Мар 02 2016

Бесконтактный бросок на расстоянии

Category: БиблиотекаЕвгений @ 19:08

Бесконтактный бросок на расстоянии

Интервью с сенсеем Жераром Блэзом

Я (Андрей Старков; https://www.facebook.com/andrey.starkov.182) не автор интервью и не переводчик. В августе 2015 года, на семинаре в г. Виши (Франция), Urs Keller, зная что фотоаппарат всегда со мной, попросил меня сделать фотографии для иллюстрации его будущей статьи в «Aikido Journal». Статья выйдет в немецком издании Aikido Journal этим летом. Оригинал статьи (на французском и немецком) Urs разместил пока на своем сайте: http://www.aikidolehrer.ch/?p=1617. Фотографии мои. Перевод выполнил Алексей Дмитриев (https://www.facebook.com/alexkdmitr…), далее слово Urs Keller:

******

«L’Aikido Journal» дал мне конкретную задачу расспросить Жерара Блэза о «бесконтактном броске на расстоянии» во время нынешнего летнего семинара в г.Виши.

Мне была представлена возможность взять интервью в качестве того, кто был брошен Жераром таким образом. В следующем тексте я предоставляю речь Жерару, но также хочу поделиться с вами и моим собственным опытом.

Я хотел бы узнать, как работает, по мнению Жерара, бесконтактный бросок на расстоянии. Жерар говорит, что, прежде всего, невозможно прогрессировать в Айкидо благодаря «бесконтактным броскам». Наоборот, способность к «бесконтактной работе» приобретается благодаря тренировкам в выполнении техник Айкидо.

Но это уникальное состояние, благодаря которому можно бросать кого-то на расстоянии, полезно в овладении техниками Айкидо.

В отношении приобретения способности «броска на расстоянии», у каждого существует  свой собственный метод. Жерар уточняет, что он может объяснить только то, как он понимает и практикует «бесконтактную работу». Он говорит, что если он, по своему желанию, захочет бросить кого-то на расстоянии, то у него это не получится. Первоначально следует освободиться от идеи успешности выполнения броска, от самого желания бросить партнёра. Это условие – самое сложное в «бесконтактной работе», потому что является вопросом (правильного) состояния сознания. Во-вторых, тело должно стать мягким и не напряженным для того, чтобы и все его движения стали такими же. Когда нет желания воздействовать на партнера, когда тело полностью освобождено от напряжения, а грудь «открыта» и расслаблена, тогда, мы в состоянии, в котором могут происходить какие-то вещи, которые уронят партнера. Собственно, эти же условия присутствуют и в техниках других мастеров Айкидо. Жерар упоминает мнения экспертов в бесконтактной работе на расстоянии: основателя Shintaido Hiroyuki Aoki и сенсеев Kozo Nishino и Nobuyuki Watanabe.

Следует отметить, что бросать кого-либо не касаясь, на расстоянии, можно используя жёсткий способ воздействия на партнёра, в результате которого тот испытывает дискомфорт и даже физическую боль. Однако, Жерар в «бесконтактной работе» не использует жёсткость. Он в своей практике айкидо выбрал метод, который описал нам выше (не иметь ничего против партнёра на ментальном уровне и быть расслабленным на физическом), так как Айкидо, это, с одной стороны, способ ведения партнёра, а с другой, – тот способ, который противоречит намерению вести партнёра жёстко.

Я веду эту беседу с Жераром в очень приятном расположении духа. Около полудня. Мы находимся на берегу реки, в тени цветущей ивы. Его ответы мне нравятся. То, что люди будут критичны в отношении реальности «бесконтактного броска на расстоянии», даже сомневаясь в этом априори, – это хорошо. Но отрицать существование такого явления, как «бесконтактная работа», является ошибкой. Для Жерара, этот разговор поднял много вопросов. От тех, которые связаны с демонстрацией феноменов, не имеющих рациональных объяснений, до необходимости ещё раз спросить самого себя о том, что происходит при «бесконтактной работе». Однако, по мнению Жерара, этим вопросам не следует придавать слишком большое значение.

Я прошу Жерара объяснить мне, что может принести практикующему Айкидо «копание» в этих вопросах.

– Это может приблизить его к Основателю Айкидо. В настоящее время, люди не интересуются Основателем изучаемого ими искусства. Феномены и опыт, пришедшие с бесконтактной работой на расстоянии, рождают вопросы, ключом к которым является сам О-сенсей. Самое важное в изучении айкидо – интересоваться О-сенсеем, так как это он создал Айкидо, а не мы! Айкидока должен глубоко интересоваться Основателем и источником Айкидо, – отвечает Жерар. Благодаря Хикисучи-сенсею, который всегда ссылался на О-сенсея, у Жерара, в свою очередь, возник интерес к Основателю. – Это мне очень помогло в выяснении того, чем являлось айкидо для его основателя, и в определении того, что есть мое Айкидо (Айкидо для меня), – говорит он.

Жерара удивляло, как О-сенсей своими движениями производит волну. Он хотел понять и применить то, что говорил О-сенсей. При взгляде на Айкидо О-сенсея все время возникают новые вопросы.

Жерар изучает видео и тексты О-сенсея. Благодаря обучению у Хикисучи-сенсея, Жерар был посвящен в Кототама. Он научился тому, как вибрации Кототама согласовываются с порождаемыми ими техниками Айкидо. Для Жерара, это совокупность осуществления разного рода поисков: тренировка на татами; изучение видео О-сенсея; осмысливание объяснений, которые он получил от Хикисучи-сенсея; он регулярно практикует Цигун, Сэйтай и изучает старое Будо – Ко-Будо. Но главное, по его мнению – интересоваться О-сенсеем.

Очень часто я слышал, как Жерар говорил, что сами техники Айкидо – не конечная точка пути, а дорога, по которой можно придти к состоянию, в котором пребывал О-сенсей. Я задаю Жерару вопрос по этому поводу.

– Да, техники Основателя не есть конечная цель. Они существуют для того, чтобы найти состояние, в котором находился Основатель. О-сенсей объяснял, как он обучался. Он оформил свое Айкидо и рассказал о своих опытах, породивших это состояние, благодаря которому он и смог создать Айкидо. Для нас удача иметь в нашем распоряжении очень точные источники, такие, как фильмы с участием О-сенсея и тексты, вышедшие из-под его пера, – отвечает Жерар

Я возвращаюсь к сюжету о бесконтактном броске на расстоянии и спрашиваю Жерара:  Какую энергию ты используешь?

– Никакую. Полное ментальное и физическое расслабление и «пустота в груди». В этом состоит ключ к осуществлению этого феномена.

Демонстрацию феномена «бесконтактного взаимодействия» можно увидеть на фото 1, где я ассистирую Жерару в качестве уке вместе с Alexis Coqueran.

Фото 1.

Получить эту энергетическую волну было удивительно и приятно. Но мне не просто было понять, что произошло. В этот момент у меня было впечатление, будто меня несёт поток.

Жерар объяснил, что воздействовать на кого-то на расстоянии возможно также с помощью энергии, идущей из живота. Это представлено на фото 2, где я один с Жераром. Этот способ бесконтактного воздействия я нашёл менее мягким. Это было, как если бы сильный ветер сбил меня с ног.

Фото 2.

Продолжая, Жерар ещё раз уточнил, что не нужно придавать излишней важности бесконтактным броскам на расстоянии. Он объяснил, что мы не должны практиковать эту работу слишком часто. Так как есть риск того, что уке приобретет род рефлекса, благодаря которому он в дальнейшем будет падать автоматически. Что же касается тори, то у него может появиться не обоснованное чувство успешности в выполнении техник и закрепиться желание наслаждаться им, но в таком случае, он может пропустить момент в своей практике, после которого его техника перестанет работать.

Когда у Жерара первый раз получилось осуществить бесконтактный бросок на расстоянии, он был удивлен. Сам по себе бесконтактный бросок, это интересный опыт, но который не должен быть целью практики. Мягкость в груди – более важная вещь в изучении айкидо и это чувство дает бОльшую свободу во время исполнения его техник. Попутно этому, мы можем экспериментировать в том, как техникой вести партнера. Жерар напрямую цитирует О-сенсея: «Когда мы начинаем технику первыми – мы ведем партнера и притягиваем его. В этом – главный секрет Айкидо».

Я спрашиваю Жерара: «Как ты научился управлять партнером без физического контакта?».

– От Хикисучи-сенсея. Он практиковал со мной и благодаря этому моему телу передался этот опыт. Это не техника. Сначала, я ничего не понял, но, с тренировками, это стало более понятным, так же, как и моменты, когда я начал использовать вибрации Кототама.

Двадцать лет назад, Жеарар был представлен, вместе со своим учителем, Хикисучи-сенсеем, в телепередаче «Песни незримого» («Les chantes de l’invisible»), которую можно найти на Ютюбе. Помимо этого, в передаче была представлена работа Аоки-сенсея. В настоящее время, Жерар уже сам демонстрирует «бесконтактный бросок на расстоянии». Он также продемонстрировал это, с Alexis Coqueran и мною, специально для L’Aikido Journal.

– Состояние, благодаря которому ваш партнёр становится ведомым и становится возможным «бросок на расстоянии» очень важно. Это именно то состояние Духа, в котором должны выполняться все движения в Айкидо, – говорит Жерар, – Поэтому личный опыт переживания этого духовного состояния в практике айкидо очень важен. О-сенсей говорил: «Истинное Будо – это тренировка силы притягивания (inryoku)».

Понять «что значит быть притянутым», когда не имеешь такого опыта «вживую», чрезвычайно трудно. Благодаря Хикиксучи-сенсею, Жерар смог лично пережить это чувство и, опираясь в своей практике на объяснения и наставления своего учителя, теперь уже он предоставил возможность испытать эти необычные ощущения, как Алексису, так и мне.

Я поблагодарил Жерара за полученный опыт и за то, что я смог засвидетельствовать его для L’Aikido Journal.

Хорошо бы, чтобы все, практикующие Айкидо, смогли создать связь с его основателем, О-сенсеем.

Urs Keller

******

По словам Урса к его публикации следует добавить ссылку на моё видео в youtube: https://www.youtube.com/watch?v=Tpl…

Интервью опубликовано с согласия Urs Keller Огромное спасибо Алексею Дмитриеву за перевод. Текст на такие темы переводить чрезвычайно сложно, дословно не получится, нужно быть самому в теме и иметь подобный опыт.

Фотографии к интервью выбраны сэнсеем Gerard Blaize (в октябре 2015 я имел возможность подарить ему самые удачные фотографии и, судя по всему, они ему понравились).

******

Comments (0)

Оставьте мнение: