Ноя 03 2016

Признаки места, где преподают настоящее айкидо: Терминология: «Нет защиты»

Category: ДневникЕвгений @ 15:01

(Картинка к записи)

В высказываниях О-сенсея и его последователей, вместе с рекомендацией «нет шомен» (а, по сути, нет атаки), парадоксальной по отношению к сложившемуся представлению о методах изучения систем самообороны (когда один нападает, а другой защищается), можно найти и глубокие объяснения необходимости её соблюдения в практике оригинального айкидо.

Эти объяснения, указывают на существование тех объективных процессов, которые, занимая наиболее высокое иерархическое положение в Космическом Мироздании и обуславливая собой главные Закономерности Космической Гармонии, составляют специфику опирающегося на них боевого искусства Морихея Уесибы (по одному из данных им самим определений – «искусства Гармонии»), проявляющуюся в феномене «притягивания и ведения атакующего партнёра» и этим обеспечивающую его особую прикладную эффективность.

Соблюдение же требования «нет шомен» в методе изучения будо О-сенсея, или, другими словами, следование указанию о «начале выполнения техники до атаки партнёра», является необходимым условием, обеспечивающим в ходе практики айкидо, как непосредственное личное чувственное выявление учениками этих приоритетных, объемлющих все остальные (и оказывающих на них управляющее воздействие) процессы, так и приобретение навыков их использования в своей практической прикладной деятельности.

******

Принято считать, что айкидо, являющееся неагрессивным боевым искусством, построено только на защитных техниках (на специально созданных техниках, выполняемых в ответ на нападение), и что в нём нет атаки со стороны выполняющего технику – нет действий, наносящих вред противнику. Однако это верно лишь отчасти. Да, в настоящем айкидо нет атаки, нет проявления агрессии. Даже понятия «враг» и «противник» в учении О-сенсея, утрачивая свой общепринятый смысл, превращают нападающего в партнёра по тренировке, в сотрудника, без которого невозможно совершенствоваться в практике изучаемого искусства.

«В Искусстве Мира нет атаки. Если ты нападаешь, это означает, что ты не владеешь собой. Никогда не убегай от вызова, но не пытайся неестественным образом подавить или подчинить своего противника».

«Противники идут сплошным потоком, но на самом деле нет ни единого противника.

Причинить вред противнику – значит причинить вред себе. Сдерживать агрессию без причинения вреда – это и есть Искусство Мира».

«Если твоё сердце достаточно велико для того, чтобы принять в себя твоих противников, ты можешь видеть их насквозь и избегать их нападений. И когда ты примешь их в себя [когда перестанешь их воспринимать врагами, перестанешь им противодействовать и начнёшь взаимодействовать], то сможешь направлять [притягивать и вести; управлять] их по пути, указанному тебе Небом и Землей».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«В айкидо О-сенсея нет врагов. Если вы думаете, что в будо есть противники, враги и что будо сделает вас более сильным, чем они, это совершенно ложно. В настоящем будо нет ни противников, ни врагов». («Takemusu Aiki», стр.192).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

Но, вместе с тем, мало кто обращает внимание на то, что в айкидо О-сенсея нет и защиты; нет защищающегося. Если говорить точнее – нет ментального состояния защиты в том, кто выполняет технику.

«Айкидо, это не атака и не защита, это ПРИТЯГИВАНИЕ партнёра».

М. Хикитсучи. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998г.

И это чрезвычайно существенное замечание, так как отсутствие ментального состояния защиты в айкидо предполагает и иной характер выполнения его (общих с традиционными видами будо) техник, благодаря которому они и становятся техниками нового искусства.

Как отмечает Хикитсучи сенсей, после войны техники изменились: исчезла защита; практика стала другой: появилась новая методическая задача тренировки – учиться воспринимать намерение партнёра и начинать техники до его физической атаки.

«Практики, несомненно, стали другими. Мы больше не атаковали. Мы воспринимали ки партёров, для того, чтобы увидеть их с головы до пят. Но самое главное, мы должны были научиться поглощать разум партнёра.

Тренировки были гораздо более сложными. Мы не ждали, когда партнёр начнет атаку. Где он ударит? Как он будут двигаться? Необходимы были тренировки, чтобы развить в себе способности всё это чувствовать».

М. Хикитсучи. Интервью, г. Париж, 1984г.

«К 1960-61 г.г., О-сенсей говорил:

«Нужно всё изменить в тренировке. Не начинают [выполнение техник] будучи схваченным партнёром»». («Aikido Magazine», №40, 1988г, стр.11).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

В условиях, когда об айкидо сформировано представление, как об искусстве защиты, достаточно трудно прийти к пониманию того, что в настоящем искусстве О-сенсея «защиты от атаки» не существует. Что генерация в психике состояния «защиты от атаки» (вместо состояния объединения – главной тенденции, характеризующей практику айкидо), разделяя один общий процесс взаимодействия на защищающегося и атакующего и, тем противопоставляя одного человека другому, создаёт ситуацию, в которой защита является порождением атаки – одной из сторон и, в то же время, одним из источников, порождающих и поддерживающих агрессию, – и в которой защита может легко и незаметно сама становиться атакой. Сегодня мало кого из айкидок удивляют и возмущают техники в исполнении своих соратников, сопровождаемые болевыми воздействиями и завершаемые добиваниями (фото 1), – мало чем отличающиеся от техник традиционных боевых искусств, позволяющие этим приравнивать айкидо к ним и говорить о том, что, заявив о создании айкидо, Морихей Уесиба, вообще то, ничего нового не создал, а лишь только заимствовал (или украл) и переименовал на свой лад искусство своего учителя С.Такеды (Дайто-рю айки-дзюцу).

Фото 1.

Слова о том, что «в айкидо нет защиты», говорят не о том, что в айкидо защиты нет, как таковой, а о том, что в обеспечении безопасности в искусстве О-сенсея участвуют иные процессы, чем те, которые создаются агрессией и состоят в «реагировании на атаку». Они указывают на то, что «защита» в оригинальном айкидо осуществляется на основании использования в выполнении техник процесса (-ов) проистекающего (-их) с более высокой ступени духовной иерархии, по отношению к которой процессы «атака» и «защита в ответ на атаку» выступают противостоящими, но, вместе с тем, равными друг другу, противоположностями одного и того же уровня и поэтому неспособными окончательно «победить» друг друга в принципе.

Перефразируя известные слова Аристотеля о том, что «есть деньги, у которых родители труд, а есть деньги, у которых родителисами деньги» (вследствие чего эти разные деньги обладают различными функциональными свойствами), можно сказать, что защита в искусстве О-сенсея, имеет других родителей, чем та защита, которая «возникает в ответ на атаку» (у которой родители – сама атака). И благодаря принципиально другому источнику, безопасность в айкидо обеспечивается иерархически объемлющим по отношению к «атаке» и «защите от атаки» процессом (-ми). И именно потому функция «защиты»* в айкидо обладает другими качествами и характеристиками, позволяющими заявлять о том, что «в айкидо нет защиты» (имея в виду – нет защиты, создаваемой в ответ на атакующие действия) и, вместе с этим, говорить о проявлениях в его техниках Абсолютной Силы.

«Так как [в айкидо] вы одерживаете победу надо всем в соответствии с миссией Неба, то вы обладаете Абсолютной Силой».

Интервью с О-Сенсеем Морихэем Уэсиба и Киссомару Уэсиба. К. Уэсиба «Айкидо» (Токио: Ковадо, 1957г, с. 198-219).

(*Можно говорить о том, что есть «функция защиты», и есть «процессы, которые эту защиту обеспечивают» и которые могут принадлежать разным уровням в Иерархии Объективной Духовности. Анализ используемых в практике механизмов обеспечения безопасности показывает, что функция защиты, обеспечиваемая различными, в том числе и по иерархии, процессами, в большинстве случаев однозначно связывается с процессом, являющимся «ответом на атаку», в действительности являющимся всего лишь «одним из …» – далеко не единственным из процессов, обеспечивающих безопасность в осуществлении взаимодействия человека с объектами и явлениями Окружающего Мира.)

Замечание о том, что функция защиты в айкидо О-сенсея имеет иной источник, обладает особыми качествами и ведёт к результату, отличающемуся от результата выполнения техник традиционного будо, требует дополнений и об особом методе её воспитания.

«ИЧИГУЕН, уникальное начало заставило родиться Духовное и Материальное Начало. Таким образом, ИЧИГУЕН создало Закон. Это заставило функционировать всю Вселенную и дало жизнь и тело всем вещам Вселенной. Это заставило функционировать большой Путь роста, который ведёт к законченности Великого Духа Любви, Защитника всех вещей». («Aikido Shinzui», стр.16).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

Как можно наблюдать, разрешение проблемы безопасности в боевых искусствах на уровне противостояния «атака» – «защита в ответ на атаку», т.е. там, где техники являются ответными действиями (реакцией; реагированием) на действия атаки, обычно достигается сокращением времени реагирования, способностью переносить удары и болевые воздействия – т.е. методами развития физических качеств (быстроты, силы, гибкости, координации, выносливости). Нередко, для достижения такой относительной победы, прибегают к изучению секретных техник, овладению особыми тактическими (обманными) действиями и хитрыми стратегиями. В некоторых случаях ставится вопрос о развитии способности предвидения* действий атакующего с предложением определённых способов тренировки.

«Человек, достигший уровня мастера дзюдо или айкидо, способен заранее предвидеть все возможные слу­чайности, которые могут произойти во времени и пространстве». Юкикадзу Сакурадзава (известный на Западе как Джордж Оса­ва).

У. Глисон. Духовные основы айкидо. г. Москва, Эксмо, 2009г.

О-сенсей в созданном им учении айкидо представляет и демонстрирует на практике принципиально новый подход к обеспечению, как безопасности, так и общей прикладной эффективности выполнения традиционных боевых техник. Как уже было сказано, он, как настоящий философ, указывая на невозможность полного разрешения проблемы без выхода за её рамки,

«Делать ставку лишь на физические аспекты воинственности бессмысленно, ибо мощь тела всегда ограничена».

«Если будешь рассчитывать на тайные техники, то ничего не достигнешь».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

предлагает вариант взаимодействия с нападающим, состоящий в том, чтобы в своей практической деятельности подняться над противостоянием и реагированием,

«Искусство Мира непобедимо, потому что оно ни с чем не борется».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

и решать её с более высокого (объемлющего противостояние «атака»/«реагирование на атаку») духовного уровня, на котором проблемы времени и быстроты реагирования на атаку не существуют,

«Момент, когда он хочет меня атаковать [«меня, который есть Вселенная»], уже потерян в этом действии, потому что долготы времени и вопроса быстроты не существует».

«В айкидо нет ни пространства, ни времени, есть только Вселенная и это называется кацу хаяби». («Takemusu Aiki», стр.13).

Ж. Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

«Техники Искусства Мира ни быстры, ни медленны, они ни внутри, ни снаружи. Они по ту сторону времени и пространства».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999г.

требующий не столько физического и интеллектуального развития, сколько духовного совершенствования,

«Твой дух есть твой истинный щит».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999г.

обеспечиваемого практикой созданного им метода.

«Искусство Мира не имеет формы – оно есть изучение Духа».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999г.

А для того, чтобы в выполнении техник боевого искусства уменьшить уровень агрессии в своём ментальном состоянии (в настройке своего ума) и подняться на новый духовный уровень, из него необходимо убрать не только «идею атаки», но и «идею защиты» (как реагирование на действия партнёра).

Действительно, проблему обеспечения защиты можно успешно решать методами, действующими в рамках реагирования на атаку. Однако, как было отмечено ранее, по отношению к системе «айкидо и традиционные боевые искусства», такие методы представляют собой «горизонтальное» направление развития практического искусства, в отличие от айкидо О-сенсея, имеющего «вертикальное» (духовное) направление.

«В айкидо нет атаки, именно поэтому я не учу вас тому, как надо атаковать. Потому, что если говорить об атаках, то следует говорить и о защите, и для этого нужно укреплять кулаки, ребра ладоней, накачивать пресс, а это уже совершенно другая логика. Мне нравится эта логика, но это не айкидо».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Казалось бы, задачи воспитания способности «предвидения действий атакующего» поднимают тренировку в айкидо на новый духовный уровень осуществления практической деятельности. Однако, соединение «предвидения» и «защиты», в виде ответа, пусть и на предвидимые действия, по алгоритмике: предвижу атаку, но жду её и защищаюсь от неё теми или иными наработанными способами – так же не соответствуют тому, чему учил Основатель айкидо. Такое использование предвидения, например, не снимает вопросы о «точности» и «скорости» предвидения, о времени и быстроте реагирования на предвиденное действие. Как показывает практика: можно гадать-гадать и, всё-таки, «немного не угадать»; но в боевых искусствах случай – «почти угадал» также равнозначен гибели, как и «совсем не угадал». И даже на точно предвиденное действие атакующего можно успеть, а можно и чуть-чуть не успеть, прореагировать.

В качестве оценки состоятельности такого предвидения в решении жизненных задач и ключа к пониманию механизма работы предвидения, мы считаем необходимым принимать во внимание следующее высказывание человека, известного, в основном, как великого русского поэта, но, по нашему мнению, к тому же являющимся глубоким философом русской цивилизации, Александра Пушкина.

«Провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая – мощного, мгновенного орудия Провидения».

А. Пушкин. (Окончание программы третьей критической статьи, написанной Пушкиным в болдинский период на работу Полевого «История русского народа»).

Вместе с тем, как можно видеть, оригинальное айкидо поднимается и над указанными выше проблемами предвидения. Несколько выше мы уже приводили слова О-сенсея о том, что в его «искусстве Абсолютной Победы» вопросов долготы и быстроты реагирования не существует. А преодолеваются они именно отсутствием ментального состояния защиты в человеке, выполняющем техники айкидо. Айкидо, это не столько искусство защиты от проблем, сколько искусство их преодоления. В айкидо от проблем не и не выставляют противостоящие атакам какие-то особые специально подобранные или придуманные защитные техники. В айкидо проблемы (т.е. атаки) призывают и разрешают «в соответствии с миссией Неба», на основании дарованной для этого человеку Небом Абсолютной Силы. Обладающему Абсолютной Силой незачем от чего либо защищаться.

«Обычно в голове сидит идея того, что вы должны защищаться. Но в айкидо мы не учимся защите, мы учимся притягивать.

Даже сам Основатель айкидо говорил, что вот это противоречие находится в нашем мировоззрении, мы думаем, что когда нас кто-то атакует, мы должны защищаться. При этом можно защищаться ответным ударом, или убегая, если вы испугались. Однако отношение, и там, где убегаю, и там, где защищаются ответным или превентивным ударом, одно и то же. Этому учатся в традиционных боевых искусствах. Это искусство борьбы, там изучаются многочисленные, многочисленные ситуации и вы учитесь в каждой ситуации вести себя определенным образом.

Но О-сенсей всегда говорил о том, что вот в таких ситуациях, когда вас атакуют, вместо того, чтобы защищаться, надо как бы сказать «Иди сюда!» (выполняет «ириминаге»). И вот если у вас всё это прошло, то человек просто обездвижен. Я  позвал его – и поэтому он пришёл. Вот и всё!».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

«Никогда не убегай от вызова…».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1999г.

«Если ваш противник хочет стрелять, это вы сначала вызовите это желание стрелять…». («Aikido Shinzui», стр.98).

Ж. Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

И, в свою очередь, для этого (для «призывания атаки», «притягивания» и «ведения» партнёра) техники айкидо начинают до атаки, не дожидаясь действий партнёра, полностью исключая возникновение проблем, связанных с предвидением и быстротой реагирования, программированием желающего нападать на выполнение нужных айкидоке действий. Алгоритмика айкидо, это не алгоритмика предвидения, а алгоритмика программирования; настоящий айкидока не гадает, он точно знает, что может произойти в ответ на те или иные его действия.

«Сейчас вам трудно это принять. Вы думаете, что Слава (уке) такой вот вежливый, и мы заранее с ним договорились [Слава не может подняться, несмотря на то, что его никто не держит]. Он не такой уж вежливый, но он сделал то, что я хотел».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Притягивание (или притягивание, привлечение, вдыхание), о котором говорят мастера айкидо, это производный эффект программирования нужной ситуации. И именно для того, чтобы развивать в себе силу притягивания (без которой, по словам О-сенсея, айкидо не бывает), для того, чтобы не гадать и не ошибаться в своём предвидении и «вести» партнёра в технике по заранее установленному «маршруту», с заранее известным результатом, в занятиях айкидо необходимо создавать условия для наработки в учениках способности «не ждать», «начинать техники первым».

«По отношению к методике практики традиционного будо у нас ситуация меняется в каком плане? Мы должны «притянуть партнёра»!».

Именно поэтому были даны правила: если вы будете ждать, пока вас начнут атаковать, вы никогда не сможете притянуть. Именно поэтому у нас в тренировке создаются немного искусственные ситуации – начинать первым.

Это действительно искусственная ситуация, другой человек может сказать: «Почему я должен ждать пока ты начнешь? Я начну раньше!». Но мы создаём такую ситуацию, чтобы благодаря ей, мы смогли почувствовать и развить в себе способность «притягивания и ведения партнёра».

Мы это можем делать с помощью техник, которые нам дал Основатель айкидо. Какие важные моменты в этих техниках, которые мы должны изучать – не ждать!

Конечно, бывает настоящая, реальная атака, но это другой уровень обучения. Для вас, когда есть атака и вы начинаете защищаться, это совершенно не допустимо.

Поэтому мы создаём ситуации, которые возможно даже не существуют в нашей повседневной жизни – мы стоим на коленях. Но кто в обычной жизни стоит на коленях. Лучше уж подняться!

Мы становимся на колени для того, чтобы создать наиболее удобную ситуацию для целей нашего изучения айкидо [для нашего поиска и развития силы притягивания]. Это: небольшая дистанция [расстояние вытянутой руки], партнёр не атакует, и, благодаря тому, что он ждёт, я могу научиться начинать техники первым».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Фото 2.

Действительно, для стороннего наблюдателя начало техники до атакующих действий в практике айкидо О-сенсея может выглядеть как атака или провокация атаки, что противоречит идее о его изначальной не агрессивности. Однако, несмотря на то что, как было уже отмечено, защита нападением возможна, в выполнении техники первым в айкидо нет ни атаки, ни провокации атаки (в том смысле, что слово (процесс) «провокация» по отношению к слову (процессу) «вызов», несёт негативный нравственный аспект). Во всяком случае, так должно быть, если речь идёт об айкидо О-сенсея. Именно несоответствие внешней картинки внутреннему состоянию, к которому необходимо стремиться в изучении айкидо, объясняет то, почему и О-сенсей, и его последователи так глубоко и подробно освещают это базовое положение практики своего искусства – «Начинать первым!».

Можно говорить о том, что «отсутствие в психике состояния защиты» (как реагирования на атаку) является характеристикой того духовного иерархического уровня, выход на который открывает возможность для осознания, проявления и развития «силы притягивания», обеспечивающей эффективное ведение партнёра (управление партнёром) и являющейся главной прикладной целью изучения айкидо. А требование «начинать технику перед началом атаки» в сочетании с отказом от агрессии и «поиском ментального состояния, характеризуемого отсутствием защиты», становится в практике айкидо методическим условием духовного развития для овладения силой притягивания и приближения к практической эффективности Основателя искусства.

Следует отметить, что условие «нет шомен», на котором настаивает Жерар сенсей,

«Я не хочу видеть «шомен». Я вчера вам показывал, как надо работать, когда есть «шомен». Сегодня  такую технику [от настоящей атаки] мы делать не будем. Но у вас и атаки-то настоящей нет. Вы просто выставляете руку, но если вы столкнетесь вот так друг с другом во время настоящей атаки, будет больно обоим. Поэтому, атаку делать не надо, вы ничему так не научитесь, ни атаковать, ни делать технику».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

является частным случаем «метода осуществления духовных изменений (настройки ума)» в практике айкидо. Распространяя его на всю практику искусства О-сенсея, следует принимать во внимание, что к состоянию «отсутствия атаки и защиты» необходимо стремиться не только при атаке «шомен», но и при изучении техник от любых других видов атак.

«Нужно всё изменить в тренировке. Не начинают будучи схваченным партнёром. Ведя партнёра его притягивают. Это и есть айкидо». («Aikido Magazine», №40, 1988, стр.11).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Paris,1994.

«В боевых искусствах если вы будете ждать явного проявления намерений вашего противника, то к тому моменту как вы поймете, что он замышляет, вас уже схватят или ударят».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г).

А это значит, что до определённого уровня подготовки в тренировке айкидо «не должно быть», не только «шомен», но и других видов ударов и захватов, своим наличием в тренировке не только указывающих на присутствие в психике занимающихся неприемлемого для айкидо состояния духа защиты, но и не позволяющих им из этого состояния – «состояния ведомого» – выйти на «состояние ведущего». Другими словами, допущение захватов и ударов теми, кто выполняет техники, и, не позволение партнёру начать технику первым, теми, кто выполняет атаку, свидетельствует, как об отсутствии со стороны занимающихся работы, преследующей цели духовного развития, так и об отсутствии понимания сути метода практики айкидо, со стороны преподавателя, организующего такое занятие.

Обобщая высказывания О-сенсея и его последователей, мы можем составить для себя описание характеристик и физического выражения тех приоритетных в формировании практической эффективности техник айкидо процессов, в Иерархии Объективной Духовности  происходящих за пределами уровня, образуемого противопоставлением процессов атаки и защиты. В образном выражении, являющихся «родителями» того духовного состояния и основанного на использовании этого состояния особого механизма функции безопасности (когда цели защиты не исчезают совсем, но, в изменяющейся, растущей , алгоритмике осуществления практической деятельности, подпадают под протекторат других, объемлющих защиту, целей), позволяющих Морихею Уесибе говорить об отсутствии защиты в созданном им искусстве.

По своей сути, это описание является,

  • с одной стороны, описанием содержания и свойств того ментального состояния (второй составной, причём главной, части техник любой практической деятельности*), сопровождающегося возникновением «феномена духовного притягивания и ведения атакующего партнёра», на физическом уровне проявляющегося в «физическом приклеивании» атакующего к атакуемому, обеспечивающим высокое качество управления действиями нападающего и, как результат, высокую прикладную эффективность выполнения технических действий, достижение которого является главной целью практики айкидо О-сенсея;

(*«Нужно, чтобы вы поняли, что в технике айкидо соединены жесты и состояния тела».

Ж. Блез. Мастер класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2006г.

«Люди, далекие от японского искусства и новички считают, что искусство идет от тела. Они считают, что мастерское владение кистью для каллиграфии или традиционным мечём, в основном, зависит от правильных движений руки. Те же, кто посвятил достаточно времени практике своего искусства, прекрасно знают, что сознание рисует на холсте, выражая себя через движения, и именно оно режет зачастую даже сильнее, чем самый острый меч. Другими словами, ни меч, ни кисть не могут сделать ни единственного движения, если только сознание не сделает его первым».

«…Все это очень ёмко выражается в следующем высказывании: «Кокоро тадашикераба сунавачи фуде тадаший» – «Если сознание [настройка ума, состояние духа] правильно, движение кисти будет правильным».

«Не будет преувеличением сказать, что, практикуя один из Путей, можно прийти к пониманию искусства самой Жизни. И все же … Бытует мнение, что способность швырять противника или умело управляться с кистью каким-то волшебным образом сама по себе приведёт к озарению. Простое механическое действие никуда не приведёт».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г).

  • а, с другой, – описанием методических условий практики, позволяющих прийти к этому духовному состоянию – описанием методики проникновения в духовный мир айкидо. Именно соблюдение совокупности перечисленных в нём несколько искусственных* требований, концентрируя и повышая уровень восприятия, позволяет практикующим почувствовать, обратить внимание, а потом и научиться использовать в выполнении технических действий процессы, принадлежащие неосвоенным уровням Иерархии Объективной Духовности и являющиеся причиной и основанием («родителями») Абсолютной Силы и Абсолютной Безопасности в искусстве О-сенсея. И именно практическое овладение этими процессами позволяет осознать, почему в «искусстве защиты» Морихея Уесибы нет состояния защиты, а выполнение техник до атаки партнёра не является ни упреждающей защитой, ни атакой, ни провокацией атаки со стороны партнёра.

(*Правильно говорить – «учебных требований», искусственность (оторванность от Жизни) которых направляет занимающихся на достижение конкретных целей и задач практики (подобно тому, как, например, «изолированная» работа, которой в Жизни в чистом виде не существует, в бодибилдинге, позволяет более целенаправленно «прокачать» определённые группы мышц), в т.ч. и те, которые они ещё не в состоянии осознать, и обеспечивает приведение потенциального уровня сложности учебных задач в соответствие к реальному уровню способностей учеников, без которого прогресс в обучении невозможен.

«Предположим, например, что я хочу объяснить моему новому ученику шодо способ, как можно легко создать касуре – эффект притягательности – то, что позволяет белому фону бумаги показать свою сущность и свой смысл через чернила. Я говорю ему, что когда его кисть только касается бумаги, он должен нажимать сильнее обычного, слегка поворачивая кисть, а затем резко уменьшить давление, продолжая при этом движение и создавая великолепный рисунок практически сухой кисти в середине рисуемого элемента. Этот сухой эффект приводит к тому, что волосы, из которых состоит кисть, разделяются, поэтому мне нужно объяснить ученику, как слегка повернуть кисть на край и изменить направление, пойти влево и закончить одним плавным движением, четкой точкой. Конечно, я могу все это рассказать сразу, но какая польза в том, чтобы говорить ученику о том, как сделать что-то, отличающееся от обычного, когда он еще не до кона прочувствовал, что представляет собой «обычное», что это за техника. Многим новичкам едва хватает силы и концентрации, чтобы правильно удержать кисть и нарисовать прямую линию; просьба воспроизвести какой-то особый эффект типа касуре только вызовет ненужное напряжение, добавит сложности и замедлит процесс обучения. Очевидно, что ученик в данном случае получит чрезмерное количество информации, которую будет просто не в состоянии усвоить.

С этих позиций учитель уже не просто удерживает, скрывает от ученика определенные знания и техники, он ждёт, пока ученик станет достаточно опытен, чтобы оценить аспекты искусства, которые были недосягаемыми на начальной стадии обучения».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г).

******

Для описания и объяснения базовых положений методики изучения айкидо в отношении её ментальной и технической составляющих, формирующих состояние, в котором нет ни атаки, ни защиты, мы выбрали рассмотрение ситуации с атакой «шомен», как наиболее простой и удобной для проникновения в Сферу Духа. Вместе с тем, учебно-методические детали её применения весьма специфичны.

******

Comments (0)

Оставьте мнение: