Ноя 04 2016

Терминология: «Нет защиты»: Методика практики боевого искусства, формирующая состояние в котором нет защиты

Category: ДневникЕвгений @ 10:00

(Картинка для записи)

Для описания и объяснения базовых положений методики изучения айкидо в отношении её ментальной и технической составляющих, формирующих состояние, в котором нет ни атаки, ни защиты, мы выбрали рассмотрение ситуации с атакой «шомен» потому, что, по мнению мастеров, она служит наиболее удобным практическим средством для проникновения в Сферу Духа.

«Атака «шомен» становится базой учения айкидо, чтобы изменить обычное поведение, которое выражается в противодействии тому, кто имеет намерение атаковать или кто атакует».

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Paris,1994г.

Вместе с тем, учебно-методические условия её применения весьма специфичны и требуют особого разьяснения.

******

В метальном аспекте их требования состоят в том, что:

• Человек, выполняющий атаку, имеет и на протяжении всего выполнения техники поддерживает в своём внутреннем состоянии намерение «атаковать» и намерение «обеспечить себе защиту», в случае контратакующих действий партнёра. Однако при этом он предоставляет возможность партнёру начать выполнять технику первым; ожидает его действий и свои физические действия (как реализацию «намерения атаковать» или «намерения защищаться») начинает только после действий партнёра.

«Техники изменились, нет больше защиты; тори держится естественно и когда партнёр хочет действовать, его вдыхают [притягивают]. Для этого на него не смотрят». М.Хикитсучи.

«Для успешных занятий [прогресса в практике] необходимо, чтобы партнёр имел намерение атаковать. Только намерение». (Пояснения автора).

«Вот почему в айкидо нет ни углубленного изучения атак, ни ситуаций обучения отражения ряда атак, как в других дисциплинах. Цель тренировки создать и развить эту притягательную силу («инроки но тенрен»). Тренироваться по отношению к кому-то, кто имеет намерение сделать «шомен», в этом и есть весь смысл будо, которое получило название айкидо». (Пояснения автора).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Paris,1994г.

«Важно, чтобы тот, кто собирается делать атаку, имел просто намерение атаковать [не начинать атаку раньше действий партнера]. Только так, он сможет помочь научиться партнеру начинать первым.

Понятно, что эта ситуация немного искусственна, но она необходима, чтобы понять, осознать, что происходит в моем теле когда я начинаю первым. Когда вы вызываете к себе атаку, партнёр должен помогать, сохраняя в себе вот это намерение атаковать. Вы же, делая технику четыре раза подряд, каждый раз ждёте, пока он встанет и начнёт вас бить. Это неправильно!».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

• Агрессия, как намерение атаковать, в нападающем уже существует, поэтому, начиная действовать первым, выполняющий технику не создаёт агрессии.

«Атака «шомен» – это попытка убить. Иметь намерение делать «шомен» – это значит иметь намерение убивать другого. Владеющий мечом, понимает это легко». (Пояснения автора).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Paris,1994г.

• Человек, выполняющий технику, в свою очередь, начинает свои действия до начала атаки партнёра. Этим он «переключает» внимание атакующего с «намерения атаковать» на «намерение защищаться». Атаке в виде «шомен», в таком построении учебного задания не дано реализоваться, и, если она состоялась, это указывает на его неверное методическое выполнение (и вызывает возмущение преподавателя в виде указания: «Я не хочу видеть шомен!»).

«В классическую для боевых искусств манеру поведения – противодействовать нападающему и защищаться во время атаки или даже перед нею – Основатель айкидо вносит тотальное изменение.

Когда его кто-то атакует, он указывает атакующему, где у него «слабое место» и этим его «притягивает». Одним действием руки, поднимая её вверх на уровень глаз атакующего, он устанавливает связь с решением этого человека и указывает ему насколько оно роковое. Он пытается предохранить человека, даже мешая ему реализовать действие, которое противоречит правилам Вселенной. Ведь для О-сенсея Любовь – это единственное, что управляет действиями Вселенной, и каждый человек, который хочет напасть на другого, идёт против этой Любви. Нужно, таким образом, помешать ему осуществить его намерения и, притянув, вернуть его в состояние гармонии.

В самом деле, если человек, в отношении которого имеют намерение убить, сумеет установить в этот момент связь с этим «намерением», то это непременно нарушит это намерение убить.

Опыт покажет насколько это учение потрясающе для тех практикующих, которые искренне его исполняют. Но, чтобы приобрести такой опыт, нужно преодолеть многочисленные трудности. (Пояснения автора).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Paris,1994г.

• Но именно инициатива выполняющего технику, переключением внимания атакующего на защиту, создаёт эффект притягивания, превращающий его в рассматриваемой ситуации взаимодействия двух людей в ведущего (управляющего), а нападающего на него – в ведомого (реагирующего), исключающий из ситуации атаку и снимающий с него самого вопросы быстроты реагирования на атаку.

«Основатель школы [М. Уесиба] говорил, что мы должны инициировать атаку противника… Он говорил: «Мы инициируем движение противника, а затем выполняем свою технику».

М. Сайто. Форум боевых искусств Японии, 1987г.

«В айкидо решение должно исходить не от того, кто хочет атаковать».

М. Хикитсучи. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998г.

«Ещё пятьдесят лет назад ленинградская улица меня научила одному правилу: если драка неизбежна – бить надо первым».

В. Путин, мастер спорта СССР по дзюдо, Заседание клуба «Валдай», октябрь 2015г.

«Если ваш противник хочет стрелять, это вы сначала вызовите реализацию этого желания стрелять. Если хорошо практикуют техники перед действием противника, это как бы удовлетворяют недостаток соперника, это вы сначала именно открываете неудовлетворение вашего противника, и вы начинаете технику. Можно сказать, что путь айкидо открывает это неудовлетворение другого». («Aikido Shinzui», стр.98).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Paris,1994г.

«Я [в качестве тори] наношу противнику удар. Это тот же «шомен-учи» [укол в глаза]. Если противник игнорирует мою атаку, то он потерпит поражение. Однако в реальной ситуации вполне естественно, что противник реагирует на мое движение. И таким образом я [в соответствии с замечанием О-сенсея о том, что в айкидо «нет вопроса времени», т.е. о том, что техники айкидо не являются ответными реакциями на действия атакующего, выводящими на первое место в тренировке задачу развития физического качества «быстроты»] заставляю его выполнить то действие, которое мне необходимо».

М. Сайто. Форум боевых искусств Японии, 1987г.

«Сейчас вам это [идею «силы притягивания» и методические требования тренировки, направленные на развитие этой силы, о которых я вам говорю, в т.ч. «начинать технику первым»] трудно принять. Вы просто думаете, что Слава [уке] такой вот вежливый, и мы заранее с ним договорились [Слава не может подняться, несмотря на то, что его никто не держит]. Он не такой уж очень вежливый, но он сделал то, что я от него хотел».

«Если вы будете ждать, пока вас начнут атаковать, вы никогда не сможете притянуть [если вы ждёте – вы реагируете на его инициативу, это он вас привлекает и ведёт; отвечая, т.е. не будучи инициатором, вы не сможете вызвать в партнёре нужные вам действия; отвечая, вы всегда будете иметь вероятность запоздать и ошибиться, в этом нет Абсолютной Силы]».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

«[В практике айкидо] долготы времени и вопроса быстроты [реагирования на атаку] не существует». («Takemusu Aiki», стр.13).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Paris,1994г.

• Собственно возникновение феномена «притягивания и ведения атакующего» основывается на его желании атаковать; не будет в партнёре «намерения атаковать», не будет и возможности его ведения*.

«Для успешных занятий [прогресса в практике] необходимо, чтобы партнёр имел намерение атаковать. Только намерение». (Пояснения автора).

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

(*Этим обстоятельством часто объясняется то, что, порой, даже продвинутые айкидоки не способны выполнить технику на начинающем, вместо генерации желания атаки, находящейся в основании техники айкидо, предлагающего «делать с ним всё, что угодно» («нате бросайте, только сами, без меня»), никак не реагирующим на грозящие ему опасности и тем лишающим технику силы. Образно сравнивая технику айкидо с автомобилем, можно говорить о том, что уке и наге, это его задние и передние колёса. Задние дают силу движения автомобилю-технике, а передние – его направляют. Если в целостной системе «автомобиль» (техника, составляемая взаимными действиями уке и наге), задние колёса на будут выполнять своей функции (уке не будет атаковать и защищаться), то, как бы ни поворачивались передние колёса, машина будет стоять на месте (техника, в стиле айкидо, останется не выполненной)).

• Техники айкидо выполняются по отношению к тому, кто уже решил атаковать, а задержка между духовным намерением и его физической реализацией, создаваемая методическим условием, состоящим в предоставлении выполняющему технику начать действовать первым, нужно потому, что такой характер практики обеспечивает эффект «разделения» между собственно «намерением атаковать», всегда предшествующим атаке, и действиями, составляющими физическую атаку, в свою очередь, создающий условия для активизации и развития в занимающихся способности восприятия намерения – явления принадлежащего к сфере духа. То есть, является тем самым условием проникновения в мир духа.

«Если для создателя айкидо время между намерением и действием протекает достаточно долго, то для нас, особенно сначала, нет различия между намерением и действием. Поэтому, для успешных занятий необходимо, чтобы партнёр имел намерение атаковать и только намерение». (Пояснения автора).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Paris,1994г.

• Поэтому наличие намерений атаковать и защищаться в партнёре по изучению «искусства духа» является обязательным условием практики айкидо О-сенсея; не будет этих намерений, не будет возможности намерения, как явления духовного мира воспринимать и изучать, а, значит, и не будет дверей, пропускающих людей в сферы духа, как бы усердно они ни тренировались в изучении форм техник айкидо («Невозможно найти чёрную кошку в темной комнате, если её там нет!»).

«Успех в поисках айкидо может быть получен, только если практикующий воспримет и будет соблюдать в своём выполнении техник представленную выше логику, и, если он начнёт чувствовать в них действия физические и духовные». (Пояснения автора).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Paris,1994г.

«Цель воина – согласно высочайшему предназначению овладеть боевыми техниками, оживляющими и явный, и скрытый миры. Непрерывно тренируйтесь в явном мире, тренируйтесь в царстве скрытого, пока вы не сможете свободно пребывать одновременно в обеих сферах».

М.Уесиба. Будо: учение Основателя айкидо. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999г.

• Тори, выполняя рукой (тегатана – «рука-меч») «укол в лицо» (в «третий глаз») имеющего намерение атаковать партнёра в своём внутреннем состоянии должен воспроизводить ментальную установку, в выражении мастеров айкидо, описываемую словами «ничего не иметь против партнёра».

«О-сэнсэй учил: «Все техники начинаются с колющего удара».

У. Глисон. Духовные основы айкидо. г. Москва, Эксмо, 2009г.

«Мы не учимся защищаться, мы учимся притягивать, но главное во время этой работы не имеет ничего против партнёра».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

«В Искусстве Мира нет состязаний. Истинный Воин непобедим, поскольку он ни с кем не сражается».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«…В оригинальном будо нет борьбы, как в спорте. Если делать бой, это приведёт к смерти. Но желание боя это огромная ошибка потому, что разрушение или убийство, или ранение, есть большое преступление против жизни…

Истинное будо нашей страны, это путь достижения очень большой гармонии, это значит очищение тела и сердца. Устанавливать на Земле устав Неба и непрерывной практикой создавать и защищать всё». («газета шк. Айкикай». 10 ноября 1960г).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Paris,1994г.

• Условие наличия в рассматриваемой ситуации намерения «атаковать» (изначальное наличие агрессии и желание её реализовать конфликтным, наносящим ущёрб способом) и намерения «ничего не иметь против атакующего партнёра», реализация которых заканчивается результатом, в котором «обе взаимодействующие стороны не только нисколько не пострадали», но и создающим предпосылки для духовного роста человека (избавления от несомой им в себе агрессии по отношению к объектам Окружающего Мира и возвращения его к состоянию гармонии), не позволяет начало выполнения техники до атаки партнёром (действительно, являющееся вызовом агрессии с целью её уничтожения), в целом, отождествлять с провокацией, нравственная подоплёка которой связана с приведением провоцируемых к болезненному состоянию или подстрекательством их на совершение действий, впоследствии наносящих им тяжёлый ущерб.

«Провокация в медицине – действие, приводящее к болезненному или аллергическому состоянию. Может использоваться как диагностическая процедура.

Провокация – подстрекательство отдельных лиц и их групп к действиям, влекущим тяжёлые последствия как для самих спровоцированных, так и для всей части общества, к которому они относятся.

Провокация – действия одного государства по отношению к другому для создания видимости законности начала военного конфликта или других агрессивных действий».

Википедия

«Провокация (от лат . provocatio – вызов), подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций и т. д. к действиям, которые могут повлечь за собой тяжёлые последствия».

Большая Советская Энциклопедия

• Вместе с тем, именно генерация выполняющим технику ментальной установки на «не имение в себе ничего против партнёра», вносит и в его физическое состояние, и в сами базовые формы выполняемых им техник изменения, превращающие их в настоящие техники айкидо, с одной стороны, наделённые высокой прикладной эффективностью, с другой, – характеризуемые особым результатом, состоящим в том, «чтобы никто не пострадал».

«Искусство Мира непобедимо потому, что оно ни с чем не борется».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«Что касается меня, я изучил к настоящему моменту без малого около 30 школ будо… . Но айкидо не является синтезом этих школ. Айкидо полностью сделано духом». («Aikido Shinzui», стр.31).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Paris,1994г.

• Именно величина уровня воспроизводимого тори в себе ментальной установки в направлении «не иметь ничего против партнёра» (аналогично уровню личной духовности в Иерархии Объективной Духовности) определяет степень соответствия формы и результата выполняемых им техник форме и результату тех же техник, продемонстрированных О-сенсеем.

«У вас должно быть направление в тренировке, что айкидо – это развитие силы притягивания, и техники айкидо созданы для того, чтобы раскрыть эту способность. Опыт же показывает, что чем больше вы расслаблены [т.е. чем полнее и глубже на физическом уровне реализуется ментальная установка на воплощение в своих действиях духа айкидо («не иметь ничего против партнёра», «действовать так, чтобы никто не пострадал» и т.д.)], тем больше проявляется эта способность».

Ж.Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2006г.

«Все движения в айкидо пришли из боевой логики, но не надо путать – техники, которые мы делаем сейчас, предназначены не для того, чтобы разрушить человека, а для того, чтобы притягивать, это надо очень хорошо осознать… Вот здесь [в груди] все должно быть очень мягко и расслаблено. Когда техника выполняется правильно, ему это очень хорошо… Очень-очень мягкое воздействие. Я же вижу, что вы с самого начала пытаетесь заломить партнёру запястье. Конечно, вывихнуть запястье, сделать кому-то больно – это гораздо проще, но это не учит нас притягиванию.

После того как вы научитесь [притягиванию], будут происходить вот такие вещи [выполняет «никкё», прикасаясь к партнёру одним пальцем]. Вот этого будет достаточно. На самом деле никакого давления [руками] и не нужно».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

«Когда вы научились использовать бёдра [базовые формы техник], нужно учиться расслаблять [не защищаться и не бороться с партнёром] верхнюю часть тела. Просто поднимаетесь и опускаетесь всем телом. Я начинаю использовать всё своё тело. Поднимается и опускается всё тело, и эта верхняя часть расслабляется в этот момент. И когда это ощущение в вас возникнет, нужно попытаться его сохранить. Если эта часть не расслабляется, то и ваш уке останется напряжённым и не будет идти за вами. Потому что, когда мы расслабляемся [когда не имеем ничего против партнёра] – партнёр тоже расслабляется [и легче подчиняется ведению (управлению)]. Форму техник вы уже хорошо знаете, поэтому сейчас можно и нужно поработать вот над этими моментами, о которых я вам сейчас говорю».

Ж. Блез. Мастер-класс, г. Новосибирск, октябрь 2015г.

• Начать выполнять технику первым не такое уж и простое для выполнения условие. Начинать же её с укола в глаза, не имея ничего против партнёра – ещё более сложная учебно-методическая задача не только для начинающих. Как показывает практика, даже точно воспроизводя форму техник О-сенсея (которую выучить не так уж и трудно), подавляющее большинство его современных последователей не способны повторить результат их выполнения, продемонстрированный О-сенсеем, именно потому, что их состояние, в части генерации установки «не иметь ничего против партнёра», одна из характеристик которой состоит в «отсутствии защиты», далеко не соответствует тем характеристикам, которые воспроизводил в своем состоянии духа Основатель искусства.

«Я вижу, что вам трудно, это потому, что у вас у всех есть привычка тому кто атакует начинать «шомен», а тому кто делает технику ждать его. Я тут столько времени объяснял, что этого не должно быть, а вы продолжаете делать так, как будто я ничего не говорил и не показывал. На самом деле это нормально. Когда к нам во Францию стал приезжать Хикитсучи-сенсей, нам понадобилось три года чтобы научиться; это происходит потому, что в голове всегда сидит идея, что вы должны защищаться; но в айкидо мы не учимся защите, мы учимся притягивать».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

«Несмотря на то, что изучение механической основы техник – сложная и важная задача в нашей работе, в выполнении формы техник мы должны быть очень точными, но это не самое главное из того, чему мы должны учиться, практикуя айкидо Морихея Уесибы».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Барнаул.

«Техника, в принципе ничего, не значит, важны взаимоотношения между вами и ваши партнером и также остальными людьми [отношение к Миру вообще]. Я приезжаю не для того чтобы учить вас, как делать «никкё» или «санкьё». Этому вы можете научиться и без меня». На техники, которые я показываю, надо смотреть – жесты вы отработаете потом. Главный смысл, который я передаю через техники, заключается в том, чтобы создавать в себе отношение к партнёру, позволяющее его притягивать и вести, а это труднее, чем делать просто технику [жесты]».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Барнаул, сентябрь 2008г.

• Именно величина уровня воспроизводимого тори в себе ментальной установки в направлении «не иметь ничего против партнёра» (аналогично уровню личной духовности в Иерархии Объективной Духовности), формируя механику его физических движений, определяет степень соответствия формы и результата выполняемых им техник, форме и результату тех же техник, продемонстрированных О-сенсеем.

«В мире можно найти много учителей, но я единственный, кто получил духовное образование О-сенсея».

«Именно духовная сторона [учения О-сенсея] существенна для меня, техника для меня второстепенна».

«В айкидо необходимо, чтобы разум [ум, соединённый с духом] был на первом месте, а техника вытекала из него.

Тот, кто занимается только тем, чтобы овладеть техникой, ничего не понимает в айкидо.

В айкидо душа должна стоять на первом месте, а техника и тело на втором».

М. Хикитсучи. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998г.

• Изменение состояния своего духа – самое трудное и самое главное в практике айкидо О-сенсея. Однако именно на изменении духа (в настройке ума, а не механики приёмов), в своём новом качестве проявляющегося в возникновении феномена «притягивающей силы», основано действие механизма повышения прикладной эффективности изучаемых в айкидо техник, находящегося в основании метода практики боевого искусства, созданного Морихеем Уесибой. Понимание и соблюдение условий функционирования этого механизма в тренировке открывает возможность для решения главной задачи практики оригинального айкидо, в конечном итоге, приближающего к овладению способностями и повторению в своём выполнении техник прикладной эффективности и практического результата, показанных Основателем искусства.

«Этот исключительный человек [О-сенсей], вследствие долгих занятий боевыми искусствами и духовными практиками, создал искусство, которое, соответствуя всем его знаниям о будо и феноменам, рожденным во время его духовных опытов, имеет целью привести нас к видению Вселенной, обретённому им в ходе своих поисков».

Ж. Блез. Айкидо: поиск верного движения, Барнаул, 1999г.

Перед представлением целостного функционирования механизма открывающего двери в Мир Духа (как сочетания ментального и технического аспектов практики, составляющего основу метода, разработанного О-сенсеем), обратим внимание на то, что когда известны значения двух составляющих зависимости типа:

А х В = С, где В – неизвестно, –

одним из способов нахождения верного значения третьей (В) является метод подбора, когда, не меняя значение известного компонента (А), на место неизвестного подставляется некоторое конкретное значение, производится вычисление и полученный результат сравнивается с известным результатом (С). В случае, если они не совпадают, на место неизвестного подставляется новое значение и так, выполняя раз за разом вычисление (в лексике О-сенсея – «производя повторяющиеся колебания»), можно определить достаточно точное значение искомого компонента.

Мы обратились к этому способу определения неизвестной составляющей некоторой функции потому, что он своей алгоритмикой очень точно соответствует методу настройки духовного состояния , описываемому Морихеем Уесибой в его учении духовного развития, созданном на базе практики боевого искусства и названного им айкидо.

Форма техник Х Дух техник = Результат техник (Эффективность техник),

Состоит же этот метод в том, что, для выяснения параметров духовного состояния, создающего феномен притягательной силы, и достижение которого необходимо для повторения продемонстрированных им прикладных способностей, следует:

• Очень точно, подчиняясь логике принципа «Не быть открытым!», выучить базовые формы созданных О-сенсеем техник («если форма техники неправильная, притянуть партнёра невозможно», «Приёмы Искусства Гармонии – хранители этого мира, и стражи Путей Богов и Будд»).

Условно зафиксировать разученные формы техник, что позволяет искать повышения прикладной практической эффективности техник не в их форме, а в особом ментальном состоянии, в котором техники айкидо должны выполняться («играть с той или иной техникой – бесполезное занятие», «кихон вадза – основа практики айкидо»).

• Внести в своё ментальное состояние параметры, соответствующие установке: «»нет атаки» и «нет защиты», а есть взаимодействие», «быть расслабленным», «быть инициативным и призывать атаку (быть «ведущим» – управляющим – в процессе взаимодействия с партнёром)», «не иметь ничего против партнёра», «действовать так, чтобы никто не пострадал» («в айкидо нет противопоставления», «айкидо ни с кем не борется», «айкидо – искусство примирения, объединения и сохранения всего, созданного Творцом») и другие характеристики высших уровней Иерархии Объективной Духовности.

• Находясь в созданном духовном состоянии («айкидо, не синтез, оно создано духом»), выполнять базовые формы техник в отношении партнёра, имеющего и поддерживающего в течение всего выполнения техники намерения «атаковать» и «защищаться», начиная их до начала атаки партнёра («не делают техники, будучи схваченным», «тренироваться по отношению к кому-то, кто имеет намерение сделать «шомен», преследуя при этом цель развития силы притягивания, в этом и есть весь смысл будо, которое получило название айкидо»).

• Сравнивать не столько форму (форма не имеет определяющего значения – «одевай техники в свежие одежды; на фундаменте классических стилей строй новые, лучшие формы»), сколько результат и эффективность своего выполнения техник с результатом и с эффективностью О-сенсея (ситуация, когда портрет О-сенсея находится в зале для проформы, выражающейся в том, что «О-сенсей является человеком, лишь давшим толчок к появлению айкидо, которое каждый инструктор развивает в меру своего понимания или по проходящим запросам общества, и потому больше никому не нужен», – неверна принципиально; подменяя метод практики, она уводит людей, пожелавших приобщится к искусству продемонстрированному О-сенсеем, от возможности достижения его духовных и прикладных способностей).

• Вносить изменение в текущее духовное состояние (производить настройку ума) в направлении углубления состояния «не иметь ничего против партнёра» («Айкидо – это исправление, настройка своего собственного ума»).

• Опять выполнять базовые формы техник («опять и опять возвращаться к «кихон», «все движения кихон вадза – это великолепный фундамент и катализатор духовной революции», «кихон вадза – основа практики айкидо»).

• Снова сравнивать результаты выполнения техник со своими прежними результатами («не сравнивай себя с другими», «поединки и спортивные соревнования противоречат духу айкидо», «если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их – это приводит к твоему ослаблению и поражению») и с тем, что мы можем увидеть в видеозаписях с Основателем изучаемого искусства

• И так, многократно повторяя и повторяя этот алгоритмический цикл («единственным средством, позволяющим уловить сердце айкидо [духовное состояние, в котором должны выполняться техники айкидо], являются повторяющиеся колебания») – выполняя техники и изменяя настройки своего духа в направлении духовной установки, в обобщённом виде заключающейся в том, чтобы «не иметь ничего против партнёра; действовать так, чтобы никто не пострадал» («О-сенсей всегда говорил о различных типах духа и души») – мы становимся на путь поисков, позволяющий, выяснять значение параметров духовного состояния, достигнутого Морихеем Уесибой в его духовных исканиях («я изучил более тридцати школ боевых искусств, но дух мой не был удовлетворён») и послужившего основанием для создания им нового вида боевого искусства – айкидо, выражающегося в возникновении феномена «притягательной силы» («инороки но тенрен»), обеспечивающего в выполнении техник айкидо высокое качество управления атакующим («ведение партнёра»), на физическом уровне проявляющегося в высокой степени их прикладной эффективности («О-сенсей мог одним пальцем остановить нападающего, немногие могут приблизиться к этому») и являющимся главной прикладной целью практики айкидо («айкидо, это тренировка силы притягивания»). Определяя и овладевая во всей полноте и глубине параметрами этого состояния на практике, мы имеем реальную возможность приблизиться и к прикладным способностям, продемонстрированным О-сенсеем.

• Вместе с тем, метод духовного развития, описанный Морихеем Уесибой применительно к практике боевого искусства, позволяет не только приблизиться к духовным и физическим способностям Основателя айкидо в разрешении боевых ситуаций и даже подняться над ними («вбирай почтенные традиции в наше новое искусство и одевай их в свежие одежды; на фундаменте классических стилей строй новые, лучшие формы»; «одежды техник» – духовные процессы, объемлющие и обуславливающие механические жесты – формы техник), но и является универсальным способом духовного совершенствования («Искусство Мира – это религия, которая не является религией; оно делает совершенными и завершенными все религии»), используя который, находя и осуществляя свои Жизненные функции на уровне общества (осуществить справедливую концепцию глобализации – «создать единую человеческую семью»), Земли (не допустить на планете биосферного кризиса – «создать рай на Земле») и Вселенной (выйти в дальний космос), человек обретает возможность реализовать духовный потенциал, заложенный в смысл его существования Богом. Познавая в сокровенном диалоге с Богом («когда ты склоняешься в поклоне перед Вселенной, Она кланяется в ответ; когда ты называешь имя Бога, Оно отзывается эхом внутри тебя») Законы Гармонии Вселенной («айкидо есть для того, чтобы понять самого себя, чтобы изучить Всемирные явления, чтобы не забыть единое происхождение Ичигуен, чтобы раствориться в провидении, чтобы узнать Закон и создать техники тонкие и светлые»), ставя целью своего существования реализацию Божественного Промысла, и получая для этого доступ к Абсолютной Силе («если вы действуете в соответствии с миссией Неба, то вы обладаете Абсолютной Силой»), стать настоящим Человеком – Наместником Бога («достижения просветлённых мастеров невозможно описать словами»).

******

Ранее мы отмечали, что изучение ситуаций, в которых появляется настоящая атака, имеет место в практике айкидо, и что оно происходит на продвинутых уровнях.

В рамках рассмотрения методического условия «не ждать; не защищаться; начинать технику первым», на начальном уровне практики требующей недопущения выполнения партнёром физической атаки (как реализации обязательного намерения «атаковать»), следует сказать, что с появлением в тренировке реальной атаки, порядок согласования действий атакующего и принимающего атаку значительно меняется. Выполняющий технику уже ждёт физической атаки партнёра (проявления намерения атаковать) и начинает свои физические действия только после того, как атака почти достигла своей цели, лишая тем партнёра возможности изменить направление и вид атаки. (В противном случае, если он начнёт физические действия до начала атаки, нападающий партнёр имеет возможность изменить вид и направление своей атаки, от которой возможности уйти уже не будет.) Однако даже в этом случае он не ждёт, когда атака состоится, не защищается и вызывает её первым, но в этом случае уже не физическими действиями, а духовными, осуществляемыми на ментальном уровне взаимодействия.

******

Возвращаясь к основной теме записи (о согласования понятийного аппарата, применяемого преподавателем айкидо, с понятийным аппаратом О-сенсея, как необходимом условии и признаке места, где учат настоящему айкидо) ещё раз отметим, что присутствие в объяснениях и постановке учебных задач термина «защита» – яркий пример тому, как использование понятия, несоответствующего главным процессам, происходящим при выполнении техник айкидо, способно изменить тот методический аспект практики, который формируя в человеке духовное состояние несоответствующее состоянию О-сенсея, в последствие, определяющее и несоответствующие ему характер, форму и результат выполнения техник, и тем лишают своих учеников оснований для приобретения ими в тренировке прикладных способностей Основателя искусства, которое они изучают. Занятия обучающие «защите», это не то место, где практикуют настоящее айкидо.

******

Comments (0)

Оставьте мнение: