Авг 05 2016

Стратегическое управление процессом повышения прикладной эффективности практической деятельности

Category: ДневникЕвгений @ 10:59

(Картинка к записи)

Главные системные отличия между истинным и ложным искусством, это отличия в нравственности. Логика айкидо, как истинного искусства, это логика осуществления нравственного совершенствования по шкале, ведущей к Нравственности Бога – Создателя Мира, в котором мы живём.

Да, сила духа определяет величину прикладной эффективности осуществляемой им практической деятельности. Вместе с тем, величина силы духа – это отражение величины его уровня в Иерархии Объективной Нравственности. И решение задачи повышения силы духа, проявляющееся в возможности поставить перед собой принципиально новую цель практической деятельности и в способности использования одного и того же инструмента с новым (соответствующим новой цели практики) уровнем эффективности, позволяющих говорить о новом функциональном предназначении инструмента и об истинном развитии искусства, состоит в восхождении духа на новый уровень осознания в этой Иерархии.

«Техника не важна», важно нравственное совершенствование, меняющее цели, форму и, в конечном итоге, эффективность техник, изменение которых является лишь следствием нравственных изменений (следствием изменения уровня духа в Иерархии Объективной Духовности), а в методике практики Пути ещё и средством контроля за течением процесса технического совершенствования. То есть, по тому, над какими задачами человек работает в своей практике искусства, какова форма его техник, каков уровень прикладной эффективности его техник, можно судить об уровне его нравственности в Иерархии Объективной Духовности. О его уровне освоения «искусства духа».

Поэтому, для повышения прикладной эффективности изучаемого искусства, конечно же, можно и нужно работать «над формой его техник» (т.е. на уровне формы техник, когда правки механики поз, жестов и положений являются основным методом повышения практической эффективности). Однако, как мы уже отмечали, это только начальный уровень духовной практики. Это самые очевидные из малоочевидных секретов освоения практического искусства и, потому, самые простые.

******

«Стратегия без тактики – это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии – это просто суета перед поражением».

«Все видят тактику, которая позволяет мне побеждать, но никто не видит стратигию, которая стоит за победой».

Сунь Цзы. Искусство войны.

Работа, состоящая в овладении прикладной эффективностью техники через нахождение и овладение её наиболее оптимальной механической формой, представляет собой «оперативное управление» процессом технического совершенствования, результаты которого видны сразу же после применения управляющего воздействия. Быстродействие оперативного управления основано в воздействии на уже существующие или специально сформированные структуры, участвующие в осуществлении практической деятельности. В практических искусствах, такими структурами управления являются сам человек, осуществляющий практическую деятельность, с его физиологическими, интеллектуальными и духовными возможностями, и инструменты – разработанные основателями искусств структуры механических действий, выполняемые человеком и создающие практические результаты – т.е. техники. Изучение техник практического искусства, хронологически, это, прежде всего, процесс формирования механических структур, участвующих в создании практического продукта, через воздействие на элементы которых (шагать не сюда, а сюда, руки поднимать не так, а так, центр удерживать (поворачивать) не в этом направлении, а в этом, и т.п.) в дальнейшей практике можно будет добиваться создания продукта нужного качества (невозможно научить человека правильно двигать руками и ногами, если он не умеет ими двигать вообще).

«Объясняя ученикам эту технику, вначале мы говорим о том, что вот эти действия – подъём и открытие – нужно выполнять так, как если бы мы делали атеми партнёру в лицо, потому что, это, действительно, направление атеми. Но потом, следующим этапом обучения, мы учимся выполнять те же самые действия вот этой частью [грудью, всем корпусом]. Выполняя эту технику, мы должны думать о том, что грудь движется в этом направлении; весь корпус находит нужную линию движения. Однако если такие объяснения дать новичку, то он ничего не поймёт. Поэтому новичку нужно просто сказать, что нужно сделать вот такой удар в глаза и всё. И это объяснение все понимают. Изначально в прикладном аспекте применения этой техники, люди (в этом моменте техники) захватывали голову нападающего и ломали врага: т.е. удар в глаза, захват головы и всё … Эта логика действий, формирующая механику движений техники, осталась. Поэтому, когда вы объясняете, можно сказать, что вы просто бьёте в глаза и уже, исходя из этой базы, человек работает правильно. Так проще дать представление о технике, потому, что невозможно новичку сразу всё объяснить. Можно говорить, что нужно встать возле него так, чтобы нанести атеми. А когда он поймёт это, то уже можно будет рассказать всё остальное. Начинать изучать технику нужно на основании простого объяснения, и тренируясь таким образом, тело будет постепенно учиться само. Во всяком случае, я так считаю и учу. Но продолжение развития базы, это когда вот эта часть [грудь включается в выполнение техники] поднимает и ведёт партнёра».

«В каждой технике айкидо есть несколько уровней выполнения. Вот в этой простой технике есть все эти моменты [относящиеся к разным уровням выполнения]. Естественно, новичкам всего этого говорить не нужно потому, что это совершенно бесполезно. Нужно просто говорить: двигаемся сюда, сюда и сюда. Но вы, как продвинутые ученики, можете работать уже над этими моментами, чтобы учиться чувствовать. Когда мы учим, мы показываем и объясняем базовые моменты и положения. Всегда [на каждом уровне выполнения] важна техническая точность действий: поднимем, опускаем, открываем, – это не меняется».

Ж.Блез. Мастер-класс, г.Новосибирск, октябрь 2015г.

С точки зрения Концепции Общественной безопасности и находящейся в её основе Достаточно Общей Теории Управления, оперативное управление, это управление высокочастотными процессами, вписанными в низкочастотные процессы, и, на основании принципа иерархического взаимодействия, не способные на них (на низкочастотные) влиять. И это значит, что занимаясь поиском и отработкой правильной формы техник, невозможно найти её наивысшую практическую эффективность. Это то же самое, что и, например, в лечении больного человека, воздействовать на симптомы болезни, а не на причины, обусловившие её возникновение. Хирургическое вмешательство в течение болезни часто бывает необходимой мерой в лечении. Но если человек после операции не откажется от вредных привычек, спровоцировавших заболевание (будь то курение, переедание, малоподвижный образ жизни), через некоторое время к хирургическому вмешательству придётся прибегать снова и операцию придётся повторять.

Вместе с тем, продвигаться в направлении повышения прикладной эффективности изучаемого искусства можно, работая не только «над овладением техниками» изучаемого искусства, но и над целями их применения, «над целями» своей практики. При этом имеются в виду не только труд по достижению тех или иных прикладных целей изучаемого искусства, но и работа по выяснению целей изучения практического искусства вообще, в числе которых могут быть и те, которые обычно неизвестны людям, приступающим к практике. По сути, мы говорим о работе по определению наивысшего предназначения практической деятельности в жизни человека и, в том числе, в аспекте использования практики искусства (как инструмента практической деятельности) в реализации цели человеческого существования, и которое можно определить, лишь выясняя объективный смысл этого существования.

Восхождение в определении высшей цели изучения практического искусства, будучи выражением изменения духовного состояния, участвующего в выполнении техник, является менее частотным процессом, по отношению к процессу физического выполнения техник. Управление же низкочастотными (духовными) процессами, представляет собой «стратегическое управление», результаты которого, видны не сразу. Результаты стратегического управления в силу «растянутой цикличности» низкочастотных процессов, более далеко по времени отставлены от момента совершения управленческого воздействия, чем результаты оперативного управления. К тому же, стратегическое управление почти не меняет внешнюю форму техник, используемых в осуществлении практической деятельности, и поэтому начало его воздействия неощутимо для тех, кто не способен замечать течение низкочастотных процессов. Для тех, кто не видит низкочастотные процессы, ни они, ни управление с их уровней, не существует. Так, например, насекомые, живущие несколько недель, не знают о существовании зимы и о том, что на формирование их сегодняшних условий жизни повлияло количество выпавшего в прошедшую зиму снега. Так же, как и люди, живущие «одним днём», не подозревают о существовании и, подчиняясь, не воспринимают концептуальный характер глобального управления человеческим сообществом.

«Всю логику движений относительно себя и относительно его мы сохранили из старых техник; жесты абсолютно не изменились». [Но что, в таком случае, изменилось в технике?!]

«Эта форма иккё очень интересна тем, что такой вариант был в боевом выполнении, т.е. здесь был удар [в голову], затем здесь [в ребра], и затем вот так [сваливание]. Можно сказать, что способ выполнения иккё остался тот же самый, те же движения, только вместо вот этой атаки и удара, мы его [партнёра] притягиваем и ведём».

Ж.Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Однако стратегическое управление обладает гораздо более мощным воздействием на уровень практической эффективности выполняемых физических действий. На примере лечения болезни, стратегическое управление, это воздействие не на симптомы, которым является, в том числе, и оперативное вмешательство, а воздействие на причины, вызвавшие заболевание, устранение которых будет условием недопущения его повторного возвращения. При этом нужно отметить, что существует ещё более высокий уровень стратегического управления здоровьем – профилактика. В принципе человек может избежать проблемы связанные с зубной болью, но для того, чтобы в тридцатилетнем возрасте не испытывать боли и страха от посещений стоматолога, и связанных с ними немалой траты финансовых средств, ему необходимо в ещё в годовалом возрасте начать формировать привычку ограничения (а лучше – отказа от) употребления сахара. Давно известно, что профилактика (предупреждение) не только дешевле, но и во много раз мощнее и эффективнее оперативного лечения.

«Искусство Мира не полагается на оружие или грубую силу [на хирургическое вмешательство]; вместо этого мы приводим себя в гармонию со Вселенной, поддерживаем мир в наших сферах, пестуем жизнь и предотвращаем [профилактируем, предупреждаем] смерть и разрушение».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999г.

«Управление возможностями использования тех или иных процессов» (т.е. выявление и поддержание возможных тенденций, одним из видов которого является профилактика) – наивысший уровень управления этими процессами.

«В жизни общества, ни одно явление не может быть создано из ничего и после этого «вытянуто за уши» до нужной кондиции, но открывшиеся возможности могут быть преобразованы в действующие тенденции, тенденции могут быть выращены в явления, а порождаемые обществом явления, могут быть взяты под управление, — разнородное по своим целям и средствам. – На этой основе жизнь общества обретает определённую целесообразность – управляемую направленность».

ВП СССР. Основы социологии. Том 2: Часть 3. Жизнь человечества: толпо-«элитаризм» — историко-политическая реальность и перспективы (Книга 1), Санкт-Петербург, 2010 г.

Это не значит, что оперативное лечение, это плохо и от него, также как и от применения физических техник боевых искусств, следует отказаться. Человек имеет Естественное Право на защиту своей жизни и жизни своих близких («мы пестуем жизнь и предотвращаем смерть») и для этого может воспользоваться любыми имеющимися в его распоряжении средствами. Однако, применение человеком физических силы и техник, а в их числе и «техник Войны», в обеспечении своей защиты, говорит о его слабости, о недостатках в овладении потенциалом своих возможностей. Указывает на действительный уровень его практических возможностей в осуществлении практической деятельности, соответствующий действительному положению его духовного состояния на Шкале Объективной Духовности («истинный, непобедимый воин никогда не сражается», он взаимодействует); на то, что на практике он не владеет методами тонкой настройки духа. В объяснениях мастеров Пути: он не владеет методами «настройки ума». Или другими словами, его дух (и ум) не настроены на восприятие и выявление «тонких» (низкочастотных) возможностей развития событий.

«Твой дух есть твой истинный щит».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999г.

«Айки-до – это не исправление других, а исправление своего собственного ума».

«Айки – это не приёмы боя».

«Непобедимый» означает «никогда не сражающийся».

М. Уесиба. Айкидо – истинное будо. Искусство мира, «София», Киев, 1999г.

«Говорить о гармонии, единстве – принципах мусуби [объединение; объединение противоположностей] относительно просто. Совсем другое дело – применять эти принципы в наших повседневных конфликтах. Для этого необходимы искреннее доверие и глубокое понимание самих основ Жизни и Природы. Логика может очень убедительно доказать, что в процессе мусуби кроется истина, но в тот момент, когда что-то, что имеет для нас значение, зависит от исхода ситуации, мы перестаем доверять этой логике. Прекрасные мысли и обтекаемые фразы быстро забываются под давлением действительности.

В философии теория истины выражается словами, но истина айкидо состоит в действии, это теория, доказанная на практике. Физически применяя мусуби, мы развиваем более глубокое понимание не в разуме, а в сердце. С помощью кэйко и опыта мы учимся доверять его силе. Понятие кэйко означает практику или тренировку, но более глубокий смысл кэйко – это размышление и усовершенствование, возвращение к истоку и открытие реальности».

М. Саотомэ. Айкидо и гармония в природе, София, г. Киев, 1998г.

Вместе с тем, не что иное, как нравственность (нравственная цель – личный нравственный стандарт и нравственный функционал) определяет восприятие возможностей, а значит, и уровень способности к управлению. Именно восхождение на новый уровень нравственности в Её Объективной Иерархии поднимает человека на новый уровень восприятия Действительности, тем самым, и «возвращая его к Истоку (Действительности)», и «открывая перед ним реальность», как об этом говорит ученик Основателя айкидо Митцуги Саотомэ. На самом деле, открывая перед человеком один из новых уровней Реальности и предоставляя ему в руки способность управления новыми для него, более тонкими и гораздо более значимыми, возможностями в осуществлении своей практической деятельности.

В отличие от оперативного, стратегическое управление, это управление низкочастотными процессами, иерархически объемлющими в себе высокочастотные процессы и на этом основании способными на них влиять. Это воздействие на причины заболевания (например, не употреблять в пищу сахар), а не на его симптомы (сверлить зуб, удалять нерв и ставить пломбу). И поэтому, именно стратегическое управление – управление нравственными ориентирами практической деятельности (а не поиск и отработка правильной формы техник; не создание наилучшего пломбировочного материала) – является способом, позволяющим найти и овладеть её наивысшей эффективностью. Именно, нравственное возвышение цели практической деятельности, достигаемое «размышлениями, ведущими к Нравственному Истоку», будучи стартовым алгоритмическим звеном методологии практики духовного Пути, является главным средством повышения прикладной эффективности техник практических искусств! Сначала новая в нравственном отношении цель практической деятельности («сначала нравственное побуждение»), и только потом формирование соответствующих ей физических техник (т.е. создание инструмента, способного эти цели осуществлять).

******

В литературе, посвящённой практике айкидо, можно найти множество примеров, напрямую связывающих стратегическое (наивысшее) совершенствование в нём, в том числе и в прикладном аспекте, с освоением нравственно-этических принципов.

«Являясь современным по форме, айкидо сконцентрировало в себе всю суть традиции будо. Это искусство развивалось особым образом, ставя своей целью достижение высокого состояния человеческого сознания, в отличии от дзю-до и карате-до, цель которых – соревнование. Вот почему авторитетный, известный во всём мире сихан айкидо Тамура Нобуёси выпустил в свет работу, посвящённую сердцу и этикету.

… Тамура Нобуёси был прямым учеником основателя айкидо Уесибы Морихея. Это сихан, который увлечённо работал со мной рядом. Он полностью проник в сущность айкидо, в то, что составляет его сердце. Этикет является прямым выражением сердца». Айкидосю Уесиба Кёсимару, предисловие.

Н. Тамура. Айкидо: Этикет и передача традиции. Киев, София, 2002г.

«В соответствии с методом Мастера Уесибы самозащита должна строиться на определённых этических принципах. Чтобы упростить задачу их понимания, мы приводим схему (рисунок 1), которая показывает основные различия между разнообразными видами самозащиты.

На этой схеме каждый сценарий отображает этический уровень конкретного поединка. Сценарий А описывает низший уровень, а сценарий Г – высший.

В сценарии А человек слева неспровоцированно и по собственной инициативе атакует другого человека и убивает его. С этической точки зрения, это самый низший из четырех уровней – неспровоцированная агрессия в форме прямой атаки.

Рисунок 1.

В сценарии Б человек слева не атакует непосредственно другого человека, но провоцирует его начать атаку самому. Это может быть очевидная провокация в виде оскорбительного замечания или же скрытая провокация в виде вызывающего поведения. В обоих случаях человека провоцируют начать атаку и после этого убивают. Несмотря на то что человек слева как будто не виновен непосредственно в развязывании поединка, однако именно он спровоцировал другого человека напасть на него. Различие между сценарием А и сценарием Б в этическом плане весьма незначительно.

В сценарии В человек слева не атакует и не провоцирует другого человека. Однако когда на него нападают, он защищается, заботясь только о самом себе, и в результате нападающий оказывается либо убитым, либо серьезно раненным. С этической точки зрения – это более высокий уровень самозащиты, чем предыдущие два. Человек слева ни прямо, ни косвенно не несет ответственности за нападение. Однако его стиль самозащиты приводит к уничтожению другого человека. Результат всех трёх сценариев одинаков – противник оказывается убитым.

В сценарии Г показана наиболее совершенная форма самозащиты. Не провоцируя атаки и не атакуя, человек слева защищает себя таким образом и с таким умением, что нападающий остается в живых. В данном случае он даже не получает серьезных телесных повреждений.

Высший уровень и является целью практикуемого в айкидо искусства самозащиты. Это искусство требует определенных навыков, которые формируются в результате интенсивного овладения техническими приемами самозащиты, разработанными Мастером Уесибой. Но помимо этого здесь требуется и нечто иное. Необходимо этическое побуждение. Человек должен искренне желать защитить себя и при этом не принести вреда другим. Он должен стремиться к интеграции тела и духа, к интеграции физических средств и этических мотивов».

«На таком этическом уровне айкидо предстает перед нами как Искусство Согласования, практикуя которое человек достигает высокой степени соответствия тела и духа, а также помогает другим достичь подобной гармонии.

Так искусство айкидо становится формой гармоничного взаимодействия между двумя и более людьми, воплощая в жизнь стремление Мастера Уесибы придать высочайшей этике Востока (а также и Запада) практическую и приспособленную к реальной жизни форму».

А. Вестбрук, О. Рати. Айкидо и динамическая сфера, г. Киев, София, 1997г.

Да, айкидо, это Искусство Согласования, высший прикладной уровень которого основывается на интеграции тела и духа и состоит в умении защитить себя от нападения, не причиняя нападающему повреждений. Вместе с тем, после ознакомления с этими основополагающими идеями айкидо, даже в достаточно полном изложении, как у А. Вестбрука и О. Рати, может сложиться мнение, что усердно практикуя базовые техники айкидо и, всё больше узнавая детали и овладевая нюансами их формы, человек, со временем, автоматически достигнет такой совершенной формы самозащиты, что сможет взаимодействовать с нападающим без нанесения ему телесных повреждений по варианту, описанному в сценарии Г, т.е. достигнет высшего этического уровня духовного состояния – постигнет высшие стратегические цели практики – «в результате интенсивного овладения техническими приемами самозащиты, разработанными Мастером Уесибой».

Однако, это не так! Не достигнет!

«Техника – это всего лишь техника. Если делать только физические техники, то, сколько бы вы их ни практиковали, это не приведет, ни к пониманию сердца айкидо, ни к истинной технике». Мичио Хикитсучи.

С. Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

«Не будет преувеличением сказать, что, практикуя один из Путей, можно прийти к пониманию искусства самой Жизни. И все же … Бытует мнение, что способность швырять противника или умело управляться с кистью каким-то волшебным образом сама по себе приведет к озарению. Простое механическое действие никуда не приведёт».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

Поэтому мы хотим ещё раз уточнить и акцентировать внимание на главном методологическом положении, являющимся общим условием для осуществления процесса повышения прикладной эффективности, какой бы то ни было, практической деятельности: сначала, первым пунктом алгоритмики совершенствования своей практики, следует ставить перед ней новые в нравственном отношении (они же – этические) цели, и только это будет реальным основанием, создающим возможность для осуществления следующего алгоритмического шага в последовательности действий, направленной на получение продукта, обладающего новыми практическими свойствами, и состоящей в создании средства (инструмента-техники) способного эти цели осуществлять.

Все-таки, сначала генерация духом «этического побуждения» – определение цели деятельности, и только потом работа того же духа по созданию «физических средств», обладающих возможностью «этические мотивы»реализовывать. И само создание таких средств и овладение ими, это и есть, собственно, процесс «интеграции духа и тела», состоящий в вовлечении тела в нравственные побуждения, мотивы и дела духа, требующий от тела проявления новых способностей и тем его развивающий.

«Если нет цели, нет управления вообще. Управление начинается тогда, когда появляется цель».

В. Ефимов. Презентация книги «Курс эпохи водолея».

Именно поэтому следует отметить, что вопрос «гармонизации тела и духа», считающийся главным вопросом во всех практиках Пути, потому что, именно его решение связывают с овладением человеком практическими способностями, недостижимыми другими, в своём большинстве «несгармонизированными» людьми, на самом деле, не самый главный! И понять этот тезис можно лишь соотнося содержание того, что стоит за «гармонизацией тела и духа», с возможными Стратегическими Целями Человеческой практической деятельности.

******

Comments (0)

Оставьте мнение: