Окт 31 2016

Признаки места, где преподают настоящее айкидо

Category: ДневникЕвгений @ 12:17

(Картинка к записи)

Попасть в зависимость к учителям, не принимающим во внимание «подчинённость практической эффективности состоянию нравственности», для людей, искренне пожелавших приобщиться к искусству к искусству О-сенсея, действительно, плачевно.

Доверившиеся таким учителям ученики, разучивающие и отрабатывающие, казалось бы, техники айкидо, в известном айкидо-клубе, в зале под портретом О-сенсея, даже не подозревают о том, что айкидо, они не изучают, и могут так никогда и не узнать о том, что такое настоящее искусство айкидо.

«Плачевно впасть в ложное БУДО, не зная настоящего БУ японца».

«В Японии с давних времен существовал закон единоборства БУДО – не убивать, не ранить. Истинное БУДО нашей страны, это путь достижения очень большой гармонии, это значит очищение тела и сердца. Устанавливать на Земле Устав Неба и непрерывной практикой создавать и защищать всё.

Вот правило БУ. Но с наших дней люди, которые говорят или практикуют БУ в основном не знают истинного японского БУ, они впадают в ложное БУДО, не первоначальное и это в самом деле плачевно». («газета шк. Айкикай». 10 ноября 1960).

Ж. Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г. Именно для предотвращения таких ситуаций О-сенсей в представлениях своего «искусства Мира» обращал внимание не на форму техник, общую с традиционным будо, а на принципы их практики, коренным образом отличающиеся от принципов «искусства Войны». Именно для этого и мы в предыдущих записях уделили время рассмотрению признаков безнравственной диктатуры (к которым в т.ч. относим: принуждение; закрытость; секретные техники; непомерно высокая плата за обучение; навязывание проблем, не имеющих отношения к практике искусства; запрет на творчество; возвеличивание себя, своего стиля и своего кумира; алгоритмика технического совершенствования, при которой исправляют механику движений, вместо исправления внутреннего состояния, превращая «практику духа» в натаскивание; отождествление мастерства с количеством разученных техник), опирающейся на иждивенческий способ преодоления «защиты от дурака» в овладении высокой эффективностью практической деятельности, намерено создающей зависимость учеников от конкретного преподавателя, уводящую их с пути практики оригинального айкидо и останавливающую их духовное развитие.

Найти место, где преподают настоящее айкидо, а по сути – найти учителя, преподающего айкидо, как искусство духа, – пожалуй, самая важная задача для тех, кто захотел бы заняться его изучением. И, как оказывается, близкая расположенность тренировочного зала от дома, или принадлежность его к известному и модному фитнес-клубу, это не самые главные доводы для такого выбора.

«Есть старая поговорка, в которой говорится, что «Лучше три года искать хорошего учителя, чем начать на три года раньше!». Хорошо рано начать обучение, но учиться у хорошего учителя намного более важно».

М. Мафудзи (5 дан кендо). Как узнать хорошего инструктора (интервью).

Конечно же, как и любое другое возможное в Жизни препятствие, проблема поиска учителя преодолевается нравственностью человека. Однако при умолчании (в том случае, когда зависимость её решения от нравственности не осознаётся), она решается текущим уровнем нравственности ученика: каковы реальные нравственные ориентиры человека, такой и учитель встретится на его пути. «Когда ученик будет готов, появится и учитель», – говорит старинная поговорка.

Фото 1.

Вместе с тем, наличие в духовном состоянии человека нравственной устремлённости (той несознаваемой связи с Богом, или совести (по-русски – совместное ведание; совместное с Богом ведание), которую О-сенсей, после освоения секретов многих школ боевых искусств, описывал словами: «мой дух не был удовлетворён»), становится тем объективным условием, создающим обстоятельства для того, чтобы ученику «встретился» учитель обладающий нравственностью соответствующий уже не «текущему уровню нравственности» ученика, а уровню его «нравственных устремлений» (уровню этических побуждений).

«Я упражнял мой дух в будо, когда мне было 15 лет, я посещал учителей фехтования и дзю-дзюцу многих регионов. Я усвоил за несколько месяцев секрет каждого из самых новых учителей. НО НЕ БЫЛО В НИХ НИЧЕГО ТАКОГО, ЧТО ПОМОГЛО БЫ МНЕ УЗНАТЬ СУЩНОСТЬ БУДО, КОТОРОЕ МОГЛО БЫ УДОВЛЕТВОРИТЬ МОЙ ДУХ». («Aikido», Киссёмару Уесиба,1957, переиздано 1985).

Ж. Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Во всяком случае, встречая разных мастеров и определяясь в выборе своего учителя, нравственная устремлённость человека, как неосознаваемая связь с Вершиной Иерархии Объективной Нравственности, позволит ему, почувствовать скрывающийся за яркой вывеской подвох, и он не станет тренироваться там, где нет неподдельной и не показной, искренности в отношениях с учениками, а главное, нет, будь то осознаваемой или неосознаваемой, связи с Богом. Понимая, что технически не способен сделать то же самое, что и называющий себя учителем, он, по факту превышения своего нравственного уровня над уровнем официального преподавателя, будет чувствовать, что то, что предлагается ему в качестве цели обучения, но являясь, всего лишь «секретами тела», ему неинтересно и не вызывает побуждений к изучению. Вызывать и поддерживать искренний и непрекращающийся интерес, а затем и по-настоящему развивать человека (раскрывать заложенный в него генетический потенциал) способны тайны высокого духа, а не секреты натаскивания тела. Поэтому, в идеальном варианте, не столько техническое совершенство и прикладная безупречность, сколько восприятие некой духовной тайны, присутствующей в мастерстве учителя и указывающей на ещё неизвестные ученику уровни духовности, должно быть основанием для осуществления выбора своего наставника.

При всём этом, вполне возможно, что хороший учитель, и тем более инструктор айкидо (т.е. те, кто обучают настоящему айкидо), могут чего-то и не уметь из того, что показывал О-сенсей или известные мастера айкидо. Однако главное для осуществления верной практики айкидо состоит не в том, что учитель чего-то не умеет, а в том направлении, в котором он идёт и на которое указывает своим ученикам. С одной стороны, следуя в верном направлении, инструктор, рано или поздно, способен овладеть и этой, и другими способностями О-сенсея и подвести к ним своих учеников, а, с другой, – что мешает ученикам, получившим представление о верном направлении практики, двигаться по нему быстрее и дальше своих учителей?

«…Строй новые, [но при этом обязательно] лучшие формы…».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

Тем более, что сегодня существует острая нужда в раскрытии и освещении тонких признаков и глубины перспективы практики оригинального айкидо на всех уровнях преподавания, в т.ч. и на самых высоких. Это нужно и потому, что никто из адептов айкидо так и не повторил в полном объёме способностей Основателя искусства, и потому, что разъяснение и освещение методики практики О-сенсея, соблюдение которой позволяло бы его последователям гарантировано достигать его прикладных способностей, стало бы условием сохранения его оригинального искусства от изменений и подделок, неспособных на такое.

«Некоторые создали свои собственные техники, хотя они до сих пор не могут сделать то, чему учил О-сенсей. Он мог остановить человека одним пальцем. Немногие могут хотя бы приблизиться к этому. Немногие хотят следовать учению полностью. В этом смысле моя практика отличается от остальных. Если такая традиция сохранится, ваза О-сенсея исчезнет вместе со мной. Этого не должно случиться».

М. Хикитсучи. Интервью. г. Париж, 1984г.

«Для меня проблема номер один – это то, что практически никто так и не смог достичь уровня Основателя. Если же кому-нибудь это удастся – тогда, пожалуй, айкидо нельзя будет изменить. Другая важная проблема: несмотря на то, что количество людей, преподающих айкидо, постоянно увеличивается, никто из них не занимался у Основателя. Более того, большинство из них даже не бывали в Японии. Часто это приводит к тому, что кто-то из них начинает учить вещам, совершенно противоположным тем, о которых говорил Основатель, к примеру, что нужно смотреть в глаза сопернику и т. д. Если так будет продолжаться, то, скорее всего, айкидо распадется на несколько направлений. Мне бы этого очень не хотелось».

Ж. Блез. Решающей для меня стала встреча с учителем. Айкидо в Сибири №3, 2003г.

Вместе с тем, мы считаем важным обратить внимание не только на признаки безнравственных методик преподавания, но и, исходя из наставлений и самого О-сенсея и указаний учителей, действующих и обучающих в линии его преемственности, осветить и те некоторые практические подходы, которые являясь характеристиками нравственного способа преодоления «защиты от дурака», во-первых, могут послужить и признаками учителя и места, где занимаются практикой настоящего айкидо. А поскольку главной задачей наших исследований является «воссоздание методики практики айкидо О-сенсея», то, во-вторых, ещё и быть методическими приёмами, предотвращающими возможность склонения к использованию в тренировочном процессе иждивенческих способов обучения, уводящих адептов айкидо с пути практики Основателя искусства.

******

Фото 2.

В первую очередь, к таким признакам следует отнести выдвижение требования о необходимость «много тренироваться» и создание условий для его реализации. Это важно для того, чтобы во избежание попадания в иллюзии, в своих действиях, суждениях и выборе опираться на личный практический опыт взаимодействия с Окружающей Действительностью. И особенно много инструкторам – тем, кто занят осуществлением методической работы и ведёт за собой других людей.

«Прогресс приходит к тому, кто тренируется и тренируется…».

«Никогда не считай себя всезнающим, совершенным мастером; ты должен продолжать тренироваться ежедневно вместе с друзьями и учениками, чтобы продвигаться в Искусстве Мира».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«Да, несмотря на то, что вы все тут преподаватели, необходимо учиться и совершенствоваться и вам самим. Ваша задача не только добиваться прогресса в обучении своих учеников, но и не останавливаться в своём развитии.

В зависимости от тех учеников, которые у вас занимаются, нужно подбирать такие техники, нюансы которые они способны воспринять и, поэтому, будут помогать им развиваться. Однако необходимо, чтобы и вы так же двигались вперёд. Именно в этом заключается трудность в преподавании. Нужно всегда идти вперёд, опережая своих учеников. Вы всегда должны их опережать».

Ж. Блез, мастер-класс, г. Новосибирск, октябрь 2011г.

Обычно же, расписание занятий в группах айкидо включает две тренировки в неделю, а желающим практиковать больше, предлагается это делать, либо за дополнительную плату, либо в другом месте. Бывает и так, что летом, под предлогом отдыха от тренировок, занятия отменяются и вовсе.

******

Фото 3.

При этом в организации практики следует ориентироваться не только на своих непосредственных наставников, но и на учителей своих наставников, в т.ч. и Основателя искусства и, конечно же, на Того, у Кого учился сам Основатель.

«Не упусти случая Поучиться у чистого голоса Горного ручья, Плещущегося среди камней».

«Твой ум должен гармонировать с тем, как работает Вселенная; твое тело должно двигаться в такт движениям Вселенной; тело и ум должны быть связаны воедино в деятельности Вселенной».

«Учись у богов и посредством упорной практики Искусства Мира становись единым с Божественным».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«… Можно сказать всякое. Что он [Основатель] был слишком стар, говорил всякую ерунду и вообще был не в себе. И тогда можно спокойно заниматься чем угодно, повесить фото О-сенсея, но делать то, что захочется. Во многих местах с айкидо именно это и происходит – О-сенсей там уже никому не нужен. Потому, что если человек не ищет того чему учил О-сенсей, то это означает, что О-сенсей ему больше не нужен».

Ж. Блез. Учебный семинар по айкидо. г. Санкт-Петербург, 2004г.

Однако позиция, в которой Основатель искусства неинтересен, потому что непонятен или устарел, изначально не способна решать задачу овладения прикладными его способностями, так как, в обоих случаях, отказываясь от идеи духовного развития (в первом случае, занижая уровень притязаний и, вообще, не ставя такой цели, а, во втором, высокомерно относясь к оригинальному методу практики искусства и опираясь на достижения современной технократической культуры), подменяет оригинальную методику практики искусства и ведёт к отказу от использования (а потом и к утере) знаний, достигнутых духовным восхождением, которые получить другим способом невозможно.

«То, что показывает О-сенсей, я не понимаю и мне это не интересно в данный момент. Я не занимаюсь тем айкидо, которое показывает О-сенсей. Я не понимаю то, что он делал, и не вижу смысла это повторять. Мы делаем то, что нам показывают его последователи… Я делаю то айкидо, которое мне интересно, … которое интересно моим ученикам».

М. Сафронов (5 дан Айкикай, представитель в России К. Тисье, 7 дан Айкикай), видеофильм «Айкидо. Гакумон додзё».

«С точки зрения современного человека, Морихей Уесиба, скорее, не средоточие айкидо, а в большей мере человек, который дал толчок его развитию. Именно так преподают айкидо во всём мире, и оно продолжает всё больше и больше набирать популярность».

«Благодаря своей всемирной популярности айкидо было подвержено другим культурным влияниям, развивалось и продолжает развиваться дальше в различных направлениях в соответствии с задачами его инструкторов».

Б. Рёдель. Айкидо: Основы. Принципы. Техники. Эксмо, Наше слово, Москва, 2012г.

******

Фото 4.

Очевидно, что для того, чтобы в своих занятиях опираться на опыт О-сенсея, необходимо быть знакомым с его высказываниями по вопросам организации практики айкидо.

«Вам надо вспомнить обо всём том, что говорил О-сенсей, это самый короткий путь для постижения истинного айкидо».

М. Хикитсучи. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998г.

Существует мнение, что по разным причинам О-сенсей не смог выразить всего того, что составляло суть созданного им учения и практического искусства, а то, что выразил невозможно однозначно понять и использовать в практике занятий. Вследствие чего, мы и имеем сегодня такое огромное количество направлений и школ айкидо, каждая по-своему, интерпретирующих его высказывания. К тому же, как было показано выше, со времени возникновения, айкидо ушло далеко вперёд от своего основателя, всего лишь когда-то давшего толчок к его развитию. И поэтому особое внимание на высказывания О-сенсея обращать не стоит.

«Уесиба хорошо понимал айки, но, к сожалению, недостаток образования очень сильно ограничил его способность передать это знание своим последователям».

Ф. Дж. Ловрет. Путь и сила: секреты японской стратегии, г. Киев, «София», 2000г.

«С точки зрения современного человека, Морихей Уесиба, скорее, не средоточие айкидо, а в большей мере человек, который дал толчок его развитию. Именно так преподают айкидо во всём мире, и оно продолжает всё больше и больше набирать популярность».

«Благодаря своей всемирной популярности айкидо было подвержено другим культурным влияниям, развивалось и продолжает развиваться дальше в различных направлениях в соответствии с задачами его инструкторов».

Б. Рёдель. Айкидо: Основы. Принципы. Техники. Эксмо, Наше слово, Москва, 2012г.

«Тогда у меня возникает вопрос: почему у практиков айкидо, даже учеников самого Уесибы, были такие [большие] проблемы с применением айкидо в реальных ситуациях? В конечном счёте, всё сводиться к игре в поддавки. Не думаю, что О-сенсей был плохим учителем и методистом?» (Drake, (старожил)).

«В общем здесь, в зависимости от конечной цели своих занятий, каждый дует в свою дуду, в основном – делай, как я. Так что Уеcиба здесь совершенно ни при чем. Не оставил он методики». (Начинающий (модератор форума)).

Будо-форум. Айкидо. Путь Морихея Уесибы, октябрь 2016г.

Вместе с тем, как уже было отмечено, существует и другая точка зрения на возможность и важность понимания того, о чём говорил и чему учил Основатель айкидо.

«Многие ученики О-сенсея говорят, что понять его было очень сложно. Я же думаю, им просто не хватало терпения и знаний. Если ты изучал и обдумывал то, что он говорил, то понять его было не так уж сложно. Садатэру Арикава».

С. Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

Благодаря же Жерару Блезу, мы не только имеем убеждение в том, что загадочные наставления О-сенсея можно понимать, но и в том, что в своих объяснениях и наставлениях по организации практики айкидо Основатель дал весь необходимый спектр пояснений, по своей ширине и глубине достаточный для того, чтобы найти ответы на все возникающие в ходе практики вопросы.

«На все вопросы по практике айкидо можно найти ответы в текстах О-сенсея… Он, на самом деле, всё объяснил. Однако люди этого не понимают потому, что не пережили этот опыт [который пережил О-сенсей, и с точки зрения которого он объяснял принципы айкидо, и который содержит ответы на все возможные вопросы] сами».

Ж. Блез, семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Кроме того, как можно видеть, сенсей Жерар Блез показал и метод, позволяющий понимать непростой язык О-сенсея и находить в его объяснениях указания, ведущие к повторению его же практической эффективности: держать в памяти высказывания О-сенсея (а для этого с ними нужно ознакомиться) и тренироваться по описанной им методике, преследующей цели и погружающей человека в практические обстоятельства, аналогичные тем, в которых О-сенсей приобрёл практический опыт, приведший его к созданию айкидо (в условия для приобретения того же личного практического опыта, который пережил О-сенсей и на основании которого им было создано айкидо; и для этого аспекты этих условий надо также знать и уметь создавать).

«Чтение трудов [О-сенсея], даже для японца, очень трудно. В самом деле, Основатель айкидо использовал специфический словарь, истоки которого надо искать в древнем учении синто. Некоторые слова и выражения он создал сам, чтобы наиболее точно выразить свои мысли, описать свои чувства. Однако, даже обычная фраза, часто встречаемая в обиходе, приобретает [в его употреблении] особый смысл, так как понятия, описываемые учителем Морихеем Уесибой, не принадлежат обыденному миру. Очень часто О-сенсей говорил по интуиции и обращался к интуиции своего собеседника.

Мой опыт неоднократно показал, что объяснения создателя айкидо, смысл которых непонятен при первом чтении, со временем, с проведением тренировок, становились понятными и воспринимаемыми. Но это восприятие было возможным только, если фразеология учителя была соблюдена.

Так, бессознательно удерживаемые в памяти одно слово или одна фраза, однажды в процессе тренировки, вдруг обретают конкретный смысл, наполняются конкретным содержанием. В этот момент вы поймете, что объяснения достигли своей цели. Если после этого перечитать тексты, то могут быть прояснены и другие его слова и фразы.

Именно таким образом, по моему мнению, нужно подходить к пониманию слов О-сенсея, а не стараться это делать как с «научной» книгой, удовлетворяющей разум и мышление».

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

В связи с тем, что практика айкидо имеет уровни обучения, важно не только знать высказывания Основателя искусства, но и, время от времени, возвращаться к их осмыслению и переосмыслению. И тогда в одних и тех же наставлениях О-сенсея можно будет обнаруживать новые смыслы, использование которых в практике, будет условием для продолжения роста технического мастерства.

******

Фото 5.

Среди наставлений учителей особое внимание обращать на высказывания, смысл которых не бывает сразу понятен и даже кажется странным, именно потому, что, «обращённые к интуиции собеседника» (т.е. обращённые с неосознаваемых им (собеседником) уровней Объективной Нравственности) они являются признаком существования неосвоенных человеком высших уровней нравственности, а значит, и признаком соответствующих им неизвестных уровней практики, осознание которых и будет основанием для шага на новую ступень прикладного мастерства.

«Непонятность» – один из признаков принадлежности к ещё неосознаваемому уровню Иерархии Объективной Духовности. Пока есть загадочная информация, есть и основание для продолжения духовного развития. Морихей Уесиба, в своё время, потому и переходил от одного учителя к другому, что в изученной им школе будо не оставалось тайн – не оставалось перспективы продолжения развития.

«Что касается меня, я изучил к настоящему моменту без малого около 30 школ будо».(«Aikido Shinzui», стр.31).

«Я упражнял мой дух в будо, когда мне было 15 лет, я посещал учителей фехтования и дзю-дзюцу многих регионов. Я усвоил за несколько месяцев секрет каждого из самых новых учителей. Но не было в них ничего такого, что помогло бы мне узнать сущность будо, которое могло бы УДОВЛЕТВОРИТЬ МОЙ ДУХ». («Aikido», Киссёмару Уесиба, 1957г, переиздано 1985г).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

Конечно, можно сказать, что «то, что показывает О-сенсей, я не понимаю и мне это не интересно» и заниматься тем, что попроще – «тем, что нам показывают его последователи, и что интересно моим ученикам [по сути дилетантам, в силу объективных обстоятельств пока ещё ничего не понимающих в том, чем они занимаются]». Но именно загадка, тайна является стимулом для развития; там, где её нет, развитие останавливается.

И опять же, пережив озарение и осознав смысл какого-либо загадочного выражения Основателя, не нужно думать, что его тайна раскрыта и в отношении него не осталось никаких секретов. Исходящая из Иерархии Объективной Нравственности многоуровневость изучения практического искусства предполагает появление по нему несколько изменённого мнения – не нового, но расширенного и дополненного с точки зрения, достигнутой в ходе практики. Поэтому не только в загадочных, но и даже в, казалось бы, простых азбучных истинах со временем могут открываться всё новые и новые смыслы. И даже азбучные истины следует время от времени переосмысливать.

Известны описания нескольких фактов озарений, пережитых Основателем айкидо, в отношении понимания им сути истинного будо (в том числе о «предвидении направления полёта пуль», во время экспедиции в Монголию в 1924 году; о «видении золотого тумана» весной 1925 года, когда, по его словам, он «впервые осознал духовный источник боевого искусства», которое впоследствии было названо айкидо; о пребывании в необыкновенном состоянии 14 декабря 1940 года, в котором он «забыл все техники, которые выучил, и должен был заново воссоздать техники предков») после которых он вносил дополнения и поправки в названия, цели и методы своей практики будо.

Там, где однозначно интерпретируют смысл наставлений О-сенсея, нет практики искусства развития духа. Настоящий учитель – развивающийся – изменяющийся во времени – учитель. Он может преподавать одно и то же в качестве учебного материала, рассматривать один и тот же вопрос, но будет рассматривать его каждый раз с новых нравственных позиций. И такой подход обучения, порой, очень трудно воспринимается учениками; людям очень трудно расставаться со своими привычками (стереотипами поведения, обусловленными текущим уровнем нравственности).

Однако даже определений айкидо может быть множество. Можно говорить, что айкидо, это «путь гармонизации энергии», «искусство духа», а также «метод познания себя и Бога» или «метод обретения силы Божественной Любви» – и всё это будет верным, так как каждая конкретная формулировка определяется уровнем нравственности, с которого она даётся. И все эти определения не противостоят друг другу, а дополняют друг друга.

«У меня есть несколько уровней ответа на этот вопрос!».

Ж. Блез. Семинар по айкидо.

******

Фото 6.

Понимая общность технической базы айкидо с традиционными боевыми искусствами – все новые и лучшие формы в оригинальном искусстве О-сенсея строятся фундаменте классических стилей,

«Всю логику движений, по отношению к себе и партнёру, мы сохранили из старых техник. Положения, перемещения и жесты абсолютно не изменились …».

Ж. Блез, семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

«…На фундаменте классических стилей строй новые, лучшие формы».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

необходимо осознавать исходную точку практики айкидо. И надо сразу сказать, что это не дайто-рю айки-дзюцу.

Тренировка в выполнении техник таких же, которые изучают в практике айкидо и которые, действительно во многом вышли из школы С.Такеды, это ещё не практика айкидо. Практика айкидо начинается и присутствует там, где с помощью изучения его техник, решается задача духовного развития человека и в этих целях, для исправления механической структуры технических действий и повышения их прикладной эффективности, используются духовные указания Основателя искусства – указания в отношении направленности и методики преобразования мировоззрения человека, практикующего техники.

«Этот исключительный человек [О-сенсей], вследствие долгих занятий боевыми искусствами и духовными практиками, создал искусство, которое, соответствуя всем его знаниям о будо и феноменам, рождённым во время его духовных опытов, и имеет целью привести нас к видению Вселенной, обретённому им в ходе своих поисков».

Ж. Блез. Айкидо: поиск верного движения, Барнаул, 1999г.

«Не увлекайся внешней формой ситуации. Искусство Мира не имеет формы – оно есть изучение Духа».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

В этом контексте становятся понятными слова Жерара сенсея, сказанные на одном из проводимых им в Сибири семинаров. Представляете, какое замешательство может почувствовать непосвященный человек, услышав от мастера 7 дана слова: «Если вы думаете, что сейчас занимаетесь айкидо, то глубоко заблуждаетесь!» – обращенные к более чем сто человек из разных городов страны, в мокрой от пота одежде, запыхавшимся от нескончаемого повторения икке, никке, котегаеши, шихо-наге и других наге, среди которых были не только новички, но и ученики высоких уровней. Неужели люди, отдавшие по 10-20 лет тренировкам, находятся в неведении того, чем занимаются?!.. А объяснение ситуации, в общем-то, довольно простое: если практика направлена только лишь на овладение формами техник и не ведёт по пути изучения и изменения духовного состояния человека, то, это не практика айкидо.

«Нужно, чтобы вы поняли, что в технике айкидо соединены жесты и состояния тела».

Ж. Блез. Мастер класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2006г.

«Это всё [и духовные цели практики айкидо, и методика изучения технического аспекта] чётко прописано [и прописано О-сенсеем], но это забыли [забыли, для чего нужны техники айкидо] и попали в ловушку техник – «делаем только техники! [изучаем только механику жестов]».

«Ямада сенсей сказал однажды, что во времена О-сенсея техник было меньше, мы добавили много от себя. И вот приходит такая игра – две техники, три техники, четыре, можно делать, так, так, и так. Но это просто ловкость рук и [и в развитии духа] далеко нас не ведёт. Я так считаю».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, 2005г.

Айкидо начинается там, где выучив базовую форму техник, с их помощью, учатся выражать своё отношение к Окружающему Миру в лице своего партнёра.

«Я приезжаю к вам совсем не для того, чтобы учить вас как делать «никкё» или «санкьё»…

Нужно понять одну простую вещь: техника в принципе ничего не значит, важны взаимоотношения между вами и ваши партнером, а также и остальными людьми.

Техника – это механическая часть; но что происходит, когда я делаю вот это [показывает притягивание и ведение партнёра без физического контакта]?

Основатель сказал, что «айкидо – это тренировка силы притягивания». Это то что позволяет позвать и вести человека. И, выполняя технику, через неё надо отправить это послание своему партнёру.

Я приезжаю учить вас тому, как, благодаря технике, что-то дать от вашего тела телу партнера. Когда я делаю технику, именно это я ему даю!

А то, как делать «никкё» или «санкьё», вы можете научиться и без меня».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Барнаул, сентябрь 2008г.

******

Фото 7.

Именно для того, чтобы не впадать в заблуждение и не испытывать разочарований (узнавая после многих лет и получения сертификатов квалификационных степеней, что, на самом деле, вы айкидо не изучали), но иметь возможность для того, чтобы как можно скорее переступить некий рубеж и приступить к практике оригинального искусства, в местах практики настоящего айкидо до учеников доводится не только понимание рубежа, с которого она начинается, но и представление о физических и ментальных критериях духовного развития, используемых для регистрации наличия (пересечение границы практики искусства духи) и определения характера духовных изменений, происходящих под её воздействием.

Главный практический ориентир духовного развития, который наиболее всем понятен и который наиболее легко замечать и использовать в тренировке – это расслабление. Исходя из причинной зависимости, говоря о расслаблении в айкидо, в первую очередь, следовало бы рассмотреть признаки ментального расслабления, высшим уровнем выражения которого, в лексике Основателя искусства, является состояние Божественной Любви.

«Много троп ведёт к вершине горы Фуд-зи, но эта вершина одна – Любовь».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«Айкидо – это осуществление Любви [выражение состояния Любви в техниках боевых искусств]».

М. Уесиба. Айкидо – истинное будо. Искусство мира, «София», Киев, 1999г.

«Айкидо – есть Любовь человеческого существа, Любовь Бога, Любовь нации – это значит, что айкидо это не что иное как только действие любви всего живого.

Эта функция любви формирует Вселенную и строит страны. Процесс строительства стран по Богу обозначает только действие Любви. Действительно это действие защищает Вселенную и все существа. Она заключается в великом принципе и в великом пути, которые позволяют Вселенной и всем существам развиваться и жить. Это значит, что этот великий принцип и этот путь айкидо действует на Земле, чтобы эта Небесная миссия смогла реализоваться.

Облик неповторимой Вселенной и всех равных вещей уравниваются обликом Души и обликом Любви. Айкидо единственный путь, который может объединить мир». («Aikido Magazine», №6, 1985г, стр.26).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

Однако идея «проявления Любви в техниках боевых искусств», относится к тем самым его странным наставлениям, которые будучи выражением нравственности, достигнутой им в своих духовных поисках (по сути, являющейся «воротами» в мир айкидо О-сенсея), но, при этом, настолько далеко отстоящей от нравственности приходящих в айкидо людей, что порой становится фактором, препятствующим процессу ментального расслабления, мешающим им понять и использовать в практике объективные закономерности, действующие на этом уровне духовности.

Поэтому учителя – практики и грамотные методисты, понимая, с кем имеют дело, не избегая темы совсем, как правило, в тренировке мало рассуждают о любви.

«Расслабить здесь [в груди]», это выражение, которое я использую в своих объяснениях. Однако то, что происходит на самом деле [то, что стоит за этими словами] сложно объяснить. Вместе с тем, нужно иметь в виду, что на определённом этапе [развития айкидо] О-сенсей говорил, что всё [главная работа при выполнении техники] происходит здесь [в груди].

Но пока что, используя те формы техник, которые я вам даю, мы учимся очень точным и понятным вещам: положения рук, положения ног, как мы входим, как мы двигаемся. Здесь всё очень ясно и чётко. Это не то, что «ах как это всё красиво, любовь и прочие тра-ля-ля [и прочие неопределённости, индивидуальные для разных людей]». И возможно, со временем, понимание того непонятного, о чём говорил О-сенсей, к нам придёт».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2015г.

А для описания необходимого для практики айкидо О-сенсея ментального состояния, являющегося неотрывным компонентом технических жестов, используют более понятные ментальные установки, в том числе и такую, как «ничего не иметь против партнёра».

«Мы работаем в направлении развития силы притягивания [в направлении развития способности привлечения партнёра]. Поэтому в нашем движении [составляющем технику] не должно быть ничего против партнёра. Вот это надо изучать: как располагать себя до того, как он начнёт атаковать, и при этом не меть ничего против него.

Однако эти вещи в айкидо исчезли, люди больше не притягивают, а угрожают. Но если мы угрожаем человеку, то он меняется соответствующим образом ментально и физически, и, в результате, он будет действовать по-другому, как если бы он действовал в условиях, где угрозы нет. Нужно чтобы вы это хорошо понимали».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2006г.

И специальными методическими приёмами создают в тренировке такие внешние условия по отношению к занимающимся, которые помогают им создавать и поддерживать в своём внутреннем состоянии духовный настрой, соответствующий этой ментальной установке.

Например, безоговорочно запрещают проведение соревнований.

«Если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их – это приводит к твоему ослаблению и поражению».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«Поэтому соревнование в выполнении приемов, выявление победителя и побежденного – не истинное будо. Истинное будо не знает поражения. «Непобедимый» означает «никогда не сражающийся [никогда не соревнующийся]».

М. Уесиба. Айкидо – истинное будо. Искусство мира, «София», Киев, 1999г.

«Основатель Морихэй Уесиба создал Айкидо на основе своих убеждений и философии, которая заключается в следующем: «Айкидо есть путь воспитания духа любви ко всему сущему в этом мире и создания духа гармонии, благодаря которому все живые существа в этом мире могли бы пребывать в гармонии». В соответствии с этим принципом Основатель учил, что: «В айкидо нет и не может быть состязаний и соревнований».

Поэтому недопустимо проведение любых состязаний, соревнований или турниров, под каким бы то ни было наименованием, на которых производилось бы сравнение или оценка техники. Недопустимо соревноваться или состязаться с целью победы.

Все, что противоречит этому учению Основателя, не есть айкидо.

Я от всей души надеюсь, что все члены Федерации Айкидо АЙКИКАЙ России будут практиковать айкидо в соответствии с традицией, созданной Основателем и унаследованной Досю Моритэру Уэсиба, и призываю Вас помнить заветы Основателя».

М. Уесиба, Айкидо Досю, Токио, 15 апреля 2003г. (ответ на письмо М. Карповой, председателя Тренерской Комиссии Федерации Айкидо Айкикай России, по теме «Айкидо и соревнования»).

В самой жёсткой форме пресекают возможности проявления любого вида состязательности, по своей сути, являющейся облагороженным прикрытием агрессивного духа, разрушающего нравственные основы личности человека и оказывающей серьёзное негативное влияние на продвижение в практике айкидо. Для составления методики практики айкидо представляется интересным тот факт, что Хикитсучи сенсей в своем додзе в Шингу, в связи с неспособностью учеников, самостоятельно отказаться от совершения агрессивных действий в ответ на противодействие партнёров, вовлекающие их в несоответствующие духу айкидо потасовки, запретил им выполнять атэми.

«У вас должно быть представление о направлении в нашей тренировке, что айкидо – это развитие силы притягивания, и техники айкидо созданы для того, чтобы раскрыть в людях эту способность. Мой опыт показывает, что чем больше вы расслаблены, тем больше проявляется эта способность. Однако в этом состоит одна из трудностей осуществления практики. Хикитсучи-сенсей в Шингу запретил показывать атэми, потому, что люди часто занимаются только этим и, часто, друг друга даже травмируют».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2006г.

Понимая, что оружие в руках партнёра нисколько не способствует ментальному расслаблению, так необходимому для проявления способности привлечения партнёра, ограничивают (а в отношении начинающих – запрещают) работу с оружием в парах.

«… 43 года назад, весной 1965 года, кажется, это был день моего поступления в ученики Хомбу Додзё, перед началом тренировки я увидел боккен, висевший на стене. Мне захотелось взять его в руки, но в тот момент, когда я только прикоснулся к нему, из дальнего угла додзё на меня, подобно грому, обрушился чей-то голос, который сурово и на весь зал сделал мне замечание: «Ты что делаешь?». Сначала я даже не понял, что произошло, кто на кого и за что накричал, я даже в лицо ещё никого из учителей не знал. Через некоторое время я понял, чей это голос, потому что накричавший на меня человек после небольшой паузы добавил: «Белый пояс не должен даже прикасаться к боккену или дзё. Боккен и дзё – для тех, кто уже освоил базовую технику айкидо». Слова эти относились ко мне, но я понял, что они звучали для всех присутствующих в додзё. Это был Основатель …».

Т. Имамура. Из материалов сайта Алтайской конфедерация боевых искусств (aikidodze.ru).

На вопрос корреспондента журнала «Blak belt» «какое место в айкидо занимает работа с оружием?», Жерар сенсей отвечал:

«Практически нет этого места. Когда я начал заниматься айкидо 43 года назад, мы не занимались с оружием, в то время Основатель был еще жив. Потом неожиданно мы начали много этим заниматься, и все более объяснялось тем, что айкидо произошло от работы с оружием. Но уточнения никакого не было, никто не мог конкретно сказать, что именно пришло в айкидо из работы с оружием. То ли манера передвижений, то ли атаки, то ли форма ударов, точно сложно сказать. Есть учителя, которые, для того чтобы доказать, что айкидо происходит из работы с оружием, стали изменять технику. Они говорили, раз меч идет вот так, значит мы должны во так двигаться. После смерти О-сенсея большое количество учителей айкидо начали много работать с оружием, но при жизни Основателя этого не было.

Я думаю, что если бы работа с оружием была настолько важна, О-сенсей очень чётко всё это объяснил, а он этого не делал. И сейчас учителя, взяв в руки оружие, делают все по-разному. Именно поэтому я предпочитаю говорить, что нет особой связи. Иначе люди в определенный момент начинают думать об оружии, забывая, что говорил Основатель айкидо».

Д. Гербич. «Мастер айкидо Ж.Блез», «BLСEK BELT», №3, 2007г, стр.62-65.

Сначала ментальное расслабление и, благодаря ему, – мягкие руки, и только затем – оружие! Сначала правильное состояние сознание и только после этого бокен!

«Однажды я вам расскажу, как работать с мечом! Но если вы сейчас учитесь делать «никкё» и руки у вас остаются мягкими, то вы уже учитесь держать меч!».

Ж. Блез, мастер-класс по айкидо, Новосибирск, 2006г.

«Теперь по поводу того, что О-сенсей злился, если люди занимались с оружием в Хомбу Додзё. В действительности, я сам видел, как О-сенсей злился, однако это было потому, что люди делали парную практику с мечом (кумитачи), хотя они не могли делать достаточно хорошо даже самостоятельные упражнения с мечом (субури). Я думаю, О-сенсей считал, что если его ученики собираются заниматься с мечом, то они должны делать это правильно. И он злился, если видел, что они просто размахивают мечами, как будто играют в какой-то самурайской драме».

Х. Изояма. Интервью (22 октября 2009 года, автор Dark Paladin).

******

Comments (0)

Оставьте мнение: