Ноя 28 2015

Механизм влияния формы практикуемых техник на состояние духа: Стремление к прикладной практической эффективности основателя искусства Пути

Category: ДневникЕвгений @ 13:54

(Картинка к записи)

Ранее мы уже не раз отмечали, что, несмотря на то, что внешняя сторона всех без исключения искусств Пути состоит в выполнении физической работы, в которой задача повышения прикладной эффективности решается за счёт оттачивания механических форм используемых в этих искусствах специальных технических приёмов. И всё же их главной, однако не всегда видимой целью, отличающей «занятия искусством» от «занятий искусством Пути», является духовное развитие своих адептов.

Мы говорили о том, что общая для всех них характеристика методики практики, объединяющая такие непохожие искусства, как икебана, каллиграфия, чайная церемония или владение мечом в единый Путь духовного совершенствования, исходит из их особой алгоритмики деятельности, в которой прикладная эффективность связана не только с формой техник, но, в своей основе, с состоянием духа выполняющего их человека, и заключается в том, что повышение прикладного мастерства в искусствах Пути достигается не изменением (улучшением; приведением в соответствие с изучаемым образцом) механической формы изучаемых техник, а изменением состояния духа, состоящим в настройке алгоритмики практической деятельности (можно сказать: в сонастройке своего духовного состояния в соответствие с эталонным образцом духа). Не работой над формой, а работой над духом!

Раскрывая суть главной методической задачи искусств Пути, заключающейся в том, чтобы погрузить адепта в условия, в которых он, решая видимую и понятную всем задачу повышения своей прикладной эффективности, будет вынужден искать для этого основания за пределами механической формы практикуемых техник – т.е. будет вынужден проявлять духовные усилия, направленные на изменение своего духовного состояния, без которых духовное совершенствование, являющееся той самой главной целью практик Пути, неосуществимо, – мы назвали и показали механизм действия главного методического приёма, способного решать эту методическую задачу.

«Условное ограничение количества изучаемых техник и фиксирование их формы в практике занятий искусствами Пути», является тем самым обстоятельством, предлагающим адепту практического искусства искать возможность повышения прикладной эффективности изучаемых техник вне рамок их формы, и может стать условием, подвигающим текущее человеческое «я» адепта Пути сначала задуматься, а затем и предпринять усилия для осознания существования новых уровней Объективной Духовности, мышление и действия с позиций которых, став проявлением алгоритмики более высокого уровня психики, вносящей определённые корректировки в механическую форму выполняемых техник, будут обладать новой, более высокой прикладной эффективностью.

Вместе с тем, следует отметить, что «ограничение и фиксирование форм изучаемых техник» важное, обязательное, но не единственное условие, составляющее и запускающее механизм настройки психики и духовного роста в практиках Пути. Оно становится реально работающим стимулом для поиска и выхода текущим человеческим «я» на новые уровни алгоритмики и возможностей практической деятельности лишь в сочетании с двумя другими обязательными условиями, вытекающими из формулы эффективности духовных техник («Эффективность техник = Дух техник х Форма техник»): со «стремлением к повышению прикладной практической эффективности», наглядным ориентиром-образцом которой должны послужить практические результаты, продемонстрированные основателями изучаемого искусства (если мы хотим достигнуть уровня основателя искусства), и с «использованием в практике техник, созданных основателем этого искусства».

*****

Стремление к достижению прикладной практической эффективности основателя искусства Пути

Известный способ преобразования позволяет формулу, демонстрирующую зависимость «эффективности техник Пути» от «состояния духа» и «количества освоенных форм техник» (Эффективность техник = Дух техник х Форма техник), записать в виде, раскрывающем уже зависимость «состояния духа» от «эффективности техник» и «количества (качества) техник».

Дтх = Эфтх / Фтх

И в таком виде она показывает, что величина «духа техник» (Дтх) находится в прямой зависимости от эффективности техник» (Эфтх), и в обратной от «количества и механической сложности техник» (Фтх).

Прикладной же смысл математических зависимостей, заключённых в эту формулу, состоит в том, что:

  • с повышением эффективности техник (при одном и том же их количестве и сложности, например, для удобства демонстрации и проверки расчётов, равном 1-й условной единице; рисунок 1) в определённой мере повышается и находящийся от неё в прямой зависимости их духовный уровень (т.е. духовный уровень человека, их выполняющего); понижение прикладной эффективности техник неизбежно повлечёт и понижение их духа.

Рисунок 1.

  • с увеличением же количества (и механической сложности) практикуемых техник (при одной и той же прикладной эффективности, например, равной 4-м условным единицам; рисунок 2), их духовный уровень, находящийся с формой техник в обратной зависимости, будет экспоненциально понижаться; уменьшение же количества и сложности практикуемых техник, для обеспечения прежнего уровня прикладной эффективности, наоборот, потребует повышение их духовного уровня.

Рисунок 2.

Общий вывод, на который мы хотели бы обратить внимание, заключается в том, что «отказ в практике искусства Пути от повышения прикладной боевой эффективности (или же оставление без контроля этого аспекта практики) останавливает развитие духа его адептов».

Казалось бы, что сейчас мы указываем на очевидные, само собой разумеющиеся вещи, не требующие столь глубокого «копания», однако не всё так просто.

*****

Учитывая сказанное в отношении сочетания «ограничений в форме и количестве практикуемых техник» со «стремлением к повышению их практической эффективности», мы хотели бы отметить, два аспекта, обсуждаемых по этому вопросу в современной методике практики айкидо. Первый из них состоит в стремлении к повышению боевой прикладной эффективности в изучении айкидо вообще.

Как оказывается, среди мнений о методике практики айкидо, можно встретить и такое, которое не предусматривает в её целях повышение прикладной эффективности изучаемых техник.

«Айкидо, в принципе, не подразумевает прикладного навыка и боевой подготовки. А требует усвоения и умения продемонстрировать в определенных условиях заданные техники».

www.budo-forums.ru, DANATAS (звание: аксакал, on 06 май 2015 – 00:44).

Однако мы придерживаемся того мнения, в соответствии с которым отказ от повышения прикладной эффективности останавливает вообще какое-либо развитие. В связи с тем, что прикладная эффективность техник состоит в прямой зависимости не только с духом техник, но и с их формой,

Дтх = Эфтх / Фтх

Фтх = Эфтх / Дтх

остановка в росте прикладной эффективности в изучении практического искусства, в целом, станет препятствием не только духовному, но и техническому совершенствованию. Хотя здесь возможны различные варианты течения событий.

Задача повышения прикладной эффективности техник практического искусства, как произведения двух множителей,

Эффективность техник = Дух техник х Форма техник

не может быть решена без увеличения одного или обоих множителей одновременно. Поэтому-то она и является интегративным стимулом и показателем развития, как духовного, так и технического.

Вместе с тем, как мы уже отмечали, существуют условия, при которых возможно увеличение одного из множителей без увеличения общей величины произведения, т.е. возможен рост одного из качеств, составляющих прикладную эффективность техник, даже в случае отказа от стремления к её увеличению. И всё же такое возможно только при условии уменьшения второго множителя. То есть, другими словами, развитие духа или формы техник, при фиксировании её прикладной эффективности возможно при условии деградации второго из компонентов, о котором, в условиях изучения «искусства гармонизации духа и тела», можно говорить как об извращённом виде развития.

К тому же, после того, как с максимальным уменьшением одного множителя второй станет равным величине произведения, возможность его дальнейшего увеличения будет полностью исчерпана и остановится, и увеличить его теперь можно будет только увеличением величины произведения. В преломлении к практике искусства Пути, это будет соответствовать тому, что с окончательным «поеданием» одного качества другим, первоначально имеющий место его рост, со временем, обязательно прекратится, и тогда необходимость его дальнейшего развития, являющаяся одним из основных положений Концепции практики бесконечного по своему определению Пути, неизбежно, вновь и вновь, будет ставить перед адептом практического искусства задачу повышения своей прикладной эффективности.

Что же касается отказа от повышения прикладной эффективности в условиях применения «принципа технических ограничений», то из рассматриваемой нами формулы (Эфтх = Дтх х Фтх) можно видеть, что, соответствующее этому отказу сохранение величины произведения при одновременном фиксировании одного из его двух множителей (количество и качество форм изучаемых техник), потребует фиксирования и второго множителя (состояние духа, выполняющего техники). Обращаясь к графику зависимости «эффективности техник» от «состояния духа» можно увидеть, что если уровень развития практической эффективности остановить, например, на значении 2 (рисунок 3), то и уровень духовного наполнения практикуемых техник остановится на одном уровне (2).

Рисунок 3.

И в таком случае, методический приём, о котором говорят мастера Пути, состоящий в ограничении количества и качества форм практикуемых техник («изучай Одно, чтобы победить многих»), не сможет сработать как стимул для поиска адептом новых уровней духовного состояния. Методика практики, основанная на тезисе «айкидо в принципе не подразумевает совершенствования прикладного навыка и боевой подготовки», не сможет решать главной задачи духовных практик, преследующей цели «настройки ума» и «воспитания духа». А занятия, построенные на такой методике, принципиально, не являются занятиями развития духа и практикой Пути и их нельзя считать практикой айкидо О-сенсея.

Чтобы занятия практическим искусством были практикой Пути, практикой духовного воспитания, условие постоянного роста, и в том числе постоянного повышения прикладной эффективности, в них обязательно. Зная об этой объективной, имеющей место в Жизни, закономерности, основатель айкидо оставил своим последователям соответствующие наставления:

«Никогда не считай себя всезнающим, совершенным мастером; ты должен продолжать тренироваться ежедневно вместе с друзьями и учениками, чтобы продвигаться в Искусстве Мира».

«Жизнь – это рост. Если мы перестаем расти, технически и духовно, можно считать нас мертвыми».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

*****

Второй аспект, определяющий возможность полноценного применения «принципа постоянного стремления к повышению прикладной эффективности практикуемых техник», ответственного за использование «принципа технических ограничений», а, в итоге, ответственного за решение главной задачи практик Пути, однако которому в современных методиках практики айкидо не уделяется должного внимания, состоит в следующем, по нашему мнению очень важном, уточнении.

Ориентиром в стремлении к повышению прикладного мастерства должна быть не какая-то абстрактная и безликая эффективность вообще, в виде победы любым способом, любой ценой, а практическая результативность основателя изучаемого искусства, в оценке которой учитывается не только то, что он получает в качестве прикладного результата, но и способ получения этого результата, исходя из принципа «цель оправдываЮт средства».

Дело в том, что осознанный отказ от технического прикладного роста в изучении айкидо в виде «айкидо в принципе не подразумевает прикладного навыка и боевой подготовки», в действительности, присутствует в единичных случаях и был нами рассмотрен как одна из крайностей, имеющая место в теории. Не секрет, что, даже в ориентированных на духовное развитие своих адептов практических искусствах, часто первоначальным мотивом к изучению является желание людей овладеть именно практическими навыками, повышающими прикладную эффективность в том или ином виде деятельности. И именно это желание, пусть даже в неосознанном виде, всегда присутствует в людях, изучающих практические искусства, и стимулирует их для продолжения своих занятий. И вторая часть высказывания сторонника отказа от повышения прикладного мастерства в практике айкидо, о том, что в айкидо всё-таки «требуется умение продемонстрировать», а «не рассказать», явно противоречащая первой («айкидо, в принципе, не подразумевает прикладного навыка и боевой подготовки»), указывает на это.

Будучи честными перед собой, оценивая свой опыт и опыт занимающихся и большого количества занимавшихся вместе с нами, мы хотели бы отметить, что люди продолжают свои занятия практическими искусствами до тех пор, пока эти занятия реализуют их практические интересы, состоящие в повышении прикладной эффективности. И, как ни странно, именно эти интересы могут произвести недобрые метаморфозы, как в отношении процесса их личного овладения искусством, так и в отношении всего изучаемого ими искусства в целом.

Известно, что использование какой-либо техники, как специально созданного инструмента, способно тут же на несколько порядков повысить эффективность решения практических задач, стоящих перед человеком в осуществляемом им виде деятельности. Разбивать крупные комья земли при вскапывании грядок можно непосредственно в процессе вскапывания, применяя для этого лопату, которой копаешь. Однако ту же самую операцию можно выполнить более качественно, взяв в руки не требующий особых навыков использования, специальный инструмент – грабли. Базовые формы техник айкидо, созданные на основании техник традиционных боевых искусств, решавших реальные боевые задачи, также позволяют новичкам в короткий срок научиться эффективно преодолевать сопротивление своих партнёров, действуя в облегченных условиях начального обучения.

Вместе с тем, успешное выполнение форм тех же самых техник, но более высокого уровня, не говоря уже о формах, которые можно видеть в исполнении О-сенсея, вызывает затруднения не только у новичков. И дело здесь совсем не в механической сложности выполняемых основателем айкидо движений. Его движения в плане физических жестов достаточно просты, и разучить их не так уж и сложно. Однако, как известно всем практикующим айкидо, точное повторение форм техник О-сенсея совсем не является гарантией воспроизведения продемонстрированной им в этих техниках прикладной эффективности.

Тем, кто знаком с одним из основных положений Концепции Пути, указывающим на то, что «эффективность техник практического искусства определяется не только их формой, но и духовным состоянием выполняющего их человека», понятно, почему такое происходит. И задачу повышения своего прикладного мастерства они, с определённого времени практики, решают, учитывая это обстоятельство. Т.е. помимо освоения механики, осознанно занимаются настройкой своего духовного состояния, используя для этого специальные средства и методы.

И если на первоначальном этапе овладения каким-либо практическим искусством (на этапе разучивания базовых форм технических приёмов, представляющих собой инструментарий, используемый в практике этого искусства) основным средством обучения, повышающим эффективность выполнения изучаемых техник, является выяснение и овладение особенностями механики движений, строящееся на точном повторении действий инструктора, то, после того как базовые формы техник освоены и инструмент для решения задач нового уровня практики подготовлен (т.е. ученик стал способен уверенно выполнять изучаемые техники на несопротивляющемся партнёре и должен приступить к новому этапу своей практики – к этапу настройки своего ума и развития духа, с которого собственно и начинается настоящая практика духовного Пути, а до этого была лишь подготовка к ней), в тренировочной работе должны появиться и новые текущие цели (новые уровни практической эффективности, представляющие собой выполнение изучаемых техник в усложняющихся учебных условиях), а вместе с ними, и новые методы практики.

Однако большинство занимающихся, столкнувшихся с тем, что прилежно выученные ими формы техник на новом уровне обучения вдруг перестают работать, т.е. в условиях усложнения атаки и повышения степени сопротивления партнёра техники перестают решать прикладные задачи искусства (по сути, вдруг перестаёт работать инструмент практики), продолжают искать новую эффективность техник с применением метода, используемого на предшествующем уровне практики. Исчерпав лимит эффективности, стоящий за «голой» (пустой) формой техник, многие и многие адепты духовных практик, по-прежнему, пытаются повышать своё мастерство за счёт настройки физической формы техник, действуя по алгоритму начального этапа обучения: «Если моя техника неэффективна, т.е. если партнёр не падает и продолжает сопротивление, значит, я что-то делаю не так!», – и это «не так!» и его исправление продолжают искать в механике движений.

К положительному результату в решении задачи, направленной на раскрытие заложенного в человеке духовного потенциала, такие поиски привести не способны.

«Бытует мнение, что способность швырять противника или умело управляться с кистью каким-то волшебным образом сама по себе приведёт к [духовному] озарению [и к новой практической эффективности]. Простое механическое действие никуда не приведёт».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

Однако в условиях, в которых «правильная техника перестаёт работать», часть людей, изучающих тот или иной вид практического искусства (те, кто не имеют полного представления, ни об истинных целях духовного Пути, ни о сути, используемой в нём методики духовных изменений, кому не хватает ни внимания, ни дисциплины, чтобы следовать указаниям своих сенсеев, и, к тому же, практическую эффективность техник связывают только с их физической формой) в своём стремлении к повышению прикладной эффективности, неизбежно приходят к единственному с их точки зрения выводу «о необходимости внесения дополнений в механику практикуемых ими техник», реализация которого влечёт за собой самый широкий спектр последствий, от изменения техник, созданных основателем искусства, до создания новых техник и включения в практику элементов или целых приёмов из других видов похожих искусств, в их базовой форме более эффективно разрешающих отдельные прикладные задачи и ситуации, ведущих к подмене изучаемого искусства. А если видеть, что практическое искусство, это живое искусство и живёт только тогда, пока его практикуют, то такая подмена является ничем иным, как убийством своего искусства.

«Немногие хотят следовать учению полностью. В этом смысле моя практика отличается от остальных. Если такая традиция сохранится, ваза О-сенсея исчезнет вместе со мной».

Интервью с Мишио Хикитсучи сэнсэем, Париж, 1984г.

К тому же, оглянувшись по сторонам, люди, изучающие айкидо, могут обнаружить не только огромное количество более изощрённых в механическом отношении техник в многочисленных видах традиционного будо, но и множество примеров того, как эти техники, или составляющие их действия, легко переносятся в практику их искусства. И однажды попробовав, поняв смысл и войдя во вкус такой перестройки формы техник, они поиск и синтетическое создание новых, всё более и более эффективных приёмов превращают в главное направление своей практики.

«Во многих местах с айкидо происходи именно это. О-сенсей [с его техниками и его направлением поиска] там уже никому не нужен. Я знаю, что многие люди этим [техниками О-сенсея и его методом использования этих техник в практике айкидо] просто не интересуются. Они просто делают какие-то техники и им все равно. При этом можно сказать, что он был слишком стар, говорил всякую ерунду и вообще был не в себе, и тогда, повесив фото О-сенсея, можно спокойно заниматься чем угодно, чем хотим, но совсем не тем, чему на самом деле учил О-сенсей».

Ж.Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004 г.

Мало того, сегодня для такого смещения целей практики искусства О-сенсея подготовлена теоретическая база, в основании которой можно увидеть, как рекомендации авторитетов в области современного айкидо, так и вырванные из контекста высказывания самого Морихея Уесибы.

«На мой взгляд, техника в контексте айки может быть любая, а не только «пять контролей семь бросков». И здесь уже можно говорить о мастерском исполнении этой самой техники и умении её использовать. «Сухари» всего лишь концепция, отражающая педагогические принципы обучения и многое здесь зависит от наставника. К примеру, Т. Сугавара, прямо так, часто и рекомендует: «Создавайте свои техники и формы!»».

www.budo-forums.ru, Orb (звание: старожил, on 08 май 2015 – 11:32).

«Вбирай почтенные традиции в наше новое искусство и одевай их в свежие одежды; на фундаменте классических стилей строй новые, лучшие формы».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

Будь-то по неграмотности своих учителей или по своей собственной невнимательности к наставникам, но именно верное и необходимое в овладении практическим искусством стремление к повышению прикладной эффективности становится причиной того, что на рубеже перехода на новый уровень практики, с которого, с началом работы над второй составляющей прикладной эффективности техник, только и начинается настоящая практика настоящего айкидо, люди, называющие себя адептами духовного Пути, попав в обстоятельства, когда «правильная разработанная основателем искусства форма техники перестаёт работать», вместо того, чтобы с помощью предоставленного им инструмента, настраивая алгоритмику своей психики, «повышать дух уже разученных форм техник», начинают эти формы изменять и подменять, часто в результате откровенных заимствований из инструментария других искусств, создавая множество новых вариаций одного и того же базового приёма и тем увеличивая количество практикуемых ими техник.

«Некоторые создали свои собственные техники, хотя они до сих пор не могут сделать то, чему учил О-сенсей. Он мог остановить человека одним пальцем. Немногие могут хотя бы приблизиться к этому».

Интервью с Мишио Хикитсучи сэнсэем, Париж, 1984г.

Раскрывая обратную зависимость, существующую между «духом техник и «их формой» (Дтх = Эфтх / Фтх, рисунок 2), мы уже показали, к чему ведёт использование в практиках Пути методик, построенных на изменении и усложнении техник и увеличении их количества: такие занятия не только не повышают уровень духовного состояния техник (а по сути, уровень духовного состояния человека, изучающего эти техники), но и вовсе его понижают, и поэтому их нельзя считать ни практикой айкидо, ни практикой Пути.

Сейчас же, мы хотим обратить внимание на то, что причиной широкого распространения в современной практике айкидо тенденции, проявляемой, с одной стороны, в изменении техник, созданных О-сенсеем, под видом стремления к повышению их боевой эффективности (а разве техники айкидо в исполнении О-сенсея не были эффективными?), и, с другой, в создании их новых форм, когда развитие духа выпадает из задач практики (создавать новые техники, играя с их механикой – техники ради техник – можно и в одном и том же состоянии духа, не заботясь о его изменении*), является именно отказ от стремления достижения в формах техник, разработанных О-сенсеем, его же особой прикладной эффективности.

(* «Просто играть, то с этой, то с той техникой [формой техники] – занятие бесполезное».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«Ямада-сенсей сказал, однажды, что во времена О-сенсея техник было меньше, мы добавили много от себя. И вот приходит такая игра – две техники, три техники, четыре, можно делать так, так и так! Но это просто ловкость рук и далеко нас не ведёт. Я так считаю».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2005г.).

Что общим, не всеми замечаемым итогом развития этой столь опасной для айкидо тенденции, когда люди, считающие себя последователями О-сенсея, стремятся к эффективности вообще, и, следуя наименьшему сопротивлению, перестают стремиться к повторению эффективности основателя своего искусства, становится то, что, устанавливая сами себе непредусмотренный на Пути духовного совершенствования потолок*, и тем, переводя вертикальное направление своей практики в горизонтальное, они, во-первых, прекращают освоение изучаемого искусства, задолго до достижения уровня его реальной прикладной эффективности (по сути, так и не узнав действительных возможностей своего искусства, начинают изучать что-то новое, несвязанное, ни с прикладной, ни с духовной сторонами практики оригинального айкидо), и потому, во-вторых, останавливают и своё духовное развитие, задолго до полного раскрытия генетического потенциала, предусмотренного для человека Богом (задолго до обретения Человечности, уходят с Пути его обретения).

(* «Искусство Мира никогда никого и ни в чем не ограничивает».

«Отбрось ограничивающие мысли».

«Никогда не считай себя всезнающим, совершенным мастером».

«[даже] Просветлённые [достигшие Человечного строя психики] никогда не перестают работать над собой».

«Посредством упорной практики Искусства Мира становись единым с [бесконечным] Божественным».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.).

Именно поэтому практическая эффективность основателя искусства – это физический ориентир духовных устремлений его последователей, а технические ограничения в сочетании с ним – это способ, осуществления движения в направлении этого ориентира. Способ, придающий практике физических движений вертикальный духовный вектор. Методический приём, не позволяющий свалиться в своих занятиях на горизонтальное направление технического совершенствования до того, как этот и духовный, и физический ориентир бывает достигнут.

По-видимому, замечая тенденции к потере правильного направления практики своего искусства ещё при своей жизни и желая их пресечь, О-сенсей в своих наставлениях неоднократно подчёркивал, что путь айкидо, это не путь синтеза бесконечного количества технических приёмов, а путь развития духа.

«Что касается меня [О-сенсея], я изучил к настоящему моменту без малого около 30 школ будо. Но айкидо не синтез этих школ. Айкидо полностью создано духом». («Aikido Shinzui», стр.31).

«Айкидо есть для того, чтобы понять самого себя, чтобы изучить Всемирные Явления, чтобы не забыть единое происхождение Ичигуен, чтобы раствориться в Провидении, чтобы узнать Закон и создать техники тонкие и светлые». («Aikido Shinzui», стр.16).

Ж. Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Путь развития особой эффективности – эффективности духа!

«Побеждай своих противников духовно!».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.).


Comments (0)

Оставьте мнение: