Сен 16 2015

Механизм влияния формы движений на состояние духа. Фиксирование формы – условие духовного совершенствования

Category: ДневникЕвгений @ 18:35

(Картинка к записи)

Описывая характер зависимости прикладной эффективности техник практических искусств от уровня духовного состояния и обосновывая необходимость её повышения в практиках Пути именно за счёт повышения уровня духовного состояния человека, мы уже обозначили причины и механизм парадокса, состоящего в том, что формы техник, неспособные прямо влиять на дух, могут участвовать в его настройке. И сейчас нам остаётся только несколько обобщить сказанное, акцентируя внимание на методическом применении этого парадокса в достижении главной цели практик Пути – в освоении человеком своего генетического потенциала личностного развития.

Не удивительно, что заботясь о сохранении своего искусства, О-сенсей в своих наставлениях, помимо разъяснений о целях создания и функциях айкидо, высказал множество методических указаний, соблюдение которых в практике занятий обеспечивает создание условий, стимулирующих духовное развитие. Интересным и замечательным нам видится то, что, во-первых, смысл этих высказываний, недоступный при первом прочтении, становится очевидным после изучения предлагаемых к рассмотрению нами формулы и графика эффективности техник Пути («Механизм влияния формы движений на состояние духа. Слагаемые прикладной эффективности техник Пути»), и, во-вторых, что этот смысл указывает на то, что методика практики айкидо О-сенсея соответствует именно тому способу, в котором задача повышения прикладной эффективности решается именно за счёт воспитания духа.


Без преувеличения можно сказать, что и рассматриваемая нами формула («Эффективность техник = Дух техник х Форма техник») и выстраиваемые на её основании графики «говорят» словами О-сенсея, подтверждая и объективность его высказываний, и давая представление об уровне Вселенской Гармонии, на котором они были сформулированы (уровне духовности достигнутом О-сенсеем). Для того, чтобы это увидеть, предлагается обратить внимание на следующее!

Решить задачу увеличения произведения, состоящего из двух множителей, за счёт увеличения одного из них, и тем самым, создать условия для роста этого множителя, можно только искусственно зафиксировав (или даже уменьшая) величину второго множителя.

И разве не об этом же, вторя математической формуле, но уже на своём образном языке говорят учителя Пути, когда, преследуя цель духовного роста своих последователей, ставят перед ними задачу повышения общей прикладной эффективности, определяя при этом основным условием её решения – использование ограниченного количества практикуемых техник. Или же предлагают повысить эффективность какой-то конкретной техники, не только не добавляя к ней дополнительных элементов, но и даже исключая некоторые из них?!

«Оттачивая свою технику:

Используй Одно, чтобы победить Многих!

Такова дисциплина Воина».

«Если будешь рассчитывать на тайные техники [на овладение каким бы, то ни было количеством неизвестных другим форм техник], То ничего не достигнешь [не форма техник и не их количество изначально определяют эффективность]».

«Техники Пути Мира постоянно изменяются; каждая ситуация уникальна, и надлежащий ответ должен приходить естественным образом. Завтрашние техники будут отличаться от сегодняшних. Не увлекайся внешней формой ситуации. Искусство Мира не имеет формы – оно есть изучение Духа.

В конце концов, ты должен будешь вообще забыть о технике [Все техники выучить невозможно! Да и не нужно!]».

«Искусство Мира – в том, чтобы восполнять недостающее [в том, чтобы высоким духом компенсировать недостающее количество техник]».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«Один американец говорит, что О-сенсей заявлял: «Делайте техники, что и я, и вы тоже будете обладать такой же, что и я, силой». Не знаю почему, но пока никто не может проявить силу О-сенсея, все немного изменили технику».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2006г.

«Знакомые часто спрашивают меня о том, сколько раз мне пришлось рисовать, например, иероглиф канджи, пока я не добился желаемого результата, и приходят в полнейшее изумление, когда я отвечаю, что мои попытки насчитывают не десятки, а сотни работ. Еще больше их удивляет, что иногда на занятии я практикую только один-единственный элемент иероглифа, делая сотни и сотни повторений без перерыва.

Зачем тратить так много времени на практику одного-единственного элемента иероглифа?

Однако, начав свои занятия в очень юном возрасте, я привык относиться к подобным вещам с позиции сейшин танрен [«ковка духа»]. Поэтому я объясняю друзьям, что я отрабатываю единственное движение кистью не для того, чтобы в совершенстве овладеть им. Подлинное мастерство владения кистью приходит только после того, как ты обрёл мастерство над собой, таким образом, совершенствуя свою каллиграфию, я тем самым совершенствую себя – если, конечно, я подхожу к практике с правильным внутренним отношением. И это справедливо для всех форм До». [Отрабатываю единственное движение для раскрытия своего духовного потенциала, потому что только овладение духовным потенциалом (мастерство над собой) создаёт прикладное мастерство.]

*****

«В практике Пути ученики стремятся к единению сознания и тела. Практика – кейко – установленных последовательностей действий, называемых ката, осуществляется не только для отработки определенных техник, но и для того, чтобы прийти к пониманию принципов Пути.

Ката значит «форма», здесь имеется в виду заранее подготовленная форма или формальный рисунок, схема движения или действий. В шодо [каллиграфия] ученики стараются создать максимально точную копию техон, в качестве которой выступает либо классический трактат по каллиграфии, либо работа их сенсея. В суми-э [рисование кистью] каждый новичок копирует определенные работы и ему не разрешается приниматься за следующую работу, пока не будет сделана точная копия предыдущей. В чайной церемонии последователи чадо снова и снова повторяют ритуалы, которые использовались и двести лет назад, а в практике боевых искусств ученики безостановочно отрабатывают установленные последовательности действий».

*****

«Сен но Рикью, основатель чайной церемонии в том виде, в каком её практикуют сегодня, сказал:

«В твоей практике

Начинай с изучения одного [физического движения]

И продолжай, пока не поймешь десять [духовных принципов],

От десяти ты должен вернуться

К самому первому, к тому, с чего начал [выполнять одну технику в соответствии с десятью принципами]».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

Особенность искусств Пути, и в том числе айкидо О-сенсея, состоит не в том, что их практика повышает прикладную эффективность решения каких-то практических задач, а в том, что повышение этой эффективности осуществляется за счёт повышения уровня духовного состояния человека; в том, что методика их практики содержит в своих главных приоритетах и целенаправленно решает задачу духовного роста своих адептов. И дополняющие и расшифровывающие друг друга математические формулы, графики и философские высказывания мастеров Пути позволяют сформулировать методические закономерности, а, по сути, с современных позиций переозвучить вечные и неизменные положения Концепции Пути, которые следует учитывать в организации занятий духовными практиками, а значит и в организации практики айкидо О-сенсея. В том числе:

Чем меньше духа в общей структуре техники (чем меньше заботиться о воспитании-настройке духа), тем больше её эффективность будет зависеть от их формы, т.е. от количества освоенных приёмов и от её механической сложности.

«В айкидо необходимо, чтобы разум был на первом месте, а техника вытекала из него. Тот, кто занимается только для того, чтобы обрести технику, ничего не понимает в айкидо. В айкидо душа должна стоять на первом месте, а техника и тело на втором».

М. Хикитсучи. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998г.

«Техника – это всего лишь техника. Невозможно понять айкидо [невозможно овладеть эффективностью айкидо], не изучая его духовную сущность».

Интервью с Мишио Хикитсучи сэнсэем, Париж, 1984г.

И наоборот, чем меньше в практике количество изучаемых технических приёмов, и чем они проще в механическом отношении, тем больше практическая эффективность их выполнения будет определяться величиной духовного компонента, и тем больше стимулировать его рост.

«Мы всегда делаем иккё. Однако суть не в том, чтобы знать больше техник, а в том, чтобы через одну и ту же технику передать больше информации.

У меня есть друг – японец, который помогал нам переводить тексты Основателя. И однажды мы с ним в них нашли, что в конце своей жизни Основатель сказал: «Делайте только «иккё, сувари ваза» и у вас будут такие же способности, как и у меня».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2006г.

«В шодо иероглиф ичи (один) состоит из единственной горизонтальной линии и считается одним из самых трудных для правильного написания символов. Точно так же, когда мастер боевых искусств бросает противника наземь, делая при этом всего лишь маленький шаг вперед и едва уловимое движение рукой, это, несомненно, проявление высочайшего мастерства. Поражение противника с помощью большого количества движений и ярко выраженным применением техники – это самый грубый, примитивный способ ведения поединка, в то время как завершение схватки одним лишь взглядом, ещё до того как началось собственно физическое противодействие, является главной целью всех японских боевых искусств, практикуемых в качестве Пути. Это кажущаяся простота, появляющаяся в практике боевых искусств, шодо, искусстве изготовления букета и других форм До, содержит в себе огромную глубину».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

Поэтому для того, чтобы развивать дух (чтобы, настраивая свой дух, подниматься на новые уровни Объективной духовности) нужно, чтобы техник было как можно меньше, а которые есть – должны быть как можно проще в механическом отношении.

*****

Если о словах О-сенсея: «Делайте только «иккё, сувари ваза» и у вас будут такие же способности, как и у меня», раскрывающих суть методики настройки духа в практиках Пути, подавляющее большинство его современных последователей не знают, и кому-то из них они могут показаться надуманными, то широко известным примером минимизации технического разнообразия в духовных практиках, как метода, наиболее эффективно решающего задачу духовного развития адептов, может послужить техника «дза-дзэн» (дословно – сидячий дзэн, а по смысловому содержанию – сидячая медитация), применяемая во многих духовных практиках для «тренировки ума», первоначально используемая в дзэн-буддизме для достижения состояния «духовного озарения», «прозрения Космической реальности», объединяющего человека с этой «Высшей Реальностью» или «Конечным Абсолютом», в некоторых школах дзэн, являющаяся вообще единственной физической техникой. Кстати, по историческим справкам, именно в результате «неподвижного сидения у стены» было создано практическое учение, впоследствии ставшее основой боевых искусств Китая, Японии и благодаря которому мы сегодня можем практиковать айкидо.

«Дза-дзэн (Zazen) (японск.), китайск. «цзо чжань: «сидячий дзэн». Практика (техника) дзэн-буддизма. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Все искусства До подчинены трехчастному принципу: «ваза» (техника), «ки» (энергия) и «син» (дух). В дзэн буддизме есть своя техника (вадза): дза-дзэн. «Дза-дзэн» означает «сидение» с целью медитации; сидят чаще всего в позе «сэйдза». Занятия дза-дзэн заключаются в стремлении, медитируя, выйти за пределы сознания и испытать просветление. ДЗА-ДЗЭН В БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ Дза-дзэн – это не просто упражнение, используемое при занятиях дзэн-буддизмом. Все великие мастера боевых искусств занимаются сидячей медитацией (дза-дзэн), чтобы развить своё ки. Занятия дза-дзэн оказали огромное влияние на становление боевых искусств. Принято считать, что без занятий сидячей медитацией невозможно стать подлинным мастером боевых искусств. В тех же школах боевых искусств, где отказались от подобных занятий, придумали какие-то аналогичные упражнения, чтобы тренировать свой дух».

Линд, Вернер. Энциклопедия боевых искусств. Москва, Астрель: АСТ, 2007г.

«Многие современные эстетические качества японских искусств имеют историческую связь с Дзэн. Благодаря своему стремительному и тотальному влиянию на японское общество, Дзэн затронул и большую часть японских искусств – чайную церемонию, искусство создания букета, рисование кистью и многие другие. Чадо, Путь чая, являющийся одним из самых главных видов Пути, в течение долгого времени был очень сильно подвержен влиянию Дзэн и в свою очередь оказал большое влияние на другие виды Пути».

«Саби («безыскусность») и ваби («простота») [эстетические принципы практики До], изначально были взяты из Дзэн и представляют собой два главных элемента, формирующих всю эстетику Пути».

«В некоторых случаях практика Пути заключается исключительно в сидячей медитации».

«Учение Дзэн-Буддизма возникло в шестом веке в Индии. Основателем считается монах Бодхидхарма, в японском – Дарума. Вскоре после основания Дзэн, примерно в 520 году нашей эры, он ушел в Китай, где, согласно преданиям, просидел девять лет лицом к стене, пока не достиг просветления».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

«Бодхидхарма обнаружил, что монахи Шаолиньского монастыря слишком слабы для занятий медитацией, требующей больших усилий, необходимых для достижения просветления. В отличие от наставников, считавших, что в духовной практике самым важным является сознание, и поэтому не заботившихся о теле (иногда именуемом ими «вонючим кожаным мешком»), Бодхидхарма был убеждён, что тело тоже важно, поскольку для духовного развития равным образом необходимо и физическое, и эмоциональное, и психическое здоровье. И с этой целью он обучил шаолиньских монахов двум комплексам упражнений «Движение рук восемнадцати архатов» и «Перемена в сухожилиях»».

«Следует заметить, что в этой главе под словом «дзэн» обычно подразумеваются все виды дзэн; оно может означать «медитацию», «проблеск [прозрение]» космической реальности, а иногда и «Высшую Реальность», или «Конечный Абсолют»».

«Из всего многообразия буддийского дзэн дзэн-бyддизм выделяется тем, что здесь дзэн является кратчайшим путём достижения прозрения Космической Реальности».

Вон Кью-Кит. Энциклопедия дзэн. г. Москва, ФАИР-ПРЕСС, 2002г.

*****

Следует признать, что вертикальный, духовный Путь («до») – Путь выковывания духа посредством преодоления испытаний, обладает намного большим сопротивлением, чем горизонтальный, вариативно-механический («дзюцу»).

«В железной руде много шлаков, ослабляющих ее свойства; плавкой, ковкой и закалкой железо превращают в сталь, и затем придают ей форму острого, как бритва, меча. Человеческие существа развиваются в той же последовательности».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«… Непригодных не испытуем. Дорогой клинок куется особенно тщательно…».

Б. Абрамов. Грани Агни Йоги, Барнаул-1997г.

Поэтому, если количество изучаемых техник не ограничить, а их форму не зафиксировать, то задача повышения их прикладной эффективности (и уж тем более без осознанной постановки цели духовного развития), как показывает теория и практика, будет решаться более простым способом – за счёт увеличения количества разучиваемых техник, перестройки и усложнения их формы.

Всё это со временем (положительные и отрицательные примеры чего также можно наблюдать в жизни), с одной стороны, ведёт к исключению из практики техник, послуживших инструментальной основой для создания того или иного практического искусства, и замещению их техниками, создающими принципиально новый практический результат в прикладном отношении, и в итоге ведёт к созданию нового вида практической деятельности, нового вида искусства. Преобразовав механически «техники мира» в «техники войны», сделав их техниками другого искусства, их уже нельзя будет использовать для получения прежнего практического результата.

С другой стороны, увеличение количества техник и перестройка их формы, помимо тенденции к изменению инструмента практики, это ещё и совершенно иное его методическое использование, с точки зрения достижения главной цели практик Пути. По сути, это принципиально иной метод практики! Метод, отказывающийся от задачи освоения потенциала личностного развития и тем перестающий быть способом воспитания духа, и способом передачи духовных качеств основателя искусства новым поколениям его последователей. Метод, прерывания духовного Пути развития. Преобразовав методику создания «техник мира» в методику создания «техник войны», её уже нельзя будет использовать в прежних целях, в качестве пути воспитания Истинного Воина Мира – Воина, как живого храма Бога, как места, где живёт Бог.

«Наш путь отличается от воинских искусств прошлого…».

«Сейчас нам нужны техники согласия, а не техники спора. Сейчас требуется Искусство Мира, а не Искусство Войны».

«Воин – это живой храм Божественного, это тот, кто служит великой цели».

«Путь Воина основывается на Гуманности, Любви и Искренности; сердце воинской доблести – это истинная Храбрость, Мудрость, Любовь и Дружелюбие».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

Не удивительно, что общим следствием таких подмен в средствах и методах изучения и практики «искусства воспитания духа», которым является айкидо О-сенсея, становится его перерождение в многочисленные суррогатные виды, внешне похожие на оригинал, но неспособные решать, ни прикладные задачи практического боевого искусства, ни задачи, стоящие перед практикой искусства Пути.

*****

Следуя цели воссоздания методики практики оригинального айкидо и формулируя для этого практические рекомендации по организации занятий, которые бы, сохраняя техники и способы практики, разработанные О-сенсеем, и способствуя овладению продемонстрированными им прикладными способностями, вели людей, изучающих его искусство, по Пути освоения данного им Богом генетического потенциала личностного развития, нужно говорить о том, что с некоторого времени в общей последовательности изучения айкидо на смену механическому способу повышения технической эффективности, когда прикладное мастерство растёт, в основном, за счёт совершенствования (приведения в соответствие с образцом) механической формы практикуемых техник (период изучения технических рамок традиционного будо; рисунок 1), должен прийти духовный способ, состоящий в том, что в нём задача повышения прикладного мастерства в большей мере решаться за счёт целенаправленного изменения духовного состояния адепта (за счёт приведения в соответствие с образцом уже не формы техник, а алгоритмики осуществления практической деятельности, корректирующей форму; период изучения технических уровней айкидо).

Рисунок 1.

Переходя на язык сухих практических рекомендаций, можно сказать, что после того, как формы основных видов технических приёмов разучены (т.е. степень владения основными техниками, такими как ириминаге, шихонаге, котегаеши, иккё, никкё и т.д. доведена до технического уровня базовых форм, на котором ученик становится способен правильно выполнить изучаемые техники на несопротивляющемся, но, в тоже время, указывающем на открытые места, партнёре; Глава 17. Базовые формы техник: Норма принципа или информационный коридор, стр.: 88), их необходимо условно зафиксировать, т.к. именно ограничение количества изучаемых техник и фиксирование их формы в практиках Пути является методическим способом создания оснований для изменений в духовном «я» их адептов. Способом, стимулирующим развитие не механики (читай: стимулирующий изменение техники и методики их практики, и, впоследствии, подмену одного искусства на другое), а развитие духа, являющегося главной целью в изучении всех искусств Пути.

«Когда мы обнаруживаем свои физические ограничения, это буквально заставляет нас задумываться над глубочайшим смыслом гармонии и бороться за достижение уровня сознания, который стоит выше нашего эго, ближе к Создателю».

М.Саотомэ. Айкидо и гармония в природе, София, г. Киев, 1998г.

Именно с этого времени, когда занятия айкидо начинают совершенствовать дух (становятся средством настройки духа), когда прикладная эффективность начинает расти не за счёт увеличения количества техник и изменения их формы, а за счёт изменений духа, начинается практика настоящего оригинального айкидо О-сенсея! Настоящая практика искусства духа!

*****

Comments (0)

Оставьте мнение: