Ноя 02 2016

Признаки места практики настоящего айкидо: Терминология: Нет «шомен»

Category: ДневникЕвгений @ 10:26

(Картинка к записи)

Ещё один пример того, что процессы, стоящие за используемыми в изучении айкидо понятиями, на основании своего положения в Иерархии Объективной Духовности, изменяют присущие для традиционного будо характер и форму действий, обозначаемых «старыми» терминами в названиях техник, и формируют особую методику практики (или другими словами, пример того, что в практике айкидо действуют не совсем так, как это предписывается перешедшими в него из традиционных боевых искусств названиями изучаемых техник), состоит в следующем.

Когда Жерар сенсей проводит семинары в «чужих» группах (на которых присутствуют люди, занимающиеся под кураторством других учителей, и поэтому практикующие айкидо по другой методике) он много времени тратит на объяснение того, что на начальных уровнях практики, несмотря на присутствие в названии изучаемой техники термина «шомен» (удар сверху), удара, как такового, при выполнении техники не должно быть. Это значит, что при изучении техники со словом «шомен» в её названии, на того, кто выполняет технику, возлагается обязанность не допустить выполнение партнёром атаки «шомен», начиная свои действия первым и не давая атаке состоятся. И в этом требовании заключается важное методическое условие практики, развивающей практические способности Основателя айкидо.

******

«Я вижу, что вам трудно [повторить за мной технику]. Это потому, что у вас у всех есть привычка ждать «шомен». Я тут столько времени объяснял [что «атаки не должно быть»], а вы продолжаете действовать так, как будто я ничего не говорил и не показывал.

На самом деле, это нормально. Когда к нам во Францию стал приезжать Хикитсучи-сенсей, нам понадобилось три года чтобы, выполняя техники, научиться «начинать действовать первым».

В айкидо первым начинает тот, кто делает технику. Вы не должны ждать, пока партнёр сделает «шомен», чтобы начинать технику. В айкидо вы начинаете ещё до того, как партнёр начал «шомен». Это база, это ключевой момент».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Обычно, требование «начинать технику первым, не ожидаясь атаки партнёра» для многих занимающихся «высоко этичным», «не агрессивным» и «защитным» искусством звучит странным.

Так, относительно возможных сценариев развития поединка, А. Вестбрук и О. Ратти (Айкидо и динамическая сфера, г. Киев, София, 1997г.) этот вариант выполнения техники относят к «отображению одного из наименьших этических уровней организации самозащиты», состоящего в провокации атаки (по сути, в развязывании поединка) и лишь незначительно отличающегося от самого низкого уровня – «неспровоцированной агрессии в форме прямой атаки».

Однако, пока без рассмотрения причин, только лишь для обращения внимания на имеющий место факт, характеризующий метод и место практики оригинального айкидо, отметим, что требование «начинать технику до атаки» не является отсебятиной Жерара Блеза или его учителя Хикитсучи сенсея, а представляет собой одно из важнейших методических условий для входа в практику айкидо Основателя, обеспечивающих в ней решение задачи развития «силы притягивания», как было показано в предшествующей записи, выражающей собой суть и главную прикладную цель практики оригинального айкидо.

«Тренировки [после войны] стали гораздо более сложными. Мы не ждали, когда партнёр начнёт атаку».

М. Хикитсучи. Интервью, г. Париж, 1984г.

«По-моему, Тамура-сенсей часто приезжает в Санкт-Петербург, с его методом практики вы хорошо знакомы… Тамура-сенсей всегда начинает технику первым. Да, он говорит: «Нужно делать шомен!», – но с ним вы никогда не сможете сделать «шомен», потому что он начинает первым всегда».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

«В любом виде деятельности, где приходится взаимодействовать с другими людьми, особенно это касается японской музыки, танцев и боевых искусств, чувствование Ки другого человека очень важно, без этого очень трудно добиться гармонии. Музыкант, ждущий, пока начнут играть другие, чтобы услышать, что они собираются исполнять, неизбежно будет играть не в такт. Танцор, смотрящий на других, чтобы понять, что они собираются танцевать, какое движение делать, не попадет в ритм.

В боевых искусствах если вы будете ждать явного проявления намерений вашего противника, то к тому моменту как вы поймете, что он замышляет, вас уже схватят или ударят».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г).

А вот что, в отношении «выполнения техники до начала атаки», говорил сам Основатель айкидо.

«Основатель школы [М. Уесиба] говорил, что мы должны инициировать атаку противника… Он говорил: «Мы инициируем движение противника, а затем выполняем свою технику».

М. Сайто. Форум боевых искусств Японии, 1987г.

«К 1960-61 г.г., О-сенсей говорил: «Нужно всё изменить в тренировке. Не начинают [выполнение техник] будучи схваченным партнёром. Ведя партнёра, «его вдыхают» [привлекают, притягивают]. Это и есть айкидо. Айкидо – это тренировка силы притягивания [привлечения, вдыхания]». («Aikido Magazine», №40, 1988, стр.11).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

К тому же, в дошедших до нас высказываниях О-сенсея и объяснениях его последователей можно найти и описание целей и методических условий:

  • с одной стороны, достижение и соблюдение, которых в процессе тренировочных занятий, позволяет решать задачу развития этой, необходимой для эффективного выполнения техник созданного им искусства, силы («силы притягивания»),

  • а с другой – представляющих собой более детальное описание сути его метода практики, решающего задачу развития этой способности притягивания, и поэтому являющихся дополнительными признаками места преподавания настоящего айкидо.

«Если ваш противник хочет стрелять, это вы сначала вызовите реализацию этого желания стрелять. Если хорошо практикуют техники перед действием противника, это как бы удовлетворяют недостаток соперника, это вы сначала именно открываете неудовлетворение вашего противника, и вы начинаете технику. Можно сказать, что путь айкидо открывает это неудовлетворение другого». («Aikido Shinzui», стр.98).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

«Мы не ждали, когда партнёр начнет атаку. Где он ударит? Как он будут двигаться? Необходимы были тренировки, чтобы развить в себе способности всё это чувствовать».

М. Хикитсучи. Интервью, г. Париж, 1984г.

«Благодаря своему опыту «видения» полёта пуль Морихей Уесиба пришёл к предчувствию намерения противника перед его действием. После этого опыта и возвращения в Танабе начали говорить о феномене «ками ваза [божественные техники]», относящегося к техникам О-сенсея.

Есть ситуация (положение), позволяющая тренироваться для достижения способности такого уровня восприятия: это атака «шомен» и техника «иккё, сувари ваза», являющиеся наиболее простыми в плане выполнения физических действий – жестов.

Атака «шомен» без оружия, в действительности, не имеет никакого [прикладного] смысла. Однако, она позволяет нам тренировать принцип «Не ждать!» и открыть самостоятельное совершенствование (самообучение) в изучении айкидо. Отсюда проистекает её важность.

Человек решает атаковать «шомен». В этот момент его энергия сконцентрирована между его глаз. До начала движения партнёра нужно сделать колющий жест в направлении между его глаз, чтобы создать в нём реакцию защиты, и в это же время воздействовать на его локоть.

Во время тренировки надо, чтобы у партнёра реально присутствовало намерение сделать «шомен», иначе укол в направлении его глаз не имеет смысла. Это [создать и сохранять в себе во время выполнения техники намерение атаки, но не начинать своих действий до начала действий партнёра] наибольшая трудность в этой [развивающей способность чувствовать намерение атаки; невозможно почувствовать намерение, если его нет] практике. Но фильмы О-сенсея позволяют нам заметить, что у него это хорошо получалось.

Это очень важное упражнение, потому что его цель не только тренировать нас в том, чтобы не ждать [физических действий партнёра]. Можно осмелиться сказать, что оно является началом глубокого изучения айкидо: когда партнёр решает атаковать «шомен», нашим собственным действием мы ему показываем его «открытость» и необходимость защищаться».

Ж. Блез. Айкидо: поиск верного движения. Барнаул, 1999г.

«[Условие начинать технику перед атакой] «шомен» становится базой учения айкидо, решающей задачу «изменения обычного поведения человека, которого атакуют», и которое выражается в противодействии тому, кто имеет намерение атаковать или атакует.

В эту классическую манеру поведения в боевой ситуации [состоящей в противодействии нападающему] Основатель айкидо вносит существенное (тотальное) изменение. Когда человек ещё только намеревается атаковать, он ему указывает, где у него «слабое место» и этим его «притягивает».

Одним действием руки, направляя её в глаза намеревающемуся атаковать, он устанавливает связь с решением этого человека и указывает ему насколько оно роковое. Он пытается предохранить нападающего, мешая ему реализовать действие, которое противоречит правилам Вселенной. Ведь для О-сенсея Любовь – это то единственное, что управляет действиями Вселенной, и каждый человек, который хочет напасть на другого, идёт против этой Любви. Поэтому он действует таким образом, чтобы помешать атакующему осуществить его намерения и, притянув, вернуть его в состояние гармонии со Вселенной.

Опыт покажет насколько это условие практики техник айкидо особым образом действует на тех, кто его искренне соблюдает. Но, чтобы приобрести такой опыт, нужно преодолеть многочисленные трудности. Если для Основателя айкидо время между намерением и действием протекает достаточно долго, то для нас, особенно сначала, нет различия между намерением и действием. [Именно] поэтому, для успешных занятий в овладении эффективностью айкидо необходимо, чтобы партнёр имел [и поддерживал на протяжении всего времени выполнения партнёром техники] намерение атаковать и только намерение [не начинал своих действий до начала действий партнёром].

Если эти условия не будут соблюдены, то ответные действия [атакующего] партнёра не позволят успешно выполнить технику, так как та связь, которая должна вести [атакующего], чтобы изменить его состояние сознания (духа), будет жить, как атака, и он среагирует соответственно [в результате чего общее взаимодействие между партнёрами будет сведено к обычной для традиционного будо манере противодействия].

Нужный для практики айкидо результат [повторение прикладной эффективности, продемонстрированной Основателем искусства] может быть получен, только если практикующий, соблюдая в своей работе логику и форму техник О-сенсея, начнёт в них чувствовать действия духовные и физические».

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

В следующих объяснениях учителей айкидо можно увидеть главную характеристику силы притягивания, являющуюся источником высокой прикладной эффективности О-сенсея и одной из главных целей практики созданного им искусства, содержащуюся в её названии и состоящую в том, что через притягивание (привлечение, приклеивание, вдыхание) атакующего партнёра к своим намерениям, действиям и даже буквально к своему телу, его заставляют отказаться от выполнения задуманных действий и вынуждают действовать нужным для выполняющего технику образом. Заставить атакующего поступать тогда и так, как это нужно выполняющему технику – в этом состоит прикладной эффект проявления той управляющей силы, на воспитание которой направлен метод практики боевого искусства, созданный О-сенсеем.

«Я [в качестве тори] наношу противнику удар. Это тот же «шомен-учи» [укол в глаза]. Если противник игнорирует мою атаку, то он потерпит поражение. Однако в реальной ситуации вполне естественно, что противник реагирует на мое движение. И таким образом я [в соответствии с замечанием О-сенсея о том, что в айкидо «нет вопроса времени», т.е. о том, что техники айкидо не являются ответными реакциями на действия атакующего, выводящими на первое место в тренировке задачу развития физического качества «быстроты»] заставляю его выполнить то действие, которое мне необходимо».

М. Сайто. Форум боевых искусств Японии, 1987г.

«Сейчас вам это [идею управляющей «силы притягивания» и методические требования тренировки, направленные на развитие этой силы, о которых я вам говорю, в т.ч. «начинать технику первым»] трудно принять. Вы просто думаете, что Слава [уке] такой вот вежливый, и мы заранее с ним договорились [Слава не может подняться, несмотря на то, что его никто не держит]. Он не такой уж очень вежливый, но он сделал то, что я от него хотел».

«Если вы будете ждать, пока вас начнут атаковать, вы никогда не сможете притянуть [если вы ждёте – вы реагируете на его инициативу, это он вас привлекает и ведёт; отвечая, т.е. не будучи инициатором, вы не сможете вызвать в партнёре нужные вам действия; отвечая, вы всегда будете иметь вероятность запоздать и ошибиться, в этом нет Абсолютной Силы]».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

И опять мы видим, как перенос методического приоритета на решение задачи, стоящей за понятием («нет шомен»), отражающим иерархически высшие (по отношению к процессам, изучаемым в традиционных боевых искусствах) процессы («сила притягивания»), предлагая человеку, выполняющему технику, «действовать первым», меняет «манеру его действий», проявляющуюся в изменениях и механической формы, и результате техник, существенно отличающих их от тех же техник, выполняемых в манере традиционных боевых искусств. То есть, по сути, придаёт процессу изучения техник, имеющему место в практике традиционного будо, иное направление. В этом направлении «шомен», по-прежнему, оставаясь важным элементом практики, становится в ней не главным (второстепенным) процессом, подпадающим под влияние других, более приоритетных процессов, определяющих суть искусства айкидо. Отталкиваясь в своих действиях от термина «шомен», а по сути, от атаки партнёра (т.е. не начиная технику первым, допуская состояться атаке), ученик перекрывает себе возможность обратить внимание на эти, главные в практике айкидо, процессы, а с её исключением низводит и вероятность приближения к овладению прикладной эффективностью основателя искусства.

«Понятно, что эта ситуация [начинать технику до атаки] немного искусственна, но она необходима, чтобы понять то, что происходит в моем теле, когда я начинаю первым.

Когда вы притягиваете к себе атаку, партнёр должен помогать тем, что сохраняет вот это своё намерение атаковать. Вы же, делая технику четыре раза подряд, каждый раз ждёте, пока он встанет и начнёт вас бить. Это неправильно!

Вот такую технику [от реальной атаки «шомен»*] мы сейчас делать не будем. Но у вас и атаки настоящей нет, вы просто выставляете вперёд руку. Поэтому, атаку сейчас делать не надо. Вы ничему так не научитесь, ни атаковать, ни делать технику».

[*Реальная атака «шомен» имеет место в практике айкидо, однако появляется она в тренировке на продвинутых этапах его изучения. Действовать в отношении её непростая задача и её присутствие на занятиях начинающих, это превышение их возможностей, закрывая глаза ученикам на многие важные аспекты взаимодействия, заставляющее их «поддаваться» друг другу и тем превращающее тренировку боевого искусства в профанацию его действительных прикладных возможностей].

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

******

Comments (0)

Оставьте мнение: