Ноя 18 2017

К методологии Основателя айкидо: Методология – средство для выявления объектов развивающей гармонизации

Category: ДневникЕвгений @ 12:40

В контексте продолжения рассмотрения «гармонизации, развивающей дух» (состоящей в объединении духа и тела с более высоким уровнем духовного состояния и, на этой основе, в последовательном продвижении духа по Иерархии его возможных состояний), возможно прийти к заключению о том, что, получив словесное описание некоторой последовательности объектов гармонизации с раскрытием их характеристик (являющихся формализованным выражением уровней Иерархии Объективной Духовности, недоступных непосредственному чувственному восприятию), и, поработав над их воплощением в своём выполнении техник, по этому списку, как по некоей «дорожной карте», можно прийти к уровню духовных и технических способностей О-сенсея.

Мы уже не раз отмечали, что настоящая практика айкидо начинается именно тогда, когда для поиска нужных форм и эффективности изучаемых техник используются духовные наставления Основателя искусства, среди которых есть и описания объектов гармонизации, принадлежащих к различным уровням Иерархии Объективной Духовности. И что, действующие в этой логике настоящие учителя айкидо – сенсеи, «те, кто «родились раньше» и уже были там, куда ученики только пытаются добраться», – свои главные наставнические обязанности видят не столько в обучении своих учеников «правильной» форме техник, сколько в том, чтобы дать им доступное для их понимания представление о направлении практики изучаемого искусства, ориентирами которого и являются те данные О-сенсеем объекты гармонизации, объединение с которыми и будет вести их последователей по пути духовного и технического совершенствования к способностям основателя изучаемого искусства.

«Главное не ошибиться в направлении. Если человек забудет, что айкидо – это развитие силы притягивания, то айкидо на этом закончится. Конечно, можно хорошо делать технику, но это не будет айкидо».

Ж. Блез, мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2006г.

«Несмотря на то, что изучение механической основы техник – сложная и важная задача в нашей работе, в выполнении формы техник мы должны быть очень точными. Однако это не самое главное из того, чему мы должны учиться, практикуя айкидо Морихея Уесибы».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Барнаул.

«Техника, в принципе ничего, не значит, важны взаимоотношения между вами и ваши партнёром и также остальными людьми [отношение к Миру вообще]. Я приезжаю к вам не для того чтобы учить вас тому, как делать «никкё» или «санкьё». Этому вы можете научиться и без меня». На техники, которые я показываю, надо смотреть и точно повторять. Но жесты вы отработаете потом. Главный смысл, который я передаю через техники, заключается в том, чтобы создавать в себе отношение к партнёру, позволяющее его притягивать и вести. А это гораздо труднее, чем делать просто технику».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Барнаул, сентябрь 2008г.

Казалось бы, изучив высказывания учителей и вычленив из них то, что составляет описание объектов развивающей дух гармонизации, адепты айкидо, ведущие инструкторско-преподавательскую деятельность, могут составить представление о тех не воспринимаемых ими и потому лично им неизвестных уровнях Иерархии Объективной Духовности, способное послужить основанием для планирования и методического обеспечения своей, преследующей цели духовного развития, тренировочной работы.

Однако на практике обычно возникает ситуация, состоящая в том, что даже люди, принимающие рассматриваемую здесь концепцию механизма духовного совершенствования, желающие осуществлять свою практику в этом направлении, осознанно ищущие характеристики объектов развивающей гармонизации и принимающие в своих поисках помощь Основателя и мастеров айкидо, оказываются не способными этой помощью воспользоваться. Те формулировки свойств и качеств неизвестных им уровней духовных состояний (объектов гармонизации), которые даются учителями, слишком абстрактны и трудны для их восприятия.

«Когда О-сенсей говорил, все ученики почтительно сидели в сэйдза, подобно вассалам феодального лорда, и слушали то, что он рассказывал. Он никогда не говорил о технике. И никто не мог понять, о чём собственно он говорил». Юуити Накагути.

«Когда О-сенсей приезжал на Гавайи, принимавшие его учителя, без проблем переводили вступительные части его речей, поскольку в них он приветствовал аудиторию и благодарил присутствовавших за то, что они пришли. Но после этого он начинал говорить об огне и воде и мы, переводчики, полностью терялись». Такаси Нонака.

С. Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

«Чтение трудов [О-сенсея], даже для японца, очень трудно. В самом деле, Основатель айкидо использовал специфический словарь, истоки которого надо искать в древнем учении синто. Некоторые слова и выражения он создал сам, чтобы наиболее точно выразить свои мысли, описать свои чувства. Однако, даже обычная фраза, часто встречаемая в обиходе, приобретает [в его употреблении] особый смысл, так как понятия, описываемые учителем Морихеем Уесибой, не принадлежат обыденному миру».

Ж. Блез. Речи и статьи Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Как бы ни старались быть внимательными, ученики часто оказываются не способными связать с объяснениями учителей, ни текущее целеполагание своей практики, ни воспринимаемые ими её обстоятельства. Не могут связать условия боя и требование проявления в них Любови к атакующему их противнику, нападение и отсутствие защиты, задачи ведения смертельного поединка и миссии практики айкидо на уровнях личности, Земли и Вселенной, механическую структуру техник и «тонкое изменение дыхания», реальную опасность атаки и задачи забыть о противнике и расслабляться и т.п. И поэтому зачастую они не могут продуктивно использовать предлагаемую наставниками помощь в непосредственной тренировочной работе.

«Я уже полчаса объясняю вам наше направление поиска в айкидо, а вы, как делали [техники], так и продолжаете делать».

Ж. Блез, семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Трудности восприятия того, о чём говорят сенсеи, приводят к тому, что с определённого этапа своей практики, многие адепты настоящего (осуществляемого на основе развивающей дух гармонизации) айкидо находят себя в ситуации, описываемой словами: «Рад бы объединиться, да не знаю с чем!».

Кроме того, несмотря на то, что настоящие учителя Пути, и как исследователи, и как те, кто заботиться о совершенствовании своих учеников, прилагают огромные усилия для всестороннего и точного выражения объектов развивающей дух гармонизации, следует принимать во внимание, что в соответствии со смыслом буддийской мудрости: «Слово «луна», это только палец, указывающий на Луну! Горе тому, кто примет палец за Луну!», – все их словесные описания объектов гармонизации представляют собой лишь указатели на объективно существующие процессы и закономерности их течения. Образы объективных явлений, сформированные на формулировках (книжное знание), являясь «неживыми», не способны полно и точно выразить Существующее в Реальности. Практика, выстраиваемая на их основании, не способна эффективно решать Жизненные Задачи (что находит подтверждение, например, в устойчивом существовании указания, объявляемом молодым специалистам, прибывающим после обучения на производство: «Забудьте то, чему вас учили в институтах; в Жизни всё не так!»). Для того, чтобы образ объекта гармонизации был «живым», т.е. таким, формализация которого бы создавала определение объекта гармонизации наиболее полно и точно раскрывающее свойства явления, с которым следует осуществить объединение и тем способствовала этому развивающему объединению, его надо строить на основании непосредственного восприятия самого изучаемого явления (рисунок 1).

Рисунок 1.

Если описание объекта гармонизации непонятно («палец» виден неясно и направление, в котором он указывает, неопределённо), а его образ «неживой» (сформирован без опыта изучения непосредственно «Луны», только лишь на основании её словесных определений, в результате чего «палец», подменяя «Луну», становиться объектом исследования и объединения, что, как учит человеческая мудрость, не одно и то же) – легко потерять и предмет изучения, и общее направление практики.

«Конечно, можно хорошо делать технику, но это не будет айкидо».

Ж. Блез, мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2006г.

«Слово айки – очень старое, но я вкладываю в него совершенно иной смысл, чем воины древности».

М. Уесиба. Айкидо – истинное будо. Искусство мира, «София», Киев, 1999г.

«…Наш путь отличается от воинских искусств прошлого…».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

В таком процессе формализации создаваемый образ объекта гармонизации будет весьма далёк от того, что есть на самом деле, и объединение с ним, не будет соответствовать объединению с объективно существующим явлением, стоящим за формализованным объектом гармонизации. Попытки объединения с «неживыми» образами (ложными объектами гармонизации) не будут сопровождаться духовным ростом и повышением качества решения прикладных задач в осуществляемой практической деятельности (а если и будет, то не без эффекта «обезьяньей лапы», когда вместе с ожидаемым положительным результатом от предпринимаемых действий получают непредсказуемые отрицательные последствия, ущерб от которых превосходит положительный эффект и обесценивает его).

Поэтому на деле, занимаясь практикой айкидо и принимая в этом помощь наставников (т.е. в условиях, когда мы, с одной стороны, пытаемся воспринять «невидимые» нами уровни Иерархии Объективной Духовности, а, с другой, – понять направленные с этих же уровней объяснения сенсеев), для того, чтобы не потерять и не подменить, ни предмет, ни направление своего изучения, мы оказываемся перед неизбежностью самостоятельного выявления и формализации объектов развивающей гармонизации. Перед необходимостью самостоятельного осуществления познавательной деятельности, обеспечивающей выявление свойств и качеств объектов гармонизации и составления их описания на основании личного опыта непосредственного взаимодействия с ними.

Действительность такова, что человек «объединяется» (проявляет в своих действиях и их результате характеристики явления, с которым осуществляет объединение) не с самим объективным явлением, а с тем, что соответствует его субъективным чувственным и формализованным представлениям об этом явлении (в котором часть свойств, присущих объективному явлению, может отсутствовать, или же присутствовать качества, которых в нём нет). И от того, насколько эти чувственное восприятие и его формализация соответствуют Объективной Действительности (от того, насколько будет «живо» представление об объекте объединения; насколько полно оно выражает всю сумму характеристик объекта объединения), и то, насколько результаты практической деятельности, построенные на этом его мировосприятии и миропонимании, будут эффективны в прикладном отношении (то, насколько будет эффективно управление духовным развитием и техническим совершенствованием), в первую очередь, определяется используемой им методологией познания.

******

Ранее мы говорили, что управление на высших стратегических уровнях (управление, оказывающее наиболее мощное воздействие на течение процесса практики и прикладное качество её результата), это управление целеполаганием и алгритмикой его реализации. Мы нуждаемся в представлении об объектах гармонизации потому, что оно необходимо нам в качестве основания для осуществления стратегического управления нашим духовным и техническим совершенствованием, устанавливающего наиболее перспективное целееполагание практической деятельности и определяющего способы его достижения.

«… [для выполнения техник айкидо, для проявления Абсолютной Силы] особенно важно умение вести людей и быть ведомым Вселенной [с Богом; важно «умение строить общий вид», как выражение Общего Хода Вещей]. С одной стороны ведут [атакующего], с другой, гармонизируются [со Вселенной, с Богом, с Общим Ходом Вещей]. («Aikido Shinzui», стр.98).

Ж. Блез. Айкидо: речи и статьи Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Формализация объектов гармонизации (как процесс описание характеристик объекта, с которым необходимо осуществить объединение) представляет собой некоторый промежуточный этап в осуществлении познавательной функции, зависящий от результата предшествующего ему чувственного восприятия объекта гармонизации (чувственное познание объекта гармонизации является обстоятельствами, определяющими результаты его формализации) и, в то же время, определяющий последующие этапы и результаты практики.

В целом познавательная функция (ДОТУ: полная функция управления) состоит из двух объемлющих этапов:

  • первый этап (первичная познавательная деятельность):

1 – выявление фактора внешней (внутренней) среды, оказывающего влияние на результаты практической деятельности;

2 – формирование стереотипа распознавания (формализация объекта гармонизации, на основании которой его участие во влиянии на процесс практики (по сути, управление практикой) можно выявлять распознавать, создающая первичное – субъективное – описание объекта объединения);

  • второй этап: (практическая познавательная деятельность; настройка сознания и практики; внедрение результатов познания в практику; разработка алгоритмики практической деятельности, учитывающей действие вновь выявленного фактора):

3 – формирование вектора целей управления (формирование целееполагания практики);

4 – формирование концепции достижения целееполагания;

5 – организация управляющих структур (внедрение новой алгоритмики в практику: переработка базовых форм техник, с учётом новой концепции управления);

6 – контроль за деятельностью управляющих структур (контроль за соответствием техник новой алгиритмике, контроль за соответствием новой алгоритмике новой концепции управления;

7 – ликвидация управленческих структур в случае их ненадобности.

Именно организация практики с учётом действия вновь выявленного фактора (ставшего объектом гармонизации) является завершением цикла познавательной деятельности. Именно практика очищает формализованное субъективное представление об объекте гармонизации от субъективизма и приводит мировоззренческую картину человека во всё более полное соответствие с Объективной Действительностью.

Осознание взаимной зависимости прикладных результатов практической деятельности от качества восприятия и формализации вновь выявленного фактора среды, в которой эта деятельность осуществляется (в рамках решения задачи осуществления развивающей дух гармонизации становящегося «объектом объединения»), позволяет:

-говорить о том, что «метод практики» и используемый в ней «метод познания», в определённой мере обобщения, представляют собой то, что является одним и тем же по своему содержанию; (Практика (практика искусств Пути, как деятельность, направленная на постоянное совершенствование решений Жизненных Задач) – это способ осуществления познание (способ расширения и углубления представления о Мире), а познание – это способ осуществления практики развития; практикуя айкидо, люди ведут познавательную деятельность, а познавая Объективную Действительность, они совершенствуют метод практики, всё более полно и тонко вписывая в свои практические действия и их прикладные результаты своё понимание Закономерностей этой Действительности).

-и видеть основание под утверждениями мастеров Пути о том, что практика искусств (в том числе и боевых) является инструментом познания Иерархии Окружающего Мира и выработки способов действий на ступенях этой Иерархии, гармонично вписывающихся в наиболее общие Закономерности Объективной Действительности и поддерживающих течение Глобального Процесса Божественного Творения; в Промысел Бога.

Занимаясь непосредственной, имеющей прикладную направленность, практической деятельностью, мастера искусств, впоследствии ставшие основателями практик Пути (надо подчеркнуть, что все искусства Пути, родились из занятий, имеющих сугубо прикладное практическое значение), не просто изучали технические приёмы и технологические секреты своей профессиональной сферы деятельности, а, вели познавательную деятельность в самом широком смысле этого выражения, как было показано ранее, обусловленную процессом духовного развития (подчинённому принципу защиты от «дурака»): невозможно узнать и внедрить в свою практику что-то принципиально новое и могущественное, не совершая восхождения по Иерархии Объективной Духовности), и являющуюся критерием оценки духовного состояния. Глубокие исследователи – мастера искусств – в своей практике занимались познанием Окружающего Мира, как средством восхождения по Иерархии Объективной Духовности. Именно глубина результатов познания Окружающей Действительности, соответствующая достигнутому ими уровню в Иерархии Объективной Духовности, стоящего над уровнями других практиков, позволила им стать основателями видов, направлений и школ практических искусств и практик Пути.

«Без будо нация приходит в упадок, потому что будо – это жизнь, посвященная любовной защите, и источник познавательной деятельности».

М. Уесиба. Айкидо – истинное будо. Искусство мира, «София», Киев, 1999г.

«Я хотел бы, чтобы вы поняли хорошо значение айкидо, которое я практикую».

«Айкидо [как боевое искусство] не конечная цель …».

«Айкидо только рекомендация [метод познания] …».

«Я вас прошу сотрудничать со мной [тренироваться по созданному мной (О-сенсеем) методу] … не потому, что до теперешнего момента в обществе есть большое количество боев. Это совсем не то …».

«Практикуя айкидо, находят собственную миссию».

«Айкидо есть для того, чтобы понять самого себя, чтобы изучить Всемирные Явления, чтобы не забыть единое происхождение ИЧИГУЕН, чтобы раствориться в Провидении, чтобы узнать Закон и создать техники тонкие и светлые». («Aikido Shinzui»).

«Таким образом, айкидо – это Вселенский Путь, а тренировка «айки» есть тренировка божественных техник (KAMU WAZA)». («Aikido Shinzui», стр.31).

Ж. Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Людям, изучающим айкидо, необходимо понимать, что и они, формально занимаясь изучением боевых техник, для достижения технических способностей Основателя искусства, должны в своей практике заниматься осуществлением познавательной деятельности и на её основе, решать задачи, относящиеся к этапам осуществления процесса развивающей дух гармонизации, составляющей суть метода практики, созданного мастером будо Морихеем Уесибой.

«Ваза [техника] существуют как раздел айкидо. Через ваза мы приходим к постижению природы вещей. Однако если отставить в сторону дух и практиковать одни лишь ваза, это не приведет к постижению природы вещей».

«О-сенсей часто выражал свою благодарность Ками. Он учил нас обращать взгляд на Природу, чтобы понять творение Ками. Он учил нас выбирать верный путь, ежедневно наблюдая творение Ками».

«Если мы всегда едины со Вселенной, Природой, то у противника просто нет места, чтобы атаковать».

«Надо выражать себя вместе со своим телом, но для этого надо слиться с Природой, а телом соединиться с Богом».

«Я прошу всех инструкторов стараться изо всех сил объединить свой разум и своё тело. Попытаться соединиться с Природой и обучать, создавая Великую Гармонию».

М. Хикитсучи. Интервью, г. Париж, 1984г.

Другими словами, следуя методу практики Основателя искусства, и мы в своей тренировке, для организации управления процессом развивающей гармонизации, должны вести познавательную деятельность и уметь это делать, а, для этого, владеть эффективной (сводящей к минимуму ошибки управления) методологией познания:

-исследуя, выявлять новые ранее неизвестные факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на осуществление и результаты практической деятельности (расширяя кругозор и детализацию своего мировоззрения, создавать образное представление об объекте объединения);

-осознавая, описывать вновь выявленные факторы, влияющие на практику (раздвигая границы и глубину своего миропонимания, создавать лексическое представление об объектах объединения; формализовывать объекты развивающей гармонизации);

-определяя цели и способы управление фактором, вписывать их в существующую концепцию управления практической деятельностью или же исправлять целеполагание самой концепции управления («настраивая ум (дух)», находить (создавать) новую алгоритмику выполнения форм базовых техник);

-внедряя новые концептуальные установки в практику (завершая очередной цикл развивающей гармонизации), создавать (использовать прежние, на основании способа управления на виртуальных структурах; по принципу «палочки-выручалочки») управленческие структуры, реализующие новую концепцию управления в практической деятельности (вырабатывая практические способы действий в русле новой алгоритмики осуществления практической деятельности, находить и закреплять формы выполнения базовых техник, реализующие новое целеполагание практики («никкё», выполняемое против врага, которого нужно уничтожить, это одна форма «никкё», «никкё», выполняемое на атакующем, как на члене твоей семьи, при всей схожести с первой формой, это уже несколько иная форма одного и того же технического приёма, порождённая иным целеполаганием, происходящим из иного уровня мировосприятия); «вбирая почтенные традиции в наше новое искусство и одевать их в свежие одежды; на фундаменте классических стилей строить новые, лучшие формы»; совершая объединение с развивающим дух объектом, подниматься на ещё один уровень Иерархии Объективной Духовности).

-учитывая различия в «алгоритмике обучения (освоения)» и «алгоритмике выполнения» техник, определять место «старым» формам базовых техник в общей методике практики искусства («Что касается Основателя айкидо, то для него все техники, это вибрации, которые переходят в волны, а волны делают техники. Мы же в своём изучении айкидо идём в обратном направлении, мы сначала учим формы техники, чтобы затем открыть волну этой техники!», «Старые техники не учат притягиванию, но они решают задачу «формирования тела», необходимого для реализации способности притягивания». Ж. Блез).

Для подведения основания под свои претензии на близость вашего метода практики айкидо к методу Основателя искусства, позволяющего обещать себе и другим возможность овладения прикладной эффективностью близкой к эффективности О-сенсея, следует ответить на вопрос, например, о том, как задачи «объединения людей в одну семью» и «построение рая на Земле», как факторы, определявшие механическую структуру техник Морихея Уесибы, находят выражение в вашем выполнении техник айкидо.

«Отныне не нужно, чтобы айкидо было будо разрушения. Необходимо создать будо, которое построит новую эпоху, основанную на духе гармонии и единения. Нужно создать рай на Земле, водружая идею одной большой семьи с Великим Духом Любви, который реализует Гармонию Мира, Вселенной». («Aikido Magazine», №7,1985,стр.34).

Ж. Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

******

Comments (0)

Оставьте мнение: