Июн 08 2015

Настройка техник – это настройка алгоритма их выполнения. Алгоритм техник искусства духа

Category: ДневникЕвгений @ 12:33

До сих пор мы приводили и рассматривали примеры высказываний О-сенсея, в которых он настаивает на необходимости того, что для прогрессирования в изучении созданного им искусства и обретения, продемонстрированных им прикладных качеств, его последователям в своих тренировках следует использовать созданные им формы техник и обозначает методические условия их изучения и практики.

Теперь же мы предлагаем разобраться непосредственно в самих причинах, заставивших О-сенсея давать в отношении выбора средств практики созданного им искусства именно те указания, которые он давал, а не другие.

С уровня ученика, внимательно следящего за указаниями сенсея (мастера, практическими способностями которого он стремиться овладеть), однако исполняющего их без глубокого понимания причин этой необходимости, всего лишь на основании своей дисциплинированности, т.е., по сути, с уровня «зомби», мы предлагаем подняться на уровень осознанного применения наставлений основателя изучаемого нами искусства. На уровень человека, осознающего главные цели своих занятий (именно, как практики Пути), и, на этом основании, способного среди различных средств и методов тренировки сознательно выбирать те из них, которые наиболее оптимальным образом ведут к достижению этих целей.

*****

Начнём с того, что всякая практическая деятельность, как целенаправленный процесс воздействия на объекты Окружающего Мира и получения практического прикладного результата предполагает использование инструмента. Причём даже в тех случаях, когда у человека в руках нет никаких технических устройств, и таким инструментом становятся его тело и способности.

Особенность рассматриваемых нами практик Пути в том и заключается, что инструментом в них, называемым техниками, в первую очередь, являются именно специально созданные способы рационального использования тела человека, в т.ч. и в случаях применения им каких-либо предметов. (Даже когда речь идёт о «техниках шеста» или «техниках меча», то под этими терминами понимаются не действия меча или шеста, а, прежде всего, способы наиболее эффективного использования человеком внешних и внутренних качеств шеста и меча.)

Специфика техник Пути состоит ещё и в том, что, в отличие от приобретаемых в магазине и готовых к применению инструментов, они, для выполнения той практической задачи, ради которой они и были созданы, и достижения результата, по своей эффективности равного результату, продемонстрированному создателем этих техник, нуждаются в личной самостоятельной сборке и настройке.

При этом настройка техник представляет собой процесс приведения алгоритма их выполнения (последовательность действий, составляющих технический приём), в соответствие с алгоритмом основателя искусства, являющегося эталонным образцом, и потому всегда требует выяснения содержания и последовательности компонентов эталонного алгоритма.

Функциональная сборка и настройка техник Пути, связанные со способностью одним и тем же техническим приёмом решать целый комплекс функциональных задач, представляют собой не одиночный акт, а довольно длительный, подчинённый определённым методическим требованиям, циклический процесс.

«Единственным средством можно уловить сердце Айкидо («Aikido no Shinzui») – возможность производить колебания, которые повторяются (Masatsu renko sayo). (газета шк. Айкикай, 10 ноября.1959).

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Только многократно повторяя и повторяя техники, и при этом, поочерёдно внося поправки в состав, последовательность и качество тех или иных компонентов составляющего их алгоритма и сопоставляя полученный результат с результатом их создателя, т.е. только «производя повторяющиеся колебания» и сравнивая их с эталонными характеристиками, адепты Пути могут приближаться к тому, чтобы каждый акт выполнения ими этих техник приводил к тому же многофункциональному прикладному эффекту, который они видят в исполнении основателя практикуемого ими искусства.

Обобщённо оценивая значение тренировочного процесса в практиках Пути, можно говорить о том, что он представляет собой не что иное, как процесс функциональной сборки и настройки, алгоритма используемых в них техник, до состояния, в котором они будут обеспечивать получение практического результата, продемонстрированного конструктором этих техник.

Если проанализировать методы настройки техник, применяемых сегодня в большинстве школ айкидо, то можно обнаружить, что они в основном связаны с настройкой формы составляющих их физических действий, и алгоритм их выполнения можно записать в следующем виде:

Форма техник = Эффективность техник

или

Действие 1 + Действие 2 + Действие 3 = Результат выполнения техники

Алгоритм же технического совершенствования техник (последовательность действий приводящих к повышению их прикладной эффективности) в таком случае состоит в том, чтобы, сравнивая свою форму выполнения техники с эталонной (свой алгоритм с алгоритмом создателя техники) и находя несоответствие, вносить в свои действия необходимые поправки (изменять последовательность действий и (или) их качество).

Действие 1 + (Действие 3 + правка) + Действие 2 + Действие 4 = Исправленный результат выполнения техники

или

Фтх +/- D Фтх = Эфтх +/- D Эфтх

Затем, по степени приближения получаемого результата к эталонному, судить о необходимости и правильности этих поправок и делать выводы о внесении дополнительных поправок. И цикл таких действий повторяется до тех пор, пока не будет получен результат, соответствующий принятому за образцовый.

Нельзя сказать, что эта формула неверна в отношении функциональной настройки техник Пути, и что для повышения прикладной эффективности техник айкидо не нужно заботиться о постоянном совершенствовании формы своих физических действий. Да, её алгоритм основан на использовании в настройке прикладной эффективности техник айкидо форм техник О-сенсея в качестве камертона, с помощью которого изучаемую технику приводят в созвучие с действиями основателя айкидо.

Однако на деле такая настройка техник с некоторого этапа практики перестаёт работать. И даже механически очень точное повторение форм техник О-сенсея не приводит к той реальной прикладной эффективности, которую он демонстрировал в своих действиях.

«Когда я вас тренирую, я постоянно возвращаюсь к техникам, которые О-сенсей делал в 70-летнем возрасте. Есть ещё более поздние техники, но их очень трудно делать. Они слишком простые. В них ничего нет, просто какое-то движение рукой по кругу и всё. Такое мы изучать не можем».

Ж.Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2014г.

В качестве одного из распространённых результатов проявления обстоятельства, состоящего в том, что «овладение механической формой техник не гарантирует овладения полной их прикладной эффективностью», можно наблюдать, как основная задача практики Пути, заключающаяся «в настройке изучаемых техники в точном соответствии с их эталонными образцами», подменяется «настройкой», состоящей в «изменении эталонной формы движений».

Под ложно обоснованным предлогом совершенствования техник и развития искусства, преследующим цели повышения их боевой эффективности, в алгоритм выполнения техник основателя искусства произвольно вносятся компоненты, которых в нём нет, убираются те, которые в нём есть и, к тому же, перестраивается их последовательность. Зачастую же на тренировках изучаются техники, которые О-сенсей вообще никогда не преподавал. В итоге форма техник основателя искусства перестаёт быть образцом настройки в практике техник современного «развивающегося» айкидо.

Казалось бы, эталоном настройки, в таком случае, становится практический результат выполнения техник, характеризуемый его прикладной эффективностью. Если учитывать, что функциональная настройка техник осуществляется на приведении её в соответствие не только с формой, но и с практическим результатом, являющимся иерархичным выражением формы и потому более интегративным сравнительным критерием в настройке техник, то настройка техник по результату О-сенсея позволяет человеку, осуществляющему эксперименты с формой техник, составляющими суть процесса настройки, оставаться в рамках практики изучаемого им будо, и, при нахождении им новых, вариантов, обеспечивающих получение результата, лучшего, чем у О-сенсея, действительно, позволяет говорить о развитии изучаемого искусства.

Мы полностью поддерживаем мнение о том, что если боевая техника, независимо от своей формы, приводит к тому же результату, который демонстрировал О-сенсей, т.е. решает, как минимум, те же функциональные задачи и приводит к тем же целям, то эта техника является техникой айкидо. И, что занимаясь настройкой техник айкидо, в связи с «подвижностью формы» в процессе изучения, в первую очередь, необходимо сравнивать результат их выполнения с результатом, продемонстрированным основателем искусства, в отличие от формы техник остающимся для его последователей неизменным ориентиром в течение всей их практики.

Однако, с внесением в механику техник новых компонентов (а, обычно, ими являются действия из традиционного будо, т.е. действия, решающие функционально иные задачи, чем те, на решение которых направлены действия, составляющие техники айкидо), или с перестройкой последовательности компонентов техник под достижение целей, опять же, присущих традиционным боевым искусствам (и, как известно, не только не совпадающих с целями айкидо О-сенсея, но и противоположных им*), подменяется не только форма эталонных техник, на которые должны равняться практики айкидо, но подменяется и их результат. Люди, занимаясь айкидо, изучая техники айкидо, вторым названием которого является «Искусство Мира», хотят получать от их применения прикладной результат идентичный тому, который получают от применения техник традиционных боевых искусств, принадлежащих к «Искусству Войны».

(* «Сейчас нам нужны техники согласия, а не техники спора. Сейчас требуется Искусство Мира, а не Искусство Войны».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.).

В конечном итоге, ситуация такова, что, практикуя искусство и путь Морихея Уесибы, его последователи изучают формы техник, которые он не преподавал, стремятся к результату, который он считал неприемлемым в практике айкидо.

«Ищущие единоборства совершают смертельную ошибку. Бить, разрушать, причинять увечья – это тяжелейший грех, который может совершить человек. Настоящий Путь Воина заключается в том, чтобы предотвращать избиение. Это и есть Искусство Мира, это и есть сила Любви».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

Причинами подмен в параметрах функциональной сборки и настройки техник айкидо, по нашему мнению, является то, что люди, называющие себя айкидоками, т.е. последователями О-сенсея, совсем не смотрят видео с О-сенсеем, не знакомы с его описанием, ни форм, ни результата выполнения созданных им техник, не знают и не соблюдают основных положений Концепции практики Пути.

«Если делать бой, это приведёт к смерти. Но желание боя это огромная ошибка потому, что разрушение или убийство, или ранение, есть большое преступление против Жизни. Закон истинного будо – не убивать, не ранить». («газета шк. Айкикай». 10 ноября 1960г).

«Сконцентрированная мысль не должна быть узником идеи выиграть или проиграть: нужно правильно связывать КИ со Вселенной. Если ваша мысль всегда остаётся в вашем теле, это не меняет ничего, но если вы сможете выполнить объединение со Вселенной это развивает (вас и вашу технику).

Если вы делаете так, ваша сконцентрированная мысль станет, конечно, божественной силой; и в этот момент всё станет ясным, и если ваша мысль тела завяжется с КИ Вселенной, ваше тело сгармонизируется со Вселенной, и вы можете себя снова найти в центре Вселенной, где состояние жизни и смерти больше не существует. В этом тайный и глубокий смысл БУДО». («Aikido Shinzui», стр.104).

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Если же обратиться к изучению наставлений по практике айкидо, высказанных непосредственно его основателем, то можно обнаружить, что используемый им алгоритм создания практического результата в его искусстве, по сути – алгоритм выполнения техник айкидо, существенно отличается от приведённой выше формулы (Эффективность техник = Форме техник) и далеко выходит за рамки выполнения механических действий.

У сенсея Жерара Блеза есть замечание о том, что «техники для О-сенсея являются вибрациями, переходящими в волны, которые и делают собственно те или иные формы физических действий; мы же [его последователи] в своём изучении айкидо идём в обратном направлении, мы сначала учим формы техники, чтобы затем открыть волну этой техники». («Изучение айкидо: объединение теории с практикой»; «Кто и кого ведёт в айкидо»).

Обобщая и систематизируя высказывания О-сенсея в отношении решаемых при выполнении техник айкидо частных функциональных задач, с точки зрения иерархии единого процесса создания материализованного продукта или практического результата (но, следуя не в направлении его естественного развёртывания, как это было в техниках О-сенсея, а, в порядке обратному его алгоритму, как это делают в своём практическом изучении алгоритма техник айкидо, истинные последователи О-сенсея), мы можем выстроить полную цепь функциональных действий, осуществляемых Мастером Уесибой при выполнении технических приёмов.

(По сути, подобно Тесею, который, используя подаренную ему Ариадной нить, смог найти путь к началу лабиринта, мы, можем выйти на первопричину создания техник айкидо О-сенсея и достоверно воссоздать полный алгоритм их выполнения, применяя который и другие люди смогут воспроизвести ту же практическую эффективность, которую демонстрировал Основатель айкидо, и которую невозможно достичь изучая только лишь алгоритмы механики техник).

Итак, следуя наставлениям О-сенсея, можно говорить о том, что:

• Чтобы не быть побеждённым физической атакой и, наоборот, поставить нападающего в положение, в котором он не способен оказывать какое-либо сопротивление и противодействие, нужно физические действия атакующего подчинить своим действиям, определённым образом организованным и в определённой степени согласующимися с действиями атакующего.

• Чтобы наши действия были в наибольшей мере были адекватны действиям атакующего (т.е. могли поставить атакующего, в положение, в котором он не способен оказывать какое-либо сопротивление), нужно «захватить ум атакующего».

• Чтобы захватить ум атакующего, прежде нужно «захватить свой ум», что соответствует задаче найти и осознать своё высшее Человеческое «Я», связанное с Богом и открывающее доступ к божественным возможностям.

• Чтобы захватить свой ум, ещё прежде, нужно его привести в состояние, созвучное состоянию Творца Вселенной – знать перспективу Его Замысла (Его Плана Действий) и действовать в русле Его Промысла (в соответствии с установленными Им Законами Жизни во Вселенной), что соответствует задаче настройки нашего мировоззрения, состоящей в расширении нашего мировоззренческого кругозора и утончению его детализации, целью и результатом которой является всё больше приближение нашего взгляда на Мир к «Взгляду Его Творца»; всё большее приближение картины нашего восприятия Окружающей Действительности к Картине Объективной Реальности.

Именно это состояние, учитывающее не только взаимодействие с «объектом управления» (атакующим партнёром), но и действие «Среды» (в терминологии О-сенсея – состояние, объединяющее человека со Вселенной, с Богом), превращающее человека в Наместника Бога на Земле, и позволяет ему быть наиболее адекватным обстоятельствам, в нашем восприятии, самых затруднительных ситуаций взаимодействия, касающихся вопросов жизни и смерти.

Именно это состояние позволяет одному человеку привлекать и вести к Истине других людей, пока ещё эту Истину о предназначении Человека не обнаруживших, побуждая их, в первую очередь, к духовным изменениям, превращающим их из врагов в единомышленников, отказывающихся от своих личных планов, противостоящих Божественному Замыслу, и действий, разрушающих созданный по этому Замыслу Мир.

Именно это состояние является главным формирующим техники айкидо фактором, позволяющим им в текущем режиме (одновременно) решать весь огромный комплекс функциональных задач, о которых говорит в своих высказываниях О-сенсей («Функции техник айкидо О-сенсея»), от обеспечения физического и духовного здоровья, до познания Законов Мироздания и объединения всех людей в единую семью Бога, в которой каждый её член раскрывает, заложенный в него Богом творческий потенциал, являющийся непременным условием для высоко эффективного осуществления какой бы то ни было практической деятельности. Где прикладная эффективность боевых техник является частным проявлением построения гармоничного взаимодействия со всеми объектами Окружающего Мира, проистекающим из безоговорочного соблюдения Законов Вселенной.

Именно достижение этого состояния и является главной целью изучения всех видов практики Пути. И методика практики айкидо О-сенсея, как одного из видов практики Пути, показывает, как это можно сделать с помощью изучения и практики боевого искусства.

Принимая во внимание сказанное, мы имеем основание для детализации последовательности действий, осуществляемых О-сенсеем при выполнении техник, созданного им искусства, ранее представленной в записи «Ведение: Способы расшифровки послания Основателя айкидо: Способы увидеть невидимое: Алгоритм совершенствования техник», своим составом определяющей структуру и принципы механизма настройки этих техник. Произведя соответствующие корректировки, мы можем представить алгоритм выполнения техник айкидо в виде следующей иерархической структуры:

Замысел и Промысел Бога

|

Высшее Человеческое «Я»

|

Мировоззрение

|

Смысл действий

|

Форма действий

|

Результат действий

Как можно видеть, формула, находящаяся в основании применяемых сегодня методов настройки техник айкидо, в соответствии с которой эффективность техник определяется их формой (Эффективность техник = Форма техник) является только одним из элементов, метода настройки техник айкидо О-сенсея. В практике оригинального айкидо эта формула применима только на этапе разучивания базовых форм техник. В дальнейшем она утрачивает своё приоритетное значение в учебном процессе.

«Форма нужна больше для начинающих, вы должны другие вещи здесь изучать».

Ж.Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2006г.

Для достижения цели повторения в техниках айкидо эффективности их создателя, метод изучения этих техник необходимо основывать на «формулах настройки духа», отражающих проявление процессов, протекающих на иерархически более высоких уровнях алгоритма выполнения техник, в которые «формула механической настройки техник» вложена всего лишь составной частью.

«Изучая техники айкидо, нужно понимать, что есть несколько уровней работы над концентрацией.

Безусловно, для ваших учеников механическая точность должна быть главной в первую очередь. Однако для вас общий смысл практики айкидо состоит в том, чтобы всегда держать в голове идею о том, что есть несколько уровней владения этой техникой.

Для меня техника, это воздвигаемая уровень за уровнем конструкция. И так как вы учителя, вы должны всё это услышать и понять. Именно в этом я вижу вашу эволюцию в изучении айкидо».

Ж.Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2011г.

Формула, раскрывающая зависимость эффективности техник (настройки духа) в практике искусства, называемого его основателем не иначе как «искусство – духа», должна иметь несколько иной вид. Она, в обязательном порядке одним из множителей, определяющих практическую эффективность техник, должна содержать коэффициент «духа».

Эффективность техник = Дух техник х Форма техник

Где «Дух техник», или духовное состояние человека, выполняющего технику айкидо, объединяет в себе такие компоненты как нравственность, строй психики, мировоззрение, определяющие смысл и логику будущих физических действий и формирующие их механическую форму и прикладные качества.

Настоящая практика айкидо – реальные шаги, приближающие к прикладной эффективности О-сенсея, начинают совершаться только тогда, когда механическую форму изучаемых в ней техник начинают править настройки, производимые в духовных компонентах их алгоритма.

*****

Comments (0)

Оставьте мнение: