Дек 01 2014

Практиковать техники О-сенсея: Пирамидальные принципы настройки инструмента практики Пути

Category: ДневникЕвгений @ 15:47

В продолжение рассмотрения механизма реализации множества функций техник Пути, необходимо отметить ещё одну, в представленном здесь перечислении, шестую характеристику их взаимодействия, которую следует учитывать, занимаясь сборкой и настройкой инструмента практики айкидо. Следует принимать во внимание, что способность техник Пути к одновременной реализации множества функций осуществляется на основании и по принципам строгой иерархии взаимовложенных процессов, в соответствии с которой изменения в одном из них, неизбежно влечёт за собой качественное изменение и направленность множества других, вложенных в него процессов. И чем выше положение этого процесса в пирамиде иерархии, вершина которой, говоря словами О-сенсея, находится в «не проявленных мирах», «скрытых сферах», «сферах духа», тем масштабнее его влияние на смысловое информационное наполнение вложенных в него процессов. Тем неотвратимее и мощнее отклик на происходящие в нём изменения в создаваемых и односторонне подчинённых ему явлениях.

«… Осознайте глубокую истину: и явное, и скрытое – едино».

«Овладевайте божественными техниками айки [овладевайте духовными, невидимыми для физического зрения процессами], и никакой враг не посмеет бросить вам вызов».

«Что касается техники, с древних времен говорят, что движения должны быть стремительными, как молнии, а атаки – подобны грому. Воплощение этих принципов заметно для глаз, но нужно старательно заниматься, стремясь к божественному, овладевая и теми принципами, действие которых не доступно человеческому зрению, принципами, обусловленными взаимодействием воды и огня повсюду во Вселенной».

«Цель воина – согласно высочайшему предназначению овладеть боевыми техниками, оживляющими и явный, и скрытый миры».

М. Уесиба. Будо.Учение Основателя айкидо. Феникс, Ростов-на-дону, 1999г.

Именно поэтому мы считаем, что настоящая практика айкидо – айкидо О-сенсея – начинается с того момента, когда поиск правильного движения, и внесение поправок в механические формы техник, изучаемых на тренировках, начинает осуществляться на основании использования духовных указаний Морихея Уесибы, происходящих из «скрытых Духовных Сфер» – иерархически высших по отношению к физическому Миру и скрытых для физического восприятия. Они – духовные указания – главные в искусстве духа, и именно они определяют логику действий и физическую форму техник айкидо, являющихся, инструментом практики, который, как было отмечено выше, создаёт все прикладные качества результата практической деятельности. Именно поэтому, принципы иерархического взаимосвязи и взаимодействия функций инструмента практики должны иметь приоритетное значение, как непосредственно в работе по сборке и настройке техник айкидо, так и в работе по восстановлению методики практики, приведшей к созданию айкидо.

Иерархичность, общим признаком и свойством которой является односторонняя подчинённость взаимовложенных процессов, в совокупности с существованием явления «Скрытых Сфер», природа и возможности которых невидимы и недоступны для понимания с позиций физического Мира, позволяет представить небезызвестный образ пирамиды, отражающий принципы взаимодействия функций техник искусств и Пути, которые следует учитывать при осуществлении функциональной настройки техник айкидо.

Существенной деталью этого образа, является то, что какая-то часть функциональной пирамиды техник айкидо (нижняя) – видна, т.е. содержание этой части функций техник известно. А другая её часть (верхняя), находящаяся в «скрытых Мирах», является невидимой, указывающей на то, что, ни содержание функций техник, находящихся в этой части единой пирамиды и являющихся по отношению к видимым главными и управляющими, ни возможное их количество, остаётся неизвестным для физического восприятия.

Этот образ передаёт представление о том, что, не только приступая к изучению айкидо, но и даже имея немалый стаж занятий, мы не знаем ни его полного настоящего значения, как искусства, как практики Пути, ни всего того возможного количества функций, которые должны быть реализованы в его техниках.

По этому поводу на память приходят история, рассказанная сенсеем Жераром Блезом, в которой он однажды отказался отвечать на вопрос о том «что такое айкидо?» корреспонденту, не имеющему опыта занятий. Дословно сказав: «У меня сорок лет стажа занятий, а у вас никакого. Поэтому, что я вам могу сказать?». Его слова к надписи на его книге по практике айкидо о том, что пусть она будет подтверждением того, что всё течёт и изменяется. А также объяснения Сейсиро Эндо сенсея о регулярных изменениях в его взглядах на айкидо и методы его практики.

«Прошло ровно 50 лет с тех пор, как я начал практиковать айкидо. Думаю, за это время мои методы кейко и образ мыслей менялись каждые 10 лет.

… Многие начинают заниматься айкидо, основываясь на убеждении, что это будо. Они приходят, чтобы научиться побеждать противников или защитить себя. Однако среди множества вещей, которые я узнал из практики, есть состояние, которого достигли Основатель и другие мастера».

С. Эндо. Вибрации и связь.

Наш аргумент на возражение знающим – тем, кто говорит, что знает об айкидо и его техниках всё, достаточно прост. А нам известны случаи, когда, например, кик-боксёры приходившие на наши тренировки за новыми знаниями и опытом, после месяца занятий говорили, что они поняли что такое айкидо и взяли из него самое лучшее, для применения в своём искусстве. Так вот, если кто-то знает об айкидо О-сенсея всё, указывая этим на то, что имеет право на его улучшение или создание своего собственного направления, то ему не должно предоставить труда удержать бокен, который сталкивает, нет, не несколько человек, как это делал Основатель айкидо, а пусть хотя бы один. Если ему этого сделать не удаётся, то, очевидно, он должны признать, что несколько погорячился в своих громких заявлениях.

Условие выполнения работы по сборке и настройке инструмента практической деятельности, при котором часть инструкции по выполнению этой работы является неизвестной, как в нашем случае, являются неизвестными главные, управляющие функции техник айкидо, предполагает несколько возможных вариантов, которые будут определять способы использования и итоговые функциональные возможности настраиваемого инструмента. В нашем случае вариантов, определяющих механическую форму и прикладные возможности разучиваемых техник айкидо.

Два наиболее общих из них, состоят в том, что мы, либо знаем о существовании неизвестной части пирамиды либо не знаем, что она есть. Или другими словами, в первом варианте, мы держим в руках нужную нам инструкцию без заглавия, без номеров пунктов и страниц и считаем, что это её полный текст. Во втором варианте наша инструкция содержит номера пунктов или страниц, но начинается не с первого листа, и поэтому мы твёрдо знаем, что первой, организующей (самой главной) части, в ней не хватает.

Если мы не знаем о существовании неизвестной части функций инструмента практики (и следовательно не знаем о части инструкций по настройке этого инструмента), то, как показывает практика, сколько бы мы ни экспериментировали над улучшением инструмента, даже случайно, методом «тыка», мы не сможем использовать этот инструмент с наивысшей эффективностью и получить результат его применения такой же, какой нам демонстрирует изобретатель этого инструмента. Напомним, что, несмотря на огромное количество людей по всему миру, называющих себя айкидоками, никто из них так и не смог в полном объёме повторить способности О-сенсея.

Если же мы узнали о существовании неизвестных функций техник практики Пути, то, в связи с тем, что узнать их точный, но скрытый о нас смысл, и реализовать их все и сразу мы не в состоянии, перед нами встаёт альтернатива. Мы можем отбросить эту информацию, а можем принять меры к тому, чтобы методику своей практики направить на выяснение и овладение неизвестной нам части функциональной пирамиды техник нашего искусства.

Мы либо остаёмся в рамках нашего имеющегося представления о функциональных задачах техник своего искусства и пользуемся только некоторой частью инструкций по сборке и настройке наших техник, либо ищем неизвестные нам функции инструмента, что соответствует подъёму вверх по функциональной пирамиде техник и восстановлению отсутствующей части инструкций.

Однако это два абсолютно различные направления изучения айкидо, два различные способа сборки и настройки инструмента практики, ведущие к различным результатам, как их настройки, так и эффективности использования. В первом случае, мы отказываемся от изучения части тех функциональных новшеств, которые О-сенсей внёс в техники традиционного будо, сделавшие их техниками другого искусства. То есть, мы принимаем, что Искусства Мира не существует, что это выдумки выжившего из ума старика, психика которого была расстроена войной, не имеющие отношения к реальному боевому искусству. И тогда, действительно, то, что мы называем айкидо, является украденным и переименованным на иной лад искусством Сокаку Такеды и есть только один правильный путь к овладению эффективностью техник айкидо – тот, который разработан в дай-то рю.

Во втором случае, изучение айкидо становиться работой, связанной с выявлением и овладением теми функциями техник, которые являются неизвестными для традиционного будо, которые выходя за рамки функционального значения техник традиционных боевых искусств, являются тем новым, что О-сенсей внёс традиционное будо, и что наполняет техники айкидо необыкновенной эффективностью.

Причём с этой точки зрения становится очевидным, что техническое совершенствование по первому варианту, т.е. в условиях изучения ограниченного функционального комплекса техник, с достижением определённого уровня практики становится движением по замкнутому кругу, а его дальнейший рост связан с расширением радиуса этого круга, соответствующий увеличению количества изучаемых техник. В то время как настоящий технический рост в практиках Пути связывается с приобретением способности реализовывать в одной и той же технике функции, соответствующие всё более высоким иерархическим уровням, и соответствует последовательному подъёму на новые уровни функциональной пирамиды техник.

Можно замечать, что когда мастеров просят продемонстрировать возможности их искусства, то обычно ожидают увидеть какую-то необыкновенную по форме технику, которую до этого никогда не видели. Помню, как на своём первом семинаре Жерара-сенсея (тогда он впервые приехал в Россию и перед началом семинара продемонстрировал несколько техник айкидо) первой моей эмоцией стало некоторое разочарование, так как всё, что он показал, я уже видел в исполнении своих инструкторов, и что выглядело ничуть не хуже. Однако теперь мы осознаём, что подлинное мастерство заключается не в демонстрации доставаемых из тайников хитрых и коварных техник, остающихся неизменными в функциональном отношении. А в том, чтобы известную и простую технику без видимых усилий успешно выполнить на любом партнёре, что невозможно сделать без вложения в неё всех тех новых, по отношению к традиционным, функций, которые в них вкладывал О-сенсей, и которые сегодня в практике айкидо остаются без внимания.

Однако, даже будучи осведомлёнными о существовании скрытой части функциональной пирамиды техник айкидо, но, не зная ни полного состава, ни содержания составляющих её функций, мы, для нахождения ответов на эти вопросы, часто вынуждены обращаться к различным авторитетным информационным источникам – мастерам боевых искусств, написанным ими книгам, представителям официальной науки или эзотерикам. А так как большинство мастеров и книг сами не знают об этих функциях, а если и о чём-то знают, но на деле не могут предложить реальные способы овладения ими (способности О-сенсея в полном объёме ещё никто не повторил), то в итоге, несмотря на многообразие советов из различных направлений айкидо, мы в своей практике, руководствуемся одним и тем же функциональным стандартом техник, сформированным и действующим в традиционном будо.

Здесь следует отметить, что мы вовсе не призываем отказываться от использования опыта и наставлений последователей О-сенсея или мастеров традиционных видов будо, мы призываем определять им правильное место в функциональной иерархии техник айкидо. Мы не отказываемся от опыта Сокаку Такеды. Мы уже упоминали о том, что в своей методике изучения айкидо Жерар-сенсей использует практику «старых» техник. Вместе с тем, для того чтобы «старые» техники стали средством изучения и совершенствования, а не средством перекрытия выхода на новые уровни функциональных возможностей и, в итоге, причиной оставления верного направления практики, нужно ясно понимать, для решения каких задач в практике айкидо они могут быть использованы.

«Это старые формы, старые техники, они очень интересны, чтобы научиться двигаться всем телом, сохраняя прямое положение. Однако не нужно эти техники показывать новичкам, потому, что здесь нет привлечения партнёра. Здесь мы только учимся правильно использовать свое тело. Для вас это интересно, чтобы учиться; для начинающих – нет».

Ж.Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2008г.

Поэтому для нас вполне очевидно, что в ситуации, когда ни техники традиционных боевых искусств, ни техники каких-либо мастеров айкидо, не содержат всего функционального комплекса, который реализовывался в техниках О-сенсея, единственным полным и достоверным информационным источником о нём, может быть лишь изучение техник основателя искусства – Морихея Уесибы, и его комментариев к этим техникам. Именно они являются тем личным посланием основателя искусства, теми наиболее полными инструкциями, несущими информацию о сборке и функциональной настройке техник айкидо. В том числе и о настройке их главных функций, находящихся на невидимой вершине их иерархической пирамиды, «читая» которые и сверяясь с которыми в ходе своей практики, мы получаем реальную возможность приблизиться к практической реализации эффективности, заложенной в оригинальное айкидо.

«То, что нам хотел сказать Основатель, он передал с помощью жестов – техник айкидо. Поэтому, когда вы делаете техники айкидо, нужно всегда обращаться к тому, что он хотел ими сказать».

«Нужно стараться с помощью техник понять то, что хотел сказать Основатель».

«В айкидо первым начинает тот, кто делает технику. Вы начинаете ещё до того, как партнер начал «шомен», это база, это ключевой момент.

Это требование может показаться странным, гораздо легче сказать: «Вот кто-то меня атакует, а я защищаюсь!», – это понятно. А если я говорю: «Мы начинаем до того, как он начал атаку!», – что это значит? Но именно так учил Морихей Уесиба.

«По-моему, Тамура-сенсей часто приезжает в Санкт-Петербург… Тамура-сенсей делает именно так, он всегда начинает первым, но говорит противоположное. Он говорит: «Нужно делать шомен!». Однако будучи его партнёром, вы никогда не сможете сделать шомен, потому, что он всегда начинает первым.

Поэтому нужно смотреть, как он делает и, как я вам сейчас показываю».

Ж.Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004 года.

Как оказывается, информация жестов может быть полнее, точнее и правдивее, чем информация слов.

*****

Comments (0)

Оставьте мнение: