Ноя 28 2015

Особая эффективность Основателя айкидо

Category: ДневникЕвгений @ 15:11

(Картинка к записи)

Почему же часто получается так, что люди, заинтересовавшиеся айкидо и всерьёз захотевшие овладеть прикладной боевой эффективностью продемонстрированной его основателем, на деле, несмотря на многочисленные предостережения самого О-сенсея, даже не подозревая того, почти с начала своей практики, вдруг, отказываются от своего первоначального желания и перестают эту эффективность искать? И вместо этого, высокомерно объявив Морихея Уесибу всего лишь «человеком, давшим толчок к развитию ещё одного вида в длинной череде традиционных боевых искусств», занимаются тем, что ищут способы повышения прикладной эффективности техник, разработанных основателем айкидо.

«С точки зрения современного человека, Морихей Уесиба, скорее, не средоточие айкидо, а в большей мере человек, который дал толчок его развитию. Именно так преподают айкидо во всём мире, и оно продолжает всё больше и больше набирать популярность».

«Благодаря своей всемирной популярности айкидо было подвержено другим культурным влияниям, развивалось и продолжает развиваться дальше в различных направлениях в соответствии с задачами его инструкторов».

Б. Рёдель. Айкидо: Основы. Принципы. Техники. Эксмо, Наше слово, Москва, 2012г.

Для того чтобы ответить на этот вопрос и напрасно не обвинять айкидо О-сенсея в недостаточной для реалий Жизни прикладной эффективности, нужно понимать, что стоит за словами «особая» и «духовная» эффективность техник О-сенсея и для этого знать, что:

- в своём объёме структура прикладной эффективности техник практической деятельности состоит из двух частей: духа и механической формы, – и поэтому её повышение может осуществляться двумя принципиально различными способами: за счёт развития духовного состояния и за счёт механического усложнения техник и увеличения их количества;

- что особенность структуры прикладной эффективности техник О-сенсея, как и техник всех других практик Пути, заключается в том, что основная её часть находится за пределами механической формы техник и в этой связи основным способом повышения прикладной эффективности в практике оригинального айкидо является взращивание её духовной составляющей.

Можно сказать, что, люди, изучающие айкидо, перестают стремиться к эффективности О-сенсея и так и не овладевают настоящей силой его искусства, потому что, по разным причинам, не зная структуры эффективности техник оригинального айкидо, направляют свои усилия на развитие её видимой части – эффективности механики, и не заботятся о воспитании невидимой эффективности духа.

Для составления представления об особой духовной наполненности техник айкидо, позволяющего увидеть невидимую духовную составляющую эффективности техник О-сенсея и то, как она связана с эффективностью их механической формы, мы прокомментируем расположенные ниже снимки выполнения техники первого контроля «иккё» (фото 1).

Фото 1.

Сравнивая основные механические характеристики выполнения технических приёмов на этих фотографиях (поза тори, поза уке и общее взаимное расположение партнёров), в позе уке О-сенсея отметим прямой угол между его корпусом и захваченной рукой, по всей своей длине прижатой к татами, а во взаимном расположении партнёров – направление «танден» О-сенсея вдоль тела его уке, в то время как на двух других снимках, тори расположены под углом к своим уке, и к тому же в обоих случаях захваченная рука уке находится по отношению к телу под углом большим, чем 90 градусов, причём на фото справа её предплечье находится на бедре уке. На лицо расхождения в форме выполнения одной и той же техники, не заметить их нельзя, и, для объяснения причин, заставляющих современных айкидок, столь явно отклонятся от формы, демонстрируемой основателем изучаемого ими искусства, надо понять вынужденный характер этих отклонений.

Дело в том, что уке выйти из-под контроля тори (а затем подняться и продолжить атаку) из положения, подобном тому, в котором находится уке О-сенсея, но создаваемому новичком, не так уж и сложно, тем более, если он (тори-новичёк) по своим физическим параметрам уступает своему партнёру. Поэтому, не умея в таком положении удерживать партнёра (т.е. проявляя в той же самой форме техники прикладную эффективность (В) меньшую, чем О-сенсей (А), рисунок 1), тори на снимках справа и слева вынуждено изменяют форму техники, добиваясь этим повышения механической эффективности своего воздействия на уке (С), по величине равной эффективности О-сенсея (А = С) не позволяющего тому подняться.

Рисунок 1.

Минимизация физического воздействия О-сенсея на своего партнёра (вплоть до отсутствия физического контакта) достигается компенсацией его особого духовного состояния. Вот она та самая духовная составляющая эффективности техник оригинального айкидо, не позволяющая уке сопротивляться! Та особая прикладная эффективность О-сенсея, та сила его духа, недостаток которой тори, переделывающие форму техник О-сенсея под девизом повышения боевой эффективности и развития его искусства, компенсируют увеличением механической эффективности (один – заламывая руку уке в плече, а другой – угрожая переломом в локтевом суставе) и, отказываясь от поиска которой, они уходят с Пути изучения настоящего, развивающего дух, айкидо.

«В самом деле, всегда можно обездвижить партнёра, если сделать ему больно. Однако целью техник айкидо является не защита, а попытка помешать партнёру реализовать его намерение атаковать, совершенно изменяя его состояние агрессивного духа, как призывает нас к этому О-сенсей».

Ж. Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

«Изменить же агрессивное состояние духа человека, имеющего намерение атаковать» можно только таким же духовным по своей природе воздействием, но при этом другого качества и более высоким по уровню.

«В принципе, техники нужны для того, чтобы изучая и практикуя их изменить наше состояние, которое изменит состояние нашего партнёра. Нужно чтобы вы это хорошо понимали».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, 2004г., мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, 2006г.

«Ирими – на физическом уровне означает вход в сторону противника с целью обезвредить его; на духовном уровне – обезвреживание агрессивной духовной силы противника силой своего духа кокийу».

М. Уесиба. Будо.Учение Основателя айкидо. Феникс, Ростов-на-дону, 1999г.

Просматривая видео, призванное раскрыть особенность айкидо и составить представление у зрителей об этом боевом искусстве, часто возникает вопрос: «А где же здесь айкидо?!». И возникает он потому что, то, что в них показывают, ничем не отличается от демонстраций других традиционных видов боевых искусств. В них, безусловно, есть быстрота и мощь, но нет демонстрации той особенной духовной составляющей прикладной эффективности, о которой мы сейчас говорим и которая создаёт истинное отличие настоящего айкидо. Сегодня фокусников-иллюзионистов становится привычным называть магами, несмотря на то, что в основе их удивительной «магии» продолжает оставаться техническая ловкость рук, обманывающая зрение не ведающей публики, к настоящей магии никакого отношения не имеющая. Вот также и во многих демонстрациях айкидо есть ловкие техники, но нет магии айкидо.

Методическое направление, в котором на снимках действуют оба «последователя» О-сенсея, это то направление, которое, повышая общий уровень прикладной эффективности и, казалось бы, количественно уравнивая её с эффективностью создаваемой О-сенсеем, в действительности, создаёт качественно иную структуру эффективности техник. Это эффективность механическая, в то время, как настоящая «магия» айкидо, настоящая его эффективность, создаётся не ловкостью рук, а духом. Основной объём общей двухкомпонентной прикладной эффективности техник оригинального айкидо, создавая его неповторимую магию, образует дух. И приведённая здесь фотография, запечатлевшая выполнение О-сенсеем «иккё», это замечательная и ёмкая демонстрация метода практики боевого искусства, призванного развивать такую, превосходящую хитрую механику, эффективность.

Попадая в ситуацию, когда предлагаемая к изучению О-сенсеем форма техники «иккё» не обеспечивает эффективного прикладного воздействия на партнёра (а именно с этим сталкиваются ученики, приступающие к изучению оригинального айкидо О-сенсея), для её быстрого и лёгкого исправления, конечно, можно прибегнуть к её изменению: наступить на локоть коленом, сдвинуть руку вперёд, причиняя болевое воздействие или, даже, угрожать переломом. Однако, ни во время появления айкидо, ни во время расцвета его популярности, О-сенсей так не делал, ни в рассматриваемом нами контроле «иккё» (фото 2), ни в других техниках (фото 3).

Фото 2.

Фото 3.

Для того чтобы практика айкидо была практикой развития духа, развития духовной составляющей в общей прикладной эффективности айкидо, после того как форма техник, в целом, разучена, она должна быть условно зафиксирована, а работа по повышению её прикладного аспекта перенесена на изменение (настройку) духовного состояния человека, выполняющего технику.

Однако только лишь фиксирование формы техник в изучении айкидо ещё не делает его средством духовного развития. Без применения дополнительных методических условий практики, технические ограничения, вместо того чтобы быть средством духовных изменений, как можно видеть, наоборот, становится поводом для перевода направления практики Пути в её противоположность, где повышение общей прикладной эффективности, несмотря на предостережения О-сенсея (о том, что техники являются стражами охраняющими Путь от изменений), достигается за счёт манипуляций с формой техник, повышающих лишь её механическую часть.

Для того, чтобы технические ограничения сработали на решение главной задачи практики айкидо и, через воспитание духа, вели к повышению прикладной эффективности, зафиксировать нужно не только форму техники (механическая сложность и количество), но и её общий практический результат, состоящий в том, что наш партнёр не поднимется и не сопротивляется совсем не потому, что ему больно и страшно.

«Побеждай своих противников духовно! … тогда никто не пострадает».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.).

«Плачевно впасть в ложное будо, не зная настоящего БУ японца». «В оригинальном будо нет борьбы, как в спорте. Если делать бой, это приведёт к смерти. Но желание боя это огромная ошибка потому, что разрушение или убийство, или ранение, есть большое преступление против Жизни». («газета шк. Айкикай». 10 ноября 1960г.).

Ж. Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

«В айкидо мы должны соблюдать такой тонкий момент: с одной стороны, мы должны соблюдать правило: «не открываться и вести своего партнёра», с другой, партнёр не должен почувствовать, что мы делаем технику против него. Иначе в ответ на наши действия он будет реагировать очень сильно».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Москва, июнь 2005г.

Принципиальный момент, упускаемый людьми, пожелавшими практиковать айкидо и не понимающими его общности и специфики в отношении к традиционным боевым искусствам: Оставив традиционной логику действий, обеспечивающую безопасность тому, кто выполняет технику (принцип «Не быть открытым!»), и возможность воздействовать на того, кто атакует (принцип «Ведения партнёра!»), О-сенсей в своём новом искусстве изменил логику алгоритмики (матрицу, последовательность) наращивания прикладной эффективности.

«Логика традиционных боевых искусств, это совершенно другая логика. Мне нравится эта логика, но это не айкидо».

Ж.Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

«Вот это [показал ту же форму технику с позиции логики традиционных боевых искусств – с ударами] сделать просто. Потому, что это соответствует нашей привычной логике. Но когда мы должны не быть открытыми и одновременно вести партёра, не имея ничего против него, это понять труднее».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Москва, июнь 2005г.

«Всю логику движений относительно себя и относительно него мы сохранили из старых техник. Жесты абсолютно не изменились. В выполнении механической части техник мы используем «старую» логику действий, которая пришла из боевой ситуации. Это очень простая логика: если партнёр во время вашего выполнения техники, не особо двигаясь, может вас «достать», значит, ваша техника не имеет смысла».

«Все движения в айкидо пришли из боевой логики, но не надо путать, техники, которые мы делаем сейчас – не для того, чтобы разрушить человека, а для того, чтобы привлекать и вести. Это надо очень хорошо осознать».

«Если вы хотите учиться разрушать людей, надо изучать другие техники; они не являются ложными, они для другого предназначены».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

«Искусство Мира не дается легко. Иногда Голос Мира звучит как гром, выводя людей из их оцепенения. [И надо иметь в виду, что выходящие из оцепенения люди, это те, кто изучает техники, а не те, в отношении кого они выполняются].

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.).

В чём же суть алгоритмики нового искусства О-сенсея, которая отличается от того, что существует в традиционных боевых искусствах, и которую необходимо учитывать, преследуя цели овладения прикладной эффективностью этого искусства?!

*****

Comments (0)

Оставьте мнение: