Авг 06 2016

Характер взаимоотношений между духом и телом и естественная стратегия решения жизненных задач

Category: ДневникЕвгений @ 10:40

(Картинка к записи)

Способности и действия тела, будучи проявлением духа на физическом плане, и без того всегда гармоничны его действительному состоянию (точно соответствуют состоянию духа).

«Правильная поза тела [всего лишь] отражает правильное состояние ума [так же как неправильная поза является отражением неправильного состояния ума]».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999г.

«И, тем не менее, объединение ума и тела вовсе не такая сложная вещь. Она кажется сложной потому, что люди упорно сохраняют об уме и теле представление, как о противоположностях. Однако оба они берут свое начало от Ки Вселенной и, в конечном счете, представляют одно. Почему же должно быть трудно, объединить то, что уже в основе своей – единое целое?».

К. Тохей. Книга Ки: координирование ума и тела в повседневной жизни. Сборник «Айкидо – искусство мира», «София», Киев, 1999.

Если же, в дополнение к этим словам О-сенсея и одного из его лучших учеников, учитывать наставление о том, что созданное им айкидо «это искусство изучения духа, а не формы»,

«Искусство Мира не имеет формы – оно есть изучение Духа».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999г.

то всё это значит, что причины, как высокой, так и невысокой прикладной эффективности практической деятельности (т.е. причины правильной или неправильной позы), следует искать в духе, а не в теле, всегда гармонично, т.е. всегда точно нюансами своих поз и действий передающего действительное состояние духа; тело не виновато в том, что это состояние не соответствует Окружающей Действительности и что ему, честному и правдивому исполнителю, данному духу в качестве инструмента действий в Физическом Мире, приходится выполнять команды, мало связанные с Реальностью, и, в случае получения неэффективного практического результата, принимать на себя все обвинения за это.

******

В этом смысле тело человека и создаваемые им «продукты практической деятельности» являются тем «зеркалом», в котором можно увидеть «невидимый» обычным зрением дух, составляющий подлинную сущность и основу многовложенного человеческого существа, и, решая основную задачу духовных практик, корректировать (настраивать) его состояние. Как микроскоп в биологии позволяет увидеть проявление Жизни на молекулярном уровне, а затем делать выводы и учитывать в принятии решений в отношении организации жизни человека и общества, так и тело человека в практиках Пути является подобным микроскопу «инструментом», позволяющим взором сознания проникнуть в сферу духа и наблюдать возникновение, содержание и характер «управляющих команд» (команд, направленных на изменение алгоритмики своей деятельности; на изменение существующих стереотипов отношения к внешнему и внутреннему Мирам), без которых совершенствование «команд к действию» (реализующих уже имеющуюся алгоритмику практической деятельности) не способно внести в физические действия тела нюансы, наделяющие создаваемые им практические продукты дополнительными внутренними и внешними свойствами, позволяющими говорить о переходе практической деятельности человека на качественно новый уровень прикладной эффективности.

******

Кстати, именно существование объективной связи между телом и духом позволяет организовать процесс управляемого духовного совершенствования. Если бы этой связи между телом и духом не было, то не было бы и возможности для совершенствования духа, который, как принято считать, нельзя ни увидеть глазами, чтобы оценить, и ни потрогать руками, чтобы изменить. Не было бы и практик духовного Пути!

Практики контролируемого развития того, что невозможно ни увидеть, ни потрогать, возможны потому, и в этом их функциональное предназначение, что существует видимый и точно передающий состояние духа посредник – тело, которое преобразуя информацию о процессах, происходящих в невидимой обычным зрением сфере духа, в пусть кодируемый положениями и действиями тела, а также внутренними и внешними качествами создаваемого телом практического продукта, однако в видимый на физическом плане и «читаемый» сознанием формат, позволяет замечать и поддерживать те или иные изменения в духовном состоянии человека, и тем создаёт для людей, пока ещё не обладающих достаточным уровнем духовного видения, основания для их направленного духовного развития, делая их способными пребывать в «проявленных, скрытых и божественных сферах», глубже и точнее воспринимать Реальность, и так, поднимаясь в своём духовном видении на новые уровни, становиться более адекватным Ей в своих духовных и физических действиях, т.е. переходить в своём духовном состоянии на новые ступени Объективной Нравственности, что и будет сопровождаться повышением прикладной эффективности их практической деятельности, по которому можно судить о духовном развитии с позиции физического плана.

«Цель воина – согласно Высочайшему Предназначению овладеть боевыми техниками, оживляющими и явный, и скрытый миры. Непрерывно тренируйтесь в явном мире, тренируйтесь в царстве скрытого, пока вы не сможете свободно пребывать одновременно в обеих сферах».

М.Уесиба. Будо: учение Основателя айкидо. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999г.

«Чтобы воистину реализовать Искусство Мира, ты должен быть способен свободно играть в проявленных, скрытых и божественных сферах».

М. Уесиба. Искусство Мира, из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997г.

Суть всего существующего во Вселенной – колебательные (повторяющиеся) процессы. Дух, как человеческая сущность, сам процесс и, живя в мире процессов, способен «видеть» только процессы. Увидеть себя, идентифицировать своё состояние (уровень реализуемых возможностей в Матрице возможных состояний) и, корректируя, настраивать его, дух способен лишь через свою активность, через действия.

«Единственным средством можно уловить сердце Айкидо («Aikido no Shinzui») – возможность производить колебания, которые повторяются (Masatsu renko sayo). (газета шк. Айкикай, 10 ноября 1959г.)

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Именно действия духа, «отражаясь» как в зеркале, от других процессов во Вселенной и возвращаясь к нему в виде результатов этих действий, дают ему информацию, о явлениях Окружающего Мира, но и, главное, дают ему информацию о самом себе, которую он может использовать для изменения своего состояния и, производя его корректировку, осуществлять своё совершенствование – гармоническое вписывание себя в деятельность Вселенной и Замысел Её Создателя.

Знание о том, что дух проявляет себя и позволяет увидеть себя другим, а значит и самообнаружить себя, через какие-либо свои действия, передаёт и буддийская притча, в которой злой дух, получивший задание причинить неприятности одному из монахов, долго не мог его увидеть. Объект задания оставался для него невидимым до тех пор, пока, не попавшись на хитрую уловку – рассыпанное на дорожке зерно, монах не подумал: «Для чего здесь рассыпано зерно?». То есть до тех пор, пока дух монаха не проявил активность, в данном случае, виде создания мысли.

Вместе с тем, несмотря на, каждый раз, широкий спектр отражений, имеющий место в многогранном Мире, не всякие отражения своих действий дух способен воспринимать и использовать в качестве средств определения своего состояния и рычагов его коррекции. По распространённой сегодня информации, самоидентификация и получение реальных рычагов для собственного изменения является большой проблемой для стремящихся к совершенствованию духов, которые, находясь в Духовном Мире, теснятся в длинной очереди на воплощение в физическом теле, как оказывается, способного предоставить им такую возможность. Имея свой физический двойник – подчинённое своим командам тело – и заставляя его действовать, дух получает возможность по результатам этих действий определить своё текущее состояние и затем, производя коррекции своего состояния, по изменённым действиям тела, выбрать и закрепить в себе нужные изменения.

Тело и практические результаты его деятельности в виде прикладных физических действий и овеществлённых продуктов предоставляют духу, оперирующим этим телом, информацию об Окружающем Мире и о самом себе в том формате, в котором дух её способен воспринять и в качестве средства обратной связи использовать в самонастройке своего состояния, изменяющей алгоритмику его взаимодействия с этим Миром.

******

Принимая во внимание существование объективной связи между духом и телом, следует учитывать и то, что духовная суть человеческого существа (человек – это дух, а тело – проявление духа на физическом плане) определяет особый характер этой связи: в одну сторону она директивная, т.е. безоговорочно обязательная к исполнению, в другую – поддерживаемая по «усмотрению», – на практике проявляющийся в том, что корректировки духовного состояния человека, преследующие цели повышения прикладной эффективности и реализуемые по принципу «команды сверху», может производить только сам дух. И это обстоятельство является (должно быть) одним из главных условий, определяющих базовые положения организации практик искусств духа, состоящих в том, что стратегическое управление прикладной эффективностью практической деятельности, т.е. настройки работы тела, осуществляются через настройки состояния духа.

Изучая практические искусства и, внешне, занимаясь «настройкой духа через настройку тела», важно понимать глубинные причинно-следственные связи и процессы, находящиеся в методологическом обосновании практик Пути. Какими бы ни были внешние обстоятельства (в виде качества создаваемого физическими действиями тела прикладного продукта или чужой воли, с её оценочным мнением, будь то по поводу состояния духа или прикладной эффективности действий тела, и «советами» по их изменению, на основании Космического Закона «свободы воли», данного Творцом человеческому существу (духовному по своей сути) и реализуемого через механизм «команды сверху»), они не способны повлиять на состояние духа, без его собственного на то решения и позволения (однако которые могут быть, как осознанными, так и неосознаваемыми).

Тренировка тела в духовных практиках (и не только) – это не тренировка тела, как процесс повышения уровня физических кондиций тела происходящего в результате адаптивных реакций на перенесённые им физические нагрузки. Физическая тренировка в духовных практиках, это процесс самоидентификации и самонастройки духа; физические работа и нагрузки, испытываемые телом как следствие активности духа, нужны ему потому, что через них он узнаёт о своих способностях, их возможностях и осваивает их потенциал. Поэтому следует понимать, что в Естественном развитии тело развивается, отзываясь на развитие в состоянии его духа, и, что тренированное тело есть результат активности и развития духа.

Среди высказываний Основателя айкидо известно и такое, в котором он говорит о методической последовательности решения учебных задач в изучении искусств духа, которая, преследуя цели содействия развитию людей, как человеческих существ, по Замыслу их Создателя*, позволила ему на практике продемонстрировать тот уровень прикладной эффективности техник будо, на котором эти техники, и по определению самого О-сенсея, и по впечатлениям присутствующих при этом людей, становятся божественными по своей природе, функциональному предназначению и возможностям**.

«В железной руде много шлаков, ослабляющих её свойства; плавкой, ковкой и закалкой железо превращают в сталь, и затем придают ей форму острого, как бритва, меча. Человеческие существа развиваются в той же последовательности».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999г.

(*«Я не ищу общества людей. Чьего же общества я ищу? Бога».

М. Уесиба. Айкидо – истинное будо. Искусство мира, «София», Киев, 1999г.

**«Айкидо – это путь истины, тренировка айкидо равно тренировке истины, которая даёт рождение божественным техникам». («Журнал Айкидо», №18, стр.14). «Айкидо существует, чтобы не заболеть духовно. Айкидо существует для того, чтобы объединить Дух, который мечется в разные стороны в поисках удовольствия, и путь АЙКИ ведёт к излечению болезни всего мира».

«Таким образом, айкидо – это Вселенский Путь и тренировка «айки» есть тренировка божественных техник; и во время таких тренировок Вселенская сила согласуется и гармонизируется с Вселенной». («Aikido Shinzui», стр.3)).

«Я уверен, что основатель, посвятивший полностью всю свою жизнь поискам пути и завершивший японское будо, был воплощением божественного, потому что нет ничего грубого в айкидо. Любая из его техник похожа на поток воды, находящейся в беспрестанном движении… Такое воинское искусство не могло быть создано только одним человеческим умом: тот, кто дал рождение айкидо достиг вершины духовной культуры японского народа; нужно же было, чтобы он стал божественным существом, укрепляя свою душу, основатель стал алтарём, где жили боги». (Хикитсучи Мишио, 10-й дан полученный напрямую от создателя Айкидо. Предисловие).

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Однако, только приведённое выше отношение к тренировке в практических искусствах, позволяет увидеть в этом наставлении тот истинный смысл содержащегося в нём указания по организации практики занятий айкидо, способной привести его адептов к овладению духовными и прикладными способностями уровня основателя искусства.

В своём большинстве, то огромное количество людей, практикующих сегодня айкидо, основу человеческого существования связывают с его физическим телом. На то, что это представление не соответствует, ни Действительности, ни принципам айкидо Морихея Уесибы, как мировоззренческой системе наиболее полно и точно отражающей Действительность (доказательством чему служит непревзойдённая боевая прикладная эффективность Основателя айкидо), указывает то, что к настоящему времени нет (или почти нет) людей сумевших повторить, или хотя бы приблизится к прикладным возможностям О-сенсея.

«Он мог остановить человека одним пальцем. Немногие могут хотя бы приблизиться к этому».

Интервью с Мишио Хикитсучи сэнсэем, Париж, 1984г.

«Сенсей Тохей сам рассказал мне, что он уже с раннего периода своего знакомства с учителем находился под впечатлением того, как легко он опрокидывал людей без видимого физического усилия. Он этому удивлялся и пытался сам делать так же, но его техника не была столь эффективной. Фактически, он огляделся и вокруг увидел, что никто из учеников не мог делать того, что мог делать О-сенсей».

Интервью с К. Куртис, Дания, май 2000г.

Именно отождествление человека с его телом, являющееся следствием неверного понимания действительного характера причинно-следственных связей, находящихся в основании взаимоотношений «духа» и «тела», неизбежно подводит большинство современных айкидок, после формального прочтения ими наставления О-сенсея о «последовательности развития человеческих существ», к естественному для них выводу, состоящему в том, что, для того чтобы овладеть айкидо, «плавить», «ковать» и «закалять», т.е. тренировать, нужно тело.

Имея неверное представление о взаимодействии «духа» и «тела», не зная о существующей между ними иерархии отношений и думая о человеке как о теле, они не видят истинного смысла и неверно реализуют не только это, но и другие наставления основателя изучаемого ими искусства в организации своей практики.

«Что Вы думаете о будущем айкидо? Видите ли Вы какие-то проблемы, которые возникают в айкидо как боевом искусстве?

– Для меня проблема номер один – это то, что практически никто так и не смог достичь уровня Основателя. Если же кому-нибудь это удастся – тогда, пожалуй, айкидо нельзя будет изменить. Другая важная проблема: несмотря на то, что количество людей, преподающих айкидо, постоянно увеличивается, никто из них не занимался у Основателя. Более того, большинство из них даже не бывали в Японии. Часто это приводит к тому, что кто-то из них начинает учить вещам, совершенно противоположным тем, о которых говорил Основатель».

Ж.Блез. Решающей для меня стала встреча с учителем. Айкидо в Сибири №3, 2003г.

Их практика, это практика тренировки тела; в их методике изучения техники, как средства тренировки, используются для развития способностей тела. Однако это совсем не то, чему учил О-сенсей, для которого созданное им айкидо было «искусством духа».

«Немногие хотят следовать учению полностью. В этом смысле моя практика отличается от остальных… [«Немногие хотят», а точнее «не многие могут, исходя из своих мировоззренческих позиций, следовать учению» и поэтому неудивительно, что понимая высказывания и тренируясь по-другому, не так как тому учил О-сенсей, люди, называющие себя его последователями, не могут приблизиться к способности действовать на таком же, как и он, уровне прикладной эффективности]. … Некоторые создали свои собственные техники, хотя они до сих пор не могут сделать то, чему учил О-сенсей».

Интервью с Мишио Хикитсучи Сэнсэем, Париж, 1984г.

«В зависимости от того как айкидока подходит к изучению айкидо, ответ на вопрос «что такое айкидо?» у каждого будет разным. Говоря другими словами, сложно дать полное и окончательное определение айкидо, с которым согласился бы каждый. Определений может существовать столько, сколько занимающихся, потому что у каждого существует своя точка зрения на этот вопрос».

«С точки зрения современного человека, Морихей Уесиба, скорее, не средоточие айкидо, а в большей мере человек, который дал толчок его развитию. Именно так преподают айкидо во всём мире, и оно продолжает всё больше и больше набирать популярность».

«Благодаря своей всемирной популярности айкидо было подвержено другим культурным влияниям, развивалось и продолжает развиваться дальше в различных направлениях в соответствии с задачами его инструкторов».

Б. Рёдель. Айкидо: Основы. Принципы. Техники. Эксмо, Наше слово, Москва, 2012г.

По сути, исходя из своих личных мировоззренческих представлений, зачастую, не согласующихся с мнением основателя искусства, или же неверно воспринимающих смысл его наставлений, а также из-за отсутствия знаний о существовании причинно-следственных связей между «духом» и «телом» и непонимания их иерархии, во многих местах практики айкидо, по факту, произведена подмена объекта тренировочного воздействия, повлекшая за собой и подмену принципов тренировки Пути духа на методику тренировки тела, неспособную привести занимающихся к овладению прикладной эффективностью О-сенсея. Желая приблизиться к прикладным способностям основателя искусства, там используют в тренировке принципы, не соответствующие закономерностям существования и развития объекта, от которого зависят желаемые ими результаты; там оперируют с телом – с системой, являющейся исполнителем, от которой рост практической эффективности зависит во вторую очередь. Как если бы, желая причесаться, водят расческой, не по волосам, а по зеркалу, в котором волосы отражаются.

Вместе с тем, для человека, создавшего ещё один из видов искусства духа, первичен был дух, а не тело.

«Делать ставку [в изучении айкидо] лишь на физические аспекты воинственности бессмысленно, ибо мощь тела всегда ограничена».

«Твой дух есть твой истинный щит».

М. Уесиба. Искусство Мира, из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997г.

Поэтому, обращаясь к изучению наставлений О-сенсея, нужно иметь в виду, что когда он говорит о развитии каких-либо качеств в практике айкидо, будь-то гибкость, прочности, силе, плавности, изяществе или пустоте, то он, в первую очередь, говорит о качествах духа, а не тела; свойства и способности тела, это только воплощение качеств духа.

«Постигай учения сосны, бамбука и цветущей сливы. Сосна вечно зелена, прочно укоренена и солидна. Бамбук крепок, гибок, несокрушим. Сливовый цвет дерзок, ароматен и изящен».

«Техники требуют четырех качеств, в которых отражается природа нашего Мира. В зависимости от обстоятельств, ты должен быть: твердым, как алмаз, гибким, как ива, плавным, как течение воды, или пустым, как небо».

М. Уесиба. Искусство Мира, из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997г.

И поэтому на своём пути создания айкидо, Мастер Уесиба решал совсем не те задачи и не теми методическими способами, которыми сегодня занята большая часть его последователей.

«Я начал упражнять мой дух в будо, когда мне было 15 лет. Я посещал учителей фехтования и дзю-дзюцу многих регионов. Я усвоил за несколько месяцев секрет каждого из новых учителей. Но не было в них ничего такого, что помогло бы мне узнать сущность будо, что могло бы удовлетворить мой дух». (Киссёмару Уесиба. «Aikido», 1957г, переиздано 1985г).

Ж.Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

«Однажды О-сенсей сказал: «Я иду по Пути, и мне кажется, что за мной следуют, но когда я оглядываюсь, меня удивляет, что я никого не вижу». Нобуёси Тамура.

С.Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

И в этом принципе, относящемуся к базовым положениям Концепции Пути, сокрыт подход к пониманию многих высказываний О-сенсея по организации практики айкидо, являющихся духовными по цели и смыслу своего обращения (направленными к духу человека), с приятия во внимание которых, в осуществлении своих личных занятий начинается настоящая практика настоящего айкидо.

Для тренировки в искусстве духа, естественным образом развивающей человека и его глубинную человеческую сущность по Замыслу Творца (проявлением и подтверждением чего на практике будет являться повышение эффективности какой-либо осуществляемой им прикладной деятельности, в т.ч. и естественное, и неминуемое приближение к способностям основателя изучаемого практического искусства), тренировать, т.е. плавить, ковать и закалять, или другими словами, погружать в новые, не испытанные ранее условия, нужно, в первую очередь, дух, а не тело, являющееся его зеркальным отражением в Материальном Мире. Всё-таки, чтобы поправить причёску, расческой нужно водить по волосам, а не по зеркалу, в котором они отражаются.

«…Получаемые в кулачных боях травмы, типа выбитые зубы, сломанные носы, челюсти, рёбра и т.п., что оставляет на теле неизгладимые следы на всю жизнь, – выражение того неправильного, что было в его поведении в процессе боя. А это неправильное поведение, в свою очередь, было выражением каких-то неправильностей в психике, вследствие чего человек не мог войти в настроение, в котором его вёл и защищал Русский дух».

ВП СССР. Основы социологии. Том 3: Часть 3. Жизнь человечества: толпо-«элитаризм» – историко-политическая реальность и перспективы. Кое-что о Руси изначальной и изначальном русском характере (Книга 2), Санкт-Петербург, 2010г.

Физические испытания тела, состоящие в погружении тела в различные новые обстоятельства взаимодействия с Окружающим Миром, будь то в виде повышении и понижении температуры внешней среды или же в виде новых упражнений-техник, новых уровней выполнения уже разученных техник и увеличении объёма и интенсивности физических нагрузок, это, прежде всего, испытания духа, и нужны в духовных практиках для контроля за духовными изменениями человека: для выявления реальности их осуществления (были ли духовные изменения на самом деле или только привиделись) и проверки этих изменений на соответствие Окружающей Действительности (повышают ли они качество решения, стоящих перед человеком практических Жизненных задач, или нет), позволяющих говорить о духовном развитии человека.

Именно иерархическая связь между духом и телом, реализуемая через механизм «команды сверху», обеспечивает автоматическую гармонию между духовным состоянием и действиями тела. Если дух изменится, то мгновенно изменится и тело. Неспособность тела к действиям с новым прикладным качеством указывает, прежде всего, на косность духа.

Поэтому под задачей «гармонизации тела и духа», считающейся главной в практиках Пути, нужно видеть не искусственно создаваемую на пустом месте проблему «гармонизации тела с духом», а вопрос о гармонизации несколько иного вида, кардинально изменяющей содержание главного вопроса духовных практик о том, с чем нужно в них объединяться.

******

Comments (0)

Оставьте мнение: