Ноя 20 2017

К методологии Основателя айкидо: Сенсеи Пути – носители методологии познания

Category: ДневникЕвгений @ 11:33

По способу создания и форме выражения представление об объекте объединения, необходимое для осуществления процесса развивающей дух гармонизации составляющего основу практики айкидо О-сенсея, может быть чувственным и понятийным* (формализованным).

(*Чувственное представление об объекте гармонизации: - собственно личные чувственные ощущения, возникающие в результате непосредственного взаимодействия с явлениями и процессами Объективной Действительности;

-образное отражение чувственного восприятия объективного явления, своей совокупностью формирующие мировоззренческое представление человека (представление об Окружающем Мире в образах);

-в практиках Пути, возникающие в результате выполнения (и приёма) техник изучаемого искусства;

-по месту в процессе развивающей гармонизации, является основанием для формирования миропонимания (представления о Мире в лексических понятиях).

Формализованное представление об объекте гармонизации: -результат отображения интеллектом образного представления об объективном явлении;

-лексическое описание явлений и процессов Объективной Действительности, своей совокупностью составляющих миропонимание человека (мировоззрение в лексике);

-формируется, как на основании личных чувственных ощущений, возникающих в практике техник, так и на основании субъективных объяснений (устных и письменных, т.е. выражаемых «живым» и «мёртвым» языками) наставников-сенсеев; -этап процесса развивающей гармонизации, служащий основанием для выработки новой алгоритмики осуществления практики (этап функции управления), результаты которого могут служить, и средством сверки** своего мировоззрения с мировоззрением наставников;

(**По сути, средством определения своего положения в Иерархии Объективной Духовности, средством определения уровня настроек своего духовного состояния; именно для облегчения идентификации учениками своего духовного состояния, сенсеи говорят так много непонятного и призывают других делиться своим пониманием независимо от величины достигнутых высот осознания, что создаёт плотную «идентификационную сетку», позволяющую ученикам любого уровня находить своё положение в Иерархии Объективной Духовности и определять текущие задачи практики для осуществления своего дальнейшего совершенствования.

«Хотя все, кто пишет о японских искусствах и Пути, изучают какие-то свои дисциплины, очень важно делиться полученными знаниями и пониманием тех или иных аспектов практики. Надо передавать то, что вы уже постигли, другим, чтоб и они тоже могли получить пользу и продвинуться по этому пути. В какой-то мере это тоже причина, по которой я взялся за написание данной книги».

Х.И. Дейви. Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005г.)

-и, в то же время, основанием для сугубо интеллектуального (способного не опираться на личные чувственные образы и потому впадать в иллюзии), способа построения алгритмики практических действий; т.е. основанием для осуществления управления в отношении неизвестных уровней иерархии Объективной Духовности на базе «мертвых» (несвязанных практикой с Действительностью) понятий и «мёртвой» (формально верной, однако оторванной от Жизни) логики, формирующих в представлении человека, пусть и логичную, но, в целом, неверную картину Окружающего Мира).

Поэтому, в связи с двойственной природой и способами формирования представления об объекте гармонизации следует обратить внимание на то, что учителя Пути, понимая ограниченные возможности учеников в осознании понятий, выражающих явления неизвестных им уровней Объективной Духовности, в рамках общей методики практики своего искусства, помимо словесного их описания объектов развивающей гармонизации, всегда дают своим последователям методику осуществления познавательной деятельности, своим присутствием решающую задачу наполнения «функции управления познанием и практикой» до её полного содержания (до семи основных этапов).

Сегодня даже на высоких уровнях управления, принято считать, что управление начинается с организации управленческих структур. Однако, как можно видеть, по отношению к «полной функции», такое управление не содержит этапы, которыми закладываются основы эффективности конечных результатов практики. Вместе с тем, эти этапы всегда имеют место в осуществлении процесса практической деятельности и, оставаясь в умолчании, не перестают определять её течение и итоги.

«Если нет цели – нет управления вообще. Управление начинается тогда, когда появляется цель».

В. Ефимов. Презентация книги «Курс эпохи водолея».

У любого уровня практики есть своя концептуальная цель (первоисточник целееполагания практики), которая может быть известна человеку, занятым её управлением, или неизвестна, в том числе и потому, что закрыта от него не имеющей чёткой формулировки «общеизвестностью» («всем известно, что айкидо, это такое боевое искусство, в котором противника побеждают, не причиняя ему вреда и используя силу его же атаки»). Однако неизвестность современным «управленцам» умалчиваемого содержания начальных этапов функции управления, делает их всего лишь непонимающими исполнителями чужого управления, идущими в направлении неизвестной им цели и действующими методами и средствами, все последствия результатов которых ими не осознаваемы. Исполнителями устремлений тех, кто, осознано решая первый и последующие этапы полной функции управления, определяет цели и способы практики.

По отношению к обучению айкидо это проявляется в том, что его практика начинается с разучивания техник (т.е., как и везде, с создания управленческих структур; в данном случае, с формирования структур управления обстоятельствами боевой ситуацией), которое преследует цели овладения-нахождения-построения идеальной по эффективности формы техники, а задача совершенствования разучиваемой базовой формы технического приёма достигается приведением её к некоторому идеалу, продемонстрированному сенсеями.

То есть, не с первого этапа полной функции управления. Вследствие чего, во-первых, в основе процесса технического совершенствования находится «мертвая» (застывшая, неизменяющаяся в вертикальном направлении развития) алгоритмика практики, обладающая незначительным (по отношению к возможному) потенциалом, в которой эффективность формы техники повышается за счёт изменения, собственно, самой формы (штампуются пистолетики разных модификаций, по своей мощи остающиеся оружием одного и того же класса). А где, в таком случае, практика искусства духа?! ***

(***«Нет формы в айкидо, всё есть работа Души [в айкидо «не учат» форму техник; в айкидо настраивают дух (ум, алгоритмику); а определённое духовное состояние уже формирует нужную – наиболее эффективную для конкретной ситуации – форму техник]». (Aikido Shinzui», стр.16).

Ж. Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г),

А, во вторых, задача по выявлению и раскрытию содержания начальных (да и остальных) этапов полной функции управления не ставиться и не решается. Оставление её без внимания, в свою очередь ведёт к тому, что цели истинного, глубинного предназначения айкидо, определённые Основателем искусства (на важности обязательного понимания которых для успешного овладения айкидо, он настаивает****,

(****«Я хотел бы, чтобы вы поняли хорошо значение айкидо, что я практикую. Нужно защищать три мира: КИ Вселенной, КИ Земли и КИ Природы, которая дышит. Более того нужно объединять своё КИ с КИ Неба и КИ Земли, а также с КИ создавшего всё. И понимая тонкую функцию Духа звуков КОТОТАМА НО МИОЙО создаем рай на Земле».

«Айкидо не для того, чтобы сражаться, не для того, чтобы побеждать: это путь, чтобы гармонизировать Мир и объединить весь человеческий мир в единую семью».

Ж. Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.),

остаются в умолчании – за пределами «общеизвестности» – и, на деле, выпадают из содержания методики практических занятий.

«О-сенсей всегда говорил о различных типах духа и души, и о том, как все устроено в мистическом мире. Мы были очень молоды, и нам часто бывала скучна вся эта еженощная божественная рутина. Это была своего рода маска. Мы думали, что для того чтобы работать с О-сенсеем, мы должны мириться с ним в этом. Мы воспринимали все это, как архаический мир и нам он был не нужен…».

С. Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

Практика в направлении «само собой разумеющихся» – понимаемых каждым инструктором по-своему – целей*****,

(*****«В зависимости от того как айкидока подходит к изучению айкидо, ответ на вопрос «что такое айкидо?» у каждого будет разным. Говоря другими словами, сложно дать полное и окончательное определение айкидо, с которым согласился бы каждый. Определений может существовать столько, сколько занимающихся, потому что у каждого существует своя точка зрения на этот вопрос».

«С точки зрения современного человека, Морихей Уесиба, скорее, не средоточие айкидо, а в большей мере человек, который дал толчок его развитию. Именно так преподают айкидо во всём мире, и оно продолжает всё больше и больше набирать популярность».

«Благодаря своей всемирной популярности айкидо было подвержено другим культурным влияниям, развивалось и продолжает развиваться дальше в различных направлениях в соответствии с задачами его инструкторов».

Б. Рёдель. Айкидо: Основы. Принципы. Техники. Эксмо, Наше слово, Москва, 2012г.

«То, что показывает О-сенсей, я не понимаю и поэтому мне это не интересно. Я не занимаюсь тем айкидо, которое показывает О-сенсей. Мы делаем то, что нам показывают его последователи. Я делаю то айкидо, которое интересно мне … и, которое интересно моим ученикам».

[Кстати, всё это было сказано после заявления ведущего о том, что «в этом фильме зрителю будет показано настоящее айкидо» и «правда об айкидо будет отделена от вымыслов о нём».]

М. Сафронов (5 дан Айкикай, представитель в России К. Тисье, 7 дан Айкикай), видеофильм «Айкидо. Гакумон додзё».)

выпадая из осознанного концептуального управления, в дальнейшем приводит к тому, что метод практики О-сенсея, опирающийся на методологию познания, организацию управления по полной функции и состоящий в том, что совершенствование формы техник практического искусства осуществляется на основании изменения алгоритмики практики – настройки ума (духовного состояния), мало где культивируется.

«Это всё [и духовные цели практики айкидо, и методика изучения технического аспекта] чётко прописано [и прописано Основателем искусства], но это забыли [забыли, для чего нужны техники айкидо и как они совершенствуются] и попали в ловушку техник – «делаем только техники! [изучаем только механику жестов]».

«Ямада-сенсей сказал однажды, что во времена О-сенсея техник было меньше, мы добавили много от себя. И вот приходит такая игра – две техники, три техники, четыре, можно делать, так, так, и так. Но это просто ловкость рук и далеко нас не ведёт».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, 2005г.

«Люди действительно видели, как он [О-сенсей] делает что-то невероятное. И пытались с помощью техники достигнуть этой силы. Но на тот момент большинство из них занимались не только айкидо, очень многие занимались кендо. Изначально, для того чтобы заниматься айкидо, нужно было быть как минимум пятым даном кендо. И потом очень много людей, которые приходили к О-сенсею, были дзюдоистами, и все уже учились будо. То есть, как я уже говорил, слов О-сенсея не многие слышали, его просто уважали за небывалую силу. И это является очень большой проблемой в айкидо».

Д. Гербич. Мастер айкидо Жерар Блез.«Black belt» выпуск 3, 2007г.

В итоге, под видом изучения айкидо (кто, не осознавая, кто, не придавая должного значения содержанию концептуальных целей искусства О-сенсея, с происходящими из него спецификой принципов практики, отличающих айкидо от традиционного будо, из которого оно исторически вышло), многие люди, пусть и говоря о непротивлении, о непричинении вреда противнику и других, в общем, верных философских аспектах айкидо, однако рассуждая и действуя в несоответствующей его концепции логике и решая несоответствующие ему учебно-методические задачи, преследуют несоответствующие оригинальному айкидо цели. (Например, решают задачу объединения с атакой противника; практикуют айкидо как искусство защиты: защищаясь, ждут атаки и реагируют на неё, вместо развития силы притягивания и воспитания навыка ведения партнёра; овладевают хитрыми, тайными техниками, вместо развития духа в практике изучении ограниченного количества простых техник.

«Хикитсучи Мичио сенсей объясняет: Искать гармонию с партнёром – это главная ошибка. Айкидо вписывается гармонично с Ки. Но это не гармонизироваться с Ки партнера. Когда думают сгармонизироваться с Ки партнера, ошибаются и тренировка превращается в игру». («Журнал Айкидо», №40, 1988, стр.11).

«В айкидо нет защиты т.к. нет врага. Техники изменились, нет больше защиты. Нужно держаться естественно и, когда партнёр хочет действовать, его вдыхают. Для этого не смотрят. Остаётся (без изменения) единственная логика действий по отношению к ситуации, которая выражается в принципе «не быть открытым». М. Хикитсучи.

«В айкидо О-сенсея нет врагов. Если вы думаете, что в будо есть противники, враги и что будо сделает вас более сильным, чем они, это совершенно ложно. В настоящем будо нет ни противников, ни врагов». («Takemusu Aiki», стр.192.)

«В классическую манеру поведения в боевой ситуации (которая выражается в осуществлении противодействия тому, кто имеет намерение атаковать или уже атакует) Основатель айкидо вносит тотальное изменение. Своим действием (например, поднимая сваю руку в лицо партнёра) выполняющий технику айкидо на атаку «шомен», устанавливает связь с решением нападающего «убить человека» и указывает ему насколько оно роковое. Он пытается предохранить человека, мешая ему реализовать действие, которое противоречит правилам Вселенной». (Комментарии автора).

«Если ваш противник хочет стрелять [атаковать], это вы сначала вызовите это желание стрелять. Если хорошо практикуют техники перед действием противника [до начала атаки партнёром], это как бы удовлетворяют недостаток соперника. Это вы сначала открываете неудовлетворение вашего противника, и именно вы начинаете технику. Можно сказать, что путь айкидо открывает это неудовлетворение другого». («Aikido Shinzui», стр.98).

«21 сентября 1958 в Хомбу Додзё, О-сенсей, окруженный молодыми учи деши, и в присутствии внимательной публикой, объясняет: «Настоящее БУ, это тренировка развития дыхания и силы притяжения – инруоку но тенрен!». («Takemusu Aiki», стр.190).

«… К 1960-61 г.г., О-сенсей говорил: «Нужно всё изменить в тренировке. Не начинают [выполнять технику] будучи схваченным партнёром. Ведя партнёра, его притягивают. Это и есть айкидо. Айкидо – это тренировка силы притягивания». («Aikido Magazine», №40, 1988, стр.11).

«У меня есть друг, с которым мы хотели изучать то, чему учил Основатель, и ещё один наш общий друг – японец, который помогал нам переводить тексты Основателя. Очень интересно то, что мы прочитали, что в конце своей жизни основатель сказал: «Делайте только «иккё, сувари ваза» и у вас будут те же способности, что и у меня».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2005г.

Оставаясь в концептуальном целеполагании традиционного будо, они, по факту, вместо айкидо практикуют Искусство Войны – то, что противоположно айкидо, принадлежащему к Искусству Мира и неспособно вести к техническим способностям О-сенсея.

«Сейчас требуется Искусство Мира, а не Искусство Войны».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«… С наших дней люди, которые говорят или практикуют бу, в основном не знают истинного японского бу, они впадают в ложное будо, не первоначальное и это, в самом деле, плачевно. … В оригинальном будо нет борьбы, как в спорте. … Желание боя, это огромная ошибка». («газета шк. Айкикай». 10 ноября 1960).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

«Однажды О-сенсей сказал: «Я иду по Пути, и мне кажется, что за мной следуют, но когда я оглядываюсь, меня удивляет, что я никого не вижу». Нобуёси Тамура.

С. Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

«Люди действительно видели, как он [О-сенсей] делает что-то невероятное. И [ошибочно] с помощью техники пытались достигнуть этой силы».

Д. Гербич. Мастер айкидо Жерар Блез.«Black belt» выпуск 3, 2007.

«… Нам нужны были те техники, которые делал О-сенсей. Но на самом деле, источником секрета силы О-сенсея было всё, что он делал, поэтому игнорирование этой [философской и методологической] стороны [будо] О-сенсея было огромной ошибкой. Кадзуаки Танахаси».

С. Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal).

Когда же, практикуя базовые формы техник айкидо по методикам концептуально не совпадающими с методом, используемым Основателем искусства (т.е. не имея объективных оснований для повторения технических способностей О-сенся), и не получая в них желаемой прикладной эффективности, некоторая часть адептов айкидо (а многие, разочаровавшись, совсем оставляют свои занятия, так и не узнав что такое айкидо, но разнося нелестную о нём славу), прикрываясь целями развития изучаемого искусства (т.е. не повторив способностей основателя искусства, начинают улучшать само искусство) уже открыто и осознанно переходит к заимствованиям из методик более низкого по отношению к оригинальному айкидо методологического и образовательного стандарта, окончательно закрывая себе возможность и понять суть искусства и метода, созданных мастером Уесибой, и овладеть продемонстрированными им способностями.

Следуя вразрез с наставлениями Основателя айкидо и скатившись на более низкие методологические позиции (однако, по-прежнему, продолжая называть свою отсебятину – «айкидо»), они, занимаются и учат других тому, что искусством духа и развивающей гармонизацией не является: ища силу техник в их форме, занимаются синтетическим созданием всё новых их вариантов (в надежде получить особо «хитрый»), в том числе и виде прямого переноса целых технических приёмов или их элементов из различных видов традиционных боевых искусств.  В их методах практики нет учения О-сенсея. В оригинальном айкидо совершенствование форм техник осуществляется «тонким изменением дыхания» – т.е. изменением алгоритмики практики, а не изменением формы; разное целеполагание меняет одну и ту же базовую форму техники и наполняет их новой прикладной эффективностью.

«Плачевно впасть в ложное будо, не зная настоящего бу японца». («газета шк. Айкикай». 10 ноября 1960г.).

«Но айкидо не синтез … Айкидо полностью сделано духом». («Aikido Shinzui», стр.31).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

«Если будешь рассчитывать на тайные техники, то ничего не достигнешь».

«Просто играть то с этой, то с той техникой – занятие бесполезное».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«Тонкое действие Ки (Ки но миуоуо) рождает тонкое изменение дыхания… С приобретением этого тонкого ощущения изменения дыхания в каждом рождается техника айкидо. (газета шк. Айкикай, 10 ноября.1959.)

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

Понять истинное предназначение айкидо, находясь в стереотипах современной культуры, опирающуюся на «обрезанную» функцию управления, невозможно. Поэтому настоящие сенсеи, обучая своих последователей принципам познания, дают им способ самостоятельного формирования мировоззренческого и понятийного представлений об объектах гармонизации. Способ самостоятельного выявления объектов объединения, по результатам которого и факторы среды, и мировоззрение, и миропонимание, и способы управления практикой связаны в неразрывную, осознаваемую последовательность, позволяющую определять реальные (не выдуманные, иллюзорные, схоластические) Жизненные задачи и вырабатывать адекватные Объективной Действительности, а значит, по мере осознания глубины Действительности, находить всё более эффективные способы их решения. Мудрые преподаватели помещают учеников в условия, позволяющие им осознать начало цикла процесса управления практической деятельностью, полное содержание его этапов, и овладеть им (циклом познания и управления) в практике изучаемого искусства, чтобы затем использовать приобретённые управленческие навыки в решении задач, определяемых Течением Жизни перед человеком и обществом.

Именно замкнутый цикл «полной функции управления» создаёт возможность для осуществления повторяющихся колебаний, вибраций – основы спирально развивающегося процесса духовного и технического совершенствования – позволяющего на всё более высоком прикладном уровне решать задачи своего Жизненного Предназначения.

«Единственным средством можно уловить сердце айкидо («Aikido no Shinzui») – возможность производить  колебания, которые повторяются (Masatsu renko sayo)». (газета шк. Айкикай, 10 ноября.1959г.)

«Я вас прошу сотрудничать со мной; мы тренируемся вместе и каждый месяц, каждый год техники продвигаются вперед, развиваются, изменяются. Это не застывшее. Но изменения форм и техник нужно не потому, что до теперешнего момента в обществе есть большое количество боев. Это совсем не то. Это потому, что это учение вибрации души (Tamashi no hire furi), и эти учения совсем не имеют формы. («Aikido Shinzui», стр.26)

«Тонкое изменение дыхания производит вибрацию в КИ пространства (SHINKU – шинку) и  усиление этой вибрации – очень сильной или слабой и медленной – производит различные процессы во Вселенной.

С помощью очень сильных или слабых и медленных вибраций  можно ощутить в себе уплотнение (GYOKETSU – гуокетсу) тела и сердца.

И когда уплотнение дыхания наполнит тело и сердце, если это не делать сознательно, то дыхание соединяется со Вселенной и чувствуешь, что оно тянется в космос. Обширное дыхание собирается снова внутри и, когда можно так дышать, то реальное существование Бога окружает тебя.  Так это чувствуется и это есть начало познания АЙКИ НО МИОЙОО (МИОЙОО: тонкое движение).

Чтобы быть ведомым в выходе АЙКИ бессознательно мы нуждаемся в этом тонком действии (Myoyoo). Если достигнуть проводника Aiki no myomyoo, можно получить свойство творения и дыхание поднимается прямо по спирали и из этого рождается действие последовательного соприкосновения; узел воды и огня есть начало всех вещей Вселенной и если это действие вибрации проявляется последовательно, можно получить Дух Айки». (газета шк. Айкикай, 10 ноября 1959г.)

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

******

«Здесь [фурутама (часть упражнения «шинкон кишин но хоо»)] обычно произносятся звуки, пришедшие из японской мифологии, это тоже способ, чтобы создать в теле определенные вибрации, которые расслабляют тело; когда эти звуки произносим, это успокаивает голову, а так как они успокаивают голову, они успокаивают и тело.

О-сенсей сказал что айкидо – это котодама, это сила вибраций и сила звуков, и в каждой технике айкидо присутствуют вот такие звуковые вибрации».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

«О-сенсей изменил «масакатцу бо дзюцу» на «кагура май», потому что считал, что люди часто становятся узниками техник. И он хотел эти техники чем-то заменить; дать технику вхождения в унисон с вибрациями Вселенной, как он это называл. Но это был его уровень восприятия, не наш.

Обратите внимание, когда я говорю, что нехорошо, когда люди впадают в зависимость от техник, это не означает, что с техникой можно делать что угодно. Техника очень четко прописана, она связана правилами логики и механики, где четко сказано, как надо перемещаться.

Однако наше тело состоит из энергетических центров, и в результате тренировок понимаешь, что есть что-то, что, может здесь (в теле, в центрах) циркулировать. И потом с помощью каких-то особых тренировок начинаешь понимать, что можно сделать так, что почувствуешь, что входит в тело что-то через голову, выходит через ноги и наоборот. Это уровни, к которым мы можем прикоснуться. Уровень вибраций, конечно ещё далеко, но айкидо было создано, чтобы идти по этому пути поиска.

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2005г.

«Что касается визуализации, я считаю, что не нужно людям объяснять всё сразу, они все равно сразу всё забывают. Не обязательно объяснять, что Аматерасу – это богиня Солнца; ученикам достаточно сказать, что звуки это определенные вибрации, которые помогают расслабить тело. Но это и в самом деле так. Эти вибрации расслабляют тело и руки двигаются гораздо быстрее [фурутама (часть упражнения шинкон кишин ноо хо)]».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2006г.

«Эти статические упражнения для того, чтобы на своём опыте убедиться, что такое вибрации; здесь не надо применять физическую силу, тянуть не надо. Это гораздо более сложное упражнение для того, чтобы посмотреть, что происходит, когда мы используем вибрации. А так как мы работаем из статики, мы понимаем, что здесь проявляется не просто сила, а происходит что-то другое.

Вот так к выполнению техник можно добавить звуки. Именно этим я хотел позаниматься с вами, потому, что это семинар для преподавателей, с учениками это может не получиться. Поэтому будем продолжать работу над более тонкими вещами».

Ж. Блез. Мастер класс по айкидо, г. Новосибирск, сентябрь 2008г.

«Основатель айкидо, прежде всего, говорил о вибрациях; что касается моего опыта, то я теперь знаю, что вибрация создает волну, а волна создает технику; мы пока делаем наоборот: мы начинаем с техники, мы открываем что значит «волна» и потом, когда я вам объясню, вы поймете, что такое вибрации».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Барнаул, сентябрь 2008г.

«Вот это [бесконтактное выполнение техники] очень сложно объяснить словами, потому что это очень странно. Так [через контактную форму] легче объяснить, что делать и как делать. Понять, что техники создаются звуками-вибрациями гораздо сложнее».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Барнаул, сентябрь 2011г.

«Вы слишком хотите закрутить и бросить партнёра и не делаете технику до конца (не делаете второй круг, вторую волну). Нужно делать два круга и этот жест нужно выучить. Это самое важное. Такое движение создаёт волну, и эта волна бросает вашего партнёра. Нужно чувствовать вибрации».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Барнаул, октябрь 2015г.

«Итак, первый уровень работы [встаём всем телом, ведя грудь вверх-вперёд; бедром открываем партнёра и затем его опускаем]. А те, кто уже давно занимаются, думайте, как использовать эту [бедра] и эту [грудь] части. На самом деле, это всё работает одновременно. Это уже немного новый уровень работы, но механика движений при этом не меняется. В это же время я вам показываю линии и направления, создающие технику. Сюда, сюда, сюда. Это немного странно, но это вибрации. Когда вы уже хорошо освоились со всеми движениями, то можно приступать к изучению вот этого аспекта техник айкидо. Вы не можете произвольно принять решение это изучать, потому что я ещё не много этому вас учил, но постепенно это изучение должно происходить».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2015г.

«А потом проявляются такие вещи [показал без контактное выполнение техники]. Основатель айкидо объяснял, что айкидо, это котодама. Это вибрации. Во все техники айкидо включены вибрации. Мы начинаем с движения рук. А здесь уже вибрации. Но таким вещам сразу [повторяя механику] не научишься. Нужно учиться через точное выполнение механики и постепенно расслаблять здесь [грудь]. На этом основывается наша дальнейшая работа с вибрациями. Это направление вибраций. Я не буду всё объяснять, иначе вы подумаете, что я сумасшедший. Вместе с тем, каждый наш жест в технике соответствует определённому звуку».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2015г.

«Я сейчас пытаюсь донести вам послание – о том, как благодаря технике можно изменить тело. Чтобы тело стало мягче, чтобы создать в животе центр, и открыть вот здесь [грудь]. Если мы начинаем воспитывать такие вещи и переживать их – иногда это можно почувствовать два-три раза, потом это куда-то пропадает, потом опять возвращается – то, в этот момент, мы начинаем осознавать, что создавать волны становиться гораздо проще. А это основа для того, чтобы потом использовать вибрации для выполнения техник».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2016г.


В высказываниях О-сенсея, помимо формализованного выражения объектов гармонизации, также можно найти много наставлений о принципах осуществления познавательной деятельности, предназначенных для погружения в условия, выводящие на соприкосновение и осознание тех факторов среды, которые в своей практике обнаружил О-сенсей и опыт взаимодействия с которыми (работа по вписанию в целеполагание айкидо форм техник традиционных боевых искусств; работа по гармонизации техник будо со всё более  тонкими и, в то же время, наиболее общими процессами, происходящими во Вселенной) привёл его к созданию айкидо.

Используя в своей практике принципы методологии познания Основателя айкидо, и, выходя на практическое взаимодействие с теми же явлениями Объективной Действительности, что и О-сенсей, и раскрывая их качества в том же объёме, что и он, и мы помещаем себя в условия, позволяющие прийти к самостоятельному созданию алгоритмики действий, которая находилась в основании практики О-сенсея; к самостоятельному созданию (или точнее воссозданию) искусства айкидо.

«Основатель айкидо создал эту дисциплину, исходя из того опыта, природу которого я не могу объяснить, можно сказать даже, мистического опыта. Этот опыт позволил ему приобрести определенное видение мира. Видимо, в какой-то момент, чтобы доказать, что это мировосприятие реально и правильно именно в рамках будо, он показывал такие вещи, которые свидетельствовали о том, что он действительно находился на невероятном [мировоззренческом] уровне.

Д. Гербич. Мастер айкидо Жерар Блез.«Black belt» выпуск 3, 2007.

«Этот исключительный человек [О-сенсей], вследствие долгих занятий боевыми искусствами и духовными практиками, создал искусство, которое, соответствуя всем его знаниям о будо и феноменам, рожденным во время его духовных опытов, имеет целью привести нас к видению Вселенной, обретённому им в ходе своих поисков».

Ж. Блез. Айкидо: поиск верного движения, Барнаул, 1999г.

******

«Я тут столько времени вам объяснял, что и как нужно делать, а вы продолжаете, как будто ничего не говорил и не показывал. На самом деле это нормально, когда к нам во Францию стал приезжать Хикитсучи-сенсей, нам понадобилось три года, чтобы научиться правильно тренироваться. Это происходит потому, что в голове всегда сидит идея, что вы должны защищаться; но в айкидо мы не учимся защите, мы учимся притягивать.

Даже сам Основатель айкидо говорил, что вот это противоречие находится в нашем мировоззрении, мы думаем, что когда нас кто-то атакует, мы должны защищаться; можно защищаться ответным ударом, или убегая, если вы испугались, но отношение и там и там одно и то же. Этому учатся в традиционных боевых искусствах; это искусство борьбы, там изучаются многочисленные, многочисленные ситуации и вы учитесь в каждой ситуации вести себя определенным образом.

Но О-сенсей всегда говорил, что вместо того, чтобы защищаться, надо как-то сказать партнёру «Иди сюда!» [выполнил ириминаге]. Вот если всё это у вас прошло, то человек просто обездвижен; я  позвал его, поэтому он пришел, вот и все.

Если у вас хоть раз получится вот так сделать, вы сразу поймете, что существуют другие способы для решения вот таких боевых ситуаций.

Но для понимания этого нужно чтобы ваше тело это прожило. А для того, чтобы однажды вот это пришло, я даю вам определенные техники, с помощью которых, я знаю, однажды это придет. Когда вы переживете этот опыт, вы тогда сразу примете то, что я вам сейчас говорю.

Я поверил тому, что говорил О-сенсей благодаря опыту, который я пережил тренируясь с моим учителем Хикитсучи-сенсеем.

На самом деле, в глубине души мало кто верит в то, что говорил Основатель айкидо. Говорят, что он был просто такой пожилой человек, это было послевоенное время, всем хотелось, чтобы не было войны; на самом деле он не был настолько старым, как это представляют.

Это был человек, который пережил определенный опыт и вот этот опыт привел его к созданию айкидо. Айкидо – это искусство притягивать людей. Вот так [показал]. Никакой силы не прикладываете. Я хочу, чтобы вы поняли это, почувствовали.

Даже Виктор ещё не согласен со всем тем, что я говорю, он говорит: «Ну да, да! А если вот так или так?». Поэтому, для того чтобы он пережил и осознал, я стараюсь на нём как можно больше проводить вот такие вещи.

О-сенсей дал нам вот эти движения – технику – чтобы мы сами пережили, смогли найти этот опыт.

Я знаю, что вот на них [на опытных учениках] это у меня хорошо получается, поэтому я могу показать, что может быть, что может происходить. Когда такие вещи получаются, я во всем теле чувствую приятное тепло, знаю, что и он это чувствует. И вот это позволяет расти нам обоим, потому, что нами переживается какой-то внутренний опыт. Я просто начинаю понимать то, о чём в действительности говорил О-сенсей. Я понимаю это телом не головой, потому, что то, что говорил О-сенсей невозможно головой понять, просто понять должно тело, вот это всё пережить.

Чтобы к этому придти, нам нужны жесты – техники, и благодаря этим жестам наше тело может пережить определенный опыт. Только так можно прийти к пониманию того, что говорил этот Основатель айкидо. Поэтому первое время нужно подчиняться тому, что говорит учитель. Это приведёт вас к тому, что вы сможете это пережить в своём опыте. И тогда вы поймете: «Да, стоило послушаться на тренировках!». И вы тогда уже сами будете продолжать поиск. Ваш один опыт будет накладываться на другой, и вы будете расти внутренне, и тогда вы начнете понимать то, о чем говорил Основатель.

Иначе можно сказать всякое, что он был слишком стар, говорил всякую ерунду и вообще был не в себе; и тогда можно спокойно заниматься чем угодно, повесить фото О-сенсея, но делать то, что хотим. Во многих местах с айкидо происходи именно это; О-сенсей там уже никому не нужен.

О-сенсей нашел много вещей, которые  являются очень тонкими. Если вы попробуете вот так тренироваться, вы тоже переживёте его опыт, это будет и ваш опыт тоже. Именно поэтому я даю вам эти техники – чтобы вы сами смогли все это прочувствовать.

На самом деле ответы на все вопросы по организации практики айкидо можно найти, как нахожу это я – в текстах О-сенсея. Потому, что на самом деле он все объяснил, но люди это не понимают потому, что не пережили этот опыт сами».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

«Это способ тренировки, который мы сегодня использовали очень тонкий. Эта часть тренировки, когда учатся притягивать и вести партнера немного потеряна некоторыми учителями. Если вы посмотрите на известных сенсеев, то увидите, что они притягивают людей, но проблема в том, что они этому не учат. Притягивание из айкидо постепенно исчезает. Но айкидо – это только это.

В изучении айкидо очень важен поиск притягивания. Этот поиск – поиск опыта, который приобрел в своей практике боевых искусств Основатель айкидо. Опыт который он приобрел, позволил ему создать то, что мы сейчас изучаем. Техники айкидо созданы для того, чтобы, практикуя и изучая их, получить такой же опыт.

О-сенсей имел такую, немного странную для нас, манеру объяснять. Вместе с тем, в его учении видны два очень ясных момента: это изменение дыхания и жжение в груди. Вся работа, которую мы делаем, которой я вас учу,  есть поиск этого. Эти объяснения совпадают с тем, что чувствовал Хикитсучи-сенсей. Айкидо сделано для того, чтобы почувствовать состояние его Основателя. То, что мы ищем – это очень четко и точно сформулировано.

Я даю вам указания, когда вижу, что этот поиск останавливается. Поэтому когда я вижу, что вы правильно всё делаете, я ничего вам не говорю.

Я бы хотел, чтобы вы приобрели собственный опыт, изучая те моменты, о которых я говорил. Вам нужно применять то, что я вам говорил и показывал. И затем с ростом опыта к вам придет то, что раньше не получалось.

Я много советовал на физическом уровне, но, мало помалу, вы поймете, что необходимо расслабить то, что находится внутри. Это те вещи, которые можно приобрести с опытом. Когда это начинает получатся, вы чувствуете спокойствие и расслабление, и способность вести людей увеличивается и развивается. Это мой личный опыт. И тренируясь таким образом, однажды можно получить тот опыт, который в своё время получил Основатель.

Если вы допускаете ошибки, вы не сможете получить этот опыт. Нужно быть точным [в методике тренировки]».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Барнаул, октябрь 2007г.

«То, что я говорю, вызывает затруднения в переводе, это очень трудно перевести, потому что это трудно понять на интеллектуальном плане, потому, что это ничего не значит без опыта».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Барнаул, октябрь 2008г.

«Когда я говорю, я стараюсь не оценивать того, что происходит, не давать оценки, чтобы у вас был свой собственный опыт, своё представление о происходящем. Я стараюсь не давать картинку того, что могло бы быть. Когда я тренируюсь, я что-то испытываю, но стараюсь никак не квалифицировать того, что происходит. Иногда что-то нагревается больше чем обычно, и тогда спрашиваю себя, почему? И тогда я начинаю искать, почему это происходит.

Именно поэтому вы никогда не слышите от меня, чтобы я говорил о ки или о кокю. Я говорю, что что-то циркулирует внутри тела, а вы чувствуете то, что вы чувствуете. Я даю упражнения и обращаю ваше внимание на какие-то моменты, чтобы вы могли экспериментировать и переживать».

Ж. Блез. Мастер класс по айкидо, г. Новосибирск, сентябрь 2008г.

«Изучая техники айкидо, мы учимся менять что-то в своем теле. Чтобы иметь возможность делать вот так [выполнил технику без физического контакта]. Эта техника учит чувствовать эту часть [грудь]. Я вас учу самым важным техникам, которые являются лучшим способом научиться делать вот такие необычные вещи.

Нужно делать волну. Если партнёр чувствует это [волну], его тело понимает и отвечает [резонирует].

Хикитсучи сенсей проводил такие опыты. Когда он выполнял техники на мне, я чувствовал, как он делает это. И что-то возвращалось ко мне. Затем, после того как у вас такое иногда начинает получаться, учатся тому, чтобы это получалось чаще, произвольно, по собственному желанию.

Вот это полная техника [держит партнёра на контроле не прикасаясь]. В этой ситуации его тело подпитывает и даже учит меня. Нужно правильно понимать, что то, что я сейчас показываю, не зависит от того, что кто-то сильней, а кто-то слабей. То, что происходит нужно понимать не головой, а телом [нужно пережить]».

Ж.Блез. Семинар по айкидо, г. Барнаул, сентябрь 2011г.

«Всё приходит с опытом. Мы сначала учимся тому, чтобы научиться двигать своё тело, бедра, плечи и т.д., а потом приходим к пониманию работы здесь [в груди]. И именно с помощью тела мы понимаем, что есть возможность использовать тело вот таким образом. И это помогает нам шаг, за шагом приближаться к О-сенсею. И когда эта часть [грудь] у нас совершено расслаблена, она становится очень чувствительной и взаимодействие с партнёром может происходить вот таким образом [без контакта]. А техника [механика жестов] – очень проста. Но именно при помощи неё я могу понять, как я могу расслабить вот это место [грудь], чтобы потом «запустить его в дело». Я не знаю, почему это происходит, но я знаю, что необходимо делать, чтобы это произошло. Но я не буду вас учить тому, что нужно делать, я хочу, чтобы вы были готовы это сделать. По крайней мере, для себя я работал именно таким образом.

Это следующий уровень обучения, который вы начинаете воспринимать и ощущать. И иногда у вас возникает ощущение, что ваше тело становится совершенно слабым. Но вы при этом ощущаете, что ваш партнёр падает гораздо «сильнее». Эти ощущения могут быть, могут не быть, но у меня есть такое ощущение. Безусловно, я сейчас говорю, исходя из своего опыта. Для меня есть вот такие этапы продвижения в айкидо. Наверняка есть ещё более «крутые». Да, несмотря на то, что вы все тут преподаватели, необходимо учиться и совершенствоваться и вам самим. Ваша задача не только добиваться прогресса в обучении своих учеников, но и не останавливаться в своём развитии. Именно поэтому нас здесь не так уж много и я не так много объясняю. Я просто делаю технику с каждым из вас. Чтобы таким образом передать вам эти послания. Мы практикуем, чтобы вы узнали о вот этих вот точках [бёдра, грудь], таких понятиях, как волны, ритмы и почувствовали их на себе. Это то, чем я занимаюсь, это те упражнения, которые я делаю постоянно.

Безусловно, у каждого из вас есть свой уровень и ваша задача найти свои способности и возможности. Безусловно, для ваших учеников механическая точность должна быть главной в первую очередь. Смысл в том, что нужно всегда держать в голове, что есть несколько уровней владения этой техникой. Я мог бы вас развлекать вот такими демонстрациями (техники без контакта), но я хочу, чтобы вы тоже научились это делать. Но в любом случае, если у вас нет основ, если вы неправильно расположены или имеете неправильную позу, то на более высоком уровне, конечно же, ничего не получится. Для меня техники [уровни техники], это воздвигаемая этаж за этажом конструкция. И так как вы учителя, вы должны все это услышать и благодаря тренеру понять. Именно так я вижу вашу эволюцию».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2011г.

«Не надо опираться на руку партнёра, надо просто приклеится к ней, и расслабить здесь [грудь], и тогда что-то произойдёт. Я использую выражение «произойдёт что-то», потому что ваше тело должно что-то пережить, испытать. Это не точное выражение. Именно ваше тело должно почувствовать, это должно стать именно вашим практическим опытом. Вы должны почувствовать [пережить на своём опыте] что-то внутри себя».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Барнаул, октябрь 2014г.

«Послевоенные техники уже дают чувство разогрева в груди. Это результат моего опыта. А моя цель, чтобы в результате тренировок это стало и вашим опытом. Это может быть такое ощущение, о котором я говорю, а может быть и другое. В процессе тренировок я открыл для себя этот «разогрев». Поэтому, когда я вас тренирую, я возвращаюсь к техникам 70-летнего возраста О-сенсея. Ещё более поздние техники очень трудно делать. Они слишком простые. В них ничего нет, просто какое-то такое движение рукой по кругу. Такое мы изучать не можем. Его тело стало как тело ребёнка. При этом интересно наблюдать, что же происходит. Поэтому на тренировках я смешиваю старые техники и новые, у нас есть время, чтобы почувствовать их».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2014г.

«Форму техник вы уже хорошо знаете, поэтому нужно работать вот над этими моментами, о которых я вам сейчас говорю. Последний этап – расслабление; мы делаем правильно технику и иногда это расслабление получается. Если мы хотя бы раз испытали [пережили] это ощущение, наше тело уже будет знать его. И постепенно оно будет к вам приходить всё чаще и чаще и может быть останется с вами надолго. Вот в этой простой технике есть все эти моменты.

Я вчера уточнил, что я даю вам эти техник потому, что ваш уровень это позволяет. Мы уже давно работаем вместе. Если бы были люди из других групп, я бы даже им не показывал это. Я бы им показывал атеми, перемещения и т.д».

Ж. Блез. Мастер-класс, г.Новосибирск, октябрь 2015г.

«На определённом этапе О-сенсей говорил, что всё [главная работа при выполнении техники] происходит здесь [в груди]. Но мы пока что работаем здесь и здесь [работаем на формирование нижнего и верхнего центра] и может быть со временем то, о чём говорил О-сенсей к нам придёт. Пока что мы учимся вот этим точным вещам. Здесь всё очень ясно и чётко. Это не то, что «ах как это всё красиво, любовь и тра-ля-ля [и прочие неопределённости, индивидуальные для разных людей]». Мы работаем над точностью определённых движений. И тогда [в результате такой работы] начинает что-то расслабляться, и открываются интересные вещи и мы понимаем, что оказываемся уже в какой-то другой логике. Я хочу, чтобы вы это открыли для себя. Это то, что я пытаюсь вам показать. Но всё остальное очень чётко: положения рук, положения ног, как мы входим, как мы двигаемся. Это всё очень логично всегда».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2015г.

******

Принимая во внимание идею о том, что «люди не понимают О-сенсея и не могут повторить его технических способностей потому, что не пережили его опыт»,

т.е. не имеют представления о том комплексе факторов внешней среды, учитывая которые он выстраивал алгоритмику своих практических действий (техник); или другими словами, не имеют его уровня практических знаний об Объективной Действительности, а, значит, и оснований для выстраивания способов действий, по своей практической эффективности приближающихся к его уровню,

то решение проблемы обретения понимания и повторения способностей Основателя изучаемого искусства, а, по сути, решение проблемы недостатка знаний, видится нам в использовании в своей практике методологии познания О-сенсея, являющемся способом помещения практикующего в условия непосредственного практического взаимодействия с объективными процессами того уровня Иерархии Объективной Действительности, которые будут содействовать приобретению опыта схожего с опытом, приведшим к созданию айкидо, и который послужит основанием для обретения мировоззрения, миропонимания и отношения, порождающих алгоритмику действий, аналогичную алгоритмике О-сенсея, сопровождающуюся близкой прикладной эффективностью и приводящую к сходному практическому результату.

******

Comments (0)

Оставьте мнение: