Янв 12 2015

Практиковать техники О-сенсея: Настройка техник – это настройка своего духа

Category: ДневникЕвгений @ 18:14

Можно много встречать информации об изменениях людей происходящих под влиянием практики айкидо, в том числе по названным ранее аспектам, от здоровья и боевого применения до познания наиболее общих Закономерностей Окружающего Мира. Однако все эти изменения либо совсем не те, о которых говорит Основатель айкидо, либо они недостаточны для того, чтобы настроить человека на состояние, соответствующее образовательному стандарту айкидо.

Среди всей этой информации редко когда можно увидеть представление о главных изменениях, ради которых была создано айкидо О-сенсея – об изменениях глубинной сущности Человека. Укрепление здоровья, усиление физических кондиций, некоторое повышение боевой эффективности и даже изменения характера, всё это важно, но всего этого недостаточно, если эти изменения происходят в рамках одной мировоззренческой концепции. Если они не затрагивают строй психики, мировоззрение, нравственность человека, определяющие его взгляды на самого себя и Окружающий его Мир, на цели и способы своего существования в этом Мире, и не ведут человеческое существо к становлению Инструментом Бога.

Доказательством тому служит то, что все попытки человеческого совершенствования, предпринимаемые с помощью используемых сегодня методов и средств практики айкидо, всё ещё не привели к повторению прикладных способностей О-сенсея. А раз нет приближения к практической эффективности О-сенсея, значит нужных, главных изменений в человеке (изменений ведущих к образовательному стандарту айкидо), всё-таки не совершается.

В подавляющем большинстве случаев айкидо в действительности является практикой овладения искусством воздействия на внешний объект, которая должна обозначаться термином «дзюцу». И совершенно не решает задачу овладения искусством воздействия на самого практикующего, обозначаемым термином «до» (фото 1).

Все представленные выше снимки взяты с различных сайтов айкидо. Однако то, что мы на них видим: добивающие удары, болевые заломы, гримасы боли, передающие агрессивные состояние выполняющих техники и их отношение к тем, на ком эти техники выполняются, – разве это айкидо О-сенсея?!

Техники на этих картинках выполняют разные по уровню подготовки и по направлениям практики люди, но какая бы разница между ними в техническом плане ни была, все они остаются в рамках одной и той же мировоззренческой концепции и не преследуют главные цели практики настоящего айкидо, обозначенные его Основателем – цели выхода на новый мировоззренческий уровень, изменяющий и прежние формы, и прикладные возможности традиционных техник будо.

«Сейчас требуется Искусство Мира, а не Искусство Войны».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

Настоящая практика айкидо и продвижение в искусстве О-сенсея начинается и продолжается с настройкой себя, с настройкой (т.е. с изменением и приведением к правильному) мировоззрения адепта, а всё предшествующее разучивание способов воздействия на атакующего, является лишь подготовкой к этой практике.

Изменение себя – самая главная и сама трудная работа, осуществляемая в изучении айкидо.

«Искусство Мира можно выразить в таких словах: Истинная победа – это победа над самим собой».

«Искусство Мира не дается легко. Надо бороться до самого конца, надо убить в себе злые желания и всякую ложь».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

Наверняка всем когда-нибудь, а возможно и не раз, приходилось сталкиваться, с тем, что смысл некоторых высказываний или действий других людей, ранее не замечаемый или не понятный, вдруг становился очевиден и понятен. («Ах, так вот о чём он тогда говорил!»). Это могли быть замечания друзей и знакомых, родителей, учителей в школе или даже афоризмы великих мыслителей. А ведь механизм таких просветлений достаточно прост…

«В айкидо первым начинает тот, кто делает технику. Вы не должны ждать пока партнёр сделает шомен и только после этого начинать свои действия. Вы начинаете ещё до того, как ваш партнёр начал шомен. Это база, это ключевой момент!

Это [требование «начинать технику первым»] может показаться странным, гораздо легче сказать: «Вот кто-то меня атакует, а я защищаюсь!», это понятно. А если я говорю: «Мы начинаем до того, как он начал атаку!», – что это значит? Но именно так учил Морихей Уесиба.

Тамура-сенсей, который, как я знаю, часто к вам приезжает, делает так. Он всегда начинает первым, но говорит противоположное, он говорит: «Нужно делать шомен!». Но с ним вы никогда не сможете сделать шомен, потому, что он начинает первым всегда. Поэтому нужно смотреть, как он делает и, как я вам сейчас показываю».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Смотреть, конечно, нужно, и наверняка смотрели, однако …

«Я скажу, а вы сразу забываете, просто моментально!

Я тут вам столько времени объяснял и показывал, а вы продолжаете делать всё то же самое, как ни в чем, ни бывало!

Я вижу, что вам трудно. Это потому, что у вас у всех есть привычка ждать шомен. Но я объяснял вам, что не хочу видеть шомен!».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Рассматриваемая здесь ситуация, это один из примеров того, как стереотипы имеющегося в человеке мировоззрения не позволяют ему видеть очевидного. И только становление на точку зрения произносящего непонятное способно смыть с его слов всю их нелепую странность и обнажить, как теперь уже кажется, достаточно простой и понятный заключённый в них смысл. Именно стереотипы нашего мировоззрения, несовпадающего с мировоззрением собеседника, не позволяют нам понимать тот смысл, который он хочет нам донести. Именно защищающееся, реагирующее на действия других мировоззрение не позволяет питерским ученикам Тамуры сенсея увидеть настоящие причины эффективности его техник (и техник Жерара сенсея) и воспроизвести её, несмотря на точное повторение всей механики жестов.

«На самом деле это нормально. Когда к нам во Францию стал приезжать Хикитсучи-сенсей, нам понадобилось три года, чтобы научиться правильно тренироваться.

Это происходит потому, что в голове всегда сидит идея, что вы должны защищаться, но в айкидо мы не учимся защите, мы учимся притягивать [привлекать, вдыхать] партнёра.

Даже сам Основатель айкидо говорил, что главное противоречие находится в нашем мировоззрении. Мы думаем, что когда нас кто-то атакует, мы должны защищаться. При этом можно защищаться ответным ударом, или убегая, если вы испугались, но отношение, и в первом случае и во втором, одно и то же. Этому учатся в традиционных боевых искусствах – искусствах борьбы [противостояния]. В них изучаются многочисленные, многочисленные ситуации и учатся в каждой ситуации вести себя определенным образом.

Но О-сенсей всегда говорил, что вместо того, чтобы защищаться, надо как бы сказать тому, кто на тебя нападает: «Иди сюда!». (Выполнил «ириминаге»). Вот если все это у вас прошло, то человек просто обездвижен. Я позвал его, поэтому он пришел, вот и всё! Но сам я тоже ничего не могу сделать против этого человека. Он ничего мне не может сделать, но и я против него ничего сделать не могу, даже если я сейчас над ним стою и кажется, что я сильнее его во много раз».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Именно настройка своего мировоззрения позволяет заметить в одних и тех же, тысячу раз просмотренных, движениях мастеров айкидо и услышать в их многократно повторяемых наставлениях то, чего раньше не замечал. Именно новое мировоззренческое отношение наполняет, казалось бы, внешне одни и те же действия новой прикладной эффективностью. Суть метода айкидо состоит в том, чтобы изучение и практика его техник меняли – настраивали внутреннее состояние человека, открывающее в нём новые функциональные возможности.

«Если вы всё сделали правильно [со своим внутренним состоянием], то человек становится, как будто к вам приклеен.

Если меняется ваш образ действия [исходящий из изменения вашего духовного состояния] – и вы его бьёте [вместо того, чтобы притягивать], то его образ действия сразу же меняется.

На самом деле техника [моё состояние в технике] меняет состояние, настроение человека. Если я сейчас стукну своего партнёра, то он начнёт действовать по-другому, совсем не так, как он действует вот сейчас [лежит и не хочет подниматься]».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Здесь мы можем подойти к методическим выводам, необходимым для составления методики тренировки, ведущей к овладению образовательным стандартом айкидо О-сенсея, а значит и его прикладными способностями.

Как можно обнаружить на основании приведённой выше информации, «моё духовное состояние» определяет не только «образ моих действий», формирующий физическую форму моих движений, но и воздействует на «духовное состояние моего партнёра», а через него влияет и «образ его действий», участвующий в создании формы и результата техник.

В свою очередь это утверждение позволяет увидеть возможность существования двух параллельных способов (или двух одновременной действующих ветвей) создания практического результата в ходе выполнения техник, обладающего желаемыми нам прикладными свойствами (рисунок 1).

Рисунок 1.

Первый (обозначен на рисунке красными стрелками), о котором мы отчасти все знаем и пользуемся, состоит в том, чтобы приведя свой духовный настрой в определённое состояние, сформировать такую механику движений, которая бы, взаимодействуя с механикой моего партнёра и физически воздействуя на неё, в итоге совместно создали бы нужный мне прикладной результат.

Второй способ (обозначен синими стрелками), о котором в своих объяснениях говорит Основатель айкидо и который мало кто изучает, состоит в том, чтобы своим духовным состоянием воздействовать на духовный настрой своего партнёра, который бы сам сформировал такую механику своих действий, которая бы уже без моего механического участия, обеспечила создание нужного мне практического результата. И это тот способ действий, который показывает и объясняет почему техники айкидо возможно выполнять без физических усилий и механических жестов.

«Всякая жизнь [всякое физическое] есть проявление духа».

«Все вещи, материальные и духовные, происходят из одного источника и находятся в родстве друг с другом, как члены одной семьи».

«Побеждай своих противников духовно, заставив их осознать бессмысленность их действий».

«Твой дух есть твой истинный щит».

«В конце концов, ты должен будешь вообще забыть о технике [о форме техники]».

«Искусство Мира не имеет формы – оно есть изучение Духа».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«Сэнсэй Уэсиба сначала воздействовал на ум противника, а потом вёл и бросал его тело, так что тот не мог оказать сопротивления. Мы пытаемся сразу перемещать тело, не используя сначала ума. Вот почему нам не удается одолеть друг друга».

К. Тохей. Книга Ки: Координирование ума и тела в повседневной жизни. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997г.

«В случае ирими-тэнкан, можно думать о двух его значениях. Существует ирими-тэнкан – видимое глазом движение, но второе его значение – что-то очень духовное и неосязаемое. В последнем случае ирими отражает вход в чувства партнера, вход в его сознание».

С. Ямагучи. Айки – это кокю и ирими–тэнкан. (Лекция на татами, октябрь 2009г).

«[После войны] практики, несомненно, стали другими. Мы больше не атаковали. Мы воспринимали ки партеров, для того, чтобы увидеть их с головы до пят. Но самое главное, мы должны были научиться поглощать разум партнера.

Тренировки стали гораздо более сложными. Мы не ждали, когда партнер начнет атаку. Где они ударят? Как они будут двигаться? Необходимы были тренировки, чтобы развить в себе способности всё это чувствовать.

Все техники, которым я учу сейчас, относятся к послевоенному периоду. Это истинные ваза [техники] айкидо О-сенсея».

Интервью с Мишио Хикитсучи Сэнсэем, Париж, 1984г.

«Нужно, чтобы вы поняли, что в технике айкидо смешаны жесты и состояния тела.

Мы работаем в направлении развития силы притягивания. В нашем движении не должно быть ничего против партнёра. Вот это надо изучать: как располагать себя до того, как он начнет, и при этом не меть ничего против него.

Однако эти вещи в айкидо исчезли, люди больше не притягивают, а угрожают. Но если мы угрожаем человеку, то он меняется (меняется его состояние), и он будет действовать по-другому. Нужно чтобы вы это хорошо понимали».

Ж.Блез. Мастер класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2006г.

Как можно видеть, прикладная эффективность техник настоящего айкидо достигается не разучиванием и доведением до автоматизма нюансов механики жестов, а через настройку (развитие) духовного состояния человека. Через приведение его к состоянию, в котором находился Основатель айкидо. Чтобы изменить действия партнёра, нужно изменить себя.

«Я хотел показать работу, которая вас ждёт впереди.

Старые техники преподавать легче всего; сказать, что колено сюда, колено сюда, энергия здесь – это просто.

Но сделать какой-то круг, не напрягаясь и не толкая – это гораздо сложнее. Вместе с тем, с этим можно начинать понимать, что техники О-сенсея были созданы для того, чтобы открыть какое-то состояние, а именно его состояние, в котором он находился.

Это все чётко прописано, но это забыли и попали в ловушку техник – «делаем только техники».

Ж.Блез. Мастер класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2005г.

Техники айкидо по своей сути, это инструмент для настройки духовного состояния человека, их практикующего, однако осуществляют эту задачу они весьма определённым способом, нюансы которого для современных айкидок остаются неизвестными.

*****

Comments (0)

Оставьте мнение: