Ноя 17 2017

К методологии познания Основателя айкидо

Category: ДневникЕвгений @ 12:03

Мы уже отмечали, что Основатель айкидо не закрывает своим последователям ни возможность развития самого искусства, ни возможность совершенствования метода его освоения.

«Вбирай почтенные традиции в наше новое искусство и одевай их в свежие одежды; на фундаменте классических стилей строй новые, лучшие формы».

М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

При этом следует принимать во внимание, что, как в основе совершенствования в айкидо, так и в основе совершенствования самого айкидо (как и в любом другом практическом виде деятельности), находится процесс познания Окружающей Действительности, делающий практику искусства Морихея Уесибы философским инструментом познавательной деятельности, предназначенным для решения не только узких утилитарных задач, возникающих в условиях боевых ситуаций, но и задач того уровня и масштаба, которые ставит перед людьми их восприятие Общего Хода течения Жизни.

«Без будо нация приходит в упадок, потому что будо – это жизнь, посвященная любовной защите, и источник познавательной деятельности».

М. Уесиба. Айкидо – истинное будо. Искусство мира, «София», Киев, 1999г.

«Айкидо есть для того, чтобы понять самого себя, чтобы изучить Всемирные Явления, чтобы не забыть единое происхождение ИЧИГУЕН, чтобы раствориться в Провидении, чтобы узнать Закон и создать Техники Тонкие и Светлые». («Aikido Shinzui», стр.16).

Ж. Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Если же учитывать, что О-сенсей в своей практике классического будо опирался на цели и принципы, отличающиеся от того, что было принято в традиционной практике («ищу Бога», «нужно не Искусство Войны, а искусство Мира», – что, собственно, и вывело его на новый уровень прикладной эффективности в практике разрешения боевых ситуаций, позволяющий говорить о создании им нового вида боевого искусства), то это позволяет говорить ещё и о том, что его айкидо имеет свои особые философию и методологию познания. А также и том, что для того, чтобы прийти к пониманию Окружающей Действительности, бывшему у О-сенсея, и овладеть продемонстрированными им прикладными способностями, его последователям в своей практике айкидо, вместе с обязательным осуществлением познавательной функции, следует использовать и методологию познания Основателя изучаемого искусства.

«Этот исключительный человек [О-сенсей], создал искусство, практика которого имеет целью привести и нас к видению Вселенной, обретённому им в результате занятий боевыми искусствами и духовными поисками».

Ж. Блез. Айкидо: поиск верного движения, Барнаул, 1999г.

Для нас очевидно и то, что, как для совершенствования метода освоения способностями О-сенсея, так и для продолжения развития созданного им искусства, познавательная функция практики должна базироваться на принципах методологии, приведшей к созданию айкидо. Во всяком случае, должна быть не хуже в решении задач познания и описания процессов, явлений и закономерностей Объективной Реальности. А это требование предполагает знание целей и принципов ведения познавательной деятельности, находящихся в основании практики оригинального айкидо.

В том числе: почему для продвижения в изучении айкидо, для совершенствования метода его освоения и продолжения развития к нему необходимо относиться именно как к философскому инструменту познавательной деятельности? Почему обязательное в практике айкидо осуществление познавательной функции должно происходить с учётом методологии познания, используемой его Основателем? Каково содержание методологии познания Окружающей Действительности, приведшей к созданию айкидо (составная часть общего метода практики, поисками которого и описанием мы занимаемся)? Как эта методология соотносится с существующими методологиями ведения познавательной деятельности?

******

«Чтоб от ошибки уберечь

Себя источник нужен третий.

И этим третьим будет меч –

Методология столетий».

Всё, что будет сказано дальше, можно сказать короче. Но тогда это превращается в то, что известно уже давно, в т.ч. и в виде высказываний Морихея Уесибы об организации практики созданного им айкидо. Так можно сказать, что айкидо О-сенсея основано на особой методологии познавательной деятельности, позволившей через «настройку ума» («тонкое действие» настройки духа) найти в Матрице Возможных Состояний особую алгоритмику осуществления практической деятельности, сопровождаемую феноменом «силы притягивания», проявляющегося в высоком уровне прикладной эффективности. И чтобы прийти к такой же эффективности его последователям необходимо выявить принципы этой методологии «принципы изменения тонкого дыхания» и найти используемую О-сенсеем алгоритмику осуществления практических действий, самостоятельно проделывая всю ту методологическую работу, которую проделал О-сенсей, создавая свой вид «искусства духа и Мира». Однако эти раскрывающие глубинное значение и содержание метода практики айкидо, но слишком общие и абстрактные объяснения, обычно, далеко не ведут в осознании источника продемонстрированных Основателем искусства прикладных возможностей и поэтому никак не используется в организации практических занятий.

По своей сути, ситуация в практике айкидо такова, что можно говорить об отсутствии метода; что занимаясь айкидо О-сенсея, мы метода О-сенсея не имеем. Не имеем стержня, объединяющего существующие сегодня методики практики айкидо в единое искусство независимо от места его преподавания. Доказательством чему является и неспособность (а часто и отказ) современных школ айкидо воспроизводить в своих адептах прикладные возможности Основателя изучаемого искусства. И то, что не многие современные преподаватели айкидо могут показать, как приведённые выше высказывания О-сенсея участвуют в формировании их методик практики и реализуются ими в выполнении техник. И наблюдаемое дробление одного искусства на оспаривающие близость к учению Основателя направления и школы, в действительности, не имеющие отношения к способу практики будо Морихея Уесибы, но, умножением своего числа, ведущие к утрате метода обретения его способностей и исчезновению оригинального искусства.

«Некоторые создали свои собственные техники, хотя они до сих пор не могут сделать то, чему учил О-сенсей. Он мог остановить человека одним пальцем. Немногие могут хотя бы приблизиться к этому. Немногие хотят следовать учению полностью. В этом смысле моя практика отличается от остальных. Если такая традиция сохранится, ваза О-сенсея исчезнет вместе со мной. Этого не должно случиться».

М. Хикитсучи. Интервью. г. Париж, 1984г.

«Я сказал бы, что в наши дни (и не только в айкидо, но и вообще в воинских искусствах) очень сильно ощущается отсутствие именно «образования» [не владение преподавателями методом практики]. Важным направлением работы и сейчас, и в будущем является поиск пути, который бы заставил людей понять, что практиковать воинские искусства можно только максимально точно и правильно. Те, кто сейчас занимаются воинскими искусствами, похоже, не слишком задумываются об этом, всё своё внимание сосредотачивая только на собственной практике. Думаю, что сегодня эта позиция является неправильной, и мне хотелось бы увидеть здесь какие-то изменения».

С. Пранин. Интервью с Масатаке Фудзита, сентябрь 2007г, перевод Е. Петровой (М. Фудзита, шихан Айкикай, 8 дан, личный прямой ученик основателя айкидо Уэсиба Морихэй и его личный секретарь в последние годы жизни).

Можно говорить о существовании в методологии практики айкидо некоего замкнутого круга, не позволяющего его адептам выходить на уровень прикладных способностей Основателя изучаемого искусства. Люди не могут повторить способностей О-сенсея потому, что не используют его метод практики, а не используют потому, что не понимают и не владеют его основополагающими принципами, известными, но в форме, не в полной мере раскрывающей их смысловое содержание и не пригодной к использованию в непосредственной практике.

Скорее ситуации такова, что люди не столько «не хотят следовать учению О-сенсея», сколько не могут. Да, кому-то присущая им нравственность (нравственный запрет) не позволяет следовать тому, о чем говорил и учил Основатель айкидо. Но из числа тех, кто хочет следовать, многие не могут воспользоваться учением именно потому, что не могут его понять.

«Чтение этих трудов [статей и высказываний О-сенсея, содержащих его объяснения об айкидо], даже для японца, очень трудно. В самом деле, создатель айкидо использовал специфичный словарь, истоки которого надо искать в древнем учении Синто. Некоторые слова и выражения он создал сам, чтобы наиболее точно выразить свои мысли, описать свои чувства. И даже обычная фраза, часто встречаемая в обиходе, в его выражении приобретает особый смысл, так как понятия, описываемые учителем Морихеем Уесиба, не принадлежат обыденному миру. Очень часто О-сенсей говорил по интуиции и обращался к интуиции своего собеседника».

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

Мастер будо и мастер Пути Морихей Уесиба участвовал в управлении низкочастотными процессами, своими циклами, объемлющими века и тысячелетия (чтобы объединить людей в одну семью и создать рай на Земле требуется большое количество времени), восприятие которых требует особой чувствительности, и без чего они становятся не только непонятными для недалёкого обывательского взгляда, но и, просто, несуществующими.

Поэтому в передаче своих ощущений Объективной действительности, положенных в основание созданного им метода практики боевого искусства, он заботился о том, чтобы его идеи, становясь способными пронзить века и тысячелетия, могли быть использованы людьми не только разных культур, но и культурами, которые сменят существующие спустя длительное время. Короткие, ёмкие, образные, спрессовывающие огромные объёмы сведений, фразы О-сенсея предназначены для передачи большого объёма важнейшей для выживания человечества информации через очень большие интервалы времени, для осознания и использования их смысла людьми разных и в т.ч. будущих культур и цивилизаций.

Но чтобы воспользоваться заключённым в них смыслом его надо «распаковать». Упаковка информации («сжатие» в образные представления, способные быть опять развёрнутыми в понятия) нужна для передачи, но не для использования. И эта «упаковка» настолько плотная, а извлекаемые из неё сведения, настолько объемны, что выразить их коротко и просто в доступном для понимания виде не представляется возможным.

«Взбираясь по пирамиде понимания» на этаж выше, следует считать, что метод практики оригинального айкидо, всё же, есть и доступен. Однако желающие воспользоваться им стоят перед необходимостью «распаковки» его описания. Причём, говоря компьютерным сленгом, перед необходимостью такого «разархивирования»» некоего информационного файла, которая бы не привела к утрате и искажению содержащегося в нём смысла.

Такая «распаковка» возможна на основании, во-первых, личной практики, а, во-вторых, – практики, осуществляемой на том же методологическом обосновании, на котором было произведено архивирование информации.

«Мой опыт неоднократно показал, что объяснения создателя айкидо, смысл которых непонятен при первом чтении, со временем, с проведением тренировок, становились понятными и воспринимаемыми. Но это восприятие было возможным только, если фразеология учителя была соблюдена.

Так бессознательно удерживаемые в памяти одно слово или одна фраза, однажды в процессе тренировки, вдруг обретают конкретный смысл, наполняются конкретным содержанием. В этот момент вы поймете, что объяснения достигли своей цели. Если после этого перечитать тексты, то могут быть прояснены и другие его слова и фразы.

Именно таким образом, по моему мнению, нужно подходить к пониманию слов О-сенсея, а не стараться это делать как с «научной» книгой, удовлетворяющей разум и мышление».

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

А поскольку методология создания айкидо, по факту, полностью неизвестна (неосознаваема; но есть то, из чего её можно развить), то распаковка информации, наиболее полно извлекающая из дошедших до нас высказываний О-сенсея изначальный смысл об основополагающих принципах его метода практики, требует создания этой методологической теории:

где-то переозвучивания, где-то повторного личного открытия методологических принципов Основателя искусства, с подведением теоретического обоснования, теперь уже, на основании современных представлений и понятий, в форме, способной быть использованной в непосредственной практике занятий всеми его сторонниками, и стать тем стержнем, который объединял бы всё разнообразие своеобразных методик практики айкидо (и этим дополняя и развивая его) в единое искусство, через реализацию заложенных в него изначальным предназначением целей, ведущее к овладению прикладными способностями его Основателя.

«Если кому-нибудь удастся достичь уровня Основателя, тогда, пожалуй, айкидо нельзя будет изменить. Здесь я имею в виду немаловажную проблему: несмотря на то, что количество людей, преподающих айкидо, постоянно увеличивается, никто из них не занимался у Основателя. Более того, большинство из них даже не бывали в Японии. Часто это приводит к тому, что кто-то из них начинает учить вещам, совершенно противоположным тем, о которых говорил Основатель, к примеру, что нужно смотреть в глаза сопернику и т. д. Если так будет продолжаться, то, скорее всего, айкидо распадется на несколько направлений. Мне бы этого очень не хотелось. Но я не могу сделать больше, чем делаю сейчас: организую группы, где мы тренируемся так, как говорил Основатель. Ведь есть люди, которые действительно ищут, пытаются понять. Они приходят, задают вопросы…».

Ж. Блез. Решающей для меня стала встреча с учителем. «Айкидо в Сибири» № 3, октябрь 2003г.

В осуществлении такой работы мы опираемся на практику под руководством сенсея Жерера Блеза, поддерживая преемственность, восходящую к Основателю айкидо, и наше понимание «Достаточно общей теории управления», разработанной коллективным автором – ВП СССР.

Мы понимаем, что для многих людей, изучающих айкидо, эта работа, как им кажется, не относящаяся к тренировочному процессу, может показаться не только скучной, но и ненужной. Однако, реальность такова, что тем, кто в результате своих занятий хочет продвигаться к овладению способностями Основателя изучаемого искусства, когда-нибудь, всё равно, предстоит заняться теоретическим обоснованием метода практики айкидо О-сенсея с позиций наивысшего (методологического*) приоритета управления объективными процессами (т.е., по сути, раскрытием (описанием и обоснованием) методологии оригинального айкидо).

(*ДОТУ выделяет шесть уровней приоритетов обобщенных средств управления объективными процессами, рисунок 1). В соответствии с ними совершенствование в айкидо, посредством улучшения механической структуры практикуемых технических приёмов («горизонтальный» путь развития; то, что сегодня часто является единственным способом совершенствования в практике айкидо), следует отнести к наиболее низкому – силовому, – обладающему наименьшей мощью управляющего воздействия. Действуя с позиций силового приоритета, например, используя пистолет, можно убить нескольких человек. Используя ядерное оружие – сотни тысяч. Однако генное оружие (следующий за силовым приоритет управления) способно уничтожить целые народы и цивилизации. Вместе с тем, известно и то, что «там где не пройдёт войско [вооружённое, каким бы то ни было, огнестрельным, ядерным или генетическим оружием], там пройдёт осел, навьюченный золотом». Но ни за какие деньги невозможно ни купить, ни подкупить мировоззрение честного человека).

Рисунок 1. Приоритеты обобщённых средству управления (ДОТУ).

Иначе, без раскрытия и обоснования методологии О-сенсея, решение задачи по выяснению главного предназначения айкидо, источника его силы и овладению прикладными способностями его Основателя станет игрой случая, так как, даже для самых упёртых практиков, «отсутствие теории, это смерть!».

Вместе с тем, предлагая к рассмотрению вопрос о методологии оригинального айкидо, мы хотели бы показать, что его изучение может быть не только не скучным, но и интересным, а, главное, практически полезным и совершенно необходимым в раскрытии секретов особого будо Морихея Уесибы.

Для этого, рассматривая с высшего уровня обобщённых средств управления распространённые сегодня методики практики айкидо, мы приводим наглядные примеры, как присутствия в них методологического управления по мировоззренческой концепции О-сенсея, и того, как конкретные методические формы его выражения, решают задачу приближения к прикладным способностям Основателя искусства.

Так и примеры того, как:

-непонимание существования методологического основания под боевым искусством Морихея Уесибы (мировоззренческой концепции) и его особой специфики (конкретного отношения к Общему Ходу Вещей), проявляющееся в отказе от его использования в организации своей практики,

-или же неверное или недостаточное понимание методологии оригинального айкидо, ведущее к тому, что, процесс совершенствования тех или иных методов его практики, состоящий в избавлении от присущих им частных недостатков, в своём истинном направлении устремлённый к сближению своеобразных методик изучения айкидо по содержанию и результативности к методу Основателя искусства, подменяется процессом накопления индивидуальных ошибок, порождающий всё новые и новые направление практики, спорящие между собой, но, главное, не имеющее общего с айкидо О-сенсея, –

делают эти методики:

-либо неспособными вести своих приверженцев в направлении целей оригинального айкидо, превращая занятия под портретом О-сенсея в занятия «не айкидо»,

-либо бесполезными в достижении технического уровня Основателя изучаемого искусства.

Т.е. такие примеры, которые своей совокупностью, раскрывая содержание методологических принципов О-сенсея и позволяя оценить близость, как собственных методических позиций, так и методических позиций тех или иных современных школ айкидо, к методу преподавания Мастера Морихея Уесибы, содействовали бы организации и настройке непосредственного процесса своей практики айкидо, в направлении целей выяснения истинного функционального предназначения айкидо и овладения духовными и техническими способностями его Основателя.

******

Comments (0)

Оставьте мнение: