Авг 10 2016

Две группы методик практики айкидо или два способа преодоления «защиты от дурака» в овладении прикладной эффективностью

Category: ДневникЕвгений @ 12:07

(Картинка к записи)

Зависимость технического совершенствования от совершенствования духовного позволяет говорить о том, что методики изучения практических искусств своими целями и способами направлены на преодоление «защиты от дурака», достигаемого за счёт осознанного выхода на новые уровни нравственности в Иерархии Объективной Духовности, в результате которого неправедное использование возрастающего уровня силы исключается. Именно в этом состоит и суть метода овладения потенциальной прикладной силой техник будо, созданного Морихеем Уесибой.

С этой точки зрения, все направления в выявлении метода, открывающего продемонстрированную О-сенсеем прикладную эффективность техник айкидо (по сути, все методики практики айкидо), можно разделить на две группы, на основании существования двух принципиально различных способов того, как «перестать быть дураком».

******

Одни из них строятся на соответствии целеустремлениям и методическим способам, описанным основателем искусства. Надо отметить, что, имея какие-то индивидуальные особенности в подходе к решению учебных задач, однако благодаря общему началу эти методики очень близки друг другу и не имеют между собой принципиальных разногласий.

Главной и отличительной их характеристикой является то, что преодоление в них «защиты от ошибки» и повышение эффективности действий осуществляется через осознанное повышение нравственности. Когда человек, предпринимая собственные, самостоятельные, физические, интеллектуальные и нравственные усилия,

«Да, Царство Божье «благовествуется, и всякий усилием входит в него».

(Лк. 16:16).

начинает чувствовать новые уровни нравственности в Иерархии Объектвной Духовности, и, поднимаясь на них и меняя своё мировоззренческое представление, начинает действовать на основании новой алгоритимики практической деятельности, превращая тем обычную, подобранную на дороге палку в волшебную, или же наделяя прежнюю форму боевой техники повышенной прикладной эффективностью за счёт наделения их (и одной и той же палки, и формы техники) новыми, до этого не имевшимися, функциями.

Это способ, состоящий в том, чтобы, продвигаясь по типам духа (на что указывает в своих воспоминаниях К. Танахаси), и важности чего люди, практикующие бу-ДО, обычно не придают должного значения) перестать быть дураком, становясь Человеком.

В этом случае путь к новым функциональным возможностям и повышенной эффективности открывается перед человеком вследствие того, что он становится способен не использовать открывшиеся перед ним возможности в неправедных целях. Его строй психики, продвигаясь по Иерархии типов духа, становится качественно другим, и такому человеку неправедное просто в голову никогда не придёт. Но если и придёт, то он сможет этому противостоять. А если не сможет, то это будет следствием его нравственной деградации, после которой все «волшебные» функциональные качества им тут же будут потеряны и он утратит былую эффективность своих физических действий.

Следует заметить и то, что такому методическому направлению преподавания практического искусства привержены учителя, понимающие значение идеи «зависимости эффективности от нравственности», те, кто сами прошли путь духовного становления и находятся на достаточно высоком нравственном уровне, кто озабочены осознанным духовным ростом своих учеников и подчиняют свою методику преподавания закономерностям духовного развития человека. В их руках айкидо, это инструмент и путь становления человека Человеком – Наместником Бога на Земле.

Причиной возникновения и главным объединяющим признаком второй группы методик практики айкидо, является то, что все они сформированы мировоззрением, исключающим зависимость эффективности от нравственности. Не понимая (или не принимая) естественной, заложенной Богом, алгоритмики выхода человека на новые уровни практической эффективности, все они, по своей сути, являются отклонениями от метода обретения боевой эффективности, найденного и описанного Основателем искусства и заключающимся в нравственном способе преодоления «защиты от дурака».

Не учитывая главной проблемы, стоящей на пути обретения способностей О-сенсея (дураков, способных принести недопустимый вред окружающим и себе, к большой силе Свыше не допускают), вся эта группа представляет собой методические метания в попытках преодолеть «защиту от дурака» и приобщиться к силе, имеющей источник в нравственном развитии, какими-то своими особыми, но являющимися по своей сути безнравственными способами. Метания, влекущие за собой изменение принципов учения и инструментария, сформированных Основателем искусства, проявляемые в создании множества школ преподавания айкидо, несмотря на своё широкое разнообразие, характеризуются тем, что все они, вместо того чтобы вести к способностям О-сенсея, уводят от них.

Авторы новых методик, мировоззрение которых, исключает зависимость эффективности от нравственности, не осознавая существование проблемы преодоления защиты от дурака в решении задачи повышения прикладной эффективности, способной быть гармонично разрешённой (т.е. в соответствии со всей Иерархией Законов Мироздания) только за счёт нравственного развития, и потому будучи неспособными увидеть исходную точку практики айкидо О-сенсея («айкидо – искусство духа», т.е. искусство нравственного совершенствования, настоящая практика которого начинается с началом процесса духовного развития), несмотря на то, что в обоснованиях своих нововведений часто прибегают к словам Основателя, на деле действуют совсем другими, придуманными ими самими методами. Парадокс, но это так: люди, очарованные силой О-сенсея, говорящие о том, что следуют его пути, ищут эту силу совсем не его способом.

«С точки зрения современного человека, Морихей Уесиба, скорее, не средоточие айкидо, а в большей мере человек, который дал толчок его развитию. Именно так преподают айкидо во всём мире, и оно продолжает всё больше и больше набирать популярность».

«Благодаря своей всемирной популярности айкидо было подвержено другим культурным влияниям, развивалось и продолжает развиваться дальше в различных направлениях в соответствии с задачами его инструкторов».

Б. Рёдель. Айкидо: Основы. Принципы. Техники. Эксмо, Наше слово, Москва, 2012г.

«То, что показывает О-сенсей, я не понимаю и мне это не интересно в данный момент. Я не занимаюсь тем айкидо, которое показывает О-сенсей. Я не понимаю это и не вижу смысла это повторять. Мы делаем то, что нам показывают его последователи… Я делаю то айкидо, которое мне интересно, … которое интересно моим ученикам».

Айкидо. Гакумон додзё, (видеофильм; https://www.youtube.com/watch?v=bQr_W9g9oFU).

Действуя по-своему, т.е. так и не воспользовавшись методом практики Основателя искусства и не получив по этой причине обещанной прикладной эффективности, они свои неудовлетворительные результаты переносят на оценку метода практики О-сенсея. А затем, совершенно необоснованно отождествляя свои методические изыскания с айкидо, под таким же необоснованным предлогом «улучшения изучаемого искусства» (а на самом деле, в попытках повышения своей личной низкой эффективности) продолжают искать «способы усиления айкидо» за пределами указаний его Основателя («создавайте лучшие [в духовном отношении] техники», что возможно только в результате нравственного овершенствования).

Не умея увидеть повышение боевой эффективности в нравственном состоянии и продолжая его выискивать в особой форме техник, авторы новых методик направляют свои «поиски повышения эффективности айкидо» в направлении заимствования из других видов традиционного будо, как принципов, нередко в своей основе противоречащих принципам оригинального айкидо, так и техник, которые те способны предоставить в неисчисляемых количествах. По этой причине методики тренировки новых стилей айкидо, несмотря на своё широкое разнообразие и споры между собой, оказываются во многом ближе к методам практики традиционного будо и спортивных единоборств, чем к методу О-сенсея.

«Некоторые создали свои собственные техники, хотя они до сих пор не могут сделать то, чему учил О-сенсей. Он мог остановить человека одним пальцем. Немногие могут хотя бы приблизиться к этому. Немногие хотят следовать учению полностью».

Интервью с Мишио Хикитсучи сэнсэем, Париж, 1984г.

Общим итогом отклонения от нравственного способа практики О-сенсея становится то, что процесс практики замыкается на имеющий место в Жизни горизонтальный круг развития , состоящий в механическом усовершенствованием и создании новых форм техник. Однако, в силу неизменного духовного уровня, зацикленный на создание техник, обладающих одной и той же, не выходящей за уже имеющиеся рамки, практической эффективностью, и поэтому в действительности (с точки зрения вертикального – истинного духовного развития), всего лишь погружающий придерживающихся их адептов в иллюзию технического совершенствования.

******

(Картинка 2)

Принимая во внимание, что при обобщённом рассмотрении формирование тех или иных методик практики айкидо относится к технологическим проблемам создания инструментов, используемых людьми для повышения их воздействия на Окружающий Мир, и поэтому только лишь ненамного отвлекаясь от основной темы, обратим внимание на некоторый аспект. Анализируя возможные, опять же наиболее обобщённые направления развития технологий, можно увидеть, что все их, также как и методики практики айкидо, можно разделить на две группы.

Одна группа технологий «естественного развития практических способностей человека», действующих в направлении реализации заложенного в человека Богом генетического потенциала и построения биогенной цивилизации, знание о которых можно обнаружить в уходящей истории, а представление получить, например, из русских сказок или практик японских искусств, характеризуется тем, что создание, или же использование уже готового и мощного (волшебного по своим свойствам), инструмента воздействия, требует осуществления в человеке внутренних духовных изменений, замечаемых в проявлении им высоконравственных поступков. И чем мощнее потенциал такого волшебного инструмента (зачастую внешне представляющим собой обычную палку), тем более высокий уровень нравственности необходим для его «включения». Так, в руках положительных героев сказок, но только после практической демонстрации ими произошедших в них нравственных изменений, обычные предметы (печки и яблони) становятся волшебными (проявляют необычные свойства), природные явления (реки) меняют ход своего течения, а дикие и свирепые  животные (волки и медведи) становятся послушными. В тоже время для человека, не обладающего необходимым для этого уровнем нравственности, настоящая, способная творить чудеса «волшебная палочка» остаётся обыкновенной, валяющейся на дороге, деревяшкой. Подобное можно сказать и об овладении высокотехничными навыками обращения с японским мечом, в руках дилетанта неспособного не только его защитить, но и, наоборот, готового с лёгкостью нанести тяжкий вред своему хзяину.

«Ножны японского меча сделаны из очень мягкого дерева, а край, закрывающий режущую кромку, практически толщиной с лист бумаги. Если извлекать меч неправильно, то он прорежет дерево и ампутирует вам несколько пальцев. Возвращение меча в ножны ничуть не безопаснее. Если угол хоть чуть-чуть неверен, то лезвие проткнет ножны и войдет в тело. Усугубляет опасность то, что извлекать и вкладывать меч нужно очень быстро и вслепую».

Фредрик Дж. Ловрет. Путь и сила: секреты японской стратегии. «София», г. Киев, 2000г.

Истинный технологический прогресс в том и состоит, что возможности создаваемого человеком технического инструмента увеличиваются вслед за ростом его духовного состояния, когда вместе с развитием техники нравственно развивается создатель и потребитель этой техники – человек. В этом заключается и главный методический принцип совершенствования в практике айкидо О-сенсея.

«Тебе не нужны дома, деньги, власть или положение, чтобы практиковать Искусство Мира. Небеса – там, где ты сейчас стоишь, и это как раз то место, где можно тренироваться [Тебе не нужны особые (волшебные) предметы; ты сам способен проявить необыкновенные свойства]».

«Если мы перестаем расти духовно, можно считать нас мертвыми… Ты ничего не достигнешь, если будешь рассчитывать на тайные техники… Твой дух есть твой истинный щит [Без нравственных изменений, никакая новая техник не повысит твоей боевой эффективности]».

«Овладевай божественными приемами

Искусства Мира [эффективную прикладную форму которых создаёт праведное нравственное состояние твоего духа],

И ни один враг

Не посмеет

Бросить тебе вызов».

«Искусство Мира не имеет формы – оно есть изучение Духа. В конце концов, ты должен будешь вообще забыть о технике».

«Стань пустым и предоставь действовать Божественному».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

В отличие от биогенных, изменяющих человека внутренне в результате запуска и поддержания процесса нравственного роста, второе технологическое направление занимается разработкой и внедрением в жизнь людей искусственных – технических – средств, повышающих их физические и интеллектуальные возможности, не требуя от них для своего использования нравственных изменений и предшествующих им очень непростых (зачастую более тяжёлых и болезненных, чем физические и интеллектуальные) духовных усилий.

Генетические программы, отвечающие за проявление человеком присущих ему способностей, активизируются в период его взросления в определённой хронологической последовательности.  Поэтому, если позднее использование технических средств, костылями подменяющее естественные способности ведёт их к атрофии (подобно атрофии перестающих быть использованными мышц), то раннее применение технических приспособлений вообще оставляет некоторые природные способности человека «не включёнными», по сути, делая из него человекообразного недолюдка.

Интерфейс же современных технических средств таков, что, для их включения и использования, всего возможного потенциала человеческих способностей совсем и не нужно – для того чтобы нажать на яркую кнопку много ума не требуется.

В результате человек, пользующийся благами технической цивилизации, без особых затруднений становится способен проявить эффективность, намного превышающую те его реальные возможности, которые соответствуют его действительному нравственному уровню (всё-таки, пользоваться утюгом, автомобилем или компьютером, это не то же самое, что и самому их перед этим придумать и сделать; мажор может получить готовый автомобиль «феррари» и даже научиться им управлять (а террорист мощное оружие), а потом угробить кучу народа превысив в неположенном месте скорость в несколько раз выше допустимой, но ни тот, ни  другой никогда не смогут придумать и не построить ни «феррари», ни высокотехнологичное вооружение), и которую он никогда бы не проявил в условиях «Естественного Процесса развития способностей человека».

В условиях распространения техногенной культуры в преобладающей части общества, характеризуемой обстоятельствами «искусственного усложнения» условий окружающей среды, для повышения эффективности своей практической деятельности, большинству людей нет необходимости нравственно развиваться. Это за них делают другие.

С точки зрения проблемы преодоления защиты от дурака (как Естественного Механизма защиты Вселенной от разрушающего воздействия, с одной стороны, и как Способа Стимулирования нравственного развития людей, с другой), современные технологии позволяют людям решать её иждивенческим, паразитическим способом, предоставляя им возможность ложного – безнравственного – развития, незаслуженно открывающего доступ к благам высокой нравственности, оставаясь при этом дураком, или, по-другому, безнравственной личностью.

Культура иждивенческого развития, специфически образовывая людей (не требуя от людей полного знания о существе действия и предоставляемых им технических средств и понимания отдалённых и глубоких результатов их воздействия на Окружающий Мир, а по сути, зомбируя, т.е. создавая из людей зомби – существ, не понимающих смысла своих действий и не осознающих все их возможные последствия, в т.ч. и негативные), даёт в руки несозревшим душам, инструмент, по своим функциональным свойствам способный нанести вред и себе, и Окружающему, ведя общество по пути нравственной деградации через уплотняющуюся череду усиливающихся кризисов, ведущих к глобальной катастрофе.

В 1969 г., уже после написания романа «Час быка», И.А. Ефремов писал своему другу американскому палеонтологу Эверету Олсону:

«Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения.

Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования? Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах…»

(Приводится по тексту книги: А. Константинов, «Светозарный мост», изд. 2, по публикации на сайте: http://noogen.2084.ru/Efremov.htm).

******

Comments (0)

Оставьте мнение: