Фев 03 2015

Практиковать техники О-сенсея: Стражи Пути. Место техник в настройке духа

Category: ДневникЕвгений @ 14:24

Среди многочисленных объяснений и указаний О-сенсея по практике айкидо есть и такие, в которых он выражает своё собственное отношение к значению техник, созданного им искусства, раскрывающее значение техник айкидо и техник Пути вообще. В них он техники айкидо называет «стражами Путей Богов».

«Хранители этого мира

И стражи Путей Богов и Будд,

Приёмы Искусства Гармонии».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

В этом определении техник айкидо, конечно, можно увидеть стражей, которые оберегают Путь к Богу, к проявлению человеком своей Божественной Сущности и Божественного Потенциала. И в этом есть определённый смысл: к Божественным Способностям допускают не каждого; нужны немалые духовные и физические усилия, чтобы техниками айкидо овладеть. Вместе с тем, следует видеть, что техники айкидо, это ещё и те стражи, которые защищают Путь от изменений и искажений, уводящих этот Путь в сторону от его подлинной цели.

Выполняют эту свою, охраняющую духовный Путь (к Человечности и Богу), роль техники своей конкретной формой жестов в диапазоне возможных физических форм действий. Поэтому другая, изменённая, или перенесённая на другое место в этом диапазоне форма техник – это уже проявление другой информации, выражающей несколько иные качества и ведущей к несколько иной цели, а значит, это уже и другой путь. Перенесённый на другое место страж охраняет и обозначает собой уже другой Путь ведущий к какой-то другой, отличной от первоначальной, цели, наделяющей человека, прошедшего этот Путь, другими качествами.

В этом смысле техники О-сенсея являются духовными стражами («стражами Путей Богов и Будд»), охраняющими его искусство, а вместе с ним и созданный им образовательный стандарт, и информацию о Предопределении Человека и Мира, и о том, как это Предопределение реализовать.

Да, ключ к повышению прикладной эффективности техник айкидо в настройке духа. Да, возможность к настройке духовного состояния находится внутри человека. Однако, вследствие современного официального образования и воспитания, не преследующего цели включения всех вложенных в него Творцом программ возможностей, люди, начинающие практиковать айкидо, не только не способны ни пользоваться своими духовными структурами, ни каким-либо образом настраивать их состояние, но и обычно даже не имеют о них представления. Они в своей жизни для организации взаимодействия с окружающими явлениями используют только физические органы чувств. Но духовное наполнение техник О-сенсея не возможно «увидеть» глазами и, на основании зрительной картинки, не возможно эффективность своих действий привести к уровню эффективности О-сенсея.

«Невозможно видеть или касаться Божественного нашими грубыми органами чувств.

Ты можешь воспринимать присутствие богов [проявление духовных явлений] повсюду, только не пытайся их хватать или цепляться за них [невозможно физическими действиями уцепиться за дух и влиять на него]».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

Физические техники в духовных практиках нам нужны потому, что они являются отражением духовного состояния в видимых для всех людей формах, которые любой из нас может «пощупать» и «понюхать», и которые благодаря этому мы можем использовать для регистрации и оценки происходящих в нас духовных изменений.

«Когда меня спрашивают, каким образом До выступает в роли Пути, а не просто навыка, пусть и очень высокого порядка механического движения, я часто объясняю, что тело является отражением сознания, а это означает, что любое искусство может выступать в роли видимого проявления нашего внутреннего душевного состояния.

Все Движения нашего тела в танце или боевых искусствах, звуки флейты, линии чернил на холсте – все это действия, представляющие собой формы выражения нашего сознания через тело, а раз так, то они позволяют более полно взглянуть на нашу истинную природу. И именно на таком уровне понимания они начинают представлять собой практику различных форм Пути».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

Поэтому механические формы техник О-сенсея, это не только духовные, но и физические стражи – хранители и выразители его мировоззренческого видения, благодаря которому они обладали той реальной практической эффективностью, и которая нас, как его последователей, интересует.

Тонкий момент, определяющий не только возможность использования форм техник Пути в настройке духовного состояния, но и делающий форму техник главным средством настройки духа, несмотря на то, что, объективно, механика жестов сама по себе не способна влиять на состояние духа, заключается в том, что формы техники, в том или ином виде практики Пути, являются камертоном настройки.

Известно, что на музыкальном камертоне невозможно сыграть ни одной самой простой мелодии. Однако именно через камертон настраивается на единое созвучие симфонический оркестр, состоящий из множества инструментов и способный воспроизвести сложнейшее полифоническое и при этом гармоничное звучание.

Точно также как и музыкальный камертон, техники О-сенсея, неспособные влиять на духовное состояние адепта, нужны в практике настройки духа для того, чтобы, воспроизведя тот или иной технический приём и получив практический результат, мы могли сравнить их с неким эталонным образцом, малейшее несовпадение с которым, должно стать для нас сигналом о несоответствии его (О-сенсея) и нашего духовных состояний и указанием на необходимость осуществления нашей духовной перенастройки, производимой с помощью уже другого механизма. Техники Пути (механические жесты и прикладные результаты) влияют на наше духовное состояние опосредовано, через сравнение с ними выполняемых нами движений, вовлекающее в этот процесс сопоставления и подстройки духовные структуры нашего «я».

«Единственным средством можно уловить сердце айкидо («Aikido no Shinzui») – возможностью производить колебания, которые повторяются (Masatsu renko sayo)».

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Однако, если музыкальный камертон помогает привести звучание инструментов оркестра к единому звучанию, но принятому людьми за эталон условно (так же как условно за единицы измерений приняты метр, секунда или килограмм), то настройка адептами айкидо своих техник по образцу О-сенсея не просто объединяет их в группу людей, изучающих один и тот же вид боевого искусства.

Техники О-сенсея, будучи, и внешне, и внутренне настроенными на созвучие с Гармонией Космоса, являются тем «камертоном», посредством которого, приводя своё внутреннее состояние в соответствие с состоянием Основателя айкидо, и другие люди могут настроить себя на гармоничное звучание со Вселенной и с Её Создателем. Настроить себя на состояние, в котором они, становясь Инструментом и Наместником Бога, видят и правильно понимают Божественный Замысел, действуют для реализации этого Замысла и в соответствии с установленными этим Замыслом Правилами, и на основании этих Правил получают отклик и поддержку Вселенной и Её Творца.

«Искусство Мира не полагается на оружие или грубую силу; вместо этого мы приводим себя в гармонию со Вселенной».

«Когда ты склоняешься в поклоне перед Вселенной, она кланяется в ответ».

«Приемы Искусства Гармонии

Позволяют нам достойно встречать Каждый вызов».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

В айкидо, как в отражении Жизни, всё меряется и сопоставляется через сравнение с Богом (через принадлежность к Матрице Предопределения и занимаемое в ней место), и О-сенсей является тем образцом, тем Стражем Пути, созвучным Богу, ориентируясь на который к такому же созвучию можем прийти и мы.

«Когда вы не знаете, как поступить, нужно мысленно обратиться к мастеру, которого вы уважаете, или к Богу [т.е. к тому, кого вы считаете своим учителем] и отождествить себя с ним [отождествление по духу, и делать то, что делает учитель, его техники; иначе, забыв об Основателе и делая не его техники, не получим того же что и у него, не впишемся в его матрицу]. Например, если О-сенсей является учителем, которого вы уважаете, то вы должны спросить себя: «Что бы я сделал в данном случае, если бы я был О-сенсеем? [или Богом] Ответ придёт обязательно, и вам не останется ничего другого, кроме как действовать в том же духе, в каком бы действовал О-сенсей [или Бог]».

Н. Тамура. Айкидо: Этикет и передача традиции. Киев, София, 2002г.

Техники О-сенсея, это камертон, созвучный Богу.

«Я не ищу общества людей. Чьего же общества я ищу? Бога».

«Воин – это живой храм Божественного».

«Тот, кто стремится изучать айкидо, должен раскрыть свой ум, слушать искренность Бога посредством айки и практиковать её».

М. Уесиба. Айкидо – истинное будо. Искусство мира, «София», Киев, 1999г.

«Такое воинское искусство [айкидо] не могло быть создано только одним человеческим умом: тот, кто дал рождение айкидо достиг вершины духовной культуры японского народа; укрепляя свою душу, основатель (KAISO) стал алтарём, где жили боги». Хикитсучи Мишио, 10-й дан, полученный напрямую от основателя айкидо.

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Очевидно, что точную информацию о духовном состоянии, настроенном на резонансный отклик Вселенной (по сути, информацию о содержании образовательного стандарта айкидо или характеристиках звучания камертона искусства О-сенсея), наверняка можно получить только из техник О-сенсея.

Слова О-сенсея о том, что «божественное не любит, когда его запирают в помещении», что «божественному нравиться быть под открытыми Небесами», говорящие о том, что божественное невозможно раз и навсегда запереть в форму техники, указывают на то, что изучая в качестве образца те или иные техники, внешне похожие на техники айкидо, мы, в действительности, можем приобрести только «пустую оболочку», лишённую нужного для техник айкидо духовного наполнения и неспособную решать задачи, стоящие перед техниками айкидо.

Используя образ пирамидальной матрицы техник Пути, мы говорим о том, что только его техники (основание пирамиды) наполнены духовным состоянием, идущим с вершины открытой им функциональной пирамиды и соответствующей Вершине Матрицы Предопределения. И поэтому, чтобы не ошибиться и не потерять Путь к вершине этой Матрицы всякому новому поколению нужно сравнивать себя с О-сенсеем и Богом; нужно учиться у О-сенсея и у того, у кого учился он. Нужно ориентироваться в своих занятиях на обозначенные ими вершины человеческих возможностей.

Молодое поколение не виновато в том, что оно родилось позже и пока ещё не знает и не умеет всего того, что знают и умеют старшие. Однако, несмотря на свою неопытность, оно обладает тем же потенциалом, что и его предшественники и способны повторить их достижения. Но помимо этого, новые поколения обладают возможностью подняться над этими достижениями при условии, если они будут использовать опыт предшественников и ориентироваться в своих стремлениях не только на них, но и на Божественный Замысел. Главное на Пути не в том месте, где ты стоишь (не каком уровне человечности ты находишься), а в том, движешься ли ты по нему (к Человечности) или нет.

Именно в этом кроется причина запрета О-сенсея на проведение соревнований в айкидо. Потому что, соревнуясь с другими людьми и критикуя их, мы ориентируемся на занимаемый ими мировоззренческий уровень и неверно определяем его как наиболее возможный; смещаем в иную плоскость, опускаем (искусственно занижаем) вершину предопределённых Человеку возможностей. Не осознавая того, направляем себя на зломыслие и, открывая себя ему, ослабляем себя. Поэтому то, следуя Пути, сравнивать себя нужно не с кем-то, пусть даже лучших из людей, а, как уже было отмечено, с Богом.

«Как только ты начинаешь искать «хорошее» и «плохое» в своих близких, в твоем сердце открывается дыра, через которую входит зломыслие. Если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их – это приводит к твоему ослаблению и поражению».

«Сосредоточься на Искусстве Мира и не критикуй [не сравнивай с собой] других учителей и другие традиции».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

Как показывает действительность, техники, созданные другими людьми, наполнены духовным состоянием, происходящим с более низких уровней мировоззрения, не несут в себе полного объёма такой информации. По ним невозможно узнать о мировоззренческом стандарте О-сенсея. Ориентируясь на них, невозможно проявить в свих действиях прикладные возможности техник айкидо, продемонстрированные О-сенсеем. И поэтому практики, использующие техники не О-сенсея, т.е. не соответствующие духовному состоянию О-сенсея, а значит и не созвучное Гармонии Вселенной, нельзя считать практиками айкидо.

«Этот путь [айкидо] постигается в резонансе, в звучании всех Вселенских Вещей». «Aikido Shinzui», стр.16).

Ж. Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

«Если ты хоть немного отделен от этой Божественной сущности [от Божественного взгляда и отношения к Окружающему Миру], это значит, что ты сошел с тропы».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«Поэтому мы, с одной стороны, очень строго относимся к соблюдению техники [формы], и одновременно мы должны знать, что техника это инструмент, чтобы прийти к тому состоянию вибраций, в котором находился О-сенсей. Вот это, для меня айкидо! Это очень трудно – нужно много искать и искать».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Продолжая сопоставление настройки симфонического оркестра с настройкой духовного состояния человека, и принимая во внимание, что оркестр не может играть (создавать продукт своей деятельности), пока он не настроен, мы должны понимать и то, что собственно процесс изучения айкидо, это пока ещё только собственно процесс настройки духовного состояния человека. Настоящая игра и настоящая практика искусства начинаются, а вместе с ней и появляется реальное основание для его совершенствования, только после того, как его техники айкидо (и в первую очередь духовное состояние адепта) приведены в соответствие с образовательным стандартом О-сенсея. Когда ваши техники начинают решать Задачи Божественного Замысла.

«Айкидо – это путь истины, которая даёт рождение божественным техникам (ками ваза)». («Журнал Айкидо», №18, стр.14).

Ж. Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Стоит только помнить, что как открытие в себе частицы Бога, выводящей способности человека на уровень практики настоящего айкидо, ни дальнейшее развитие айкидо, по сути, дальнейшее продвижение к высшему Человеческому «Я», невозможно без участия самого Бога.

«Божественное не любит, когда его запирают в помещении. Божественному нравится быть под открытыми Небесами».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

*****

Comments (0)

Оставьте мнение: