Ноя 26 2017

Особенная методология Основателя айкидо: Методология – то, что поднимает над проблемой

Category: ДневникЕвгений @ 11:49

В специальной и популярной литературе по боевым искусствам, вообще, и, непосредственно, по айкидо часто можно встретить обсуждение вопроса о роли боевого аспекта в раскрытии и овладении его многофункциональным значением, и даже о том, является ли айкидо настоящим боевым искусством, способным успешно решать задачу выживания в условиях боевой ситуации, обнаруживая при этом обоснования самых противоположных мнений.

Так, одни авторы говорят о том, что без изучения боевого аспекта айкидо невозможно двигаться в овладении его техническими секретами. Другие – о том, что айкидо, это, прежде всего, философия, раскрывающая сокровенные тайны Мироздания и повышающая качество повседневной жизни, за что третьи называют айкидо «танцами», не имеющими отношения к реальности. А ещё одни – о том, что айкидо, благотворно действующее на состояние духовного и физического здоровье, необходимо для изучения людям самых разных интересов, предпочтений и возрастов (сегодня обучение айкидо предлагают уже с четырехлетнего возраста).

И для того, чтобы оно стало доступным для понимания и овладения широкому контингенту, взывают к углублению «поставщиками услуг от айкидо» работы в области «мотивационно-ценностного управления», состоящей в решении задачи по «развитию устойчивого интереса, выражающегося в повышении удовлетворенности занятиями, активности в самоорганизации занятий, сохранности контингента занимающихся, а также способствующей повышению общего уровня мотивации, изменению структуры мотивационно-ценностных ориентации», в условиях современного потребительского общества, необходимой «для удовлетворения интересов и потребностей каждого занимающегося».

«Регулярные занятия японским боевым искусством айкидо способствуют сохранению психического и физического здоровья, раскрытию резервных возможностей человека. Это привлекает к занятиям айкидо все большее число занимающихся. Однако обеспечение прогрессивного развития занимающегося айкидо требует организации целенаправленного, планомерного, регулярного и длительного учебно-воспитательного процесса. В условиях современного российского общества, когда ученик и тренер являются потребителем и поставщиком услуг по физическому воспитанию, необходимо учитывать интересы и потребности каждого занимающегося, осуществлять изучение и направленное воздействие на мотивационно-ценностную сферу занимающихся айкидо. Проблема обеспечения устойчивого интереса к регулярным многолетним занятиям айкидо связана с необходимостью изучения мотивационно-ценностных ориентации занимающихся и разработкой технологии педагогического управления ими.

…На защиту выносятся основные положения:

1. В практической работе тренеров по айкидо недостаточно используется культурный потенциал, духовные и материальные ценности этого древнего вида борьбы. Вместе с тем культурно-воспитательный потенциал данного восточного боевого искусства может в значительной мере удовлетворять потребности занимающихся, мотивируя их к длительным и систематическим занятиям айкидо.

2. В тренировочном процессе с занимающимися айкидо необходимо учитывать особенности мотивационно-ценностных ориентации в зависимости от индивидуальных особенностей, пола, возраста, квалификации, стажа занятий.

3. Разработанная технология управления мотивационно-ценностными ориентациями занимающихся айкидо способствует развитию устойчивого интереса, выражающегося в повышении удовлетворенности занятиями, активности в самоорганизации занятий, сохранности контингента занимающихся, а также способствует повышению общего уровня мотивации, изменению структуры мотивационно-ценностных ориентации».

А. Камальдинова. Автореферат диссертации по теме «Педагогическое управление мотивационно-ценностными ориентациями занимающихся айкидо», 2006г.

Но айкидо ли это – изменённый, приспособленный под интересы дилетантов-потребителей метод практики,? Метод ли это О-сенсея?

Мы уже не раз отмечали, что айки-ДО Морихея Уесибы, будучи одним из видов практического искусства Пути Духа, одновременно: и боевое искусство, и нечто большее, чем пусть и мастерское владение приёмами боя. Вместе с тем, айкидо, это ещё и то, что  в своём, выходящем за границы утилитарного предназначения функциональном потенциале, имеет вектор противоположный тому, который направлен на удовлетворение прихотей, не видящих Общего Хода Вещей потребителей и ищущих свою паразитическую маржу конъюнктурщиков, и то, что гораздо более шире и глубже, чем духовное и физическое здоровье занимающихся, или обретение «мистической» силы притягивания.

Вопрос о принадлежности или непринадлежности айкидо к боевым искусствам не должен подниматься. Он должен стоять всегда. Он должен быть базовым, фундаментальным – проходящим через всю его практику. Один раз и навсегда, без какого-либо изменения мнения на этот счёт, должно быть решено, что айкидо, это боевое искусство, и что без боевого аспекта, привязывающего это искусство к Реальности и делающего его инструментом познания Реальности и решения  Жизненных проблем, не осуществляет никаких других своих функций.

«Понимай айкидо, прежде всего, как будо, а потом – как путь служения делу создания Мировой Семьи».

М. Уесиба. Айкидо – истинное будо. Искусство мира, «София», Киев, 1999г.

Но далее, после того как мы определились, что айкидо, это боевое искусство (и принцип практики: «Не быть открытым!», – является его первым базовым принципом, формирующим основание пирамиды его функциональных возможностей), то следует определиться и в том, чем оно отличается, от того, что есть в традиционных боевых искусствах и будо. И, главное, какими особенными средствами и методами преподавания эти отличия достигаются, так как они, определяя специфику методики изучения айкидо Морихея Уесибы, должны присутствовать и в практике его последователей. (Если мы думаем только о выискивании и наработке нюансов формы техник, подавляющих противника-конкурента в достижений ваших личных целей, – это одно методическое направление с присущими ему средствами и способами тренировки. Если же мы думаем о воспитании духа в соответствии с Матрицей возможных духовных состояний (типов духа*),  предопределённой Замыслом, в русле содействия реализации Общего Хода Вещей, то это другое методическое направление и, соответственно, другие средства и способы продвижения).

(*«О-сенсей всегда говорил о различных типах духа и души, и о том, как все устроено в мистическом** мире. Мы были очень молоды, и нам часто бывала скучна вся эта еженощная божественная рутина. Это была своего рода маска. Мы думали, что для того чтобы работать с О-сенсеем, мы должны мириться с ним в этом. Мы воспринимали все это, как архаический мир и нам он был не нужен; нам нужны были те техники, которые делал О-сенсей. Но на самом деле, источником секрета силы О-сенсея было всё, что он делал, поэтому игнорирование этой стороны О-сенсея было огромной ошибкой. Кадзуаки Танахаси.

С. Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

**«В суперсистемах возможно управление как структурными, так и без структурными способами. Кроме того, суперсистемы могут быт взаимно вложенными друг в друга, по принципу [русской] матрёшки, когда одна суперсистема является неким подмножеством другой, объемлющей её, суперсистемой. При этом элементы одной суперсистемы, являются элементами второй суперсистемы, объемлющей первую. Но не все элементы второй суперсистемы являются элементами первой суперсистемы.

Отношения между системами разных уровней их Иерархии может быть таким, что, с позиций вложенной системы, объемлющая система не видна.

Что в таком случае бывает?

С позиций вложенной системы некоторые её элементы начинают беспричинно и без видимой связи друг с другом действовать согласованно в направлении достижения некоторых, непредусмотренных системой, целей.

…Многие мистические явления представляют собой проявление управления на основании виртуальных структур, осуществляемого с высших уровней организации Мироздания. Так, ноосфера планеты Земля, с точки зрения многих, не существует, на том основании, что они не могут её увидеть и потрогать руками. Вседержительность Божия для многих является предметом веры, а не объективного существования [как и типы духа (проявления действий, подчинённых закономерностям высших уровней организации Мироздания), о которых имел представление  О-сенсей; по сути, «говоря об устройстве мистического мира», О-сенсей рассказывал о закономерностях взаимодействия в Иерархии взаимовложенных суперсистем]».

М. Величко. Введение в Достаточно общую теорию управления. Товарищ правда, https://www.youtube.com/watch?v=0TvurtcmbZI)

Сказать, что айкидо, это непротивление и использование энергии атаки нападающего, так это есть и в других боевых искусства и спортивных дисциплинах, от айки-дзюцу, до дзю-до.

«ДЗЮ (японск.): 3. Мягкий; нежный; гибкий; податливый. Это понятие подразумевает вовсе не слабость, а скорее гибкость тела и духа: «подобно бамбуку, гнущемуся под тяжестью снега, но не ломающемуся». Впрочем, понятие «дзю» включает в себя не только гибкость и мягкость, но также силу и стремительность».

«ДЗЮ ЁКУ ГО-О СЭЙ СУРУ» (японск.): «Мягкость правит силой». Этот даосский девиз оказал влияние на все боевые искусства будо. Он восходит к изречению китайского философа ЛАО-ЦЗЫ [VI в. до н.э., который не придумал этот принцип, а, всего лишь заметив его существование и использование в практике, дал ему словесное выражение]».

Линд, Вернер. Энциклопедия боевых искусств. Москва, Астрель: АСТ, 2007г.

« «Хито э ми» означает, что вы объединяетесь с противником в «одно целое». В некоторых школах это действие называется слиянием. …Существует два способа слияния с атакой… Разница между позитивным и негативным методом заключается в относительном направлении силы. Если атака и защита движутся в одном направлении, то это мягкий стиль; если они движутся в разных направлениях, то это жесткий стиль… Некоторые рю отдают предпочтение одному из этих двух методов. Но ни одно рю не использует исключительно один или другой стиль».

Ф. Дж. Ловрет. Путь и сила: секреты японской стратегии. «София», г. Киев, 2000г.

Заявлять, что айкидо – искусство не причинения вреда, но это есть и было в разновидностях искусства «взять живым» или полицейских техниках задержания, за счёт применения «контролируемого силового воздействия», решающих при осуществлении задержания подозреваемых в совершении правонарушений и преступлений, задачи недопущения наказания большего допущенного проступка (когда молодой человек сорвал для своей девушки цветок там, где это делать запрещено, а ему за это, при задержании для справедливого привлечения к ответственности, сломали руку), или недопущения неисправимых увечий в отношении вообще невиновных добропорядочных граждан, случайно оказавшихся поблизости от места совершения преступления.

«Для совершения актов насилия теперь нужны специалисты. Область применения таких специалистов достаточно широка (от полицейских до солдат), но, несмотря на это, их функции остаются неизменными: в той или иной форме на них возложена задача применения контролируемого насилия».

Ф. Дж. Ловрет. Путь и сила: секреты японской стратегии. «София», г. Киев, 2000г.

«Полицейские техники стоят несколько особняком в ряду боевых искусств Японии в силу специфики своих задач, требующих не мгновенной смерти или увечий, но иммобилизации, обезоруживания и конвоирования преступника, по возможности, не очень сильно поврежденного. Поэтому и арсенал приёмов здесь подбирается соответствующим образом, задействуя в меньшей степени удары, и в большей – болевые замки и заломы.

…При этом внутри самурайского «семейства» также можно отчетливо выделить обширный пласт полицейских техник, получивших наибольшее развитие в почти трехвековую мирную эпоху Токугавского сёгуната (1603-1868г.г.)».

В. Хорев. «Круги на воде: Окинавское кобудо в современной жизни». Феникс, Ростов-на-Дону, 2001г.

О непротивлении, отсутствии агрессии и не причинении вреда, вместе с тем, сопровождаемыми надёжной защитой от нападений, рассказывая об айкидо, в первую очередь, говорят представители всех его направлений. Вот только не все из них на деле могут показать то, о чём рассказывают, или описать методику подготовки, ведущую к овладению способности проявления всех этих, перечисленных выше, качеств в одном действии (фото 1, 2), т.е., всего лишь, бездумно произносят, не пытаясь реализовать в выполняемых техниках то, о чём сами же говорят, как о визитной карточке изучаемого искусства.

Фото 1. Не айкидо.

Фото 2. Айкидо О-сенсея.

Представляя методику практики айкидо  Жерара Блеза, мы уже говорили о том, что он использует в ней и «старые» техники, и работу с оружием, и даже, по его словам, «не имеющие реального практического смысла атаки» (такие как, например, «ай-ханми катате тори»), отмечая, что делает он это, понимая, что они не решают основную задачу айкидо О-сенсея. И делает, либо для того, чтобы с их помощью решать те определённые задачи практики, которые присущи всем видам боевых искусств, и которые эти упражнения делают наилучшим образом, в частности, овладение «механической точностью движений», способностями «двигаться всем телом», «двигаться быстро» или «двигаться спонтанно».

«Айкидо создано для того, чтобы развивать силу притягивания, но если вы сделаете малейшую ошибку в передвижениях, в техниках, то эти техники не будут работать на развитие силы притягивания.

…Всю логику движений относительно себя и относительно партнёра мы сохранили из старых техник; жесты абсолютно не изменились.

…Все движения в айкидо пришли из боевой логики… Это очень простая логика».

Ж. Блез, семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

«Есть несколько аспектов тренировки, на которые следует обращать внимание. Во-первых, логика действий в соотношении с принципами будо. Это то, как мы располагаем себя, как перемещаемся. То, что помогает отслеживать правильное расположение – это возможность сделать атеми. В соотношении с логикой будо мы изучаем перемещения и координацию действий».

Ж. Блез, семинар по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2016г.

«Вы все делаете примерно одну и ту же ошибку, вы думаете о том, как бросить рукой, но это невозможно. Начинает движение грудь, а рука – продолжает… Нужно изучать, как движется вот эта часть [грудь], потому чтоа рука только движется за ней.

…Вчера мы изучали «старые» техники. Они показывают, как надо использовать вот эти части тела [бёдра и грудь] вместе одни блоком, благодаря тому, что в них  нет таких движений [наклонов корпусом]… Я нашел, что эти техники, действительно, учат тому, как использовать тело целиком, как двигаться телом единым целым. Учат двигаться всем телом без предварительной подготовки.

…Это старые формы, старые техники, они очень интересны, чтобы научиться двигаться вперед, сохраняя прямое положение».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, 2005г.

«Это старые формы, старые техники. Они очень интересны тем, что помогают научиться двигаться «всем телом». С помощью них вы учитесь делать «иккё» не руками».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, 2008г.

«Если вы не научитесь правильно двигаться телом [не изучите технический аспект движений, которые мы изучаем], то настанет момент, когда вы не сможете двигаться вперёд. Мы потому и возвращаемся, все время, к этим «старым» техникам, что с их помощью можем научиться правильно двигаться [научиться точности движений].

…Утром мы делали довольно старые техники. Это я даю только на стажировках, на обычных занятиях я их не даю. Когда у нас занятия длятся 2-4 часа их неплохо добавлять. Они все учат правильно двигаться. Они также учат нас скорости. Благодаря им, вы учитесь двигаться быстро. Поэтому на тренировках я смешиваю старые техники и новые; у нас есть время, чтобы почувствовать их».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2014г.

«Ещё они [старые техники] учат быстро двигаться, поэтому я их использую, чтобы тренироваться в этом направлении. То же самое, когда мы работаем с синаем, и когда  должны двигаться с полной скоростью. И, тренируясь таким образом, мы открываем, что наше тело может двигаться спонтанно».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2015г.

«Это [упражнения с бокенами в парах] не совсем айкидо, это довоенная форма и здесь мы не призываем партнёра. В этих техниках тот, кто нападает, всегда начинает первым, второй, кто принимает атаку, действует во вторую очередь [в айкидо же, первым начинает тот, кто делает технику]. Но двигаться нужно так, чтобы всё равно оказаться в безопасном положении. Это база кен-дзюцу. В айкидо по-другому, в айкидо мы вызываем атаку [действуем первым]. Но выполняя эти старые техники, вы научитесь правильно двигаться технически. Поэтому я хочу позаниматься  с вами этими вещами».

Ж. Блез. Мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2016г.

«Если кто-то из вас умеет обращаться с мечом, можно попробовать с помощью меча притягивать. Это та же работа как от «шомен» и «ёкомен» без оружия.

… работать с бокеном в айкидо можно только вот таким образом [показал движения «шо чи кубай но кен»]. Если вы занимаетесь в школах традиционного кендо, то там, конечно, другая работа.

…Притягивание с бо я уже вам показывал. То же самое можно делать и против меча.

…Если вы будете тренироваться таким образом, как я вас учу, то, вот это притягивание с оружием, у вас тоже получиться. Но чтобы этому научится, нужно работать на более простом уровне».

Ж. Блез, семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Либо для того, чтобы искусственно создаваемую в рамках тренировочного занятия ситуацию превратить в учебную – создающую условия, погружение в которые решает основную техническую задачу практики оригинального айкидо – проявление и наращивание силы притягивания (а также и многие другие задачи оригинального метода практики О-сенсея).

«Я уже много раз говорил, что, в плане будо, этот захват [«ай-ханми катате тори»] не имеет смысла. Кого-то так брать, это совершенно глупо, потому что так мы открываемся для атаки партнёра. Нам этот захват интересен тем, что он учит нас призывать партнёра. Интерес этой работы заключается в этом: призвать и вести.

Ж. Блез, семинар по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2016г.

«В этой техник мы почему-то всё время делаем одни и те же ошибки. У меня в зале в Париже происходит то же самое. Я всё время объясняю, что этот захват [«ай-ханми катате тори»] не имеет прикладного смысла. Здесь мы просто тренируемся в том, чтобы научиться кого-то призывать и вести. Некоторые люди показывают атеми, когда кто-то ошибается в выполнении техники и это хорошо. Потому что я только так и нашёл правильные действия; когда я делал что-то не так, я просто сразу же получал по голове.

…Тело призывает, чтобы вести. Очень важно уйти с линии атаки и призвать партнёра. Этюд состоит именно в этом. И эта [непрактичная в прикладном отношении] техника хорошо служит тому, чтобы научиться призывать и вести партнёра. Если вы эти вещи осознали, то сможете делать и немного другое [показал «ириминаге» с притягиванием]. Это то же самое. Наша работа с этой техникой, как раз, этому и учит. Это нужно хорошо понимать.

…Это вас научит вот таким вещам [показал технику «шо чи кубай но кен»]. Сначала мы поднимаем бокен, чтобы призвать его действия, и затем, опуская меч, я ухожу с линии, а потом я опять поднимаю меч, как руки в «ириминаге». Поэтому, мы делаем это упражнение [«шомен-учи – ириминаге»], и, постепенно, наше тело начинает понимать то, что я вам показываю. Но если вы это [простое] не будете делать, то всё остальное [сложное и привлекательное] совершенно бесполезно [останется недостижимым]».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2015г.

К тому же, занимаясь воссозданием метода практики айкидо, ведущего к обретению способностей его Основателя, и затрагивая вопросы о влиянии оружейных техник на создание техник айкидо и их месте в методике обучения, преследующей цель развития силы притягивания, мы не можем не принимать во внимание мнение по ним сенсея Жерера Блеза, и уж тем более, мнение Основателя искусства, как и замечания других специалистов в области айкидо и боевых искусств, создающих представление, отличающееся от укрепившегося сегодня взгляда на источники возникновения айкидо и способы совершенствования в нём.

Если оружейные техники предполагают блокирование своим оружием оружия партнёра, то, например, под меч, способный разрубить человека пополам, руку не подставишь.

«И одним ударом меча

Перерубил ему правый набедренник,

Коленную чашечку, седло

И ещё пять ребер его коню».

Сказание о Ёсицунэ (Памятник японской литературы конца XV – начала XVI в.в.)

«Итак, имея в виду почти полную идентичность различных типов японских клинков в технологическом плане, давайте ограничимся подробным рассмотрением наиболее яркого и известного представителя славного семейства – большого самурайского меча. Воистину, трудно отыскать в анналах истории грешного человечества другое подобное оружие, обладающее настолько явным, испытанным в веках комплексом смертоносных характеристик, выдвигающих его на первое место по эффективности и универсальности практического применения. Давайте в который раз поглядим на нашего героя:

Продвигаясь сверху вниз, мы видим следующие зоны и детали его поверхности:

– «Ха» – режущая кромка, лезвие, заточенное вручную до немыслимой остроты, соизмеримой с остротой лучших булатных клинков. Известно, что японские мечи способны разрезать в воздухе шелковые платки ничуть не хуже индийского булата».

В. Хорев. Японский меч. Десять веков совершенства., г. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003г.

И это условие Жизни (обстоятельство Общего Хода Вещей) вносит отличия в образ мыслей безоружного и принимающего условия Реальной Действительности человека и, как следствие, в стратегию, тактику и механику выполняемых им действий и, соответственно, в методику тренировки по подготовке к противодействию вооружённому нападению.

«Многие из вас по-прежнему делают «шомен» и, поскольку вы делаете «шомен» у вас автоматически получается, что вы защищаетесь [подставляя под удары свою руку]. А если у человека, который против вас, в руках меч?

Многие говорят, что айкидо пришло из техник с оружием, я в это не верю. Представьте, что кто-то будет, вот так, вас рубить мечом, а вы подставляете руку. Только подумайте об этом! Если вы будете ждать, удары последуют куда угодно, потому в айкидо и нет ката. В принципе, по своей сути, вы свободны, и не обязаны постоянно атаковать только «шомен-учи». Это нужно осознать: мы не учимся защищаться, мы учимся притягивать людей».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2004г.

«Q: Какое место в айкидо занимает работа с оружием?

Ж. Блез: Практически нет этого места. Когда я начал заниматься айкидо, 43 года назад, мы не занимались с оружием, в то время Основатель был ещё жив. Потом неожиданно мы начали много этим заниматься, и все объяснялось тем, что айкидо произошло от работы с оружием. Но уточнения никакого не было, никто не мог конкретно сказать, что именно пришло в айкидо из работы с оружием. То ли манера передвижений, то ли атаки, то ли форма ударов, точно сложно сказать. Есть учителя, которые, для того чтобы доказать, что айкидо происходит из работы с оружием, стали немного изменять технику. Они говорили, раз меч идёт вот так, значит мы должны вот так двигаться.

После смерти О-сенсея большое число учителей айкидо начали много работать с оружием, но при жизни Основателя этого не было. Я думаю, что если бы работа с оружием была настолько важна, сэнсэй очень чётко всё это объяснил, а он этого не делал. И сейчас учителя, взяв в руки оружие, делают все по-разному. Возможно, связь с оружием есть в том, как мы передвигаемся, как двигается тело. К примеру, я занимаюсь с оружием уже 20 лет, и за такое время тело уже научено определенным образом двигаться. Но, повторюсь, это через 10-15 лет практики, не через год-два, следовательно, нужно время. Именно поэтому я предпочитаю говорить, что нет особой связи. Иначе люди в определенный момент начинают думать об оружии, забывая то, что говорил Основатель айкидо.

Д. Гербич. Мастер айкидо Жерар Блез. «Black belt» Черный пояс, выпуск 3, 2007г.

«Всё дело в том [у вас не получается эффективно выполнить технику], потому что вы всё ещё продолжаете защищаться [логика защиты организует и осуществляет ваши физические действия]. Если атакующий начинает первым делать «шомен», вы защищаетесь [подставляя свою руку под его удар]. Если представить, что атака выполняется мечом, то подставить руку под меч для защиты, это невозможно [меч разрежет и руку и то, что находится за рукой]. Это очень просто представить и понять. Если Слава [атакующий] будет делать мне «шомен», а я буду защищаться, то у меня с ним ничего не получится. Если кто-то умеет выполнять правильную атаку, то от неё часто защититься просто невозможно. Но дело в том, что, нападая, вы не делаете правильную атаку, вы просто останавливаете руку на голове партнёра. Если делать атаку так [показал], то всё меняется [его партнёр не смог защититься]. Есть несколько уровней взаимодействия в ответ на атаку. Мы сейчас изучаем ситуацию, в которой, в тот момент, когда партнёр поднимает руку, мы входим в него. Затем мы продолжаем: открываемся, чтобы вести его. Это немного искусственная [облегчённая для возможности осуществления процесса обучения] ситуация, но действуя и входя в него, мы не защищаемся. Мы не подставляем руку под его удар. Когда есть реальная атака, мы не касаемся партнёра [его бьющей руки]. Здесь не должно быть контакта [показал]. Но это уже другой уровень работы».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, июнь 2015г.

«Занимаясь по-настоящему, нельзя [позволять атакующему] до вас дотрагиваться. Как будто вся жизнь в тренировке [ошибка в виде касания выполняющего технику – в условиях реальной боевой ситуации – ваша гибель]».

М. Хикитсучи. Высказывания об Айкидо. Материалы, печать, выпуск Анни Морель 26 января 1998г.

«… 43 года назад, весной 1965 года, кажется, это был день моего поступления в ученики Хомбу Додзё, перед началом тренировки я увидел боккен, висевший на стене. Мне захотелось взять его в руки, но в тот момент, когда я только прикоснулся к нему, из дальнего угла додзё на меня, подобно грому, обрушился чей-то голос, который сурово и на весь зал сделал мне замечание: «Ты что делаешь?». Сначала я даже не понял, что произошло, кто на кого и за что накричал, я даже в лицо еще никого из учителей не знал. Через некоторое время я понял, чей это голос, потому что накричавший на меня человек после небольшой паузы добавил: «Белый пояс не должен даже прикасаться к боккену или дзё. Боккен и дзё – для тех, кто уже освоил базовую технику айкидо». Слова эти относились ко мне, но я понял, что они звучали для всех присутствующих в додзё. Это был Основатель …».

И. Тацунори. Что является целью айкидо? (Из материалов сайта Алтайской конфедерация боевых искусств (aikidodze.ru)).

«Aikido Journal: Использование оружия в айкидо ещё один момент, по которому есть много разных точек зрения. Как вы считаете, у оружия есть своя роль в тренировках айкидо?

Изояма сенсей: Я определенно считаю что есть. Такие техники как тачидори (техника отбора меча) и джодори (техника отбора палки) включены как часть программы сдачи на дан. И люди, которые делаю только техники без оружия, не смогут ее выполнять. Разве не так?

Так же, если вы сами недостаточно хорошо управляетесь с оружием, вы не сможете правильно реагировать, когда у вашего оппонента есть оружие. Как выдумаете, у вас бы получилось выполнять тачидори из техник айкидо против меча эксперта по кендо? Или если бы практикующий Мусо-рю джо дал бы вам шанс отобрать у него джо, думаете это было бы так легко? Я очень сомневаюсь.

Я думаю, техники с оружием чрезвычайно важны, но я так же думаю, что это очень опасно практиковать их только поверхностно. Если вы собираетесь заниматься с оружием, то занимайтесь правильно и очень тщательно. Это единственная причина, почему я думаю, что нет большой необходимости практиковать вещи типа тачидори или джодори во многих вариациях. Тантодори (техники отбора ножа), также я практиковался против настоящего меча, но только в нескольких вариациях. Все что вам надо это одна или две техники, и если вы овладеете ими действительно хорошо, тогда вы будете подготовлены для самозащиты против подобных вещей настолько хорошо, насколько это только возможно. И конечно, в любом случае, в тренировках с оружием есть элемент опасности.

Так как мы не можем заниматься с настоящими клинками, мы используем вместо них деревянные мечи (бокен). Но если вы хотите тренироваться настолько эффективно, насколько это возможно, то вы постоянно должны думать о бокене как о настоящем мече, а не о палке. Это включает быстрые, решающие, полные решимости атаки. Вы не сможете достигнуть нужную степень серьезности, если вы рубите только для того, что бы сделать укеми. Это хорошая идея, держать в уме такие мысли, когда вы занимаетесь с оружием.

Часто говорят, что в айкидо нет состязаний. Я думаю, что у этого есть несколько уровней значений, но О-сенсей айкидо однажды сказал: «Победа и поражения относительны, тогда как айкидо ищет не относительную, а абсолютную силу. Поэтому айкидо это ежедневная тренировка, что бы победить до сражения».

Aikido Journal: Как вы думаете, каким было видение техник с оружием у основателя? Например, в соответствии с Морихиро Сайто сенсеем, основатель много тренировался с оружием и поэтому айкидо Сайто сенсея содержит много техник с оружием. С другой стороны, другие указывают, что основатель не преподавал оружие в Хомбу Додзё и даже злился, если люди с ним тренировались.

Изояма Сенсей: Я думаю, то, что О-сенсей не преподавал техник с оружием в Хомбу Додзё, может быть правдой. Это может быть из-за того, что он не тренировал там достаточно много времени. Когда он возвращался назад в Ивама, у него было полно времени для таких занятий и те из нас, кто был там, на самом деле изучали такое оружие как кен и джо. Поэтому то, что говорит Сайто сенсей правда.

Теперь по поводу того, что О-сенсей злился, если люди занимались с оружием в Хомбу Додзё. В действительности, я сам видел, как О-сенсей злился, однако это было потому, что люди делали парную практику с мечом (кумитачи), хотя они не могли делать достаточно хорошо даже самостоятельные упражнения с мечом (субури). Я думаю, О-сенсей считал, что если его ученики собираются заниматься с мечом, то они должны делать это правильно. И он злился, если видел, что они просто размахивают мечами, как будто они в какой-то самурайской драме.

Однажды для нашей демонстрации с Сайто сенсеем, я думаю у меня тогда был сандан (третий дан, прим. перев.), я спросил О-сенсея, можем ли мы использовать настоящий клинок для тантодори. Но он отказал. Я думаю, что он имел лучшее представление о моих способностях, чем я сам в тот момент, и он знал, что это будет не самой лучшей идеей. Немного позже я использовал настоящий клинок в другой демонстрации, на которой О-сенсей не мог присутствовать, и, конечно, я поранился. Я чувствовал себя настолько глупо, что мне потребовалось вот так пораниться, чтобы понять, почему он отказал мне в первый раз».

Интервью с  Х. Изояма, автор Dark Paladin, aikidojournal, 22 октября 2009 г.

Кроме того, вместе с  потерей направления на изучение технического аспекта, имеющей место при уклонении от реалий Жизни в игру «размахиваний мечом, как в самурайской драме», теряется и ментальное направление тренировки, присущее практике оригинального айкидо и состоящее в развитии силы притягивания.

Если совсем уж коротко говорить о специфике метода практики О-сенсея, то в рассматриваемом нами контексте, следует отметить следующие моменты:

-в айкидо главное воспитание духа, так как эффективность форм его техник достигается настройкой ментального состояния (техники – только лишь средства для настройки духа);

-в практике техник айкидо ищут то состояние духа (создают ту настройку ума), которое порождает проявление «силы притягивания», заставляющую действовать партнёра нужным айкидоке образом, что позволяет ему «вести атакующего» по тем линиям формы технического приёма, на которых тот, всё более и более утрачивая способность к продолжению атакующих действий, в итоге, оказывается в положении (ментальном и физическом), в котором полностью теряет возможность действовать и сопротивляться;

-условиями возникновения силы притягивания (характеристиками состояния ума и тела, при которых проявляется сила притягивания) являются: состояние «не иметь ничего против партнёра» на ментальном плане и состояние «абсолютного расслабления» на уровне тела.

Учитывая эти, проистекающие из Жизни, обстоятельства, становится понятным, что появление в руках стоящего перед вами партнёра образа того, что способно одним ударом разрубить человека пополам «и ещё пять ребер его коню», вместо успокоения и расслабления, к которым и может призывать преподаватель, наоборот, внесением дополнительной опасности, будет только повышать и без того высокие градусы вашего духовного и физического напряжения. То есть, будет препятствовать внесению в целеполагание вашей практики задачи развития силы притягивания: закрывать возможность восприятия явления притягивания партнёра, как некоего объективно существующего процесса, а, следовательно, мешать вовлечению его в свою практику для организации на его основе процесса технического совершенствования. А, в итоге, несвоевременное оружие в руках, может так и не позволить узнать истинное значение айкидо О-сенсея и сути метода его изучения, в первую очередь, состоящего в настройке духа, создающего эффективные формы, как безоружных, так и оружейных техник.

«Искусство Мира не имеет формы – оно есть изучение Духа».

М. Уесиба». Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1999г.

«… Однажды я вам расскажу, как работать с мечом! Но если вы сейчас учитесь делать «никкё» и руки при этом у вас остаются мягкими, то вы уже учитесь держать меч!..»

Ж. Блез, мастер-класс по айкидо, Новосибирск, 2006г.

И для того, чтобы разобраться в особенностях метода практики О-сенсея, чтобы, опираясь на методическую базу практики традиционных боевых искусств, как на один из источников создания айкидо (техническая база), позволяющий практикующим его людям, не выпадая в область «танцев», оставаться в границах Объективной Действительности, выйти на осознание ещё одного источника искусства О-сенсея*, формирующего его духовную основу (целеполагание и алгоритмику его осуществления) и позволяющего успешно решать самые различные вопросы по организации тренировки, ведущей к осознанию «значения айкидо», вкладываемого в него Основателем искусства и овладению продемонстрированной им «силой притягивания» и, вообще, к раскрытию всего генетического (заложенного в человека Богом) потенциала практических  возможностей (в т.ч. и такие как: «стоит ли, занимаясь воссозданием метода практики О-сенсея, возвращаться к техническому истоку искусства?» и если стоит, то «в каком аспекте это возвращение должно происходить, чтобы не была утрачена суть оригинального айкидо, ведущая к овладению способностями его Основателя?» и многие другие), необходима опора на методологию, исходящую из предельно высокого уровня обобщения.

(* «Нужно, чтобы вы поняли, что невозможно, чтобы вы сразу сделали всю технику правильно, потому что в ней смешаны жесты и состояния тела [т.е. если вы совершенно правильно делаете технику, но находитесь в соответствующем духу айкидо состоянии, то ваша техника не будет эффективной; именно это объясняет тот факт, что люди точно повторяя вслед за О-сенсеем технику не могут воспроизвести в ней его эффективности и по это причине, не имея верного представления о направлении практики оригинального айкидо, начинают искать корни этой эффективности там, где её нет – в форме техник, создавая при этом и новые приёмы, и целые уводящие от истинного айкидо направления практики]».

Ж. Блез, мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2006г.)

То же самое, что и на методологию, исходящую «из Источника, находящегося в «скрытых сферах»».

«Цель воина – согласно высочайшему предназначению овладеть боевыми техниками, оживляющими и явный, и скрытый миры. Непрерывно тренируйтесь в явном мире, тренируйтесь в царстве скрытого, пока вы не сможете свободно пребывать одновременно в обеих сферах».

М. Уесиба. Будо: учение Основателя айкидо. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999г.

«Выйди за пределы сферы жизни и смерти, и тогда ты сможешь пройти через все кризисы спокойно и безопасно… Чтобы воистину реализовать Искусство Мира, ты должен быть способен свободно играть в проявленных, скрытых и божественных сферах».

М. Уесиба. Искусство Мира, из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997г.

«Когда О-сенсей УТОНЧАЕТ свою мысль, её ясность находится вне нашей способности понимания… Остаётся только практика, чтобы проникнуть в эту сферу. Его указания становятся объявлением принципов, которым необходимо следовать в практике айкидо. Соблюдение этих принципов, позволит в процессе тренировок реализовать эксперименты, которые начнут нам раскрывать настоящую сферу айкидо О-сенсея».

Ж. Блез. Речи и статьи Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

Из Источника Замысла, задающего направление Общего Хода Вещей и наделяющего Силой, создавшей и поддерживающей течение этого Хода, помогающей преодолевать возникающие в Жизни проблемы и противоречия всех тех, кто искренне присоединяется к его реализации, в соответствии с уровнем полноты, детализации и целостности Его (Общего Хода Вещей) осознания.

«Истинное будо нашей страны, это путь достижения очень большой гармонии. Это значит… устанавливать на Земле Устав Неба». («газета шк. Айкикай». 10 ноября 1960г.).

Ж. Блез. Речи и тексты Основателя по практике айкидо. Барнаул, 2000г.

«Искусство Мира действует повсюдуот безбрежных пространств Космоса до мельчайших растений и животных. Жизненная Сила проникает всюду, её мощь не знает границ. Искусство Мира позволяет нам ощутить Её и соприкоснуться с этим огромнейшим Запасом Вселенской Энергии».

М. Уесиба. Искусство Мира, из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997г.

Из Источника, благодаря которому, получая направление для верного решения самых различных вопросов тренировки, мы имеем возможность выстраивания методической последовательности учебных задач практики айкидо (иерархии уровней изучения),

«Существует много уровней для обучения … Во всех тех техниках, которые показывал О-сенсей, есть уровни изучения».

«Мы всегда делаем «иккё», но суть не в том, чтобы знать больше техник, а в том, чтобы через технику передать больше информации. Информации о том, как лучше привлечь и вести партнера».

«Если у вас есть это направление занятий, если вы начнете работать так, как я показал, то вы найдёте эти разные уровни практики айкидо, и тогда одна и та же техника будет помогать учиться на любом из них… И тогда можно изучать «иккё» часами, и не уставать от этого».

Ж. Блез. Семинар по айкидо, г. Санкт-Петербург, 2004 г.; мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, 2006г.

в которой формы техник, сформированные «почтенными традициями» боевых практик (формы, происходящие из Реалий Жизни), «одеваясь в новые одежды», задействуются для осуществления новых функциональных предназначений, которых нет в традиционном будо и овладение совокупной реализацией которых, порождая «новые, [но главное] лучшие формы», будет вести к осознанию значения айкидо, вкладываемого в него Основателем искусства, а через него – к овладению его способностями, в т.ч. в виде проявления «силы притягивания» и, вообще, к раскрытию всего генетического (заложенного в человека Богом) потенциала практических  возможностей. Или другими словами, имеем возможность выстраивания последовательности объектов развивающей дух гармонизации, находящейся в основании практики оригинального айкидо и состоящей в объединении с более высоким нравственным уровнем в Иерархии Объективной Духовности.

«Быть на Пути означает быть единым с волей Бога и следовать ей. Если мы хоть немного отклоняемся от нее, это уже не Путь».

М. Уесиба. Будо: учение Основателя айкидо. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999г.

«Просветленные никогда не перестают работать над собой. Достижения таких мастеров невозможно описать словами».

М. Уесиба. Искусство Мира, из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо. Сборник «Айкидо: искусство мира», София, Киев, 1997г.

«Пять принципов айкидо, сформулированные М. Уесибой:

…5. Акидо – это путь силы и сострадания, который ведёт к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога».

М. Саотомэ. Принципы айкидо. Папирус, г. Санкт-Петербург, 1996г.).

«Таким образом, айкидо – Вселенский Путь и тренировка «айки» – это есть тренировка божественных техник; и во время таких тренировок наша сила согласуется и гармонизируется с Силой Вселенной». («Aikido Shinzui», стр.31).

«Если в тренировке будо … ваша мысль всегда остаётся в вашем теле [в рамках ваших текущих функциональных способностей], это не меняет ничего. Но если вы сможете выполнить объединение со Вселенной [в своих целеустремлениях выходите за рамки текущих функциональных возможностей и, затем, подтягиваете прикладные способности к возвышенным целеустремлениям] это развивает (вас и вашу технику). («Aikido Shinzui», стр.104).

Ж. Блез. «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Барнаул, 2000г.

Айкидо создано мировоззрением О-сенсея и служит для обретения мировоззрения такого же уровня.

«Таким образом, этот исключительный человек [О-сенсей] вследствие своих духовных поисков, осуществлённых с помощью занятий боевыми искусствами, создал искусство, которое соответствовало всем его знаниям будо и тем чувствам и феноменам, появившимся в нём во время его духовных опытов. Искусство, которое также имеет целью привести и нас к этому, пониманию, к этому видению Вселенной, которое он получил в ходе своих опытов».

Ж. Блез. Айкидо: поиск верного движения. Барнаул, 1999г.

И,  для того, чтобы обрести такое мировоззрение (те же характеристики полноты, детализации и целостности восприятия Окружающей Действительности), благодаря которому и «старые», и оружейные техники становятся средством решения функциональных задач, выходящих за рамки традиционного будо*, необходимо в своём миропонимании (мировоззрение в лексике) выйти на уровень обобщений О-сенсея.

(* Вспоминается история, рассказанная сенсеем Жераром о том, как его учитель по дзё-до шиндо мусо (искусство обращения с палкой длинной 128 см, в котором Жерар Блез имеет 7 дан), видя достижения своего ученика, однажды с горечью упрекнул его в том, что тот использует работу с оружием именно для продвижения в изучении айкидо.)

Понимая зависимость прикладной эффективности практической деятельности от мировоззрения и миропонимания, эту же мысль можно высказать и чуть по-другому: недостижимые результаты О-сенсея, это проявление обобщения, обобщения особого уровня; чтобы прийти к его способностям, а прежде понять и воспользоваться его методом практики, необходимо подняться на его уровень обобщений.

Действительный же уровень методологического обобщения выражается и идентифицируется содержанием предельно обобщающих понятий, на которые опирается практика. В этой связи становится интересным вопрос о выяснении предельно обобщающих понятий, находящихся в основании метода практики оригинального айкидо.

******

Comments (0)

Оставьте мнение: