Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_18df454cc469a1b69fc2b81eed9609e1, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php:1368) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php:1368) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368
Айкидо метод » Практиковать техники О-сенсея: Настройка духа: Подняться над своим мировоззрением


Янв 20 2015

Практиковать техники О-сенсея: Настройка духа: Подняться над своим мировоззрением

Category: ДневникЕвгений @ 10:04

Выясняя роль техник в практике Пути, мы подходим к выводу о том, что самое главное их функциональное значение состоит в том, что они являются инструментом для изменения и приведения к определённым параметрам духовного состояния (инструментом настройки духовного состояния) именно практикующего их человека, того главного субъекта, в конечном итоге определяющего прикладную эффективность всей практической человеческой деятельности.

Однако, продолжая изучать уже эту функцию техник, можно обнаружить и то, что техники, сами по себе, не способны участвовать в настройке нашего духовного состояния. Даже зная о существовании такой методической задачи перед практикой айкидо и занимаясь её решением, мы не можем настраивать наше духовное состояние, просто лишь меняя механику своих техник.

«После своего возвращения из Японии во Францию, я создал свою группу. И когда ко мне приходили люди, я просил их, чтобы они занимались бы только у меня и нигде больше. Многие этого не поняли и подумали, что это было эгоизмом с моей стороны. Но благодаря используемой в нашей группе методике тренировок [методике поиска состояния], можно не быть зацикленным на технике. Мы не тратим наше время, говоря: «О, он делает «шихонаге» вот так, другой – так, а кто-то ещё как-то!», – ведь так всю жизнь можно провести в погоне за вариантами техник, но это совершенно не имеет смысла».

Ж.Блез. Мастер класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2005г.

Создавая техники своего нового искусства, О-сенсей не придумывал новых, каких-то особенных, движений! Поэтому, экспериментируя с формами техник айкидо, т.е. изучая и корректируя только механику своих жестов (занимаясь поиском или созданием более совершенного варианта того же «шихонаге»), такого же прикладного результата, что и у О-сенсея, не получишь.

«Что касается меня, я изучил к настоящему моменту без малого около 30 школ будо. Но айкидо не синтез этих школ. Айкидо полностью сделано духом». («Aikido Shinzui», стр.31).

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Можно, конечно, действовать и в несколько ином ключе. Можно скопировать механику жестов Основателя айкидо, а затем долго и старательно её повторять. Однако, как оказывается, сколь бы точно и долго мы ни воспроизводили форму движений О-сенсея, его прикладная эффективность в них от этого (что и можно наблюдать) также не появится.

«Человека можно притянуть вот так [без техники]. Но это другое. Вот это выучить невозможно, если оно проходит, то проходит, если нет, то нет. И тренироваться так нельзя!».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Поэтому, часто неожиданно для себя, последователи О-сенсея, могут обнаружить странное обстоятельство своей практики, которое состоит в том, что, даже выучив механику движений О-сенсея, нельзя выучить айкидо!

Вместе с тем, в этом нет ничего странного, если принимать во внимание, что механика жестов, образующая форму техник, находящаяся иерархически ниже духовного состояния человека и, действительно, не способна влиять на него.

«Ни меч, ни кисть не могут сделать ни единственного движения, если только сознание не сделает его первым».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

Если же это обстоятельство не учитывать, т.е. изучая техники, изучать только их форму, то не стоит удивляться тому, что точно воспроизводимая механика техник О-сенсея, оказывается далеко не такой эффективной, как у него. И это происходит потому, что дух невозможно запереть в технике, как в клетке. Золотая клетка, в виде точно выученной формы физических движений, в таком случае, может и остаться, но дух в ней невозможно удержать механикой жестов.

«Божественное [дух] не любит, когда его запирают в помещении [в форме техник]. Божественному нравится быть под открытыми Небесами».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

Невозможно дух «загнать» в форму техник; дух не подчиняется форме; формой невозможно повлиять на дух. Это дух (сознание) определяет способность выполнить физическое движение и создает его форму.

Именно поэтому с определённого момента становления айкидо, так радикально изменились главные задачи его практики. Когда первым и главным условием возможности эффективного воздействия на партнёра была определена необходимость «поглощать, захватывать разум партнёра». Первоочередной задачей обучения стала способность чувствовать и действовать на уровне духа.

«– Изменился ли стиль обучения О-сенсея после войны?

– Практики, несомненно, стали другими. Мы больше не атаковали. Мы воспринимали ки партеров, для того, чтобы увидеть их с головы до пят. Но самое главное, мы должны были научиться поглощать разум партнера.

Тренировки стали гораздо более сложными. Мы не ждали, когда партнер начнет атаку. Где они ударят? Как они будут двигаться? Необходимы были тренировки, чтобы развить в себе способности все это чувствовать.

Все техники, которым я учу сейчас, относятся к послевоенному периоду. Это истинные ваза айкидо О-сенсея».

Интервью с Мишио Хикитсучи Сэнсэем, Париж, 1984г.

«В айкидо мы овладеваем умом противника до того, как сойдёмся с ним в поединке».

М. Уесиба. Айкидо – истинное будо. Искусство мира, «София», Киев, 1999г.

Учиться айкидо О-сенсея на техниках, т.е. настраивать своё духовное состояние, работая только с формой техник, невозможно. И, с представляемой здесь точки зрения, это вполне понятно. В силу принципов иерархического взаимодействия, техники айкидо не способны своей формой влиять на мировоззрение человека, находящееся на иерархически более высокой ступени, и тем повышать свою практическую эффективность. Форма техники не способна сама себя менять и настраивать себя. Это мировоззрение определяет форму и прикладную эффективность проистекающих из него физических действий.

Доказательством существования такой зависимости служат и слова Хикитсучи сенсея об «истинных техниках айкидо» и методах овладения ими. И слова Жерара сенсея, когда он говорит о том, что ни «погоня за вариантами техник», ни «слепое копирование форм техник, соответствующих высоким уровням мастерства» не имеют никакого смысла в работе по овладению айкидо О-сенсея. А вместе с ними и то, обстоятельство, что задача «захвата ума партнёра», предшествующая физическому взаимодействию, осуществляется предварительным решением другой, ещё одной, ещё более первоочередной функциональной задачи практики айкидо, о которой в своих объяснениях говорит О-сенсей, – задачи «захвата и исправления своего собственного ума».

«Тот, у кого ум кривой и раздираемый противоречиями, изначально обречен на поражение».

«Победа» для нас — это победа над противоречивым умом в себе самих. Такова дарованная нам миссия».

«Айкидо – это не исправление других, а исправление своего собственного ума. Такова миссия айкидо, и она должна стать твоей миссией».

«Можно сказать, что айкидо есть способ изгнания демонов не мечом, а искренностью нашего дыхания. Иначе говоря, способ превращения мира демонического ума в Мир Духа. Такова миссия айкидо. Демонический ум будет повержен, а Дух восторжествует. Тогда айкидо принесет плоды в этом мире».

М. Уесиба. Айкидо – истинное будо. Искусство мира, «София», Киев, 1999г.

«Захватить» и «поглотить» чей-то ум, возможно только захватив и исправив свой противоречивый, то атакующий, то защищающийся разум. Другими словами, только подняв и расширив своё мировоззренческое представление до степени, в которой ум-мировоззрение партнёра будет вписан составной частью в твоё мировоззрение.

«Каждый, в меру своего понимания, работает на себя, а в меру непонимания – на того, кто понимает больше. И поэтому из двоих управление осуществляет тот, кто больше знает и глубже понимает и потому способен чужую концепцию управления вписать в свою более общую концепцию».

ВП СССР. Мёртвая вода. Том 1.

Айкидо было создано в результате поисков неудовлетворённого духа Мастера будо, закончившихся его выходом на новый уровень мировоззренческого видения.

«Я начал тренировать свой дух в Будо, когда мне было 15 лет, и после этого посетил учителей фехтования и дзю-дзюцу многих провинций. Я усвоил за несколько месяцев секрет каждой из самых недавних школ. Но не было ни одной школы, которая рассказала бы мне о сущности Будо, которая могла бы удовлетворить мой дух. Я также в двери разных религий, но я не смог получить какого-либо конкретного ответа».

«14 декабря 1940 года, к 2 часам ночи, после очищения, я внезапно почувствовал себя в странном состоянии. В этот момент я забыл все техники, которые я выучил, и я должен был заново воссоздать техники предков. И эти техники должны показать, что весь Мир есть одна семья и нет чужих». («Aikido Shinzui», стр.23).

«Я почувствовал себя парализованным очень приятным чувством я внезапно почувствовал, что Вселенная дрожала и что золотой дух выходил из Земли, окутывал мое тело и превращал его в другое, сделанное из золота. В то же время мой дух и тело стали легкими. Я был способен понять щебетанье птиц, и я отчетливо созерцал дух Бога, создателя этой Вселенной. В тот момент я понял источник Будо: Любовь Бога, Дух, с любовью защищающий все существа. С того момента у меня появилось чувство, что вся Земля это мой дом, а Солнце, Луна и звезды являются моими собственными. Я стал свободным от всякого желания, не только с точки зрения состояния репутации, богатства, но также от желания быть сильным. Я понял Будо: это не значит поражать противника нашей собственной силой или оружием, чтобы вести мир к разрушению посредством оружия. Настоящее Будо означает принять дух, разум Вселенной, беречь мир во всем Мире, правильно производить, защищать и выращивать все существа в Природе. Я понял, что тренировка в Будо означает взять Любовь Бога, которая правильно производит, защищает и возделывает, выращивает все вещи во Вселенной, усваивает их и использует в нашем теле».

Это прозрение было лишь моментальным событием. Но это было первым с рождения Морихея Уесибы подобного рода опытом. Оно перевернуло жизнь Учителя и породило айкидо.

Таким образом, этот исключительный человек вследствие долгих поисков, при помощи занятий боевыми искусствами и духовных опытов, выработал, создал искусство; искусство, которое соответствовало всем его знаниям будо и появившимся чувствам, феноменам, рожденным во время его духовных опытов. Искусство, которое также имеет целью привести нас к этому, пониманию, к этому видению Вселенной, которое О-сенсей получил в ходе своих опытов».

Ж. Блез. Айкидо: Поиск верного движения. Барнаул, 1999г. Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

В основе настройки духа и обретения необыкновенной прикладной эффективности техник О-сенсея находится процесс его мировоззренческого роста, изменивший и его отношение к Окружающей Действительности, а вслед за ним способы и форму его действий в этой Действительности.

Этот же процесс является основанием и для технического совершенствования в практике созданного им искусства. И поскольку духовное развития является главным условием продвижения в практиках духовного Пути и не заканчивается никогда, последователи О-сенсея должны быть готовы к тому, что настройки мировоззрения, связанные с переходами на всё новые его уровни, также никогда не должны прекращаться.

Продвигаясь по пути практики айкидо, его адепты должны быть не только готовы, но и обязаны сознательно заниматься тем, чтобы, время от времени, рассыпать мозаику своего текущего мировоззрения и затем, включая в неё новые элементы, собирать её на новом уровне, позволяющим увидеть Картину Мира с более высокой мировоззренческой позиции – и в более широком кругозоре, и в более глубоком разрешении, позволяющим с новым качеством жить в Окружающем Мире и с новой степенью адекватности взаимодействовать с составляющими Его явлениями и объектами.

В выражении О-сенсея, они должны не бояться выпустить удерживаемый ими золотой слиток, чтобы, оставаясь на некоторое время без ничего, взять в себе более дорогой бриллиант.

«Если я дам тебе золото и ты схватишь его со всей силой, на какую способен, боясь его потерять, ты не сможешь потрогать бриллиант, который я тебе предложу затем».

М. Саотомэ. Айкидо и гармония в природе, София, г. Киев, 1998г.

*****

Это тонкий момент, но когда мы говорим, что техники являются инструментом воздействия, (инструментом настройки) на личность человека, и хотим в этой роли их использовать, необходимо знать точное место и роль техник в сложном механизме настройки духовного состояния человека.

*****

Comments (0)

Оставьте мнение:




Warning: Unknown(): open(/tmp/sess_18df454cc469a1b69fc2b81eed9609e1, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0