Авг 13 2016

Характеристики нравственного и иждивенческого способов практики: Многоуровневость и натаскивание

Category: ДневникЕвгений @ 10:28

(Картинка к записи)

Вместе с тем, учителя второй группы методик практики айкидо, это те, кто не только не хочет дать в руки ученику метод самостоятельного познания истины (т.к. освоившие его, и при этом целеустремлённые и не ленивые ученики, самостоятельно открывая секреты искусства, способны далеко обогнать переставших прилагать усилия для своего нравственного развития учителей), но и, в силу своей методологической позиции (т.е. даже если бы захотели), не способны научить ученика самообучению – овладению методом самосовершенствования на основании овладения методологией самостоятельного познания Окружающего Мира.

Картинка 2.

В соответствии с их методическими воззрениями алгоритмика технического совершенствование осуществляется в целях поиска и на основании исправления формы движений. И при этом их алгоритмические циклы (в лексике О-сенсея – «повторяющиеся колебания», позволяющие выявлять и устранять недостатки в выполнении техник) не содержат этапы настройки духовного состояния человека (опять же, если соотносится с высказываниями О-сенсея, не предусматривают движения духовного состояния адепта по Иерархии типов духа), превращающие практику «искусства духа» в синтез многообразия конечных (неизменных) механических форм техник и их натаскивание (создание домашних заготовок на все случаи жизни), опирающуюся на принцип: «чем больше я техник знаю (а среди них секретных), тем я сильнее в прикладном смысле».

В то время как техническое совершенствование в настоящем искусстве духа (и оригинальном айкидо) осуществляется не на исправлении формы движений, а на исправлении (настройке) духовного состояния адепта. Решая по ходу практики всё ту же задачу повышения прикладной эффективности, однако, в первую очередь, преследуя цели духовного развития, техническое совершенствование в искусстве духа методически основывается на «зависимости эффективности от духа». Его алгоритмика, будучи замкнутой на духовное состояние практикующего, содержит этапы изменения этого состояния, этапы настройки духа, представляющие собой движение духа (психики, нравственности) по Иерархии его типов. И это условие меняет всё общее направление и содержание методологии его практики:

• Вместо конечной, пусть идеальной, но застывшей формы движений, присущей иждивенческим методам преподавания – не имеющая ограничений многоуровневость техник (всё новые и новые одежды одних и тех же техник).

«Существует много уровней для обучения… Во всех тех техниках, которые показывал О-сенсей, есть уровни изучения».

«Если у вас есть это направление занятий, если вы начнёте работать так, как я показываю, то вы найдете эти разные уровни практики айкидо, и тогда одна и та же техника будет помогать учиться на любом из них. …И тогда можно изучать «иккё» часами, и не уставать от этого».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, 2004 г.; мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, 2006г.

В свою очередь следует отметить, что многоуровневый подход к выполнению техник основывается на особенной (а по сути, Естественной) алгоритмике построения процесса технического совершенствования. В ней, застывшему алгоритмическому циклу замершего сознания, допускающему повышение прикладной эффективности только лишь за счёт синтетического изменения механики жестов, противопоставляется «живой» – развивающийся вместе с духовным развитием – алгоритмический цикл, замкнутый не на кем-то, когда-то созданную, возведённую в ранг идеальной, форму техники, а на постоянно изменяющееся духовное состояние, последовательно продвигающееся по Иерархии Типов Духа.

«Что касается меня, я изучил к настоящему моменту без малого около 30 школ будо. Но айкидо не синтез этих школ. Айкидо полностью сделано духом [достигшим высокого уровня в Иерархии Объективной Духовности]». («Aikido Shinzui», стр.31).

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

«Если мы перестаем расти, технически и духовно, можно считать нас мёртвыми».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

• И тогда, вместо правила «чем больше техник я знаю (а среди них секретных), тем сильнее я в прикладном смысле», актуальным становиться принцип: «опытнее в прикладном отношении тот, кто способен через одну и ту же технику передать (обычно с сокращением количества внешних действий) большее количество информации и решать этой техникой большее количество функциональных задач».

«Всю логику движений, по отношению к себе и партнёру, мы сохранили из старых техник. Положения, перемещения и жесты абсолютно не изменились …».

Ж. Блез, семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

«Необходимо понять, как нужно [правильно] тренироваться [чтобы не тренироваться неправильно]. Мы всегда делаем «иккё». Но суть не в том, чтобы знать больше техник, а в том, чтобы через выполнение одной и той же техники передать больше информации.

Ж. Блез. Мастер-класс, Новосибирск, октябрь 2006г.

• Вместо натаскивания техник, в виде «создания домашних заготовок на все случаи жизни», реализуемых ограниченным в своих возможностях интеллектом (сознанием) – «спонтанное создание новой формы техники по ходу жизни» (а точнее «приспособление с незначительным изменением одной и той же формы техники к конкретным условиям»), на основании интуитивного (бессознательного, не улавливаемого сознанием) диалога с теми уровнями психики, которые отвечают за взаимодействие Человека с Высшими Уровнями Объективной Духовности, обладающего несоизмеримо большими (по сравнению с «осознанными») скоростями и объёмами обработки информации, возможного как помощь Свыше за участие в реализации Божественного Замысла и в результате достижения определённого состояния (типа) духа, наполняющего форму техник Абсолютной Силой. Состояния, в терминах О-сенсея, характеризуемого как «объединение со Вселенной», «способностью быть ведомым Вселенной», наполняющего действия Человека Абсолютной Силой, для которого «нет вопроса долготы времени и быстроты» и благодаря которому, жизненные задачи (такие как отражение нападения) решаются в темпе их возникновения (когда «враг, только ещё задумывает напасть, а я уже стою у него за спиной»).

«Психика каждого, кому дано Свыше быть Человеком Разумным – наместником Божьим на Земле, – организована иерархически многоуровнево. И уровень сознания большинства, на котором скорость обработки информации составляет 15 бит в секунду, и где человек в состоянии управиться максимум с 7-9 объектами одновременно, – только видимая «надводная часть айсберга» индивидуальной психики в целом. По отношению к сокрытой части психики – бессознательному (иначе говоря подсознательному) – в культуре человечества сложилось два активных подхода: - расширение сознания и включение в него тех уровней психики, которые ранее находились вне его; – перестройка структуры сознательного и бессознательных уровней психики на основе диалога (информационного обмена) между уровнями с целью ликвидации разного рода антагонизмов между ними и выработки таким путём стиля их согласованной работы в целостной индивидуальной психике, в процессе гармонизации отношений индивида с объемлющей и проникающей в него Объективной реальностью.

Если подыскивать техническую аналогию отношениям осознаваемого «я» с прочими уровнями в психике, то сознание, вместе со свойственными ему возможностями, можно уподобить пилоту, а всё бессознательное (подсознательное) – автопилоту. В такой аналогии первый подход эквивалентен (во многом) тому, что пилот, будучи изначально неумехой, постепенно берёт на себя исполнение всё большего количества функций, заложенных в автопилот; второй подход эквивалентен (во многом) тому, что пилот [на основании своего нравственного развития; продвижения по типам духа] осваивает навыки настройки автопилота и заботится о взаимно дополняющей разграниченности того, что он берёт на себя, и того, что он возлагает на автопилот».

ВП СССР. Основы социологии. Постановочные материалы учебного курса, том 3, часть 3, Жизнь человечества: толпо-«элитаризм» — историко-политическая реальность и перспективы (Книга 2), г.Санкт-Петербург, 2010г.

«[Айкидо, это] умение вести людей и быть ведомым Вселенной». «… [для выполнения техник айкидо] особенно важно умение вести людей и быть ведомым Вселенной. С одной стороны ведут [атакующего], с другой, гармонизируются [со Вселенной]. («Aikido Shinzui», стр.98).

«Момент, когда он [враг] хочет меня атаковать, уже потерян в этом действии, потому что долготы времени и вопроса быстроты не существует». («Takemusu Aiki», стр.130).

«В айкидо нет ни пространства, ни времени, есть только Вселенная и это называется катсу хаяби». («Takemusu Aiki», стр.13).

Ж.Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

• Вместо синтетического создания бесконечного количества новых по механической структуре техник (производимого на основании включения в структуру техник новых механических элементов) и отбора «лучших» техник (однако, по сути, застывших и неизменных в своей «идеальной» форме, пригодной только для каких-то конкретных условий), осуществляемых замершим (действующем в режиме неизменной алгоритмики) сознанием, – тренировка строится на использовании ограниченного количества технических приёмов, а задача повышения прикладной эффективности одной и той же базовой техники достигается за счёт изменения духа (неограниченного в своём потенциале), проявляемого в изменении алгоритмики выполнения приёмов, заставляющей «забыть изученное ранее» и делать прежние техники по-новому.

«В этот момент я забыл все техники, которые я выучил, и я должен был заново воссоздать техники предков [новые не по механике, а по состоянию духа, который был достигнут О-сенсеем, в результате его духовного развития]». («Aikido Shinzui», стр.23).

Ж.Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

«В других боевых дисциплинах можно найти те же самые движения, что и в айкидо. Например, «котегаеши», это тот же самый вариант, что и в айки-дзюцу.

Но что сказал Основатель айкидо: «Я изучил более тридцати школ боевых искусств, и должен сказать, что айкидо это не синтез всех этих школ, как пишут во многих книгах. Айкидо создано Ки!».

Я задал себе вопрос: «Почему он так сказал? Почему он говорит, что айкидо создано с помощью Ки, а не является синтезом, сборкой?».

Потому, что все техники боевых искусств созданы для того, чтобы уничтожить человека. Во время таких тренировок говорят: «Вот так ударь», но «вот здесь мы остановим» потому, что если довести эту технику до конца, это значит, как минимум, сломать.

О-сенсей в такие моменты, вместо того чтобы сломать человека, его притягивает и ведёт. Смотрите [показывает «ириминаге»], никто не сделал друг другу больно, и вот так всё это может закончиться [техника, изначально предусматривающая уничтожения врага, была выполнена по другой алгоритмике (с другого алгоритмического уровня, с другими целями и, исходя из этого, несколько другим способом и по другой форме) и потому закончена с другим результатом: она выполнила положенную ей принадлежностью к боевому искусству функцию защиты, но при этом никто не пострадал]».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

А главным способом реализации в тренировке всех перечисленных выше методических установок становиться принцип «ограничения формы и количества практикуемых техник», состоящий в том, что, «после того, как базовая форма основных техник, в целом, разучена, она должна быть условно зафиксирована», позволяющий решение задачи «по постоянному повышению прикладной эффективности практики» перевести в аспект «изменения (настройки) духовного состояния человека, выполняющего технику», превращающим практику айкидо в «искусство духа», ведущего к достижению способностей его основателя.

«Делайте только «иккё, сувари ваза» и у вас будут те же способности, что и у меня [Морихея Уесибы]».

Ж.Блез, семинар по айкидо.

То есть, вместо «неограниченного количества техник, ограниченных одним и тем же состоянием духа, и потому остающихся на одном и том же неизменном уровне прикладной эффективности» – «ограниченное количество приёмов, но неограниченные возможности духовного совершенствования, открывающие такую же бесконечную перспективу росту прикладного мастерства». Когда «повторяющиеся колебания» (т..е. повторение техник в процессе практики) нужны не для изменения формы (не для того, чтобы посмотреть, что из этого вышло и затем опять как-то её исправить или перестроить), а для фиксации и контроля изменения состояния духа – того, что действительно определяет прикладную эффективность, и что, при переходе к его новому (более высокому в Иерархии) типу, автоматически изменяет и форму одних и тех же разучиваемых техник, и наполняет их новой (повышенной) прикладной эффективностью.

Именно «живая алгоритмика», формирующая особый, растущий, поток передаваемой в технике, становящейся особенной по своему содержанию, информации, и позволяющей решать этой техникой новые функциональные задачи, находится в основании практики всех искусств духа и определяет методические особенности их изучения.

Именно «живая алгоритмика» является причиной и тех необычных эффектов, сопровождающих и характеризующих духовные практики, и тех странных высказываний мастеров, направленных на описание и раскрытие специфики их искусства и метода практики, и, в то же время, непонятных тем, к кому они обращены.

Таких, как упоминаемые нами ранее замечания Основателя айкидо об «исчезновении времени и пространства». Или об «исчезновении формы техники», например, о том, что «вчерашние техники сенсея были с ошибками», при том, что сегодня он показывает тоже самое, что «техники не главное» и что о них вообще «следует забыть», несмотря на то, что в своей практике только техники и делаем, или что в овладении прикладным мастерством «глупо ставить на секретные техники».

«Не увлекайся внешней формой ситуации. Искусство Мира не имеет формы… В конце концов, ты должен будешь вообще забыть о технике».

«Если будешь рассчитывать на тайные техники, то ничего не достигнешь».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

Или о том загадочном «одном», что позволяет победить «многих».

«Оттачивая свою технику: Используй Одно, чтобы победить Многих! Такова дисциплина Воина».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

И именно многоуровневый подход к изучению техник и понимание «живой алгоритмики» естественного процесса технического совершенствования объясняет и «феномен загадочности» поучений мастеров Пути («забудь о технике», «изучай одно, чтобы победить многих») и «странность» их методические требования к организации практики («делай только иккё») и странные результаты этой практики (проявляющиеся, как в действительном «исчезновении формы техник», в том смысле, что самые разные по своей базовой форме техники, «живя и развиваясь», вдруг становятся чем-то одним и тем же похожим друг на друга по своему выполнению, и при этом, оставаясь похожими на техники традиционного будо, в корне отличаются от них; и то, что глубокое изучение одной техники, на самом деле, повышает эффективность всех остальных техник, даже тех, к изучению которых ещё не приступали). И, главное, многоуровневый подход к изучению практического искусства становится основанием, сначала, для восприятия и понимания тех объективных процессов, которые стоят за этими странными и загадочными поучениями сенсеев, а, затем, и для осознанного использования и тех и других (и процессов и высказываний) в организации своей практики, и приближения к уровню прикладной эффективности основателя изучаемого искусства.

******

Comments (0)

Оставьте мнение: