы настаиваем на том, что разучивание механических форм техник айкидо, совсем не означает практики искусства, созданного Морихеем Уесибой. И что «изучать айкидо», это значит изучать функциональную матрицу, созданную его основателем, это значит находить те новые цели и функции практики боевого искусства, которые были внесены в неё О-сенсеем и решать прежние задачи, имеющие место в боевой ситуации, на качественно новом уровне.

Те принципы и способы, которыми ситуации нападения разрешаются в традиционных боевых искусствах не являются слабыми или ложными по отношению к айкидо О-сенсея. Они исходят из другого воззрения на Окружающую Действительность и потому у них другие предназначение и логика.

«В старых вариантах было так, совсем по-другому: атеми, атеми, а потом ломающий бросок. Мы же сейчас делаем техники, которые учат притягивать и вести партнёра. Если в старых техниках было что-то, что может разрушить человека, то в техниках айкидо мы его не разрушаем, мы ему что-то даем. Если вы хотите учиться разрушать людей, надо изучать другие техники; они не являются ложными, они для другого предназначены. Это уже совершенно другая логика; мне нравится эта логика, но это не айкидо».

Ж.Блез. Семинар по айкидо, г.Санкт-Петербург, июнь 2004г.


Вместе с тем, именно стереотипы, формируемые мировоззренческими стандартами и логикой, находящимися в основании традиционных боевых искусств, не позволяют увидеть ни настоящие цели и функциональное содержание техник айкидо О-сенсея, исходящие с более высокого уровня воззрения на Мир, ни понять того, почему одни и те же механические формы техник способны создавать новый прикладной результат. И именно эти стереотипы, переносимые людьми в практику айкидо из их представлений о боевых искусствах и повседневной жизни, заставляют их искать причины эффективности айкидо совсем не там, где они находятся. Например, в новых, неизвестных соперникам, техниках, в наращивании быстроты и силы своих действий, но только не в иерархически новом мировоззрении.

Однако с точки зрения функционально-матричной структуры на практическую деятельность и её инструменты, изучение айкидо, это изучение, освоение и продвижение по функциональной матрице созданной (а точнее, открытой) О-сенсеем, которые можно сравнить с построением каждым адептом своей индивидуальной пирамиды внутри матрицы, открытой О-сенсеем. И чем ближе вершина его личной функциональной матрицы приближается к вершине матрицы Основателя айкидо (и конструктора инструмента практики этого практического искусства), тем больше он приближается к мировоззрению О-сенсея. Тем больше настройка его личного инструмента практики (техник) по своим функциональным возможностям приближается к потенциалу, заложенному в него их конструктором. И тем больше создаваемый им результат использования этого инструмента по своим прикладным качествам становиться ближе к результату, создаваемому их конструктором.

Вместе с тем, для выяснения причин эффективности техник Пути следует принимать во внимание специфику «роста» и работы функциональных матриц о которых было сказано раньше.

Во-первых, то, что и изучаемая нами матрица и возводимая функциональная пирамида состоят из двух частей, находящихся по выражению О-сенсея, «в двух мирах», «в проявленной и не проявленной сферах». Современному человеку ближе говорить, что одна часть матрицы находится на физическом плане и представляет собой механическую форму техник, а вторая её часть находится на духовном, невидимом плане и является информационным содержанием техник – той самой инструкцией о функциональной настройке и сборке инструмента практики искусства, представляющих собой информацию о философских принципах учения О-сенсея.

«Что касается техники, с древних времен говорят, что движения должны быть стремительными, как молнии, а атаки – подобны грому. Воплощение этих принципов заметно для глаз, но нужно старательно заниматься, стремясь к божественному, овладевая и теми принципами, действие которых не доступно человеческому зрению, принципами, обусловленными взаимодействием воды и огня повсюду во Вселенной».

М. Уесиба. Будо.Учение Основателя айкидо. Феникс, Ростов-на-дону, 1999г.

При этом нужно говорить о том, что до тех пор, пока мы не можем в полном объёме на практике повторить способности, продемонстрированные О-сенсеем, вершина выстраиваемой нами пирамиды, располагаясь в информационной части матрицы айкидо, оставляет в ней область, которую мы «не видим», и если даже что-то и знаем о ней, то очень мало, неточно и только умозрительно.

Второе, что нужно учитывать, занимаясь построением собственной матрицы айкидо, состоит в том, что её рост (соответствующий росту технического мастерства в айкидо) состоит в переходе на новый, иерархически более высокий, функциональный уровень. В результат такого перехода основание возводимой пирамиды может мало изменяться – информационные каналы, или иначе формы техник, будут оставаться теми же по своему составу. Но по ним буде «течь» несколько иная информация, иерархические более высокая, соответствующая более высокому уровню миропонимания, которая изменит и конечный практический результат выполнения одних и тех же механических жестов.

Говорить об освоении матрицы айкидо, или, что одно и то же, о техническом совершенствовании в айкидо О-сенсея, без подъёма на иерархически новый уровень миропонимания невозможно. О-сенсей не создавал новых техник, он в своём искусстве использовал уже известные технические формы. Однако новый прикладной результат их применения определялся именно тем, что в его выполнении прежних техник по ним, как по информационным каналам, проходила информация нового содержания, исходящая из нового уровня миропонимания, которая собственно и меняла, и эффективность старых техник в его исполнении, и их конечный результат.

Поэтому в айкидо на новую ступеньку в техническом отношении поднимается и становиться сильнее не тот, кто, не просто наращивает массу «тела» своей функциональной пирамиды (что соответствует увеличению площади её основания, или увеличению количества разучиваемых техник), а тот, кто переносит её вершину на новый функциональный уровень в матрице О-сенсея. Из двух айкидок сильнее тот, кто знает в матрице айкидо и может на практике реализовать иерархически вышестоящую функцию, а не тот, кто формально дольше занимается и знает много различных техник, но выполняет их исходя из более низкого уровня понимания.

Подтверждение тому можно найти, как в наиболее передовых современных философских воззрениях, так и в принципах учения самого Основателя айкидо.

В Концепции общественной безопасности Внутреннего Предиктора СССР при рассмотрении вопросов управления говорится о том, что «Каждый, в меру своего понимания, работает на себя, а в меру непонимания – на того, кто понимает больше. И поэтому из двоих управление осуществляет тот, кто больше знает и глубже понимает и потому способен чужую концепцию управления вписать в свою более общую концепцию».

В боевой ситуации, среди прочих, всегда решается задача управления и своими действиями, и действиями нападающих, поэтому это утверждение КОБ справедливо и в отношении ситуаций, изучаемых в боевых практиках, итог разрешения которых определяется, как могут думать, совсем не руками и ногами, и даже не силой и быстротой, а мерой мировоззренческого видения и понимания конкретного человека, что в предлагаемых нами образах соответствует относительному положению вершины его функциональной пирамиды в общей матрице айкидо, вписанной в общую матрицу будо, в свою очередь, находящейся внутри Матрицы Предопределения.

Или перефразируя то, о чём говорит КОБ, можно сказать: Сильнее тот, чья функциональная пирамида вписывает в себя пирамиду оппонента.

(Функция, какая бы она ни была, не может быть выполнена в полном объёме и качестве без соответствующего ей уровня понимания, поэтому говоря о функциональной пирамиде или функциональной матрице, мы её отождествляем с уровнем миропонимания).

И разве не об этом всём следующие небезызвестные наставления О-сенсея?!

«Захватывай сознание своих противников и рассеивай их».

«Побеждай своих противников духовно».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

«В айкидо необходимо, чтобы разум был на первом месте, а техника вытекала из него. Тот, кто занимается только для того, чтобы обрести технику, ничего не понимает в айкидо».

Хикитсучи Мичио сенсей. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998.

« – Изменился ли стиль обучения О-сесея после войны?

– Практики, несомненно, стали другими. Мы больше не атаковали. Мы воспринимали ки партеров, для того, чтобы увидеть их с головы до пят. Но самое главное, мы должны были научиться поглощать разум партнера.

… Все техники, которым я учу сейчас, относятся к послевоенному периоду. Это истинные ваза айкидо О-сенсея. Если мы будем смотреть на партнеров, они отнимут наши сердца. Если мы будем смотреть в глаза партнеров, их глаза увлекут наши умы. Если мы будем смотреть на оружие наших партнеров, оно заберет наши умы».

Интервью с Мишио Хикитсучи Сэнсэем, Париж, 1984.

И разве можно «захватить» чей-то разум, не вместив его в свой разум, не поднявшись над ним мировоззренчески и функционально своим разумом?! Именно поэтому с определённого этапа практики изучение матрицы айкидо, или постижение подлинных тайн и секретов айкидо, в основном, связано с выяснением содержания её вершины (иерархически высших функций), скрытых от нас границами наших знаний и представлений о Мире.

«В конце концов, ты должен будешь вообще забыть о технике …».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999.

*****

Оставьте мнение: