Апр 17 2017

Ещё один вид гармонизации

Category: ДневникЕвгений @ 11:59

Поскольку в айкидо О-сенсея прикладная практическая эффективность выполнения технических приёмов в своей основе определяется духовным состоянием, а её повышение – развитием духа, то главным методом практики его искусства является метод развития духа, а основным методическим вопросом – вопрос о создании внешних и внутренних условий, вызывающих прогрессивные изменения состояния духа практикующих айкидо людей.

Учитывая, что прогрессивные изменения состояния духа определяются изменением нравственности человека в направлении повышения её положения в Иерархии Объективной Нравственности, то решение задач совершенствования духа и повышения прикладной эффективности практических действий, становится зависимым от выявления принципов и рычагов воздействия на нравственность.

То есть, по сути, управление практической эффективностью переключается на более тонкие и, вместе с тем, более мощные рычаги управления – на управление нравственностью, –  и переходит в разряд задачи управления нравственностью, решение которой уже зависит от механизма генерации этических побуждений, реализация которых в практической деятельности, по мнению мастеров Пути, проявляющаяся в создании форм физических действий, наиболее адекватных Реальной Действительности и наилучшим образом соответствующих Вызовам Жизни, и обеспечивает прогресс в изучении, какого бы то ни было, практического искусства.

Восприятие существования зависимости прикладного результата практики от состояния духа, определяемого его положением в Иерархии Объективной Нравственности, позволяет, во-первых, сделать заключение о том, что способность управлять, это, прежде всего, способность управлять нравственностью. Что повышать качество управления прикладной эффективностью своей практики, это, прежде всего, повышать качество своей нравственности. А, во-вторых, поставить комплекс вопросов о том, существуют ли ещё более глубокие уровни управления прикладной эффективностью практической деятельности?

Или другими словами, существуют ли уровни управления нравственностью? И если существуют, то каковы принципы и рычаги такого управления?

Если же принимать во внимание, что техника практического искусства является единственным, но при этом многофункциональным, матричным, инструментом воздействия на духовное состояние человека, в т.ч. и инструментом его нравственного воспитания, то, преломляясь в обстоятельствах возможности управления нравственностью, как одним из факторов Окружающей Действительности, основные в повышении прикладной эффективности физических действий методические вопрос и задача практики айкидо, несколько уточняясь, преобразуются

- в вопрос о том, каким образом, техники, рождённые Искусством Войны, становятся инструментом Искусства Мира, средством развивающего воздействия на нравственность практикующего его человека и тем повышающего прикладную эффективность его практической деятельности;

- и в задачу создания в тренировочном процессе условий, при которых боевые техники становятся действенным рычагом управления состоянием нравственности, превращающим практику традиционного боевого искусства в практику айкидо О-сенсея, практику Искусства Мира и истинную практику Пути духа.

******

В числе наставлений О-сенсея, конечно же, есть и такие, которые дают ответы на вопросы о самых высших уровнях управления практикой созданного им искусства, относящихся к глубинным методическим основам практик Пути духа, в т.ч. и о способах целенаправленного управляющего воздействия на нравственное состояние человека, раскрывающие суть и объясняющие механизм генерации этических побуждений, повышающих уровень дееспособности практикующих айкидо людей.

«Многие ученики ездили в другие места, чтобы практиковать дзэн или учиться каким-то другим кэйко. О-сенсею это не нравилось. Но он никогда ничего не говорил об этом открыто. Он говорил, что айкидо – это мисоги, и что если ученик хочет упорно тренироваться, то ему незачем бегать повсюду, изучая множество различных вещей. Это означало бы непонимание сути айкидо. «Это сюгё (суровая тренировка)». О-сенсей всегда говорил: «Я даю вам все. Почему люди всегда ищут что-нибудь ещё?»».

Мицуги Саотомэ. С. Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

Если говорить коротко, то ответы на эти вопросы стратегического уровня значимости даются уже в названии самого искусства и заключаются в понятиях явления «гармонии» и процесса «гармонизации».

«Путь Воина заключается в том, чтобы устанавливать гармонию…».

«Сущность Искусства Мира – в очищении себя от зломыслия, в гармонизации со своим окружением и в устранении со своего пути всех препятствий и барьеров»

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

Однако для того, чтобы понять значение, вкладываемое в гармонизацию Основателем айкидо, необходимо увидеть несколько смысловых уровней этого понятия, отражающих иерархию взаимовложенности объективных процессов, составляющих явление гармонизации.

«У меня есть несколько уровней ответа на ваш вопрос».

Ж. Блез, семинар по айкидо.

Обычно слово «айкидо» переводится с японского языка, как «путь гармонизации энергии». Однако такой перевод, в общем и целом верно передавая суть составляющих практику искусства Морихея Уесибы процессов, не выражает те из них, которые составляют глубинные уровни управления практикой искусства – те самые, которые определяют вершину матрицы его функциональных возможностей и отличают оригинальное айкидо от традиционных боевых искусств, – и не передаёт того значения, которое вкладывал в него Основатель искусства.

Мы уже рассказывали историю о том, как сенсей Жерар Блез, будучи мастером айкидо седьмого дана, затруднился с ответом на вопрос журналиста о том, «что такое айкидо?» совсем не потому что не имел, что сказать, а потому, что не был уверен в том, что его определение айкидо будет правильно понято человеком, не имеющим опыта практики, и потом, без вреда для айкидо, выражено в публикации. Сейчас мы вспомнили этот случай для того, чтобы проиллюстрировать им явление, состоящее в том, что с продвижением в изучении айкидо, вместе с вовлечением в практику новых, не всегда известных и понятных начинающим занятия (и посторонним людям) целей, проявляющемся в повышении функциональности изучаемых техник (что и является основой повышения прикладной эффективности), происходит и переосмысление предназначения айкидо, как боевого искусства, вместе с которым, изменяется и смысловое содержание значения слова «айкидо», а, значит, и толкование его перевода.

Подтверждение этому тезису есть и в высказываниях самого О-сенсея.

«Поскольку слово «гармония» (ай) созвучно слову «любовь» (ай), я решил дать своему уникальному будо название айкидо. Слово «айки» – очень старое, но я вкладываю в него совершенно иной смысл, чем воины древности».

М. Уесиба. Айкидо – истинное будо. Искусство мира, «София», Киев, 1999г.

Как можно увидеть, использование О-сенсеем в названии своего нового («уникального») боевого искусства несущих различный смысл, но, вместе с тем, одинаково произносимых слов – есть его особый способ, указать на не противопоставление этих смыслов, предполагающее альтернативный выбор между одним и другим (или-или), а на их объединение; способ подчеркнуть наличие в выбранном им названии нескольких, дополняющих одним другое, смысловых значений, вершиной своей совокупности раскрывающей главное предназначение всей практики айкидо.

Можно говорить о том, что, являясь примером поэзии одного слова, слово «айкидо», тем замечательно и красиво, что, в своей внешне неизменной во времени форме, содержит целую иерархию значений, открывающихся тем или иным смысловым оттенком каждому конкретному человеку по присущей ему нравственности. Подобно своим «живым техникам» название искусства Морихея Уесибы является «живым понятием», «живым словом», раскрывающим свой образ во всей его полноте только с продвижением в освоении метода практики, разработанного Основателем искусства.

«Д.Т. Сузуки, профессор и автор многих работ, посвященных дзен, часто говорил о концепции «Один во всем и всё в одном». Он утверждал, что в этой кажущейся простой фразе скрыт смысл всего дзен и японских искусств».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

Всё это также значит и то, что процесс продвижения в изучении айкидо, определённым образом, сопоставим с процессом выяснения наивысшего предназначения искусства, созданного О-сенсеем. Чем больше человек овладевает прикладным аспектом айкидо, тем больше, последовательно меняя своё представление о целях практики айкидо, он приближается к пониманию истинного, по объективным причинам изначально сокрытого от верного (целостного) понимания, предназначения изучаемого искусства. И наоборот, приближение адепта к пониманию глубинного, высшего, а, значит, и истинного предназначения айкидо О-сенсея (того смысла искусства айкидо, который в него вкладывал его Основатель), сопровождается повышением уровня его практического владения искусством.

«Я хотел бы, чтобы вы хорошо поняли значение айкидо, которое я практикую». («AIKIDO SHIMBUN», от 1 октября 1967г.).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

Вместе с тем, с методической точки зрения, это также означает и то, что последовательная постановка перед адептом практического искусства новых, до этого неизвестных ему целей практики и его работа по их реализации, будет являться методическим основанием для осуществления подъёма этого адепта на новый функциональный уровень прикладной эффективности в изучаемом им искусстве; методическим способом превращения прежней практики в новый функциональный инструмент, решающий задачу создания функционально нового (обладающего новым уровнем прикладных возможностей) инструмента теперь уже из самого адепта.

Именно поэтому, раскрывая глубинные секреты метода овладения эффективностью созданного им искусства, О-сенсей говорит совсем не о нюансах механики техник, а о необходимости выяснения наивысшего – подлинного, предназначения айкидо, обычно скрытого от неискушённого взгляда, однако, без способности воплощения которого, настоящей эффективности айкидо не бывает.

И, как можно обнаружить, выяснение подлинного предназначения оригинального айкидо, заключается в раскрытии значения, вкладываемого Основателем искусства в понятие «гармонизации».

Именно понятия явления «гармонии» и процесса «гармонизации», входящие в состав наименования искусства, созданного Морихеем Уесибой, являются той его «подвижной смысловой частью», делающей «айкидо» живым словом, последовательно раскрывающим уровни своего значения в результате продвижения в его практическом освоении. Именно приведением личного понимания понятия «гармонизации» к пониманию, вкладываемому в него Основателем искусства («Я хотел бы, чтобы вы хорошо поняли значение айкидо, которое я [О-сенсей] практикую»), определяется и возможность овладения его же уровнем прикладной эффективности техник айкидо.

И именно поэтому О-сенсей так много и подробно рассказывает о «происхождении»* и «миссиях» **, своего искусства, а, по сути, – о процессе и уровнях гармонизации, составляющих основу процесса практики айкидо***.

* «Я упражнял мой дух в будо, когда мне было 15 лет. Я посещал учителей фехтования и дзю-дзюцу многих регионов. Я усвоил за несколько месяцев секрет каждого из самых новых учителей. НО НЕ БЫЛО В НИХ НИЧЕГО ТАКОГО, ЧТО ПОМОГЛО БЫ МНЕ УЗНАТЬ СУЩНОСТЬ БУДО, КОТОРОЕ МОГЛО БЫ УДОВЛЕТВОРИТЬ МОЙ ДУХ». («Aikido», Киссёмару Уесиба,1957, переиздано 1985г).

«14 декабря 1940 года, к 2 часам ночи, после очищения, я внезапно почувствовал себя в странном состоянии. В этот момент я забыл все техники, которые я выучил, и я должен был заново воссоздать техники предков. И эти техники должны показать, что весь мир  есть одна семья и нет чужих».

«Это не побеждать или проигрывать; это не то; нужно упразднить это понятие; в этих техниках нет понятия более сильный, более слабый.» («Aikido Shinzui», стр.23).

** «Это значит, что этот великий принцип и этот путь айкидо действует на Земле, чтобы эта Небесная Миссия [«Божественная Любовь, защищающая Вселенную и все существа»] смогла реализоваться». («Aikido Magazine», №6, 1985, стр.26).

«Практикуя айкидо, находят собственную миссию».

«Айкидо есть для того, чтобы понять самого себя, чтобы изучить всемирные явления, чтобы не забыть единое происхождение ИЧИГУЕН, чтобы раствориться в Провидении, чтобы узнать Закон и создать техники Тонкие и Светлые». («Aikido Shinzui», стр.16).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

*** «Сущность Искусства Мира – в гармонизации со своим окружением».

«Воин всегда борется за Гармонию, а ставки в этой борьбе – жизнь и смерть».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

При этом, следует обратить внимание на то, что,

если в основу метода изучения айкидо О-сенсея «всегда» образует один и тот же процесс гармонизации, состоящий в объединении и согласовании различных, в том числе и противоположных, элементов и систем*,

(*«Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία) в философии – согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, в эстетике – слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей (например, в музыкеконсонанса и диссонанса)».

Википедия).

и, с определённого времени, в его практике боевого искусства, формально, одним и тем же становится и «объект гармонизации» (то, с чем О-сенсей осуществлял гармоничное объединение),

то для тех, кто идёт за ним, с течением практики и продвижением в овладении искусством «объект практически осуществляемой гармонизации» претерпевает череду определённых трансформаций, связанных с приближением их представления о нём к представлению, бывшему у Основателя искусства.

«Для меня абсолютно ясно, что тот, кто создал айкидо, имел мировоззрение абсолютно другое, чем оно есть у нас. Он создал эту дисциплину, чтобы и мы [те, кто изучает эту дисциплину] смогли прийти к этому видению Мира. Это то, чем я занимаюсь, что я ищу. Это моя цель».

Д. Гербич. Мастер айкидо Жерар Блез. «Black belt», выпуск 3, 2007г.

В свою очередь, это позволяет сделать заключение о том, что смысловое содержание названия и предназначения айкидо для конкретного человека определяется его «субъективным объектом гармонизации» (тем, с чем лично он осуществляет в выполнении техник айкидо согласование и объединение).

Что уровень освоения им потенциала прикладной эффективности, к максимально возможному, обусловлен степенью соответствия «объекта практически им осуществляемой гармонизации» с тем, что было «объектом гармонизации в практике Основателя айкидо».

А это позволяет говорить о том, что цель полного раскрытие смысла названия и предназначения практики будо, созданного О-сенсеем, и, на этой основе, освоения всего потенциала его прикладной силы и практических возможностей, отождествляется с задачей прохождения через некую «иерархию объектов гармонизации» и приведению своего личного объекта гармонизации к уровню объекта гармонизации Основателя искусства.

Логические объяснения процессов, протекающих на более высоких уровнях Объективной Духовности, открытых О-сенсеем в его духовных поисках и ставших причиной и основанием для  создания айкидо, без восприятия и осознания которых воспроизвести айкидо невозможно, информацией о которых Основатель щедро делится со своими последователями, не имеют шансов пробиться в их восприятие через стереотипы их логики мышления, оперирующей процессами, действующими на более низких уровнях духа.

«Информация сгружается не в пустоту, а в определённую систему стереотипов. Если в безсознательном индивида нет стереотипов для восприятия такой информации, то для него не существует и самой информации. Но на неё обязательно обратят внимания только те, кого она непосредственно касается. И не просто обратят внимание, но и будут действовать так, как будто получили директивно адресное указание по поводу того, как действовать в той или иной ситуации. Перед такой системой кодирования и подачи информации в открытых СМИ, все принятые в обществе системы защиты информации, основанные на грифах «секретно», «совершенно секретно» и «особой важности» – просто игры детей в песочнице».

ВП СССР. Случайные совпадения? — либо не случайные…, 01-03 июля 2013 г.

В то же время, изложение нового знания – информации, сформированной в стереотипах «высокой логики» – в стереотипах «низкой логики», неосуществимо в принципе*.

«Информация сгружается не в пустоту, а в определённую систему стереотипов. Ещё Козьма Прутков – наш предшественник – говорил об этом: «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, а потому что сии вещи не входят в круг наших понятий». Система понятий (или стереотипов) Левия Матфея не вмещала то, о чём пытался ему говорить Иешуа, и потому Левий Матфей всё переврал. Помните, как Иешуа после прочтения записей Левия Матфея объяснял Понтию Пилату «Я никогда ничего подобного не говорил. Я просил его – сожги ты этот пергамент, а он вырвал его у меня и убежал». Как вы думаете, о чём это? – Так Булгаков пытается рассказать читателю о существовании внесистемной [для текущего состояния сознания] информации».

М. Михайленко. Концепция Общественной Безопасности предполагает вхождение всех в соборность в Богодержавии, интернет-издания «Глагол», 12 марта 2013г.

(*Высшие духовные уровни невидимы для восприятия низким духом. Человек не способен воспринять информацию, выходящую за пределы его логики. Именно поэтому мастера айкидо так много говорят о необходимости расширения (развитии, тренировки) ки, восприятия, сознания, ментальной силы, ума и духа и т.п., за которой находится не что иное, как необходимость «повышения» стереотипов осознанного логического мышления. Как необходимость создания стереотипов, действующих на основании новой алгоритмики мышления и поведения, учитывающей ранее не учитываемые факторы Внешней Среды и этим всё более адекватно вписывающих поведение человека в Жизнь Окружающего его Мира.

«Если вы хотите чувствовать себя бодрым и счастливым, прежде всего, вы должны освоить науку расширения КИ – четвертый принцип из четырех основных принципов объединения ума и тела».

К. Тохей. Книга Ки: координирование ума и тела в повседневной жизни. Сборник «Айкидо – искусство мира», «София», Киев, 1999г.

«Ваше сознание не что иное, как ещё одна мышца, и вы должны относиться к нему соответствующим образом. Тяжелыми, а иногда и болезненными упражнениями вы делаете своё тело, сильным, гибким и расслабленным. Теперь вы должны сделать то же самое со своим умом. Эта точка зрения является уникальной особенностью рю. В то время как школы относятся к ментальной активности как к чему-то не имеющему отношения к физической активности, рю рассматривает их как одно целое. Принимая эту точку зрения и учась подчинять свое сознание такой же жесткой дисциплине, какой подчиняете тело, вы делаете самый главный шаг в развитии ки.

Развитие ментальной силы – простейшая задача, так что начните прямо сейчас! Простое и очень эффективное упражнение, которое вы должны постоянно практиковать, заключается в понимании своего окружения. Остановитесь на мгновение и посмотрите вокруг. Как много из того, что вы видите, вы понимаете? У вас в комнате, безусловно, есть электрическая розетка. Понимаете ли вы на самом деле, как она работает? Знаете ли вы, что такое кулоны, вольты или амперы? Если нет, выясните. Как была напечатана эта книга и почему количество страниц любого издания кратно восьми? Какая разница между АМ и FМ радио? Постоянно ищите маленькие интеллектуальные проблемы подобные этим, а затем разрешайте их. Помимо того, что это упражнение расширит ваши знания, оно имеет еще и побочный эффект – улучшение пространственной ориентации (а это имеет колоссальное значение в любом сражении, особенно если у вас несколько противников).

Для того чтобы увеличить ментальную силу, необходимо думать о вещах; для достижения ментальной гибкости необходимо думать о разных вещах. И хороший способ начать – прочитать энциклопедию. Дополните это чтением газет и журналов разных стран. Такой проект заставит вас рассматривать огромное количество тем с разных точек зрения.

Такие ментальные упражнения значительно увеличат силу и гибкость вашего ума».

Ф. Дж. Ловрет. Путь и сила: секреты японской стратегии. «София», г. Киев, 2000г.

«Продуманная неторопливая и сознательная практика японских До может привести к развитию тела и сознания».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

«Но если нравственность, сострадание и страстное желание помочь обществу стали инстинктом и вошли в глубины сознания, положительные действия помогут их расширить, и они приведут к серьезным изменениям».

«Духовное зрение выходит за пределы себялюбивого эго. Открытие духовного зрения — это отклик расширяющейся Вселенной. Это зрение пустоты. Это зрение, которое отражает свет истины».

«Только незрелые специалисты пользуются физическим зрением. Это зрение стратегии и искусного обмана. Они не могут крушить своим духом, они могут только рубить своим эго. Для физического зрения техника – это игра. Физическое зрение всегда спешит, оно может наслаждаться только победой. Почему люди не могут понять, что смысл победы в отсутствии конфликта? Смысл отсутствия конфликта в отсутствии отделенности. Физическое зрение не может видеть истины сатори».

«Расширяйте свой дух».

М. Саотомэ. Айкидо и гармония в природе, София, г. Киев, 1998г.

«Пусть твой ум всегда будет ярок и ясен, как безбрежное небо, великий океан и высочайший горный пик [Пусть твой ум не будет ограничен стереотипами низкой логики]».

«Когда мы говорим «нанести поражение», то имеем в виду поражение нашего собственного противоречивого ума [Нанести поражение своему собственному уму – перейти на логику мышления нового духовного уровня]».

«Тот, у кого ум кривой и раздираемый противоречиями [в своей логике опирается на «низкие стереотипы» мышления], изначально обречен на поражение».

«»Победа» для нас – это победа над противоречивым умом в себе самих [Истинная победа, это выход на новый уровень логики мышления]».

«Можно сказать, что айкидо есть способ изгнания демонов [преодоление стереотипов «низкой логики»] не мечом, а искренностью нашего дыхания [Айкидо – способ выработки новых стереотипов логического мышления]. Иначе говоря, способ превращения мира демонического ума в Мир Духа. Такова миссия айкидо. Демонический ум будет повержен, а Дух восторжествует. Тогда айкидо принесет плоды в этом мире».

М. Уесиба. Искусство мира «София» (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо, Айкидо – истинное будо), Киев, 1999г.)

Поэтому для донесения до сознания следующих за ним людей, О-сенсей обращается не к их логике, а к их предметно-образному мышлению.

Да, известно, что аналогия – не доказательство, однако известно и то, что «аналогии и ассоциации тоже лежат в основе познания».

«Хотя аналогия не доказательство, но аналогии и ассоциации тоже лежат в основе познания».

ВП СССР. Мёртвая вода. (От “социологии” к жизнеречению. Часть I Историко-философский очерк), Китеж Державный град России, 2011г.

Но мы и не собираемся что-то кому-то доказывать, тем более что, как оказывается, это невозможно сделать в отношении процессов протекающих на недоступных восприятию уровнях духовности. Мы, посредством представления образов, даём ссылки на определённые процессы, в случае восприятия которых (что возможно в результате использования метода практики айкидо О-сенсея) – т.е. практически поднявшись на уровень существования этих процессов, – человек сам сможет выстроить цепи удовлетворяющих его логических доказательств.

Внесение в предметы изучения практики айкидо явлений и процессов, стоящих за понятием «объект гармонизации», является важным методическим приёмом, позволяющим пронести сквозь фильтры стереотипов логики своих последователей, новые для них, скрытые от их сознания истины – знание, добытое О-сенсеем на высших уровнях полёта человеческого духа, без которого ни техники айкидо, ни практика искусства в целом не способны проявить весь потенциал своих возможностей.

Поэтому и мы считаем, что раскрытие предназначения и возможностей айкидо О-сенсея через рассмотрение видов и иерархии объектов гармонизации, представляет собой педагогический приём, позволяющий вовлекать людей, изучающих айкидо, в решение учебных задач, способы решения, которых основываются на пока ещё недоступной им логике мышления,

«Мне нравится логика этих [«старых»] техник, но это не логика айкидо! [Я вижу, что, несмотря на мои объяснения, вы продолжаете действовать в логике традиционных боевых искусств. Это значит, что вы всё ещё не понимаете логику айкидо.]».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, 2004г.

и тем ставить их перед необходимостью восприятия и осознания действия новых факторов внешней среды и внесения их в логику своего мышления и осуществления практической деятельности. Перед необходимостью создания новых для себя стереотипов мышления и действий, результатом реализации, которой будет повышение алгоритмики осуществления практической деятельности, проявляющееся, с одной стороны, в переходе логики мышления на более высокий духовный уровень (нравственный стандарт), а, с другой, – в повышении прикладной эффективности этой деятельности.

С точки зрения предметно-образного восприятия, изучение адептами айкидо содержательной и иерархической сторон объектов иерархии гармонизации является наиболее удобным способом для перевода абстрактных учебных задач в практическую плоскость и выстраивания их в методическую последовательность, способную провести их через открытие и освоение новых уровней духа, с присущей им логикой мышления, к овладению духовными и практическими способностями Основателя айкидо.

В таком случае, поиск ответов на вопросы о том, «что же было объектом гармонизации для О-сенсея?» и о том, «в чём состоит процесс изменения объекта гармонизации, способный привести личный объект гармонизации к уровню объекта гармонизации О-сенсея?», становится способом выяснения новых граней ответа на главный вопрос всех практик Пути – о механизме повышения (о механизме настройки) духовного состояния в ходе этих практик, в т.ч. о способах генерации этических побуждений, развивающих дух.

Вместе с тем, ответы на эти вопросы вовсе не являются секретом. В своём изложении принципов практики созданного им искусства О-сенсей даёт подробные, многоуровневые  объяснения и тому, что было объектом его гармонизации, и тем способам, с помощью которых он эту гармонизацию выстраивал.

******

Развивающая гармонизация

Тот способ гармонизации, о котором О-сенсей рассказывает в своих углублённых наставлениях по организации практики айкидо, который, собственно, и привёл его созданию айкидо и который является основой методик всех истинных практик Пути, состоит в последовательном познании бесконечной глубины строения и Законов существования микро и макро Космосов, в которых человек существует, и использовании этих знаний в своей практической, сугубо прикладной деятельности. По сути, этот способ гармонизации состоит во вписывании целей и принципов практической деятельности человека (и его жизни в целом) в Матрицу Бога – в самые отдалённые цели и самые тонкие закономерности существования, созданного Творцом Мироздания.

«В айкидо тренировка делается не для того, чтобы стать более сильным или победить партнёра. Нет. Тренировка в айкидо помогает соединить свой дух Центром Вселенной». («Takemusu Aiki», стр.192)

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

Или другими словами, в гармонизации своей практической деятельности с Окружающим Миром, со Вселенной, с Богом.

«Сущность Искусства Мира – в гармонизации со своим окружением».

«Твой ум должен гармонировать с тем, как работает Вселенная; твоё тело должно двигаться в такт движениям Вселенной».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«Я не ищу общества людей. Чьего же общества я ищу? Бога».

М. Уесиба. Айкидо – истинное будо. Искусство мира, «София», Киев, 1999г.

И тогда действия таких мастеров, объединивших цели и характер своих действий с Замыслом Бога, достигают уровня «божественных техник» – наивысшего уровня прикладной эффективности.

«Таким образом, айкидо – Вселенский Путь и тренировка «айки» – это есть тренировка божественных техник; и во время таких тренировок наша сила согласуется и гармонизируется с Силой Вселенной». («Aikido Shinzui», стр.31).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

«Достижения таких мастеров невозможно описать словами».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

И, все же, которым, не бывает предела, как не бывает предела в познании Бога и созданной Им Вселенной.

«Просветлённые никогда не перестают работать над собой».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

Считая обязанностью каждого практикующего айкидо опираться в своих занятиях на указания основателя искусства*, занимаясь сбором и анализом таких указаний**, сенсей Жерар Блез, перечисляя наиболее важные методические условия тренировки, позволяющие на практике реализовать эксперименты, ведущие к овладению прикладными способностями О-сенсея и тем раскрывающие перед его последователями сферу настоящего айкидо***, первым из них называет именно задачу «гармонизации человека со Вселенной»****, несмотря на, казалось бы, её отвлечённость от первоочередных целей практики боевых искусств.

(*«Для Жерара изучение айкидо, это совокупность осуществления разного рода поисков: тренировка на татами; изучение видео О-сенсея; осмысление объяснений, которые он получил от Хикисучи-сенсея. Он регулярно практикует цигун, сэйтай и изучает старое будо – ко-будо. Но главное, по его мнению – интересоваться О-сенсеем.

«Самое важное в изучении айкидо – интересоваться О-сенсеем, так как это он создал айкидо, а не мы! Айкидока должен глубоко интересоваться Основателем и источником айкидо», – считает Жерар.

Благодаря Хикисучи сенсею, который всегда ссылался на О-сенсея, у Жерара, в свою очередь, возник интерес к Основателю. «Это мне очень помогло в выяснении того, чем являлось айкидо для его основателя, и в определении того, что есть айкидо для меня, – говорит он».

У. Келлер. Бесконтактный бросок. Интервью с сенсеем Жераром Блезом, г. Виши, 2015г.

«Вам надо вспомнить обо всём том, что говорил О-сенсей, это самый короткий путь для постижения истинного айкидо».

Хикитсучи Мичио сенсей. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998г.

«Следует объединить себя – свои слова, тело и разум соединить со всей Вселенной. Тогда родится истинное будо».

Интервью с Мишио Хикитсучи сэнсэем, Париж, 1984г.

**«Мне повезло, поскольку в моём распоряжении имеются различные тексты и записи докладов, в которых находится совокупность объяснений учителя Морихея Уесибы о своем искусстве.

Я хотел бы этой книгой [«Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Париж, 1994г.] донести эти знания до читателя и показать изучающему, как возможно их использовать в рамках тренировки, чтобы мы смогли вместе продвинуться в изучении айкидо. Когда техники становятся инструментом, взятым в наше распоряжение, для того, чтобы, в свою очередь, и нам достичь состояния, достигнутого Учителем Морихеем Уесибой».

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

***«Его [О-сенсея] указания раскрывают нам те принципы, которые необходимо соблюдать в практике айкидо. И соблюдение этих принципов, позволит в процессе тренировок реализовать эксперименты, которые начнут нам раскрывать настоящую сферу айкидо.

Указания Учителя обращены, как к духу, так и к телу. В первую очередь для представления я выбрал наиболее отвлечённые моменты, которые имеют отношение к духу».

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

****«Эту постоянную необходимость объединяться (согласовываться? гармонизироваться?) со Вселенной, О-сенсей объясняет постоянно:

«Человеческое существо должно реализовывать гармонию трёх стихий: сознание сердца, тела и КИ, которая их объединяет.

Есть три тренировки:

- тренировка в гармонизации сознания сердца и деятельности Вселенной;

- тренировка в гармонизации тела и деятельности Вселенной;

- тренировка в гармонизации КИ, которая объединяет сознание сердца и тела и деятельности Вселенной». («Журнал Айкидо», №18, стр.14).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

******

Надо отметить, что открыто называя Вселенную и Бога объектами своей гармонизации, О-сенсей указал максимально отдалённый, наивысший в перспективе практики айкидо уровень гармонизации, являющийся ориентиром, позволяющим даже спустя века приобщающимся к изучению искусства людям не потерять верное направление занятий. Гений Основателя айкидо заключается в том, что словами: «Айкидо – это осуществление Божественной Любви», – он установил максимально возможный на все времена образовательный стандарт своего искусства, который людям, живущим в этой Вселенной, невозможно превзойти. Образовательный стандарт, освоение которого делает человека Наместником Бога на Земле, генерирующим такие этические установки своей жизни и практической деятельности, действуя с позиции которых он обретает поддержку Бога и благодаря этому становиться способен решать возникающие в них задачи с эффективностью, сопоставимой с эффективностью Бога, охватывающей перспективы Космического масштаба и гармонично вписывающей осуществляемые Человеком действия в Планы и Законы Жизни созданного Богом Мироздания. Именно об этом говорит О-сенсей, когда заявляет, что «его искусство не является религией и, вместе с тем, находится над ними, делая все их совершенными и завершёнными».

«Искусство Мира – это религия, которая не является религией; оно делает совершенными и завершенными все религии».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

И именно поэтому лишены оснований утверждения тех современных методологов айкидо, которые относятся к О-сенсею как к человеку, всего лишь давшему толчок развитию этому виду боевого искусства*, которое продолжает развиваться в различных направлениях в соответствии с задачами, определяемыми преподающими его инструкторами**. Не имеют смысла многочисленные усилия по синтетическому улучшению механики форм техник, созданных О-сенсеем, предпринимаемые, якобы для повышения их недостаточной прикладной эффективности. Нелепы и смешны попытки, преследующие цели развития айкидо со стороны лиц, так и не повторивших способности Основателя искусства.

«С точки зрения современного человека, Морихей Уесиба, скорее, не средоточие айкидо, а в большей мере человек, который дал толчок его развитию. Именно так преподают айкидо во всём мире, и оно продолжает всё больше и больше набирать популярность».

«Благодаря своей всемирной популярности айкидо было подвержено другим культурным влияниям, развивалось и продолжает развиваться дальше в различных направлениях в соответствии с задачами его инструкторов».

Б. Рёдель. Айкидо: Основы. Принципы. Техники. Эксмо, Наше слово, Москва, 2012г.

«То, что показывает О-сенсей, я не понимаю и поэтому мне это не интересно. Я не занимаюсь тем айкидо, которое показывает О-сенсей. Мы делаем то, что нам показывают его последователи. Я делаю то айкидо, которое интересно мне … и, которое интересно моим ученикам [т.е. дилетантам, не понимающим истинного предназначения практики айкидо]».

[И это было сказано после заявлений ведущего о том, что «в этом фильме зрителю будет показано настоящее айкидо» и «правда об айкидо будет отделена от вымыслов о нём».]

М. Сафронов (5 дан Айкикай, представитель в России К. Тисье, 7 дан Айкикай), видеофильм «Айкидо. Гакумон додзё».

Всем занимающимся «улучшением» айкидо правильным было бы сначала продемонстрировать освоение образовательного стандарта искусства, заложенного в него Основателем, и только потом что-либо делать и говорить о развитии айкидо.

Вместе с тем, сказанное нами вовсе не означает, что последователи О-сенсея лишены возможности развивать айкидо. Но делать это – «одевать его техники в новые одежды духа» – они могут, лишь овладевая образовательным стандартом, заданным О-сенсеем: сначала приведя образ объекта своей гармонизации с образом, бывшим у О-сенсея и, и только затем, продолжая расширять и детализировать своё представление о Вселенной, Её Создателе и Его Божественной Любви, по сути, участвуя в решении задачи приближения имеющегося в обществе образовательного стандарта к образовательному стандарту Наместника Бога на Земле.

******

Вместе с тем, общеизвестность «объекта гармонизации О-сенссея» ещё не делает его удобным в практике изучения техник айкидо. Для образовательного уровня подавляющего большинства современных людей, его смысловое содержание является абстрактным и не раскрывает специфики используемого О-сенсеем вида гармонизации.

Непонимание аспектов этой специфики, можно наблюдать в имеющей место тенденции к вольной (не осознающей объективной необходимости) подмене в непосредственной практике айкидо, как объекта гармонизации О-сенсея, так и обусловливаемого им вида гармонизации, своей совокупностью запускающими и поддерживающими течение процесса духовного совершенствования (без которого айкидо не бывает), на другие объекты и виды гармонизации, которые решать задачу развития духа неспособны.

Так, не только в обсуждениях на различных интернет-форумах, но и в специальной литературе можно видеть как, нисколько не отрицаясь (ведь об этом сказал Основатель искусства), задача «гармонизации со Вселенной» отождествляется с процессами, стоящими за понятиями «гармонизации энергий», «гармонизации духа и тела», «гармонизации с атакой» в конечном итоге сводясь к наиболее понятному – «гармонизации с нападающим». Однако, как мы уже отмечали, «гармонизация с нападающим», будучи принципиальной ошибкой, становится главным останавливающим продвижение в освоении айкидо О-сенсея фактором.

«Сгармонизироваться со Вселенной», это абстрактное понятие. И будет  естественным стремление идти к конкретному понятию: например искать гармонию с партнёром.

Это главная ошибка объясняет Хикитсучи Мишио сенсей: «Айкидо вписывается гармонично с Ки. Но это не гармонизироваться с Ки партнёра (АИТЕ). Когда думают сгармонизироваться с Ки партнёра, ошибаются и тренировка превращается в игру.

Нужно отыскать связь с Ки Вселенной, с Ки Природы, с Ки Бога и с самого начала нужно брать Ки партнёра»». («Журнал Айкидо», №40, 1988, стр.11 и далее.)

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

В отношении же возможных итогов, вытекающих из задачи «гармонизации духа и тела» (часто отождествляемой с главной задачей духовных практик), мы также уже обращали внимание на то, что они (итоги) этой задачи (состоящей в целенаправленной перенастройке всей системы «дух-тело» и при этом, что очень важно, повышающей её положение в Иерархии Типов Духа), как раз и не решают. Преследуя цели объединения «тела с духом» или «духа с телом», эти виды гармонизации либо занимаются подъёмом физического состояния тела (физподготовкой) на уровень имеющегося (т.е. остающегося неизменным, состояния духа), либо опускают состояние духа на уровень физиологии тела, подчиняя дух животным инстинктам (что, вообще-то, для духа является деградацией).

Процессы гармонизации «тела с духом» и «духа с телом», конечно же, имеют место в практике и, конечно же, важны в решении задачи духовного совершенствования. Конечно же, и тело должно обладать качествами, позволяющими ему решать стоящие перед духом цели, и, в свою очередь, дух в своих устремлениях должен учитывать возможности физиологии тела. Однако для истинной духовной практики гораздо более важно создать условия для развивающего изменения духовного состояния своего адепта, которое не только возможно, но и, поскольку мы рассматриваем и говорим о «Пути» и «методе» развития духа, должно быть обязательным результатом этой практики. И поскольку мы говорим не просто об изменении духовного состояния, а о его целенаправленном и объективном совершенствовании, то под этими изменениями мы имеем в виду такие, которые соответствуют восхождению духа по Бесконечной Шкале Объективной Духовности – перенастройке всей системы «дух-тело» (т.е. повышению состояния и тела, и духа), – следствием которой становится автоматическое повышение прикладной эффективности осуществляемой им практической деятельности.

«Когда я начал заниматься айкидо, я много раз слышал, что цель изучения айкидо заключается в том, чтобы воссоединить тело и сознание. Но невозможно соединить тело и сознание. Они уже неразрывно связаны друг с другом. Я исхожу из своего опыта… Так что, мы говорим не о воссоединении, а о перенастройке единого целого. Это похоже на абсолютно расстроенное пианино. Нам нужно его настроить. И когда настроишь, то сможешь играть музыку. Вот этим, как я сейчас думаю, айкидо и занимается».

С. Бенедетти. В поисках совершенства: Боевые искусства мира: Айкидо: Стефан Бенедетти и Нобуёси Тамура (документальный фильм).

Именно поэтому, для духовного развития человека недостаточно решать аспекты задачи «гармонизации духа и тела». Для истинной духовной практики – практики, совершенствующей дух и наделяющей принадлежащее ему тело новыми прикладными способностями и тем раскрывающей заложенный в человека духовный потенциал – необходимо решать задачу «гармонизации духа с духом (духовным состоянием) более высокого, чем есть у него, уровня».

По сути, мы говорим о ещё одном виде гармонизации. О процессе, ускользающем от внимания при рассмотрении лишь «гармонизации духа и тела», однако того самого, без которого практики настоящего айкидо не бывает.

Помня о том, что этическое побуждение, не всегда осознаваемое, однако всегда предшествующее физическим действиям, предваряет не только совершение собственно самих физических действий (так как является источником их совершения),

«Ни меч, ни кисть не могут сделать ни единственного движения, если только сознание не сделает его первым».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.

но, как об этом совершенно верно говорят А. Вестбрук и О. Ратти,  предшествует и повышению их прикладной эффективности,

«Высший уровень и является целью практикуемого в айкидо искусства самозащиты. Это искусство требует определенных навыков, которые формируются в результате интенсивного овладения техническими приемами самозащиты, разработанными Мастером Уесибой. Но помимо этого здесь требуется и нечто иное. Необходимо этическое побуждение. Человек должен искренне желать защитить себя и при этом не принести вреда другим. Он должен стремиться к интеграции тела и духа, к интеграции физических средств и этических мотивов».

А. Вестбрук, О. Ратти. Айкидо и динамическая сфера, г. Киев, София, 1997г.

следует сказать то, чего не проговаривают отождествляющие «интеграцию тела и духа» с процессом духовного развития А. Вестбрук, О. Ратти. Что для осуществления «гармонизации, развивающей дух, и тем повышающей прикладную эффективность осуществляемой им практической деятельности» просто этического побуждения, как желания, запускающего выполнение определённых действий определённого характера, ещё недостаточно.

Нужно понимать, что процессы «интеграции тела и духа», «интеграции физических средств и этических мотивов» (по мнению не только А. Вестбрука и О. Рати, являющиеся выражением духовного развития человека и постижения «Искусства Согласования», позволяющие ему «гармонично взаимодействовать с другими людьми») совсем не одно и то же, что и процесс духовного развития.

«На таком этическом уровне айкидо предстает перед нами как Искусство Согласования, практикуя которое человек достигает высокой степени соответствия тела и духа, а также помогает другим достичь подобной гармонии.

Так искусство айкидо становится формой гармоничного взаимодействия между двумя и более людьми, воплощая в жизнь стремление Мастера Уесибы придать высочайшей этике Востока (а также и Запада) практическую и приспособленную к реальной жизни форму».

А. Вестбрук, О. Ратти. Айкидо и динамическая сфера, г. Киев, София, 1997г.

И что, решая различные аспекты задачи гармонизации «духа и тела», сгенерировать этическое побуждение, выходящее за пределы текущего состояния системы «дух-тело», и, решая главную задачу истинной духовной практики, подняться на новый уровень духа и прикладной эффективности, просто невозможно.

Для того чтобы измениться, чтобы стать способным сгенерировать этическое побуждение, выходящее за пределы текущего состояния, дух должен подняться над собой, а это возможно только в результате его объединения (в результате приведении им своих характеристик в соответствие) с духом, находящимся на более высоком уровне в Иерархии Объективной Духовности (что может быть подтверждено проявлением им в физических действиях духовных качеств, свойственных этому уровню).

Собственно, этическое побуждение, как проявление качества духа, способного повысить качество прикладной эффективности практики, является следствием восхождения этого духа на новый уровень духовности. По сути, следствием проявления того вида гармонизации (того процесса), который находился в основании механизма настройки духовного состояния О-сенсея, выведшего его на уровень объединения со Вселенной и создания айкидо.

И который должен быть в основании процесса последовательного изменения объекта гармонизации, используемом в практике айкидо для решения задачи приведения своего «личного, текущего объекта гармонизации» к уровню «объекта гармонизации О-сенсея», объединение с которым (т.е., собственно, тот процесс «интеграции тела и духа», «интеграции физических средств и этических мотивов», о котором говорят А. Вестбрук, О. Ратти, К. Тохей, М. Саотоме и др., – вторичный, по отношению к процессу «генерации этического побуждения, выходящего за рамки текущего состояния духа») и будет условием достижения духовных и практических способностей основателя изучаемого искусства.

«Если в тренировке будо … ваша мысль всегда остаётся в вашем теле [в рамках ваших текущих функциональных способностей], это не меняет ничего. Но если вы сможете выполнить объединение со Вселенной [в своих целеустремлениях выходите за рамки текущих функциональных возможностей и, затем, подтягиваете прикладные способности к возвышенным целеустремлениям] это развивает (вас и вашу технику). («Aikido Shinzui», стр.104).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

******

Comments (0)

Оставьте мнение: