Сен 11 2015

Механизм влияния формы движений на состояние духа. Слагаемые прикладной эффективности техник Пути

Category: ДневникЕвгений @ 16:10

(Картинка к записи)

Перед представлением наших выводов об условиях практики айкидо, позволяющих форме техник, посредством создания основания для возникновения в духовном «я» человека «команды самому себе», иметь возможность настраивать его состояние, хотелось бы отметить, что содержательный смысл субъективных высказываний О-сенсея о явлениях принадлежащих духовному миру (по мнению многих относящихся к метафизической, не измеряемой в физических величинах и принципиально непознаваемой, области*), может быть проверен на соответствие Объективной Реальности, например, математическими средствами, считающимися сугубо объективными.

(*Т.е. области, находящейся за рамками опыта, представление о которой составляется умозрительно и потому не может быть экспериментально проверено, а значит и не может быть достоверно подтверждено, или же опровергнуто, другими.

«На протяжении истории философии Метафизика либо отвергалась как ложное учение, выходящее за рамки опыта, либо возвеличивалась как высшее достижение человеческого разума. И. Кант критиковал предшествующую ему Метафизику за её умозрительность, за то, что она имела дело с содержательно ограниченными сферами и в то же время не знала правильного пути познания этих сфер, она только постулировала Бога, бессмертие души, целостность мира, наивно полагая, что их можно постичь так же, как постигаются предметы реальной действительности».

«Под метафизикой, — писал А. Шопенгауэр, — я понимаю мнимое знание, которое выходит за пределы возможного опыта, т.е. за пределы природы или данного явления предметов, выходит для того, чтобы дать то или другое объяснение относительно того, чем обусловливается этот мир или эта природа в том или другом смысле; или, говоря просто, объяснение того, что прячется за природой и дает ей возможность жизни существования». Любая Метафизика говорит о совершенно другом миропорядке, о порядке вещей-в-себе, где теряют свое значение все законы этого мира явлений».

Академик. Философская энциклопедия (http://dic.academic.ru).

*****

На слова «О-сенсей считал, думал, говорил и т.п.», часто можно слышать саркастическое: «А это он Вам лично говорил и объяснял?! Вы жили в японской культуре, знаете японский язык и разбираетесь в нюансах японской мифологии, образами которой в своих наставлениях оперировал Основатель айкидо?!». А после этого в наставительном, не терпящем возражений тоне, обычно, следует: «То, о чём думал О-сенсей, мы сегодня уже никогда не узнаем! Все интерпретации смысла его высказываний о духовной стороне его искусства исходят из ваших личных умозаключений, или умозаключений людей, за которыми вы их повторяете, являются чей-то выдумкой и практического смысла не несут. Нет смысла заниматься изучением высказываний О-сенсея. Поэтому, изучая айкидо, изучаем технику (жесты) и не забиваем голову ерундой о духовности, нравственности и Боге».

Однако практики Пути созданы и существуют не для того, чтобы кому-то что-то доказывать. Занимаясь ими, доказывают себе, и доказывают через практический эксперимент – на основании результатов, полученных практическим путём. Все высказывания и наставления О-сенсея, это выводы из проведённых им практических опытов, пусть и проведенных не без участия ума и духа, но подтвержденных прикладной практической эффективностью его техник.

«Этот исключительный человек [О-сенсей], вследствие долгих занятий боевыми искусствами и духовными практиками, создал искусство, которое, соответствуя всем его знаниям о будо и феноменам, рожденным во время его духовных опытов, имеет целью привести нас к видению Вселенной, обретённому им в ходе своих поисков».

Ж. Блез. Айкидо: поиск верного движения, Барнаул, 1999г.

Характер зависимостей, существующих между «эффективностью техник», «духовным состоянием человека, их выполняющего» и «механической формой выполняемых им техник» (описываемых формулой: Эффективность техник = Дух техник х Форма техник), определяющих принципы настройки духа и, на основании которых можно делать выводы об условиях, позволяющих форме настраивать дух, передаёт график, изображённый на рисунке 1.

Рисунок 1.

На этом графике, направление горизонтальной оси – Форма техник (Фтх), связано с увеличением количества изучаемых техник (или с механическим усложнением формы какого-то технического приёма). Вертикальная ось Дух техник(и) (Дтх) – отображает ступени духовного роста человека, практикующего эти техники(у), в Иерархии Объективной Духовности (духовности, стремящейся к Духовности Бога). Произведение координат этих осей, математически являясь площадью прямоугольников со сторонами этих координат, выражает собой величину прикладной практической эффективности (Эфтх) либо человека, обладающего уровнем духа и владеющего количеством техник, соответствующим этим координатам, либо какой-то конкретной выполняемой им техники.

*****

Следует отметить: учитывая, что достигнутый уровень духовного состояния человека соответствует уровню его нравственности, определяемой строем психики этого человека, а те, в свою очередь, обусловлены алгоритмикой мышления и действий, то вертикальная ось этой системы координат, объединяя в себе все эти свойства, может иметь и другие названия:

  • Иерархия Объективной Духовности;
  • генетический потенциал личностного развития;
  • ступени духовного роста;
  • уровни Нравственности;
  • степень Праведности;
  • строи психики;
  • алгоритмика выполнения техник.

И, соответственно этому, форма записи формулы прикладной эффективности техник Пути может иметь различный вид, не меняющий сути её функции, однако акцентирующий внимание на различных свойствах показателя «Дух техник», в своей совокупности, раскрывающей его качественный состав и направление изменений:

Эффективность техник = Дух техник х Форма техник

Эффективность техник = Нравственность х Форма техник

Эффективность техник = Праведность х Форма техник

Эффективность техник = Мировоззрение х Форма техник

Эффективность техник = Строй психики х Форма техник

Эффективность техник = Алгоритмика техник х Форма техник

Вместе с тем, для внесения объективности в расчёты, производимые с помощью этой формулы, наиболее удобно в качестве показателя «духа техник» использовать его формы, имеющие конкретные величины измерений, такие как «строй психики» и «алгоритмика практической деятельности» («алгоритмика техник»), мерность которых описана в Концепции общественной безопасности ВП СССР и уже была представлена ранее (в записи «Алгоритмика действий – основание и мера совершенствования в искусстве духа»).

*****

В ответ на вопрос о характере зависимостей, существующих между «эффективностью техник», «духовным состоянием» и «формой техник», график наглядно показывает, что, при постоянстве показателя «Духа техник», увеличение количества практикуемых техник даёт увеличение площади создаваемой ими фигуры, а значит и повышение уровня прикладной эффективности, что подтверждается существующим в боевых искусствах, найденным практическим путём, общим правилом, состоящим в том, что «чем большим количеством техник боец владеет и, чем сложнее его техники, тем выше его боевая эффективность» (1Дт х 1Фтх < 1Дт х 2Фтх < 1Дтх х 3Фтх < 1Дтх х 4Фтх, рисунок 2).

Рисунок 2.

Вместе с тем, график позволяет увидеть и то, что увеличение площади фигуры, а значит и повышение уровня эффективности, можно добиться, в том числе, и за счёт увеличения показателя духовного состояния, что соответствует ещё одному небезызвестному, также сформулированному практикой, правилу, в соответствии с которым «из двух технически одинаково оснащённых бойцов победит тот, у которого выше состояние духа» (4Дтх х 1Фтх > 3Дтх х 1Фтх > 2Дтх х 1Фтх > 1Дтх х 1Фтх, рисунок 3).

Рисунок 3.

Ещё один вариант увеличения площади прямоугольной фигуры, образуемой двумя координатами, состоит в одновременном увеличении обеих координат, который можно отнести к гармоничному направлению тренировки, заботящемуся о том, «чтобы повышение эффективности его приверженцев было результатом не только повышения их технической оснащённости, но и следствием воспитания духа» (4Дтх х 4Фтх > 3Дтх х 3Фтх > 2Дтх х 2Фтх > 1Дтх х 1Фтх, рисунок 4).

Рисунок 4.

Как можно видеть, добиваться повышения своей прикладной эффективности в практике айкидо можно несколькими принципиально различными методическими способами:

– акцентировать внимание на развитии своего духа, заботясь о приведении его в определённое состояние и об освоении глубины алгоритмики изучаемых техник; – направлять усилия на овладение разнообразием технических действий, подготавливая себя к различным возможным ситуациям боевого взаимодействия;

– или же, противопоставляя две стороны единой духовно-технической подготовки, заботиться об их одновременном развитии, имея при этом в виду, что, при случае, недостатки одной из этих сторон можно всегда компенсировать развитием её противоположного качества.

Проведя несложные вычисления можно обнаружить, что площади прямоугольников А – «образованного за счёт количества техник» (рисунок 5), В – «созданного духом»), и «гармонично выстроенного» С, равны друг другу (4Дтх х 1Фтх = 1Дтх х 4Фтх = 2Дтх х 2Фтх).

Рисунок 5.

И тогда может быть вполне оправданной методическая позиция, в соответствии с которой совершенствовать своё мировоззрение, воспитывать нравственность, настраивать психику, искать новую алгоритмику действий, о чём информация изложена в толстых книжках, в непонятной форме и образами, малосвязанными с непосредственным выполнением боевых приёмов (например таким, как: «Айкидо есть Любовь»), есть пустая трата времени. И тогда, для освоения эффективности айкидо, действительно, лучше, не забивать голову ерундой, занимаясь изучением чужой культуры и без продуктивным поиском смысла духовных наставлений Основателя айкидо о Боге, Вселенной и Нравственности, и все свои силы направить на овладение различными техниками и создание новых приёмов, которые будут обеспечивать преимущество перед противником во всём том бесконечном многообразии обстоятельств, которые могут возникнуть в боевом столкновении?!

Однако, принимая во внимание высказывания О-сенсея о том, что созданное им айкидо является искусством духа (создано духом и направлено на воспитание духа), что цель занятий айкидо состоит в том, чтобы понять и осуществить свою божественную миссию, что физические жесты техник айкидо наполняет прикладной эффективностью именно состояние духа, устремлённого к нравственности Бога и тем гармонирующего всякое взаимодействие в созданной Им Вселенной, то и методика практики айкидо, ведущая к повторению способностей О-сенсея, должны быть такой, которая бы в первую очередь создавала условия, вызывающие рост духа, повышение строя психики и алгоритмики выполнения форм изучаемых техник. Без этого качества методика практики форм техник айкидо перестаёт быть и методикой практики Пути и методикой практики айкидо О-сенсея.

«Искусство Мира не имеет формы – оно есть изучение Духа».

«Ты находишься здесь с единственной целью – осознать свою внутреннюю божественность и проявить свою исконную просветленность».

«Цель тренировок – подтягивать ослабленное, укреплять тело и шлифовать дух».

«Твой дух есть твой истинный щит».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«В айкидо тренировка делается не для того, чтобы стать более сильным или победить партнёра. Нет. Тренировка помогает иметь дух, чтобы слиться с центром Вселенной и содействовать всеобщему Миру». («Takemusu Aiki», стр.192).

«Такое воинское искусство не могло быть создано только одним человеческим умом: тот, кто дал рождение айкидо достиг вершины духовной культуры японского народа; нужно же было, чтобы он стал божественным существом. Укрепляя свою душу, Основатель стал алтарём, где жили боги». (Хикитсучи Мичи, 10-й дан полученный напрямую от создателя айкидо).

Ж. Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Но в таком случае, именно второй способ практики айкидо (тот в котором повышение эффективности технической оснащённости достигается не за счёт увеличения количества техник, а благодаря настройке духа практикующего, в результате увеличения глубины его алгоритмики деятельности, рисунок 3) наиболее соответствует и главной задаче практики Пути, состоящей в обеспечении духовного роста их адептов, и тем методическим принципам практики Пути, описание которых мы находим, как в высказываниях основателя айкидо, так и в наставлениях других известных мастеров духовных практик.

*****

И вот теперь мы можем высказать свои окончательные заключения и о механизме того, как форма физических движений, неспособная прямо влиять на духовные структуры, может участвовать в осуществлении настойки духа. И о том, в чём состоит общая для всех без исключения искусств Пути специфика практики, создающая условия, в которых через форму техник стимулируется духовное развитие их адептов. А также и о том, как методически организовать практику айкидо, чтобы она, вела к достижению духовного состояния Основателя айкидо и повторению продемонстрированной им прикладной эффективности.

*****

Comments (0)

Оставьте мнение: