Сен 01 2015

Как форма техник участвует в осуществлении настройки духа. Команда самому себе

Category: ДневникЕвгений @ 16:46

(Картинка к записи)

Давая представление об алгоритме выполнения техник айкидо О-сенсея («Настройка техник – это настройка алгоритма их выполнения. Алгоритм техник искусства духа»), мы отметили, что, как изменения формы техник, так и изменения духовного состояния человека, влекущие за собой изменения формы техник и ведущие к повышению их прикладной эффективности, могут произойти только на основании «команды сверху». Команды из тех духовных структур, которые занимают более высокую иерархическую позицию в алгоритмической последовательности осуществления практической деятельности и определяют стратегические и тактическое планирование по отношению к структурам, непосредственно формирующим механику физических движений, создающих овеществлённый практический результат.

«Искусство происходит прямо из сознания. Ни меч, ни кисть не могут сделать ни единственного движения, если только сознание не сделает его первым.

Все движения нашего тела в танце или боевых искусствах, звуки флейты, линии чернил на холсте – всё это действия, представляющие собой формы выражения нашего сознания через тело».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

И здесь мы подходим, пожалуй, к самому главному парадоксу всех практик Пути, состоящему в том, что в них, вопреки безусловной иерархичной подчинённости процессов материального воплощения, занимаются именно тем, что формой физических движений, неспособной прямо влиять на духовные структуры, осуществляют настойку духа их адептов.

*****

«ДО (японск.): Принцип азиатского мировоззрения. Иероглиф, обозначающий это понятие, в японском языке читается как «мити», а синояпонском языке, как «до». В переводе это понятие значит «путь», «тропа», «принцип», «учение», «философия», «направление», «основное положение», «метод» и т.д. «До» – это путь, в основе которого пребывает упражнение (см. гэйко). Чаще всего во время упражнений разучиваются определённые технические приёмы, однако цель этих упражнений – не только овладение некими навыками, но и расширение возможностей, присущих человеку, что обостряет его чувства, наполняет жизнь новым смыслом и раздвигает границы сознания. … Благодаря «до» мышление и действия индивидуума выходят за рамки, определённые интеллектом».

«ГЭЙКО (японск.): упражнение. Дословно: «размышлять», «обдумывать положение». Понятие «гэйко» относится к упражнению, которое не столько расширяет техническое мастерство, сколько развивает личность человека, занимающегося боевыми искусствами.

Понятие «гэйко» охватывает различные элементы учения о Пути, а именно «вадза» (техника), ки (энергия) и син (дух). Цель упражнений соединить вадза, ки и син; если этого удастся достичь, человек поймёт, как надлежит поступать».

В. Линд. Энциклопедия боевых искусств. Москва, Астрель: АСТ, 2007г.

«Все движения кихон вадза – это фундамент и катализатор духовной революции».

М.Саотомэ. Айкидо и гармония в природе, София, г. Киев, 1998г.

«Так как я преподаю различные формы Пути, меня часто просят рассказать о пользе обучения и практики. Давным-давно я решил, что первое, на что надо указывать в подобном случае, это то, что внешние формы этих искусств это только средство, помогающее ученикам достичь главной цели – глубокой концентрации, расслабления, силы воли и спокойствия».

«Ковка, выпестывание духа – эта идея является общей для всех форм До от чайной церемонии до каллиграфии, и конечно же в боевых искусствах и связанных с ними формах Пути, которые изначально представляли собой не духовную практику, а ремесло сословия воинов Японии. Также как создание великолепного меча требует интенсивного нагревания и мощной работы кузнеца, так и человек, изучающий Путь, должен через практику До [через практику физических движений и их совершенствование] очистить, укрепить и сделать острым свой дух».

«В практике Пути ученики стремятся к единению сознания и тела. Практика – кейко – установленных последовательностей действий, называемых ката, осуществляется не только для отработки определенных техник, но и для того, чтобы прийти к пониманию принципов [духовных аспектов] Пути».

«Регулярное делание в практике Пути является основой всего».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

«Истинное айкидо, представляющее собой набор физических упражнений, развивающих айки.

АЙКИ: доминирующий дух; общий фактор всех традиционных японских воинских искусств; конечное состояние любого воинского искусства».

Фредрик Дж. Ловрет. Путь и сила: секреты японской стратегии. «София», г. Киев, 2000г.

«Цель тренировок [в практике Искусства Мира] – подтягивать ослабленное, укреплять тело и шлифовать дух».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

Однако, если форма техник всё-таки способна влиять на дух и изменять его состояние, или, другими словами, причиной, вызывающей изменения в содержании «команды духа», является «команда снизу», идущая от тела, от формы движений (а именно об этом говорят люди, получившие представление о таком влиянии опытным путём и доказывающие его существование, как результатами личной практики, так и успешным применением в методиках своего преподавания), то в чём же, в таком случае, состоит механизм этого парадоксального влияния формы движений на состояние духа?

Возможны ли условия, при которых форма техники способна оказывать влияние на её духовное содержание? А если возможны, то какой должна быть форма техник и в чём состоит специфика методики их практики, в которой форма «заставляет» дух двигаться и развиваться?

*****

Конечно же, по объективным причинам в алгоритмике практической деятельности «создаваемая нами форма не может прямо влиять на наш дух!», который, собственно, и является источником процесса создания и воплощения формы физических действий, а не наоборот. Только дух, только изменения в состоянии духа могут изменить качество управляющей команды и вызвать изменения в характеристиках процесса создания и результате воплощения физической формы техник. И поэтому, само по себе выполнение каких-либо техник автоматически не переключат строй психики на новый уровень духовности. В подтверждение этому, наверняка, на памяти у каждого, кто изучает айкидо достаточно долго, есть примеры людей, которые, несмотря на усердное и добросовестное отношение к своим занятиям, на протяжении длительного времени практически не меняются, ни в форме практикуемых приёмов, ни в состоянии, в котором они их выполняют.

А происходит такое потому, что для осуществления духовных изменений, человеку не обойтись без совершения самостоятельных осознанных духовных усилий («Увидеть невидимое»).

«C сего времени Царствие Божие благовествуется и каждый усилием входит в него».

Библия, Евангелие от Луки (16.16)

Без которых человек, вместо сотворца Бога, действующего «в русле Божиего Замысла и Промысла», становится «зомби», способным обратить открывающиеся с ростом духа возможности против других людей, против своего окружения вообще, и что, по своей сути, является действиями и против себя, а в целом, и против Бога, и чего Бог допустить не может. Богу нужны самостоятельно и творчески действующие помощники в реализации Его планов, а не ограниченные программами биороботы.

«Богу – по известным Ему причинам – угодно, чтобы человек осознанно осмысленно был сотворцом самого себя в русле Божиего Промысла, а не запрограммированным свыше биорботом».

ВП СССР. Диалектика и атеизм: две сути несовместны.

Представление о том, что в практиках Пути, совершенствование духовного состояния осуществляется на основании «команды снизу», от тела, или, как можно слышать, «совершенствуя тело, просветляют дух», т.е., благодаря выполнению физических техник и производимых при этом механических корректировок их формы, изменяют, настраивают и совершенствуют дух, неверно отражает причинность и последовательность событий, объективно происходящих в естественном (т.е. определённым Богом) процессе духовного становления человека.

Да, без практики, без выполнения физических движений в овладении практическими искусствами невозможно обойтись. Да, многократное выполнение одних и тех же действий, бесконечное исправление механических ошибок в изучаемых техниках – это порой всё, что может увидеть посторонний наблюдатель на занятиях практических искусств. Однако выполнение физических движений и овладение какими-то их специальными формами, не главное из того, что необходимо для осуществления настройки ума и духовного роста адепта Пути.

«Бытует мнение, что способность швырять противника или умело управляться с кистью каким-то волшебным образом сама по себе приведёт к [духовному] озарению [и к новой практической эффективности]. Простое механическое действие никуда не приведёт».

«Я отрабатываю единственное движение кистью не для того, чтобы в совершенстве овладеть им».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

«Несмотря на то, что изучение механической основы техник – сложная и важная задача в нашей работе, в техниках мы должны быть очень точными, но это не самое главное чему мы должны учиться, практикуя айкидо Морихея Уесибы».

Ж. Блез

Настаивать на том, что в духовных практиках «совершенствуя тело, совершенствуют дух» (так же, как и на том, что «в здоровом теле, здоровый дух», а не наооборот), это всё равно, что, не видя действительной причинности, настаивать на том, что «ветер дует потому, что деревья качаются», доказывая тем, что махание сорванной с дерева веткой, действительно, вызывает движение воздуха. И потому методики практик, построенные на основании представления о том, что «совершенствуя тело, просветляют дух», неспособны вести своих приверженцев к духовным изменениям, являющимся главной целью изучения всех практических искусств и действительной причиной прикладной эффективности, демонстрируемой мастерами Пути.

То, что неверно воспринимается и объясняется, как феномен «команды снизу», а затем становится основой методики изучения какого-либо практического искусства, в действительности, является проявлением феномена «команды самому себе». Когда субъективное духовное «я» человека, поднявшееся на новую ступень различения и обнаружившее существование нового, до сих пор неизвестного ему уровня Объективной Духовности, «разрешает» себе (можно сказать: «даёт команду самому себе») действовать с этого уровня, на основании соответствующей ему более высокой, чем прежде, (на духовном плане) и более эффективной (на физическом плане) алгоритмики, и тем становится новым духовным «я», ещё на одну ступеньку приближающимся к настоящему – божественному (т.е. определённому Богом) «Я» Человека.

В действительности «команды снизу» (от формы техник духу) нет. Есть «команда самому себе» – команда с нового уровня духовности, возможная в том случае, когда человек, находящийся на определённом уровне духовного восприятия, начинает чувствовать новый, до этого ему неизвестный, уровень духовного состояния, а затем, осознав его и перейдя на него (а для этого пожелав и предприняв определённые усилия; в этом и состоит «команда самому себе»), начинает самостоятельно и осознанно действовать с этого, обладающего большим практическим потенциалом, уровня. Именно новые настройки нового духовного состояния, внося изменения в стратегию, тактику и способы действий, неуловимо изменяя механическую форму реализующих их физических жестов, и наполняют эти, для внешнего наблюдателя одни и те же, жесты новой прикладной эффективностью.

Духовные практики и духовный Путь называют практиками и Путём самосовершенствования. Становиться способным самостоятельно и осознанно принимать решения и давать команды самому себе, это и есть составная часть процесса духовного самосовершенствования, принадлежащего Божественному Замыслу и осуществляемого на основании данных человеку Богом, с одной стороны, возможности выбора и способной к развитию воли (объективные условия самосовершенствования), а, с другой, возможности обрести свободу воли и свободу выбора (реализуемой в результате субъективных духовных усилий человека).

«Начать различать» новый уровень Иерархии Объективной духовности и «начать действовать» в соответствии с присущей ему алгоритмики, проявляя новый уровень прикладной эффективности, – не одно и то же. Для того чтобы «выпустить удерживаемый золотой слиток и взять в свои руки более дорогой бриллиант», т.е. для того, чтобы освоить новую алгоритмику деятельности (для того чтобы отказаться от текущей системы стереотипов оценки и поведения и перейти на новую систему стереотипов), необходимы волевые усилия, которые бы поддерживали эту работу, осуществляемую в режиме практического эксперимента, в условиях, когда старые способы действий уже не удовлетворяют, а новые ещё не имеют должной эффективности. Одно дело – знать, как нужно поступить в той или иной ситуации, и другое – «захотеть» и «суметь» так поступить.

«Во время перехода из Нанкина в Ханькоу ночью нас атаковал противник. Это был мой первый боевой опыт. Я не мог определить, откуда летят пули. Рота была вооружена автоматическими ружьями, от которых в нашем положении было мало толку. Подошла другая рота, с винтовками. После того как противник был отброшен, я испытал горький стыд за пережитый страх.

Я занимался дзадзэн. Я решил множество коанов и думал, что я подготовлен к смерти. Но ночные события показали, насколько я не готов к этому на самом деле. Я, наконец, понял разницу между повседневной жизнью и настоящей битвой».

К. Тохей. Книга Ки: координирование ума и тела в повседневной жизни. Сборник «Айкидо – искусство мира», «София», Киев, 1999г.

«Путь очень часто называют «пластичным Дзен». Дзен особенно подчеркивает необходимость преодоления самообмана, а Путь долгое время служил своего рода «проверкой реальности». Сидя в тишине и медитируя, довольно просто представить себе, что мы уже достигли полной невозмутимости сознания. В то же время если мы не способны продемонстрировать такое же Дзенское состояние при практике Пути, например шодо или будо, то на самом деле мы занимаемся не чем иным, как самообманом, и до настоящей невозмутимости нам ещё очень далеко. Если студент шодо не может оставаться отстраненным, когда его чрезмерно нагруженная чернилами кисть вот-вот заставит иероглиф растечься и потерять форму и эстетическую привлекательность, или если человек, практикующий кендо, не может сохранить невозмутимость при быстром приближении бамбукового меча, то в таком случае не приходится говорить ни о какой истинно дзенской невозмутимости и непоколебимости сознания.

Идея Дзен заключается в том, что каким бы искусным ни казалось наше физическое движение или исполняемая нами техника, будь то чайная церемония или практика боевого искусства, если сознание в этот момент не находится в покое, то само движение не является практикой Пути. Именно этот нюанс, идея, пришедшая из Дзен, и является той силой, которая позволяет превратить определенный вид деятельности в Путь, искусство, способное изменить все стороны жизни человека его практикующего».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

И только опытным путём, проводя практические эксперименты («совершая повторяющиеся колебания»), можно изменить текущую алгоритмику практической деятельности и тем подняться на новый уровень Иерархии Объективной духовности.

«О-сенсей говорит о том, что айкидо полностью создается КИ, но когда он утончает свою мысль, его ясность понимания находится вне нашей способности осмысления. Остаётся только практика, чтобы проникнуть в его сферу понимания. Поэтому важность соблюдения его указаний по организации практики проявляется очень ясно. Эти указания показывают нам принципы, которые нужно соблюдать в практике айкидо; точное следование которым позволит в процессе тренировок реализовать эксперименты, которые начнут нам раскрывать настоящую сферу айкидо».

Ж. Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Однако главной характеристикой этих, безусловно, практических экспериментов является то, что они являются проявлением действий духа и представляют собой эксперименты по исследованию сферы духа.

По своему общему смыслу будучи «обкаткой» новых цепей алгоритмики практической деятельности, эти эксперименты по своей сути являются изучением текущим духовным «я» закономерностей осваиваемого слоя Иерархии Объективной Духовности, а затем, на его основании, сборкой, апробированием, оценкой, выбором и закреплением вариантов алгоритмических участков, принадлежащих этому духовному слою, становящемуся первым звеном, в общей алгоритмической последовательности. Последовательности, которая по одному из своих функциональных смыслов, является каналом проведения и преобразования информации из Мира Духа в Материальный Мир.

В образном представлении, к верхним, находящимся в духовной области, концам уже имеющихся алгоритмических цепей практической деятельности надстраиваются и подключаются создаваемые текущим духовным «я» экспериментальные варианты алгоритмических участков, направляющие в русло прежнего информационного алгоритмического канала принципиально новую информацию.

По информационному каналу, в качестве экспериментального опыта, начинает течь информация, принадлежащая новому (более высокому) уровню Иерархии Объективной Духовности, которая, меняя общее информационное содержание канала, приводит к созданию на другом, завершающем конце алгоритмической последовательности, т.е. к созданию на физическом уровне результата (продукта практической деятельности), обладающего новыми внешними формами и внутренними качествами (рисунок 1).

Рисунок 1.

Физические форма и свойства продукта практической деятельности, будучи видимым результатом невидимых обычным зрением духовных действий, в духовных экспериментах являются лишь средством отображения того, что происходит в невидимой сфере духа, и нужны для оценки и корректировки решений и действий, принимаемых и осуществляемых человеческим «я» в этой сфере.

В качестве образного примера, можно сказать, что результат практической деятельности, это картинка на экране электронного микроскопа. Она передаёт изображение того, что происходит на молекулярном уровне исследуемого объекта. И всем понятно, что, воздействуя каким-либо образом на экран или изображение, мы не сможем повлиять на исследуемые явления. Для этого нужен специальный инструментарий, позволяющий действовать на молекулярном уровне. Однако картинка на экране, передавая результаты применения такого инструмента, служит материалом для анализа производимых им действий, позволяющего, при необходимости, внести в эти действия нужные корректировки.

Главное в действиях и экспериментах духа, это дух и его действия. Это то, что решает и делает духовное «я» человека, все остальные физические проявления, это только следствие духовных решений и действий. Именно поэтому «простое механическое действие не приведёт к волшебному озарению», т.е. к автоматическому подъёму на новый уровень Объективной Духовности. И то, что видится как феномен «команды снизу» («практика физических техник совершенствует дух»), в действительности, не «приказ» от формы техник к духу, а всего лишь физическое отражение картины духовных обстоятельств, в которых находится духовное «я» человека, и в которой стремящийся к совершенствованию, наблюдающий за своим Окружением и задающийся сравнением дух, может увидеть (а может и нет) явления неизвестного для него уровня Объективной Духовности и принять решение исследовать и начать действовать с мировоззренческих позиций этого уровня, используя впредь для осуществления своей практической деятельности его алгоритмику.

Да, дух («я» человека) действует в соответствии с внешними обстоятельствами своего Окружения, и, с одной стороны, внешние обстоятельства, опосредовано, как форма обратной связи, способны влиять на процесс формирования его состояния, однако, с другой, на основании данных ему Богом свободы выбора и возможности обрести свободу воли, он может поступать и вопреки внешним обстоятельствам.

«Ничто во Вселенной не препятствует восхождению Духа, кроме него самого».

Веды «Книга Света»

Внешние условия, не могут в «приказном порядке» заставить дух изменяться и развиваться. Но они могут «обратить внимание духа» на обстоятельства, которые он (дух) может по своему выбору и воле учесть в принятии решений и тем изменить практическую эффективность своих действий. (Со стороны же, такое проявление свободы воли может выглядеть, как подчинение духа внешним обстоятельствам и стать причиной для возникновения воззрения, в соответствии с которым выполнением и корректировкой физических техник совершенствуют дух, и не ведающим о том, что в практиках Пути техники являются средством создания основания для возникновения «команды самому себе», и средством обретения понимания того, что дух всегда принимает решения сам).

Внешними условиями мы можем помочь духу задуматься над своим текущим мировосприятием и мировоззрением с присущим им образом действий. Изменяя внешние условия – «поворачивая» перед вниманием человека Картину его Окружения, раздвигая и фокусируя его внимание на Её определённые детали – мы можем создать условия, благоприятные для того, чтобы человек смог увидеть в своём Окружении то, чего он не замечал раньше, и этим создать основание для возникновения «команды самому себе», которая и изменит, и мировоззрение, и форму действий, и их результат.

Вместе с тем, внешнюю информацию (информацию о Внешнем Окружении), поступающую в «я» человека, в зависимости от способа получения, можно разделить на два вида. Первый вид, это информация, получаемая в результате созерцания Окружающей Действительности, второй – информация, получаемая в результате осуществления собственной практической деятельности, в результате своего личного взаимодействия с Окружающим Миром. Их главное различие состоит в том, что, если вторая информация, получаемая без искажаемых её посредников, изначально наиболее полно и точно отражает Внешнее Окружение и возможность получения её всего объёма определяется субъективным уровнем восприятия человека, то первая может быть предоставлена через различного рода посредников, обладающих различными субъективными уровнями духовности, как отличными от нашего уровнями различения и интеллектуальной обработки, так и преследующих свои личные цели взаимодействия со своим субъективным Окружением, и потому может быть, полно или частично, неосознанно либо специально, явно или скрываемо, искажена.

Практика, действительно, не «врёт», однако занимаясь изучением того или иного вида практической деятельности, следует давать себе отчёт в том, что суть наших занятий состоит в собственном выполнении практических действий по установленному образцу. А это значит, что мы, для анализа и принятия решений (в том числе, решений, формирующих наше мировоззрение, и решений, о переходе на новый уровень духовности) берём сведения одновременно из двух источников внешней информации. При этом, один из которых, возможно содержа недостоверные сведения об Окружающей Действительности, способен предлагать нашему духовному «я» такие основания для возникновения «команды себе», которая будет негативна по отношению к процессу его естественного (положенного Богом) развития.

Внешними условиями, в фокус внимания человека можно ввести такие обстоятельства, которые будут ему мешать задуматься над возможностью существования иного, чем у него есть сейчас, мировоззрения, и сделать так, что у него не возникнет желания изменить своё текущее отношение к Окружающему Миру. Например, предлагая для изучения ученику боевых искусств всё новые (более сложные в механическом отношении и объективно более эффективные в прикладном плане) формы техник и подвигая его к собственному синтетическому созданию новых приёмов, в нём можно сформировать представление, состоящее в том, что овладение всё более сложными формами техник и способность свободно создавать формы приёмов в соответствии с меняющимися условиями взаимодействия, действительно, в некоторой степени, повышающие прикладную эффективность, и есть развитие духа, и что «настройкой физической формы техник, действительно, производят настройку духа». Однако это будет то самое представление, которое не позволит адепту боевых практик узнать настоящие место и роль духа в осуществлении практической деятельности и (если не изменится) выйти на истинный источник её прикладной эффективности.

Кроме того, в связи с тем, что человек представляет собой систему, в которой её духовная область состоит из «сознания» и «подсознания» – «осознаваемых» и «неосознаваемых» уровней психики, внешняя информация, создающая основания для «команды самому себе», поступает в «я» человека, как по сознательным (с осознаваемых уровней Объективной Духовности), так и подсознательным каналам (с несознаваемых уровней Объективной духовности; с тех, которые мы ранее называли «невидимыми уровнями духовности»), и может быть им осознаваема, а также и не осознаваема, и неосознанно для человека влиять на принятие им тех или иных своих решений.

Доказательства возможности многовариантного (как развивающего, так и деградирующего) воздействия внешних условий на духовное «я» человека можно почерпнуть в источниках, раскрывающих цели, суть и способы ведения бушующих сегодня информационных войн, в которых именно внешней информацией (через сознательные и подсознательные каналы загрузки), воздействуют именно на мировоззрение людей, решая задачу, либо понижения, либо повышения их уровня восприятия Окружающей Действительности. Каждый раз, и для достижения целей информационных атак, и для целей защиты от них, внешними условиями создаются основания для возникновения в духовном «я» человека «команды самому себе». Однако, в первом случае, реализация создаваемой команды ведёт к понижению своего же мировоззренческого уровня, т.е. к тому, чтобы человек в своём мировоззрении перешёл на тот уровень, на котором его субъективная картина Мира стала меньше соответствовать Её Объективному Оригиналу и его действия были менее адекватны тому, что его окружает на самом деле. Во втором же случае, «команда себе» направлена на подъём своёго мировоззрения на новую ступень, на которой субъективное восприятие человека Окружающей Действительности точнее, чем прежде, соответствует Объективной Картине Мира и осуществляемые им действия становятся более адекватными своему Окружению и потому более эффективными в решении жизненных задач.

Духовное развитие «я» человека в том и состоит, что, поднимаясь на новый уровень Объективной Духовности, человек избавляется от его неосознанного, одностороннего, информационного влияния, в том числе и от влияния созданных в нём негативных психических эгрегоров, перенаправляющих идущие свыше к людям энергоинформационные потоки в русла искусственных (возникающих «на пустом месте»; вне Божественного Замысла; и изначально не подпитывающихся Его Энергией) матриц (проектов физического воплощения) и тем обеспечивающих их существование. Он становится способен отличать в общем информационном потоке этого уровня ту правдивую, адекватную Действительности информацию, на основании которой он принимает решения, повышающие эффективность его действий, от той, ложной, искажённой, информации, которая создаёт основания для неадекватного восприятия им Действительности и принятия решений, понижающих эффективность результатов его практической деятельности.

Здесь следует обратить внимание на то, что общий процесс духовного становления человека включает в себя два параллельно проистекающих и взаимно влияющих друг на друга процесса. Первый, это процесс реализации алгоритмики практической деятельности (процесс воплощения духовных действий в физический результат). Второй – процесс изменения этой алгоритмики (основанный на использовании духом результатов физического воплощения в корректировке своих духовных действий).

Поэтому, среди «команд самому себе» нужно видеть два их вида: – команды, направленные на воплощение практических действий, реализуемые на основании существующей алгоритмики (на основании имеющихся стереотипов восприятия, мышления и действий); «команды к действию»; команды воздействия на Окружающую Среду. – команды, направленные на изменение самой алгоритмики (на изменение существующих стереотипов); команды к собственному изменению.

И если в процессе реализации «командах к действию», дух имеет главенствующее значение перед внешними условиями – именно он, выполняя роль спускового крючка, запускает эти команды. То в процессе возникновения «команд к собственному изменению» внешние условия выходят на приоритетное положение по отношению к духу. Да, в возникновении «команды себе» первое и последнее слово за духом (воспринимает, оценивает и принимает решение дух), однако без осознания присутствия новых воздействующих на него факторов внешнего окружения, т.е. без наличия тех или иных обстоятельств внешнего окружения, дух не даёт себе команды к своему же изменению.

Без выявления принципиально новых условий своего окружения невозможно начать действовать принципиально по-новому. Человеку, живущему в степи и не знающему о существовании моря, никогда в голову не придёт идея о построении корабля. Именно поэтому неудовлетворённый, желающий развиваться дух ищет и экспериментирует. Только поиском и практическим экспериментом, открывающим новые обстоятельства своего Окружения, он имеет возможность себя изменить.

«[О-сенсей] создал искусство, которое, соответствует всем его знаниям о будо и феноменам, рожденным во время его духовных опытов».

Ж. Блез. Айкидо: поиск верного движения, Барнаул, 1999г.

Неудовлетворённый дух – подсказка к тому, что существующая система стереотипов и присущая ей алгоритмика практической деятельности в чём-то не соответствуют Окружающей Действительности. Указание на то, что дух поднялся на новый уровень в Иерархии Объективной духовности, но пока ещё не может его осмыслить и действовать с его позиций.

«Я упражнял мой дух в БУДО, когда мне было 15 лет, я посещал учителей фехтования и дзю-дзюцу многих регионов. Я усвоил за несколько месяцев секрет каждого из новых учителей. Но не было в них ничего такого, что помогло бы мне узнать сущность Будо, что могло бы удовлетворить мой дух». Киссёмару Уесиба. «Aikido», 1957, переиздано 1985.

Ж.Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

*****

Для понимания предлагаемых ниже выводов по вопросу о выяснении действия «механизма влияния формы движений на состояние духа», вспомним, что техники, изучаемые в духовных практиках, представляют собой не что иное, как концентрированное выражение тех или иных обстоятельств внешних условий, которые духовное «я» человека может по своему осознанному выбору и воле учитывать в принятии своих решений и тем изменять, сначала своё состояние, а затем, через становление новой алгоритмики практической деятельности, и прикладную эффективность своих действий. Практикующие Путь должны знать и не забывать, что возможность воздействовать на духовное состояние того, кто их выполняет, определяет главную функцию техник духовных практик («Главные функции техник Пути. Образовательный стандарт О-сенсея»).

«Айкидо [как практика специальных технических приёмов] – это не исправление других, а исправление своего собственного ума. Такова миссия айкидо, и она должна стать твоей миссией».

М. Уесиба. Айкидо – истинное будо. Искусство мира, «София», Киев, 1999г.

«Ежедневные упражнения в Искусстве Мира позволят твоей внутренней божественности сиять все ярче и ярче».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«Обучение айкидо имеет конечной целью формирование человеческого существа, которое по-настоящему умеет гармонировать само с собой, исключая идею атаки и способствуя созданию мира на Земле».

Хикитсучи Мичио сенсей. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998г.

«Этот исключительный человек [О-сенсей], создал искусство, практика которого имеет целью привести и нас к видению Вселенной, обретённому им в результате занятий боевыми искусствами и духовными поисками».

Ж. Блез. Айкидо: поиск верного движения, Барнаул, 1999г.

«Приёмы Искусства Гармонии

Позволяют нам достойно встречать

Каждый вызов».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

Поэтому, можно сказать, что выполнение техник в практиках Пути (в практиках развития духа), как процесс личного выполнения техник, служащих образцами «копирования», является средством донесения до осознанного внимания и подсознания текущего духовного «я» человека тех обстоятельств Окружающей Действительности, анализ которых способен направить его на обновление своего взгляда, переоценку и изменение своего отношения к своему Окружению – средством создания оснований для возникновения «команды самому себе», без которой никаких качественных изменений в результатах практической деятельности произойти не может. А также и настоять на том, что техники практического искусства (действия, служащие образцами «копирования») становятся техниками Пути (техниками для развития духа; техники «дзюцу» становятся техниками «до») только в том случае, если они несут в себе основания для возникновения в духовном «я» человека команды «самому себе», направляющей его вверх по Иерархии Объективной Духовности, реализация которой на духовном уровне ведёт к повышению качества мировоззрения, а на физическом – к росту практической эффективности.

*****

Отвечая на вопросы, поставленные в начале этой записи (о возможности влияния формы на дух и о том, как эти условия создать в практике занятий?), следует сказать, что, влияние формы изучаемых техник на состояние духа и изменение прежней алгоритмики деятельности практикующего их человека (как проявление феномена «команды снизу»), возможно. Об этом говорят люди, получившие представление о таком влиянии опытным путём и доказывающие его существование, как результатами личной практики, так и успешным применением в методиках своего преподавания. Однако возникновение в тренировочной работе феномена «команды снизу» и достижение на его основе главных целей практики Пути определяется существенными оговорками, которые следует учитывать в воссоздании методики практики оригинального айкидо, ведущей к повторению практических способностей его Основателя.

• На основании того, что, техники и методики их практики, будучи формой концентрированного выражения внешних условий, не способны прямо заставлять дух действовать тем или иным образом, и, что именно дух по своей воле принимает решение учитывать или не учитывать те или иные заключённые в технику обстоятельства в алгоритмике своих действий, следует говорить о том, что «команда снизу» в практиках Пути, в действительности, является «командой самому себе».

• Понимание же глубинной сущности процесса возникновения «команды самому себе», находящейся в основе процесса духовного самосовершенствования в практиках Пути и формируемой на основании сопоставления объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов, позволяет говорить, что условия, создающие основания для возникновения «команды самому себе» в духовном «я» человека, определяются качествами двух сторон:

духом, обладающим субъективными, но способными к изменениям уровнями восприятия Окружающей Действительности и воли, который, на основании этого, может «видеть» или «не видеть» те или иные обстоятельства своего Окружения, учитывать или не учитывать воспринимаемую из вне информацию в принятии своих решений, а, учитывая, по-разному на неё реагировать;

– и внешними обстоятельствами, которые, могут предоставлять, или не предоставлять, человеку выбор в принятии решений, могут скрывать одну информацию на осознаваемом уровне, а на неосознаваемом предоставлять противоположные сведения, а также могут нести в себе информацию, как стимулирующую человека к духовному развитию, так и ту, которая будет склонять его к духовной деградации.

В процессе духовного совершенствования, создаваемого в практиках Пути, духовное «я» человека принимает решение об изменении своего состояния и, как следствие, об изменении алгоритмики и прикладной эффективности своей практической деятельности. А практика техник, являясь способом погружения человека в те или иные внешние обстоятельства, служит в этом процессе средством представления духовному «я» информации, на основании которой может возникнуть основание для возникновения в нём решения и команды, направленных на своё собственное изменение.

• Такая двусторонняя обусловленность процесса духовных изменений позволяет полагать, что для возникновения в духовной практике «команды себе», в ней необходимо присутствие двух групп условий, как в отношении духовного «я», так и в отношении техник и способов их практики:

  • духовное «я» должно обладать набором качеств, которые бы характеризовали его как дух, знающий о заключённом в нём потенциале совершенствования и стремящийся к совершенствованию; духовное я должно иметь основания для возникновения в нём «команды самому себе», а, значит, и уметь находить такие основания в тех условиях, в той информационной среде, которой он окружён;

  • техника и методика её практики, должны погружать человека в такую информационную среду, которая бы несла в себе то, что было бы способно создавать основания для возникновения в духовном «я» «команды себе»; техника и методика её практики, должны погружать человека в такие обстоятельства, которые бы создавали основания для возникновения «команды себе» ведущие его к совершенствованию.

• Учитывая же, что в процессе изменения алгоритмики практической деятельности, дух зависим от техник (в том смысле, что без осознания присутствия новых воздействующих на него факторов Внешнего Окружения, создаваемого в практиках Пути техниками и методикой их применения, дух не даёт себе команды к своему изменению), нужно понимать, что именно выполнение «техник-образцов» решает задачу создания оснований для возникновения «команды самому себе».

Пожалуй, главная оговорка, обеспечивающая создание в практиках Пути феномена «команды снизу», благодаря которому в них выполнением физических форм настраивают дух адептов, состоит в понимании того, что основание для возникновения в духовном «я» человека «команды изменяющей себя» создают не те формы техники, которые адепт выполняет, т.е. формы его уровня выполнения («простое механическое действие не приведёт к волшебному озарению», т.е. к автоматическому переключению строя психики на новый уровень духовности), а те формы, которые он ставит целью овладения в своих занятиях. (Не та алгоритмика, на основании которой адепт действует, а та, отличающаяся, к которой он стремиться). И собственно само основание для «команды изменяющей себя» может возникнуть только при сопоставлении своего выполнения техники с формой-образцом и нахождении различий (при сравнении своей алгоритмики действий, с алгоритмикой, создающей формы-образцы), и представляет собой обнаруженное в этом сравнении отличие. Есть отличие – есть основание для того, чтобы задуматься об изменении своей алгоритмики деятельности; нет отличий, или я их не вижу, то и изменять нечего! Определяю образцом «другую» технику (технику другого искусства), и найденное отличие изменит направление моего развития!

• Принимая во внимание, что «команда к собственным изменениям», запускающая процесс духовных преобразований, может быть как развивающей, так и деградирующей, как осознанной, так и неосознаваемой, и то, что эти её особенности обусловливаются техниками, взятыми в практику в качестве эталонов изучения (т.е. тем, несут ли в себе «техники-образцы» недостоверные сведения об Окружающей Действительности, и тем, соответствует ли заключённая в них информация уровню духовного развития изучающего их человека), именно «техники-образцы» и методика их практики определяют то, будет ли духовное «я» иметь основание для возникновения команды, ведущей к своему изменению, и то, каким это изменение будет.

И тогда, для продолжения составления представления о «феномене команды снизу» и реализации возможности его использования в практике айкидо, следует внести некоторые корректировки в вопросы, поставленные в начале этой записи, призванные уточнить направление наших исследований. Для того, чтобы изучение айкидо стало практикой духовного Пути (на котором особой практикой специальных форм техник воспитывают дух и тем повышают эффективность практической деятельности), необходимо определить: какими должны быть форма техник, взятая в качестве образца изучения, и методика её практики, чтобы они решали «задачу создания в духовном «я» человека оснований для возникновения «команды самому себе, направляющую дух адепта к восхождению по ступеням Иерархии Объективной Духовности», и, для этого, исключали скрытое негативное влияние, ведущее «я» к духовной деградации?

*****

Comments (0)

Оставьте мнение: